Графический учебный исполнитель кратко

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Графический учебный исполнитель Учебными исполнителями называют различные образы на экране компьютера, которыми можно управлять, отдавая команды. Используются." — Транскрипт:

1 Графический учебный исполнитель Учебными исполнителями называют различные образы на экране компьютера, которыми можно управлять, отдавая команды. Используются они для обучения составлению управляющих алгоритмов.

2 Обстановка, в которой действует исполнитель, называется средой исполнителя. ГРИС может перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях с постоянным шагом. Исполнитель может двигаться только по линиям этой сетки. ГРИС не может выходить за границы поля. ГРИС может шагать или прыгать по линиям сетки, а также пово­рачиваться. Поворачиваться он умеет только против хода часовой стрелки. Графический исполнитель - это объект управления.

3 Среда графического исполнителя.Стрелка указывает состояние исполнителя(место положения и направления)

4 Возможны два режима: режим прямого управления и режим программного управления. Работа в режиме прямого управления происходит так: человек отдает команду, ГРИС ее выполняет; затем отдается следующая команда и т.д.

5 В режиме прямого управления система команд исполнителя следующая: шаг перемещение ГРИС на один шаг вперед с рисованием линии; поворот поворот на 90 градусов против хода часовой стрелки; прыжок перемещение на один шаг вперед без рисования линии. Эти команды будем называть простыми командами.

7 Работа в программном режиме имитирует автоматическое управление исполнителем. В режиме программного управления по-прежнему используются команды шаг, поворот, прыжок.

8 Таким образом, программное управление графическим исполнителем проходит этап подготовки (программирование и установка исходного состояния) и этап исполнения программы.

10 Язык программирования для графического исполнителя это учебный алгоритмический язык (АЯ). Поэтому алгоритмы управления ГРИСом, записанные на АЯ, являются для него одновременно и программами.

13 Структура такой программы (алгоритма) называется линейной. Команды выполняются по очереди, каждая только один раз.

Учебные исполнители представляют собой простейшие инструментальные программные среды, использующиеся при изучении основ алгоритмизации и программирования. Для построения рисунков и чертежей программным путем используются графические исполнители. Кратко о графических учебных исполнителях рассказано в данной статье.

https://obrazovaka.ru/wp-content/images/preview/predmet/graficheskiy-uchebnyy-ispolnitel.jpg

Что такое графический учебный исполнитель

Изучение основ программирования и алгоритмизации в школьном курсе информатики начинается с освоения простейших графических исполнителей, которые используют в качестве формального языка программирования простой алгоритмический язык.

Существуют самые разнообразные исполнители с интересными названиями: Черепаха, Кузнечик, Водолей, Робот, Чертежник. Все эти исполнители управляются с помощью программ. У каждого исполнителя есть:

  • среда деятельности;
  • система команд;
  • режимы работы.

Те исполнители, которые чертят или рисуют, называются графическими. Графическими исполнителями являются Черепаха, Чертежник.

По заказу Российской Академии Наук для сопровождения начальных курсов алгоритмизации и программирования разработана интегрированная среда программирования КуМир, бесплатная свободно распространяемая программа. Комплект Учебных МИРов использует алгоритмический язык с русской лексикой.

Среда графического исполнителя

Обстановка, в которой функционирует исполнитель, называется средой исполнителя. Для графических исполнителей средой является координатная плоскость. Перемещаться по рабочей области исполнитель может только пошагово вверх, вниз, влево и вправо, не выходя за пределы рабочего поля.

Графический учебный исполнитель Черепашка может двигаться только вперед и назад, поднимать и опускать хвост, а также поворачиваться вокруг своей оси вправо и влево на заданное число градусов. Таким образом, двигаясь по рабочему полю, Черепашка оставляет за собой след в виде графического рисунка.

https://obrazovaka.ru/wp-content/uploads/2019/12/interfeys-sredy-graficheskogo-ispolnitelya-cherepashka-e1575149099601.jpg

Рис. 1. Интерфейс среды графического исполнителя Черепашка

Исполнитель Чертежник имеет более широкий набор возможных действий. Он может поднимать и опускать перо, перемещаться в точку с координатами и смещаться на заданный отрезок. Если перо Чертежника опущено, то при движении его по рабочей области чертится отрезок заданной длины.

https://obrazovaka.ru/wp-content/uploads/2019/12/interfeys-sredy-graficheskogo-ispolnitelya-chertezhnik-e1575149134390.jpg

Рис. 2. Интерфейс среды графического исполнителя Чертежник

Режимы управления исполнителем

Графическим исполнителем можно управлять непосредственно и программно. В режиме непосредственного (прямого) управления манипуляции с исполнителем можно производить с помощью панели управления, где задаются команды с помощью элементов графического интерфейса: кнопок и рычагов.

Так, для Черепахи можно, крутя циферблат, задавать угол поворота, а с помощью нажатия кнопок, задавать алгоритм движения.

https://obrazovaka.ru/wp-content/uploads/2019/12/pult-upravleniya-graficheskogo-ispolnitelya-cherepashka-e1575149173581.jpg

Рис. 3. Пульт управления графического исполнителя Черепашка

Программы для графических учебных исполнителей пишутся на алгоритмическом языке, в котором все команды задаются русскими словами.

Для каждого исполнителя разработана своя система команд на алгоритмическом языке.

Для исполнителя Черепаха это команды:

  • вперед(число шагов), назад (число шагов);
  • вправо(число градусов), влево (число градусов);
  • поднять хвост;
  • опустить хвост.

Для исполнителя Чертежник набор команд шире:

  • опустить перо;
  • поднять перо;
  • сместиться в точку (А, В);
  • сместиться на вектор (X, Y);
  • установить цвет (цвет).

Например, фрагмент программы для Чертежника позволит нарисовать треугольник:

  • переместиться в точку (5,5);
  • опустить перо;
  • сместиться на вектор(2,-3);
  • сместиться на вектор (-4,0);
  • сместиться на вектор (2,3);
  • понять перо.

Также, для всех исполнителей обязательным является набор команд, с помощью которых подключаются исполнители и оформляется начало и конец реализуемого программным путем алгоритма.

  • использовать (Исполнитель);
  • алг (название);
  • нач ..кон.

Существует также другие команды, используемые для разных исполнителей. Например команда для организации повтора действий в программе: Повтори k [Команда1 Команда2 Команда3].

Команды записываются в окне редактора программы. После того, как программа введена, необходимо ее запустить на исполнение. Это делается с помощью специальной команды или пиктограммки с изображением стрелки.

Текст программы должен быть написан без единой ошибки, иначе программа просто не будет выполняться.

Паркетчик предназначен для методичного обучения структурному способу построения алгоритмов. Форма языка Паркетчик применяется также и для описания вычислительных алгоритмов, подобно тому, как используется алгоритмический язык А. Г. Кушниренко. По сути дела, между алгоритмическим языком и языком Паркетчика нет принципиальной разницы тот и другой представляет собой структурный русскоязычной псевдокод. Видимо, считая описание алгоритма на языке Паркет достаточно структурированным и наглядным, авторы отказались от использования блок-схем [4].

Графический учебный исполнитель позволяет освоить основы алгоритмизации и программирования на начальном этапе. Он позволяет программным путем рисовать или чертить различные графические объекты. Управлять графическим исполнителем можно прямым и программным путем. Язык программирования в графическом исполнителе использует русскоязычный синтаксис.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока информатики в 9 кл . по теме: "Графический учебный исполнитель"

Урок по учебнику Семакин И.Г., Залогова Л А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ 9 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний).Цель урока: разработка линейных алгоритмов в среде графического исполни.


Управление и кибернетика. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры. Графический учебный исполнитель. Тест по информатике для 9 класса.

Управление и кибернетика. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры. Графический учебный исполнитель. Тест по информатике для 9 класса по учебнику И.Г. Семакина.

Доклад на тему "Исследовательская деятельность студентов на уроках информатики"

При реализации федерального государственного образовательного стандарта в средних профессиональных образовательных учреждениях будущему специалисту должны прививать общие и профессиональные компетенци.


Графический учебный исполнитель. Разработка урока с презентацией

Разработка урока для 8 класса, изучающего информатику по учебнику Семакина. В разработке используются материалы из Единой Образовательной коллекции. Урок направлен на знакомство с графическим учебным .


Графический учебный исполнитель алгоритмов. Разработка линейных алгоритмов для учебного исполнителя
Доклад на тему "Развитие учебной мотивации на уроках физической культуры"

Доклад по физкультуре на тему "Развитие учебной мотивации на уроках физической культуры".

Доклад на тему "Графический учебный материал" 9кл

Тема доклада: Графический учебный исполнитель Учебные исполнители представляют собой простейшие инструментальные программные среды, использующиеся при изучении основ алгоритмизации и програ.

ГРИС — это учебная программная среда ГРафический ИСполнитель , предназначенная для изучения базовых алгоритмических конструкций, таких как следование, ветвление, цикл и подпрограмма. Исполнитель — это персонаж, который действует на прямоугольном рабочем поле, которое напоминает клетчатый лист бумаги. Исполнитель может перемещаться по нему и рисовать на нём линии. Он понимает и умеет выполнять некоторые простые поручения — команды из ограниченного набора. Набор таких команд называется системой команд исполнителя (СКИ).

Например, по команде исполнитель может переместиться по рабочему полю в заданном направлении на определённое расстояние, но не может нарисовать паровоз. Для выполнения сложных действий требуется описать их с помощью нескольких простых команд, выстроенных в правильной последовательности — написать программу для исполнителя.

Существует несколько известных реализаций ГРИС: Стрелочка , Кенгурёнок , Чертёжник и другие. Они различаются размерами рабочего поля и системами команд СКИ, что отражается на их изобразительных способностях, но не влияет на возможности использования в качестве средств обучения основам структурного программирования.

На этих занятиях используется Букашка — реализация ГРИС, которая работает в веб-браузере. Её не надо устанавливать на своём компьютере (хотя можно это сделать), для работы с ней достаточно перейти на веб-сайт, где она размещена.

ГРИС Букашка совместима с ГРИС Кенгурёнок . Совместимость означает, что обе среды имеют одинаковые размеры рабочего поля и одинаковые СКИ. Это позволяет без изменений выполнять программу, написанную для одной ГРИС, в другой совместимой среде.

ГРИС Букашка

Среда Букашка — одна из самых простых ГРИС. Её исполнитель действует на клетчатом рабочем поле размером 15 клеток по горизонтали на 19 клеток по вертикали. Состояние исполнителя в каждый момент времени характеризуется его положением (на пересечении каких линий он находится) и направлением (в какую сторону он смотрит). Исходное положение исполнителя — в левом верхнем углу рабочего поля, исходное направление — вправо (рис. 1.1).

Рис 1.1. Исполнитель действует на поле 15 x 19 клеток.

Система команд исполнителя ГРИС Букашка включает в себя три вида команд. Прежде всего это команды, изменяющие состояние исполнителя и рабочего поля:

  • прыжок — перемещение исполнителя по рабочему полю в текущем направлении на одну клетку без рисования линии;
  • шаг — перемещение исполнителя по рабочему полю в текущем направлении на одну клетку с рисованием линии;
  • поворот — поворот исполнителя на четверть окружности (90°) против часовой стрелки.

Кроме этого, в СКИ имеются команды, позволяющие исполнителю оценить сложившуюся на рабочем поле ситуацию и в зависимости от неё выбрать то или иное поведение:

  • если впереди (не) край, то … конец ветвления — однократное выполнение группы команд при условии, если перемещение исполнителя в текущем направлении (не) приведёт к выходу за пределы рабочего поля;
  • пока впереди (не) край, повторять … конец цикла — многократное выполнение группы команд до тех пок, пока перемещение исполнителя в текущем направлении (не) приведёт к выходу за пределы рабочего поля.

И, наконец, в СКИ присутствуют команды для работы с подпрограммами — именованными группами команд, которые в ГРИС называются процедурами:

  • процедура ИмяПроцедуры … конец процедуры — определение подпрограммы с именем ИмяПроцедуры ;
  • сделай ИмяПроцедуры — выполнение группы команд, определённых в подпрограмме с именем ИмяПроцедуры .

Все эти команды будут последовательно рассмотрены на следующих занятиях. А сейчас познакомимся с интерфейсом пользователя среды ГРИС Букашка .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Графический учебный исполнитель ГРИС 9 класс. Учебник Семакина.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: объяснение нового материала, практическая работа.

Цели урока:

o дать представление о назначении и возможности графического исполнителя ГРИС;

o познакомить учащихся с простыми командами ГРИС;

o научить работать в программном режиме.

o развивать у учащихся умение составляться линейные программы в среде ГРИС;

o прививать учащимся основные приемы работы в среде ГРИС.

o прививать интерес к предмету;

o формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности.

После изучения темы учащиеся должны:

· знать: понятие среда исполнителя, понятие системы команд управления;

· уметь: грамотно составляться линейные программы для ГРИС.

Структура урока:

1. Организационный момент, постановка целей урока.

2. Актуализация знаний.

3. Объяснение новой темы

4. Работа за компьютером

5. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Конспект урока 9 класс

Графический учебный исполнитель ГРИС

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: объяснение нового материала, практическая работа.

дать представление о назначении и возможности графического исполнителя ГРИС;

познакомить учащихся с простыми командами ГРИС;

научить работать в программном режиме.

развивать у учащихся умение составляться линейные программы в среде ГРИС;

прививать учащимся основные приемы работы в среде ГРИС.

прививать интерес к предмету;

формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности.

После изучения темы учащиеся должны:

знать: понятие среда исполнителя, понятие системы команд управления;

уметь: грамотно составляться линейные программы для ГРИС.

Структура урока:

Организационный момент, постановка целей урока.

Объяснение новой темы

Работа за компьютером

Подведение итогов урока, домашнее задание.

2. Актуализация знаний

Учитель: Ответьте что такое алгоритм и назовите его свойства.

Алгоритм - это последовательность действий, которая должна быть выполнена для достижения желаемого результата.

Дискретность

Детерминированность

Объяснение новой темы

Что умеет делать ГРИС? Он может перемещаться по полю и своим хвостом рисовать на этом поле (предположим, что у него есть хвост, к которому привязан кусочек мела).

Обстановка, в которой действует исполнитель, называется средой исполнителя. Среда графического исполнителя показана на рис. 5.4. Это лист (страница экрана) для рисования. ГРИС может перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях с постоянным шагом. На рис. 5.4 пунктиром показана сетка с шагом, равным шагу исполнителя. Исполнитель может двигаться только по линиям этой сетки. ГРИС не может выходить за границы поля.


Состояние исполнителя на поле определяется, во-первых, его местоположением (в какой точке поля он находится), во-вторых, направлением (куда он смотрит). Направление будем определять, как на географической карте: вверх — на север, вниз — на юг, влево — на запад, вправо — на восток. ГРИС может шагать или прыгать по линиям сетки, а также поворачиваться. Поворачиваться он умеет только против часовой стрелки.

Графический исполнитель — это объект управления. А управлять им будем мы с вами. Целью управления является получение определенного рисунка. Понятно, что этот рисунок может состоять только из горизонтальных и вертикальных отрезков, в других направлениях ГРИС двигаться не умеет.

Первоначально исполнителю придается исходное состояние. Это делается в специальном режиме установки.

Теперь перейдем к управлению графическим исполнителем. Здесь возможны два режима: режим пряного управления и режим программного управления.

Простые команды ГРИС

Работа в режиме прямого управления происходит так: человек отдает команду, ГРИС ее выполняет; затем отдается следующая команда и т. д. (как в примере с хозяином и собакой).

В режиме прямого управления система команд исполнителя следующая:

шаг — перемещение ГРИС на один шаг вперед с рисованием линии;
поворот — поворот на 90° против часовой стрелки;
прыжок — перемещение на один шаг вперед без рисования линии.

Эти команды будем называть простыми командами.

Например, пусть требуется нарисовать квадрат со стороной, равной одному шагу. Исходное положение ГРИС — в левом нижнем углу квадрата, направление — на восток. Будем отмечать состояние исполнителя маленькой стрелкой. Тогда последовательность команд и результаты их выполнения будут следующими:


Работа в программном режиме

Работа в программном режиме имитирует автоматическое управление исполнителем. Управляющая система (компьютер) обладает памятью, в которую заносится программа. Человек составляет программу и вводит ее в память. Затем ГРИС переводится в режим установки и человек вручную (с помощью определенных клавиш) устанавливает исходное состояние исполнителя. После этого производится переход в режим исполнения и ГРИС начинает работать по программе. Если возникает ситуация, при которой он не может выполнить очередную команду (выход за границу поля), то выполнение программы завершается аварийно. Если аварии не происходит, то работа исполнителя заканчивается на последней команде.


Таким образом, программное управление графическим исполнителем проходит этап подготовки (программирование и установка исходного состояния) и этап исполнения программы.

В режиме программного управления по-прежнему используются команды шаг, поворот, прыжок. Однако в этом режиме есть еще и другие команды. С ними вы познакомитесь позже.

Язык программирования для графического исполнителя — это учебный алгоритмический язык (АЯ). Поэтому алгоритмы управления ГРИСом, записанные на АЯ, являются для него одновременно и программами.

Линейные программы для ГРИС

Будем осваивать программирование на примерах решения конкретных задач. С новыми командами СКИ будем знакомиться по мере появления потребности в них.

Исходное состояние — чистый лист. Исполнитель — в точке, где будет находиться левый конец горизонтального отрезка, направление — на восток.

Результат выполнения программы показан на рис. 5.5. Стрелка указывает конечное состояние исполнителя.


Структура такой программы (алгоритма) называется линейной. Команды выполняются одна за другой, каждая только один раз.

Для решения этой задачи оказалось достаточно той части СКИ, которая используется в режиме прямого управления.

Коротко о главном

ГРИС — это графический исполнитель, назначение которого — получение чертежей, рисунков на экране дисплея.

Управление ГРИС может происходить в режиме прямого управления или в режиме программного управления.

С помощью команд шаг, поворот, прыжок в пределах рабочего поля можно построить любой рисунок, состоящий из вертикальных и горизонтальных отрезков. Структура управляющего алгоритма при этом будет линейной.

Читайте также: