Театр франции 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Пальму первенства в развитии театра XXв. продолжала удерживать Франция. В этой стране театр имел, как и в прошлых столетиях, первостепенное значение. Поэтому многие открытия и яркие творческие личности в театральном искусстве подарила миру именно Франция.

В период 2-й мировой войны и Сопротивления положение театра во Франции усложнилось. В условиях гитлеровской оккупации театры сначала были закрыты, но постепенно театральная жизнь страны стала оживляться.

В процессе оживления театрального искусства во Франции в годы 2-й мировой войны продолжала жить традиция проблемного, интеллектуального театра, в значительной мере связанного в эту пору с экзистенциализмом.

В послевоенные годы во Франции развернулось движение народных театров, движение децентрализации, что сделало театр достоянием широких масс Парижа и многих других городов Франции.

Именно в момент наступления фашистской идеологии с типичным для нее презрением к разуму, нивелировкой личности и культом физической силы расцветала интеллектуальная французская драма, утверждавшая гуманистическую концепцию жизни и человека. Интеллектуальная драма не абсолютизирует субъекта, а рассматривает его в контексте объективных обстоятельств, в тесной зависимости от социальных явлений. Процесс формирования интеллектуальной драмы отчетливо прослеживается в творчестве Армана Салакру (1899 – 1972 г.), Жана Кокто (1889 – 1963 гг.), Жана Жироду (1882 – 1944 гг.) и Жана Ануя (1910 – 1987 гг.).

В трагедиях и комедиях Жироду главным лейтмотивом всегда была глубокая вера в человека, победа добра над злом, а также необходимость коренных изменений жизни.

Драматургия Ануя стала важнейшей составной частью репертуара французского театра. Она пользовалась неизменным успехом не только у бульварных театров, но и у видных представителей французской режиссуры.

монтерлан фото

Нацизм, взращенный на просторах Европы, пропагандировал презрение к разуму и культ физической силы. Поэтому на этих же просторах появилось движение, противопоставляющее себя такому доминированию. Интеллектуальная драма провозглашает гуманизм, рассматривает человека и его поведение в рамках тех обстоятельств, в которых он находится по мнению современников.

К приверженцам такого подхода относятся: Жан Жироду (1882 – 1944), Арман Салакру (1899 – 1972), Жан Кокто (1889 – 1863), Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Жан Ануй (1910 – 1987) и Альбер Камю (1913 – 1960). Именно эти имена связаны с таким понятием, как экзистенциализм.

Жан Жироду

жироду

Арман Салакру

салакру

Жан Кокто

кокто

Жан Поль Сартр

В 40-50-е годы огромной популярностью пользовались экзистенциальные драмы Жана Поля Сартра. По его мысли: человек есть то, что он сам из себя сделал. Так как его размышления были направлены вглубь личности, его герой всегда одинок. В творческую инициативу масс Жан Поль никогда не верил.

Пьесы Сартра – это всегда преодоление пессимизма, победа нравственности и гимн личной ответственности. Но даже так, его герои всегда одиноки и сражаются с враждебным миром, выходя моральными победителями, ведь они хранят в себе положительные качества и следуют нравственным идеалам.

сартр

Жан Ануй

В послевоенные годы пьесы Ануя перестали нести серьёзную смысловую нагрузку, он писал много расхожих драм. Исчезли и те идеи, за которые сражались и умирали герои его произведений в 30-40-е годы.

Исторические факторы, повлиявшие на основные процессы и направления в развитии европейского театра XIX начала XX вв. были разнообразными. В XIX в. многие страны Европы переживали буржуазные революции, которые способствовали утверждению и развитию капитализма, объединению некогда разрозненных стран в целостные государства, например, Италии и Германии. В это время человечество освобождалось от социального гнета и стремилось к свободному обществу. Во многих странах происходили изменения форм государственного устройства. Например, во Франции в конце XVIII - XIX вв., на протяжении столетия устанавливались Директория1, Консульство, дважды Империя, реставрировалась династия Бурбонов, дважды провозглашалась республика, была Парижская Коммуна, когда на короткое время власть взяли рабочие.

В XIX в. завершился в Европе промышленный переворот, который привел к существенной перестройке труда и предметного мира. Был высоким рост производительности общественного труда. Этому способствовало активное развитие науки. Р. Майер (1814 –1878 гг.), Дж. Джоуль (1819 – 1889 гг.), Г. Гельмгольц (1821 – 1894 гг.) открыли законы сохранения и превращения энергии, которые стали основой для всех разделов физики и химии. Клеточную теорию, показавшую единообразную структуру всех живых организмов создали Т. Шванн (1810 – 1882 гг.) и М. Шлейден (1804 – 1881 гг.). Периодическую систему элементов открыл Д.И. Менделеев (1834 – 1907 гг.). А. Эйнштейн (1879 – 1955 гг.) создал теорию относительности, М. Планк (1858 – 1947 гг.) – квантовую теорию, в языкознании Ж.Ф. Шампольон (1790 – 1832 гг.) расшифровал египетские иероглифы, активно развивалась археология. Были заложены основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения и пр. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на промышленность. Открытия в естествознании стимулировали развитие металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности. Началось формирование индустриального общества. В промышленности, новых средствах связи (телеграф, телефон), приводных устройствах рабочих машин, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц стало применяться электричество. Именно промышленная революция позволила создать паровоз, двигатель внутреннего сгорания, телефон, радио, кино и пр.

В этот период активно развивалась и философская мысль, давшая основу новой ментальности европейского общества. Благодаря таким философам, как И. Кант (1724 – 1804 гг.), И. Фихте (1762 – 1814 гг.), а также Ф.В. Шеллинг (1775 – 1854 гг.) были заложены основы объективно – идеалистической философии, оформилось стройное учение, по которому искусство виделось как сфера, где преодолеваются все противоположности, утверждается эстетическое равновесие и полная гармония созидательной и бессознательной деятельности. Немецкий философ Г. Гегель (1770 – 1831 гг.) завершил предложенную концепцию в форме основных законов диалектики. Он, как и предыдущие философы, отстаивал идею поступательного развития человечества и принципа историзма. Эта идея стимулировала всеобщий интерес к исторической науке, в том числе и среди драматургов. Стали возникать исторические общества, открываться музеи, издаваться журналы, которые служили материалом и вдохновением для создания исторических пьес. Отвергали мысль об историческом прогрессе Ф.Р. де Шатобриан (1768 – 1848 гг.) и А. Шопенгауэр (1788 – 1860 гг.). Но идеи Г. Гегеля и его современников – философов возобладали в обществе. Другой философ О. Конт (1798 – 1857 гг.) основал в 30-е гг. XIX в. философское движение позитивизм, учение которого утверждало, что настоящее знание может быть только эмпирическим, основанным на опыте и точном его описании. Конт отрицал право на существование прежней философии, как излишне идеалистической.

Предыдущий век Просвещения способствовал упразднению в XIX, а тем более, в начале XX вв. средневековые пережитки в сфере права, судопроизводства, искусства, морали, политической культуры. Он привел к постепенной демократизации общества, поскольку все более широкое население стало пользоваться правовой защитой, приобретало возможность участия в гражданской жизни, приобщалось к достижениям культуры, в том числе театральной.

В первой половине XIX в. ведущим художественным направлением был романтизм. В это же время начал формироваться критический реализм, который, пройдя через стадию сосуществования с романтизмом, стал главным художественным направлением в драме и сценическом искусстве на рубеже XIX и XX вв.

Критический реализм занял ведущие позиции в искусстве к середине XIX в. Первые его образцы появились в развитых странах (Франция, Англия), поскольку он связан с процессом вызревания буржуазного общества, т.е. с разрушением патриархальных, идиллических отношений и господством финансовых и материальных связей между людьми. Эти сдвиги поставили перед искусством новые задачи. Реализм стремился постигнуть законы реальной действительности, концентрировал внимание на повседневной обыденности, воссоздавал прозаический вещественный мир, объективно существовавшие жизненные обстоятельства. В этой связи реализм исследовал сложную систему зависимости человека от общества, раскрывал неповторимость конкретной индивидуальности и вместе с тем её социальную обусловленность. Реализм стремился показать эволюцию личности под воздействием общества. При этом реалисты XIX – начала XX вв. стремясь познать объективные законы действительности, выявить исторические закономерности её развития, старались критически освещать и анализировать действительность. Однако сначала появились реалистические романы (Бальзак, Стендаль, Флобер, Диккенс и пр.), в которых активно шел поиск новых художественных способов для изображения действительности с помощью авторских описаний, размышлений, отступлений, органичного сплетения эпического начала с лирическим и драматическим. Многие из этих методов недоступны драме, поскольку по своей природе она требовала действенного воплощения социальной сути драматического конфликта. Реалистическая социально-психологическая драма появилась только в последней четверти XIX в., когда окончательно сформировались новые социальные слои общества и проявились противоречия между ними. Рождение реалистической драмы нового типа (Ибсен, Голсуорси, Шоу и т.д.) произошло уже после Парижской Коммуны 1871 г., а именно в конце XIX – начале XX вв., в момент коренной перестройки театрального искусства.

Кроме того, к концу XIX в. появились такие направления в философской мысли как позитивизм, эмпириокритицизм, интуитивизм. Позитивизм, выступал с требованием ограничить познание только опытными научными данными и отрицал вообще познание мира. Эмпириокритицизм являлся разновидностью позитивизма, а сторонники интуитивизма считали, что не мышление (разум), а иррационально истолкованная интуиция дает возможность постичь истинную сущность вещей. Эти философские направления пришли в театр на смену романтизму и реализму. Подчиняясь вкусам новой буржуазной публике, театры отказывались исследовать реальные противоречия действительности, замыкались в само цельном мастерстве, предпочитая критическому реализму особую эффектную и развлекательную театральность.

В пику этой всеобщей тенденции, начиная с идей Эмиля Золя (1840 – 1902 гг.) о смелом вторжении в реальность художников и демократизации театра, формировался натурализм, который продолжил в новых исторических условиях поиски критического реализма. Натурализм, как направление в искусстве отличался увлечением биологизмом, объективизмом, прямолинейным документализмом. Все это сужало возможности театрального искусства.

Но в опыте последователей натурализма было немало и положительных моментов. Театр начал формировать нового героя в собирательном образе народа. Многие художники театрального искусства сами участвовали в различных демократических и национально – освободительных движениях. В круг их интересов всё чаще входили социальные проблемы и тема революционной борьбы. Произведения драматургии подобного типа стали относить к новой драме.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

  1. Какие историко – политические, социальные, моральные и юридические факторы повлияли на развитие театра XIX – начала XX вв.?
  2. Какова история и политические условия формирования романтизма в европейском искусстве?
  3. Расскажите об исторических условиях и развитии критического реализма в литературе и драматургии.
  4. Какие направления философской мысли Европы оказали влияние на развитие театрального искусства конца XIX - начала XX вв.?
  5. Покажите недостатки и достоинства натурализма как направления в искусстве.
  6. В чем заключается специфика новой драмы и новой режиссуры?

Литература:

1. Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. М.-Л., 1939.

2. Гозенпуд А.А. Пути и перепутья. Английская и французская драматургия XX в. М., 1967.

3. Иллюстрированная история мирового театра. / Под ред. Д.Р. Брауна. М., 1999.

5. История зарубежного театра: В 3-х ч. М., 1971-1977.

6. История зарубежного театра: В 4-х ч. М., 1981-1987.

7. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения: тенденции и традиции. М., 1987.

8. Левбарг Л. У истоков театра XX века (Театрально-критическая деятельность Отто Брама) // Записки о театре. Л., 1974.

9. Образцова А.Г. Синтез искусств. Английская сцена на рубеже XIX-XX веков. М., 1984…

ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ

Театр во Франции XIX – начала XX вв. занимал одно из первых мест во французской культуре. Здесь сложились и достигли совершенства практически все художественные направления и театральные жанры. Здесь также получили развитие новые формы организации театрального дела, например, новый частновладельческий, антрепренерский, коммерческий театр.

В драматургии и актерском искусстве во время Французской революции сложился новый стиль революционного классицизма, пробуждающего героизм и патриотические чувства народа. На сцене ставились классические трагедии. В годы якобинской диктатуры2 предпринимались попытки создания массового агитационного театра.

Сентиментализм3 с прославлением семейной морали возродился во время термидорианской реакции4. А в период Директории театр решал задачи обуздания революционного порыва у народа, что способствовало рождению жанра мелодрамы5, который постепенно терял бунтарское содержание, социальные конфликты подменялись моральными конфликтами через изображение отдельных личностей.

Прогрессивно – романтический театр9 во Франции обязан своему становлению таким писателям как Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме.

Дюма, как и другие драматурги – романтики, пользовался приемами мелодрамы. Это придавало его пьесам особую занимательность и сценичность.

В стиле критического реализма особенно ярко себя показал актер Фредерик Леметр (1800 – 1876 гг.).15 Он создал социальный тип, ставший в восприятии современников символом буржуазной Июльской монархии.

В период, когда завоевания революции стали развиваться по нисходящей линии и в результате в 1852 г. была установлена 2-я империя, в театральном репертуаре опять наступил откат к охранительным и буржуазно – апологетическим тенденциям.

Натурализм был ведущим направлением европейского искусства 1870-х – 1880-х гг. Кроме того, 90-е гг. и начало XX в. были охарактеризованы такими многочисленными направлениями, как импрессионизм, неоромантизм, символизм. В пёстрой идейной жизни Франции рубежа веков наблюдалось неразграниченность и взаимопроникновение разных стилей, тенденций и направлений в сценическом искусстве. Новаторские театральные искания, как правило, велись на базе студийных театров. Одним из первых таких театров стал театр зачинателя новой французской режиссуры, верного ученика и последователя Эмиля Золя Андре Антуана (1858 – 1943 гг.).

Новаторство Антуана не ограничивалось лишь областью репертуара. Он объявил войну всякой условной театральности, требовал от актеров перевоплощения, тонкой, психологической разработки роли. Он выступал против декламационной читки и утверждал естественную речь, которая должна соответствовать правдивой, разнообразной и натуральной пластике. Антуан требовал от актеров такого исполнения, чтобы ощущалась реальная жизнь в спектаклях. Примером подобного исполнения он был сам и славился как великолепный характерный актер.

Большое значение в создании атмосферы спектакля Антуан придавал свету. Скажем, ощущение тревоги усиливалось полутьмой сцены, яркой подсветкой отдельных персонажей, например, судей в красных мантиях.

Театральные деятели символизма и декадентства призывали к созданию синтетического театра, в котором представления сочетали бы слово, цвет, музыку. Его назначение символисты видели в воздействии на зрителя образами, не поддающимися конкретной смысловой расшифровке. В то же время они отстаивали принцип автономности творчества режиссера и художника по отношению к драматургии, являющейся идейной основой спектакля. Если актеры реалистического театра создавали многогранные образы, жизненно достоверные, то символисты стремились противопоставить этому односторонне заостренный, поэтически преобразованный образ-символ.

Изобразительные средства в виде живописности мизансцен, скульптурности поз, музыки, цвета должны были подчиняться созданию мистической атмосферы, чтобы внушить зрителю чувство иллюзорности окружающей действительности.

Символисты пытались реставрировать различные виды средневековых представлений, например, мистерии, миракли и пр., использовать технику и сценические стили различных эпох.

В этот период возникло много студийных театров, особенно в Париже. В их репертуаре были мистико–поэтические пьесы – легенды П. Кийара, К. Мендеса, пьесы М. Метерлинка, читались произведения французских поэтов - символистов Шарля Бодлера (1821 – 1867 гг.), Артюра Рембо (1854 – 1891 гг.), Поля Верлена (1844 – 1896 гг.), а также Стефана Малларме (1842 – 1898 гг.). На театральных подмостках наряду с декадентскими пьесами шли драмы Г. Ибсена, Б. Бьернсона, ранние пьесы шведского писателя и драматурга Августа Юхана Стриндберга (1849 – 1912 гг.), французского писателя, музыковеда, общественного деятеля и драматурга Ромена Роллана (1866 – 1944 гг.), а также русского писателя Максима Горького, настоящее имя которого Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936 гг.).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

Источники:

1. Антуан А. Дневники директора театра. М.-Л., 1939.

2. Бальзак Оноре де. Мачеха. Делец. Мечты Кинолы // Бальзак О. де. Собр. Соч. В 24-х т. М., 1960. Т. 22.

3. Верхарн Э. Зори // Верхарн Э. Стихотворения. Зори. М., 1972.

4. Гюго В. Эрнани. Марион Делорм. Рюи Блаз, Король забавляется. Мария Тюдор // Гюго В. Собр. Соч. В 15-ти т. М., т. 3. 1953; т. 4. 1954.

5. Дюма А. Кин, или Гений и беспутство. Ричард Дарлингтон. Генрих III и его двор // Дюма-отец А. Пьесы. М.-Л., 1965.

6. Золя Э. Тереза Ракен. Наследники Рабурдена. Натурализм в театре // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. М., 1962 – 1967.

7. Лабиш Э. Соломенная шляпка //Лабиш Э. Пьесы. М., 1959.

8. Метерлинк М. Слепые. Синяя птица. Чудо святого Антония // Метерлинк М. Пьесы. М., 1958, 1972.

9. Роллан Р. 14 июня. Робеспьер. Народный театр // Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. Т. 14. М., 1958.

10. Ростан Э. Сирано де Бержерак. Орленок. Шантеклер // Ростан Э. Пьесы. М., 1958.

11. Ростан Э. Сирано де Бержерак // Ростан Э. Пьесы. М., 1983.

12. Скриб Э. Стакан воды // Скриб Э. Пьесы. М., 1960.

13. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2-х ч. / Сост. и ред. С.С. Мокульский. М., 1953-1955.

Литература:

1. Андреев А. О двух знаменитых бельгийцах // Верхарн Э. Стихотворения. Зори. Метерлинк М. Пьесы. М., 1972.

2. Вановская Т.В. Р. Роллан. М.-Л., 1957.

3. Гербстман А. Театр Бальзака. М.-Л., 1938.

4. Гительман Л.И. Из истории французской режиссуры. Л., 1976.

5. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г. М.-Л., 1941.

6. Зингерман Б.И. Ибсен. Метерлинк. Пиранделло // Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.

7. Иллюстрированная история мирового театра. / Под ред. Д.Р. Брауна. М., 1999.

9. История зарубежного театра: В 3-х ч. М., 1971-1977.

10. История зарубежного театра: В 4-х ч. М., 1981-1987.

11. История французской литературы. Т. 3. М., 1959.

12. История французской литературы. М., 1963.

13. Наркирьер Ф. Театр Ростана // Ростан Э. Пьесы. М., 1958.

14. Трескунов М. Виктор Гюго. М., 1961.

15. Шкунаева И. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.

Франция | Bienvenue

Коронавирус во Франции: 29 813 умерших с начала эпидемии

Social Connect

Кино и театр

История французского театра

Предвестниками современных театров во Франции были спектакли актеров-любителей, которые, начиная со времен Средневековья, переезжали с места на место и устраивали на ярмарках свои представления. Основу сюжета их нехитрых пьес составляли по большей части поучительные религиозные мотивы и комичные эпизоды из жизни простых людей того времени.

В это время французский театр находится под влиянием драматурга из Италии — Бернардо Довизи (Кардинал Биббтена), он популяризировал жанр поучительной комедии, благодаря пышным декорациям и захватывающей актерской игре, сделал театральное действо более зрелищным.

На смену религиозным сюжетам начинает приходить качественно новая драматургия, создаются новые пьесы, причем каждая из них пишется в соответствие с характером игры определенной труппы. В это время начинают разрабатываться законы и приемы актерского мастерства, что было неведомо ранее странствующим труппам.

В XVII столетии театром завладевает классицизм со своими строгими законами соответствия времени, места и действия, а также высокой патетикой и воспеванием гражданского долга. Законодателями тогда выступали Мольер, Расин и Корнель. Актеры играли, но не прибегали к перевоплощению, начали появляться актерские амплуа — благородных королей, героев-любовников, почтенных отцов семейства, которые соответствовали внешности и характеру того или иного актера. В это время также были разработаны общепринятые сценические костюмы, которые шились по подобию одеяний древних римлян.

В следующем столетии развитие театра ознаменовалось возрастающей ролью сцены. На ней стали появляться объемные декорации, они стали даже динамичными. На смену классицизму приходит Просвещение с его мещанской драмой и жалобной комедией, которые высмеивают пороки современного общества и помогают человеку разобраться в том, что такое хорошо, а что такое плохо. Именно тогда на суд зрителей представляли свои пьесы Вольтер, Дидро, Бомарше и т.д. Героями становятся представители разных сословий, а их характеры были детерминированы общественным положением.

Французский театр фото

Французский театр фото

В XIX столетии значительно расширились временные и пространственные рамки пьес, отрицалось единство времени, действия и места. Но решить подобные задачи с помощью декораций на тот момент было невозможно, поэтому делался акцент на игре актеров, популярным становится жанр пантомимы. Со временем достигалось техническое совершенство сцены, в частности, она могла вращаться.

На новый уровень поднялась и драматургия, этому способствовали Оноре де Бальзак, братья Гонкур, Александр Дюма-сын, Андре Антуан и писатель Эмиль Золя, который перенес тенденции натурализма из литературы в театр.

Все социально-политические перипетии бурного ХХ века в полной мере нашли свое отражение во французском театре. И хотя пока еще он главным образом развлекал зрителя, но все чаще театральная сцена становилась ареной политических манифестов, призывов к борьбе, а затем и местом, где в полной мере показывалось положение современного человека, вся его жизнь, исполненная трагедий и противоречий.

Сегодня классические тенденции обогащаются новаторскими идеями драматургов нового поколения, идет его постоянное развитей и совершенствование, в соответствии с духом времени.

Французский театр

Французский театр

Читайте также: