Трагедия в древней греции кратко

Обновлено: 08.07.2024

V век в Греции — золотой век античной культуры, связанный прежде всего с Афинами, — традиционно называют веком драмы, и даже, более конкретно, веком трагедии. Греческая трагедия возникает в самом конце VI века до нашей эры и расцветает на протяжении V века, когда трагические состязания становятся центром культурной жизни Афин — да и вообще всей Греции.

Для начала стоит сказать о том, что такое трагедия.

Тем не менее очевидная связь трагедии с культом Диониса указывает на религиозное и ритуальное происхождение трагедии. Из-за названия считалось, что связывал их друг с другом именно козел. Объяснялось это по‑разному. Во‑первых, говорили, что козел — ритуальное животное Диониса. Во-вторых, — что козел был призом на трагических состязаниях (все трагедии представлялись на праздниках, главным образом на Великих Дионисиях, где друг с другом соревновались три трагика). Наконец, третье объяснение заключается в том, что козлиная песнь — это песнь сатиров, спутников Диониса, козлоподобных существ, которые, возможно, изначально составляли хор греческой трагедии.

Я рассказываю эту историю лишь для того, чтобы обозначить: мы не знаем, откуда взялась греческая трагедия. Были ученые, которые уверенно и твердо заявляли, что они знают, что она родилась из определенного ритуала, чуть ли не в конкретном месте в конкретное время, но все это в известной мере гадание — если не на кофейной гуще, то на небольшом количестве свидетельств, которые до нас дошли. Мы можем говорить только о том, что у трагедии были некоторые ритуальные, культовые истоки.

То есть Аристотель сообщает нам, что трагедия произошла сразу из всех жанров, которые существовали до нее: эпоса, лирики и какой-то другой драмы. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что греки сами точно не знали, откуда взялась трагедия. Но идея о том, что трагедия охватывает большое количество разнообразных культов в честь Диониса или большое количество литературных жанров, свидетельствует, по крайней мере, об одном — о том, что трагедия в V веке воспринималась как главный и чуть ли не единственный жанр литературы. Жанр, который вбирает в себя всё, что было до него, и не только литературу.

История о происхождении трагедии из дифирамба отражает само строение трагедии, которая состоит из двух начал: из партий хора и действий актеров. Это взаимодействие хора и актеров — главное, что отличает трагедию.

Перемежающиеся партии хора и диалогические партии написаны немножко на разных языках, на разных диалектах литературного греческого языка. Некоторые исследователи даже полагают, что если диалогические партии написаны на разговорном греческом, который был понятен афинскому зрителю, то хоры могли быть не очень понятны, тем более что они еще и пелись. Таким образом, жанр трагедии — это нечто среднее между театральной драмой, какой мы ее знаем сейчас, и, видимо, оперой.

Отсюда еще одна большая проблема: как ставить и переводить греческую трагедию. То, что могло быть не очень понятно афинским зрителям, уже совсем непонятно зрителям современным. Но при этом хор в трагедии был главным, это ее основная линия, основное содержание и, кстати, основные расходы.

И трагедия, и комедия ставились сначала на государственные, а потом на частные деньги — деньги так называемых хорегов, продюсеров, которым это поручало государство и которые боролись за это право. И, конечно, самым дорогим был хор: это пятнадцать человек для каждого трагика, которые специально тренировались, разучивали свои партии. Актеров было не так много. Аристотель рассказывает, что сначала был один актер, потом два, а потом три.

Действующих лиц в греческой трагедии, разумеется, было больше — значит, актеры играли разные роли. Причем актерами были только мужчины, соответственно, они играли и мужские, и женские роли. Благодаря маскам не было видно лиц и можно было играть разных персонажей. И одна из самых занимательных задач, которые мы решаем при анализе греческой трагедии, — это какой актер кого играл. Это делается простым подсчетом количества персонажей в каждой конкретной сцене. Были, правда, еще персонажи без речей, так называемые молчаливые актеры.

Сложность с переводами хоров заключается еще и в том, что, в отличие от диалогических партий, которые написаны ямбом, партии хора написаны сложными размерами. Переводы античной трагедии всегда стремятся к более или менее точной передаче размера подлинника, но порой оказывается, что, для того чтобы передать это восприятие хора как чего-то особенного и самостоятельного, надо искать какую-то иную форму.

Когда, раззадорясь, Эрос
острой стрелой, не целясь,
пронзает сердце навылет,
сердце теряет ценность.
Пошли мне — молю Киприду —
любовь, а не эвмениду,
любовь, что легко осилит
предательство и обиду,
горечь и боль разлада.
Такая любовь — услада.
Другой мне любви не надо.

В этом переводе нет почти ничего от хора Еврипида. Но он передает самую важную часть греческого хора и греческой трагедии: это некий завора­живающий текст, скрепленный очень важными внутренними словесными лейтмотивами, которые в русском языке заменяет рифма. Это чрезвычайно напряженный текст. Для нас он одновременно непонятный и, вместе с тем, привлекающий каким-то содержанием, которое кажется нам вневременным и общим.

Хотя в действительности греческая трагедия всегда ставилась в конкретное время и в конкретном месте. Но об этом мы поговорим дальше.

Древнегреческая трагедия — древнейшая из известных форм трагедии.

Происходит от ритуальных действ в честь Диониса. Участники этих действ надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса — сатиров. Ритуальные представления происходили во время Великих и Малых Дионисий (празднеств в честь Диониса).

Песни в честь Диониса именовались в Греции дифирамбами. Дифирамб, как указывает Аристотель, является основой греческой трагедии, которая сохранила на первых порах все черты мифа о Дионисе. Последний постепенно вытеснялся другими мифами о богах и героях — могущественных людях, правителях — по мере культурного роста древнего грека и его общественного сознания.

От мимических дифирамбов, повествующих о страданиях Диониса, постепенно перешли к показу их в действии. Первыми драматургами считаются Феспис (современник Писистрата), Фриних, Херил. Они ввели актёра (второго и третьего ввели затем Эсхил и Софокл). Авторы же исполняли главные роли (крупным актёром был Эсхил, выступал как актёр и Софокл), сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.

Эти взгляды выражали охранительные тенденции господствующего класса — аристократии, идеология которой определялась сознанием необходимости беспрекословного подчинения данному общественному порядку. Трагедии Софокла отображают эпоху победоносной войны греков с персами, открывшей большие возможности для торгового капитала.

В связи с этим авторитет аристократии в стране колеблется, и это соответственно сказывается на произведениях Софокла. В центре его трагедий стоит конфликт между родовой традицией и государственным авторитетом. Софокл считал возможным примирение социальных противоречий — компромисс между торговой верхушкой и аристократией.

Ко времени греко-персидских войн вошло в обычай ставить в праздник дионисий три трагедии (трилогия), развивающие один сюжет, и одну сатировскую драму, в весёлом насмешливом тоне повторяющую сюжет трагедий, с танцами-пантомимами. От этого трилогического принципа отступил уже Софокл. Правда, на драматических состязаниях и он выступал с тремя трагедиями, но каждая из них имела свой собственный сюжет. Трагедия Софокла признается канонической формой греческой трагедии. Он впервые вводит перипетию. Он замедляет стремительность действия, характеризующую трагедию его предшественника Эсхила.

Действие у Софокла как бы нарастает, приближаясь к катастрофе, за которой ещё следует развязка. Этому способствовало введение им третьего актёра. Трагедия Софокла построена так: она начинается с ввода (пролога), за ним следует выход хора с песней (парод), затем — эписодии (эпизоды), которые прерываются песнями хора (стазимами), и последняя часть — заключительный стазим и уход актёров и хора — экзод. Хоровые песни делили трагедию таким образом на части, которые в современной драме называются актами. Число частей варьировалось даже у одного и того же автора.

Хор (во времена Эсхила 12 человек, позже 15) в течение всего представления не покидал своего места, поскольку постоянно вмешивался в действие: он содействовал автору в выяснении смысла трагедии, раскрывал душевные переживания его героев, давал оценку их поступков с точки зрения господствующей морали. Присутствие хора, а также отсутствие декораций в театре лишало возможности переносить действие с одного места на другое. Надо прибавить ещё отсутствие у греческого театра возможности изобразить смену дня и ночи — состояние техники не позволяло пользоваться световыми эффектами.

Еврипид вносит в трагедию интригу, которую он однако разрешает искусственно, большей частью с помощью особого приёма — deus ex machina. К этому времени развилась уже более или менее театральная машинерия. Роль хора у него постепенно сводится лишь к музыкальному сопровождению представления.

В эллинистические времена трагедия следует традициям Еврипида. Традиции древнегреческой трагедии подхватывают драматурги Древнего Рима.

Греческая трагедия Это была форма популярной драмы, которая исполнялась в театрах Древней Греции в конце 6 века до нашей эры. Существующие работы представляют очень короткий период истории. Первые работы Эскило были представлены около 480 года. C. и последние из Sófocles и Eurípides, в конце V века.

И Софокл, и Еврипид написали свои первые работы за пятьдесят лет, начиная с 480 года, окончания войны с Персией, до 430 года, начала Пелопоннесской войны со Спартой. Эти пятьдесят лет были временем Перикла, когда Афины были в самом разгаре.


В дополнение к Эсхилу, Софоклу и Еврипиду, было множество других драматургов, которые добились известности в течение классической древности. Триумфы этого на фестивалях города Дионисии появляются в записях времени и в других исторических источниках..

В конце концов, неясно, почему работы только этих трех трагических драматургов сохранились до наших дней. Правда состоит в том, что эти три, в частности, рассматриваются последующими поколениями как класс, превосходящий класс их сверстников.

  • 1 Происхождение и развитие греческой трагедии
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Разработка
    • 2.1 Коралловые договоренности
    • 2.2 Маски и костюмы
    • 2.3 Актеры
    • 2.4 Припев
    • 2.5 Язык и музыка
    • 2.6 Компетенции
    • 2.7 Театр
    • 4.1 Эсхил (525/524 до н.э. - 456/455 до н.э.)
    • 4.2 Софокл (496 г. до н.э. - 406 г. до н.э.)
    • 4.3 Еврипид (484/480 до н.э. - 406 до н.э.)
    • 4.4 Афинский Агатон (448 г. до н.э. - 400 г. до н.э.)
    • 4,5 Керило (546 г. до н.э. - 460 г. до н.э.)

    Зарождение и развитие греческой трагедии

    источник

    Точное происхождение греческой трагедии до сих пор является предметом споров среди ее ученых. Некоторые связывают это с более ранней формой искусства, драматическими декламациями эпических стихов. Другие предполагают, что его происхождение связано с ритуалами, проводимыми в культе Диониса (греческого мифологического бога экстаза)..

    В этом смысле Дионис является одним из нескольких божеств, чей популярный культ практиковался по всей Греции. Пространственно связан с Афинами и Фивами.

    Среди ритуалов в его честь была ритуальная песня под названием trag-ódia, а также использовалось использование масок. На самом деле, Дионис стал известен как бог театра.

    С другой стороны, другой из ритуалов, определенных как происхождение греческой трагедии, были обрядами питья. В них преданные пили, пока не потеряли полный контроль над своими эмоциями и не стали другими людьми, такими как актеры, когда они действовали.

    Со своей стороны, философ Аристотель утверждал, что греческая трагедия произошла от дифирамба, хорового танца, связанного с поклонением Дионису. Считается, что его пел круговой хор (корос) из пятидесяти певцов..

    Наконец, другие ученые, отличные от Аристотеля, приписали происхождение трагедии Тэспису. Это был поэт шестого века, который представил выступления актера в хоровых представлениях.

    развитие

    В пятом веке греческая трагедия была представлена ​​только на винных фестивалях: Дионисий и Ленеас (оба в декабре) и Великий Дионисий (в марте). Представления были сделаны в круглых кинотеатрах под открытым небом, похожих на спортивные арены..

    У первых трагедий был один актер, который замаскирован и носил маску, которая позволяла ему делать представления о богах. Позже актер разговаривал с руководителем хора, группой из 15 актеров, которые пели и танцевали, но не разговаривали.

    Впоследствии актер переоделся во время презентации (используя небольшую палатку за сценой). Таким образом, они могли бы разделить работу на разные эпизоды.

    Хотя сценарий был исключительно для актеров мужского пола, была введена модификация для представления женщин и пожилых людей. Он состоял в разделении хора на разные группы для представления даже других второстепенных персонажей мужского пола.

    Позже три актера были допущены на сцену. Это число было увеличено до тех пор, пока на сцене не работали многие переводчики (при условии, что они не участвовали в диалогах). Это последнее изменение позволило увеличить финансовую поддержку произведений, что привело к улучшению костюмов для представлений.

    черты

    Коралловые композиции

    Поскольку греческая драма развивалась из хорового представления, и трагедия, и комедия имели хоры как важный элемент спектаклей. Хоры были чем-то, что не всегда входило в другие драматические жанры.

    Маски и костюмы

    Актеры были настолько далеки от зрителей, что без маскировки и преувеличенных масок было трудно понять работу.

    Маски были сделаны из льна или пробки. Было два типа, трагические маски носили грустные или болезненные выражения, в то время как комические маски улыбались или смотрели с похотливым видом.

    актеры

    По современным меркам количество актеров было довольно небольшим. Обычно было два в первый раз и три в более поздней трагедии. Все актеры были мужчинами.

    хор

    Первоначально хор состоял из дюжины человек, всех мужчин или мальчиков. Но Софокл позже увеличил его до пятнадцати, и оттуда все работы уважали это число.

    Участники хора были любителями, кроме лидера, который был профессионалом. Каждый участник был выбран, чтобы представлять свою местность на фестивале.

    Язык и музыка

    компетенциями

    На соревнованиях по греческой трагедии каждый драматург должен был представить четыре пьесы. Обычно некоторые из них, как и Эсхил, делали свои четыре работы, связанные в полном объеме..

    Таким образом, первые три действовали как три акта великой драмы. По отношению к четвертому (игра сатиров) это был более легкий эпилог.

    театр

    Театральные здания были известны как театр. Это были большие уличные сооружения, построенные на склонах холмов. У них было три основных элемента: оркестр, скене и аудитория.

    Во-первых, оркестр представлял собой большую круглую или прямоугольную площадку в центре театра. Оттуда развивались трудовые, танцевальные и религиозные обряды. Позади это было большое прямоугольное здание, используемое в качестве рамы, skené. На этом сайте актеры могут менять свои костюмы и маски.

    Раньше скене был палаткой или хижиной, позже он превратился в постоянное каменное сооружение. Эти структуры иногда окрашивали в качестве фонов.

    Наконец, была зона, соответствующая зрителям (зрителям), которая была расположена на возвышении над кругом оркестра. Театры были изначально построены в больших масштабах, чтобы вместить большое количество зрителей.

    Древнегреческие актеры должны были делать грандиозные жесты, чтобы вся публика могла увидеть и услышать историю. Тем не менее, греческие театры были искусно построены, чтобы передавать даже самые маленькие звуки на любое место..

    структура

    Как правило, греческая трагедия начинается с пролога. Это монолог или диалог, который представляет тему трагедии и предшествует вступлению хора. Затем следуйте пародосу: хоровая песня.

    Затем наступают эпизоды (обычно от трех до пяти), в которых один или два актера взаимодействуют с хором. Они, по крайней мере частично, поются или читаются.

    Каждый эпизод заканчивается строфой: хоровой одой, в которой хор может комментировать или реагировать на предыдущий эпизод. После последнего эпизода приходит исход, который является выходной песней хора.

    Представители и работы

    Эсхил (525/524 до н.э. - 456/455 до н.э.)

    Эсхил был греческим драматургом. Ученые считают его отцом греческой трагедии. Он был предшественником других успешных греческих драматургов, таких как Софокл и Еврипид.

    Он также был постоянным участником театральных конкурсов, известных как Великий Дионисий, из которых он выиграл в общей сложности тринадцать раз..

    Из приблизительно семидесяти до девяноста трагедий, написанных Эсхилом, только семь сохранились в первозданном виде до настоящего времени.

    Софокл (496 г. до н.э. - 406 г. до н.э.)

    Софокл был греческим трагическим поэтом. Среди многих нововведений, представленных в его произведениях греческой трагедии, стоит упоминание о третьем актере. Это дало Софоклу возможность глубже создавать и развивать своих персонажей..

    По словам его историков, он написал около 120 работ. Согласно El Suda (древняя византийская энциклопедия X века), сегодня сохранились только 7 его полных сочинений: Царь Эдип, Эдип в Колоне и Антигоне Аякс, Трахин, Электра и Филокететы..

    По мнению специалистов, его работы всегда завоевывали первую или вторую премию в театральных конкурсах, в которых он участвовал..

    В его постановке он был вдохновлен человеческой природой и благополучием. Свою художественную карьеру он начал в 468 году. C., выиграв приз за свою работу и победив Эсхила в конкурсе.

    Еврипид (484/480 до н.э. - 406 до н.э.)

    Еврипид был греческим трагическим поэтом. Он считается специалистами (наряду с Эсхилом и Софоклом) одним из трех отцов греческой трагедии. На самом деле Еврипид был последним и, возможно, самым влиятельным в группе..

    Как и все ведущие драматурги своего времени, Еврипид участвовал в ежегодных афинских драматических фестивалях, проводимых в честь бога Диониса. Он впервые участвовал в фестивале в 455 году и одержал первую из четырех побед в 441 году..

    На протяжении всей своей карьеры поэта и драматурга он написал около 90 пьес. Однако только 19 из них выжили для нынешних поколений благодаря рукописям.

    Одними из самых известных трагедий Еврипида являются Медея, Вакха, Ипполит и Альцестис. Также очень запомнились троянцы, Электра, Андромака, Елена, Орест, Ифигения между Тауросом и финикийцами..

    Афинский Агатон (448 г. до н.э. - 400 г. до н.э.)

    Агафон был афинским трагическим поэтом. Ему приписывают добавление музыкальных интерлюдий, оторванных от истории произведения. Кроме того, еще одно новшество, введенное Агатоном, заключалось в том, что персонажи их произведений вместо того, чтобы быть производными от греческой мифологии, были своими собственными изобретениями..

    С другой стороны, Агатону приписывается только одна пьеса. Название этой работы, как полагают, La Flor. Только около 40 строк его письма сохранились для последующих поколений.

    Керило (546 г. до н.э. - 460 г. до н.э.)

    Керило был одним из старейших афинских трагических поэтов, о которых есть записи. Говорят, что он создал свою первую работу около 523 г. C. и это конкурировало с трагическим Эсхилом около года 498 a. С.

    Некоторые источники приписывают ему 13 побед на конкурсах фестиваля Великой Денизы и определенные нововведения, сделанные в трагических масках и костюмах. Из его художественных работ, до наших дней сохранилось только название: Алоп.

    Эти три главных трагика Греции стали отцами трагедии для всех следующих произведений. Поговорим о классической трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, узнаем, какие произведения дошли до наших дней.

    Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



    ❓ Чем особенно значим Эсхил?

    👤 Эсхил ввел второго актера и сократил количество хоревтов (участников хора) с 50 до 12 человек. Он сам выступал в главных ролях в своих трагедиях (Прометей, Агамемнон, Орест). Эсхил очень часто побеждал в театральных состязаниях.

    📝 Пьесы Эсхила очень статичны, статуарны. Все действие в них — это монологи и диалоги для двух актеров и хора. В его трагедиях нет острых сюжетных ходов, сюрпризов и неожиданных поворотов. Эсхил представляет нам величественные и неспешные пышные зрелища, воскрешающие далекое прошлое. Его персонажи произносят поэтические речи, изъясняясь возвышенным языком.


    Про музыку Древней Греции мы знаем, в основном, теоретически.

    Давайте послушаем произведения, которые все-таки сохранились 👇

    Вариант 1
    Видеопример на Ютубе
    Время прослушивания: 1 минута

    👇 Какая из записей вам кажется наиболее близкой к оригиналу трактовкой?

    Поговорим о Софокле — втором после Эсхила великом греческом драматурге.

    🏺 У древних греков считалось бесчестием и проклятием, если тело не предано погребению. Именно так решил поступить царь Фив Креонт с телом одного из сыновей Эдипа за то, что он пришел с врагами к стенам родного города. Антигона же решила похоронить брата и будет за это наказана. Это пьеса о законе и милосердии.

    🎶 Софокл первый ввел в трагедию третьего актера и увеличил количестве людей в хоре до 15 человек.



    Софокл (496/5–406 гг. до н. э). Иллюстрации из книги Фульвио Орсини, Рим, 1570

    Еврипид — третий великий трагедиограф Афин. В отличие от первых Софокла и Эсхила, афиняне не любили его.

    Давайте узнаем почему 👇

    💥 Но спустя века содержание трагедий Еврипида оказалось более актуальным, чем строгих пьес Эсхила и Софокла. Греки, недооценившие Еврипида при жизни, превознесли его после смерти как величайшего драматурга Эллады. И сохранили для потомков аж его 17 пьес — больше, чем от Эсхила и Софокла, вместе взятых.

    Чем отличался Еврипид ❓

    ✍️ Еврипид изображал людей со всеми их страстями и пороками. Этим он отличался от Эсхила и Софокла, которые писали возвышенно-героическим тоном и изображали мужественных героев, верных своему нравственному долгу. Еврипид же мыслит человека слабым и внутренне противоречивым созданием в окружающем его враждебном мире. Самостоятельные решения героя приводят его к страданиям, а трагедию — к подлинно трагическому финалу. Драматург спускает своих персонажей на землю, открывая театральному зрителю мир низких, даже преступных страстей.

    🎵 Хор в трагедиях Еврипида теряет свою тесную связь с развитием действия. Он является лишь пассивным созерцателем происходящих событий. Еврипид вообще больше любит монодии — песни актёров, — которые ещё у Софокла появлялись лишь эпизодически.

    ✍️ Влияние Еврипида серьезно сказывается на стиле представлений того времени. Известен спор между эсхиловским актером Минниском (исполнявшим в пьесах Эсхила вторые роли) и еврипидовским — Каллипидом. Минниск порицал Каллипида за форсированную страстность и порывистость, хаотичность и неумеренность жестикуляции. По свидетельству Аристотеля, Минниск называл Каллипида обезьяной.

    ⚫️ Еврипид закончил свои дни далеко от Афин — при дворе македонского царя Архелая, где был хорошо принят и признан великим поэтом. Но кончина его была незавидная: по афинским легендам он был растерзан — то ли собаками, пущенными его ненавистниками, то ли женщинами, обиженными на него за изображение их в трагедиях в неприглядном виде.

    Еврипид (480-е–406 гг. до н. э.). Мраморный бюст работы неизвестного скульптора, римская копия греческого оригинала 330 года до н. э. Музей Ватикана, Рим


    Давайте узнаем, какие пьесы Еврипида дошли до нас и чем они интересны 👇



    Курс лекций об абсурдном и противоречивом мире Манна, Кафки и Гессе. Расскажем об истории создания книг и поймем, почему без немецкой литературы 20 века нельзя представить ни современную прозу, ни современный театр. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

    Читайте также: