Построение продольного профиля трассы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дорожное строительство неотъемлемо связано с целым комплексом геодезических работ, которые посредством измерений, вычислений и выносу в натуре данных, позволяют обеспечить точность и правильность положения всех объектов инфраструктуры.

Строительство — это возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация. Процесс строительства включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ.

Строительство дорог — это многоэтапный сложный процесс, который включает в себя в обязательном порядке в соответствии с техзаданием: ‒ выбор материалов и выполнение комплекса замеров; ‒ демонтаж при наличии старого покрытия; ‒ укладку основания в несколько уровней, обеспечивающего высокий уровень амортизации и прочности; ‒ использование современных механизмов и специальной техники; ‒ проверка качества покрытия на соответствие ГОСТу и СНиП.

Геодезические работы при строительстве дорог начинают с детальной разбивки её оси по материалам предыдущего трассирования. При этом восстанавливают утраченные пикеты, углы поворота и главные точки круговых кривых. Выполняют детальную разбивку кривых одним из известных способов. Кроме того, производят контрольное нивелирование по пикетажу и плюсовым точкам, разбивают, при необходимости, дополнительные поперечные профили. После выполнения указанных работ трассу окончательно закрепляют на местности знаками, располагаемыми вне зоны земляных работ, и сгущают сеть рабочих реперов из расчета : 1 репер на 4-5 пикетов трассы.
В зависимости от условий местности и положения проектной линии трассы выполняют разбивку земляного полотна дороги для различных случаев положения проектного и поперечного профилей трассы. Разбивка земляного полотна производится с учётом обустройства проезжей части, обочин, откосов и кюветов, соблюдением проектных уклонов в продольном и поперечном направлениях. Поперечные уклоны необходимы для обеспечения отвода воды в том и другом направлениях от оси дороги либо в одном каком-либо направлении, а также для обеспечения необходимой устойчивости движущегося на закруглениях транспорта. Поперечные уклоны не должны отличаться от проектных не более, чем на 0,030.
Исполнительная геодезическая съёмка выполняется после возведения земляного полотна и после окончательного строительства дороги.

Трассирование линейных объектов.

Необходимость трассирования линейных объектов чаще всего возникает при проектировании крупных траcс инженерных сетей: газопровода, водопровода, канализационных систем, линий cвязи. Это очень трудоемкая и сложная работа, которая состоит в предварительном выборе конкурентоспособных вариантов трассы, согласовании ее местонахождения, выносе оси в натуру с закреплением главных точек трассы. Данный вид изысканий подразумевает полный комплекс работ, которые выполняются для выбора самого оптимального положения линейного объекта на определенной местности.

При трассировании производится маршрутная аэрофотосъемка, планово- высотная геодезическая привязка, полевое и камеральное дешифрирование аэрофотоснимков. В местах расположения трассовых объектов, водостоков, оврагов, дорог, подземных коммуникаций и других различных препятствий производится крупномасштабная инженерно-топографическая съемка. В зависимости от природных условий, вида территории и своеобразных характеристик трассы устанавливается ширина полосы съемки, которая обычно составляет около 200–300 м.

Результатом топографо-геодезических работ является составление ситуационного плана полосы трассы, инженерно-топографического плана пересечений трассы и ее сложных участков, а также полное описание продольного и поперечного профиля на всех плюсовых и пикетных точках. После того, как происходит согласование и окончательное утверждение варианта трассы, производится вынос оси трассы в натуру с закреплением створных точек, углов поворота, реперов и других основных объектов. При завершении работ производится исполнительная съемка для проверки качества всех выполненных строительных и земляных работ. Спутниковая связь и современное оборудование, а также программное обеспечение позволяет полевым бригадам выполнять работы практически в любых условиях, а также оперативно передавать материалы для обработки в офисы компаний.

Нивелирные работы при прокладке трассы.

Обработка журнала нивелирования производится в следующем порядке. Вначале вычисляют превышения между связующими точками (пикетами) для всех станций нивелирного хода. Превышение h на каждой станции находят как разность заднего а и переднего b отсчетов по рейкам: h=а-b При этом получают два значения превышения: h — из отсчетов по черным сторонам реек; h" — из отсчетов по красным сторонам реек. Из этих значений рассчитывают среднее значение превышения.

Вычислив средние превышения на всех станциях и записав результаты, выполняют постраничный контроль. Для этого выполняют следующее: Получить суммы задних отсчетов по рейкам ∑а и по передним рейкам ∑b. Также получить суммы вычисленных ∑hвыч и средних ∑hср превышений: Получить разность сумм отсчета ∑а–∑b по задним и передним рейкам: В результате постраничного контроля должно выполняться условие: ∑а–∑b = ∑hвыч = 2*∑hср 1) ∑а–∑b =9923=2*4962 2) ∑а–∑b =8974=2*4488 3) ∑а–∑b =-3215=2*(-1606)

Если это условие выполняется, то все расчеты верны, в противном случае следует все пересчитать. Управление превышения нивелирного хода. Контролем полевых измерений и вычислений является невязка. Величина фактической невязки по абсолютной величине не должна превышать значения допустимой невязки: f h ≥ f h доп При выполнении данного условия измерения, выполненные при прокладке нивелирного хода, считают качественными и пригодными для дальнейшей обработки, в противном случае измерения повторяют.

Вычисление уравненных превышений. Следующим этапом камеральной обработки нивелирного хода является уравнивание превышений. Для этого величину фактической невязки распределяют с противоположным знаком поровну на все станции, т. е. рассчитывают поправку в каждое превышение: Значение поправки вычисляют с точностью до 1 мм. Если невязка не делится нацело на количество станций хода, полученный остаток по 1 мм распределяют на любые произвольно выбранные превышения. Величины поправок записывают со своими знаками над соответствующими им приращениями. Сумма всех поправок должна быть равна невязке с обратным знаком.

После определения поправок находят абсолютные отметки всех связующих точек хода. Контролем правильности вычислений абсолютных отметок связующих пикетов является совпадение вычисленного и заданного значений абсолютной отметки конечного репера. На последнем этапе вычислений для всех станций нивелирного хода, где есть промежуточные точки, определяют абсолютные отметки этих точек. Для этого вначале на каждой из этих станций находят значения горизонта прибора (ГП), представляющее собой абсолютную отметку горизонтального визирного луча нивелира, которым брались отсчеты по рейкам.

Продольный профиль автомобильной дороги

Продольный профиль автомобильной дороги — это условное изображение разреза автомобильной дороги вертикальной плоскостью, проходящей через её ось. Продольный профиль показывает: рельеф поверхности земли по оси дороги; положение линии бровки земляного полотна относительно дороги; грунтовой разрез по оси дороги; размещение искусственных сооружений.

Построение продольного фактического профиля трассы. Профиль продольного нивелирования является одним из главных геодезических документов при вертикальной съемке и служит основой для проектирования по нему трасс автомобильных и железных дорог и других линейных сооружений и коммуникаций. Студенты составляют профиль по результатам своих вычислений абсолютных отметок пикетов и промежуточных точек, выполненных в журнале нивелирования. Составление профиля производят на миллиметровой бумаге формата 55х80 см в данной последовательности. В нижней половине листа строят сетку профиля, состоящую из семи горизонтальных граф и содержащую всю необходимую числовую и графическую информацию.

После составления профиля продольного нивелирования необходимо подготовить по данному профилю проект трассы автомобильной дороги. Дорогу проектируют с условием, чтобы отметка ее полотна на пикетах ПК0 и ПК10 совпадала с отметками этих пикетов. Составление проекта трассы автодороги включает в себя следующие этапы: — нанесение проектной линии; — вычисление проектных уклонов на всех участках проектной линии; — определение отметок проектной линии на пикетах и промежуточных точках; — расчет рабочих отметок; — нахождений расстояний до точек нулевых работ и проектных отметок этих точек; проектную линию наносят на существующий профиль продольного нивелирования, руководствуясь следующим;

а) объем земляных работ должен быть минимальным; б) объем выемки и насыпи на всем профиле должны быть примерно равными; в) уклон проектной линии оси автодороги не должен превышать величины 0,05; г) проектная линия может состоять из нескольких участков, имеющих различный уклон, но границы этих участков должны совпадать с отвесными линиями, проходящими через пикеты или промежуточные точки; д) между участками проектной линии, имеющими уклоны с противоположными знаками, обязательно должен быть горизонтальный участок длиной не менее 100 м.. Величину уклона i каждого участка проектной линии вычисляют по формуле i=h/d,где h– превышение между концами линии на данном участке (определяется графически по профилю); d– горизонтальное проложение линии.

Продольный профиль строят по данным пикетажного и нивелирного журналов ([1, § 122; 2, § 74]).

Для построения берут лист миллиметровой бумаги размером 65x30 см. Сна­чала профиль составляют в карандаше, выполняя все необходимые построения тонкими линиями; закончив составление, профиль оформляют в туши. На рис. 11 приведен образец части профиля, составленного для одного из вариантов.

Построение выполняют в такой последовательности:

1. В нижней левой части листа заготавливают сетку (разграфку) профиля со следующими сверху вниз горизонтальными графами* (рис. 11):


* Профильная сетка приведена с сокращением и некоторыми поскольку выполняемая студентом работа — учебная.

Верхняя линия профильной сетки называется линией условного горизонта. Ее следует вычертить на утолщенной (жирной) горизонтальной линии миллиметро­вой бумаги; начало линии условного горизонта располагают на одной из утолщен­ных вертикальных линий миллиметровки.


Рис. 11. Образец оформления части продольного профиля

2. По данным пикетажного и нивелирного журналов заполняют графу рас­стояний, откладывая в ней горизонтальные расстояния в масштабе 1 :2000. Плановое положение всех пикетов и плюсовых точек фиксируют в этой графе вертикальными отрезками (перегородками). Вертикальные отрезки, обозначающие пикеты, в масштабе 1 : 2000 проводятся через каждые 5 см и должны попасть на

утолщенные вертикальные линии миллиметровки. Под нижней линией графы рас­стояний, называемой линией пикетажа, подписывают номера пикетов. Пикетаж­ные значения плюсовых точек не подписывают, по между вертикальными отрез­ками в графе 5 записывают горизонтальные расстояния между каждыми двумя соседними точками профиля (см. отрезок ПК 1—ПК 2 на рис. 11). Если между соседними пикетами плюсовых точек нет, то расстояние 100 м в графе расстояний не записывают.

3. Заполняют графу фактических отметок, выписывая в нее из графы 11 ниве­лирного журнала отметки пронивелированных точек поверхности земли. Фактиче­ские отметки при записи их на профиле округляют до сотых долей метра.

4. По фактическим отметкам строят черную линию профиля, откладывая вы­соты точек в масштабе 1 : 200 вверх от линии условного горизонта. Отметку ус­ловного горизонта выбирают в зависимости от фактических отметок: она должна быть кратной 10 м и притом такой, чтобы самая низкая точка профиля отстояла от линии условного горизонта не ближе чем на 4 см (превышение на местности 8 м). Эту отметку (на рис. 11 — ПО м) записывают левее начальной точки линии условного горизонта.

Все пронивелированные точки строят на перпендикулярах к линии условного горизонта, откладывая от этой линии в масштабе 1 : 200 соответствующие разно­сти фактических отметок и отметки линии условного горизонта. Для удобства по­строений на профиле слева можно нанести вспомогательный вертикальный мас­штаб, подписав его через каждый сантиметр по вертикали значениями отметок через 2 м, начиная от отметки условного горизонта.

Рассчитанные для обеих кривых пикетажные значения ПК и КК откладывают также в масштабе 1 : 2000 на линии пикетажа. В графе 6 начало и конец каждой кривой отмечают перпендикулярами, опущенными от этой линии на среднюю ли­нию графы 6, изображающую ось дороги. Вдоль перпендикуляров записывают рас­стояния от начала или конца кривой до ближайших заднего и переднего пикетов.

Кривые условно обозначают скобами, обращенными при поворотах трассы вправо — выпуклостью вверх, а при поворотах ее влево — выпуклостью вниз. Под каждой кривой записывают значения всех шести ее элементов. Над серединой каждой прямой вставки трассы выписывают ее длину, а под ней — ее румб.

Для изображения километрового указателя (на ПК 0) от линии пикетажа опускают перпендикуляр длиной 17 мм, на конце которого вычерчивают окруж­ность диаметром 5 мм и ее правую половину заливают тушью.




6. Примерно в 1,5 см над линией профиля показывают положение реперов. Для этого проводят вертикальные отрезки длиной около 2 см, вдоль которых — слева и справа — записывают прямоугольные координаты репера относительно трассы. На горизонтальной черте сверху указывают номер репера и его отметку.

7. Заглавную и прочие надписи на профиле выполняют в соответствии с об­разцом (см. рис. 11).

Продольный профиль строят по данным пикетажного и нивелирного журналов ([1, § 122; 2, § 74]).

Для построения берут лист миллиметровой бумаги размером 65x30 см. Сна­чала профиль составляют в карандаше, выполняя все необходимые построения тонкими линиями; закончив составление, профиль оформляют в туши. На рис. 11 приведен образец части профиля, составленного для одного из вариантов.

Построение выполняют в такой последовательности:

1. В нижней левой части листа заготавливают сетку (разграфку) профиля со следующими сверху вниз горизонтальными графами* (рис. 11):


* Профильная сетка приведена с сокращением и некоторыми поскольку выполняемая студентом работа — учебная.

Верхняя линия профильной сетки называется линией условного горизонта. Ее следует вычертить на утолщенной (жирной) горизонтальной линии миллиметро­вой бумаги; начало линии условного горизонта располагают на одной из утолщен­ных вертикальных линий миллиметровки.


Рис. 11. Образец оформления части продольного профиля

2. По данным пикетажного и нивелирного журналов заполняют графу рас­стояний, откладывая в ней горизонтальные расстояния в масштабе 1 :2000. Плановое положение всех пикетов и плюсовых точек фиксируют в этой графе вертикальными отрезками (перегородками). Вертикальные отрезки, обозначающие пикеты, в масштабе 1 : 2000 проводятся через каждые 5 см и должны попасть на

утолщенные вертикальные линии миллиметровки. Под нижней линией графы рас­стояний, называемой линией пикетажа, подписывают номера пикетов. Пикетаж­ные значения плюсовых точек не подписывают, по между вертикальными отрез­ками в графе 5 записывают горизонтальные расстояния между каждыми двумя соседними точками профиля (см. отрезок ПК 1—ПК 2 на рис. 11). Если между соседними пикетами плюсовых точек нет, то расстояние 100 м в графе расстояний не записывают.

3. Заполняют графу фактических отметок, выписывая в нее из графы 11 ниве­лирного журнала отметки пронивелированных точек поверхности земли. Фактиче­ские отметки при записи их на профиле округляют до сотых долей метра.

4. По фактическим отметкам строят черную линию профиля, откладывая вы­соты точек в масштабе 1 : 200 вверх от линии условного горизонта. Отметку ус­ловного горизонта выбирают в зависимости от фактических отметок: она должна быть кратной 10 м и притом такой, чтобы самая низкая точка профиля отстояла от линии условного горизонта не ближе чем на 4 см (превышение на местности 8 м). Эту отметку (на рис. 11 — ПО м) записывают левее начальной точки линии условного горизонта.

Все пронивелированные точки строят на перпендикулярах к линии условного горизонта, откладывая от этой линии в масштабе 1 : 200 соответствующие разно­сти фактических отметок и отметки линии условного горизонта. Для удобства по­строений на профиле слева можно нанести вспомогательный вертикальный мас­штаб, подписав его через каждый сантиметр по вертикали значениями отметок через 2 м, начиная от отметки условного горизонта.

Рассчитанные для обеих кривых пикетажные значения ПК и КК откладывают также в масштабе 1 : 2000 на линии пикетажа. В графе 6 начало и конец каждой кривой отмечают перпендикулярами, опущенными от этой линии на среднюю ли­нию графы 6, изображающую ось дороги. Вдоль перпендикуляров записывают рас­стояния от начала или конца кривой до ближайших заднего и переднего пикетов.

Кривые условно обозначают скобами, обращенными при поворотах трассы вправо — выпуклостью вверх, а при поворотах ее влево — выпуклостью вниз. Под каждой кривой записывают значения всех шести ее элементов. Над серединой каждой прямой вставки трассы выписывают ее длину, а под ней — ее румб.

Для изображения километрового указателя (на ПК 0) от линии пикетажа опускают перпендикуляр длиной 17 мм, на конце которого вычерчивают окруж­ность диаметром 5 мм и ее правую половину заливают тушью.

6. Примерно в 1,5 см над линией профиля показывают положение реперов. Для этого проводят вертикальные отрезки длиной около 2 см, вдоль которых — слева и справа — записывают прямоугольные координаты репера относительно трассы. На горизонтальной черте сверху указывают номер репера и его отметку.

7. Заглавную и прочие надписи на профиле выполняют в соответствии с об­разцом (см. рис. 11).

Для построения берут лист миллиметровой бумаги 65 х 30 см. Сначала профиль составляют в карандаше, выполняя все необходимые построения тонкими линиями; закончив составление, профиль оформляют в туши. На рис.11 приведен образец части профиля, составленного для одного из вариантов.

Построение выполняют в такой последовательности:

1. В нижней левой части листа заготавливают сетку (разграфку) профиля со следующими сверху вниз горизонтальными графами (рис.11):

1) План трассы . . . . . . . . . . . . . ширина графы 20 мм

Верхняя линия профильной сетки называется линией условного горизонта – УГ. Ее следует вычертить на утолщенной (жирной) горизонтальной линии миллиметровой бумаги: начало линии условного горизонта располагают на одной из утолщенных вертикальных линий миллиметровки.

2. По данным пикетажного и нивелирного журнала заполняют графу расстояний, откладывая в ней горизонтальные расстояния в масштабе 1:2000. Плановое положение всех пикетов и плюсовых точек фиксируют в этой графе вертикальными отрезками (перегородками). Вертикальные отрезки, обозначающие пикеты, в масштабе 1:2000 проводятся через каждые 5 см и должны попасть на утолщенные вертикальные линии миллиметровки. Под нижней линией графы расстояний, называемой линией пикетажа, подписывают номера пикетов. Пикетажные значения плюсовых точек не подписывают, но между вертикальными отрезками в графе 5 записывают горизонтальные расстояния между каждыми двумя соседними точками профиля (см. отрезок ПК1-ПК2 на рис.11). Если между соседними пикетами плюсовых точек нет, то в графе расстояний записывают 100 .

3. Заполняют графу фактических отметок, выписывая из нивелирного журнала отметки пронивелированных точек поверхности земли. Фактические отметки при записи их на профиле округляют до сотых долей метра.

Рис.11 Образец оформления части продольного профиля

4. По фактическим отметкам земли строят черную линию профиля, откладывая высоты точек в масштабе 1:200 вверх от линии условного горизонта. Все пронивелированные точки строят на перпендикулярах к линии условного горизонта, откладывая от этой линии в масштабе 1:200 соответствующие разности фактических отметок и отметки линии условного горизонта.

6. Рассчитанные для обеих кривых пикетажные значения НК и КК откладывают в масштабе 1:2000 на линии пикетажа. В графе 6 начало и конец каждой кривой отмечают перпендикулярами, опущенными от этой линии на среднюю линию графы 6, изображающую ось дороги. Вдоль перпендикуляра записывают расстояния от начала или конца кривой до ближайшего заднего и переднего пикетов. Кривые условно обозначают скобами, обращенными при поворотах трассы вправо – выпуклостью вверх, а при поворотах ее влево – выпуклостью вниз. Под каждой кривой записывают значения всех шести ее элементов. Над серединой каждой прямой вставки трассы выписывают ее длину, а под ней – ее румб.

Для изображения километрового указателя (на ПК0) от линии пикетажа

опускают перпендикуляр длиной 17 мм, на конце которого вычерчивают

окружность диаметром 5 мм и ее правую половину заливают тушью.

7. Примерно в 1,5 см над линией профиля показывают положение реперов. Для этого проводят вертикальные отрезки длиной около 2 см, вдоль которых – слева и справа – записывают прямоугольные координаты репера относительно трассы. На горизонтальной черте сверху указывают номер репера и его отметку.

8. Заглавную и прочие надписи на профиле выполняют в соответствии с образцом (см. рис.11). Литература: Федотов, Г.А. Инженерная геодезия [стр. 366-370].

Построение поперечного сечения трассы

Поперечное сечение располагают правее продольного. Оба его масштаба – и горизонтальный, и вертикальный – принимают одинаковыми (1:200). Сетку поперечника можно разбить на продолжении граф продольного профиля.

1. Для поперечного сечения подготавливают и заполняют только две графы: фактических отметок и расстояний.

Следует помнить, что все горизонтальные расстояния в поперечнике указываются от оси трассируемого сооружения. На поперечном сечение их следует откладывать вправо и влево от вертикального отрезка, обозначающего в графе расстояний положение ПК 2. Последний подписывают симметрично относительно этого отрезка под нижней линией графы расстояний. Расстояния между соседними точками поперечного сечения записывают в графе 5.

2. По фактическим отметкам строют линия поперечного сечения. Отметку его линии условного горизонта берут ту же, что и на продольном профиле.

Нанесение на продольный профиль проектной линии

1. Заполняют графу 2 уклонов, прочерчивая в ней в местах переломов (изменений уклона) проектной линии вертикальные перегородки. У каждой перегородки, слева и справа вдоль нее, вертикально записывают расстояния в метрах на местности от места данного изменения уклона до ближайших заднего и переднего пикетов. Если это изменение происходит на пикете, то с обеих сторон пишут нули.

Внутри каждого узкого прямоугольника, на которые будет разбита графа уклонов, проводят диагональ: из верхнего левого угла в нижний правый, если уклон отрицательный (линия идет на понижение), или из нижнего левого в верхний правый, если уклон положительный. На горизонтальных отрезках трассы посередине графы проводят горизонтальную черту. Над диагональю или горизонтальной чертой указывают значение проектного уклона в тысячных, а под ней длину заложения в метрах, на которое этот уклон распространяется.

2. Вычисляют проектные (красные) отметки точек ПК 0, ПК 1+80, ПК 4 и ПК 5, в которых запроектированы переломы проектной линии. В начале трассы на ПК 0, на котором запроектирована насыпь высотой 0,50 м, записывают проектную отметку, равную фактической отметке ПК 0 плюс 0,50 м. Отметки остальных точек вычисляют по формуле

где Нn - определяемая проектная отметка; Нn-1 - известная проектная отметка предыдущей точки; i - проектный уклон; d - горизонтальное расстояние (заложение) между точками, в которой определяется отметка и предыдущей.

Вычисленные проектные отметки округляют до сотых долей метра, после чего записывают в графу 3 проектных отметок.

3. По вычисленным проектным отметкам точек переломов проектную (красную) линию наносят на профиль.

4. Вычисляют проектные отметки всех остальных пикетов и плюсовых точек профиля (по той же формуле, что и в п. 2). Во избежание лишних ошибок в вычислениях рекомендуется за предыдущую точку с отметкой Нn-1 всегда брать начало данного элемента проектной линии, учитывая расстояние от этой начальной точки до точки, отметка которой вычисляется. Вычисленные отметки записываются в графу 3.

5. Вычисляют отметку точки ПК 1+80, которая нивелированием на местности не определяется. Для этого вычисляют уклон ската местности на участке от ПК 1+44 до ПК 2:

где h – разность фактических отметок, ближайших к ПК 1+80 передней и задней точек профиля, т.е. ПК 2 и плюсовой точки ПК 1+44; d - горизонтальное расстояние между этими точками.

По вычисленному уклону ската и по горизонтальному расстоянию от точки ПК 1+80 до ближайшей задней точки профиля и находят искомую отметку. Найденную расчетным путем отметку точки ПК 1+80 записывают в скобках в графу 4 профиля.

3. На каждом пикете и плюсовой точке профиля вычисляют рабочие отметки (высоты насыпей или глубину выемок) как разность проектной и фактической отметок. На выемках рабочие отметки записывают под красной линией (см. рис. 11), а на насыпях - над ней. Над точками пересечений черной линии профиля с проектной, называемыми точками нулевых работ (или переходными), записывают рабочие отметки 0,00.

4. Из точки нулевых работ опускают перпендикуляр (ординату) на линию условного горизонта и вычисляют горизонтальные расстояния до этой точки от ближайших пикетов или плюсовых точек профиля (рис. 12). Вычисления выполняют по формулам:

в которых x и y – горизонтальные расстояния до точки нулевых работ от ближайших к ней соответственно задней и передней точек (пикетных или плюсовых) профиля; a и b – рабочие отметки на этих же, задней и передней, точках профиля, между которыми находится точка нулевых работ; d – горизонтальное расстояние между теми же ближайшими к точке нулевых работ точками профиля.


Рис. 12. К вычислению расстояний до точки нулевых работ.

Вычисления расстояний x и y контролируются соблюдением равенства x+y=d.

Отметку Н точки нулевых работ вычисляют по формуле для нахождения проектных отметок и, округлив ее до сотых долей метра, записывают вдоль ординаты, опущенной из точки нулевых работ на линию условного горизонта профиля. Слева и справа от этой ординаты над линией условного горизонта записывают расстояния x и y до точки нулевых работ от ближайшей задней и передней точек профиля (см. рис. 11).

Оформление профилей. Все надписи и построения аккуратно выполняют тушью тонкими линиями.

К р а с н о й т у ш ь ю оформляют проектную линию и все рабочие отметки (кроме нулевых), ось дороги в графе I, все линии и цифры в графе уклонов, разделительную линию между графами 2 и 3, проектные отметки, все линии и надписи в графе 6 (кроме номеров пикетов).

С и н е й т у ш ь ю показывают перпендикуляры из точек нулевых работ на линию условного горизонта, рабочие отметки 0,00, синие отметки (высоты) точек нулевых работ, горизонтальные расстояния x и у, а также линию пикетажа (нижнюю линию графы 5).

Все остальные линии, надписи и цифры выполняют черной тушью.

Насыпи окрашивают к а р м и н о м (красной краской), выемки – г у м м и г у т о м (желтой краской).

На рецензирование представляются:

1) ответы на контрольные вопросы;

2) решения задач на вычисление отметки точки через превышение и через горизонт инструмента;

3) пикетажный журнал;

4) журнал геометрического нивелирования;

5) продольный и поперечный профили трассы дороги.

Контрольная работа 3

Работа состоит из двух заданий, выполняемых в тетради.

Задание 1. Ответы на контрольные вопросы.

Студенты составляют ответы на три вопроса из приведенного ниже списка вопросов и задач. Номер вопроса или задачи определяют последней цифрой учебного шифра студента.

Пример: Шифр 08 В 025 – отвечают на вопросы № 5, 15, 25.

Шифр 08 В 230 – вопросы № 10, 20, 30.

Контрольные вопросы

2. Перечислите основные типы нивелиров, их обозначения, характеристики и области применения.

3. Напишите формулы для определения превышений тригонометрическим нивелированием по расстояниям, измеренным землемерной лентой и нитяным дальномером.

5. Какие точки трассы называют связующими и промежуточными? Как их нивелируют и как вычисляют отметки этих точек?

6. Как на топографическом плане проводят трассирование трубопровода? Рассчитайте заложение, соответствующее проектному уклону 25‰, если масштаб плана 1:2000, высота сечения рельефа 1м.

7. Назовите источники погрешностей при геометрическом нивелировании и их устранение.

8. Назовите основные методы нивелирования и область их применения.

9. Как выполняется поверка главного геометрического условия нивелира Н-3?

10. В чём заключается отличие замкнутого нивелирного хода от хода, проложенного между двумя исходными точками, и от висячего хода? Как нивелируют висячий ход в целях его контроля?

11. Как определяются высотные невязки замкнутых, разомкнутых (между исходными реперами) и висячих нивелирных ходов?

12. Какими способами можно передать отметку на точку нивелирного хода от репера (марки)?

13. Какая существует в России классификация геометрического нивелирования?

14. Какими приборами производят нивелирование III и IV классов, какие используются при этом рейки?

15. Опишите приведение нивелира в рабочее положение.

16. Как производится работа на станции при нивелировании III класса?

18. Назначение пикетажной книжки (журнала).

19. Как уравнивают превышения в замкнутом нивелирном ходе?

20. Какова последовательность нивелирования на станции по пикетажу трассы? Как контролируют отсчёты по рейкам?

23. Что такое уклон линии и по какой формуле он определяется? Как его выразить в % и в ‰? Как показывают уклоны на профиле?

24. Какие способы применяют для определения площадей на картах, планах и профилях? Какова их точность?

29. При проектировании продольного профиля известны проектные отметки: Нпк0= 73,88 м и Нпк4=70,28 м. Вычислить проектную отметку точки ПК2+40, если на участке ПК0-ПК4 проектная линия имеет постоянный уклон.

30. Известны прямоугольные координаты трёх точек трассы: начало трассы НТ, вершины угла поворота ВУП и конца трассы КТ:

Исходными данными для составления продольного профиля трассы являются пикетажный журнал, обработанный журнал нивелирования трассы, ведомость прямых и кривых. Продольный профиль составляется на миллиметровой бумаге черным, красным и синим цветом. Горизонтальный масштаб продольного профиля – 1:5000, вертикальный – 1:500.

Построение начинают с вычерчивания сетки профиля. Форма, размеры (в миллиметрах) и названия граф сетки показаны на рисунке 1.


Нижнюю линию сетки профиля необходимо проводить, отступив внизу вверх 3 см от края листа миллиметровой бумаги. Остальные горизонтальные линии сетки проводятся через расстояния, указанные в левой части рисунка 1. Для профиля трассы длиной 1,345 км в масштабе 1:5000 длина линии составит 340 мм. Из них 65 мм отводится для надписей названий граф сетки, 2 мм – на разрыв между сеткой и профилем, и 273 мм – на сам профиль. Необходимо проследить, чтобы первая вертикальная линия профиля была проведена на сантиметровом делении миллиметровой бумаги. Заполнение граф сетки выполняется в следующей последовательности:

Горизонтальная линия, проходящая посредине графы, соответствует спрямленной трассе. На трассе стрелками вправо и влево показываются вершины углов поворота. Вершины углов поворота располагают по пикетажному значению середины соответствующих кривых (СК). Стрелки указывают изменение направления трассы (поворот вправо или влево). Подписываются названия вершин углов поворота.

Используемые условные знаки:

Условный знак Обозначение Примечание
Участки леса вырубленные
Размеры даны в мм! Элементы располагать хаотично.
Кустарники
Элементы располагать хаотично.
Дороги грунтовые
Ограды деревянные: на каком-либо фундаменте
Строения жилые огнестойкие: выше 1 этажа (цифры – кол-во этажей, буквы – материал постройки и назначения строений)

Прямая вставка – прямая часть оси трассы проектируемого сооружения, расположенная между двумя смежными круговыми или переходными кривыми. Проще говоря, это расстояние между концом кривой (КК) и началом следующей круговой кривой (НК).

6. Для построения профиля трассы линейного сооружения выбирается основание профиля или линия условного горизонта. Обычно за линию условного горизонта принимается верхняя горизонтальная линия сетки профиля. Отметку линии условного горизонта при вертикальном масштабе 1:500 удобно выбрать кратной 10 м так, чтобы самая низкая точка продольного профиля располагалась над линией условного горизонта не ближе 5 см.

На рисунке 1 самыми низкими точками профиля являются точки уреза воды реки Соя, это плюсовые точки ПК3+25 и ПК3+50. Их отметки равны 41,91 м. В масштабе 1:500 в 5 см содержится 25 м, следовательно, за линию условного горизонта можно принять линию с отметкой не более 17,00 м
(41,91 – 25 = 16,91 м), но, учитывая необходимость её кратности 10 м, за отметку линии условного горизонта принимается отметка 10,00 м.

Для построения профиля, соответствующего положению каждого пикета и плюсовой точки, в этих точках восстанавливают перпендикуляры от линии условного горизонта. На перпендикулярах в масштабе 1:500 откладывают отрезки, равные разности отметок пикетов и плюсовых точек и отметки линии условного горизонта. Так, чтобы на профиле показать ПК0, отметка которого HПК0 = 47.01 м, необходимо от линии условного горизонта в масштабе 1:500 (в 1 мм – 0.5 м) отложить отрезок, соответствующий высоте 37.01 м, что составляет 74 мм или 7.40 см. Чтобы показать ПК1, имеющий отметку HПК1 = 48.20 м, откладываем 38.20 м или 76.4 мм. Таким образом, на профиль наносятся все точки, расположенные по оси будущего линейного сооружения, высоты которых определены при нивелировании.

Соединив верхние точки, отложенных отрезков прямыми линиями, получим продольный профиль трассы.

7. Нанесение проектной линии на продольный профиль:

Проектная линия – это линия на профиле местности, соединяющая точки, расположенные в местах, соответствующих плановому и высотному положению характерных точек сооружения (точки изменения проектного уклона). Построение проектной линии выполняется с учетом технических и экономических требований, обеспечивающих нормальную работу построенного сооружения. При этом стремятся к минимальным объемам работ по выемке грунта и строительству насыпей.

При этом учитываются технические нормативные требования на продольные уклоны отдельных элементов сооружения.

Предварительный уклон подсчитывают по формуле:


где – предварительная высота конечной точки участка с постоянным уклоном (снимается по профилю с точностью 0,5 мм, что в вертикальном масштабе 1:500 составляет 0,25 м); – высота начальной точки участка с постоянным уклоном; – длина (в метрах) участка с постоянным уклоном.

Полученное значение уклона округляют до целых промилле и записывают в графу 2.

2) Окончательная (проектная) отметка конца участка вычисляется по формуле:


,

а проектные отметки промежуточных точек данного участка по формуле:


,


где – расстояние от начальной до промежуточной точки участка с постоянным уклоном.

3) Далее вычисляют рабочие отметки как разности проектных отметок и отметок земли для каждой точки трассы. Над линией проектного профиля записывают положительные рабочие отметки (высоты насыпи), под линией профиля – отрицательные (глубины выемки), но без знака минус (заполняется синим цветом).

4) Определение положения точек нулевых работ.

Точки нулевых работ – это точки пересечения проектной линии с поверхностью земли (линией профиля). Их рабочие отметки равны нулю.

На продольном профиле от точек нулевых работ проводятся вертикальные штриховые линии до основания профиля. Для них вычисляют расстояния до ближайших пикетных или плюсовых точек (записывают синим цветом). Отметки точек нулевых работ определяют как и отметки промежуточных точек.

Характеристики автомобильных дорог

Наименование параметра Категории дорог
I II III IV V
Наибольшие продольные уклоны, о /оо
Наименьшие радиусы кривых в плане, м

**Категорию дороги выбираем в зависимости от радиуса закруглений по исходным данным.

. На продольный профиль не выносятся точки Х1, Х2, Л.50, Л.20, Пр.8, Пр.20.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Читайте также: