Посадские и гости в 16 веке кратко
Обновлено: 04.07.2024
Посадские люди — сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.
Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.
В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В случае выхода человека из посада община должна была продолжать платить за него тягло.
В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы.
Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью. В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и т. д.
По имущественному признаку (как и все сословия Московского государства) посадское население делилось на людей лучших, середних и молодших.
Земля под посадами принадлежала общине, но не частным лицам. Челобитные подавались от имени всей общины. Обида, нанесённая посадскому человеку, считалась обидой всей общины.
Посадские люди делились на сотни и десятки. За порядком наблюдали избираемые сотские, пятидесятские и десятские. При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд. В XVII веке эта система была заменена земскими избами. В земской избе сидели: земский староста, ларёчный целовальник и земские целовальники. Земские старосты и целовальники избирались на 1 год — с 1 сентября. В некоторых городах кроме земских старост были ещё и излюбленные судьи. Излюбленные судьи разбирали имущественные дела между посадскими людьми, кроме уголовных дел.
Для сбора тоговых доходов избирали таможенных голов и целовальников. Иногда таможенных голов назначали из Москвы.
После смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов. Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад.
С конца XVIII века посадские люди начали называться мещанами, хотя иногда употреблялось название посадские.
Интересные факты
Память о сословии сохраняется в топонимике некоторых городов России, где оно увековечено в названиях улиц: 1-я и 2-я Посадские улицы в Орле, Посадская улица в Екатеринбурге, Большая Посадская в Санкт-Петербурге, а также в Уфе (Посадская).
Посадскими людьми называли на территории Российского государства XV-XVIII вв. отдельные группы податного торгово-ремесленного населения. Позднее, в середине XVII века, данный термин использовался для обозначения сословия.
Какую работу выполняли посадские люди?
Упоминания о посадских людях зафиксированы в источниках, датированных 1440 г. Эти группы населения проживали в составе посадской общины, основу для их существования составлял институт круговой поруки. Оплата дани и прямых налогов производилась в соответствии с системами сошного письма и подворного обложения.
После 1724 г. посадскими людьми выплачивалась подушная подать. Для данной категории населения Российского государства предусматривалась обязанность отбывать повинность строительного, дорожного, постойного, рекрутского и иного типа. Часто посадских людей привлекали для работы при таможне, на кружечных дворах, мельницах и т.д. на безвозмездной основе. Известна и практика организации службы как посошных людей.
Права посадских людей
- земской сход — в его полномочия входило решение самых важных вопросов жизни посадских людей, а также непосредственно избрание земского старосты;
- земскую избу — орган, который должен был полностью исполнять решения, принятые сходом.
Земские избы
В этот период существовало деление на сотни и десятки. Ответственность за порядок несли назначаемые на выборной основе сотские, пятидесятские и десятские. Во времена Ивана Грозного у посадов были собственные управления и судебные органы, формируемые выборным путем. В XVII в. на смену этой системе пришли земские избы. В них присутствовали:
- земский староста;
- ларечный и земский целовальники.
Срок полномочий старост составлял 1 год. В ряде городов наряду с земскими старостами существовали излюбленные судьи. Ими рассматривались имущественные дела, связанные с отношениями между посадскими людьми, за исключением дел уголовного характера. Функция сбора доходов торгового происхождения возлагалась на избираемых таможенников. В некоторых случаях таможенные головы назначались из Москвы.
Сословный статус посадских людей
Известно о частом участии посадских людей в работе Земских соборов. Однако это были, главным образом, представители из Москвы. У отдельных посадских людей появлялась возможность войти в другие более привилегированные сословные корпорации купечества. В частности, речь идет о гостях, гостиной сотне, суконной сотне.
Дальнейшая судьба посадских людей
Важную роль играли посадские люди в процессе формирования сил Второго ополчения в период 1611-1612 гг. Приняли они участие в Соляном бунте 1648 г., Псковском и Новгородском восстаниях в 1650 г. Не прошли без участия посадских людей такие события:
- Медный бунт в 1662 г.
- Астраханское восстание в 1705-1706 гг.
Из источников известно, что поступившие от них челобитные были учтены во время подготовки Новоторгового устава в 1667 г. Численность этой группы населения неуклонно росла. Если в 1680-х годах насчитывали 135 тыс. человек, то в 1720-х гг. их стало 183 тыс. человек, а в 1760-х гг. — 228 тыс. человек.
Манифест, принятый императрицей Екатериной II 17 марта 1775 г., предусматривал переход посадских людей с учетом суммы имеющегося у них капитала в сословие купцов (при наличии у них накопленных сумм капитала более 500 руб.) и мещан. В жалованной грамоте городам в 1785 г. прошло выделение посадских людей в качестве одной из категорий мещанства. Они наделены были правом приобретать и пользоваться ткацкими станками, организовывать лавки в своем доме, принимать участие в выборном процессе в Шестигласную думу.
В уроке рассматривается процесс формирования сословного общества в России. Описывается жизнь и основные обязанности тех, кто находился на царской службе. Большое внимание в уроке уделяется крестьянам: их категориям, обязанностям. Также урок знакомит с особенностями городской жизни.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
В XVI веке общество Российского государства делилось на знатные и незнатные сословия.
Удельные князья были родственниками государя и владели собственными княжествами. У их были свои бояре, слуги, войско, казна и администрация. Удельные князья могли выдавать жалованные грамоты, которые предоставляли права и льготы монастырям и частным лицам.
По договору с государем удельные князья были лишены права вести самостоятельную внешнюю политику и чеканить монету. В то же время они были представителями московского княжеского дома и могли претендовать на престол. Московские правители прикладывали все усилия, чтобы не допустить удельных князей к власти.
В случае если дворянин не являлся на смотр войск, у него могли забрать поместье и подвергнуть телесному наказанию. За полученные во время сражения раны или попадание в плен дворянину повышали жалованье, а иногда и увеличивали размер поместья.
Случалось, что дворяне из провинции оказывались на службе в Москве. Однако чины окольничьих и бояр оставались для них недоступными.
Своё положение постоянно нужно было поддерживать. Если дворянин бежал с поля боя или переходил на службу к правителю другого государства, то этим поступком он ухудшал положение всего своего рода.
В местнических спорах главным судьёй выступал лично государь.
Почти 95 % населения Российского государства составляли крестьяне. Они делились на три категории: черносошные – лично свободные, которые трудились на государство; дворцовые – принадлежали лично государю; владельческие – проживали на вотчинных и помещичьих землях.
Центром крестьянской общины являлось село. В среднем в него входило десять – тридцать дворов. Для сравнения: в деревне было всего около пяти дворов.
Крестьянские семьи в среднем состояли из шести – восьми человек. Физическим трудом занимались все члены семьи, включая детей. Мужчины и мальчики работали в поле, занимались починкой дома, заготавливали дрова на зиму.
Женщины и девочки вели домашнее хозяйство, ухаживали за скотом, шили одежду для всей семьи.
Как правило, юноши и девушки рано вступали в брак. Происходило это как только юноша мог сам нести повинности. Холостяков в деревнях не было, так как вести хозяйство в одиночку было невозможно.
Вся жизнь крестьян протекала в соседской общине – миру. До XVII века община включала в себя крупное село и прилегающие к нему деревни. Позднее стали возникать общины, в которые входили жители только одного села.
Община выполняла следующие функции: распределение пахотных земель, пастбищ, лесов и лугов; контроль уплаты податей членами общины.
Старосты решали все возникающие вопросы с местной администрацией и распределяли повинности.
Владелец мог на несколько лет освободить крестьянина от оброка или барщины, а также помочь ему деньгами или зерном.
В конце XVI века рост налогов и неурожаи привели к запустению владений дворян. Государству необходимо было сохранить налогоплательщиков и обеспечить рабочими руками поместья. Поэтому в 1581 году ввели заповедные лета – годы, в течение которых в некоторых районах Российского государства запрещался переход крестьян в Юрьев день. Это продолжило процесс законодательного оформления крепостного права.
Были введены урочные лета – срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян могли обратиться в суд для возвращения им ушедших крестьян. В 1597 году этот срок составлял пять лет.
Полностью зависимой категорией населения были холопы. К ним относились челядь и дворовые, которые были прислугой вотчинника; страдники, работавшие на хозяйской пашне; тиуны и ключники, управлявшие хозяйством.
В военные походы вместе с хозяином ходили боевые холопы.
Срок работы на господина у холопов был разным. Одни служили пожизненно. Других отпускали после смерти хозяина. А с некоторыми на определённое время заключали договор – ряд.
К концу XVI века в Российском государстве было около двухсот городов. Самым большим из них являлась Москва, в которой проживало сто тысяч человек. Вторым по величине городом был Великий Новгород с населением тридцать тысяч человек.
Для управления городом государь назначал наместников и воевод.
Центром города являлась крепость. Внутри неё находились собор, дворянские усадьбы и хоромы наместника.
В городских посадах жили ремесленники и купцы. Посад – это торгово-ремесленное поселение вне городских стен, которое позднее стало частью города.
Особое место среди купечества занимали гости – крупные купцы, которые вели торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы. Гости платили отдельные от обычных горожан налоги, владели вотчинами, могли выезжать за границу.
Во времена правления Ивана IV в Москву часто переезжали купцы и мастера из других городов. В результате этого богатые и предприимчивые люди оседали в столице, а провинциальные города приходили в упадок.
Давайте подведём итоги.
В XVI веке в России формировалось сословное общество.
Права разных сословий не были законодательно закреплены.
Большое влияние на формирование сословий оказывала государственная власть.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Местничество – система замещения высших должностей в государстве по родовитости происхождения. Своё положение надо было поддерживать службой. Царское наказание – опала (за бегство с поля боя, переход на службу к другому государю) ухудшало положение не только дворянина, но и всего его рода.
Основное жилище крестьянина - изба по своим размерам была невелика (от 10 до 30 м2). Внутри избы располагались лавки, стол, посуда из дерева, бересты, глины. Металлических изделий было мало и ценились они высоко.
Основное пространство избы занимала печь. Её использовали для отопления, приготовления пищи, для вентиляции помещения. Часть избы, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом.
Красный угол располагался по диагонали от печи. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами и лампадкой. В красном углу находился стол. Все значимые события семейной жизни отмечались именно здесь.
доску врубали одним концом в стену избы, а на другом делали подпорки. Под лавками хранили различные предметы: топоры, инструменты, обувь и прочее. На лавку позволялось сесть не каждому. Под окнами избы делались лавки, которые были прикреплены к стенам неподвижно:
В избе жила крестьянская семья, состоящая из 6 - 8 человек. В крестьянском хозяйстве трудились и мужчины и женщины. Женились рано - до 20 лет (в одиночку невозможно было вести хозяйство). Средний срок жизни крестьянина составлял 30 - 40 лет. Доживший до 45 - 50 лет считался уже стариком.
Вся жизнь земледельца протекала в соседской общине (миру). Община обычно состояла из жителей более крупного села и близлежащих к нему деревень. Община распределяла пахотные наделы и угодья (пастбища, луга, леса, водопои) и отвечала за уплату податей. Общинные старосты решали дела с господами и распределяли повинности между односельчанами.
Крестьяне имели право перехода от одного владельца к другому. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками, правительство в 1581 году ввело заповедные лета - запретило крестьянам уходить из вотчин и поместий. В 1597 году был введён 5-летний срок сыска беглых крестьян - урочные лета.
3. Посадские люди и гости К концу XVI в. в России насчитывалось около 200 городов. Город насчитывал 100 - 300 дворов, а всё городское население в России составляло около 300 тыс. человек. Городами управляли назначаемые государем наместники и воеводы.
Читайте также: