Постмодернизм в социологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

На развитии социологии в последние десятилетия существенно сказалось осознание того, что во второй половине XX века характер социальных процессов существенно изменился по сравнению с периодом возникновения и первоначального развития социологии. Здесь можно выделить три основные тенденции.

ния в структуре экономики. В сфере производства теперь занято намного меньше людей, чем в сфере услуг (30-40% против 60-70%), которая включает торговлю, рекламный бизнес, маркетинг и PR (связи с общественностью), финансы (банки, страховые компании и пр.). образование, здравоохранение, шоу-бизнес и т. д. В условиях индустриальной экономики выше ценятся навыки создания материального продукта. В условиях постиндустриальной экономики выше ценятся навыки создания символического продукта, т. е. навыки обработки информации и налаживания коммуникациицеленаправленного и эффективного общения с людьми.

Стремлением к интеграции исследовательских подходов, ранее считавшихся взаимоисключающими, отмечены наиболее значительные теоретические разработки 1980-х гг.: теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теория структурации Э. Гидденса, конструктивистский структурализм П. Бурдье.

чтению в социологии принципиальной разницы между теорией и историей. Изложение теории теперь зачастую сводится к непредвзятому рассказу о том, что, когда и кем сделано для ее построения.

1) образ является отражением подлинной реальности;

2) образ маскирует и извращает подлинную реальность;

3) образ маскирует отсутствие подлинной реальности;

4) образ не имеет никакой связи с какой бы то ни было реальностью.

В специфических условиях России развитие социологии на рубеже XX и XXI веков также приобрело постмодернистский характер. В период перестройки, гласности и рыночных реформ (середина 1980-х — начало 1990-х гг.) развитие социологии пошло по пути интенсивной институционализации. В рамках Академии наук наряду с Институтом социологии[30] были организованы Институт социально-экономических проблем народонаселения (1988) и Институт социально-политических исследований (1991), открыт филиал Института социологии в Ленинграде (1989). В начале 1990-х гг. появилось множество негосударственных научно-исследовательских институтов, часть из которых оказалась нежизнеспособным плодом амбиций их основателей, но некоторые, как, например, Независимый институт социальных и национальных проблем в Москве или Центр независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге, успешно работают и сейчас.

Подобный интенсивный рост индустрии прикладных исследований во многом определялся экспансией социологического образования и появлением на рынке труда первых генераций дипломированных социологов. Первые факультеты социологии были открыты в 1989 г. в Московском и Ленинградском университетах. На протяжении 1990-х гг. в России число факультетов и отделений, выдающих диплом социолога, достигло пятидесяти.

Институционализация социологии характеризуется не только развитием ее внутренней структуры, но и ее внешних связей, т. е. положением в структуре общества, ролью в политике, экономике, образовании и т. д.

Постмодерни́зм — социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

Постмодернисты выделили 4 основных вектора развития общественной жизни в период постиндустриализма:

    (истина — это лингвистический феномен, сфера знаний — это языковые игры, истины — общепринятые суждения, а не отражение реальности). (критерий интеллекта — успех, поэтому выражение успеха в современном капиталистическом мире — это богатство). (в стремлении не к истине, а к успеху возможно использование и смешение самых разных способов и методик, таким образом, лучшим отражением действительности становится коллаж, музейная коллекция).
  1. Анархо-демократизм (непостижимость истины превращает любые объединения, включая государственные, в насилие над свободно мыслящей личностью).

См. также

Социальный конструктивизм - все знания и идеи, которые воспринимаются как естественные и очевидные, суть изобретения или искусственно созданные культурные артефакты - социальные конструкты.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Постмодернизм (социология)" в других словарях:

Социология религии — Социология религии отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в… … Википедия

ПОСТМОДЕРНИЗМ — понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и … История Философии: Энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ — (sociology of knowledge) раздел социологии, изучающий социальные процессы познания (в том числе понимания, отношения между общей формой(ами) знания и социальной структурой, включая воздействие знания и любых социальных сил, обусловливающее либо… … Большой толковый социологический словарь

ПОСТМОДЕРН и ПОСТМОДЕРНИЗМ — (post modernity and post modernism) взаимосвязанные термины, означающие, что постмодерн это культурная и идеологическая конфигурация, заменившая или заменяющая модерн; а постмодернизм теории (включая новые движения в архитектуре и искусстве, а… … Большой толковый социологический словарь

ЖИЛИЩНАЯ СОЦИОЛОГИЯ — (sociology of housing) нарождающаяся специализированная область интереса в социологии, которая стремится дать объяснение множеству жилищных феноменов от моделей владения и обеспечения жильем до образцов жилищных и домовладельческих структур, а… … Большой толковый социологический словарь

Социальный конструкт — или социальный концепт это порождение конкретной культуры или общества, существующее исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто оно существует, или согласны следовать определённым условным правилам. К очевидным… … Википедия

Маклюэн, Маршалл — Маршалл Маклюэн англ. Herbert Marshall McLuhan Маршалл Маклюэн в начале 1970 х Дата рождения: 21 июля 1911(1911 … Википедия

феминизм — ФЕМИНИЗМ термин, применяемый к идеологически политическим, правовым и философским течениям западной мысли, имеющим своим предметом т.н. женскую проблематику. Идеи Ф. возникли в Европе в эпоху Просвещения, во второй половине 20 в. получили … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — (cultural studies) особое направление междисциплинарных подходов к изучению культуры и общества. В социологии этим активно занимается Центр современных культурных исследований (ЦСКИ) Бирмингемского университета, учрежденный в 1964 г. под… … Большой толковый социологический словарь

В статье рассматриваются основы постмодерна как детерминанта развития современной социологии. Раскрытие основ позволит глубже понять и изучить постмодерн, а также выявить характерологические особенности постмодерна как исторического этапа развития науки.

В настоящее время, в период трансформации, глобализации мировой системы, в период перехода к постмодерну обостряются методологические, общетеоретические проблемы, так как старые уже не дают ответы на поставленные вопросы новыми социальными реалиями, а новые теории и новая методология еще не сформированы.

Уход от рационального, деструктурация многих социальных институтов, переход от обще-коллективному к частно-индивидуальному – те процессы с которыми столкнулось мировое сообщество при переходе к постмодерну. В частности в социологии, в условиях трансформационных преобразований выявлен методологический и общетеоретический кризис, который до сих пор не решен в полном объеме.

Следует отметить, что не стоит путать постмодерн как явление в искусстве и культуре и постмодернисткое направление в социальной мысли, ведь если в культуре происходит лишь смещение форм и содержания на образность и абстракции, то в социальном знании происходит эпистемологическое оформление интеллектуальной мысли, которая не ограничивается рамками рационального и может развиваться гораздо шире и глубже, находя ответы на вопросы за рамками дозволенного модерном.

Появление постмодерна закономерно: еще Н.А. Бердяев, опираясь на идеи Леонтьева, Фрейда, Шпенглера отмечал не только противостояние культурных основ и цивилизации, а также и иные конфигурации истории, а именно иррационалистические конфигурации исторического процесса.

Методология постмодерна не оформлена. Постмодерн пытается выкарабкаться из методологической пропасти мультипарадигмальным подходом к изучению социальных объектов и явлений, сложность в том, что чаще всего мультипарадигмальные теории не позволяют решать возникающие проблемы, а только усугубляют их. Даже языковые средства являются заимствованными из других областей научного знания, не говоря уже о теоритических структурациях знания. Основными признаками, оформившими постмодерн как отрасль научного развития стали: замена эмпирических теорий на постэмпирические, расширенное внимание к бессознательному в рамках социальных действий, то есть само сознание не может определить характер и мотив деятельности, все происходит на уровне психического, бессознательного, плюрализм концепций, увеличение количества теорий, которые свободно конструируются, часто игнорируя диаметральные противоречия первоначал теоретического знания, конец веры в единственно верную рационалистическую концепцию развития мира, общества и социального прогресса в целом. Встает вопрос о принципиальной познаваемости социального мира пострациональными теориями, отдельные картины социального бытия изучаются достаточно подробно, но ней общего полотна социологического знания о том, как происходят социальные взаимодействия в постмодерне и эпохе постсовременного общества.

Деструктивный характер постмодерна очевиден: становится не понятно, кто же лучше понимает социальные процессы, происходящие вокруг: те, кто являются полностью рациональными и сознательно находятся в модернистском понимании социальных процессов или те, кто находятся за рамками социального консенсуса познаниях [2]. Подобная мысль встречается в трудах Ж. Лиотара: постмодерн есть идеология постоянно расширяющейся социальной вселенной, а поскольку вселенная безмерна и бесконечна, а человек заведомо конечен, то человек сможет познать бесконечно малую часть бесконечного большого социального знания, отсюда следует, что невозможно получить ответы на поставляемые вопросы в эпоху постмодерна.

Несколько иную точку зрения на функциональную роль постмодерна выдвигает З. Бауман: социология постмодерна должна превратиться в искусство интерпретации действительности, пусть уже и нарушенное неомарксизмом, но имеющее место быть в рамках нового социального познания. Задачу социологии Бауман видит в проникновении в индивидуальное каждого человека, в его опыт, и отыскании смысла индивидуальной жизни, смысла социальных действий каждого индивида [1]. Остается открытым вопрос: каким образом проникать в жизнь каждого человека, а также как разобраться в период крайнего индивидуализма и в мире индивидуальных значений и смыслу социологу постмодерна? Очевидно, требуется новый методологический подход, который преодолеет данное противоречие, но, к сожалению, социогуманитарное знание в данный момент не располагает таким обширным ресурсным потенциалом для преодоления данной проблемы.

Не все ученые поддерживают точку зрения о том, что постмодерн преодолеет трудности и противоречия модерна: так Белл считает, что в эпоху постмодерна не только не уйдут социальные противоречия, а появится изрядное количество новых социальных противоречий, которые снова не смогут гарантировать наличие полной терпимости и плюрализма, а это в свою очередь приведет к возобновлению насилия и обмана во всех сферах человеческой жизни.

Дополнительные сложности в изучении постмодерна вызывает отсутствие границ между модерном и постмодерном: более того, проблематично определение предмета социологии в постмодерне. Можно сказать о том, что предметом будут являться социальные действия новой эпохи, но если они иррациональны априори, можно ли их изучать рациональной наукой? В общем, очевиден кризис вызванный прогрессом, который социология должна решать одной из первых социогуманитарных наук.

Следует обратить внимание на то, как В.А. Ядов определяет предметную область современной социологии: это и иное видение масштаба и качества социального пространства в направлении глобализации этого самого пространства [5]. Второй вариацией определения предметной области социологии Ядов называет поиск социального ядра, поиск иной клеточки рационального, аналитической единицы, от которой можно отталкиваться при изучении социальных процессов. Но возникает другая проблема, в эпоху постмодерна проявляются внешние и внутренние стимулы, действующие на эту аналитическую единицу, которые выдвигают ее за рамки анализа и понимания. Другими словами, Ядов предлагает временное решение предметно-методологического кризиса постмодерна.

В любом случае для изучения нового иррационального общества просто необходимо искать тот рациональный базис, фундамент, на котором будет строится новая научная картина мира, так как разрозненные сведения о разных сторонах социального бытия лишь усугубят методологический кризис социологии, так как будут возникать все новые и новые противоречия, при отсутствии решения старых вопросов. И в данном случае уже необходимо ставить вопрос о жизнеспособности познавательной способности рациональных методов, а рамках иррациональных реалий. Вероятно, новые теории будут иметь рациональную основу, но при этом формально выглядеть иррациональными своими методами сбора и анализа данных, но только таким образом возможно познание и постижение социальных процессов, происходящих в постмодернистском будущем.

Таким образом, постмодерн является периодом развития человеческого бытия, где качественно растет неопределенность и иррациональность социальных реалий, очевидны альтернативность и непредсказуемая многовариантность развития исторических процессов [3]. Понятно, что эра всеохватывающих социальный теорий и парадигм подходит к своему закату, размытые социальные реалии, отсутствие стандартизированного стиля жизни невозможно трактовать одной мощной социологической парадигмой. Теории постмодернизма наполнены релятивизмом, то есть они открыты не только для рациональных понятий основ, но также для иррациональных конструктов и внедрений.

Меняются тенденции социологических теорий: главное не объяснить механизм социального процесса, а наметить пути социального развития того или иного процесса. Теории постмодерна не являются строго социологическими, они вбирают себя основы целого ряда дисциплин таких как: математика, антропология, семиотика, иные знаковые и символические системы также включаются в постмодернистские теории.

Мир наполняется симулякрами, часто теряется граница между реальным и виртуальным, предметами и их образами, фантастикой и наукой. Ученые постмодернисты стараются трактовать мифические знания как способы нормативного регулирования социальных практик людей, что расходится со сложившейся картиной мира.

Сами же постмодернисты еще не пришли к единому мнению на счет того перешел ли мир на рельсы иррационального постмодерна полностью, или до сих пор рациональный постмодерн сосуществует с постмодерном. Разумеется, вторая позиция наиболее полно отражает сложившиеся реалии на сегодняшний день. Пока постмодерн еще не успел проникнуть во всех сферы общественной жизни есть время социологам методологически подготовиться к его приходу.

На развитии социологии в последние десятилетия существенно сказалось осознание того, что во второй половине XX века характер социальных процессов существенно изменился по сравнению с периодом возникновения и первоначального развития социологии. Здесь можно выделить три основные тенденции.

ния в структуре экономики. В сфере производства теперь занято намного меньше людей, чем в сфере услуг (30-40% против 60-70%), которая включает торговлю, рекламный бизнес, маркетинг и PR (связи с общественностью), финансы (банки, страховые компании и пр.). образование, здравоохранение, шоу-бизнес и т. д. В условиях индустриальной экономики выше ценятся навыки создания материального продукта. В условиях постиндустриальной экономики выше ценятся навыки создания символического продукта, т. е. навыки обработки информации и налаживания коммуникациицеленаправленного и эффективного общения с людьми.

Стремлением к интеграции исследовательских подходов, ранее считавшихся взаимоисключающими, отмечены наиболее значительные теоретические разработки 1980-х гг.: теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теория структурации Э. Гидденса, конструктивистский структурализм П. Бурдье.

чтению в социологии принципиальной разницы между теорией и историей. Изложение теории теперь зачастую сводится к непредвзятому рассказу о том, что, когда и кем сделано для ее построения.

1) образ является отражением подлинной реальности;

2) образ маскирует и извращает подлинную реальность;

3) образ маскирует отсутствие подлинной реальности;

4) образ не имеет никакой связи с какой бы то ни было реальностью.

В специфических условиях России развитие социологии на рубеже XX и XXI веков также приобрело постмодернистский характер. В период перестройки, гласности и рыночных реформ (середина 1980-х — начало 1990-х гг.) развитие социологии пошло по пути интенсивной институционализации. В рамках Академии наук наряду с Институтом социологии[30] были организованы Институт социально-экономических проблем народонаселения (1988) и Институт социально-политических исследований (1991), открыт филиал Института социологии в Ленинграде (1989). В начале 1990-х гг. появилось множество негосударственных научно-исследовательских институтов, часть из которых оказалась нежизнеспособным плодом амбиций их основателей, но некоторые, как, например, Независимый институт социальных и национальных проблем в Москве или Центр независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге, успешно работают и сейчас.

Подобный интенсивный рост индустрии прикладных исследований во многом определялся экспансией социологического образования и появлением на рынке труда первых генераций дипломированных социологов. Первые факультеты социологии были открыты в 1989 г. в Московском и Ленинградском университетах. На протяжении 1990-х гг. в России число факультетов и отделений, выдающих диплом социолога, достигло пятидесяти.

Институционализация социологии характеризуется не только развитием ее внутренней структуры, но и ее внешних связей, т. е. положением в структуре общества, ролью в политике, экономике, образовании и т. д.

Читайте также: