Одежда дворян в 19 веке в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рассмотрим городской костюм на примере одежды жителей небольших городов центральных уездов России. Основными источниками в написании данной работы послужили документы магистратов и управ городов Владимирской и Ярославской губерний: Мурома, Суздаля, Вязников, Переславля-Залесского, Ростова, Рыбинска.

Формирование городского костюма в конце XVIII – первой половине XIX вв.

Женский костюм. Традиционный комплекс женского русского костюма состоял из рубахи, сарафана, короткой плечевой одежды и сложного головного убора (кокошника, кички и пр.), который в разных местностях имел свою специфическую форму. В холодное время надевали шубы, телогреи, кафтаны. Праздничный и будничный вариант отличался не фасоном, а подбором ткани. Для праздничного варианта использовали узорный шелк, парчу, бархат, тонкое сукно. В будни – ситец, китайку, пестрядь и другие виды льняной и хлопчатобумажной ткани. Шубы шились мехом внутрь, а сверху покрывались тканью. Из мехов чаще всего использовали зайца, белку, лису. Так одевались почти все горожане рубежа XVIII- XIX столетий.

Модернизация русского костюма шла постепенно. Как отмечают исследователи, из европейского платья горожане включали в свой гардероб только те вещи, которые не противоречили их представлению о красоте и удобстве. Историк М. Погодин называл следующие эстетические и утилитарные признаки русского костюма, призванные выявлять достоинство любого возраста: девичья краса, молодецкая удаль, степенность пожилых, живописность и соответствие климату. 2

В 1840-1860-е годы широкое распространение получили салопы и капоты.

Наряду с салопами широкое распространение получили капоты – просторная верхняя одежда с рукавами и сквозной застежкой впереди. Капоты, которые носили купеческие и мещанские жены значительно отличались от тех, в которые наряжались женщины дворянского сословия. Описания капотов европейского покроя часто встречается в модных журналах первой половины XIX в. Они были приталенными, с разрезами, выполнены из дорогих шелковых тканей, украшались бантами и лентами. Капоты же, которые носили горожанки, напоминали старинную телогрею. Они шились из сукна и даже ситца, а их украшением служили медные, бронзовые или стеклянные пуговицы. Долгополость, свободный крой, яркие цвета, нарядные пуговицы сближали капот с русской традиционной одеждой. Поэтому капоты, как и салопы, длительное время продержались в гардеробе простых горожанок.

Мужской костюм. Традиционный русский мужской комплекс состоял из рубахи с прямым или косым воротом, пояса или кушака, портов или штанов, сапог, валяной шапки. Выходя на улицу, поверх рубахи надевали кафтан, в холодное время – шубу, тулуп, армяк, на голову – меховую шапку-треух.

Разновидностью сюртука являлась сибирка, которая очень часто упоминается в описях имущества горожан первой половины XIX в. Сибирки шились из синего, коричневого, черного сукна. По внешнему виду – это длинный двубортный сюртук, отрезной по талии, с небольшим отложным воротом и отворотами.

Таким образом, к середине XIX в. основной комплект мужского купеческо-мещанского костюма состоял из длиннополого сюртука или сибирки, рубахи-косоворотки, жилета, штанов, заправленных в сапоги, и картуза на голове.

Формирование городского костюма во второй половине XIX – начале XX вв.

Мантильи появились еще в 1820-х годах, но не были распространены среди провинциалок. Они шились из шелка, бархата, украшались кружевами, стеклярусом, бахромой. Основные цвета – черный, синий, гранат. Тальмы были особенно популярны среди горожанок в 1860-е годы. Их шили из самого разного материала: от тяжелого драпа до легкого фая (Рис. 12, 13).

Мужской костюм. В мужском гардеробе во второй половине XIX в. произошли значительные изменения. Появились новые предметы одежды, как европейские, так и сшитые в традициях русского платья.

Вместо долгополых сюртуков и сибирок многие мужчины стали носить поддевку, которая по внешнему виду напоминала короткий кафтан, отрезной и сосборенный в талии, застегивавшейся на одну сторону на крючках. Этот вид одежды надолго остался в мужском гардеробе и в городе, и в деревне.

Ссылки:

1 Авдеева Е. А. Старинная русская одежда, изменения в ней и моды нового времени // Отечественные записки. – 1853. – Т. 6. – С.182.

2 Погодин М. Несколько слов о значении русской одежды в сравнении с европейской. – Б/г. – С. 5.

3 Авдеева Е. А. Указ. соч. – С. 183.

4 Письма сестер М. и К. Вильмонт из России. – М., 1987. – С. 238.

5 Крестовников Н. К. Семейная хроника Крестовниковых. – М., 1903-1904. – Т. 1. – С. 60.

6 ГАВО. – Ф. 550. – Оп. 1. – Д. 24. – Л. 129.

7 ГАВО. – Ф. 554. – Оп. 1. – Д. 16. – Л. 4.

8 ГАВО. – Ф. 551. – Оп. 1. – Д. 293. – Л. 4 об.

9 ГАВО. – Ф. 551. – Оп. 1. – Д. 223. – Л. 2.

10 Авдеева Е. А. Указ. соч. – С.187.

12 Женская мода за сто лет. Альманах-ежегодник П. О. Яблонского на 1889 год. – СПб., 1900. – С. 326.

13 Кирсанова Р. М. Костюм и вещь в русской литературе 19 века. – М., 1989. – С. 189.

14 Авдеева Е. А. Записки о старом и новом русском быте. – СПБ., 1842. – С. 186.

15 Полилов-Северцев Г. Т. Наши деды – купцы // Санкт-Петербург в начале XIX века. – СПб., 1907. – С. 40.

16 Авдеева Е.А. Старинная русская одежда… – С. 187.

17 ГАВО. – Ф. 551. – Оп. 1. – Д. 34. – Л. 12.

18 Там же. – Д. 639. – Л. 4.

19 Там же. – Д. 727. – Л. 12.

20 РФ ГАЯО. – Ф. 238. – Оп. 1. – Д. 34. – Л. 12.

21 Из писем И. С. Аксакова 1849-1852 // Рыбинск. Документы и материалы истории города. – Ярославль. 1980. – С. 76.

22 Титов А. А. Историко-статистическое описание Ростовского уезда Ярославской губернии. – СПб., 1885. – С. 141.

23 Описание Рыбинска по рукописи 1811 года // Старый Рыбинск. История города в описаниях современников. – Рыбинск, 1993. – С. 32.

24 РФ ГАЯО. – Ф. 14. – Оп. 1. – Д. 597. – Л. 17.

25 Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988. – С. 150.

26 Авдеева Е. А. Старинная русская одежда… – С. 182-186.

27 РФ ГАЯО. – Ф. 14. – Оп. 1. – Д. 1030. – Л. 34.

28 Максимов С. В. По русской земле. – М., 1989. – С. 175.

29 Смирнов М. И. Переславль-Залесский. Исторический очерк. – Переславль-Залесский, 1900. – С. 55.

30 Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры… – С 168

31 Суздальцева Н. В. Праздник рождества в моей памяти о детстве // Муромский сборник. – Муром. 1993. – С. 155-156.

32 Титов А. А. Статистико-экономическое описание Ростовского уезда… - С. 141.

33 РФ ГАЯО. – Ф. 4. – Оп. 1. – Д. 401. – Л. 5.

34 Титов А. А. Статистическое обозрение города Мурома. – Владимир, 1900. – С. 29.

35 Кирсанова Р М. Костюм и вещь в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 века. (Опыт энциклопедии). - М., 1995. – С. 90.

36 Холодная В. Г. Символика и атрибутика праздничного костюма парня в русской деревне с 40-х годов 19 в. по 20-е годы XX в. // Мужской сборник: мужчина в традиционной культуре. – М., 2001. – Вып. 1. – С. 132.

37 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – СПб., 1882. – Т. 3. – С. 110.

38 Титов А. А. Статистико-экономическое описание Ростовского уезда… – С. 241.

39 Пармон Ф. М. Русский народный костюм. – М., 1984. – С. 124.

40 Быт великорусских крестьян-землепашцев. – СПб., 1993. – С. 218.

42 Титов А. А. Историко-статистическое описание Ростовского уезда … – С. 142.

Ни для кого не секрет, что мода крайне изменчива. Ведь даже сегодня постоянно появляются и исчезают те или иные модные тренды, и каждый дизайнер вносит свою лепту в развитие мировой моды. А какой была одежда 19 века? Во что одевались люди двести лет тому назад? Как развивалась мода в те времена? Этими вопросами интересуются многие.

Мода — зеркало истории

одежда 19 века

Безусловно, мода и одежда напрямую связаны с некоторыми историческими событиями. И одежда первой половины 19 века демонстрирует эту зависимость. Ведь 19 век — время постоянных революций, время свержения имперского режима, время создания республик и пролетариатов, время активности феминистских организаций. Вполне естественно, что мода менялась практически постоянно.

Например, мужская одежда 19 века претерпела значительные изменения по сравнению с традиционными нарядами 18 века. В это время законодателем моды в Западной Европе (да и в России) был Наполеон Бонапарт. Если еще за двадцать лет до революции мужской костюм пестрил украшениями и драгоценными камнями, то теперь наряд дворянина характеризовался строгим покроем и минимальным количеством декора. Ведь, как утверждал великий полководец, дело мужчины — война и освобождение. Простые, удобные костюмы из качественной ткани демонстрировали деловитость и энергичность своих обладателей.

В 19 веке на первый план вышла женская мода. Теперь женщина демонстрировала состоятельность своего мужа. Кстати, женский костюм на протяжении ста лет претерпел массу изменений.

Одежда дворян и крестьян: в чем отличия?

Многие люди интересуются вопросом о том, отличалась ли одежда дворян 19 века от нарядов простых крестьян. Ведь это период революций, когда границы между простым населением и аристократией начинали постепенно стираться.

Тем не менее разница в одежде была. Простые женщины, разумеется, тщательно следили за модой, но в их распоряжении не было дорогих, роскошных тканей, из которых шили платья знатным дамам. Кроме того, простолюдинку всегда можно было узнать по чепцу и фартуку.

Мода начала 19 века: общая характеристика

одежда в стиле 19 века

Как уже упоминалось, на развитие мужской моды влияла философия и стиль жизни Наполеона. В то же время изменением женского платья прекрасная половина человечества была обязана очаровательной Жозефине. Именно она вместе со своим всемирно известным портным Леруаром создала так называемый стиль ампир.

Это было своего рода возвращение к античности: платья в греческом и римском стиле стали популярными сначала во Франции, затем в Европе, а потом уж появились и на территории России.

Женская одежда 19 века

одежда дворян 19 века

Одежда в античном стиле постепенно приобретала популярность. Многие модницы, стремящиеся уподобиться Жозефине, отказывались от корсетов в пользу удобства и естественности. Стиль ампир предусматривал ношение платьев с мягкими лифами и слегка завышенной талией. Кстати, ткань лифа богатые леди украшали изысканной вышивкой, а иногда бусинками и бисером.

Кстати, для платьев в те времена выбирали мягкие, гладкие и тонкие ткани, в частности, батист, кисею, муслин, перкаль. Юбка была не слишком длинной и оставляла открытой ступню. При движении одежда должна была подчеркивать контуры тела, демонстрировать мягкие линии и грациозность движений.

Что же касается верхней одежды, то женщины продолжали защищаться от холода с помощью пелерин и мантилий. Кстати, все более популярными становились большие платки, которые покрывали спину и затягивались узлами на плечах. Верхняя одежда 19 века в России представляла собой турецкие платки, без которых дамы просто не выходили из дома.

Естественно, одежда и ее оформление зависело от того, куда ее будут надевать. Бальные платья были более роскошными. В гардеробе модницы обязательно должны были присутствовать повседневные наряды, костюмы для верховой езды, прогулок на природе и т. д.

Мужская одежда 19 века

одежда первой половины 19 века

Мужская одежда девятнадцатого века нередко менялась. Например, в начале века считались модными сюртуки, кружевные жабо, туфли с большими пряжками и ботфорты. Но в связи с популярностью стиля ампир представители сильного пола начинают отдавать предпочтение другой одежде.

Если говорить о повседневной одежде, то мужчина надевал светлые панталоны, сорочку, жилет, а поверх него — шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Как правило, фраки шили из тканей приглушенных темных тонов, в частности, модными были черный, синий и коричневый цвета. В качестве верхней одежды использовался двубортный сюртук. Одежду украшали однотонной симметричной вышивкой.

Как одевались во второй половине 19 века?

одежда 19 века в России

Если вам нравится одежда в стиле 19 века, то вы должны знать о том, что на протяжении всего столетия мода постоянно менялась, причем радикально. Если в начале века модным был стиль ампир, который проповедовал естественность и простоту, то ему на смену вновь пришли громоздкие платья, нижние юбки и прочие детали.

В частности, женщины опять начали носить тугие корсеты, которые делали талию более тонкой. Кроме того, популярным становился кринолин — металлическое кольцо, которое поддерживало нижние юбки, делая бедра более пышными. В некоторых странах юбки имели длинный подол, который скользил по полу.

В дальнейшем на смену кринолину пришел турнюр — металлический каркас особой формы, который изготавливали из металла или китового уса. Такое приспособление давало возможность собирать юбки сзади в пышный узел, который украшали большими бантами. Одновременно платье тесно облегало бедра спереди.

Украшения, головные уборы и прически 19 века

На самом деле шляпки и прочие аксессуары менялись вместе с платьями и другими предметами одежды. Мужчины в те времена носили короткие стрижки. Крайне популярными были высокие цилиндры. Что же касается украшений, то строгий костюм предусматривал минимальное количество декора. Мужчина мог носить лорнет, который крепился к одежде с помощью цепочки. К допустимым украшениям относились также часы, табакерка, а также цепочки и брелоки для ключей.

А вот женская мода менялась практически постоянно. В начале 19 века модными были высокие замысловатые прически. Женщины носили шляпки и капоры. В середине века женщины просто зачесывали волосы назад, завязывая узлом сзади, разрешалось выпускать лишь несколько завитков. Уже в 1870-х годах в моду снова вошли высокие прически, но теперь они были намного проще. В это же время появились маленькие шляпки, которые украшали искусственными цветами и перьями.

Реформа женской моды в США

женская одежда 19 века

Именно в это время знаменитая суфражистка Е. Уайт подняла вопрос о непрактичности женского костюма. Ведь девушке постоянно приходилось одной рукой удерживать подол во время ходьбы, танца или даже домашней работы. Еще до ее выступления в Вашингтоне некоторые участницы феминистского движения начали носить одежду, похожую на традиционный мужской костюм. Тем не менее подобные привычки резко осуждались общественностью.

Именно тогда Е. Уайт предложила отказаться от кринолинов и корсетов, которые сильно сдавливали грудную клетку, укоротить юбку (или платье) хотя бы на 20–25 сантиметров, а под нее надевать брюки нового образца. Такой костюм был удобен и не нес угрозы для здоровья. Тем не менее подобная реформа вызвала массу споров. С другой стороны, именно благодаря мисс Уайт женские платья начали постепенно меняться.

Царская Россия была страной мундиров. Поэтому основной одеждой мужчин придворных и чиновников был – мундир - военная форма, по которому можно было понять на какой ступеньке социальной лестницы стоит его обладатель, где и кем он служит.

В начале 19 века эволюция мужского и женского внешнего облика соотносилась с процессом становления менталитета дворянства. Костюм постепенно становился европейским и светским, но в нем присутствовали национальные пристрастия. Вместе с изменением духовного мира дворянина менялась и стала значимой символика костюма: оттенки цветов, отделки и аксессуары. Костюм представителей первого сословия стал более индивидуален, выражал психологический облик человека. Исследователи отмечают, что дворянская мода в Москве была ярче, пестрее, индивидуальнее, она отличалась как отсутствием запретов на европейские новинки ввиду удаленности двора, так и приверженностью к традициям. ..

Как же одевался молодой русский дворянин в начале XIX века? В России появляются сюртук и редингот. Носят панталоны. А фрак с его взлетающими крыльями становится и вовсе повседневной одеждой. Носить его молодежь умела с некоторым шиком, но достойно. Его фалды диктовали и сам характер ходьбы. Особенно же часто приходилось вспоминать о них, когда доводилось садиться в коляску, бричку, тарантас или линейку. ..

Фрак и все сопряженное с ним — цилиндр, перчатки, трости и цветные жилетки — были своеобразным эталоном гражданской одежды XIX века, как мундир — одежды военной. ..


Переменчивость моды наблюдается не только в наши дни, но и во времена царской России. При монаршем дворе в различное время существовали определенные требования к убранству. Были указания по поводу того, в чем можно появиться в высшем обществе, а что считалось дурным тоном. Кстати говоря, указания были прописаны не только касательно платьев, но и головных уборов, а также украшений. До наших дней дошло много упоминаний и восторженных отзывов о роскоши, пышности, блеске, богатству и великолепию нарядов при русском дворе.

Бархат — явный фаворит

Жизнь царского дворца подчинялась некоторым правилам этикета, созданным по образцу западноевропейских тенденций. В 1826 году по указу Николая I было создано специальное Министерство Императорского двора, где были прописаны правила и положения о жизни и выходах при высочайшем дворе. Также это касалось и выходных туалетов, особое внимание уделялось платьям правящих лиц и сопровождающих их спутниц на различных официальных мероприятиях, проходящим при дворе.

Например, императрица непременно должна была быть одета в платье с разрезными рукавами, которые спускаются вдоль юбки. Это было отличительной чертой русского покроя. Надевать что-то поверх ее платья было не позволено. Если у императрицы были какие-то изъяны фигуры, их не прикрывали накидкой, а отвлекали внимание от них с помощью массивных колье и других украшений. А вот женщины старшего поколения, которые не имели никакого ранга при дворе, с легкостью могли прикрыться, например, пралине.

Отличительной чертой русского покроя было платье с разрезными рукавами, которые спускаются вдоль юбки

Отличительной чертой русского покроя было платье с разрезными рукавами, которые спускаются вдоль юбки

В середине ХIХ века главными элементами одежды у придворных дам были лиф-корсет, нижняя атласная и верхняя распашная юбки, вторая из которых переходила в длинный шлейф. Кстати, самый длинный шлейф носила императрица, его длина достигала около пяти метров. Дамы при дворе тоже были облачены в платья русского кроя, но в зависимости от статуса цвет платья и узоров были различными. К примеру, фрейлины императрицы надевали бархат алого цвета с золотой вышивкой, а вот у фрейлин княгинь вышивка была серебристой, несмотря на то, что цвет самого платья был таким же. Статс-дамы облачались в платья из бархата зеленого и изумрудного цвета, а вот для гофмейстерин был уготовлен малиновый оттенок.

Несмотря на то, что главное внимание уделялось больше тому, как выглядели женщины, так как они были настоящим украшением любого мероприятия, мужчины все же не оставались в тени. У них, конечно, все обстояло проще. Военные надевали на светские рауты парадные мундиры, а гражданские — фраки. Выделиться как-то по-особенному, представители сильного пола могли, благодаря необычной ткани либо различным аксессуарам, например, пуговицам или булавкам с бриллиантами и другим драгоценным камням.

Благодаря различным аксессуарам костюма, можно было определить статус гостя торжества. Например, камергера можно было узнать по позолоченному ключу на голубой муаровой ленте, а церемониймейстера — по жезлу, подобному черной деревянной трости с шаром из слоновой кости и гербовым орлом.

Лучшие друзья девушек не только бриллианты, но и жемчуга

Шикарные выходные наряды императрицы еще более выгодно смотрелись в сочетании с различными драгоценностями, которые были двух видов: для особых случаев и повседневные. На торжественные мероприятия, естественно, надевали самое дорогое и красивое. У жены императора Александра III, Марии Федоровны, лучшим нарядом считалось платье из серебристой парчи, а блеска и шика добавляла тиара с бриллиантами, жемчужные бусы и ожерелья. Ее любимым украшением была жемчужная брошь на черной бархотке.

Склаваж - популярное и дорогое украшение, которое могли себе позволить только знатные особы

Моветоном было надевать бриллианты в утреннее и дневное время. Эти украшения дополняли образ дам лишь на балах, званых ужинах и других светских мероприятиях. Кстати, если мероприятие было слишком уж масштабным, например, бал, где принимало участие свыше трех тысяч гостей, то старались не надевать слишком уж громоздкие и дорогие украшения. Ведь при таком количестве приглашенных гостей во время танцев можно не только порвать подол платья, но и с легкостью разорвать жемчужную нить. Придворные Николая I вспоминают, что бывали случаи, когда обувь, танцующих в кураже господ, давила на полу рассыпанные драгоценности и жемчуг, причем треск был настолько громким и частым, что даже немного заглушал музыкальное сопровождение.

Кто создавал костюмы императоров

Императрица всегда была законодателем мод при дворе, причем по правилам этикета всем было запрещено одеваться лучше, богаче и эффектнее, чем она. У всех императриц были любимые модельеры и портные. К примеру, супруга Александра III достаточно часто заказывала роскошные наряды у одного из наиболее известных кутюрье Европы. Заказ императрица делала при помощи писем, кстати, это исключение он делал лишь для Марии Федоровны. Она была его любимой заказчицей, ведь они понимали друг друга полуслова, а разногласия обходили их стороной.

Императрица Мария Федоровна была законодательницей мод при дворе

Чтобы не ездить постоянно на примерки в Париж, для кутюрье сделали точный манекен фигуры императрицы. Так что жена Александра III старалась держать себя в форме, чтобы платье приходилось впору. Но с фигурой императрице повезло. Даже после сорока лет ее талия была чуть больше шестидесяти сантиметров. Многие восхищались ее стройным силуэтом, по ней трудно было сказать, что она родила пятерых детей. Да и внешне она выглядела всегда младше своих лет.

Из русских кутюрье фаворитом императрицы была петербурженка Авдотья Ивановна. Создание костюмов для императорского театра было основным родом ее деятельности, но вскоре она начала шить и для императрицы.
Александр III, в отличие от своей супруги, не любил наряжаться. Он всячески избегал различных балов, особенно маскарадов. Но бывали случаи, когда избежать этих мероприятий не получалось. Штатские костюмы он надевал лишь в командировках за границей, так что чаще всего его видели в военной форме. В выборе одежды ему было угодить сложнее, чем его супруге. У него постоянно возникали ссоры с портными.

Путешествовать по Европе Александр III любил в прогулочных костюмах-тройках, а вот для различных визитов в гости или походов в театр, он выбирал костюм из шерсти, с атласным воротом, пуговицами, обтянутыми басоном, элегантной бабочкой и белой рубашкой.

Подвенечное платье — особый наряд

Кроме повседневных и торжественных нарядов императоров, были еще и для одного особого случая, например, свадебное платье. К этому торжеству была особая подготовка, соответственно, и наряд делали более изысканный. Подвенечное платье шили из серебряной парчи, украшая вышивкой серебряных нитей, а также перьями.

Возьмем, к примеру, подвенечное платье невесты императора Николая II, княгини Александры Федоровны. Отличительной чертой ее серебряного платья был шлейф, длиною около четырех метров, который несли целых десять придворных. Завершала образ невесты шикарная свадебная корона, украшенная алмазами.

Свадебный образ Александры Федоровны

Свадебная процессия совпала с днем рождения Марии Федоровны, у которой в это время был траур по супругу. Торжество на этот день ослабило траур по императору. Вдова в день свадьбы выбрала платье из белого шелкового крепа. Такой цвет, как еще и черный с серым, был традиционным для траурных дамских нарядов. Выбор конкретного цвета выбирали, в зависимости от степени и периода траура. Единственным допустимым украшением траурного платья были рюши, которые обрамляли подол или шлейф.

Для одного особого случая шили не только подвенечные платья. Для жениха из императорской семьи изготавливали халат из серебряной парчи либо же из глазета, тоже разновидности парчи на шелковой основе, с металлическим утком серебристого цвета. Дополнением к халату был кушак из такой же ткани и туфли, которые зачастую окантовывали лебяжьим пухом. Этот халат жених надевал лишь один раз, когда шел в спальню к своей жене в первую брачную ночь. Этот костюм, как и ритуал, был очень важен. Он был наравне, например, с запретом видеть невесту до свадьбы. Хотя мужчинам ритуал с халатом не очень нравился, но что уж тут поделаешь, традиции, есть традиции.

Читайте также: