Классики зарубежной педагогики кратко
Обновлено: 05.07.2024
Классики российской и зарубежной педагогики. Избранные сочинения и монографии.
Классики русской педагогики
Вентцель Константин Николаевич (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания.
Водовозов Василий Иванович (27 сентября 1825 — 17 мая 1886) — русский педагог, переводчик, детский писатель; муж писательницы и педагога Е. Н. Водовозовой.
Лесгафт Пётр Францевич (8 (20) сентября 1837 — 28 ноября 1909) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России.
Острогорский Алексей Николаевич (25 января 1840 — 2 октября 1917) — видный русский педагог и писатель, пропагандировал и развивал передовые идеи, выдвинутые общественно-педагогическим движением 60‑х гг. XIX в.
Шацкий Станислав Теофилович (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — ризвестный русский и советский педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания.
Стоюнин Владимир Яковлевич [16(28).12.1826, Петербург, — 4(16).11.1888, там же], русский педагог, историк русской литературы.
Каптерев Каптерев Петр Федорович [7(19).7.1849, с. Кленово, ныне Подольского р‑на Моск. обл., — 7.9.1922, Воронеж], русский педагог и психолог.
Пирогов Николай Иванович (13(25).11.1810, Москва, — 23.11(5.12).1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы), русский ученый, врач, педагог и общественный деятель, член-корреспондент Российской АН (1847).
Герцен Александр Иванович (псевдоним — Искандер) [25.3(6.4).1812, Москва, — 9(21).1.1870, Париж], русский революционер, писатель, философ и публицист.
Классики советской педагогики
Блонский Павел Петрович(1884—1941) — русский (после 1917 — советский) философ, педагог, психолог
Выготский Лев Семенович [5(17).11.1896, Орша — 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии.
Макаренко Антон Семёнович(1 (13) марта 1888 — 1 апреля 1939) — советский педагог и писатель.
Сухомлинский Василий Александрович (28 сентября 1918 г. — 2 сентября 1970 г.) — выдающийся советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики.
Щетинин Михаил Петрович (17 октября 1944) — советский и российский педагог, член Российской академии образования, член КПСС с февраля 1977 года.
Классики зарубежной педагогики
Гербарт Иоганн Фридрих (4 мая 1776 — 14 августа 1841) — немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.
Дьюи Джон (20 октября 1859 — 1 июня 1952) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам.
Коменский Ян Амос (28 марта 1592 — 15 ноября 1670) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Корчак Януш (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит 22 июля 1878 — 6 августа 1942, Треблинка) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Локк Джон (29 августа 1632 — 28 октября 1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.
Монтессори Мария (31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач, педагог, учёный, философ.
Песталоцци Иоганн Генрих (12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.
Оглавление
- 1. Педагогика в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Зарубежная педагогика XIX – начала XX вв.
- 3. Педагогика в Древней Руси и России в XIV–XVIII вв.
- 4. Педагогика в России в XIX–XX вв.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Зарубежная педагогика XIX — начала XX вв.
В XIX в. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания, которые становятся классическими педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах. Под влиянием идей европейских просветителей, таких как И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервег, в развитии педагогики происходят важные изменения.
Одной из важнейших тенденций развития образования в XIX в. было расширение участия государства в управлении и финансировании школьного дела. Этот процесс основывался на появлении законодательства, регулирующего порядок организации, управления и других вопросов государственной образовательной политики. В Англии в 1870 г. издан закон о создании государственных начальных школ, а в 1891 г. — закон о бесплатном школьном обучении. В 1872 г. был принят закон о начальной школе в Германии.
Теоретическая педагогика развивалась под воздействием идей швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827) — основоположника дидактики начального обучения. Он считал, что для гармоничного развития человека необходима тесная связь и взаимодействие умственного, нравственного, физического и трудового образования.
Последователь Песталоцци педагог Фридрих Фребель (1782–1852) разработал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему дошкольного воспитания. В процессе развития детской личности Ф. Фребель большое внимание уделял творчеству.
Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. При этом самодеятельность Дистервег выделял как решающий фактор, определяющий личность человека. Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. А культуросообразность означала учет в процессе воспитания всей совокупности данных культуры, истории, экономики, национального характера той или иной страны или народа.
Гербарт так определил принципы построения каждого урока:
1) ясность — изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается;
2) ассоциация — установление связей между старыми и новыми представлениями в ходе непринужденной беседы;
3) система — выделение главного, выведение правил и законов;
4) метод — применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям.
Социалисты-утописты Ш. Фурье, А. Сен-Симон и Р. Оуэн жестко критиковали капиталистический строй, вместе с этим они выдвигали мысль о новом грядущем социалистическом строе, основанном на началах разума и справедливости. Главную роль в переустройстве отечества они отводили воспитанию гармонично развитой личности.
Рубеж XIX и ХХ вв. ознаменовался новым уровнем развития промышленных, общественных и экономических отношений, который требовал совершенствования всех сфер общественной жизни и социально-экономических институтов, в том числе и воспитания.
Старая школа не способствовала развитию у детей самостоятельности и активности, в то время как промышленности требовались квалифицированные рабочие, способные управляться со сложным техническим оборудованием.
Это привело к возникновению движения реформаторской педагогики.
Поворотным пунктом в становлении и развитии материалистической педагогики явилось создание Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820–1895) теории диалектического и исторического материализма.
В трудах Маркса и Энгельса вскрыт классовый характер воспитания в классовом обществе и в общей форме рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы политехнического образования; формы и методы соединения обучения с производительным трудом; соотношение между семейным и общественным воспитанием и др.
В общественно-педагогической мысли этого периода появляются многочисленные концепции и течения: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики, педагогики личности, функциональной педагогики, воспитания посредством искусств, трудового обучения и воспитания и др.
Сторонники этих концепций (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и др.) считали, что школа должна не только давать знания, но и развивать детей, учить их наблюдать, делать выводы, развивать навыки самообразования. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Трудовое обучение рассматривалось как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.
Ярким представителем прагматизма в области педагогики был американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Педагогические идеи Дьюи оказали существенное влияние на многих педагогов Европы, стали теоретической основой современной западной педагогики.
Януш Корчак (22 июля 1878г - 6 августа 1942г) Выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Сочинения Януша Корчака 1.Дети улицы 2.Лето в Михалувке 3.Как любить ребенка 4.Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаемом острове. 5.Банкротство маленького Джека 6.Шутливая педагогика Дневник (опубликован посмертно)
Кенотаф Януша Корчака на еврейском клабище Варшавы
Памятник Корчаку в центре Варшавы
Титульный лист энциклопедии
Памятник Дидро в Париже
Титульный лист энциклопедии
13 июля 1749 года полиция арестовала Дидро и препроводила его в Венсенскую тюрьму. Причиной ареста послужила одна из публикаций Дидро, в которой он позволил себе критиковать католическое духовенство. Арест продолжался сорок дней.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 612 313 материалов в базе
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 01.06.2017 1028
- PPTX 808 кбайт
- 8 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Какабекова Патимат Абдулкадыровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие
Время чтения: 16 минут
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Среди педагогов Нового времени особое место принадлежит чешскому мыслителю, педагогу-гуманисту, общественному деятелю Яну Амосу Ко-менскому (1592-1670). Острые социальные противоречия эпохи Возрождения побудили Коменского к размышлению о возможных путях устранения общественных пороков путем разумно организованного воспитания и просвещения.
Анализ наследия выдающегося ученого показывает, что одной из ведущих идей его общественно-политических взглядов являлся протест против войны как средства разрешения противоречий между отдельными группами людей, стремление положить конец всем раздорам и войнам между людьми различных вероисповеданий. Однако Коменский не ограничивался желанием остановить религиозные и национальные распри. Он мечтал достигнуть гармонического сотрудничества всех людей на основе взаимопонимания и содружества независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания По его глубокому убеждению, человечество должно представлять единую гармоничную семью, в которой все люди и все народы будут жить как равноправные, без насилия и войн, в соответствии с едиными общечеловеческими идеалами, в которой органически будут сочетаться братство, дружба и свободное развитие личности.
Коменский верил, что добро, как нравственная категория, должно представлять для народов значительную ценность, что есть еще люди, искренно верующие в возможность улучшения жизни посредством добродетели. Основным путем совершенствования жизни он считал объединение всех народов в универсальный союз, основанный на доброй воле, уважении к традициям и духовным ценностям, к культуре каждой нации, терпимости к раз- личным религиям и национальным обычаям разных народов.
Предпосылки поликультурного образования в теории элементарного образования И.Г. Песталоцци
Эти эксперименты послужили фундаментом для разработки его теории трудового воспитания и элементарного начального образования, идеи развивающего обучения. Мы считаем, что педагогическая система, разработанная выдающимся швейцарским педагогом, содержит богатый потенциал для раскрытия сущности поликультурного образования.
Читайте также: