Цветок потенциалов ананьев кратко

Обновлено: 05.07.2024

Инструкция: перед вами список ценностей. Подумайте и выберите ту ценность, которая вам кажется наиболее важной. Поставьте справа от нее число 1. Далее проделайте эту процедуру со всеми остальными ценностями из списка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему большинство из вас так низко (высоко) оценило значимость здоровья?
  2. Что (кто), по-вашему, влияет на значимость здоровья для человека?
  3. Устраивает ли вас ваше состояние здоровья на настоящий момент?

Вопросы для обсуждения:

  1. Какого человека можно назвать здоровым?
  2. Есть ли здоровые люди?
  3. Насколько важен данный критерий?
  4. Все ли с этим согласны?

После обсуждения ознакомить учащихся с данными исследования:

3. Патология здоровья

Просмотр видео про наркоманию и табакокурение. Рассказ об эндорфинах.

Вопросы для обсуждения:

4. Критерии здоровья

Говоря о критериях здоровья, имеет смысл рассмотреть компоненты здоровья отдельно: физический и психический.

Физический компонент обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Что необходимо знать об этом компоненте?

Необходимость в двигательной активности. Развитие сердечно-сосудистой системы, врожденная потребность в двигательной активности, мышцы – аккумуляторы энергии, преодоление лени.

Резервные мощности организма (Амосов). Наличие резервных мощностей – критерий физического здоровья, организм в экстремальных ситуациях использует свои резервы (если они есть).

Самооценка физического здоровья. Функциональные пробы: задержки дыхания (Штанге, Генча), проба Мартинета (восстановление ЧСС после нагрузки).

Психический компонент обусловлен свойствами психики человека. Что необходимо знать об этом компоненте?

    Потребность в сохранении индивидуальности, тождественности самому себе.

Гармоничность личности – правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией.

Ознакомить учащихся с данной моделью, используя наглядный материал и эту информацию:

Вопросы для обсуждения:

1. Какова, по-вашему, роль каждого лепестка?

2. Как можно определить гармоничное развитие человека, исходя из этой модели?

3. Как вы считаете, какой потенциал у вас более (менее) развит?

6. Работа с информационными отрывками

Фильм демонстрируется как пример преодоления себя, необходимости наличия духовных ценностей и смысла.

В практикуме излагаются принципы интегративной психотерапии психосоматических расстройств. Сверхзадача при написании учебника — провести молодого специалиста следующим образовательным маршрутом по приобретению профессиональных навыков: первое интервью — постановка многомерных гипотез — проведение психотерапии — рефлексия опыта — супервизия. Отсюда краткость теоретического материала и обилие учебных примеров, сопровождающих все разделы книги.

  • Стр. 60
  • Текст
  • Предложения
  • Оглавление

лава 3. Концептуализация случая

Мультимодальный профиль пациента с язвенной болезнью

бывшей жене, вовлечение сына в коалицию: конфликты с сестрой

Антимикробные средства, направленные на уничтожение helicobacter pylori

Отмена по мере улучшения физического состояния и при отрицательных лабораторных пробах

Цветок потенциалов Ананьева

Проанализировав данные литературы последних лет, В. А. Ананьев рекомендует использовать следующие уровни для анализа информации, полученной у пациента.

1. Уровень телесных ощущений и реакций (психофизический). Характер функционирования психики является определяющим, когда речь заходит о телесном или физическом здоровье индивида.

2. Уровень образов и представлений. Позитивные (ресурсные) образы и представления способствуют формированию здоровых установок личности, тогда как негативные подкрепляют болезненные состояния.

3. Уровень чувств — способность человека адекватно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Научить относиться к своим возможностям конструктивно, осознавать их и осуществлять своё руководство.

Формировать стремление руководствоваться только добрыми чувствами.

3. Развивать групповую сплочённость, внимание, наблюдательность.

Ход занятия

1 Организационный момент:

а) вступительное слово педагога

- Ребята, я хочу предложить вам путешествие в мир своих возможностей. Туда, где находятся ваши способности, ваш ум, ваши чувства. Сегодня мы все лучше узнаем себя, что мы о себе думаем, как понимаем других людей.

- Представьте себе, что каждый из вас – это чудесный цветок, а каждый из лепестков - это то, что очень важно для человека. Какие лепестки будут у этого цветка? Давайте посмотрим:

Моё отношение к себе

Моё отношение к окружающим

Мои чувства

2. Что же такое возможности и способности?

а) беседа о теле человека

Как вы думаете, что значит для человека тело, почему оно так важно для человека?

Педагог организует групповую дискуссию

Ответы детей: ( Без тела нет человека, тело – это жизнь, когда умирает тело, умирает и человек, человеку нужны руки, чтобы что – то делать, ноги, чтобы ходить, голова, чтобы думать, сердце, чтобы чувствовать и т. д.)

- О теле нужно заботиться, правильно за ним ухаживать, для того, чтобы быть здоровым, крепким, выносливым. А что вы делаете для того, чтобы тело чувствовало себя хорошо?

б) беседа об уме человека:

Что значит для человека ум?

Ответы детей: ( Человек может думать, всё решать, читать, дать правильный совет, летать в космос, лечить людей, строить дома, все придумывать, спасать природу и т.д.)

А как вы понимаете эту пословицу? О чём она?

- Ум, ребята, зависит от человека. Человек развивает свой ум, учится, становится умнее. А это значит, что он может больше понять, лучше рассказать о том, что он знает и передать другим часть своего ума. И об уме также нужно заботиться, сохранять и развивать его. Иногда от ума могут быть и неприятности.

- Кто это? – спросила она.

- Дик большой мешок.

- Что ты здесь делаешь?

- Давай колоть вместе.

- Конечно, спустись вниз, залезь в мешок.

Когда белка залезла в мешок, братец Кролик отнёс её к тётушке. Она похвалила его, но ума не дала, а попросила выполнить следующее поручение. Кролик выполнил ещё два задания, одно другого тяжелее и опаснее. Тётушка сказала:

в) обсуждение содержания сказки

- Итак, ребята, о чем эта сказка?

- Что можно сказать о братце Кролике?

- Почему тётушка Крольчиха не дала ему большого ума?

- Кто умнее тётушка Крольчиха или Кролик? Почему?

г) беседа о чувствах

А что вы знаете о чувствах?

Ответы детей: ( Чувства – это настроение, когда что – то чувствуешь, когда радостно, когда плохо, нет настроения, когда душа болит и т.д.)

- А где живут чувства? Найдите у себя место в теле, в котором, как вам кажется, живут чувства. ( В груди, в сердце).

3. Релаксационная пауза.

- А сейчас сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте себе, что на них лежит столько добрых чувств, сколько может поместиться. Вам очень приятно ощущать тепло, оно проникает в вас и входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в ваше сердце как можно больше добра. Соедините ладошки вместе и приложите к груди. Вы почувствовали тепло своей души? Тепло сердец тех, кто рядом с вами? Вам хорошо? Что вы сейчас чувствуете?

б) Разговор о чувствах, закрепление позитивного настроя в группе.

- Почему, чем больше доброты у человека, тем лучше?

Ответы детей: ( Доброты может быть очень много, а когда много жадности, для доброты места нет, такой человек всё хочет только для себя, ни с кем не делится, жадный всегда противный, злой, ему всего всегда мало).

4. Не чувства и желания правят человеком, а человек руководит ими.

Послушался император и отпустил змейку. Глядь, а у него в руках какая - то длинная тросточка появилась. Только коснулся он ею дерева – и дерево тут же стало золотым .Коснулся цветов – и цветы стали золотые. Коснулся слуг своих – и слуги стали золотыми. И всё, чего касался император своей тросточкой, становилось золотым – и птицы, и деревья, и всё живое и даже еда. Всё перестало двигаться и жить, издавать звуки и благоухать. Только блеск золота слепил глаза и кружил императору голову.

Но, наконец, он проголодался и кликнул слуг. Но никто не пришёл на его зов, никто не откликнулся. Тогда император, сам отправился на поиски своих людей и еды. Но ему встречались лишь застывшие золотые фигуры. Еда также застыла и превратилась в золото. Было тихо и мертво.

Закричал от ужаса император, стал умолять свою тросточку расколдовать всех и всё, и пусть будут живыми, пусть ходят и говорят. Не нужно ему столько золота. Вообще не нужно никакого золота. Самое лучшее золото – золото души, жизни, понял он.

Но, увы, никто ему не ответил. По-прежнему было тихо вокруг. И среди этого всего великолепия император умер от голода, жажды, одиночества и пустоты. В отчаянии и тоске провёл он свои последние часы.

б) групповое обсуждение сказки.

- Итак, ребята, о чём эта сказка? Понравился вам император? Он был счастлив? Чем он хотел владеть?

- Почему умер император? Почему нужно самому руководить своими чувствами? Почему руководить нами должны только добрые чувства?

- Как узнать, какие чувства добрые, а какие нет?

5 .Что же ещё хочет нам сказать «Цветок Потенциалов?

а) беседа об отношениях с другими людьми

Ответы детей: (хорошо, когда люди дружат, нужно другим помогать, навещать, когда болеет друг, нельзя обижать маленьких, драться, нужно уметь договариваться, нужно людей любить.)

- Да, отношения между людьми значат в нашей жизни много.

б) беседа о том, что я знаю о себе

Педагог раздаёт каждому ребёнку зеркальце.

- А сейчас мы будем с вами двигаться по комнате свободно, как захочется.

- Двигаясь, вы ощущаете все свои возможности, свои чувства, свой ум, своё тело, и то, как вам хорошо среди людей.

- Мысленно обратитесь к своему уму и поблагодарите его, скажите ему, что вы будете помогать ему развиваться, и тогда он станет вам опорой в жизни.

А теперь мысленно ощутите своё тело, оно такое послушное и ему так нравится сейчас двигаться. Вы чувствуете, как оно благодарит вас, как ему важно, чтобы о нём заботились, чтобы были к нему внимательны. И вы ощущаете разные части тела, и они послушны вам, вы можете руководить своим телом, и это ему нравится.

- А теперь обратитесь к своим чувствам. Какие они сейчас? Добрые? Радостные? Приятные? И вы ими руководите, а не они вами.

И вы всегда можете выбрать те, которые принесут вам хорошее настроение, уверенность в себе, помогут быть добрыми, счастливыми, весёлыми.

А теперь посмотрите вокруг, рассмотрите тех, кто рядом с вами здесь в этой комнате. Вы можете увидеть, как всем сейчас приятно, хорошо, какие все радостные, весёлые, довольные. Мысленно пожелайте всем добра, пошлите добрые мысли. Добрые чувства, добрые пожелания.

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Становление и организация психологического здоровья личности

5.1. Становление здоровья человека

5.2. Модель психологического здоровья личности

Модель психологического здоровья личности

1. Психологическое здоровье — это явление социально-личностное.
2. Уровни проявления — внешний (объективный) и внутренний (субъективный).
3. Условия развития — обострение противоречий между требованиями общества и потребностями личности.
4. Условия становления — баланс между социализацией (психическим развитием) и индивидуализацией (личностным развитием).
5. Системообразующие критерии — адаптированность, устойчивость, саморегулируемость, благополучность, гармоничность.
6. Констатирующие критерии — духовно-нравственно-смысловой, индивидуальная тождественность.

Сравнение методологических установок психологического человекознания

Читайте также: