Построенный в 1780 г в москве публичный петровский театр был рассчитан кратко

Обновлено: 02.07.2024

Судьба главного московского театра была непростой, огонь уничтожал его несколько раз. В марте 1776 года князь Петр Урусов, владевший собственной театральной труппой, получил от императрицы Екатерины II разрешение на исключительное право устройства в Москве театральных представлений, концертов, маскарадов. Одним из условий полученной привилегии была обязанность возведения здания театра, которое должно было стать украшение Москвы.

Вместе с компаньоном, английским предпринимателем, выпускником Оксфорда Майклом Мэдоксом они возвели первое здание, которое сгорело сразу же после постройки. Разоренный Урусов продал свою долю в предприятии своему компаньону. Мэдокс, прибывший в Россию как высокопоставленный преподаватель математики — он должен был давать уроки наследнику престола, будущему императору Павлу I — полностью посвятил себя театральному искусству.

Мэдокс приобрел у князя Лобанова-Ростоцкого земельный участок на правом берегу реки Неглинной, в начале улицы Петровки. Именно по названию улицы и получил свое имя театр — Петровский. Всего за пять месяцев строительство каменного здания было окончено. Автором проекта стал архитектор московской полицейской конторы Христиан Иванович Розенберг.

10 января 1781 года первые зрители заполнили зал театра. Газета "Московские ведомости" писала, ссылаясь на архитекторов и ценителей, что здание может сравниться с лучшими театрами Европы, а многие из них даже превосходит. Губернатора Москвы В.М. Долгорукий-Крымский продлил Мэдоксу срок привилегии еще на 10 лет.

Зал освещали 42 хрустальные люстры, ложи распродавались на год, разовый билет в ложу купить было нельзя. На сцене ставили до 75 спектаклей в год. Со временем театр перешел в собственность казны. В 1805 году произошел пожар, здание было практически уничтожено. Новое здание театра было построено из дерева, оно располагалось на Арбатской площади. Во время пожаров 1812 года театр сгорел.

В очередной раз здание Петровского театра (теперь он назывался Большой Петровский театр) было построено к 1825 году, здание возвели на месте театра Мэдокса, архитектором стал Осип Бове. Именно Бове задал тон театральной архитектуре, которую мы считаем классической: плоская крыша, величественный портик и никаких магазинов, оскверняющих чистый мир искусства.

Здание, которое в народе называли Колизеем, сгорело в марте 1853 года. Пожар был настолько сильным, что на Театральной площади растаял снег. Погибло все, от ценных музыкальны инструментов и нот до декораций и костюмов. Новое здание спроектировал архитектор Альберто Кавос — дед Александра Бенуа, художника, основателя "Мира искусства". Для зрителей двери заведение открыло 20 августа 1856 года, с этого момента оно стало называться Большим императорским театром.

ные, театральные труппы. Правда, возникали и русские труппы, одна из них, возглавляемая Н. Титовым, просуществовала недолго — всего три года (1766—1769).

Инициатива создания постоянной театральной труппы в Москве принадлежит губернскому прокурору князю Петру Васильевичу Урусову (1733—1813), человеку, любившему театральное искусство и потратившему на его организацию немалые средства. С 1772 года Урусов содержал театральную труппу.

Дата получения правительственной привилегии — 17(28) марта 1776 года — считается днем основания Большого театра, рождением его труппы.

А она была невелика — всего 13 актеров, 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора с балетмейстером и 13 музыкантов. Среди них ярким сценическим дарованием, высокой общей и профессиональной культурой отличались Василий и Анна Померанцевы, Сила Сандунов, Надежда Калиграф, Андрей Ожогин, сестры Александра, Мария и Ульяна Синявские, Егор Залышкин, Яков Шушерип. Многие из них, а также Петр Злов, вступивший в труппу позже, были выпускниками Московского университета.

За три года до этого, в 1773 году, в Москве была основана балетная школа — в Воспитательном доме, где на-хоДили приют сироты, подкидыши и беспризорные дети. Их кроме обучения ремеслам и наукам стали учить танцевальному искусству. С 1784 года балетная школа Воспитательного дома перешла в ведение Петровского театра.

Однако с первых лет существования труппа имела собственно оперных и балетных артистов, а также оркестр из квалифицированных музыкантов, а к 1785 году в балетной труппе было уже 50 артистов и оркестр из 30 музыкантов.

Практическая деятельность новой театральной труппы в Москве началась в июне 1776 года. В компаньоны Урусов пригласил англичанина Михаила Медокса (1747— 1822), механика по профессии, человека умного, предприимчивого, также страстно любившего театр. Вначале, пока шла подготовка к строительству специального здания, спектакли труппы ставились в доме графа Воронцова на Знаменке (ныне улица Фрунзе).

Для строительства собственного театрального здания компаньонами были куплены земли князя Лобанова-Ростовского на правом берегу реки Неглинки.

. Сейчас трудно себе представить, что там, где ныне возвышается здание Большого театра, была когда-то полупустынная местность, затопляемая Неглинкой, по правому берегу которой шла дорога из Новопетровского монастыря в Кремль. Эта дорога со временем превратилась в улицу Петровскую, а близ нее расположились торговые ряды. Строения гибли в огне частых пожаров деревянной Москвы, на их месте вырастали новые. Даже когда торговые лавки были вытеснены каменными домами московской знати, пожары продолжали опустошать эти места.

Строил театр архитектор Христиан Иванович Розберг, немец по происхождению, живший в России. Он был учеником главного полицмейстера в Санкт-Петербурге, затем переведен в Московскую полицейскую контору, где занимался проектированием и строительством зданий, до нашего времени не дошедших.

Внешне здание Розберга было не слишком примечательным, поражали всех, однако, его размеры. Оно было ориентировано с запада на восток и выходило фасадом на Петровскую улицу, отчего театр стал именоваться Петровским.

Сама театральная зала превосходила все известные московские залы: партер из 10 рядов кресел, четыре яруса лож и висящая на кронштейнах галерея вмещали более 800 зрителей, В каждом ярусе было по 26 лож, которые сдавались в годичную аренду. Ложи эти мало походили на современные — они были лишены открытых балконов. Каждая из них представляла как бы небольшую комнату, отделенную занавесками от зрительного зала. Подле оркестра были отведены особые места для постоянных посетителей.

Зрительный зал освещался восковыми и сальными свечами, вставленными в бра и прикрепленными к бортам и стенам лож.

В целом зал был достаточно нарядным и, судя по воспоминаниям современников, поражал и восхищал зрителей.

Спектакли в Петровском театре шли пе каждый день, а лишь два-три раза в неделю, зимой чаще. В течение года давалось не более 80 представлений.

Петровский театр отличала одна замечательная особенность, какой не знал в те годы ни один театр мира. Он имел коллегиальное художественное управление — совещательный комитет из ведущих актеров, который решал все творческие вопросы: принимал пьесы, составлял репертуар, распределял роли.

В 1789 году Петровский театр стала возглавлять дирекция, а с 1806 года он вошел в ведение Конторы императорских театров, то есть стал правительственным учреждением.

В течение двух лет спектакли шли в доме Пашкова на Моховой. Однако, признавая необходимость постоянного театра для Москвы, правительство решило построить новое здание — на Арбатской площади.

Деревянный Арбатский театр, созданный архитектором Карло Росси, был очень красив, окружен колоннами, пространство между которыми, в виде длинных галерей, служило местом для прогулок. Со всех сторон к зданию шли подъезды. Зрительный зал театра имел партер, бенуар, три яруса лож и раек и вмещал до 3 тысяч зрителей. Со всех мест было хорошо видно и слышно.

Тяжелое положение труппы, вновь оставшейся без постоянного пристанища, заставило управляющего театрами А. Майкова в 1813 году обратиться к московскому генерал-губернатору Тормасову по поводу постройки нового здания театра. Выяснилось, однако, что строительство откладывается на неопределенное время.

Спектакли труппы возобновились в ноябре 1813 года в доме Апраксина на Знаменке и шли здесь около пяти лет. Но теснота здания и неудобства, сопряженные с нею, заставили дирекцию искать новую театральную залу. С 25 августа 1818 года спектакли стали даваться вновь в доме Пашкова на Моховой.

В 1823 году директором Московских императорских театров стал театральный деятель Федор Кокошкин, а должность инспектора музыки занял композитор Алексей Вер-стовский.

Основание города Новочеркасска 1805 г.

Воспитанница природы. Поэтесса Мария Александровна Поспелова (1780–1805)

Воспитанница природы. Поэтесса Мария Александровна Поспелова (1780–1805) Тяжела была доля русской женщины, покорной рабыни своей семьи. Просвещение, служба, творчество долгое время считались уделом исключительно мужчин. И если у девушки случался яркий талант, он быстро

Петровский кубок

Петровский кубок «Весьма драгоценная золотая кружка… снаружи покрыта золотой финифтью и везде равномерно, как и крышка; обложена прекраснейшими каменьями или выпуклыми на разных драгоценных камнях головками, одинаковыми фигурами древними и новейшими. Из сей

Петровский остров

Петровский остров 1703. Этот один из самых крупных островов дельты Невы омывается водами Малой Невы, Малой Невки и реки Ждановки. Его допетербургское название, известное еще задолго до основания Петербурга, – Столбовой. По одной из легенд, это объясняется тем, что остров

Петровский парк

Петровский парк До 1776 года место, занимаемое ныне Петровским дворцом и парком, было совершенно пустынно, оно принадлежало Высокопетровскому монастырю, почему и называется Петровским. Левее от него расстилается песчаное Ходынское поле. На всем этом пространстве издавна

Глава вторая Вольные труппы

Глава вторая Вольные труппы Большинство странствующих трупп, примерно три четверти, были вольными, то есть у них не было форменного покровителя, и они могли рассчитывать только на собственные силы в достижении успеха и благосостояния.С конца XVI века группки французских

Глава третья Труппы, имеющие покровителя

Глава третья Труппы, имеющие покровителя С вольными труппами, которые были эфемерны и не отличались долголетием, соперничали другие, гораздо менее многочисленные труппы, которые тоже странствовали по французской глубинке и за рубежом. Их положение было гораздо более

Петровский пассаж

Петровский пассаж Буйный дух, унаследованный от отца, не позволял Вере Ивановне заниматься скучными женскими делами. Молодая предпринимательница вникала во все тонкости своего бизнеса, контролировала деятельность лесоторговцев, следила за двадцатью шестью

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус Огромные деревянные театры, способные вместить тысячи зрителей и ставшие обителью драмы английского Ренессанса, действовали во времена Фладда. Первый театр Глобус, возведенный на Бэнксайде в 1599 году и служивший приютом для труппы

БОЛЬШОЙ ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР (1825—1853)

БОЛЬШОЙ ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР (1825—1853) «Есть события в России, которые быстротою и величием изумляют современников и представляются в виде чудес отдаленному потомству. Такая мысль естественно рождается в душе Россиянина при каждом происшествии, приближающем отечество наше к

Б. ПЕТРОВСКИЙ

Б. ПЕТРОВСКИЙ цхсд, ф. 89, оп. 37, д. 46, лл. 3-4 (копия) №25.Записка В. Балтийского от 10 июня 1971 годаЦК КПССК № 12065Академик Сахаров в телеграмме, адресованной министру здравоохранения СССР тов. Петровскому, сообщает, что «политзаключенные Ленинградской психиатрической тюрьмы

Труппа Петровского театра состояла как из вольных актёров, так и из крепостных. Ядро труппы составляли актёры, начинавшие свою деятельность в Университетском театре. Кроме того, в театре давали представления французские, итальянские, немецкие коллективы.

Петровский театр был частным предприятием Медокса, которому приходилось конкурировать с императорскими театрами, существовавшими за счет государственной казны, а также с домашними крепостными театрами (театры Шереметьевых, Дурасова и др.). Поэтому владелец изобретал всевозможные способы для сохранения приоритета своего заведения. Так, Медокс первым в мировой театральной практике организовал художественный совет для решения творческих вопросов (утверждение репертуара, распределение ролей между актёрами), устраивал предварительные прогоны новых представлений, на которые приглашал специалистов для определения готовности премьеры. Несмотря на это, дела Медокса постепенно пошли на спад, сборы от спектаклей уменьшились, актёры перебегали в другие коллективы, театр ветшал. В конце концов, он отошёл за долги в казну и в 1801 г. стал собственностью Воспитательного дома.

В 1805 г. здание Петровского театра сгорело, а труппа перешла в ведение дирекции императорских театров. В 1821–1824 г. на месте театра Медокса по проекту архитектора О. Бове было воздвигнуто современное здание Большого театра, ставшего гордостью отечественной культуры.

С 1776 года в Москве в доме графа Воронцова на Знаменке ставились различные спектакли. Актеры этой труппы играли и в драме, и в опере, и в балете. Труппа была невелика и включала 13 актеров, девять актрис, балетмейстера, троих танцоров, четверых танцовщиц и 13 музыкантов.

В декабре 1780 года весь творческий коллектив перешел в здание, главный фасад которого выходил на улицу Петровка, отсюда и название театра. Новое трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей было построено за пять месяцев архитектором Х. Розбергом по инициативе англичанина Медокса на средства князя П.В. Урусова . Театр имел партер, три яруса лож и галерею, и вмещал по разным источникам от восьмисот до полутора тысяч зрителей.

В 1805 году здание первого в Москве постоянного театра сгорело. В 1824 году на месте сгоревшего построили новое здание Большого театра по проекту архитектора Осипа Бове . Открытие театра состоялось в январе 1825 года.

В 1853 году вновь возникший пожар унес костюмы и декорации, некоторые музыкальные инструменты и архив труппы. Объявили конкурс проектов восстановления здания пострадавшего театра. Победителем стал проект Альберта Кавоса . В 1856 году вновь восстановленный Большой театр был открыт. Его украшала знаменитая теперь на весь мир скульптурная группа Аполлона, созданная известным русским скульптором Петром Клодтом .

Читайте также: