Цветок потенциалов ананьев кратко
Обновлено: 05.07.2024
Инструкция: перед вами список ценностей. Подумайте и выберите ту ценность, которая вам кажется наиболее важной. Поставьте справа от нее число 1. Далее проделайте эту процедуру со всеми остальными ценностями из списка.
Вопросы для обсуждения:
- Почему большинство из вас так низко (высоко) оценило значимость здоровья?
- Что (кто), по-вашему, влияет на значимость здоровья для человека?
- Устраивает ли вас ваше состояние здоровья на настоящий момент?
Вопросы для обсуждения:
- Какого человека можно назвать здоровым?
- Есть ли здоровые люди?
- Насколько важен данный критерий?
- Все ли с этим согласны?
После обсуждения ознакомить учащихся с данными исследования:
3. Патология здоровья
Просмотр видео про наркоманию и табакокурение. Рассказ об эндорфинах.
Вопросы для обсуждения:
4. Критерии здоровья
Говоря о критериях здоровья, имеет смысл рассмотреть компоненты здоровья отдельно: физический и психический.
Физический компонент обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Что необходимо знать об этом компоненте?
Необходимость в двигательной активности. Развитие сердечно-сосудистой системы, врожденная потребность в двигательной активности, мышцы – аккумуляторы энергии, преодоление лени.
Резервные мощности организма (Амосов). Наличие резервных мощностей – критерий физического здоровья, организм в экстремальных ситуациях использует свои резервы (если они есть).
Самооценка физического здоровья. Функциональные пробы: задержки дыхания (Штанге, Генча), проба Мартинета (восстановление ЧСС после нагрузки).
Психический компонент обусловлен свойствами психики человека. Что необходимо знать об этом компоненте?
-
Потребность в сохранении индивидуальности, тождественности самому себе.
Гармоничность личности – правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией.
Ознакомить учащихся с данной моделью, используя наглядный материал и эту информацию:
Вопросы для обсуждения:
1. Какова, по-вашему, роль каждого лепестка?
2. Как можно определить гармоничное развитие человека, исходя из этой модели?
3. Как вы считаете, какой потенциал у вас более (менее) развит?
6. Работа с информационными отрывками
Фильм демонстрируется как пример преодоления себя, необходимости наличия духовных ценностей и смысла.
В практикуме излагаются принципы интегративной психотерапии психосоматических расстройств. Сверхзадача при написании учебника — провести молодого специалиста следующим образовательным маршрутом по приобретению профессиональных навыков: первое интервью — постановка многомерных гипотез — проведение психотерапии — рефлексия опыта — супервизия. Отсюда краткость теоретического материала и обилие учебных примеров, сопровождающих все разделы книги.
- Стр. 60
- Текст
- Предложения
- Оглавление
лава 3. Концептуализация случая
Мультимодальный профиль пациента с язвенной болезнью
бывшей жене, вовлечение сына в коалицию: конфликты с сестрой
Антимикробные средства, направленные на уничтожение helicobacter pylori
Отмена по мере улучшения физического состояния и при отрицательных лабораторных пробах
Цветок потенциалов Ананьева
Проанализировав данные литературы последних лет, В. А. Ананьев рекомендует использовать следующие уровни для анализа информации, полученной у пациента.
1. Уровень телесных ощущений и реакций (психофизический). Характер функционирования психики является определяющим, когда речь заходит о телесном или физическом здоровье индивида.
2. Уровень образов и представлений. Позитивные (ресурсные) образы и представления способствуют формированию здоровых установок личности, тогда как негативные подкрепляют болезненные состояния.
3. Уровень чувств — способность человека адекватно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.
Научить относиться к своим возможностям конструктивно, осознавать их и осуществлять своё руководство.
Формировать стремление руководствоваться только добрыми чувствами.
3. Развивать групповую сплочённость, внимание, наблюдательность.
Ход занятия
1 Организационный момент:
а) вступительное слово педагога
- Ребята, я хочу предложить вам путешествие в мир своих возможностей. Туда, где находятся ваши способности, ваш ум, ваши чувства. Сегодня мы все лучше узнаем себя, что мы о себе думаем, как понимаем других людей.
- Представьте себе, что каждый из вас – это чудесный цветок, а каждый из лепестков - это то, что очень важно для человека. Какие лепестки будут у этого цветка? Давайте посмотрим:
Моё отношение к себе
Моё отношение к окружающим
Мои чувства
2. Что же такое возможности и способности?
а) беседа о теле человека
Как вы думаете, что значит для человека тело, почему оно так важно для человека?
Педагог организует групповую дискуссию
Ответы детей: ( Без тела нет человека, тело – это жизнь, когда умирает тело, умирает и человек, человеку нужны руки, чтобы что – то делать, ноги, чтобы ходить, голова, чтобы думать, сердце, чтобы чувствовать и т. д.)
- О теле нужно заботиться, правильно за ним ухаживать, для того, чтобы быть здоровым, крепким, выносливым. А что вы делаете для того, чтобы тело чувствовало себя хорошо?
б) беседа об уме человека:
Что значит для человека ум?
Ответы детей: ( Человек может думать, всё решать, читать, дать правильный совет, летать в космос, лечить людей, строить дома, все придумывать, спасать природу и т.д.)
А как вы понимаете эту пословицу? О чём она?
- Ум, ребята, зависит от человека. Человек развивает свой ум, учится, становится умнее. А это значит, что он может больше понять, лучше рассказать о том, что он знает и передать другим часть своего ума. И об уме также нужно заботиться, сохранять и развивать его. Иногда от ума могут быть и неприятности.
- Кто это? – спросила она.
- Дик большой мешок.
- Что ты здесь делаешь?
- Давай колоть вместе.
- Конечно, спустись вниз, залезь в мешок.
Когда белка залезла в мешок, братец Кролик отнёс её к тётушке. Она похвалила его, но ума не дала, а попросила выполнить следующее поручение. Кролик выполнил ещё два задания, одно другого тяжелее и опаснее. Тётушка сказала:
в) обсуждение содержания сказки
- Итак, ребята, о чем эта сказка?
- Что можно сказать о братце Кролике?
- Почему тётушка Крольчиха не дала ему большого ума?
- Кто умнее тётушка Крольчиха или Кролик? Почему?
г) беседа о чувствах
А что вы знаете о чувствах?
Ответы детей: ( Чувства – это настроение, когда что – то чувствуешь, когда радостно, когда плохо, нет настроения, когда душа болит и т.д.)
- А где живут чувства? Найдите у себя место в теле, в котором, как вам кажется, живут чувства. ( В груди, в сердце).
3. Релаксационная пауза.
- А сейчас сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте себе, что на них лежит столько добрых чувств, сколько может поместиться. Вам очень приятно ощущать тепло, оно проникает в вас и входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в ваше сердце как можно больше добра. Соедините ладошки вместе и приложите к груди. Вы почувствовали тепло своей души? Тепло сердец тех, кто рядом с вами? Вам хорошо? Что вы сейчас чувствуете?
б) Разговор о чувствах, закрепление позитивного настроя в группе.
- Почему, чем больше доброты у человека, тем лучше?
Ответы детей: ( Доброты может быть очень много, а когда много жадности, для доброты места нет, такой человек всё хочет только для себя, ни с кем не делится, жадный всегда противный, злой, ему всего всегда мало).
4. Не чувства и желания правят человеком, а человек руководит ими.
Послушался император и отпустил змейку. Глядь, а у него в руках какая - то длинная тросточка появилась. Только коснулся он ею дерева – и дерево тут же стало золотым .Коснулся цветов – и цветы стали золотые. Коснулся слуг своих – и слуги стали золотыми. И всё, чего касался император своей тросточкой, становилось золотым – и птицы, и деревья, и всё живое и даже еда. Всё перестало двигаться и жить, издавать звуки и благоухать. Только блеск золота слепил глаза и кружил императору голову.
Но, наконец, он проголодался и кликнул слуг. Но никто не пришёл на его зов, никто не откликнулся. Тогда император, сам отправился на поиски своих людей и еды. Но ему встречались лишь застывшие золотые фигуры. Еда также застыла и превратилась в золото. Было тихо и мертво.
Закричал от ужаса император, стал умолять свою тросточку расколдовать всех и всё, и пусть будут живыми, пусть ходят и говорят. Не нужно ему столько золота. Вообще не нужно никакого золота. Самое лучшее золото – золото души, жизни, понял он.
Но, увы, никто ему не ответил. По-прежнему было тихо вокруг. И среди этого всего великолепия император умер от голода, жажды, одиночества и пустоты. В отчаянии и тоске провёл он свои последние часы.
б) групповое обсуждение сказки.
- Итак, ребята, о чём эта сказка? Понравился вам император? Он был счастлив? Чем он хотел владеть?
- Почему умер император? Почему нужно самому руководить своими чувствами? Почему руководить нами должны только добрые чувства?
- Как узнать, какие чувства добрые, а какие нет?
5 .Что же ещё хочет нам сказать «Цветок Потенциалов?
а) беседа об отношениях с другими людьми
Ответы детей: (хорошо, когда люди дружат, нужно другим помогать, навещать, когда болеет друг, нельзя обижать маленьких, драться, нужно уметь договариваться, нужно людей любить.)
- Да, отношения между людьми значат в нашей жизни много.
б) беседа о том, что я знаю о себе
Педагог раздаёт каждому ребёнку зеркальце.
- А сейчас мы будем с вами двигаться по комнате свободно, как захочется.
- Двигаясь, вы ощущаете все свои возможности, свои чувства, свой ум, своё тело, и то, как вам хорошо среди людей.
- Мысленно обратитесь к своему уму и поблагодарите его, скажите ему, что вы будете помогать ему развиваться, и тогда он станет вам опорой в жизни.
А теперь мысленно ощутите своё тело, оно такое послушное и ему так нравится сейчас двигаться. Вы чувствуете, как оно благодарит вас, как ему важно, чтобы о нём заботились, чтобы были к нему внимательны. И вы ощущаете разные части тела, и они послушны вам, вы можете руководить своим телом, и это ему нравится.
- А теперь обратитесь к своим чувствам. Какие они сейчас? Добрые? Радостные? Приятные? И вы ими руководите, а не они вами.
И вы всегда можете выбрать те, которые принесут вам хорошее настроение, уверенность в себе, помогут быть добрыми, счастливыми, весёлыми.
А теперь посмотрите вокруг, рассмотрите тех, кто рядом с вами здесь в этой комнате. Вы можете увидеть, как всем сейчас приятно, хорошо, какие все радостные, весёлые, довольные. Мысленно пожелайте всем добра, пошлите добрые мысли. Добрые чувства, добрые пожелания.
На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Становление и организация психологического здоровья личности
5.1. Становление здоровья человека
5.2. Модель психологического здоровья личности
Модель психологического здоровья личности
1. Психологическое здоровье — это явление социально-личностное.
2. Уровни проявления — внешний (объективный) и внутренний (субъективный).
3. Условия развития — обострение противоречий между требованиями общества и потребностями личности.
4. Условия становления — баланс между социализацией (психическим развитием) и индивидуализацией (личностным развитием).
5. Системообразующие критерии — адаптированность, устойчивость, саморегулируемость, благополучность, гармоничность.
6. Констатирующие критерии — духовно-нравственно-смысловой, индивидуальная тождественность.
Сравнение методологических установок психологического человекознания
Читайте также: