Порядок назначения руководителя и его заместителей министерства кратко

Обновлено: 08.07.2024

В целях упорядочения структуры центральных аппаратов федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить нормативы штатной численности структурных подразделений центральных аппаратов федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти), согласно приложению.

2. Установить, что:

а) заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти осуществляет координацию и контроль деятельности не менее 2 структурных подразделений (департаментов, управлений) центрального аппарата соответствующего федерального органа исполнительной власти;

б) количество должностей федеральной государственной гражданской службы категории "помощники (советники)" в федеральном органе исполнительной власти, предельная численность федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее соответственно - гражданские служащие и работники), центрального аппарата которого не превышает 1000 единиц, не может составлять более 5 единиц, а в федеральном органе исполнительной власти, предельная численность работников центрального аппарата которого свыше 1000 единиц, - более 10 единиц;

в) количество отделов, координация и контроль деятельности которых возлагается на одного заместителя руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, не может составлять менее 2 единиц;

г) должность федеральной государственной гражданской службы "референт" предусматривается в штатном расписании департамента вне его отделов. Введение второй должности "референт" допускается при штатной численности департамента, превышающей 45 единиц.

3. Установить, что численность гражданских служащих и работников в типовых подразделениях центрального аппарата федерального органа исполнительной власти (при условии осуществления функций, перечисленных в абзаце втором настоящего пункта) составляет не более 30 процентов предельной численности гражданских служащих и работников центрального аппарата этого органа.

Под типовыми подразделениями федерального органа исполнительной власти понимаются структурные подразделения, на которые возложено исполнение типовых функций по обеспечению деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере кадровой работы и организации прохождения федеральной государственной гражданской службы в органе, профилактики коррупционных и иных правонарушений, юридического (правового), бухгалтерского (финансового), документационного (делопроизводство, контроль, архив), информационно-технологического, организационно-технического и хозяйственного обеспечения органа, закупочной деятельности, а также защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Не относятся к типовым функциям центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти функции, реализуемые в рамках основных сфер деятельности соответствующего федерального органа исполнительной власти.

4. В случае наличия существенных обстоятельств и (или) особенностей деятельности федерального органа исполнительной власти, препятствующих реализации пунктов 1 - 3 настоящего постановления, решение об установлении иных требований может быть принято на основании соответствующего решения подкомиссии по вопросам оптимизации структуры и численности федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

5. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, имеющих территориальные органы, до 1 февраля 2021 г. установить нормативы штатной численности территориальных органов, их структурных подразделений и отдельных категорий должностей, количества заместителей руководителя территориального органа и численности типовых подразделений с учетом положений настоящего постановления.

6. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4450);

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. N 481 "О расширении прав руководителей федеральных органов исполнительной власти в использовании средств на содержание этих органов при сокращении численности работников" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2454);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 г. N 158 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 9, ст. 954).

к постановлению Правительства

от 16 ноября 2020 г. N 1829

ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫХ АППАРАТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ МИНИСТЕРСТВ, РУКОВОДСТВО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ

АГЕНТСТВ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЭТИМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ МИНИСТЕРСТВАМ,

ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ АГЕНТСТВ, РУКОВОДСТВО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Предельная численность центрального аппарата федерального органа исполнительной власти

Статья 9. Назначение на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации

1. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации после утверждения их кандидатур Государственной Думой. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.

2. Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуру Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации:

1) в случае формирования нового состава Правительства Российской Федерации - не позднее двухнедельного срока со дня назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации;

2) в случае, если должность Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации стала вакантной после назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации, - не позднее недельного срока со дня появления вакантной должности Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации;

3) в случае, если должность Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации стала вакантной до назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации, - не позднее недельного срока со дня назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума не позднее недельного срока со дня представления Председателем Правительства Российской Федерации кандидатуры Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации принимает решение об утверждении или отклонении такой кандидатуры.

4. Если Государственная Дума утверждает представленную Председателем Правительства Российской Федерации кандидатуру Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Федерации назначает данную кандидатуру на должность Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.

5. Если Государственная Дума отклоняет представленную Председателем Правительства Российской Федерации кандидатуру Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации вправе представить Государственной Думе новую кандидатуру Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации или повторно ту кандидатуру, которая была отклонена Государственной Думой.

6. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе назначить Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации из числа кандидатур, представленных Президенту Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации. В этом случае утверждение кандидатуры Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой не требуется.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 апреля 2021 года N 522

2. Реализация полномочий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 апреля 2021 года N 522

Правила согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного надзора

1. Настоящие Правила определяют порядок согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - руководитель органа регионального государственного строительного надзора).

2. Для согласования назначения на должность руководителя органа регионального государственного строительного надзора высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации следующие документы по кандидату на указанную должность:

б) копии документов кандидата об образовании (высшем и дополнительном профессиональном образовании по специальности в области строительства, получение высшего образования по которой необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства), ученой степени (при наличии), ученом звании (при наличии);

в) рекомендательное письмо высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с обоснованием причин назначения кандидата на должность руководителя органа регионального государственного строительного надзора.

3. В случае если замещение должности государственной гражданской службы руководителя органа регионального государственного строительного надзора осуществляется по результатам конкурса, документы, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, представляются в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации после первого этапа конкурса, проведенного в порядке, установленном Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".

4. Для согласования освобождения от должности руководителя органа регионального государственного строительного надзора высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации письмо с обоснованием необходимости принятия решения об освобождении от должности руководителя органа регионального государственного строительного надзора.

5. Рассмотрение документов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации для согласования назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа регионального государственного строительного надзора, осуществляется заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - заместитель Министра) в течение 10 рабочих дней со дня поступления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации документов, предусмотренных пунктом 2 или 4 настоящих Правил.

6. При рассмотрении документов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации для согласования назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа регионального государственного строительного надзора, кандидат на должность руководителя органа регионального государственного строительного надзора по решению заместителя Министра приглашается на собеседование в целях оценки профессиональных качеств указанного кандидата или оценки обоснованности доводов о необходимости принятия решения об освобождении от должности руководителя органа регионального государственного строительного надзора, изложенных в письме высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

7. По результатам рассмотрения представленных документов и собеседования, предусмотренных пунктами 2, 4 и 6 настоящих Правил, заместитель Министра выносит рекомендации:

а) о согласовании назначения на должность руководителя органа регионального государственного строительного надзора;

б) об отказе в согласовании назначения на должность руководителя органа регионального государственного строительного надзора;

в) о согласовании освобождения от должности руководителя органа регионального государственного строительного надзора;

г) об отказе в согласовании освобождения от должности руководителя органа регионального государственного строительного надзора.

8. При вынесении указанных в пункте 7 настоящих Правил рекомендаций заместитель Министра учитывает квалификационные требования для замещения соответствующих должностей государственной гражданской службы, а также оценивает обоснованность доводов о необходимости принятия решения об освобождении от должности руководителя органа регионального государственного строительного надзора.

9. На основании вынесенных в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил рекомендаций в течение 2 рабочих дней по истечении срока, установленного пунктом 5 настоящих Правил, заместитель Министра готовит представление для доклада Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и проект письма о согласовании или об отказе в согласовании назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа регионального государственного строительного надзора.

10. Решение о согласовании или об отказе в согласовании назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа регионального государственного строительного надзора принимается Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании представления заместителя Министра в течение 5 рабочих дней со дня представления проекта письма, предусмотренного пунктом 9 настоящих Правил. Соответствующее решение оформляется письмом за подписью Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа регионального государственного строительного надзора, и направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.

В Министерстве экономического развития РФ отметили, что у ведомства никогда не возникало каких-либо конфликтов с агентствами.

— Заместители руководителей подведомственных предприятий и служб сейчас действительно назначаются приказом министра. В случае принятия решения об изменении формы представления и утверждения руководящих работников это никак не повлияет на взаимодействие министерств и агентств, так как конфликта интересов у нас не возникало и не возникнет, — сказала помощник министра Елена Лашкина.

По мнению доцента департамента государственного и муниципального управления ВШЭ Павла Кудюкина, федеральные службы должны быть вовсе выведены из-под контроля министерств, чтобы предотвратить возможные конфликты.

— Министерства отвечают за определение политики и принятие нормативно-правовых актов, агентства предоставляют госуслуги и управляют госсобственностью, а службы обладают контрольно-надзорными функциями. Больше возможностей для конфликтов возникает между министерствами и службами, поскольку подведомственный орган обладает полномочиями, которые задевают интересы министерства. Из-за этого все службы вообще должны быть подведомственны правительству или президенту, чтобы у министерств не было соблазна их контролировать. Притом что по нормативной базе министерство только определяет план работы служб, командовать оно не может, но это заменяется неформальными взаимоотношениями — министр может позвонить заместителю, который был им назначен, и посоветовать принять некоторые факты во внимание, — сказал он.

Кудюкин считает, что изменение системы назначения усложнит взаимоотношения между министерствами и агентствами.

В свою очередь, по словам замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, если руководителей служб и агентств лишить права выбирать себе команду, то эти органы практически полностью лишатся самостоятельности.

— Когда проводилась реформа 2004 года, предполагалось, что у министерств будут функции только общего руководства и подготовки нормативно-правовых актов, а службы и агентства получат высокую степень самостоятельности. Но есть схемы, успешно работающие в других странах, и есть реальность, основанная на российских традициях, которые восходят к началу XIX века, когда только были созданы министерства при Александре I. Эта традиция сводится к тому, что министр в своей отрасли отвечает за всё, — говорит эксперт. — Процесс подчинения служб и агентств министрам начался давно, некоторые агентства вообще упразднили, другие оказались в большой зависимости от министров, и сейчас это только усиливается. Одно из главных прав руководителя — формировать команду из фигур, которые его устраивают. Если такое право отсутствует, то он не может отвечать за свое учреждение, а значит, отвечать будет тот, кто формирует руководство, — это дополнительный шаг на пути к усилению полномочий министров и дальнейшего ослабления роли служб и агентств.

Отметим, что конфликты между министерствами и подведомственными им агентствами случались уже не раз. Так, в 2012 году произошло резонансное столкновение между Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой). Госстроем в июле 2012 года пришел руководить Владимир Коган. После того как в октябре Олега Говоруна, ушедшего в отставку, на посту министра регионального развития сменил Игорь Слюняев, сложились напряженные отношения между двумя органами. Коган попытался вывести Госстрой из подчинения Минрегиона, но сделать это не удалось. В декабре Коган ушел в отставку из-за несогласия с изменением функций своего ведомства, которое провел новый глава Минрегиона. Госстрой возглавил замминистра регионального развития Владимир Токарев. Но кадровые перестановки не смогли решить проблему, Слюняев продолжал критиковать агентство за постоянное неисполнение распоряжений правительства. В итоге, отчасти чтобы разрешить конфликт между Минрегионом и Госстроем, в 2013 году Госстрой был преобразован в Министерство строительства и ЖКХ, которому были переданы все полномочия по надзору за ЖКХ. Сам же Минрегин был упразднен в сентябре прошлого года.

Председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов считает, что новая процедура назначения сможет минимизировать коррупционные риски.

Кабанов отметил, что конфликты интересов нередки в системе исполнительной власти.

— У министерств и агентств существует много избыточных и дублирующих функций, а это основа коррупции. То и дело возникают истории, когда замминистра является руководителем службы и при этом курирует департамент в министерстве, который должен эту службу проверять, что является конфликтом интересов в чистом виде. Недавно такая ситуация была в Минэкономразвития с Росимуществом: Ольга Дергунова — замминистра — курировала проверку и контроль Росимущества и в то же время была руководителем агентства, — сказал он.

Читайте также: