Живи и помни проблематика произведения кратко

Обновлено: 03.07.2024

История создания

При жизни Валентина Распутина произведение получило ошеломляющий успех. Повести были присуждены различные литературные премии. Не секрет, что анализируемое произведение легло в основу художественного фильма и театральных постановок.

Жанр и направление

Свое произведение Валентин Распутин создал в духе реализма, ведь автор достоверно изобразил действительность сурового военного времени. Он не идеализировал героев, не искажал реалии эпохи и места действия.

Композиция

Композиция произведения построена по классической схеме.

Смысл названия

В жизни каждому человеку важно помнить о том, без чего полноценно жить не получится: о семье, о Родине, о своем нравственном долге. Если все это отбросить, личность лишится всего, что ей дорого, и обесценит свое существование.

Суть: о чем повесть?

Настя рано потеряла отца и мать. Вместе с сестрой жила на подаяния, а потом они оказались у жадной и сварливой тетки. Естественно, она вышла замуж при первой же возможности — за Андрея Гуськова. Только вот в доме свекрови жилось еще труднее: упреки, обязанности и пренебрежение к сироте Настя вытерпела покорно. Однако со временем и ласковый прежде муж стал ее бить, ведь Настя не могла зачать ребенка.

Пришло военное время, и Андрей ушел на фронт, правда, со страхом, нежеланием и обидой. Он честно прослужил почти 4 года, не раз был ранен. Но руководство не дало ему отпуска домой, и Андрей возроптал. Его психическое состояние было подорвано голодом, холодом, одиночеством солдатской жизни. Он устал и дезертировал. Герой укрылся в охотничьей сторожке недалеко от родной деревни и стал наведываться в баню. По пропажам топора и других вещей Настя догадалась о его дезертирстве. Там они встретились. Теперь Настя знала тайну бегства мужа и помогала ему выжить.

Постепенно в деревню просочились слухи о бегстве Андрея. Настя по-прежнему молчала и помогала мужу. Но ее положение осложнилось беременностью. То, о чем она мечтала, стало теперь ужасным бременем. Свекровь и соседки начали догадываться о местонахождении Андрея, но Настя объяснило все изменой с приезжим городским чиновником. С каждым днем тучи сгущались: приехали люди из района, началось следствие по делу Андрея. За его женой стали наблюдать. И однажды Настя поплыла на лодке через реку к супругу и заметила погоню. Тогда отчаявшаяся и загнанная в угол женщина утопилась, спасая мужа от преследования.

Главные герои и их характеристика

  1. Главным героем повести является молодой человек по имени Андрей Гуськов. У него была супруга Настена. До военных событий они вместе прожили четыре года. Детей в семье не было. Андрей, как и все, пошел на войну. Он отважно сражался на поле боя. После того, как героя тяжело ранили, ему не дали полностью вылечиться и отправили в часть. В ответ на прошение об отпуске ему отказали без видимых причин. Герой очень обиделся на начальство и был на грани нервного срыва. Родные места манили и были слишком близко. И Андрей сдался: он сбежал и укрылся в охотничьей сторожке. Андрея нельзя назвать истинным патриотом, ведь он совершил дезертирство. Война надломила его: он стал слабым, трусливым, эгоистичным. Автор подробно описывает нравственную деградацию персонажа, начавшуюся с момента побега. Со временем главный персонаж начинает осознавать суть своего поступка, но уже ничего нельзя изменить. Происходят тайные встречи героя с супругой. Настена его искренне жалеет и кормит. Супруги вспоминают свою довоенную жизнь. Вскоре Настя узнает о своей беременности, однако Андрей больше озабочен своей судьбой, чем спасением супруги. Листая страницы известного произведения, читатель наблюдает, как постепенно деградирует личность персонажа. В финале он подвергает беременную жену опасности, уже не считаясь с ее положением и не обременяя себя заботами о ее судьбе.
  2. В образе Насти писатель воплотил молодую женщину — молчаливую и скрытную, забитую обстоятельствами и покорную судьбе. У нее была сложная жизнь: рано осиротела, жила впроголодь. Главная героиня, желая уйти от своей тёти, выходит замуж за Андрея. Однако ей было непросто жить с супругом и свекровью. На нее косо посматривали из-за отсутствия детей, муж даже бил ее за это, а свекровь постоянно ворчала. Но Настя все терпела. Когда Настя заметила, что пропал топор, она поняла, что её супруг где-то рядом. Девушка тайно встречается с мужем, кормит его. Она не говорит родителям Андрея, что он недалеко от них. Конечно же, Настя страдает от дезертирства мужа, но не видит выхода из ситуации: она не может подвести родного человека, но и укрывать его не имеет права. Со временем она очень устала от безысходности и опасности своего положения. Соседи начали догадываться о ее связи с дезертиром. Настя, нося ребёнка под сердцем, решила утопиться, когда поняла, что ее преследуют соседи. По ее следам они бы выследили Андрея. Поэтому Настя покончила с собой ради спасения мужа. Это говорит о силе и смелости ее характера.
  • В своем произведении Валентин Распутин затронул тему нравственного выбора в непростых жизненных обстоятельствах. Не секрет, что именно в тяжёлых условиях человек снимает маску и показывает свое настоящее лицо, демонстрируя истинные черты своего характера. Для главного героя война представляет собой слишком сложное испытание: он уходил на фронт с обидой и жалобами на судьбу. На фронте Андрей Гуськов показал себя в качестве отважного бойца, он был ранен несколько раз. Однако, когда война близилась к завершению, главный персонаж пал духом. Малодушие и эгоизм одержали верх над истинным патриотизмом. Предательство мучает душу Андрея. Главный персонаж даже не может показываться на глаза членам своей семьи. Из-за непреодолимых душевных мук главный герой становится похожим на загнанного зверя.
  • Темы доброты, преданности, любви тоже очень важны в повести. Полной противоположностью Андрею в произведении выступает образ Насти. Девушка отличается невероятным милосердием, добротой, отзывчивостью. Когда главная героиня узнает о подлом поступке своего мужа, она находит в себе силы, чтобы помочь ему. Настя все прощает Андрею и сохраняет верность ему, несмотря ни на что. Она искренне любит мужа. Не по своей воле Настя становится соучастницей большого преступления. Главная героиня вынуждена постоянно обманывать ради своего супруга.
  • Тема счастья. Испытав все тяготы военного времени, Андрей и Настя осознают, что подлинное счастье заключается в семье и любви. Однако у судьбы на них были свои планы. По мнению Насти, Андрея смогут простить, если он покается. Но главный герой слишком слаб духом, чтобы совершить такой серьёзный шаг.
  • Быт и нравы деревни. Мы узнаем о том, что в прежние времена жители деревни испытывали нужду, лишения и постоянное унижение в семье. Мужья пили и били жен, женщины срывали злобу на детях, а свекровь — на невестке. Очень часто семья не поддерживала людей, а доводила их до ручки. Герои стали такими из-за тяжелых условий жизни и безысходности.

Проблемы

Если нужно что-то добавить, напишите в комментариях, Литрекон сделает это.

Основная идея

Чему учит?

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 16.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 23.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 25.08.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Главные герои повести становятся перед жизненно важным выбором, от которого зависит дальнейшая судьба. Гуськов между защитой Родины и спасением собственной жизни выбирает второе. Теперь он вынужден прятаться и скрываться ото всех, даже от собственных родителей. Настена стоит перед выбором: открывать тайну мужа или скрывать его возвращение до последнего. Выбор каждого героя приводит к определенным последствиям. Финал произведения трагичен, поэтому проблема выбора звучит наиболее четко.

В названии повести ярко отразилась проблема памяти. Каждый человек, по мнению автора, должен помнить о том, что он когда-то совершил. Андрей Гуськов обречен всегда помнить то, что он предал Родину, что из-за него беременная жена совершила самоубийство.

Военная проблематика подразумевает демонстрацию отношения к войне. Андрей Гуськов в тяжелой судьбе обвиняет именно ее. Автор не спорит с тем, что война действительно многое разрушила и погубила, однако судьба Гуськова зависела только от него самого. Центральный персонаж не хотел брать ответственность за свой эгоистичный поступок, а исправлять его было слишком поздно.

В. Распутин не зря ставит своих персонажей в трудное для всех время. Война раскрыла характер каждого. Настена, на долю которой выпали огромные испытания, не отреклась от своего мужа-дезертира. Отец и мать Андрея до конца верили в своего сына и ждали его. Михеич, неосознанно чувствуя, что Андрей в деревне, мечтает лишь о том, чтобы встретиться с ним. Он искренне переживает за него, когда мужики заподозрили неладное.

Андрей Гуськов выбирает собственное существование, понимая, что тем самым предает свою Родину. Война становится не главным действующим персонажем, автора интересует психологический портрет человека, который одним только поступком изменил свою жизнь к худшему. В. Распутин демонстрирует нравственное падение личности. Главный герой забыл, что такое гражданский долг. Когда Андрей становится дезертиром, он превращается в зверя. Не зря на протяжении всего произведения показывается, что он учится выть как волк.

Андрей Гуськов не только отказался брать ответственность за собственный поступок, но и втянул в дело свою жену, которой приходилось скрывать от всей деревни, что ее муж вернулся и что она беременна именно от него. Так, автор поднимает не только проблемы нравственного выбора и проблему ответственности за свои поступки, но и проблему ответственности за судьбу другого человека.

С сюжетом все просто. Боец Андрей Гуськов, обиженный на госпитальную комиссию, не отпустившую его на побывку после ранения, отправляется в самовольное путешествие в родную деревню. Это человек прекрасно понимает, на что он решился, и какие кары ему грозят за дезертирство.

У Андрея – все по-другому, он не знал таких лишений, как его жена. Единственный сын у родителей, он живет в большом доме, в достатке. Читателю сначала может показаться, что Андрей любит Настену, но это не так. Создается впечатление, что он выбрал эту женщину абсолютно сознательно, именно потому, что она не имеет родственников, способных заступиться за нее.

Семье Гуськовых нужна работница, потому что мать стара и уже не справляется с ведением хозяйства. А Настена безотказна и безропотна, голодные годы научили ее покорно нести свою ношу. Она добра и уживчива, не помнит зла, такой женой легко управлять и командовать. Вся жизнь Настены – это бесконечная работа, сначала на тетку, потом на Гуськовых.

В мужнином доме она терпеливо выносит все выходки своей свекрови – ее бесконечное брюзжание либо ледяное молчание. При этом именно Настена делает всю работу по хозяйству, мужчины заботятся только о заготовке дров и сена. Андрей не любит жену и не уважает ее, не заступается за нее при нападках свекрови. За год он полностью переменил свое отношение к ней, стал распускать руки, а однажды избил до полусмерти. Нет никакой причины для деструктивного поведения – мужчина просто самоутверждается за счет супруги.

У Андрея такой же невыносимый характер, как и у его матери. Эти люди всегда и всем недовольны, обижены на окружающих и на саму жизнь. Недаром у Семеновны нет подруг, она почти ни с кем в деревне не общается. Со временем и Андрей станет точной копией своей матери, он также склонен обвинять близких, в частности, Настену, во всех грехах. Так, при уходе на фронт, он чувствует не печаль из-за прощания с родиной, а злобу, за то, что его оторвали от такой удобной, хорошей жизни.

Он становится дезертиром вовсе не от большой любви к родной Атамановке, к отцу, к Настене. Гуськов просто боится не дожить до победы. Но ведь на фронте всем страшно, каждый воин хочет выжить, возвратиться к своим родным, а дезертирами становятся люди, стремящиеся выжить любым путем. Переступив закон, Андрей со временем теряет человеческий облик – воет по-волчьи, ворует рыбу, уводит и убивает теленка.


Краткий анализ

Год написания – 1974 год.

История создания – Испытывая финансовую нужду, Распутин заключил договор на написание книги на тему стройки коммунизма. Однако в итоге сдал рукопись, центральным персонажем которой был дезертир. Повесть сразу завоевала большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Тема – Центральная тема произведения – нравственный выбор каждого из героев. Также автором затронуты проблемы долга, ответственности, сострадания, любви.

Композиция – В основе композиции лежит антитеза – противопоставление двух человеческих начал – Андрея и его жены Настены. Композиция включает в себя экспозицию (описание главных героев и их жизни), завязку (уход Андрея на фронт), развитие событий (госпитализация Андрея, его дезертирство), кульминация (самоубийство Настёны), развязка (поиск Андрея в деревне).

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

С точки зрения выбора темы иркутский писатель оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия – живи, но помни о содеянном тобой.

Повесть Распутина была удостоена литературных премий ещё при жизни писателя, она легла в основу театральных постановок и оперы, по ней снят художественный фильм.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.

Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершённое им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье – он дезертир, предатель, отщепенец. Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настёны – его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.

Узнав о предательстве Андрея, она все же находит в себе силы пожалеть его и помочь ему. Помимо воли Настёна становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.

Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье – это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настёна верит, что Андрея простят, если он выйдет к людям и добровольно покается. Однако он слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Андрей находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар прежде всего всю свою семью.

Весть о беременности Настёны становится большим счастьем и вместе с тем серьезным испытанием для женщины. В деревне её обвиняют в измене мужу, свёкр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения. Не выдержав всех лишений, выпавших на её долю, Настёна принимает решение покончить жизнь самоубийством. Весть о смерти жены и их неродившегося ребёнка становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.

Автор подчёркивает основную мысль своего произведения – нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.

Композиция

Проводя анализ повести «Живи и помни, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настёны, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.

Композиция произведения включает в себя:

  • экспозиция – знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
  • завязка – уход Андрея на фронт;
  • развитие событий – тяжёлое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
  • кульминация – самоубийство Настёны, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
  • развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.

Главные герои

Краткий анализ

Год написания – 1974 год.
История создания – Испытывая финансовую нужду, Распутин заключил договор на написание книги на тему стройки коммунизма. Однако в итоге сдал рукопись, центральным персонажем которой был дезертир. Повесть сразу завоевала большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Тема – Центральная тема произведения – нравственный выбор каждого из героев. Также автором затронуты проблемы долга, ответственности, сострадания, любви.

Композиция – В основе композиция лежит антитеза – противопоставление двух человеческих начал – Андрея и его жены Настены. Композиция включает в себя эпилог (описание главных героев и их жизни), завязку (уход Андрея на фронт), развитие событий (госпитализация Андрея, его дезертирство), кульминация (самоубийство Настены), развязка (поиск Андрея в деревне).

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

С точки зрения выбора темы писатель иркутский писатель оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия – живи, но помни о содеянном тобой.

Повесть Распутина была удостоена литературными премиями еще при жизни писателя, она легла в основу театральных постановок и оперы, по ней снят художественный фильм.

Посмотрите, что еще у нас есть:


Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.

Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершенное им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье – он дезертир, предатель, отщепенец. Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настены – его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.

Узнав о предательстве Андрея, она, все же, находит в себе силы пожалеть и помочь ему. Помимо воли Настена становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.

Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье – это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настена верит, что Андрея простят, если он выйдет людям и добровольно покается. Однако мужчина слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Он находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар, прежде всего, всю свою семью.

Весть о беременности Настены становится большим счастьем и, вместе с тем, серьезным испытанием для женщины. В деревне ее обвиняют в измене мужу, свекр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения. Не выдержав всех лишений, выпавших на ее долю, Настена принимает решение покончить жизнь самоубийством. Весть о смерти жены и их не родившегося ребенком становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.

Автор подчеркивает основную мысль своего произведения – нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.

Анализ произведения

Она нашла силы в себе помочь Андрею, пожалеть его. Это был для нее трудный шаг: девушке пришлось хитрить, лгать, жить в страхе, изворачиваться. Она почувствовала уже, что становится чужой, отдаляется от односельчан. Однако такой путь она выбрала ради мужа, так как любила его.


Чувство вины за то, что совершил ее муж, не дает ей спокойно жить. Она, укрывая бежавшего мужа, приняла его дезертирство на себя. После каждой встречи с Андреем Настена все больше отгораживалась от людей, с которыми всю жизнь делила и горе, и радость. Даже ожидание ребенка делается для нее мучительным. Повесть заканчивается гибелью Настены, она не может найти логического решения и искупает своей смертью вину невольного позора за тяжкий поступок своего мужа.

Почему жизнь так жестока и несправедлива? Андрей — человек без совести — остается жить, ! а жизнь такой прекрасной, честной, доброй, чистой женщины Настены обрывается. Но не только Настена стала жертвой ужасного поступка Андрея, но и его отец. Михеич тяжело переживает, замыкается в себе, предчувствуя недоброе, а потом тяжело заболевает.В этой повести В. Распутин показывает постепенную деградацию человека. Ведь Андрей из доброго, любящего сына и мужа превращается в ничтожное животное. Сделанный выбор оказывает непоправимое воздействие на его дальнейшую жизнь. Стирается грань между хорошим и плохим, правильным и неправильным. По сути, Андрей уже не властен над своей жизнью и своими поступками, он плывет по течению.

Андрей, как это ни страшно, отстраняется от своих близких, чтобы сохранить свою жизнь. Его не трогают ни смерть жены, которая могла стать матерью его ребенка, ни болезнь отца. Его заботит только собственное благополучие. Андрей, отдалившись от людей, постепенно теряет все человеческое. Он даже пытается выть на луну, подобно волкам. Какой-то момент он еще понимал, что отдаляется от нормальной жизни, но сделать уже ничего не мог. Внешние обстоятельства были сильнее, и его воли не хватило противостоять им. Он подчинился.

Трагедией же в повести является гибель Настены. Эта женщина представляет собой настоящий русский характер, который воплощается во многих героинях повестей Распутина. Настена — высоконравственная личность, чувствующая свою вину за поступок мужа, но несущая этот крест. Она покончила с собой, но при этом нравственно очистилась. В ее душе нравственные законы победили, как побеждают они в душе всего народа. Для Андрея же ее самоубийство стало еще одно ступенью вниз, ведь он видел в ребенке, которого носила Настена, свое спасение. И их гибель — это наказание за то, что он преступил через все моральные законы в своей душе.

Его объявляют дезертиром. Это был для него настоящий приговор. Дома его ждали не родные и близкие, а милиционеры и военные. Поэтому главный герой должен был скрываться, так как в те времена дезертиров расстреливали без суда и следствия. Единственное, кому он мог доверять — это собственной жене — Настёне. Они поженились ещё до войны и нельзя сказать, что это была крепкая семья. Нельзя сказать, что она его сильно любила.

Пошли слухи, что там у Насти любовник и она не верна своему мужу, Настя вынуждена была терпеть презрение со стороны окружающих, но не выдавать мужа. Она забеременела и слухи только усилились, а она продолжала помогать своему мужу. Когда слухи дошли до милиционеров, то они решили проследить за ней, когда она, в очередной раз плыла на лодке в лес к своему родному мужу. Заметив это, она принимает решение совершить самоубийство, чтобы спасти мужа.

Андрей Гуськов — дезертир, который не дослужил пару месяцев, война кончилась и односельчане встретили с фронта всех как героев, а ему суждено было жить и помнить о том, к чему привел его побег. Живи и помни, Андрей Гуськов.

Композиция

Проводя в повести «Живи и помни анализ произведения, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настены, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.

Композиция произведения включает в себя:

  • эпилог – знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
  • завязка – уход Андрея на фронт;
  • развитие событий – тяжелое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
  • кульминация – самоубийство Настены, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
  • развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.

Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой — понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертиро­вал с фронта, а такое преступление в военное время не прощает­ся.

Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.

Портрет Настены (длинной, тощей, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице) показы­вает, какие моральные и физические муки принесла женщине война. Лишь младшая сестра Катька заставляла Настену прояв­лять интерес к жизни, искать работу. Все тяготы Настена перено­сила стойко, научившись отмалчиваться.

Самым большим несча­стьем своим она считала бездетность. Ее муж Андрей тоже переживал по этому поводу и нередко поколачивал.

Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслу­жил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно.

Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься.

Андрей вспомнил показатель­ный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя со­вершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, на­конец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил ра­дости от вида деревни. В.Г.

Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя.

Душевные муки, нервное на­пряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превра­щают его в загнанного зверя.

Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены.

Из-за Андрея женщине приходится врать и изво­рачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается про­тивостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г.

Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти офици­альная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека.

Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте.

В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только од­на сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям при­снился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде прихо­дит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рас­сказывая, что замучилась с ребятишками.

Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно из­лагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выраже­ны им в афористичных фразах: «Жизнь — не одежка, ее по де­сять раз не примеряют.

Парадок­сально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бе­дой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаимопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны.

Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее. Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечно­го страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет повести В.Г.

Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души лю­дей. Боль за судьбу русской деревни — сквозная тема твор­чества В.Г. Распутина.

Читайте также: