Посты в иудаизме кратко

Обновлено: 01.07.2024

Посты в иудаизме (ивр. צוֹם ‎, цом; תַּעֲנִית, та‘анит) — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона.

Содержание

В Библии

Назначение поста

В древности пост преследовал разные цели.

  • В знак траура. Смерть царя Саула была отмечена однодневным постом (2Цар.1:12), а среди особо преданных ему людей — семидневным (1Цар.31:13). Отказ царя Давида поститься после смерти сына (2Цар.12:21-23) вызвал удивление придворных.
  • Для предотвращения или смягчения бедствия. Перед лицом природного или общественного бедствия объявлялся общественный пост. Так, израильтяне постились перед сражениями против колена Биньямина (Суд.20:26), филистимлян (1Цар.7:6; 14:24) и врагов в Заиорданье (2Пар.20:3). Народ постился, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи (Иоил.1:14; 2:12,15). Пост также соблюдался в надежде отвратить угрозу истребления со стороны вавилонян (Иер.36:3,9) и персов (Есф.4:3,16) и вызвать спасительное вмешательство Бога (например, 1Цар.7:9), смягчить тяжесть иноземного ига (Неем.9:1), а также отвратить нависшую угрозу Божественного наказания (как, возможно, было, когда Навот был обвинен в богохульстве — 3Цар.21:9).
  • Как акт, сопровождавший молитву. Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился сорок дней (Исх.34:28; согласно Втор.9:9, 18 — дважды); Саул постился накануне встречи с духом Самуила (1Цар.28:20); Даниилу в ответ на его молитву и пост были ниспосланы видения (Дан.9:3; ср. 10:3). А также перед совершением особо важного акта представителями народа (3Цар.21:12).
  • Пост рассматривался как акт раскаяния, выражение подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. В Талмуде[1] пост сравнивается с жертвоприношением; страдания человеческого тела рассматриваются как принесение человеческой крови и жира на алтарь. Так, царь Давид постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну (2Цар.12:16-17, 22); Бог смягчил наказание Ахаву, потому что тот постился и унижал себя (3Цар.21:27-29; см. также Пс.34:13; 68:11; Езд.10:6).

В иудаизме

Наиболее известный в иудаизме день поста — Йом Кипур (День Искупления), когда Галаха запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Тем не менее, этот день в еврейской традиции относится к праздничным. Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (Тиша бе-Ав) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов.

Пост Девятого Ава предваряется тремя траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.

Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё, отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. Перед Пуримом отмечается пост Эстер в память о событиях, описанных в книге Эстер (Есфири), а перед Песахом существует так называемый пост первенцев. Все эти посты продолжаются от рассвета и до появления звёзд.

Существует также ряд необязательных постов, например в канун новомесячий, 3 дня понедельник-четверг-понедельник в месяц после праздников Песаха и Суккот.

В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например р. Цадок постился 40 лет, чтобы Иерусалим не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней и т. д.

Примечания

Источники

    , Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4. , Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.

Ссылки

  • Материалы Еврейской энциклопедии
  • Посты в иудаизме

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Пост в иудаизме" в других словарях:

Пост (религия) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Пост … Википедия

Пост первенцев (Таанит‑бхорим) в иудаизме — Пост первенцев (Таанит‑бхорим) – пост мужчин‑первенцев в иудаизме в память о спасении первенцев Израиля во время Казни первенцев , десятой из казней египетских. В 2011 году он приходится на 18 апреля. Когда фараон отказался по просьбе… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пост Эстер — (ивр. תַּעֲנִית אֶסְתֵּר,‎ Таанит Эстер) в иудаизме день траура и поста, длящийся от рассвета до наступления сумерек 13 го адара, в канун праздника Пурим. Если тринадцатое адара выпадает на Субботу, пост переносится на предшествующий… … Википедия

Пост Гедалии — (ивр. צוֹם גְּדַלְיָהו‎, цом Гдальяһу) в иудаизме, день траура и поста, отмечаемый 3 го тишрея, на следующий день после Рош Ха Шана (двухдневного праздника начала нового года). Пост продолжается от восхода солнца до появления первых звезд,… … Википедия

Пост 17 Таммуза в иудаизме — Таммуз четвертый месяц года по еврейскому календарю. 17 таммуза проводится, согласно Иерусалимскому Талмуду, пост в память о взятии стен Иерусалима Навуходоносором и Титом. В 2011 году пост 17 Таммуза приходится на 19 июля. Обычно соответствует… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пост (религ.) — Пост, установленный некоторыми религиями запрет на определённый срок приёма всякой пищи или отдельных её видов (особенно мяса, рыбы, молочных продуктов). Происхождение П. связано с некоторыми культовыми ограничениями в древнейших классовых… … Большая советская энциклопедия

Пост — I (Post) Эмиль Леон (11.2.1897, Августов, Польша, 21.4,1954, Нью Йорк), американский математик и логик. Читал лекции по математике и логике в Колумбийском, Нью Иоркском и др. университетах США. Им получен ряд фундаментальных результатов в … Большая советская энциклопедия

Пост первенцев — В память о чуде спасения евреев первенцев от последней, десятой египетской казни которую Всевышний обрушил на Египет перед исходом евреев первенцы (как у отца, так и у матери), в том числе коэны и левиты, согласно Галахе, должны в канун Пейсаха… … Википедия

Церковный пост — Пост ритуальное воздержание от принятия пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др). Содержание 1 В христианстве 1.1 Значение поста 1.2 У ранних христиан … Википедия

Ораза — Пост ритуальное воздержание от принятия пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др). Содержание 1 В христианстве 1.1 Значение поста 1.2 У ранних христиан … Википедия

В эти дни наш народ постигли трагические события, отнявшие от нас огромные духовные ценности.

13-го адара в дни Мордехая и Эстер над еврейским народом нависла угроза полного уничтожения. Весь народ постился и молился Б-гу о спасении, и враги евреев были преданы им в руки.

Цом Гедалья

В этот день был убит Гедалья бен Ахикам, которого царь Вавилона назначил правителем над евреями, оставшимися в Эрец Исраэль после разрушения Первого Храма. Его убийство повлекло за собой окончательное изгнание евреев из Израиля и гибель многих тысяч из них. Подробнее об истории поста Гедальи

Законы поста [↑]

Запрет есть и пить [↑]

В дни общественных постов запрещено есть и пить. Тот, кто ел или пил по ошибке или умышлению, обязан продолжить поститься. Нельзя также споласкивать рот и чистить зубы.

Все посты (кроме Тиша Беав) начинаются с самым началом рассвета и продолжаются до появления звёзд; в ночь перед этим можно есть и пить, однако тому, кто спал ночью и проснулся до рассвета, можно будет есть ночью только в том случае, если он мысленно обусловил это заранее.

В дни таанит цибур (кроме Тиша Беав и Йом Кипур) разрешается пить и есть беременным или кормящим женщинам и больным.

Даже те, кому разрешено есть в таанит цибур (дети или взрослые по указанным выше причинам), не должны наслаждаться изысканными блюдами или напитками, а есть и пить только необходимое для поддержания организма и пребывать в скорби вместе со всеми евреями.

Молитва и пост [↑]

К Торе вызывают только тех, кто постится.

Всё еврейское: 10 уникальных постов

В конце концов, это случилось, завершившись в 1948 году созданием активно развивающегося и ныне процветающего Государства Израиль. Народ Книги, прошедший тысячелетние испытания, породил феномены, связанные с историей, культурой, фольклором, родственными и семейными отношениями.

1. Еврейская история – пример целеустремленности детей Сиона. Порядка 2000 лет тому назад практически все иудеи были изгнаны с Земли Израиля, рассеявшись по миру. Долгое время они жили общинами на других территориях, в основном, на Ближнем Востоке, в Африке, в Европе, переживая периоды процветания, сменяемые жестокими погромами, преследованиями, а то и истреблением. Но представители этой уникальной нации, испытав множество жизненных тягот, но движимые идей создания собственного государства на своих исконных территориях, возвратились на историческую родину и создали процветающую страну.

2. Еврейская кухня, традиционно разделяясь на ашкеназскую и сефардскую, подчинена достаточно строгим религиозным законам. В основе приготовления многих блюд лежит кашрут, иначе говоря, пригодность, дозволенность продуктов с точки зрения Галахи. Древняя иудейская гастрономическая культура помогала и продолжает помогать удерживанию целостности еврейского народа, рассеянного по разным странам. Что касается собственно еврейских блюд, то они, к примеру, форшмак, шакшука, фалафель, покорили своими вкусовыми качествами и другие народы.

3. Еврейские праздники, отмечаемые на государственном уровне, занимают особое место в культуре этого уникального народа. Главных из них – семь: еврейский Новый год Рош а-Шана, Йом-Кипур, или день Искупления, Суккот, Ханука, весенний маскарад Пурим, светлый Песах, День независимости Израиля Йом а-Ацмаут. Эти религиозные и светские торжества сопряжены с событиями, которые являются основополагающими для существования еврейской нации. Празднуют их по еврейскому календарю, где доминирующая роль отведена фазам Луны, что делает дни торжеств плавающими.

4. Еврейские притчи тесно связаны с иудаистской верой, в основе которой лежит глубокая этическая идея с отправной точкой, заключающейся в единстве рода человеческого и равноправии отдельных личностей. Считается, что представители разных народов различаются не по расе и происхождению, а по участию нравственных сил в человеческом существовании. Так что добродетельные побуждения и деяния являются главными критериями жизни людей. Это отражается в поучительном смысле еврейских притч, которые раскрывают общечеловеческие понятия: почтительное отношение к родителям, заботу о бедных, почитание субботнего отдыха, отказ от идолопоклонничества и ложных клятв, уважение к чужой собственности, запрещение проклятия, очернения людей и так далее.

5. Еврейские пословицы являются органичной частью культуры этой умной и образованной нации. Данные фольклорные творения как кладезь еврейской мудрости передаются из поколения в поколение, применяясь в определенных ситуациях. Они преподают важные жизненные уроки, позволяют посмотреть на происходящее с другого ракурса. К примеру, существует немало таких пословиц, в тактичной иносказательной форме дающих советы по поводу общения и поведения людей в повседневной жизни, отношения к деньгам и материальному благополучию, воспитанию детей и так далее.

6. Еврейские анекдоты – одно из ярких проявлений юмористической культуры человечества. Они вобрали в себя уникальный колорит, мудрость, ироничность, утонченность. Еврейские шутки, вне всякого сомнения, являются отличной зарядкой для ума и мышц лица. Ценность юмора этой удивительной нации заключается в искренности ее персонажей, общающихся между собой, удивляющихся, влюбляющихся, воспитывающих детей, дающих советы на все случаи жизни. Особенность его в удивительной самокритичности, желание посредством беззлобного смеха избавиться от собственных недостатков. Кроме того, еврейские анекдоты способны избавить людей от скуки, депрессивного состояния, улучшить настроение, раскрасив серые будни цветами веселья и добра.

7. Практически все еврейские имена несут глубокую смысловую нагрузку. Евреи, называя своего ребенка, будь то мальчик или девочка, полагают, что имя влияет на собственно человеческую сущность, предопределяет его будущую земную жизнь. Мужские и женские имена у евреев разделяются на определенные категории. Самые значимые их группы связаны с Богом, Священными писаниями, природой. Много имен, являющихся образными определениями у девочек и связанных с родительским видением у мальчиков, как бы предопределяют будущее предназначение потомков. Есть и такие, которые не имеют однозначного перевода.

8. Еврейские фамилии появились лишь в конце XVIII столетия. Закон, изданный в 1787 австрийским императором Иосифом II, предписывал наделить всех иудеев наследственными фамилиями. До этого у них были только имена, отчества, прозвища. Первыми фамилиями стали Коэн и Леви, обозначавшие священнослужителей и их помощников. Впоследствии появилось множество их вариаций. Среди еврейских фамилий много связанных с топонимами – названиями мест, где проживали евреи, профессиями, мужскими и женскими именами. В Российской империи присвоению фамилий евреи обязаны поэту и государственному деятелю Гавриилу Романовичу Державину. Он считал, что фамилии должны являться отражением, как характера человека, так и отношения к нему власть имущих. В середине XIX века вышел указ, запрещающий евреям менять фамилии даже при переходе в иную веру.

9. Еврейская мама – это своего рода феномен этого уникального и колоритного народа. Именно по материнской линии определяется национальность ребенка. Еврейские мамы отличаются абсолютной жертвенностью, что является их естественным состоянием. Поэтому, несмотря на их крикливость, придирчивость, властность, желание постоянно давать советы, выросшие дети буквально боготворят их. А как же иначе, ведь именно мама вкладывает в свое чадо гордость за еврейский народ, объясняя ребенку при любых обстоятельствах, что он самый лучший на свете. Она же постоянно хвалит свое дитя, отмечая даже малейшие успехи, с детских лет воспитывая невероятную уверенность в себе. Папа же всегда находится на заднем плане, работая, доставая, пробивая, решая бытовые проблемы, чтобы его супруга высоко несла собственное величие гордой представительницы еврейского народа.

10. Еврейские корни – то, что является доказательством принадлежности к данной нации. Кого же относят к евреям? Согласно религиозной версии им считается человек, у которого родная мать является еврейкой, или тот, кто принял иудейство. С юридической точки зрения, это дети и внуки представителей нации, которые находятся в официальном браке. Но есть определенный нюанс, касающийся предков. По отцу они могут быть любой национальности, а вот по матери должны быть только евреями. Знание своих еврейских корней важны для возрождения семейных традиций, объединения с соответствующей этнической группой для проведения религиозных обрядов, церемоний, праздников, наконец, для возвращения на историческую родину с получением гражданства Израиля, воссоединения со своими родственниками.

Пост (ивр. ‏צוֹם‏‎, цом; תַּעֲנִית, та‘анит) — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона.

В посты запрещено есть и пить

В посты запрещено есть и пить

Существует два основных видов поста: постоянный и непостоянный.

17 Тамуза римлянам, осаждавшим Иерусалим, удалось пробить брешь в стене и ворваться в город.

9 Ава были разрушены Первый и Второй Иерусалимский Храм; кроме того, в этот день произошли другие трагические для еврейского народа события.

3 Тишрей был убит Гедалья бен Ахикам, и последние евреи, остававшиеся в Эрец Исраэль после разрушения Иерусалима вавилонянами, были изгнаны оттуда.

10 Тевета вавилоняне приступили к осаде Иерусалима, которая закончилась разрушением города и Храма.

Еще один пост — Таанит Эстер — был установлен в память о трехдневном посте, объявленном евреями Персидской империи во времена Мордехая и Эстер, когда злодей Гаман задумал истребить их всех до единого. Он приходится на 13 Адара — накануне праздника Пурим.

Посты Йом Кипура, 17 Тамуза, 9 Ава, 3 Тишрей и 10 Тевета приходятся на тот самый день, когда произошло событие, в память о котором было решено установить пост. Иначе обстоит дело с Таанит Эстер.

Эстер, Мордехай и все евреи, жившие в столице персидского государства Шушане, постились в тот страшный год три дня — 13-го, 14-го и 15-го Нисана, то есть пост захватил начало праздника Песах. Мудрецы разрешили тогда поститься в праздник, потому что речь шла о жизни и смерти для всего еврейского народа. Однако в будущие времена было решено поститься 13 Адара, в день, когда евреи Персидской империи готовились напасть на своих врагов, то есть в канун праздника Пурим.

Относительно поста Гедальи существуют определенные разногласия. Некоторые считают, что Гедалья был убит 3 Тишрей и мы постимся в самый день его убийства. Согласно другой точке зрения, он был убит 1 Тишрей, в первый день Рош Гашана, и поэтому мы переносим пост на третье число.

Существует разницам между Йом Кипуром и 9-ым Авом и другими постами. Все другие посты начинаются утром, в то время как пост Йом Кипура и 9-го Ава начинаются уже с вечера.

О законах постоянных постов можно причитать тут.

Есть возможность, что вся община примет на себя пост. Обычно причина для принятия поста всей общиной – множество бед. Также есть возможность отдельному человеку принять на себя пост.

Человек может также принять на себя личный пост. Есть различные причины для личных постов: для исправления дурного сна, для искупления грехов, если упал свиток Торы или тфилин.

Цель поста – пробудить в наши сердцах тшуву, раскаяние, а также служить нам напоминанием о наших собственных действиях и о действиях наших праотцов, которые и стали причиной ужасных событий, постигши наш народ. Воспоминание об этих трагедиях должно привести нас к осмыслению собственного поведения и к возвращению в Всевышнему.

Статья пятая из серии "Мировые посты в помощь человеку".

Предыдущую статью читать тут .

Начало цикла статей - читать тут

Назначение поста в иудаизме – напомнить человеку, что важное, что второстепенное.

Всевышний и Его Воля есть главное.

Человек, занятый своими заботами, может забывать о главном приоритете, увлекаться мирскими попечениями и страстями. Человек вспоминает о главном, как говорят еврейские мудрецы, в трех случаях: старости, болезни или в жизненном неблагополучии.

Пост создает специальные условия, чтобы человек подумал о важном.

Пост именуется в иудаизме двумя словами: цом и таанит .

Священная история еврейского народа, описанная в Талмуде , показывает, что сурово постились все духовные вожди Израиля ( Моисей, Соломон, Иаков, Давид, Саул и др. ), пророки ( Иеремия, Иона, Даниил и др), праведные ( Иов, Мордехай и др), в важных событиях для народа: не евши, не пивши, но всем существом направлявшиеся к Высшему. Смысл поста был очищение человека скорбью и покаянием, чтобы услышать Волю Всевышнего, получить от него важное: решение, искупление грехов, защиту от бед.

Современные посты иудаизма короткие , очень строгие , их немного (всего 6 основных, два из них – держатся сутки каждый, остальные только световой день), но они обязаны к соблюдению, если нет противопоказаний. Но даже если есть телесные показания, поститься душой (то есть скорбеть, а не пировать в это время) обязанность каждого еврея.

Два самых больших поста (около 25 часов) это самый главный - Йом Кипур (день искупления, покаяния и очищения всех грехов за год, проводится осенью, через 10 дней после еврейского Нового года - Рош-ха-Шана) и 9 Ава (день траура в честь уничтожения двух храмов в Иерусалиме; проходит летом).

Самый главный пост в иудаизме установлен Торой, дан Моисеем. Это пост Йом Кипур . Это строгий пост, который длится сутки (с захода солнца до захода солнца) и обязан к соблюдению всеми иудеями, за исключением тех, кому положены послабления. Этот пост никогда не переносится, на какой бы день он не попадал. Даже если этот день – священная суббота.

В это день нельзя есть, пить, умываться, чистить зубы, носить кожаную обувь, иметь супружескую близость, работать. Этот день не траура, а радости. Это день молитв. Ибо в этот день Господь искупляет грехи за прожитый год, человек освобождается от них.

Пост строгий, но радостный. Искупление грехов - это освобождение от них, и радость души.

Строгий пост в иудаизме предполагает от человека не есть и не пить (чтобы создать условия телесного и душевного смирения), не чистить зубы, не полоскать рот, не делать омовения маслами и не носить кожаную обувь, не иметь интимной близости. Кожаная обувь –признак земного благополучия. А пост это признак смирения и духовного раскаяния человека перед Всевышним.

Другие посты, кроме главного - Йом Кипура , установлены уже еврейскими мудрецами, а не Торой и являются священными днями скорби и траура еврейского народа.

Другим строгим большим (то есть в течение полных суток) постом является пост 9 Ава. Это день траура еврейского народа по событиям истории, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимский Храмы. Это пост в течение суток, сухого голодания и всех ограничений.

Другие посты, более короткие (по проведению похожи на мусульманские – весь световой день, от рассвета до захода солнца) тоже посвящены событиям Священной истории еврейского народа:

  • Пост 17 Тамуза (пост четвертого месяца). Священная память о трагедии и боли, когда римляне пробили брешь в стене Иерусалима и ворвались в город.
  • Пост Гедальи (цом Гедалья, пост седьмого месяца, на 3 Тишрей). В этот день был убит Гедалья бен Ахикам, начальник евреев, назначенный вавилонским царем Навуходоносором, евреи были изгнаны из Иерусалима.
  • Пост 10 Тевета (пост десятого месяца). Память о трагических событиях, когда вавилоняне приступили к осаде Иерусалима, который затем был ими взят и разрушен Храм.
  • Пост Эстер (таанит Эстер, накануне праздника Пурим). В этот священный день истории все евреи проводили 3 дневный пост, желая защиты от злодейского указа персидского придворного Амана об уничтожении всех евреев. Мордехай и царица Эстер (Эсфирь) спасли тогда весь еврейский народ. В память об этом спасении проводится этот короткий (светлая часть суток) и строгий пост.

О правилах поста в иудаизме.

Кому дается послабление?

Детям (девочкам до 12 лет, мальчикам до 13 лет), тяжело болящим, беременным и кормящим женщинам. Но, даже если есть послабление, в этот день люди очень скромно едят, не делают культа из еды, сохраняют соответствующий проводимому посту настрой души

Если врач запрещает пост, то раввин его тоже не одобрит. Евреи не приветствуют насилие над телом. Тело дано Богом и надо использовать его на добро, а не убивать. Есть такая еврейская мудрость: лучше пусть человек пожертвует одним постом, который ему запрещают по здоровью, чтобы соблюсти потом другие, чем наоборот. Мудрый еврейский прагматизм.

Если человек не знает правила поста и из-за этого нарушил пост или не провел его, то он не подлежит наказанию, но научению. В иудаизме срабатывает такое правило: незнание закона освобождает от его исполнения. Не знал – узнай, и проведи, как положено. Мудро и милостиво.

Но если человек знал о посте и нарушил его осознанно, то должен искупить свой грех перед Всевышним искренним раскаянием и получить Его прощение, и потом- честно провести пост. Не перед людьми, а перед Всевышним, ибо пост это всегда действия перед Его Очами.

Другие посты у евреев, это посты, не установленные традицией - Торой и мудрецами, но которые могут применяться для пользы людям.

Возможно проведение общинных и личных постов в тех обстоятельствах, которые необходимы еврейской общине или отдельному человеку. Для отвода неблагоприятных обстоятельств, для скорби и покаяния во очищение, для обретения важного решения. Кроме того, пост может проводиться человеком в день памяти родителей (если те не живы), перед свадьбой. Необходимо накануне таких неустановленных, а принимаемых самим человеком или общиной постов, принимает на себя обязанность поститься во время молитвы Минха предыдущего дня.

Если человек принимает обязанность поститься несколько дней, то в иудаизме это значит: не есть и не пить только в светлое время суток, несколько светлых суток. Если эти дни поста идут не подряд, то он должен перед каждым давать обет во время молитвы Минха.

Читайте также: