Порядок уплаты сборов кратко

Обновлено: 03.07.2024

В вопросах уплаты любых налогов для каждой категории налогоплательщиков есть ряд общих принципиальных положений. Они действуют и для юридических лиц, и для физических, одинаково касаются и резидентов, и фрилансеров, и нерезидентов.

И эти общие правила, и основные отличия в оплате налоговых сборов предлагаем рассмотреть в отношении физического лица. Представителю организации или индивидуальному предпринимателю рациональнее, даже по общим вопросам, все-таки обращаться к консультантам.

Основные принципы уплаты налогов физ. лица

  • на доходы оплата производится до 15 июля года (здесь и во всех сборах с годовым периодом), следующего за отчетным. Основной параметр — вид дохода. Ставка и окончательная сумма зависят от множества факторов, подробнее об этом — ниже;
  • на транспорт оплачивают по месту регистрации автомобиля (или иного вида транспорта). Годовой налоговый период. Платить налог нужно не позже 1 декабря. Подробности — далее;
  • на имущество (какое может быть подвержено налогообложению — в соответствующей главе статьи) срок внесения — до 1 декабря;
  • на землю, если она документально оформлена, как частная собственность, срок аналогичен двум вышеназванным. Взнос поступает в местный бюджет. Более подробно — также в этой статье.

Территориальный орган Федеральной налоговой службы обязан уведомить налогоплательщика по почте о начислениях. Квитанции для оплаты всех этих сборов должны поступить за 30 дней до даты окончания срока их внесения.

Как начисляются основные налоги и сборы?

Порядок начисления всех налогов и сборов определяется на законодательном уровне. Поэтому платежи в бюджет обязательны для любой категории налогоплательщиков. Сборы с каждой из них отличаются по видам, налоговым периодам, базе, ставкам. По разному рассчитываются, оплачиваются, имеют различные формы отчетности.

Объять всё перечисленное в рамках одной статьи невозможно, да и читать такой текст будет тяжело. Поэтому сегодня мы рассматриваем только налогообложение физ. лиц по вышеуказанным категориям.

Налог на доходы

Самым весомым сбором для рядового гражданина является тот, который он платит за свои доходы. Данный налог вносится в непосредственно в казну государства. Облагаются им все доходы, полученные в отчетном году, как в валюте, так и в натуре. Самые распространенные: заработная плата, премии, прибыль от продажи имущества или сдачи его в аренду, подарки, выигрыши.

Сюда же входят и оплата организацией вашего питания или обучения и т.п. Ставка для налогового резидента — 13%. База этого сбора может иметь различные вычеты (социальные, имущественные). С заработной платы его удерживает и вносит в бюджет ваш работодатель. За все остальные доходы налогоплательщик отвечает лично.

Если вы — нерезидент

Не все граждане РФ — ее налоговые резиденты. Как и не все иностранцы в нашей стране — нерезиденты. Главное — не паспорт, а то, сколько дней в отчетном году прожило в РФ физ. лицо. То есть проживший здесь в течение налогового периода (года) менее 183 дней становится для налоговых органов нерезидентом. Исключение — выезд на лечение или обучение длительностью до полугода.

Сборы в таком случае во многом такие же, как для резидента. Но есть и ряд существенных различий. Чаще всего вопросы вызывает НДФЛ. Любой денежный или имущественный доход, исключая специально оговоренные НК РФ, полученный нерезидентом в нашей стране, подлежит налогообложению. Самые распространенные из таких доходов:

  • продажа движимого и недвижимого имущества;
  • прибыль от работы по найму;
  • получение арендной платы (за оборудование, жилье и т.п.);
  • получение дивидендов, процентов от учредительства (участия) в российских предприятиях;
  • получение ценных вещей и имущества в дар.

Есть и исключения, когда налог на доходы физ. лица не взимается. Список таких доходов также достаточно широк. Если же ваш случай к таковым не относится, скорее всего, вам предстоит отчислить в российскую казну 30% своего дохода. Ставка снижается до 15%, когда нерезидент получает дивиденды от российской организации. А также пониженные ставки (взаимные) устанавливаются договором РФ с иностранным государством.

Налог на имущество

В 2019 году изменены некоторые правила исчисления налога на имущество физических лиц. Постепенно увеличивается ставка и стандартизируется ее определение. Изменяется перечень собственности, им облагаемой. На определенные категории недвижимости вводится налоговый вычет. У налогоплательщика появляется право оспорить кадастровую стоимость. Появляются новые категории льготников. Начинается взимание с населения Крыма.

В перечень налогооблагаемого имущества входит:

  • любое приватизированное жилье;
  • незавершенная стройка;
  • капитальное строение хотя бы с одним помещением, позволяющим проживание;
  • гараж или место для парковки транспорта;
  • хоз. постройки площадью до 50 квадратных метров на участке под строительство дома, а также в саду и огороде.

В 2019 году налоговой базой стала кадастровая стоимость имущества. Ставка — 0,1% (без учета изменений в регионах).

Земельный налог

Налог на землю, вместе с имущественным, вы уплачиваете в бюджет города, села или района, к которому относится участок. Налогоплательщик должен обладать землей на праве постоянного пользования или пожизненно наследуемого владения. Ставка регулируется местной администрацией в пределах до 1,5%. Как и имущественный, земельный взнос исчисляется от кадастровой стоимости. Максимум ставки — 2%. Сумма рассчитывается органом ФНС, налогоплательщику остается лишь внести платеж по уведомлению.

Пенсионерам предоставлен налоговый вычет на 600 кв. м участка. Остальные льготники (инвалиды, ветераны ВОВ и т. д) получают такое же право. Но если у вас несколько таких участков, льготу можно использовать лишь по одному из них. О том, какой участок выбран для льготного налогообложения, нужно уведомить налоговую инспекцию. В ином случае вычет отнесут к участку с большей суммой платежа.

Транспортный налог

Не нужно платить налог за:

  • весельные лодки, а также лодки с мотором мощностью до 5 л. с.;
  • специально оборудованные для инвалидов или маломощные легковые авто, приобретенные через органы соц. защиты.

Размер взноса исчисляется сотрудниками инспекции ФНС на основании сведений, полученных от органов учета транспорта. Произвести оплату можно либо по квитанции, либо через интернет.

Налогоплательщик-фрилансер

В категории физ. лиц существуют виды налогоплательщиков, в отношении которых закон предусматривает дополнительные требования по налогообложению. О некоторых стоит упомянуть особо.

Фриланс становится все более популярным способом самозанятости. И если кому-то это дело начинает приносить заметный доход, появляется повод задуматься о налогообложении. Фискальные органы службу свою знают, и лучше не дожидаться момента, когда они заметят вас самостоятельно.

На практике, время для этого наступает, когда месячный доход достигает 50 тыс. руб. При таком размере затраты на легальное индивидуальное предпринимательство в различных его формах перестанут быть неподъемными. В Российской Федерации у фрилансера есть несколько методов вносить в гос. бюджет свою лепту.

Самозанятость

Даже если фрилансер живет не совсем там, где принято нововведение, отчаиваться рано. Нужно указать любой из этих регионов как место своей деятельности. Так вы сможете делать отчисления со своих доходов по более низкой ставке, в сравнении со стандартной подоходной.

Самостоятельная подача налоговой декларации

Можно работать официально, нигде не регистрируясь, но оплачивать налог на доходы физического лица. Для этого необходимо подавать в территориальный орган ФНС налоговую декларацию 3-НДФЛ и согласно указанным в ней доходам платить подоходный налог.

Работа по договору

Можно составить договор с клиентом на выполнение заказа. В договоре раскрываете характер своей работы. Согласно ему получаете деньги по факту выполнения. Кстати, в случае необходимости это же поможет в суде, если ваши права будут ущемлены.

В случае работы по договору сборы в казну и страховые взносы должен платить клиент. Конечно, не все заказчики пожелают заниматься еще и вопросами вашего налогообложения. На выручку приходят онлайн-сервисы для автоматизации документооборота и выплат между заказчиками и фрилансерами. Можно предложить использовать один из них.

Оформление ИП

Клиенты больше всего предпочитают работать с ИП, так как те полностью самостоятельны: сами вносят все положенные сборы, готовят отчетную документацию и декларации. Фрилансеры могут выбрать один из двух налоговых режимов: упрощенную или патентную систему налогообложения.

Упрощенный режим, в свою очередь, тоже может быть в двух вариантах. В первом налоговая ставка — 6% от дохода. Это для тех, кто в процессе деятельности не несет больших расходов. Во втором варианте взимается 15% от дохода за вычетом документально подтвержденных затрат. Это выгодно для тех, кто много тратит на сырье и комплектующие.

Патентная система

Этот налоговый режим подразумевает покупку у местной власти разрешения на занятие определенным видом индивидуального предпринимательства. Расчет размера платежа основывается на вменённой вам сумме дохода, которая зависит от вида деятельности.

Таким образом, стоимость патента зависит от потенциально возможного, а не фактически имеющегося дохода. Верхняя планка для полученного по факту дохода — 60 млн. руб. Если он выше, то придется выбирать иную систему налогообложения.

Способы уплаты налогов

Наличный расчет

В некоторых случаях выгоднее платить налог наличными средствами. Согласно налоговому законодательству, это не возбраняется даже при внесении платежа юр. лицом (в виде исключения при определенных обстоятельствах). Данная форма оплаты доступна:

Можно при работе с платежным автоматом использовать поиск получателя по номеру платежного поручения. В таком случае часть полей будет заполнена системой. Еще удобнее поиск — по штрихкоду. Тогда достаточно поднести квитанцию к считывающему лазеру, после чего следует проверить реквизиты назначения платежа и лишь после этого уплачивать налог. При оплате сбора через терминал сдача поступает на номер телефона, который вы сами укажете.

Безналичный расчет

Безналичный расчет для физического лица — это либо использование терминала того банка, где вы имеете счет, либо онлайн-оплата. По первому варианту комментарии излишни, поэтому перейдём ко второму. Онлайн-сервисов, на которых вы можете уплачивать налог прямо из дома, с рабочего места, а то и просто с телефона, становится все больше. Перечислим самые проверенные.

  • Сбербанк Онлайн;
  • Госуслуги;
  • портал ФНС;
  • Яндекс.Деньги
  • WebMoney (с рублевым кошельком).

Благодаря прогрессу внесение платежей в бюджет становится несложной и недолгой процедурой. Исчезает все больше бумажных документов, экономится время и налогоплательщика, и гос. служащих. Пока далеко не все уплачивают свои налоги онлайн, но, если у вас такая возможность есть, в налоговой инспекции помогут разобраться со всеми нюансами.

Оплата по уведомлению ФНС

Пришедшая к плательщику квитанция уже полностью заполнена сотрудниками налоговой инспекции. Она предполагает несколько вариантов оплаты:

  • в вашем почтовом отделении;
  • в отделении Сбербанка или через его терминал;
  • в онлайн-сервисах, о которых говорилось выше.

Редко, но бывает так, что уведомление от ФНС не приходит. Законодательно определены случаи, при которых плательщики не уплачивают налог. Так, квитанция на оплату не придет, когда:

  • размер исчисленных сборов не достигает 100 руб.;
  • положенная вам льгота покрывает сумму платежей по всем объектам собственности;
  • не имеется налоговой базы для расчета (земля не имеет кадастровой стоимости или недвижимость — инвентаризационной).

Но в некоторых случаях физ. лицо обязано самостоятельно обратиться в налоговую для получения уведомления. Это требуется от тех, кто ранее платил в бюджет более чем 100 руб. или получил в отчетном году новую налогооблагаемую собственность.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации, кассу исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус" либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации, исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус" в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4.3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, исполнительно-распорядительному органу федеральной территории "Сириус", организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требованием о перечислении налога местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4.4 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом. Порядок уплаты региональных налогов в федеральной территории "Сириус" устанавливается настоящим Кодексом. Порядок уплаты местных налогов в федеральной территории "Сириус" устанавливается нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" в соответствии с настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

(абзац введен Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ)

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

9. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 4 - 4.4 настоящей статьи, применяются также в отношении единого налогового платежа.

(п. 9 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 379-ФЗ)

Страховые взносы за год — интерес к вопросам их начисления и уплаты возникает у ИП и частнопрактикующих лиц, обязанных делать такие платежи за себя. Куда, в какие сроки и какую сумму страхвзносов следует перечислить за 2021-2022 годы? Рассмотрим, в чем особенности расчета таких взносов и каков порядок осуществления платежей по ним.

Реквизиты платежного поручения требуют к себе особого внимания, ведь от правильности их заполнения зависит судьба платежа. В нашей статье вы найдете полезную информацию о том, в каких случаях основные поля платежки нужно заполнить обязательно, а когда можно этим себя не утруждать.

Ст. 23 НК РФ посвящена обязанностям налогоплательщиков. О каких обязательных действиях не следует забывать, чтобы не попасть под налоговые санкции, расскажем в нашем материале.

НДПИ - ставка 2021-2022 годов по этому налогу может быть представлена широким перечнем разновидностей, поскольку устанавливается дифференцированно для каждого типа полезного ископаемого. При этом налог может рассчитываться с применением довольно сложных формул. Какую роль в их структуре выполняет ставка по НДПИ?

Ст. 75 НК РФ посвящена пеням, представляющим собой платежи компенсационного характера, уплачиваемые в бюджет в том случае, если налогоплательщиком были несвоевременно исполнены обязательства по оплате налогов, сборов и страховых взносов. Каков же порядок начисления, выставления и установления размера этих платежей?

К налоговым рискам организации относятся те факты и обстоятельства, которые могут повысить ее затраты в части обязательных платежей. Каковы они? Расскажем об этом в нашей статье.

Налоговый период, как и отчетные периоды, определен законодательными нормами отдельно для каждого налога. Из нашего материала вы узнаете о том, какие бывают налоговые и отчетные периоды и от чего зависит их длительность.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на использование недр, а также вставшие на учет в ФНС по месту ведения деятельности. Каким образом осуществляется прохождение предприятиями обеих процедур?

Объект налогообложения по НДПИ — элемент соответствующего налога, который может быть в ряде случаев корректно определен только при условии последовательного применения норм федерального и регионального законодательства. Рассмотрим данную специфику правового регулирования НДПИ подробнее.

Порядок исчисления и уплаты налогов

Каждый житель РФ обязан уплачивать определенные налоги: автовладелец — транспортный налог, собственник квартиры — налог на имущество, работник какой-либо компании — подоходный налог.

Юрлица и предприниматели также имеют обязательства перед бюджетом. Компания платит налог на прибыль, на имущество, перечисляет НДФЛ за работников (выполняет функции налогового агента), в зависимости от режима налогообложения может платить НДС, упрощенный или вмененный налог и т. д. У бизнесмена налоговые обязательства перед государством другие, но они тоже есть. В РФ нет полностью освобожденных от уплаты налогов компаний и предпринимателей.

НК РФ устанавливает для граждан и компаний разные сроки, в течение которых они должны отчитаться перед бюджетом и перечислить налог. Эти сроки зависят от вида налога и особенностей регионального или местного законодательства. Кроме того, на предприятия возложена обязанность вносить по некоторым налогам авансовые платежи, а затем рассчитывать годовую сумму налога к доплате. Какие бывают налоговые и отчетные периоды, от чего зависит их длительность, расскажет эта статья.

С порядком уплаты налогов связан один существенный момент. Еженедельно ЦБ РФ отзывает лицензию как минимум у одного банка. Мы подготовили для вас рекомендации о том, как поступить с налоговыми платежами, если банк, в котором у компании открыт расчетный счет, потерял право на ведение банковской деятельности.

А вот физлицо может заплатить налог наличкой. Однако перечислять налоговый платеж за другого человека с банковской карты мы не рекомендуем. Почему? Ответ вы найдете здесь и здесь.

Правила заполнения платежного поручения

Порядок уплаты налогов юридическим лицом или предпринимателем предполагает несколько этапов. Сначала бухгалтер рассчитывает сумму платежа в бюджет, затем формирует платежное поручение — указание банку списать с расчетного счета организации денежные средства в адрес поставщика или бюджетных органов.

От правильности заполнения платежного поручения зависит то, как быстро банк сможет обработать платеж, а госорган — идентифицировать поступившие средства. Ошибки в платежке — это потерявшиеся в пути деньги, которые не поступят в бюджет вовремя или же поступят, но попадут в невыясненные поступления. А значит, компания рискует получить штраф и пени за несвоевременную уплату налога.

Одно из самых важных сведений в платежном поручении на уплату налогов — КБК. Их значения, применяемые в 2017-2018 годах, вы найдете в этой статье.

О том, какими с 2017 года стали реквизиты для уплаты налоговых платежей в Москве, читайте в публикации.

С 2017 года платежи по страховым взносам надо оформлять с новыми КБК. Подробнее об изменениях в оплате страховых взносов — в публикациях:

Однако правила уплаты взносов в ФСС по страхованию от несчастных случаев не изменились, и платежные поручения по ним оформляются так же, как и в 2016 году.

Уплата штрафов, пени, долгов

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Так как в конце 2015 года ЦБ РФ принял решение приравнять ставку рефинансирования к ключевой, то с 01.01.2016 суммы пеней рассчитываются исходя из размера ключевой ставки.

Для расчета пеней используйте специальный сервис.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если своевременно не погасить задолженность перед бюджетом, налоговики смогут взыскать сумму налога и пени по нему принудительно. Подробности — в этой статье.

О новом способе взыскания налогов читайте в публикации.

Наличие у гражданина или компании подтвержденных судебным решением долгов перед бюджетом может повлечь за собой неприятные последствия: физлицо не сможет выехать за границу, а организация — участвовать в крупных контрактах или получить кредит в банке. Где и как получить эту информацию, вы узнаете здесь.

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации, кассу исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус" либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.

4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации, исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус" в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, исполнительно-распорядительному органу федеральной территории "Сириус", организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом. Порядок уплаты региональных налогов в федеральной территории "Сириус" устанавливается настоящим Кодексом. Порядок уплаты местных налогов в федеральной территории "Сириус" устанавливается нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

9. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 4 - 4.4 настоящей статьи, применяются также в отношении единого налогового платежа.

Читайте также: