Послание к ефесянам кратко

Обновлено: 04.07.2024

Послание к Ефесянам святого апостола Павла, книга Нового Завета.

Время и место написания

Послание к Ефесянам написано ап. Павлом для христиан в Ефесе; вероятно, во время его первого заключения в Риме (Еф. 3:1; Еф. 4:1; Деян. 28:30) около 62 года. По мнению некоторых, это было соборное послание к церквам, переданное ефесянам Тихиком, который вез также послания к Колоссянам и Филимону; таким образом, объясняют отсутствие всяких личных обращений, приветов и тому подобного. Предполагают также, что послание лаодикийцам (Кол. 4:16) есть ни что иное, как послание к Ефесянам.

Содержание послания

В первой части послания (1-3 главы) Павел восхваляет дивную благодать, дарованную во Христе и благословения, вытекающие из этой благодати; молится, чтобы верующие возрастали и укреплялись в благодати; в последних главах (4-6) он старается запечатлеть христианские чувствования и поступки в различных случаях жизни, предупреждая от языческих пороков и призывая облечься во всеоружие Божие для отражения козней диавольских.

Послание к Ефесянам написано одновременно с посланием к Колоссянам; это видно из того, что оба послания были доставлены одним и тем же лицом (Еф. 6:21; Кол. 4:7) и особенно из сходства их содержания и изложения. Это становится более понятным при совместном чтении обоих посланий. Несмотря на сходство, каждое из них имеет свой особый отпечаток: в послании к Колоссянам Христос изображается, как полнота Церкви, а в послании к Ефесянам Церковь изображается, как тело Христа, как Его полнота. В первом послании (Колос.) основание и центр тяжести христианского увещевания заключается в пребывании во Христе; в последнем послании (Ефес.) — в призыве к внутреннему единству Церкви. В послании к Ефесянам имеется много выражений напоминающих прощальную речь Павла пресвитерам Ефесской церкви (Деян 20). Это послание сторицей вознаградило ефесян за языческие книги, которые они сожгли.

Использованные материалы

  • Эрик Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Послание к Ефесянам: читать, слушать.

На сайте вы можете прочесть и прослушать Послание к Ефесянам по главам.

Всего в послании 6 глав:

Авторство, время и место написания Послания к Ефесянам.

Первые вопросы касательно Послания к Ефесянам появляются, когда мы пытаемся определить адресата послания. Здесь нужно понимать, что Апостолы не давали названий своим посланиям. Послания получили названия гораздо позже, когда были собраны и изданы. При внимательном изучении послания, становится понятным, что оно не было написано для церкви в Ефесе. Все, что мы можем утверждать, исходя из текста, так это то, что:

  • послание адресовано язычникам по плоти.
  • послание не имеет личных приветов, характерных для других посланий Павла;
  • автор и адресат не знакомы лично.

Первый факт не отрицает того, что Послание было действительно написано к Ефесянам. Этого нельзя сказать о втором и третьем моменте – трудно поверить, что подобное возможно ввиду длительного пребывания апостола Павла в Ефесе.

Если Послание к Ефесянам не было написано общинам в Ефесе, то кому оно адресовано?

Есть несколько версий:

  • Послание адресовано Лаодикийской церкви.
  • Послание адресовано всем Павловым церквам.

Обычно, авторство данного Послания, как и многих других, исследователи без особых сомнений приписывали Апостолу Павлу. Написано Послание к Ефесянам в тюрьме, незадолго до смерти Павла.

Однако, есть ученые, утверждающие, что Павел не был автором Послания к Ефесянам. Они основывают свои предположения на следующих моментах:

  • Отличие словарного запаса данного и других посланий.
  • Несоответствие стиля.

Подобные умозаключения имеют право быть, однако они не опровергают авторства Павла, так как Послание к Ефесянам освещает несколько иные темы, что вполне объясняет лексические различия, и написано в иной обстановке, что объясняет стилистические различия.

Города Эфес и Деятельность Павла.

Эфес был столицей римской Азии, находящаяся примерно в миле от морского побережья. Эфес был религиозным, торговым и политическим центром Азии. Следует отметить, что здесь находилось два заметных сооружения. Во-первых, Большой театр, который был рассчитан на 50 000 человек, а во-вторых, храм Дианы (Артемиды), который был одним из семи чудес древнего мира. Это было огромное сооружение, выполненное из блестящего мрамора, опирающиеся на целый лес колонн 56 футов в высоту. Строили храм на протяжение 220 лет. Наличие Храма сделало Эфес центром влияния культа Дианы.

Эфес был самый важный город, не считая Рима, который посетил апостол Павел. Эфес был назван третьей столицей христианства.

Павел дважды посещал Эфес. Во время третьего миссионерского путешествия он провел здесь около трех лет.

Содержание Послания к Ефесянам. Краткое Толкование.

Послание к Ефесянам по содержанию сродни Посланию к Колоссянам (в посланиях 55 общих стихов), но в то же время значительно отличается.

Далее Павел говорит о роли Церкви. В Послание к Ефесянам автор описывает Церковь как тело Христово. Церковь должна стать руками Христа для выполнения Его свершений, ногами Христа — чтобы быть у Него в посыльных, устами Христа — чтобы говорить за Него. Автор выстраивает иерархию БОГ -> Христос -> Церковь.

Но, тем не менее, в связи с ним возникает несколько очень серьезных проблем. И эти проблемы не результат изысканий и размышлений слишком придирчивых ученых — они очевидны для каждого. Если, однако, разобраться в этих трудных местах, то Послание к Ефесянам приобретает еще большее значение и сияние.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРИ КОТОРЫХ НАПИСАНО ПОСЛАНИЕ

ТРУДНОСТИ И ВОПРОСЫ

Итак ясно, что Послание к Ефесянам написано было тогда, когда Павел находился в тюрьме за веру, и что оно очень тесно связано с Посланием к Колоссянам. Но трудности появляются, как только мы пытаемся выяснить, кому же было написано Послание к Ефесянам?

В те далекие времена письма писались на свитках папируса. Законченное письмо перевязывали ниткой и, если оно было особенно интимным или важным, узлы на нитке запечатывались. Но, за редким исключением, на них не ставился адрес по той самой простой причине, что не было почтовой службы обслуживавшей всех. Налажена была государственная почта, но она была доступна лишь для официальной или императорской переписки, а не для частных лиц. Письма передавались в те времена лично, и поэтому адрес был не нужен. Поэтому и названия посланий Нового Завета вовсе не являлись частями самих посланий. Они были озаглавлены позже, когда послания были собраны и изданы, чтобы их могли читать все церкви.

Если внимательно изучать Послание к Ефесянам, то становится маловероятным, чтобы оно было написано для церкви в Ефесе. Его внутренние аргументы позволяют сделать такое заключение:

б) Послание к Ефесянам наиболее безличное из всех его посланий. В нем вовсе отсутствуют приветствия и личные пожелания, которых так много в других посланиях. Это необычайно, тем более, если вспомним, что Павел провел больше времени в Ефесе, чем в каком-либо другом городе; не менее трех лет (Деян 20:31). К тому же в Новом Завете нет другого столь интимного и нежного отрывка, как Деян 20:17−35, где приведен прощальный разговор Павла с пресвитерами Ефесской церкви перед его отъездом из Милита во время последнего путешествия. Ввиду всего этого очень трудно поверить, чтобы Павел послал в Ефес такое письмо без личного обращения.

БЫЛ ЛИ ПАВЕЛ АВТОРОМ?

Некоторые ученые пошли еще дальше и нашли еще одну трудность в Послании к Ефесянам. Они стали сомневаться в том, был ли Павел вообще его автором. На чем же основывают они свои сомнения?

Они говорят, что словарный состав послания отличается от словаря Павла; и, действительно, в Послании к Ефесянам есть около семидесяти слов, которые не встречаются в других его посланиях. Но этот факт не должен волновать нас, потому что в Послании к Ефесянам Павел говорит о таких вещах, о которых он раньше никогда не писал. Мысли его были направлены на то, о чем он раньше не говорил; само собой разумеется, ему потребовались и новые слова, чтобы выразить эти новые мысли. Было бы наивно предполагать, чтобы человек с таким умом никогда не обогащал бы свой словарь, а всегда выражался бы одинаково.

Но это еще не все. Вспомним, как Павел писал большинство своих посланий. Он писал их, с головой погрузившись в миссионерскую деятельность, и чаще всего, находясь в дороге. Он писал их, стремясь разрешить какую-либо животрепещущую проблему, не терпящую отлагательства. Другими словами, большинство своих посланий Павел написал, не располагая достаточным временем. Теперь же вспомним еще, что Павел написал Послание к Ефесянам в тюрьме. Разве тогда удивительно, что стиль, которым написано Послание к Ефесянам, отличается от стиля предыдущих посланий?

Более того, эти различия в стиле, этот созерцательный поэтический характер особенно явно проявляются в первых трех главах. Ведь они представляют собой одну длинную молитву, которая достигает своей кульминации в славословии. В других посланиях Павла нет ничего подобного. Здесь же перед нами язык лирической молитвы, а не язык аргументов, споров или порицаний.

Эти отличия вовсе не доказывают, что Павел не был автором Послания к Ефесянам.

ИДЕЯ ПОСЛАНИЯ

ФУНКЦИЯ ЦЕРКВИ

КТО КРОМЕ ПАВЛА?

АДРЕСАТ ПОСЛАНИЯ

Но вернемся к вопросу, который мы только что оставили неразрешенным. Если Послание к Ефесянам не было написано в Ефес, то какой же тогда церкви было адресовано это послание?

Если мы примем эту интересную и заманчивую теорию, нам все же остается объяснить, каким образом послание утеряло свой первоначальный адрес в Лаодикию и почему его стали связывать с Ефесом? Обсудим два объяснения.

ПОСЛАНИЕ ВСЕМ ЦЕРКВАМ

САМОЕ ГЛАВНОЕ У ПАВЛА

В Послании к Ефесянам доводы Павла тесно сплетены между собой. Павел часто говорит длинными сложными предложениями, которые трудно растолковать. Чтобы действительно понять послание, лучше иногда прочитать его сразу сравнительно большими отрывками, а потом разбивать эти отрывки на более мелкие абзацы для детального изучения.

Город Ефес во времена ап. Павла был главным городом Малоазийской провинции, портом, центром торговли, науки и искусства. В городе был знаменитый храм богини Артемиды. Кроме греков, здесь жили и евреи, имевшие свою синагогу. Первоначальная церковная община была основана ап. Павлом ( Деян.18:18–21 ). Около 54 г. Апостол, возвращаясь из второго путешествия, достиг Ефеса, где проповедовал в местной синагоге. Не имея возможности остановиться надолго, он, лишь огласив ефесских иудеев евангельской истиной, отплыл в Иерусалим, оставив продолжать начатое Акиле и Прискилле. Вместе с ними трудился и ученый иудей Аполлос ( Деян.18:24–26 ).

Вторично ап. Павел сюда возвратился во время третьего путешествия и пробыл здесь более двух лет ( Деян.19 гл.). Здесь он нашел около двенадцати мужей, крестившихся в Иоанново крещение, но даже не слышавших о даре Духа Святого. Павел крестил их во имя Господа Иисуса, и через возложение рук на них снизошел Дух Святый, так что они получили дар пророчества и говорения языками. Много чудес было совершено в Ефесе Апостолом: на больных возлагали платки и пояс св. Павла – и они исцелялись: злые духи выходили из них. Проповедь об Истинном Боге имела такое сильное действие, что чародеи добровольно сожгли среди городской площади свои книги на сумму 50 тыс. драхм. Но враг воздвиг гонение на Апостола: Димитрий-среброковач возмутил город против Апостола, и св. Павел удалился из Ефеса в Македонию. Ап. Павел еще раз беседовал с ефесскими пресвитерами, но не в Ефесе, а в Милите, куда он заехал лишь для прощания, возвращаясь в Иерусалим ( Деян.20:16–38 ).

Из Ефеса ап. Павел написал два послания: Галатам и первое Коринфянам. Здесь же впоследствии был епископом св. Тимофей, а также св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, написавший свое Евангелие и Послания.

2. Повод, место и время написания Послания

Ближайшим поводом к написанию Послания было желание Апостола поделиться с Ефесской паствой своими глубокими созерцаниями о тайне Церкви Христовой, раскрыть тайну спасения иудеев и язычников через Церковь, а также преподать целый ряд нравоучительных наставлений.

3. Разделение и краткое содержание Послания

1) Догматическая (1–3 главы);

2) Нравоучительная (4–6 главы).

Главная догматическая тема Послания – единство Церкви, а через нее и всего тварного мира, под единым главою – Христом.

Христос – духовный центр всего сотворенного. Он же и глава Церкви, а Церковь – Тело Его. Экклезиология строится на духовных образах Церкви:

1) как храма Божьего с краеугольным камнем Христом ( Еф.2:19–22 );

3) как Невесты Агнца Христа ( Еф.5:23–32 ).

Церковь представляется как новое творение, созданное во Христе, как полнота и совершенство мирового бытия. Все Послание проникнуто идеей единства. Как един Христос, так едина и Церковь – Тело Христово; через единство Церкви объединяется все человечество и вся тварь ( Еф.2:11–22; 1, 10 ).

I. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ (гл. 1–3)

1. Раскрытие общего плана домостроительства спасения (Еф.1:3–23)

В этих стихах ( Еф.1:15–19 , а также 3, 19–21), которые читаются как Апостольское зачало на молебне на начало учебного года, Церковь выражает мысль, что высшая цель всякого учения – познание Бога и своего спасения в Нем.

2. Спасение язычников через Церковь (Еф.2:1–22)

Но иудеев, считавших себя народом Божиим, имеющим обетование спасения, крайне смущало вхождение язычников в Церковь без предварительного обращения в иудейство через обрезание.

3. Откровение тайны Церкви (Еф.3:1–23)

Сокровенность тайны всемирного спасения была такова, что ее не знали даже Ангелы, – только через осуществление его в Церкви они получили ведение этой тайны ( Еф.3:9–10 ; 1Пет.1:12 ). Земной Церкви, воинствующей и часто страждущей, проливающей кровь многих мучеников, вверена Богом большая тайна, чем ангелам и прочим небесным силам. К тайне нового восстановленного союза человеческих рас, наций и народов с Богом, т. е. в Церковь, вводятся теперь и Ангелы, созерцающие эту тайну. В Церкви как Богочеловеческом организме, земном и небесном одновременно, достигается сама цель создания мира: единство, мир и соучастие в благости Божией.

II. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ (Еф.4:1–6, 18)

1. Общий строй жизни христианина (Еф.4:1–32)

Апостол указал здесь ( Еф.4:11–12 ) и три основных обязанности пастырства:

В соответствии с этими обязанностями Апостол указал и три цели, к которым пастырь должен вести пасомых ( Еф.4:13 ):

б) Облечение в нового человека (Еф.4:17–32)

2. Побуждения к духовной жизни (Еф.5:1–21)

Первым и главным побуждением к духовной жизни для христианина является:

3. Семейные и гражданские обязанности христиан (Еф.5:22–6, 9)

а) Тайна христианского брака ( Еф.5:22–23 )

В Первом послании к Коринфянам (7-я гл.) ап. Павел изложил свое учение о семейной жизни и о девстве. Там он отдает предпочтение девству, если оно избирается ради Господа. Здесь же он излагает учение о высоте христианского брака ( Еф.5:22–23 ).

Тайна новой жизни в Церкви определяет и отношения супругов друг ко другу: Апостол заповедал жене любить мужа как члена единого брачного союза, и бояться как главы своего. Муж же получил обязанность не только любить жену свою, но и устроять ее жизнь ( Еф.5:29 ).

Здесь возникают недоуменные вопросы:

а) а мужья не должны ли повиноваться женам? Да, должны, потому что Апостол всем заповедал повиноваться друг другу в страхе Божием ( Еф.5:21 ). Там, где есть страх Божий, там водворяется обоюдное согласие, мир, любовь и взаимное послушание. Но так как жены склонны тяготиться главенством мужей над ними, то им и напоминается повиновение. А мужья склонны злоупотреблять властью над женами, поэтому Апостол напоминает им о любви;

б) Взаимные обязанности детей и родителей (Еф.6:1–4)

Главный предмет воспитания детей родителями – учение христианской веры в жизни, а также нравственное воспитание с учетом психики детей.

в) Взаимные обязанности рабов и господ (Еф.6:5–9)

4. Духовное христианское всеоружие (Еф.6:10–18)

Здесь Апостол указал и градацию духов тьмы: у них существует иерархия по типу добрых ангелов, только в обратную сторону – по степени удаления от Бога и ожесточения во зле.

В заключение ( Еф.6:19–24 ) Апостол просит молиться о нем, зная, что самая сильная молитва – церковная, которая может освободить его от уз и вновь дать ему возможность проповедовать, что вскоре и исполнилось. Апостол извещает о посольстве к ефесянам Тихика с данным посланием ( Еф.6:22 ), преподает благопожелания мира и любви с верою и свое апостольское благословение.

Вопросы для повторения Послания к Ефесянам

I. 1. Когда и кем основана Церковь в Ефесе?

2. Как подразделяется Послание и какова его главная тема?

3. Как говорит ап. Павел о предопределении ко спасению ( Еф.1:4 )?

4. Какая цель избрания ( Еф.1:5–6 )?

5. Какую тайну воли Своей открылнам Бог ( Еф.1:9–14 )?

6. Какую молитву воссылает ап. Павел ( Еф.1:15–19 )?

7. В чем выразилось величие Иисуса Христа ( Еф.1:20–23 )?

II. 1. Как раскрылось величие Христа в спасении иудеев и язычников ( Еф.2:1–7 )?

2. Как совершается спасение ( Еф.2:8–9 )?

4. Что собой представляли язычники до уверования ( Еф.2:11–12 )?

5. Что приобрели язычники во Христе ( Еф.2:13–14 )?

6. В каком образе изображается Церковь ( Еф.2:19–22 )?

7. Какую тайну возвещает ап. Павел о язычниках ( Еф.3:6–9 )?

8. В чем особенно выразилась сокровенность тайны о язычниках ( Еф.3:10 )?

9. Какую молитву воссылает Апостол ( Еф.3:14–21 )?

III. 1. Какую лестницу добродетелей указывает ап. Павел ( Еф.4:2–3 )?

2. Как говорит Апостол о единстве Церкви ( Еф.4:4–6 )?

3. На чем основан догмат о богоучрежденности церковной иерархии ( Еф.4:11–12 )?

4. Какие 3 основные обязанности пастыря ( Еф.4:12 )?

5. Какие 3 основные цели пастыря ( Еф.4:13 )?

6. От чего предостерегается ап. Павел ( Еф.4:14–20 )?

7. В чем состоит истина Христова ( Еф.4:21–24 )?

8. Какие еще нормы поведения дает Апостол ( Еф.4:25–32 )?

9. Почему нельзя оскорблять ближнего ( Еф.4:30 )?

IV. 1. Какие 3 главные побуждения к нравственной жизни дает ап. Павел ( Еф.5:1–8 )?

2. С кем сравнивает ап. Павел грешника ( Еф.5:14 )?

3. Как и почему называет Апостол настоящие дни ( Еф.5:16 )?

4. Как рекомендует Апостол проводить христианское веселье ( Еф.5:18–20 )?

5. Какие наставления женам и мужьям дает ап. Павел ( Еф.5:22–32 )?

6. В каком прообразе представляет Апостол брак ( Еф.5:32 )?

7. Какие обязанности родителей к детям и детей к родителям ( Еф.6:1–4 )?

8. Какие взаимные обязанности рабов и господ ( Еф.6:5–9 )?

9. Против кого ведут брань христиане ( Еф.6:12 )?

10. С каким оружием выступают христиане на брань ( Еф.6:14–17 )?

11. В чем источник силы христиан и какие свойства молитвы ( Еф.6:18 )?

Послание адресовалось прежде всего для церкви в Ефесе, поскольку апостол Павел столь долго жил и трудился в этом городе, который был столицей провинции Асия. Некоторые ученые считают это послание энцикликой, т. е. циркулярным письмом, рассчитанным на прочтение в нескольких необозначенных местных церквах, находившихся в Асии. Если это послание предназначалось и другим церквам после прочтения его в Ефесе, то оно могло пойти в Лаодикию и Колоссы - в Послании к Колоссянам Павел просил их прочитать письмо "из Лаодикии" (Кол. 4:16), и, возможно, он имел в виду именно Послание к Ефесянам.

Послание было, по-видимому, доставлено в Ефес Тихиком (Еф. 6:21-22), который доставил по назначению и письмо Павла Колоссянам (Кол. 4:7-9).

Город Ефес был крупным административным центром Римской империи. Павел провел там короткое время, возвращаясь в Антиохию из своего второго миссионерского путешествия (Деян. 18:19-21). Во время же третьего миссионерского путешествия он оставался в Ефесе три года (Деян. 20:31). Там произошло немало примечательных вещей. Павел крестил двенадцать последователей Иоанна Крестителя (Деян. 19:1-7).

По дороге в Иерусалим из своего третьего миссионерского путешествия Павел обратился с трогательными прощальными словами к ефесским пресвитерам, встретившись с ними в прибрежном городе Милите. Это была его последняя встреча с ними (Деян. 20:36-38) до посещения Павлом Ефеса после того, как он побывал в Риме (сравните 1-Тим. 1:3 с 3:14).

Место и время написания.

Павел находился в заключении, когда писал это послание (Еф. 3:1; 4:1; 6:20). Богословы расходятся во мнении, было ли оно написано во время пребывания апостола в тюрьме в Кесарии (Деян. 24:27), т. е. где-то в 57-59 годах по Р. Х., или в Риме (Деян. 28:30), т. е. в 60-62 годах. Судя по имеющимся данным, Павел писал его скорее в римской тюрьме.

Полагают, что в этот же период времени, наряду с посланием к Ефесянам, им были написаны и послания к Филиппийцам, Колоссянам и Филимону, которые поэтому называют "тюремными посланиями" (Фил. 1:7; Кол. 4:10; Филим. 1:9). Поскольку в данном послании нет намеков на скорое освобождение Павла, которые находим в Послании к Филиппийцам (1:19-26) и в Послании к Филимону (стих 22), логично предположить, что к Ефесянам апостол писал в самом начале своего заключения, т. е. в 60 году. Он жил тогда под стражей, но в собственном доме, который арендовал (Деян. 28:30). После освобождения апостол снова отправился в путь; им были написаны 1 Тимофею и послание к Титу, затем он снова был арестован и написал 2-Тимофею; вскоре после этого Павел был казнен в Риме.

Цель написания.

Хотя никаких особых вопросов в этой книге не поднимается, цель ее написания станет ясной, если принять во внимание характер взаимоотношений апостола с верующими в Ефесе. Возвращаясь из своего третьего миссионерского путешествия, Павел сказал ефесским пресвитерам в Милите, чтобы остерегались как лжеучителей, приходящих со стороны, так и склонных проповедывать членов церкви, которые учат превратным вещам (Деян. 20:29-30).

Из книги Откровения мы видим, что Ефесская церковь преуспела в отпоре лжеучителям (Откр. 2:2), но со временем утратила накал своей первой любви ко Христу (Откр. 2:4). Это находит подтверждение в 1-Тим. 1:5 - апостол писал тогда Тимофею из Македонии в Ефес (около 62 года), что цель его наставлений - это "любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры". Таким образом в обращении к святым в Ефесе особенно подчеркивалась тема любви.

Подсчитано, что из всех писем апостола более чем 1/6 часть всех "ссылок" на "любовь", а также слов, производных от него, - приходится на послание к Ефесянам. Это письмо начинается с "любви" (1:4) и заканчивается ею (6:23-24). Кроме того, послание учит, что иудеи и язычники составляют одно целое во Христе, о чем свидетельствует их любовь друг к другу. Такая любовь может прийти только от Бога. Возможно, Павел, замечая, что ефесяне начинают терять свою первую любовь, потому и написал им это послание, чтобы укрепить их в их любви как к Богу, так и во взаимной братской любви.

Читайте также: