Традиции кубанской семьи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация “Строительство и убранство казачьей хаты”, “Одежда казаков и казачек”, ширма, кукольный театр, стол, лавки, самовар, чашки, блины в тарелке, прялка, корзинки, пироги, плетёный забор, нарисованная печь.

Учитель: Жить на Кубани и не любить этот удивительный, благословенный край нельзя. И это мы ещё раз докажем на нашем уроке, изучив культуру Кубани 19 века. А она очень интересна. Ведь здесь переплелись обычаи и традиции разных народностей: адыгов, черкесов, казаков и иногороднего люда из других деревень и городов.

Нэ журыця, паны - братьцы,
Що бросаем родни хаты,
Тыпирь у нас Кубань-маты,
Будэм еи заселяты.

Так пели в конце 18 века, переселяясь на Кубань, казаки. Переселившись, они думали не только о хозяйственном благополучии, но и об остальном образе жизни. Например, наряду с другими проблемами стояла задача обустройства своего жилища.

- А кто знает, как выглядел дом кубанского казака в 19 веке? Как и из чего его строили?

Ученик: Дом представляет собой прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (Аршин - 71 см) и шириной от 8 до 10 аршин под двух или четырёхскатной крышей. В доме было две комнаты: “мала хата” и “велика хата”. Дом делали из самана или турлука, по периметру казаки закапывали в землю сохи, которые переплетались лозой. Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки “под кулаки”, когда глину вместе с соломой забивали в плетень. Через неделю делали вторую мазку- “под пальцы”, когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей “гладкой мазки” в глину добавляли полову и навоз. Была ещё и четвёртая мазка - “вихтюванна”.Это когда тряпкой “вихтем” размывали стены, нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных. Перья - “чтобы всё водилось”. Сволок - деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, - поднимался не руками, а полотенцами “чтобы в доме не было пусто”. Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровывали деревянный крест, призывая божье благословенье на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы хозяева устраивали угощение.

Учитель: Если бы мы перенеслись на 120-130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно, же зашли в гости в казачью хату. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные, у окна стоял стол, вокруг стола деревянные лавки, потом шёл шкафчик для посуды, в котором стояли – большой глиняный горшок, горшки поменьше, чавуны для приготовления борща, каши. Затем сундук и деревянная кровать. В доме всё было украшено самодельными полотенцами-рушниками.

1 ученик: Казаки единой формы не имели. Черноморцы носили синие шаровары и кафтаны синего или красного цвета. Линейные казаки предпочитали одежду черкесского образца. К середине 19 века форма становится единой. Как правило, это были чёрные либо тёмно-синие черкески с газырями-напатронниками, под черкеску одевался бешмет - рубашка, сшитая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка - верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были чёрные - парадные и серые-повседневные.

“Казачки надевали юбки и кофты, которые шились из фабричных тканей. Фасоны были разнообразные, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка - “спидныця”. Волосы женщины заплетали в косу и укладывали в пучок на затылке. Девушки же ходили летом с непокрытой головой. На ноги казачки обували чувяки, черевики, сафьяновые сапожки”.

2 ученик: Хранителями обычаев выступали у казаков старики. В присутствии казаков не садился даже атаман. К старшим обращались только на “Вы”. Важную роль в казацкой семье играла бабушка. Муж на службе, жена в поле, а всё воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались уважением в семье. Благодаря традиции передачи устной информации от деда к отцу и от отца к сыну, кубанцы сохранили свою культуру.

3 ученик: Кубанская культура незримо проявляется в языке. “Кубанский язык” бытовал и бытует в устной форме. Возник он на основе украинского и русского стилей и представляет собой диалект в составе русского языка.

Этот говор можно услышать и сейчас. Мы с вами говорим о культуре, об укладе жизни, а давайте посмотрим, как же отдыхали наши предки - казаки.

Песенно-музыкальные произведения на Кубани обычно пелись без музыкального сопровождения, хотя инструменты здесь были хорошо известны (гармошка, бубен, дудочка). В песенном фольклоре преобладали: -исторические, лирические, строевые, застольные песни.

Учитель: А сейчас мы вам покажем, как умели отдыхать казаки и казачки в свободное от службы и работы время.

(За столом дед пьёт чай вприкуску. У окна бабка прядёт куделю. Хозяйка перетирает посуду.)

Дед. Что-то ты Наталья всё у печи вертишься, сядь, отдохни, чайком побалуйся, пока самовар не остыл. А то скучно одному чаёвничать. Бабку от кудели не оторвёшь.

Бабка. А мне прясть- всё равно, что песню петь, горазд люблю, а колесо то пряличье так и жужжит, так и напевает.

Хозяйка. Дедушка, зато ты у нас молодец, всё что-нибудь да попиваешь, то бражку, то горичашку, то чаёк.

Дед. Ладно тебе, напился, а вы тока и зыркаете нонеча, чаво дедка пье. Лучше бы песню заиграли, а я бы подтянул.

Хозяйка. Какую песню-то?

Дед. А хоть бы и про Москву-матушку, страдалицу нашу. Мать, ну-ка заводи.

Шумел-горел пожар московский,
Дым расстилался по реке
А вдалеке, у стен кремлёвских,
Стоял он в сером сюртуке.
И призадумался великий,
Он видел огненное море,
Он видел гибель впереди.
Зачем я шёл к тебе, Россия,
Скрестивши руки на груди,
Европу всю держа в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на огненных стенах.

(Раздаётся стук в дверь, входят девушки. Выкладывают из корзинок пироги.)

1 девушка. Здравствуйте, хозяева, мир вам, и мы к вам.

Хозяйка. Давно поджидаем, гдей-то вы, матушки, загулялись, уж думали не явитесь.

2 девушка. А мы вот покуда пирогов напекли, семечек поджарили, да косы заплели, да сарафаны-юбки выкатали. Вот уж и вечер настал.

Хозяйка. Проходите, касатушки, у меня уж самовар давно вскипячён, вас дожидается. А чего ж мальцов с вами нетути?

3 девушка. Не споткнутся, прибегут, была бы роща, а соловьи найдутся.

(Девушки рассаживаются, каждая занимается рукоделием, принесённым с собой)

Дед. Чаво приумолкли, чай без мальцов и песня то не поётся. Галинка, запой, а мы подхватим, уж лучше тебя никто не затянет песню.

Расцветают два цветочка
И на солнце греются.
На твою любовь, Ванюша,
Не могу надеяться
Ой её - гора крутая,
Ой, её - гориночка.
Моё сердце утешает
Дроля - ягодиночка.
Вышивала сарафанчик,
Уколола пальчики,
Не ходите вы за мною,
Озорные мальчики.
Солнце к лесу наклонилось,
Стало чуточку темней.
Я-то знаю с кем гуляю,
Не указывайте мне.

Бабка. Молодец, Галинка, голосистая пташечка.

(За дверью смех, топот, стук в дверь, входят парни.)

1 парень. Здравствуйте, хозяева, а нас вы ждали?

Хозяйка. Ждали, ждали, все жданки съели.

2 парень. А коли ждали, так и дождались.

(Парни садятся за стол. 1 парень хочет обнять девушку, но она его отталкивает.)

Не садися, милый рядом,
Тебе место на бревне.
Я тогда с тобой гуляла,
Когда не с кем было мне.

(Парень обиженно отходит.)

А бывала я у Ельниковых,
Ночевала у Котельниковых,
Я видела там диковинку-раздиковинку:
Там курица быка родила,
Журавль всю ночь по болотине ходил,
Насилушку поросёнка родил,
Там соловушка кудахтает,
А лягушка соловьём заливается.

2 девушка. А не спеть ли нам и не станцевать, добры молодцы?

И да кто ж там горох косив,
Чёрну стегу набив?

Володя горох косив,
Чёрну стегу набив,
К Валечке ходючи,
Гостиницы носючи.

Ты, Валечка, душечка,
Отчини окошечко,
Отчени окошечко

Трошечки, немножечко.
Перейми подарочки,
Прянички, бараночки,
Прянички, бараночки,
Цукровые яблочки.

(Танцуют казачий хороводный танец и одновременно поют.)

Дед. Вот удальцы, звонко пели, лихо плясали. Даже мне топнуть ногой захотелось.

Бабка. Так топни, кто не даёт?

Дед. Боюсь рассыпаться.

1 парень. А вот я загадочки знаю, кто их отгадает, тот молодец.

1 девушка. Загадай, загадай, это мы любим.

1. Загадаю загадину,
Вытащу из кадушки ягодину,
Полижу, полижу и опять положу. (Помазок для смазки колёс)

2. Ногам тревога,
По животу дорога,
А на коленях ярмарка. (Ткацкий станок)

3. Пятьдесят поросят
В один голос голосят. (Каменка в бане.)

А вот мою загадку отгадайте:
Уродился зверь от мая месяца,
От бурых четвергов, верховых пятниц.
Не ест ни утки в поле, ни рыбки в море.
Ест коня да оленя, человека. (Комар)

Вы мою загадку отгадайте.
Был я на топчане,
Был я на базаре,
Молод был - людей кормил,
Стар стал - разваливаться стал,
Бросили на улицу,
И собаки мои косточки не грызут. (Горшок)

А я вот такую знаю.
Висит, болтается,
Кто с огорода идёт,
Всяк за него хватается. (Рукомойник).

1 парень. И чавой-то мы сидим, сапоги чешутся, плясать хотят.

Ты подруженька моя,
Носи коротки юбочки.
Я любила - ты отбила,
Так люби облюбочки.

Брошу розу под берёзу,
Буду чаем поливать,
Посмотри, моя забава,
Как с другой буду гулять.

Не смотрите на меня,
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.

У меня милашка Машка
Рукодельная была.
В решето коров доила,
Кочергой полы мела.

Только вышла за ворота -
Два подкидыша лежат.
Одному лет 48,
А другому - 50.

Я калоши не ношу -
Берегу их к лету.
Вам по совести сказать:

(Раздаётся крик, слышен шум бубна)

Хозяйка. Никак скоморохи идут, позвать что ли?

Дед. Зови, зови, скоморошинку посмотрим, не часто такие гости бывают.

(Хозяйка зовёт скоморохов)

Скоморох. Приветствуем честную компанию! Хлеба вам да соли, да счастливой доли.

Дед. Хлебушек едим свой, а ты не стой, садись за стол, чайком побалуйся, пирожком угостись, на всех хватит, а потом и нас повесели.

Скоморох. Нет уж, на пустое брюхо веселье звончей, сперва вас повеселю, а потом за самовар сесть можно. Ну ка, ребята, помогите, ширму держите. А м ы вам покажем сказочку - забавочку про курочку рябу, про деда и бабу.

(Инсценируется сказка, а затем скоморох поёт частушки.)

У меня милашка есть,
Срам по улице провесть:
Лошади пугаются,
Кучера ругаются,
Черноброва, как корова,
Круглолица, как свинья.
До чего ребята наши
Стали моде подражать.
Наденут белые рубахи,
А шеи грязные видать.
Ух, как ваши-то ребята
Простоквашей давятся,
Целоваться не умеют,
Сватать собираются.
Девки пудрятся, белятся,
А белила нипочём.
Одна рыжая девчонка
Натиралась кирпичом.
Мы частушки вам пропели
И садимся в решето,
До свиданья, уезжаем
За частушками ещё!

Хозяйка. А теперь за стол просим. Отдохните с дороги, чайку испейте. Пирожков наших отведайте.

Дед. Всё б вам петь да плясать, о жизни не думаете. Скажите-ка девки, какие блины на масленицу пекут?

1 девушка. Пшеничные, ржаные, гречичные, пшённые, манные.

2 девушка Зелёные, красные.

3 девушка. Рябые.

Бабка. А на чём зелёные замешивают?

3 девушка. На крапивном отваре.

Бабка. А красные?

3 девушка. На отваре зверобоя.

3 девушка. В тесто подвяленной тёртой моркови добавляют.

Хозяйка. Да чавой-то вы к ним пристали. Не смотрите, что молодые, всё то они знают, всё разумеют, пусть веселятся.

(Молодёжь запевает песню “Иванская ночка”)

Иванская ночка,
Купецкая дочка
Всю ночку не спала,
Торги тургувала,
Торги торгувала,
Свёкра продавала,
Свёкра продавала,
Батьку выкупала.

А тятька мой родный,
Прибудь ко мне в гости.

А как же прибыти?
Зимой за снегами,
Зимой за снегами,
Вясной за водами,
Вясной за водами,
Летом за жарами.
Зимой у возочку,
Вясной у челночку,
Вясной у челночку,
Летом у карети.

1 парень. А не загостились ли мы, ребятушки?

1 девушка. Ой, пора, пора домой. Спасибо вам, хозяева, за привет, за ласку.

1 парень. А дедушке и за таску.

Пора, пора домой идти.
Потеряла заря клюци.
Потеряла заря клюци.
Кто эти клюци найдёт,
Тот с улицы домой взойдёт.
А я эти клюци найду,
С улицы домой взойду,
С улицы домой взойду.

Цели: Познакомить с традициями кубанской семьи.

Прививать любовь к народным праздникам. Воспитывать уважение к традициям своих предков.

Воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предками.

Домостроение (хата)

Воспитание мальчиков в кубанской семье

Воспитание девочек в кубанской семье

Значимость старшего поколения.

Праздники и торжества.

Работа с детьми и родителями в детском саду.

Устная и разговорная кубанская речь.

Народный промысел и ремесло.

Кубань… так называют наш край по имени реки. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Нельзя забывать, что любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери. Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, фундаментальных ценностей передающихся от поколения к поколению.

Традиции воспитания в кубанских семьях мы рассмотрим на примере казачьей семьи, в которых главными качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав.

Семьи на Кубани были большие. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнятся год. С трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде, рукопашному бою. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле.. Оставалось и время для детских игр. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины. Женщины не имели право вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.

Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина — казака. Девочки начинали работать с детства. Таскаясь "хвостиком" за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Была и особенная работа — нянчить младших! Трудовая жизнь начиналась рано,. но не исключала радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, — этому было подчинено все ее воспитание.

В казачьей семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Наша задача, познакомить с культурными традициями своего народа, а главное традициям семьи, его родных, предков.

В основе организации образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

На праздниках с детьми мы, воспитатели используем кубанские пословицы и поговорки, стихи кубанских поэтов, поем песни о Кубани, играем на музыкальных инструментах.

Кубанские посиделки

Кубанские посиделки Кубанские посиде ки Работа по приобщению детей к истокам культуры Кубани создает необходимость интенсивной просветительской работы по.

Кубань — не отдельный субъект в составе России и не республика с определенным национальным составом, но совершенно особое место. Это исторически сложившийся этнос, расселившийся по берегам одноименной реки. Здесь проживают представители многих народов и религиозных концессий, из которых постепенно и была сформирована особая общность — казачество, со своими устоями и обрядами. Традиции и обычаи Кубани настолько уникальны и самодостаточны, что сегодня их можно назвать отдельной достопримечательностью края.

Традиции Кубани

Религиозные традиции народов Кубани

Несмотря на то, что в данной местности по исторически сложившимся обстоятельствам селились представители самых разных народов и, соответственно, верований, традиционно почитаемым здесь было и остается православие. Православная вера составляет основу родительского воспитания и формирования базовых морально-нравственных устоев местных казачьих сообществ. Детей с детства учат соблюдать заповеди, данные в Евангелии, излагая их с любовью и по-простому — не кради, не убивай, береги честь, не оставляй других в беде, почитай родителей и т.д.

Отступления от этих правил считаются здесь недостойными для тех, кто называет себя казаками. Местные любят повторять: если кому-то и позволено нарушать заповеди, то нам не положено — мы казаки! При этом несоблюдение этих правил осуждалось и осуждается прилюдно, соседями и остальными жителями станицы или хутора.

Религиозные традиции народов Кубани

Семейные традиции Кубани — отношение к старшим

Семейные традиции Кубани

Поощрения и наказания

Традиции жителей Кубани за трапезой

Особое место в вопросах внутрисемейных отношений и воспитания подрастающего поколения занимает у кубанцев поведение за столом. Вне зависимости от того, были ли члены семьи дома или пришли с улицы, все обязательно банили (мыли) перед трапезой руки. После этого глава семьи читал молитву, и лишь тогда семья садилась за стол. Обычай этот во многих семьях сохраняется до сих пор, как и нарезание хлеба отцом семейства. При этом уделялось внимание тому, чтобы крошки от хлеба при резке не падали на пол. И дело здесь не в экономии или высокой цене хлеба, а в том, что он считается прообразом тела Христова, и топтать его на полу недопустимо.

Кубанское застолье

Когда на столе стояла общая миска, брать из нее ложкой положено было по старшинству. Этот обычай сейчас ушел в прошлое.

Экологические традиции Кубани

Проживающие здесь народы с давних времен почитали и буквально боготворили природу, относились к ней с особым почтением. Многие старожилы и сегодня могут рассказать об особых экологических традициях, связанных с кубанской землей. Это подтверждается и многими историческими изданиями. Среди казачества регулярно проводились сборы для поддержания военной формы. Часть призываемых на них мужчин регулярно направлялась, по указанию атамана станицы, на выполнение мероприятий по защите окружающей природы — профилактику пожаров, чистку и восстановление лесов, ремонт дорог и мостов.

Отношение к лесам

Кубанский лес

На Кубани всегда были свои, местные законы, которые не шли в разрез с общепринятыми в государстве, но порой были более жесткими и давали больше воли выбранным предводителям. Например, по решению атамана у человека, пойманного на незаконной вырубке леса, могло быть конфисковано все имущество, включая скот и порой даже необходимое для жизни.

Отношение к источникам воды

С особым рвением охранялись также местные родники, засорять их любым образом считалось святотатством. Их, как и пруды с озерами, регулярно чистили всем народом. За полторы версты до источника воды, в том числе и по берегам рек, не разрешалась распашка земель и другие подобные работы. Большим грехом испокон веков здесь считалось плюнуть в реку, не говоря уже о роднике.

Одним из основных народных промыслов на Кубани было рыболовство, река Дон кормила многие поколения казаков. И заботились здесь о рыбе так, что в самый ответственный и важный период, когда она шла на нерест, оберегали тишину. Молчали даже колокола многочисленных окрестных церквей.

Праздник Вардавар

Это армянский национальный праздник, но, поскольку на Кубани проживает многонациональное население, и все уважают традиции и обычаи друг друга, независимо от вероисповедания, в этом веселом и шумном праздновании, принимают участие многие жители. Вардавар приходится на середину лета, с 28 июня до начала августа. По поверью, в этот день вода приобретает необыкновенные, магические свойства, в том числе и способность очищать человеческие грехи. Люди выходят с ведрами на улицы с веселыми шутками и песнями обливают друг друга. Подобные обряды помогают снять негатив, сплотить население и закрепить нерушимость многовекового жизненного уклада.

Праздник Вардавар

Рождественская традиция

Одна из красивых давних традиций населения Кубани — предрождественский обряд. За десять дней до самого праздника глава семьи выходит в сад и срезает веточку вишневого дерева. Ее ставят в наполненный водой глиняный кувшин под образа и смотрят, успеют ли распуститься листочки до светлого Христова Рождества. Если успеют, делается вывод, что предстоящий год будет благополучным и принесет в семью много радости.

Кулинарные традиции Кубани

Кубанская кухня богата не только национальными блюдами, но и самыми разными способами их приготовления, термообработки. Особенно популярны здесь первые блюда в большом их разнообразии. Основными из них являются борщи, рассольники, уха, фасолевые супы, в летнее время — всевозможные окрошки.

Кулинарные традиции Кубани

А вот вторые блюда здесь намного менее популярны. По старой дедовской традиции на стол подается, к примеру, борщ или другое первое блюдо, а к нему выкладывают всего понемногу, что уродилось в огороде или было заготовлено в зависимости от сезона. Борщ со сметаной или суп, хлеб, сало, огурчики и помидорчиками, редиска вприкуску, яйца от собственных кур — обед получается очень сытным и не особо затратным. Особое место на столе, по обычаю, занимает сало, способов приготовления которого местное население знает очень много.

Народная медицина

На казачьей земле строилось много монастырей, которые были в свое время оплотами развития естественных наук, в том числе врачевания недугов. Постоянное внимательное наблюдение за природой привело к обширным познаниям в лечении не только целебными травами, но и росой, пеплом, огнем, воском, медом, рыбным и животным жиром и т.д. Большое внимание всегда уделялось личной гигиене, и на этом фоне может показаться странным, что столь популярная на русской земле баня в исторических документах, повествующих о быте казаков, практически не упоминается. С эпидемиями, которые часто приходили из Европы, на Кубани боролись жестким выполнением гигиенических правил, ведением здорового образа жизни, а также особым хозяйственным укладом, который, в отличие от многих других мест, предполагал содержание домашнего скота вне дворов, за пределами поселений — станиц и хуторов. Заболевших всегда старались изолировать от остального общества. Кроме того, спасало от массовых болезней и отсутствие скученности проживания, благо обширный край давал возможность жить вольно и на просторе. Этим казачий этнос всегда отличался от прочих народных сообществ на российской земле.

Один из парадоксов Кубани — удивительное сочетание святой православной веры и веры в сверхъестественное, суеверное, обрядовое. Например, если заболевала корова, считалось, что ее испортили злые люди, и даже имелись магические способы вычислить этих людей. Для этого из вымени захворавшей коровы выдавливали остатки молока и варили его на углях на сковороде до полного загустения. Затем резали его ножом, окропленным освященной водой. Нехорошему человеку, испортившему корову, в этот момент полагалось ощущать острую боль, по которой его и можно было вычислить.

Народная медицина

Гостеприимство

Любой пришедший в дом человек всегда считался на кубанской земле посланцем от Бога. Особенно дорогим и желанным будет человек незнакомый, путешественник из дальних мест, если он реально нуждается в приюте, еде и отдыхе. Гостю полагалось самое лучшее место за трапезой и удобное для отдыха, невзирая на возраст. Даже старик мог уступить ему свое место. На протяжении первых трех дней спрашивать гостя о том, кто он, откуда, куда держит путь и как надолго планирует задержаться, считалось неприличным.

Да и сами казаки, когда отправлялись по делам или иной нужде, никогда не брали с собой запасов еды. Они были уверены, что и их встретят, как подобает по традиции, с таким же радостью и радушием, накормят и напоят и их самих, и коней. Случаи, когда останавливаться приходилось на постоялых дворах, были достаточно редки.

В заключение можно сказать, что население Кубани, казаки — особый народ, действительно самодостаточный и уникальный этнос российской земли. Но, несмотря на широко распространенный миф о том, что они противопоставляют себя русским и мнят себя особой кастой, история уже не в первый раз доказывает обратное — сила всегда проявляет себя в единстве.

Кубань… так называют наш край по имени реки. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Все живущие на Кубани люди стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Нельзя забывать, что любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери.

Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, фундаментальных ценностей передающихся от поколения к поколению. Традиции воспитания в кубанских семьях мы рассмотрим на примере казачьей семьи, в которых главными качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав.

Семьи на Кубани были большие. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Мальчика стригли первыйраз, когда ему исполнятся год. Подстриженного мальчонку сажали верхом на коня и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватиться за гриву — будет жив. Заплачет, повалиться с коня — быть убитому. Крестный, обучал церковным обычаям и всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, а крестный — духовный отец — будет и строг, и справедлив. С трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде, рукопашному бою. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Оставалось и время для детских игр. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины. Женщины не имели право вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.

Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, рукодельницей , многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина — казака. Девочки начинали работать с детства. Таскаясь "хвостиком" за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Была и особенная работа — нянчить младших! Трудовая жизнь начиналась рано. Но не исключала радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, — этому было подчинено все ее воспитание. В казачьей семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении.

К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно теряем. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа. Наша задача, возрождать традиции кубанского народа, воспитывать чувство любви к родному краю. Кубань богата традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы, потешки и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь. На быт и труд. Дети с удовольствием заучивают народные кубанские пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной. На занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, мы знакомим детей с разнообразными способами плетения, рассматриваем и лепим глиняную посуду и предметы обихода, украшаем их росписью. На занятиях по аппликации обогащаем знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей. Обогащается и музыкальный опыт детей. Мы с детьми беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы, используем некоторые песни на наших праздниках и развлечениях. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особенное удовольствие доставляет детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Так же в своей работе мы используем русские народные и кубанские игры.

Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям.

Спасибо за внимание!

Автор Лисюнина Т.П.

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев
Язык нашего сайта - русский. При публикации комментариев старайтесь придерживаться правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок. Всегда помните, что языком сайта является русский, а не его гремучая помесь неизвестно с чем.
Внимание - все комментарии проходят ручную проверку.



Кубанью этот край назвали в честь протекающей по его территории реки. Широкие степи, высокие горы, богатые леса и сады - чудесные, благодатные края, которыми по праву гордятся местные жители. Здесь особые традиции воспитания детей, сформированные издревле. Вот чему учатся потомки кубанских казаков с колыбели матери.

Как воспитывали детей на Кубани в старину

Все кубанские семьи традиционно были многочисленными. Любящие детей казаки радовались, когда на свет появлялись и мальчики, и девочки. Но все-же мальчик радовал их больше, что объясняется не только традиционным для того времени интересом к рождению сына как продолжателя рода.

Мальчика ждали из чисто практических интересов – в будущем он мог стать казаком, воином. А для таких категорий населения было предусмотрено выделение земельных участков, что было немаловажным позитивным моментом.

Обучением мальчика трудовым навыкам занимались отец с дедом. Старшие мужчины учили отпрыска трудиться, выживать в опасной ситуации, быть стойким и выносливым.

Уже в годовалом возрасте, когда мальчика впервые стригли, после процедуры он должен были усесться на коня верхом. По поведению крохи и определяли судьбу будущего воина.

Так вот, если малыш рефлекторно хватался за гриву – это было признаком долгой жизни. Плач и падение с коня не сулили ребенку долголетия.


Роль семьи не теряет своего первостепенного значения в жизни человека, предопределяя то, как формируется его личность, фундаментальные ценности, передающиеся из поколения в поколение.

Традиционными для представителей кубанских семей были качества трудолюбия, честности, общительности, радушия и добродушия.

Обязанностью крестного отца было обучение мальчика таким знаниям, как церковные обычаи и все виды воинского искусства. Считалось, что отцу разрешается проявлять излишнюю строгость или чрезмерную мягкость, а крестному, как духовному отцу, подобает проявлять строгость и справедливость.

Возрастные особенности воспитания мальчиков

Трех-пятилетнего казачонка обучали ездить верхом, преподавали основы рукопашного боя. А вот стрельбе начинали учить с семилетнего возраста. Рубить шашкой парень мог учиться, когда ему исполнилось десять.


Пятилетнего мальчишку родители вели с собой работать в поле: погонять волов во время пахоты, пасти овец и другие разновидности скота.

Однако все перечисленные обязанности не исключали присутствия таких развлечений, как детские игры. Но и развлекались с малышами так, чтобы они получали навыки труда или воинского искусства.

Семилетнего мальчонку снова стригли, что считалось своеобразным ритуалом. С той поры мальчик мог получать наказание только от мужчины. Женщину совершенно не допускали к процессу воспитания. В случае отсутствия старших хозяином дома считали мальчика, а не супругу хозяина.


Как казаки воспитывали девочек

Воспитание девочки по традициям казачьих семей происходило совершенно иначе в сравнении с воспитанием мальчика. Эта особенность исходила из предназначения будущей женщины, которая должна была стать успешной хозяйкой, освоить рукоделие, нарожать много детей, оставаться верной своему мужу и помогать ему по жизни, обеспечивая надежный тыл своему мужу.

Девочкам было суждено с раннего детства привыкать к постоянному выполнению трудовых обязанностей. Они бегали по дому "хвостиком" за мамой и помогали ей стирать, мыть полы, ставить заплатки, пришивать пуговицы и выполнять другую посильную работу.


Пятилетнюю помощницу мама учила вышивке, шитью, вязанию спицами и крючком — это должна была уметь любая казачка. Особенной работой было развлечение младших!

Несмотря на раннее начало трудовой жизни, девочкам не возбранялось радоваться и веселиться: петь, плясать, - что малышки перенимали у более старших женщин.

Но главной целью каждой юной казачки было научиться воспитывать своих чад. Это понятие можно назвать ключевым в воспитании девочки на Кубани.


Отношение к старшему поколению

В те времена особое уважение доставалось старикам как хранителям обычаев, играющим значительную роль в вопросах формирования общественного мнения.


Народное творчество из глубины веков

Кубань имеет богатые традиции народного творчества, что характеризуется наличием огромного количества пословиц, потешек и поговорок, раскрывающих подрастающему поколению законы добра и зла, передающих отношение людей к правде и лжи, быту и труду.

Детям с удовольствием удается заучить многие из народных кубанских пословиц, поговорок, чтобы потом пользоваться ими в своей речи, наполняя ее яркими, эмоциональными оттенками.


Как похожи современные семьи на предков?

Современное поколение старается продолжать традиции своих предков. На занятиях еще в детском саду дети учатся создавать посуду из глины, которую самостоятельно украшают росписью. Это элементы трудового и эстетического воспитания.

Работая над аппликациями, знакомятся с народным орнаментом, способами создания узора, традиционными элементами народной росписи.

Для развития музыкального опыта дети слушают и учатся анализировать старинные народные песни, фонограммы. Параллельно с изучением песен дети учатся танцевать.

В этих играх собраны лучшие из национальных традиций, ярко отражающие особенности образа жизни людей, их труда, быта, национальных устоев.

Народные игры, которые используются для развития подрастающего поколения, наполнены юмором, шутками, задором. Они доступны и выразительны, что способствует активизации мыслительной работы ребенка.


Как концепция семьи выглядит в современной жизни на Кубани

Для современных жителей казацкой земли характерны забота о своих близких и стремление держаться вместе. Издревле продолжается традиция сохранять брак всеми силами.

Кубанцы продолжают быть консервативными, немного скептиками, что сказывается и на будущих поколениях. Но они ценят и берегут родной край и учат этому потомков. А значит, жизнь продолжается!

Читайте также: