Поступление в лицей пушкина кратко

Обновлено: 05.07.2024

31 октября 1811 г. был открыт Царскосельский Лицей. Родителям 12-летнего Александра Пушкина пришлось много хлопотать, чтобы определить сына учиться в привилегированное училище – Императорский Лицей в Царском Селе. Было объявлено, что желающим поступить в Лицей нужно сдать экзамен. Но прежде этого нужно было быть включенным в список допущенных к экзаменам.

Сергей Львович, отец будущего лицеиста, понимал, что только его просьбы включить сына в список допущенных к экзаменам недостаточно. Нужно было ходатайство какого-либо авторитетного чиновника. Сергей Львович был знаком с несколькими такими высокопоставленными людьми. Они оказали ему помощь, и имя Александра Пушкина было включено в список кандидатов, допускаемых к экзаменам.

Сдать экзамен было тоже недостаточно для поступления. Нужно было по конкурсу занять место и получить номер в списке для тех, кто принят в Лицей.

Все хлопоты по устройству дела причиняли Сергею Львовичу немало беспокойства, но он понимал, что решается судьба его сына Александра: как и кем он проявит себя в жизни; займет ли место достойное дворянина, обеспечивающее его материальное благополучие.

Александр Пушкин

Александр Пушкин

Александру Пушкину как включенному в этот список нужно было ехать из Москвы в Санкт-Петербург. Он поехал с дядей Василием Львовичем и с лакеем из крепостных крестьян Никитой Козловым, который обычно сопровождал Сашу на прогулках по Москве (однажды они видели императора Александра I, приезжавшего в Москву; другой раз в сопровождении Никиты Козлова Саша забрался на колокольню Ивана Великого, осматривая город). Первую ночь Санкт-Петербурге Василий Львович со спутниками провел в гостинице, на другой день нашли квартиру на Мойке.

Лицей Рисунок Пушкина

Лицей Рисунок Пушкина

Экзаменовали влиятельные люди: сам министр А.К. Разумовский, директор департамента министерства народного просвещения И.И. Мартынов, директор Лицея В.Ф. Малиновский. На экзаменах, судя по способностям и подготовке кандидата, принималось решение, будет ли юноша принят в Лицей. 8 августа экзаменовались 12 кандидатов. Троих в Лицей не приняли.

Монахиня Серафима (Розова)

Монахиня Серафима (Розова)

В тот же день экзаменовались еще 21 человек. Из них не приняты были шестеро. Александр Пушкин – в числе принятых.

Список воспитанников Лицея утверждал император Александр I.

Подготовила монахиня Серафима (Розова)

СПРАВКА
Монахиня Серафима, в миру Ксения Алексеевна Розова (1901–2001), окончила Высшие государственные литературные курсы, первый медицинский институт. Кандидат медицинских наук. Работала в Медгизе, в Издательском отделе Московской Патриархии, участвовала в издании первой Библии в советское время. Последние пять лет жила в богадельне при храме Всех Святых Ново-Алексеевского монастыря, выпускала православные календари-святцы.

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

Дружеские связи

Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.

Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

Императорский Царскосельский лицей был открыт по приказу Александра Первого 19 октября 1811 года. Царскосельский лицей работал с 1811 по 1843 год. Он являлся привилегированным высшим учебным заведением для дворянских детей.

Первый приезд Александра Пушкина в Царское село

В 1811 году Василий Львович Пушкин, известный в то время писатель, привез робеющего племянника, будущего великого поэта Александра Пушкина в Царское село, чтобы его племянник мог получить блестящее по тем временам образование.

Царскосельский лицей был обязан дать стране блестяще образованных, молодых людей с новыми взглядами на жизнь. Кстати, в этом учебном заведении могли учиться два младших брата императора, но, к сожалению, Александру Пушкину не довелось учиться рядом с членами императорской семьи.

В самом начале открытия учебного заведения во главе Царскосельского лицея стояли умнейшие люди России. Не просто преподаватели, но просветители: В.Ф.Малиновский (Малиновский был директором со дня открытия учебного заведения до 4 апреля 1814 года —даты своей смерти). и Е.А.Энгельгардт (писатель и педагог, назначенный на должность директора в 1816 году). Слушателям лицея преподавали науки настоящие профессора. В этом учебном заведении имелась прекраснейшая библиотека, денег на которую не жалели. Каждому воспитаннику в лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания запрещались.

Интересные факты

1. Система оценок

В лицее, где учился Пушкин, имелась совсем иная система оценок, отличная от современных школ. Например, в лицее за отличные знания преподаватели ставили единицу, за слабые знания четверку. Отсутствие всяких знаний каралось нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись со временем, но первая отметка оставалась неизменной во время всего обучения.

2. Прозвища Александра Пушкина в лицее

3. Дружеский кружок лицеистов и первые журналы

Со временем в лицее образовался тесный дружеский кружок, состоящий из Пушкина, Дельвига, Кюхельбехера, князя Горчакова (будущего русского канцлера), Пущина, Малиновского, а также Илличевского.



Цель вырастить и воспитать нового Пушкина ни перед кем не стоит – это было бы слишком уж самонадеянно, да и просто невозможно. Но создать условия, которые помогут ребенку развить свою гениальность в чем бы то ни было, – мечта, наверное, всех родителей и добросовестных учителей. Первый выпуск Лицея дал стране вовсе не первоклассных чиновников, как задумывалось, но вот гениев среди вышедших из его стен мальчишек было предостаточно. Как же это было осуществлено?

Поступление в Царскосельский лицей

А.А. Тон. Царское Село. Вид на Лицей и церковный флигель Екатерининского дворца

Царскосельский лицей в первую очередь и рассматривается как учебное заведение, где учился великий русский поэт Пушкин – ничего не поделаешь, этот статус ему присвоен самой историей. Но все же то, что двенадцатилетний Александр стал лицеистом, было скорее совпадением, а вот тот факт, что выпускник Лицея основал саму русскую литературу, к случайностям уже так просто не отнесешь. Как бы то ни было, именно на 1810 год пришлось решение императора Александра I об учреждении нового, прогрессивного учебного заведения, где воспитывалась бы русская элита – будущие государственные деятели, которые изменят страну, осуществят реформирование власти, привьют идеи Просвещения разным общественным институтам.

Лицей размещался в одном из флигелей Екатерининского дворца, соединенном с основным зданием галереей

В августе 1810 года был выпущен царский указ, а уже через год проводились вступительные экзамены. Принимали далеко не всех: прежде всего, честь стать лицеистом принадлежала только мальчикам, к тому же имевшим дворянское происхождение. Перед тем, как держать экзамен, нужно было получить рекомендацию от влиятельных лиц, пройти собеседование с самим министром просвещения Разумовским. Первоначально планировалось, что в Лицее будут обучаться два младших брата императора – Николай и Михаил – потому, в частности, и зданием для размещения учебного заведения был выбран флигель Екатерининского дворца, перестроенный архитектором В.П. Стасовым. Воспитанники росли и обучались в непосредственной близости к высшим лицам государства – несмотря на то, что планы относительно великих князей все же поменялись.

Переход из здания лицея во дворец был закрыт, в нем разместилась лицейская библиотека

Одновременно с подготовкой к открытию Лицея в семье Пушкиных строили планы относительно образования Александра. Мальчику исполнялось двенадцать лет, и от домашнего обучения пора было переходить к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением отцу, Сергею Львовичу, казался иезуитский пансион в Петербурге, но тут пришла весть об открытии новой школы, рассчитанной на подготовку политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему куда более заманчивым. К слову, обучение в Лицее было бесплатным. Требовалось лишь заручиться протекцией, и такая была найдена – через дядю Пушкина Василия Львовича, а также друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидат в лицеисты понравился и первому директору – Василию Федоровичу Малиновскому.

В.Ф. Малиновский

Как учились лицеисты

М.М. Сперанский

Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой. Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание.

Учебный класс в Лицее

Годы, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам. Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты. В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.

В Большом зале проводились торжественные мероприятия, в другие дни он служил местом отдыха учеников, рекреацией

В Большом зале проводились торжественные мероприятия, в другие дни он служил местом отдыха учеников, рекреацией

Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.

Рисунок А. Пушкина. Благодаря тому, что занятия рисованием проводились ежедневно, все воспитанники Лицея прекрасно владели кистью и карандашом

Рисунок А. Пушкина. Благодаря тому, что занятия рисованием проводились ежедневно, все воспитанники Лицея прекрасно владели кистью и карандашом

Александр Иванович Галич (Говоров), учитель словесности, и Александр Петрович Куницын, преподававший право

Александр Иванович Галич (Говоров), учитель словесности, и Александр Петрович Куницын, преподававший право

В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.

Почему результатами лицейского эксперимента не пользуются в настоящее время?

Александр Горчаков, ставший впоследствии выдающимся политиком и дипломатом: в жизни и на портрете авторства Пушкина

Александр Горчаков, ставший впоследствии выдающимся политиком и дипломатом: в жизни и на портрете авторства Пушкина

Результат такого эксперимента в общих чертах известен каждому – одно то, что Лицей дал миру Пушкина, полностью оправдывает идею его создания. Но помимо поэта, первый выпуск включал в себя и других выдающихся личностей: дипломат Александр Горчаков, Федор Матюшкин, полярный исследователь и адмирал, Михаил Яковлев, певец и композитор, Антон Дельвиг, поэт и издатель. Довольно небольшой по сравнению с первоначальным замыслом процент воспитанников посвятил себя государственной службе. Парадоксальным образом, Лицей породил, скорее, оппозицию – двое из выпускников 1817 года вышли на Сенатскую площадь, многие состояли в разных тайных обществах.

Иван Пущин, декабрист, лицейский друг Пушкина

Всю свою жизнь лицеисты вспоминали учебу в Царском Селе как лучшие годы жизни – это ясно и из их переписки, и из многочисленных стихотворений, посвященных Лицею. В поэтическом ремесле во время обучения попробовали себя все ученики – во время выпуска собственных газет, написания эпиграмм на друзей и врагов.

Эпиграммы и собственные газеты - те немногие развлечения, что могли себе позволить лицеисты

19 октября стало со временем главным праздником первых лицеистов – если поначалу эта дата воспринималась ими довольно формально, то после событий, предшествовавших декабрьскому восстанию и последовавших за ним, все эти молодые люди по-настоящему ощутили принадлежность к единому братству, семье, которую не могли разрушить ни годы, ни расстояние.

Верхний этаж и комнаты воспитанников

Лицейские годы дали каждому из воспитанников ни с чем не сравнимый опыт социализации, просвещенного взросления, сочетания строгой дисциплины и внутренней свободы. Несмотря на это, мало чью судьбу можно было бы назвать счастливой: кто погиб не дожив до зрелых лет, кто оказался в опале, кто так и не нашел семейного счастья. Но выдающимися личностями стали многие – их имена не забыты и сейчас, и вовсе не по причине близости к пушкинскому кругу.
В современном мире признается важным и полезным прививать ребенку навыки чистописания и каллиграфии – тех занятий, которым уделялось пристальное внимание в стенах Царскосельского лицея.

Читайте также: