Классики зарубежной педагогики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Клас­сики рос­сий­ской и зару­беж­ной педа­го­гики. Избран­ные сочи­не­ния и монографии.

Классики русской педагогики

Вент­цель Кон­стан­тин Нико­ла­е­вич (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) — рус­ский педа­гог, тео­ре­тик и про­па­ган­дист сво­бод­ного воспитания.

Водо­во­зов Васи­лий Ива­но­вич (27 сен­тября 1825 — 17 мая 1886) — рус­ский педа­гог, пере­вод­чик, дет­ский писа­тель; муж писа­тель­ницы и педа­гога Е. Н. Водовозовой.

Лес­гафт Пётр Фран­це­вич (8 (20) сен­тября 1837 — 28 ноября 1909) — выда­ю­щийся био­лог, ана­том, антро­по­лог, врач, педа­гог, созда­тель науч­ной системы физи­че­ского вос­пи­та­ния, про­грес­сив­ный обще­ствен­ный дея­тель России.

Остро­гор­ский Алек­сей Нико­ла­е­вич (25 января 1840 — 2 октября 1917) — вид­ный рус­ский педа­гог и писа­тель, про­па­ган­ди­ро­вал и раз­ви­вал пере­до­вые идеи, выдви­ну­тые обще­ственно-педа­го­ги­че­ским дви­же­нием 60‑х гг. XIX в.

Шац­кий Ста­ни­слав Тео­фи­ло­вич (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — ризвест­ный рус­ский и совет­ский педа­гог-экс­пе­ри­мен­та­тор, автор мно­гих тру­дов по вопро­сам вос­пи­та­ния.

Сто­ю­нин Вла­ди­мир Яко­вле­вич [16(28).12.1826, Петер­бург, — 4(16).11.1888, там же], рус­ский педа­гог, исто­рик рус­ской литературы.

Кап­те­рев Кап­те­рев Петр Федо­ро­вич [7(19).7.1849, с. Кле­ново, ныне Подоль­ского р‑на Моск. обл., — 7.9.1922, Воро­неж], рус­ский педа­гог и психолог.

Пиро­гов Нико­лай Ива­но­вич (13(25).11.1810, Москва, — 23.11(5.12).1881, с. Вишня, ныне в черте Вин­ницы), рус­ский уче­ный, врач, педа­гог и обще­ствен­ный дея­тель, член-кор­ре­спон­дент Рос­сий­ской АН (1847).

Гер­цен Алек­сандр Ива­но­вич (псев­до­ним — Искан­дер) [25.3(6.4).1812, Москва, — 9(21).1.1870, Париж], рус­ский рево­лю­ци­о­нер, писа­тель, фило­соф и публицист.

Клас­сики совет­ской педагогики

Блон­ский Павел Пет­ро­вич(1884—1941) — рус­ский (после 1917 — совет­ский) фило­соф, педа­гог, психолог

Выгот­ский Лев Семе­но­вич [5(17).11.1896, Орша — 11.6.1934, Москва], совет­ский пси­хо­лог, раз­ра­бо­тал куль­турно-исто­ри­че­скую тео­рию в психологии.

Мака­ренко Антон Семё­но­вич(1 (13) марта 1888 — 1 апреля 1939) — совет­ский педа­гог и писатель.

Сухом­лин­ский Васи­лий Алек­сан­дро­вич (28 сен­тября 1918 г. — 2 сен­тября 1970 г.) — выда­ю­щийся совет­ский педа­гог, писа­тель, пуб­ли­цист, созда­тель народ­ной педагогики.

Щети­нин Михаил Пет­ро­вич (17 октября 1944) — совет­ский и рос­сий­ский педа­гог, член Рос­сий­ской ака­де­мии обра­зо­ва­ния, член КПСС с фев­раля 1977 года.

Классики зарубежной педагогики

Гер­барт Иоганн Фри­дрих (4 мая 1776 — 14 авгу­ста 1841) — немец­кий фило­соф, пси­хо­лог, педа­гог. Один из осно­ва­те­лей науч­ной педагогики.

Дьюи Джон (20 октября 1859 — 1 июня 1952) — аме­ри­кан­ский фило­соф и педа­гог, пред­ста­ви­тель фило­соф­ского направ­ле­ния праг­ма­тизм. Автор более 30 книг и 900 науч­ных ста­тей по фило­со­фии, социо­ло­гии, педа­го­гике и др. дисциплинам.

Комен­ский Ян Амос (28 марта 1592 — 15 ноября 1670) — чеш­ский педа­гог-гума­нист, писа­тель, обще­ствен­ный дея­тель, епи­скоп Чеш­скоб­рат­ской церкви, осно­во­по­лож­ник науч­ной педа­го­гики, систе­ма­ти­за­тор и попу­ля­ри­за­тор классно-уроч­ной системы.

Кор­чак Януш (насто­я­щее имя Эрш Хен­рик Гольд­шмит 22 июля 1878 — 6 авгу­ста 1942, Треб­линка) — выда­ю­щийся поль­ский педа­гог, писа­тель, врач и обще­ствен­ный деятель.

Локк Джон (29 авгу­ста 1632 — 28 октября 1704) — бри­тан­ский педа­гог и фило­соф, пред­ста­ви­тель эмпи­ризма и либерализма.

Мон­тессори Мария (31 авгу­ста 1870 — 6 мая 1952) — ита­льян­ский врач, педа­гог, учё­ный, философ.

Песта­лоцци Иоганн Ген­рих (12 января 1746, Цюрих,— 17 фев­раля 1827, Бругг) — швей­цар­ский педа­гог, один из круп­ней­ших педа­го­гов-гума­ни­стов конца XVIII — начала XIX века, внёс­ший зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие педа­го­ги­че­ской тео­рии и практики.


Оглавление

  • 1. Педагогика в Древнем мире и в эпоху Средневековья
  • 2. Зарубежная педагогика XIX – начала XX вв.
  • 3. Педагогика в Древней Руси и России в XIV–XVIII вв.
  • 4. Педагогика в России в XIX–XX вв.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Зарубежная педагогика XIX — начала XX вв.

В XIX в. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания, которые становятся классическими педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах. Под влиянием идей европейских просветителей, таких как И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервег, в развитии педагогики происходят важные изменения.

Одной из важнейших тенденций развития образования в XIX в. было расширение участия государства в управлении и финансировании школьного дела. Этот процесс основывался на появлении законодательства, регулирующего порядок организации, управления и других вопросов государственной образовательной политики. В Англии в 1870 г. издан закон о создании государственных начальных школ, а в 1891 г. — закон о бесплатном школьном обучении. В 1872 г. был принят закон о начальной школе в Германии.

Теоретическая педагогика развивалась под воздействием идей швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827) — основоположника дидактики начального обучения. Он считал, что для гармоничного развития человека необходима тесная связь и взаимодействие умственного, нравственного, физического и трудового образования.

Последователь Песталоцци педагог Фридрих Фребель (1782–1852) разработал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему дошкольного воспитания. В процессе развития детской личности Ф. Фребель большое внимание уделял творчеству.

Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. При этом самодеятельность Дистервег выделял как решающий фактор, определяющий личность человека. Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. А культуросообразность означала учет в процессе воспитания всей совокупности данных культуры, истории, экономики, национального характера той или иной страны или народа.

Гербарт так определил принципы построения каждого урока:

1) ясность — изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается;

2) ассоциация — установление связей между старыми и новыми представлениями в ходе непринужденной беседы;

3) система — выделение главного, выведение правил и законов;

4) метод — применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям.

Социалисты-утописты Ш. Фурье, А. Сен-Симон и Р. Оуэн жестко критиковали капиталистический строй, вместе с этим они выдвигали мысль о новом грядущем социалистическом строе, основанном на началах разума и справедливости. Главную роль в переустройстве отечества они отводили воспитанию гармонично развитой личности.

Рубеж XIX и ХХ вв. ознаменовался новым уровнем развития промышленных, общественных и экономических отношений, который требовал совершенствования всех сфер общественной жизни и социально-экономических институтов, в том числе и воспитания.

Старая школа не способствовала развитию у детей самостоятельности и активности, в то время как промышленности требовались квалифицированные рабочие, способные управляться со сложным техническим оборудованием.

Это привело к возникновению движения реформаторской педагогики.

Поворотным пунктом в становлении и развитии материалистической педагогики явилось создание Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820–1895) теории диалектического и исторического материализма.

В трудах Маркса и Энгельса вскрыт классовый характер воспитания в классовом обществе и в общей форме рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы политехнического образования; формы и методы соединения обучения с производительным трудом; соотношение между семейным и общественным воспитанием и др.

В общественно-педагогической мысли этого периода появляются многочисленные концепции и течения: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики, педагогики личности, функциональной педагогики, воспитания посредством искусств, трудового обучения и воспитания и др.

Сторонники этих концепций (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и др.) считали, что школа должна не только давать знания, но и развивать детей, учить их наблюдать, делать выводы, развивать навыки самообразования. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Трудовое обучение рассматривалось как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.

Ярким представителем прагматизма в области педагогики был американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Педагогические идеи Дьюи оказали существенное влияние на многих педагогов Европы, стали теоретической основой современной западной педагогики.

Классики зарубежной педагогики

Януш Корчак (22 июля 1878г - 6 августа 1942г) Выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Януш Корчак - Генрик Гольдшмит родился в Варшаве в 1878 году в интеллигентной.

«Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта.

Сочинения Януша Корчака 1.Дети улицы 2.Лето в Михалувке 3.Как любить ребенка.

Сочинения Януша Корчака 1.Дети улицы 2.Лето в Михалувке 3.Как любить ребенка 4.Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаемом острове. 5.Банкротство маленького Джека 6.Шутливая педагогика Дневник (опубликован посмертно)

очевидец: «Эти ребята не кричали, не плакали, ни один не побежал, ни один не.

Кенотаф Януша Корчака на еврейском клабище Варшавы

Кенотаф Януша Корчака на еврейском клабище Варшавы

Памятник Корчаку в центре Варшавы

Памятник Корчаку в центре Варшавы

Титульный лист энциклопедии

Титульный лист энциклопедии


Памятник Дидро в Париже

Памятник Дидро в Париже

Титульный лист энциклопедии

Титульный лист энциклопедии


13 июля 1749 года полиция арестовала Дидро и препроводила его в Венсенскую т.

13 июля 1749 года полиция арестовала Дидро и препроводила его в Венсенскую тюрьму. Причиной ареста послужила одна из публикаций Дидро, в которой он позволил себе критиковать католическое духовенство. Арест продолжался сорок дней.


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 313 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.06.2017 1028
  • PPTX 808 кбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Какабекова Патимат Абдулкадыровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Среди педагогов Нового времени особое место принадлежит чешскому мыслителю, педагогу-гуманисту, общественному деятелю Яну Амосу Ко-менскому (1592-1670). Острые социальные противоречия эпохи Возрождения побудили Коменского к размышлению о возможных путях устранения общественных пороков путем разумно организованного воспитания и просвещения.

Анализ наследия выдающегося ученого показывает, что одной из ведущих идей его общественно-политических взглядов являлся протест против войны как средства разрешения противоречий между отдельными группами людей, стремление положить конец всем раздорам и войнам между людьми различных вероисповеданий. Однако Коменский не ограничивался желанием остановить религиозные и национальные распри. Он мечтал достигнуть гармонического сотрудничества всех людей на основе взаимопонимания и содружества независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания По его глубокому убеждению, человечество должно представлять единую гармоничную семью, в которой все люди и все народы будут жить как равноправные, без насилия и войн, в соответствии с едиными общечеловеческими идеалами, в которой органически будут сочетаться братство, дружба и свободное развитие личности.

Коменский верил, что добро, как нравственная категория, должно представлять для народов значительную ценность, что есть еще люди, искренно верующие в возможность улучшения жизни посредством добродетели. Основным путем совершенствования жизни он считал объединение всех народов в универсальный союз, основанный на доброй воле, уважении к традициям и духовным ценностям, к культуре каждой нации, терпимости к раз- личным религиям и национальным обычаям разных народов.

Предпосылки поликультурного образования в теории элементарного образования И.Г. Песталоцци

Эти эксперименты послужили фундаментом для разработки его теории трудового воспитания и элементарного начального образования, идеи развивающего обучения. Мы считаем, что педагогическая система, разработанная выдающимся швейцарским педагогом, содержит богатый потенциал для раскрытия сущности поликультурного образования.

Читайте также: