Порядок применения специальных мер административного пресечения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие и назначение мер административного пресечения

Меры административного пресечения – это вид мер административного принуждения, которые применяются в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения совершения новых преступлений, наступления иных общественно опасных последствий.

Применение мер административного пресечения возможно в следующих случаях:

  • Необходимость прекращения противоправного деяния.
  • Принудительное лечение лиц, которые страдают заболеваниями, несущими опасность для окружающих.
  • Временное отстранение от работы больных, которые инфицированы.
  • Запрет эксплуатации транспорта, который является неисправным.
  • Применение физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия и т.д.

Меры административного пресечения используются в качестве средств принудительного прекращения правонарушений и преступлений, а также устранения их вредных последствий. Основная цель данных мер – не допустить, устранить вредные последствия, создать условия для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своим задачам меры уголовного и административного пресечения отличаются, однако цели данных мер схожи – устранение противоправных ситуации, принуждение лица ввести себя правомерно, в рамках действующего законодательства.

Меры административного пресечения занимают особое место в системе мер государственного принуждения. Данную группу мер выделяют в качестве самостоятельной группы административного принуждения. Выделяют следующие признаки принудительных мер административного пресечения:

  • Применение данных мер обусловлено реально возникшей противоправной общественно опасной ситуацией. Данная мера применяется для прекращения совершаемых противоправных деяний, устранением реальной опасности.
  • Цель применения данных мер – обеспечение прекращения нарушения, ликвидация противоправной ситуации, а также устранение общественно опасной ситуации. Кроме того, целью может выступать недопущение противоправного поведения, привлечение в будущем виновных лиц к ответственности.
  • Меры административного пресечения представляют собой оперативные действия органов или должностных лиц, которые связаны с непосредственным вмешательством в деятельность правонарушителя. Применяются психологическое и физическое воздействие на правонарушителя, вследствие чего он лишается возможности продолжать совершение правонарушений.
  • Мера административного пресечения не требует исследования формы вины, а также ее обязательного установления. Для применения данных мер достаточно самого факта правонарушения. В конечном случае вина повлияет лишь на квалификацию совершенного правонарушения.
  • Данные меры применяются сотрудниками полиции в рамках устранения факта правонарушения на месте и во время его совершения. От быстроты реакции должностных лиц, оперативного использования предоставленных им полномочий зависит, удастся ли предотвратить правонарушение. Поэтому для применения мер административного пресечения не требуется составления каких-либо актов, составления административного протокола, достаточно применения данной меры здесь и сейчас.
  • Жесткость применяемых мер зависит от характера совершенного правонарушения. Так, если человек наносит физический урон, то допускается применение огнестрельного оружия.
  • Применение мер административного пресечения возможно без вынесения соответствующих актов, так как они обращены не к лицам, в отношении которых применяются, а к должностным лицам, в компетенции применения которых они находятся.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Виды мер административного пресечения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Институт мер административного пресечения

Под институтом мер административного пресечения понимаются закрепленные нормами административного и административно-процессуального законодательства.процессуальные меры физического или психического воздействия, которые применяются уполномоченными на то лицами с целью прекращения общественно опасного, противоправного уголовно и административного наказуемого деяния на месте и во время его совершения, путем вмешательства власти в деятельность правонарушителя.

В теории выделяются следующие классификация мер административного пресечения:

  • По методам воздействия. Допускается применение психического и физического воздействия. Психическое воздействие – это официальное требование о прекращении правонарушения. Физическое воздействие подразумевает применение физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия.
  • По нормативным основаниям - закрепленные в законе либо в подзаконных нормативных актах.
  • По основаниям применения. Разделяются на меры, которые применяются для прекращения административного правонарушения и меры, которые применяются для прекращения уголовно-наказуемого деяния (преступления).

Содержание мер административного пресечения

Все меры административного пресечения установлены нормами действующего законодательства и выступают в качестве правомерной реакции государства на совершение противоправного деяния. Данные меры реализуются уполномоченными должностными лицами ежедневно в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

Особое место среди всех мер административного пресечения занимает требование о прекращении преступления или административного правонарушения, а также действия, которые препятствуют осуществлению лицом властных полномочий. Так, сотрудники полиции имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекратить совершать преступления или правонарушения. Содержание данной меры заключается в том, что правонарушителю разъясняются опасность и противоправной характер совершаемого им деяния. Лицу разъясняется, какая именно ответственность предусмотрена за данное деяние, каковы будут последствия, если противоправные действия будут продолжаться. Допускается вынесение официального предостережения, которое оформляется путем заполнение номерного бланка.


В статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений [1].

Одной из функций административного права является — правоохранительная функция. Именно административное право регламентирует правила привлечения лиц к административной ответственности, назначает наказания.

Правоохранительная функция осуществляется через методы государственного управления — убеждение и принуждение. Если метод убеждения только стимулирует должное поведение участников правоотношений, то методу принуждения характерно привлечение к административной ответственности и т. д.

В свою очередь, меры административное принуждение также принято разделять на четыре группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административной ответственности и меры административно-процессуального обеспечения.

В рамках настоящей статьи рассмотрим основание и порядок применения мер административного пресечения.

Под мерами административного пресечения понимаются средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях принудительного прекращения противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок [6].

Основанием для применения мер административного пресечения являются реальные правонарушения, которые представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. В целях защиты их интересов требуется незамедлительное принятие соответствующих мер органами исполнительной власти и должностными лицами.

Среди других мер административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. Это обусловлено тем, что в различных условиях, в отношении различных объектов, различные органы государственной власти должны применять наиболее эффективные средства воздействия для прекращения противоправных действий. В связи с этим в разное время, разными авторами проводились попытки классифицировать и систематизировать эти меры.

В настоящее время принято считать более точной, лаконичной и практичной классификацию мер административного пресечения, данную А. П. Кореневым.

А. П. Коренев предложил классификацию мер административного пресечения исходя из их целей, характера и объекта воздействия:

− меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;

− меры имущественного характера;

− меры технического характера;

− меры санитарно-эпидемиологического характера;

− меры финансово-кредитного характера [7].

Так, в частности, согласно данной классификации к мерам, применяемые непосредственно к личности правонарушителя можно отнести требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в полицию и др. К меры имущественного характера относится изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и т. д. Меры технического характера запрещают эксплуатации неисправного транспорта, приостанавливают работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещают или ограничивают ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности. Меры финансового характера осуществляют прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др. Меры Санитарно-эпидемиологического характера направлены на отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и т. д.

Под порядком применения мер административного пресечения понимается законодательно установленная последовательность осуществления определенных действий, которыми должны руководствоваться уполномоченные должностные лица перед, в момент и после применения административно-пресекательных мер при возникновении условий, наличие которых позволяет им осуществить рассматриваемые меры.

При этом говоря о порядке применения мер административного пресечения следует учитывать способ их принудительного воздействия, который закреплен диспозицией правовой нормы, ее устанавливающей, так например, проверка документов, требование прекратить противоправные действия, досмотр сотрудниками полиции граждан на предмет взрывоопасных предметов при посещении культурно-массовых мероприятий и другое, реализуется в процедурном порядке.

Меры же административного пресечения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы, ее устанавливающей, реализуются в порядке, включающем следующие действия:

− документальная фиксация конкретной ситуации;

− рассмотрение уполномоченным должностным лицом данного конкретного дела и принятие по нему решения;

− исполнение принятого по делу решения, т. е. реализация предусмотренного санкцией правовой нормы принудительного способа воздействия.

Все эти действия составляют процессуальный порядок применения мер административного пресечения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы.

Следует также отметить, что рассмотрение и разрешение дел о применении некоторых мер административного пресечения осуществляется также и в порядке административного судопроизводства, например, о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке (п.6 ч.3 ст. 1 КАС РФ).

Реализация ряда мер административного пресечения, уполномоченными на то органами и должностными лицами, происходит без обращения в суд. В то же время некоторые меры административного пресечения могут быть применены только судьями (административный арест, лишение водительских прав, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и т. д.). Следовательно, все меры административного пресечения можно разделить на применяемые во внесудебном порядке и применяемые только по решению суда.

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изменениями и дополнениями на 17 марта 2019 г. — Москва: Эксмо, 2019. — 544 с.
  2. Административное право: учебник для бакалавриата /Н. М. Конин, Е. И. Маторина, — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 574 с.
  3. Административное право России: учеб. пособие /В. И. Кайнов. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 332 с.
  4. Административное право. Учебное пособие для вузов/Н. В. Макарейко. –М.: Юрайт, 2016.-336с.
  5. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие/Л. А. Гречина.-М.: Проспект, 2017.-112с.
  6. Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий. Орёл: Орловский юридический институт МВД России, 2010 г. - 172 с.
  7. Ковшевацкий В.И. Проблемы классификации отдельных мер административного пресечения. //Юридические науки. 2017. №2. С. 49.

Основные термины (генерируются автоматически): административное пресечение, мера, правовая норма, административная ответственность, государственное управление, принудительное воздействие, РФ, ФЗ РФ, Российская Федерация, Санитарно-эпидемиологический характер.

Меры административного пресечения занимают особое место в механизме государственного принуждения. Именно их применение прекращает совершаемое противоправное деяние или имеющее место противоправное состояние. Суть этих мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Обобщая существующие точки зрения ученых-административистов, можно выделить следующие признаки, определяющие особый характер данной группы принудительных мер.

2. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации, либо устранение общественно опасной ситуации.

В зависимости от конкретной обстановки в качестве дополнительных (сопутствующих) целей может быть недопущение противоправного поведения, устранение вредных последствий противоправного поведения, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности. К примеру, физическая сила может быть применена в установленных законом случаях при доставлении, производстве личного досмотра и т.д. Ее применение определяется характером отношений, в рамках которых она применяется.

3. Применяются в связи с объективно противоправным поведением конкретного лица и не требуют предварительного исследования формы вины, а также наличия вины как обязательного условия их применения. Для применения мер административного пресечения важен сам факт противоправного поведения, а не его причины, исследование которых в полной мере возможно лишь в ходе решения вопроса о привлечении лица к юридической ответственности. В связи с этим объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность с ее многообразием общественных связей и психологических состояний, а лишь ее поведение как объект.

4. Меры пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по непосредственному прекращению противоправного поведения путем прямого вмешательства в действия (деятельность) правонарушителя. В результате, посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к исполнению установленных обязанностей.

6. Жёсткость применяемых мер административного пресечения зависит от характера противоправных действий и силы оказываемого противодействия. Физический урон, причиняемый лицу в результате применения некоторых мер административного пресечения, прежде всего огнестрельного оружия, не всегда может быть восстановлен в достаточно полном фактическом объеме.




7. Нормы, устанавливающие названные принудительные меры, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их применяющим. Эти меры закреплены в диспозициях норм административного и административно-процессуального права, регламентирующих властные полномочия должностного лица, осуществляющего принудительное воздействие.

С учетом всех названных признаков можно сформулировать определение мер административного пресечения.

Под мерами административного пресечения следует понимать предусмотренные нормами административного и административно-процессуального права способы и средства психического или физического воздействия, применяемые уполномоченными на то должностными лицами для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства субъекта административной власти в действия (деятельность) нарушителя.

Так, например, полиция вправе применять следующие меры административного пресечения общего назначения (в соответствии с Законом о полиции):

– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов (п. 1 ч. 1 ст. 13);

– отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 21 ч. 1 ст. 13);

– запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств и в других установленных законом случаях (п. 21 ч. 1 ст. 13);

– задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске (п. 20 ч. 1 ст. 13);

– доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации (п. 14 ч. 1 ст. 13);

Все перечисленные меры пресечения, в отличие от принудительных мер административного предупреждения, являются установленной законом обычной реакцией на совершение противоправного деяния определенного вида, носят общий ординарный характер и применяются уполномоченными должностными лицами повседневно в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

Мерам специального административного пресечения, применяемым уполномоченными должностными лицами, присущи те же признаки, которые характеризуют административное пресечение в целом. Вместе с тем они обладают рядом отличительных черт, позволяющих объединить их в особую группу.

1. Применение данных мер воздействия в большинстве случаев обусловлено необходимостью преодоления оказываемого противодействия, в том числе физического, должностным лицам при пресечении уголовно наказуемых или административно наказуемых деяний, или прекращении посягательств на безопасность личности или общественную безопасность.

Их применение имеет вынужденный ответный характер. Необходимость применения данной группы мер, как правило, связана не только с самим фактом совершения правонарушения, но и с нежеланием правонарушителя подчиниться законным требованиям уполномоченного должностного лица. Действия правонарушителя в таких случаях посягают не только на охраняемые законом права и интересы личности, но еще и на установленный порядок управления.

3. С точки зрения характера принудительного воздействия их применение состоит в прямом физическом воздействии, прежде всего на правонарушителя, причем с помощью мускульной силы, специальных (технических) средств принуждения, оружия и специальной (полицейской) техники.

4. Применение специальных мер административного пресечения, как правило, представляет собой ответное применение силы и поэтому связано с причинением телесных повреждений, которые могут повлечь, особенно при применении огнестрельного оружия, смерть правонарушителя. Кроме физического вреда правонарушителю может быть причинен моральный и материальный вред.

5. Наличие и возможность применения данной группы мер является гарантией реализации всех остальных мер административного воздействия, входящих в состав административного принуждения.

На основе перечисленных признаков можно сформулировать определение данной группы мер административного принуждения: под специальными мерами административного пресечения следует понимать установленные нормами административного права способы и средства прямого физического воздействия на людей, животных или предметы, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия с его стороны, понуждение его к исполнению юридической обязанности либо устранение угрозы безопасности личности или общественной безопасности.

К числу мер специального административного пресечения, согласно Закону о полиции, относятся:

– применение физической силы (ст. 20);

– применение специальных средств принуждения (палок специальных, средств ограничения подвижности, специальных газовых средств, электрошоковых, светошоковых устройств (ст. 21, 22);

– применение огнестрельного оружия (ст. 23).

Применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие уполномоченные на то должностные лица обязаны:

- во-первых, строго соблюдать, специальные (административно-правовые) нормы, устанавливающие условия, основания и порядок их применения,

- во-вторых, совершая действия, влекущие причинение вреда, особенно при контркриминальном их применении, неукоснительно руководствоваться положениями уголовного законодательством о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, определяющими условия правомерного причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны при возникшем состоянии.

Вместе с тем необходимо помнить, что согласно Закону о полиции:

1) применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 5 ст. 6);

2) деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путём ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5).

Меры административного пресечения занимают особое место в механизме государственного принуждения. Именно их применение прекращает совершаемое противоправное деяние или имеющее место противоправное состояние. Суть этих мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Обобщая существующие точки зрения ученых-административистов, можно выделить следующие признаки, определяющие особый характер данной группы принудительных мер.

2. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации, либо устранение общественно опасной ситуации.

В зависимости от конкретной обстановки в качестве дополнительных (сопутствующих) целей может быть недопущение противоправного поведения, устранение вредных последствий противоправного поведения, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности. К примеру, физическая сила может быть применена в установленных законом случаях при доставлении, производстве личного досмотра и т.д. Ее применение определяется характером отношений, в рамках которых она применяется.

3. Применяются в связи с объективно противоправным поведением конкретного лица и не требуют предварительного исследования формы вины, а также наличия вины как обязательного условия их применения. Для применения мер административного пресечения важен сам факт противоправного поведения, а не его причины, исследование которых в полной мере возможно лишь в ходе решения вопроса о привлечении лица к юридической ответственности. В связи с этим объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность с ее многообразием общественных связей и психологических состояний, а лишь ее поведение как объект.

4. Меры пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по непосредственному прекращению противоправного поведения путем прямого вмешательства в действия (деятельность) правонарушителя. В результате, посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к исполнению установленных обязанностей.

6. Жёсткость применяемых мер административного пресечения зависит от характера противоправных действий и силы оказываемого противодействия. Физический урон, причиняемый лицу в результате применения некоторых мер административного пресечения, прежде всего огнестрельного оружия, не всегда может быть восстановлен в достаточно полном фактическом объеме.

7. Нормы, устанавливающие названные принудительные меры, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их применяющим. Эти меры закреплены в диспозициях норм административного и административно-процессуального права, регламентирующих властные полномочия должностного лица, осуществляющего принудительное воздействие.

С учетом всех названных признаков можно сформулировать определение мер административного пресечения.

Под мерами административного пресечения следует понимать предусмотренные нормами административного и административно-процессуального права способы и средства психического или физического воздействия, применяемые уполномоченными на то должностными лицами для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства субъекта административной власти в действия (деятельность) нарушителя.

Так, например, полиция вправе применять следующие меры административного пресечения общего назначения (в соответствии с Законом о полиции):

– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов (п. 1 ч. 1 ст. 13);

– отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 21 ч. 1 ст. 13);

– запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств и в других установленных законом случаях (п. 21 ч. 1 ст. 13);

– задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске (п. 20 ч. 1 ст. 13);

– доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации (п. 14 ч. 1 ст. 13);

Все перечисленные меры пресечения, в отличие от принудительных мер административного предупреждения, являются установленной законом обычной реакцией на совершение противоправного деяния определенного вида, носят общий ординарный характер и применяются уполномоченными должностными лицами повседневно в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

Мерам специального административного пресечения, применяемым уполномоченными должностными лицами, присущи те же признаки, которые характеризуют административное пресечение в целом. Вместе с тем они обладают рядом отличительных черт, позволяющих объединить их в особую группу.

1. Применение данных мер воздействия в большинстве случаев обусловлено необходимостью преодоления оказываемого противодействия, в том числе физического, должностным лицам при пресечении уголовно наказуемых или административно наказуемых деяний, или прекращении посягательств на безопасность личности или общественную безопасность.

Их применение имеет вынужденный ответный характер. Необходимость применения данной группы мер, как правило, связана не только с самим фактом совершения правонарушения, но и с нежеланием правонарушителя подчиниться законным требованиям уполномоченного должностного лица. Действия правонарушителя в таких случаях посягают не только на охраняемые законом права и интересы личности, но еще и на установленный порядок управления.

3. С точки зрения характера принудительного воздействия их применение состоит в прямом физическом воздействии, прежде всего на правонарушителя, причем с помощью мускульной силы, специальных (технических) средств принуждения, оружия и специальной (полицейской) техники.

4. Применение специальных мер административного пресечения, как правило, представляет собой ответное применение силы и поэтому связано с причинением телесных повреждений, которые могут повлечь, особенно при применении огнестрельного оружия, смерть правонарушителя. Кроме физического вреда правонарушителю может быть причинен моральный и материальный вред.

5. Наличие и возможность применения данной группы мер является гарантией реализации всех остальных мер административного воздействия, входящих в состав административного принуждения.

На основе перечисленных признаков можно сформулировать определение данной группы мер административного принуждения: под специальными мерами административного пресечения следует понимать установленные нормами административного права способы и средства прямого физического воздействия на людей, животных или предметы, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия с его стороны, понуждение его к исполнению юридической обязанности либо устранение угрозы безопасности личности или общественной безопасности.

К числу мер специального административного пресечения, согласно Закону о полиции, относятся:

– применение физической силы (ст. 20);

– применение специальных средств принуждения (палок специальных, средств ограничения подвижности, специальных газовых средств, электрошоковых, светошоковых устройств (ст. 21, 22);

– применение огнестрельного оружия (ст. 23).

Применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие уполномоченные на то должностные лица обязаны:

- во-первых, строго соблюдать, специальные (административно-правовые) нормы, устанавливающие условия, основания и порядок их применения,

- во-вторых, совершая действия, влекущие причинение вреда, особенно при контркриминальном их применении, неукоснительно руководствоваться положениями уголовного законодательством о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, определяющими условия правомерного причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны при возникшем состоянии.

Вместе с тем необходимо помнить, что согласно Закону о полиции:

1) применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 5 ст. 6);

2) деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путём ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5).


Административное пресечение – деятельность уполномоченных органов, направленная на прекращение незаконных действий. Используемые при этом средства и меры позволяют создать необходимые юридические и организационные условия для сбора доказательственной базы и дальнейшего привлечения виновных к ответственности. Целью административного пресечения является также обеспечение законности в разных сферах общественного управления.

административное пресечение

Актуальность вопроса

Изучение характеристик мер административного пресечения и проблем их практического применения имеет важнейшее методологическое значение для административного права в целом и деятельности исполнительных органов в частности. Дело в том, что полученные при этом результаты способствуют решению частных и общих теоретических вопросов, созданию предпосылок для совершенствования нормативной базы, условий для более эффективной защиты свобод, прав и интересов общества и государства. В статье подробнее рассмотрим особенности административного предупреждения и пресечения.

Общие сведения

Понятие "административное пресечение" в КоАП отсутствует. Не раскрывается и определение мер пресечения. Средства и способы прекращения противоправных действий отличаются рядом специфических признаков. Их внутреннее содержание, порядок и основания применения, правовые последствия позволяют выделить их в отдельную группу, в самостоятельный правоохранительный институт.

Производство по применению мер административного пресечения – часть процесса, направленная на разрешение конкретных ситуаций. Этот процесс включает в себя различные процедуры. Именно в ходе их осуществления и применяются средства административного пресечения.

Административно-пресекательные меры: определение, признаки

Анализ норм и правоприменительной практики позволяет раскрыть понятие "меры пресечения". Под ними следует понимать юридические средства и способы физического и психического воздействия, используемые сотрудниками правоохранительных органов с целью прекращения объективно противоправных, наказуемых деяний во время и на месте их совершения. Применение мер административного пресечения предполагает прямое вмешательство в действия виновных лиц.

Классификация

В теории все меры разделяют на два вида. Административное пресечение может осуществляться общими или специальными способами и средствами.

К числу первых можно отнести:

  1. Требование о прекращении незаконных действий, в т. ч. препятствующих реализации полномочий сотрудниками полиции.
  2. Отстранение от управления ТС.
  3. Запрет на эксплуатацию транспортного средства.
  4. Задержание ТС.
  5. Запрет на осуществление деятельности.
  6. Изъятие предметов, вещей, веществ.

Административное пресечение может осуществляться путем применения:

  1. Физической силы.
  2. Спецсредств.
  3. Огнестрельного оружия.

Такие меры считаются специальными.

домашний арест

Требование о прекращении незаконных действий

Этот вид административного пресечения предполагает психическое воздействие на нарушителя. Сотрудники правоохранительных структур могут потребовать от гражданина или должностного лица прекратить противоправные действия, в том числе препятствующие исполнению их должностных обязанностей, совершению законных действий депутатами и кандидатами в депутаты, должностными лицами структур местной и государственной власти, представителями общественных организаций.

При применении этого способа административно-правового пресечения не допускается умаление достоинства личности нарушителя. Служащие правоохранительных органов обязаны руководствоваться положениями 1 части 21 статьи Конституции. В ней закреплено, что государство является гарантом охраны достоинства личности. Его умаление не допускается ни на каких основаниях. Из этого следует, что, предъявляя требование о прекращении противоправного действия, служащие не должны выражать его в оскорбительной форме. Данное предписание должно выполняться вне зависимости от тяжести совершаемого нарушения, личности виновного, иных аналогичных обстоятельств.

Отстранение от управления ТС

Эта мера применяется в отношении граждан, управляющих транспортом в состоянии опьянения или в отсутствие необходимых документов.

Об отстранении от управления ТС говорится в 21 пункте ст. 13 и п. 14 ст. 12 ФЗ " О полиции", а также в КоАП в ч. 1-5 ст. 27.12. Данная мера действует до устранения причин, по которым она была применена.

По факту отстранения составляется протокол, копия передается нарушителю.

Запрет на эксплуатацию ТС

Сотрудники правоохранительных органов вправе ограничить возможность граждан эксплуатировать транспортные средства, если в них будут выявлены неисправности, создающие угрозу для безопасности движения. При применении данной меры регистрационные знаки должны быть сняты.

виды административного пресечения

Задержание ТС

Эта мера применяется при управлении транспортом:

  1. Водителем, не имеющим документов, предусмотренных ПДД.
  2. С заведомо неисправными сцепным устройством, тормозной системой, рулевым механизмом.
  3. Гражданином, не имеющим права управлять ТС либо лишенным такого права.
  4. Лицом в состоянии опьянения.
  5. С нарушением правил остановки/стоянки на проезжей части и созданием препятствий для передвижения других ТС.

Сотрудники правоохранительных структур также вправе задержать транспортное средство в случае отказа водителя от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения.

О применении данной меры составляется протокол.

Законодательством предусмотрено также задержание транспорта, находящегося в розыске. При этом водитель отстраняется от управления и пользования ТС, а сам автомобиль перемещается на штрафстоянку.

Изъятие предметов, ограниченных или запрещенных к обороту

Эта мера применяется к объектам разрешительной системы. Служащие правоохранительных структур для исполнения своих обязанностей надлежащим образом наделяются полномочиями осуществлять контроль оборота наградного, служебного, гражданского оружия, патронов к нему, боеприпасов, служебного оружия, которое находится во временном пользовании у организаций и граждан, а также наркотических и психотропных веществ. В перечень предметов, изъятых из оборота, относят также ядовитые соединения.

Специальные меры

Они представляют собой средства и способы физического (прямого) воздействия на граждан, направленные на воспрепятствование совершению противоправных действий, преодоление противодействия, устранение угрозы для безопасности либо понуждение к выполнению юридической обязанности. Специальные меры могут применяться не только в отношении людей, но и животных, и физических предметов. Ключевым признаком, характеризующим их, является то, что каждая из них – конкретный насильственный метод воздействия на нарушителя. Перечень специальных мер, приведенный выше, не является закрытым.

производство по применению мер административного пресечения

Специфика применения

Основным нормативным актом, предусматривающим полномочия служащих правоохранительных структур на использование физических методов воздействия на нарушителей, является ФЗ № 3. Согласно ему, сотрудник полиции вправе применять специальные средства лично или в составе группы (подразделения) в ситуациях и в порядке, установленном указанным законом и иными правовыми актами.

Необходимо учитывать, что использование оружия несмертельного воздействия, входящего в число спецсредств, несмотря на его название, может привести к летальному исходу или ущербу здоровью разной тяжести. Принимая это во внимание, в ФЗ № 3 закреплено положение, в соответствии с которым служащий правоохранительного органа не привлекается к ответственности за вред, нанесенный при применении им спецсредств, если оно осуществлялось на основаниях и по правилам, установленным законодательством.

Случаи, в которых сотрудник полиции может использовать специальные средства, предусмотрены в 1 части 21 статьи, 1 и 2 части ст. 23 ФЗ № 3.

Важный момент

Особое значение в плане оценки правомерности ущерба, возникшего вследствие применения спецсредств, имеет положение, установленное 3 частью 19 статьи ФЗ № 3. В соответствии с ним, служащий при использовании специальных средств должен действовать с учетом обстановки, степени и характера опасности действий нарушителя, силы сопротивления, которое он оказывает. При этом полицейский должен стараться минимизировать любой вред.

Данная норма регламентирует поведение служащего в момент применения им физической силы, огнестрельного оружия либо спецсредств. В определенной степени она направляет его на осуществление действий, наиболее соответствующих не только опасности, которая угрожает, но и обстоятельствам. Другими словами, это положение обязывает сотрудника учитывать создавшуюся обстановку.

При оценке условий, в которых применяются пресекательные меры, следует принимать во внимание факторы, способные повлиять на соотношение сил защищающегося и посягающего. Речь, в частности, о количестве нарушителей, их физическом развитии, возрасте, наличии у них оружия, времени, месте события.

характеристика мер административного пресечени

Сотрудник полиции вправе применить физическую силу, боевые приемы, если несиловые методы не позволяют ему надлежащим образом выполнить должностные обязанности при:

  1. Пресечении административных правонарушений.
  2. Доставлении лиц, совершивших противоправные действия, в служебное помещение подразделения полиции.
  3. Преодолении сопротивления или противодействия законным и обоснованным требованиям служащего.

Физическая сила может применяться во всех случаях, в которых федеральным законодательством допускается использование спецсредств или огнестрельного оружия.

Уголовная ответственность сотрудников полиции

Спецсредства применяются служащими в качестве ответа на действия лица, совершившего или совершающего правонарушение или особо опасное преступление. Следует при этом учесть, что действия самого сотрудника полиции, причиняющие вред здоровью нарушителя и подпадающие под признаки деяния, закрепленного УК, при защите от общественно-опасных посягательств регламентируются положениями ст. 27 УК о необходимой обороне, а при задержании подозреваемого – ст. 38 Кодекса. В УК также присутствует норма о крайней необходимости. Ее положениями также регламентируются действия служащих при причинении вреда интересам граждан, охраняемым уголовным законодательством.

Домашний арест

Эта мера была закреплена в отечественном уголовном законодательстве относительно недавно. Домашний арест предполагает физическую изоляцию гражданина от общества. Данная мера применяется на основании судебного решения без согласия самого подозреваемого и органов, уполномоченных обеспечивать соблюдение ограничений, установленных для арестованного.

пресечение административных правонарушений

Место нахождения лица должно совпадать с местом его постоянного проживания и нахождения его личного имущества.

Суть домашнего ареста заключается в ограничении свободы передвижения. Соответственно, гражданину запрещается покидать место проживания без согласия следователя.

Вместе с тем в законодательстве предусмотрены определенные гарантии для подозреваемого. В частности, нормами не допускается ограничение процессуальных прав лица на участие в судебном разбирательстве, следственных и прочих мероприятиях, осуществляемых в рамках производства по делу.

При домашнем аресте в большей степени ограничивается свобода перемещения, чем при подписке о невыезде. Суд в своем решении может запретить постоянно либо в конкретное время покидать жилище, посещать какие-либо места, выходить без сопровождения и пр.

Проблемы при реализации меры

При постоянном пребывании гражданина дома возникают определенные сложности. Необходимо решить 2 проблемы: обеспечение продуктами и пребывание на воздухе.

Вторая проблема возникает в случае, когда лицо проживает в городских условиях (в квартире либо комнате). В такой ситуации приходится организовывать его прогулки в сопровождении сотрудников полиции. Продолжительность нахождения на воздухе – не меньше часа в день.

Если гражданин проживает один, может предусматриваться возможность посещения продуктового магазина во время прогулок. Также можно предусмотреть доставку их на дом за счет подозреваемого.

По общим правилам, паспорт гражданина, помещенного под стражу либо осужденного к тюремному заключению, изымается и приобщается к материалам дела. После освобождения документ возвращается. У лиц, помещенных под домашний арест, оснований для изъятия паспорта нет. Дело в том, что эта мера не является заключением под стражу.

административное пресечение коап

Гражданин под домашним арестом не может исполнять свои трудовые функции (если он не может работать дома). На работе его считают отсутствующим по уважительным причинам, однако з/п ему не начисляется.

Суд может запретить гражданину общение с определенными лицами. Сведения о них должны быть указаны в постановлении о применении меры пресечения. Соответствующим лицам запрещается посещать гражданина в течение всего срока пребывания его под арестом.

Читайте также: