Порядок назначения референдума кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ст.1 - Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за или против.

5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным.

6. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:

1) не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой Конституции РФ на всенародное голосование.

Возбуждение вопроса о проведении референдума гражданами распадается на несколько этапов.

1. Необходимо выступить с инициативой о проведении референдума и создать инициативную группу референдума в количестве не менее 100 человек, обладающих правом на участие во всероссийском референдуме.

2. Проводится регистрация инициативной группы. Последняя обращается с письменным ходатайством о регистрации в избирательную комиссию того субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство членов группы. Если избирательная комиссия не сформирована, ее функции по регистрации инициативной группы временно выполняет законодательный (представительный) орган субъекта Федерации.

3. Проводится сбор подписей.

4. Избирательная комиссия субъекта Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям законодательства, в том числе достоверность подписей, по результатам проверки принимает постановление и в течение 15 дней направляет постановление в Центральную избирательную комиссию РФ.

5. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания и инициативную группу.

Назначение референдума. Решение о проведении всероссийского референдума принимает Президент РФ. До принятия решения президент в течение десяти дней со дня поступления к нему необходимых документов и материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствующей проверке.

Подготовка и проведение акта голосования осуществляют Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные (районные, городские и др.), участковые комиссии референдума.

Комиссии референдума, каждая на своем уровне, решают все практические вопросы его организации и проведения (составляют списки голосующих, знакомят с ними граждан в установленные законом сроки, проводят голосование на своих участках, обеспечивают голосование граждан, не могущих прибыть на участки для голосования, на дому)

Центральная комиссия референдума осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, определяет результаты референдума и публикует их в средствах массовой информации, осуществляет иные полномочия.

Результаты референдума. Центральная комиссия референдума признает всероссийский референдум состоявшимся, если в голосовании участвовало более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. И признает решение принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании.

1. Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 24 апреля 2008 г. N 1-ФКЗ статья 23 настоящего Федерального конституционного закона дополнена частью 1.1

1.1. Порядок, установленный частью 1 настоящей статьи, не изменяется в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал запрос Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 17 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.

2. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.

3. При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

4. При назначении референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации могут быть установлены иные, чем указанные в части 3 настоящей статьи, сроки проведения референдума.

5. Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

6. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

Лица, обладающие правом участия в референдуме РФ

Гражданин РФ может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Право участия во всероссийских референдумах принадлежит любым гражданам РФ, независимо от места их проживания. Право участия в референдумах субъектов РФ , местных референдумах принадлежит гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающие на законных основаниях на территории соответствующих муниципальных образований.

Право голоса на перечисленных референдумах принадлежит лишь лицам, достигшим на день проведения референдума восемнадцатилетнего возраста. Не имеют права участвовать в референдумах любого уровня лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Вопросы, обязательно выносимые на референдум РФ:

1) Проект новой Конституции РФ.

2) Проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В целом же на референдум РФ могут выноситься любые важные вопросы жизни Российской Федерации.

Обстоятельства, исключающие проведение референдума РФ:

Референдумы не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения , а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум РФ не проводится в период избирательной кампании, а также в случае, если его проведение приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

1) Не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них);

2) Конституционному собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ;

3) Федеральным органам власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и ФКЗ о референдуме РФ.

Порядок назначения референдума РФ

Референдум РФ во всех случаях назначает Президент РФ своим указом. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет его Президенту.

Роль Конституционного Суда РФ в процедуре назначения референдума РФ : Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по её реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти.

Таким образом, Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума РФ, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению.

Подготовку и проведение референдума РФ осуществляют:

1) ЦИК РФ (Центральная комиссия референдума);

2) Избирательные комиссии субъектов РФ;

3) Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и другие);

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

1) ФОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМС

2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;

4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума РФ.




Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума, сохраняются на прежних местах.

Агитация может проводиться:

2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);

3) путем выпуска агитационных материалов;

Порядок голосования на референдуме РФ

Голосование на референдуме проводится в установленный день с 8 до 20 часов по местному времени.

Каждый участник референдума голосует лично. Участник референдума, который не может самостоятельно заполнить бюллетень , вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии референдума. Заполненный бюллетень участник референдума опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Определение результатов референдума РФ

ЦИК РФ признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума , внесенных в списки участников референдума.

Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме РФ

Официальное опубликование результатов референдума осуществляется ЦИК РФ в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума.

Юридическая сила решения, принятого на референдуме:

1) Решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении;

2) Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации;

3) Решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.

Решение КС РФ по "делу о референдуме" (Пост-е от 11.06.03г.)

Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов ГД о проверке конституционности положений ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ".

Признать ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ" не противоречащим Конституции Российской Федерации , постольку, поскольку:

- периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в одной и другой формах, должны быть соразмерны;

- период, в течение которого граждане РФ вправе выступать с инициативой о проведении референдума и участвовать в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла.

Решение КС РФ по "татарстанскому делу" (Пост-е от 13.03.92г.).

Конституционный Суд РФ постановил:

1. Признать положения Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР, ограничивающие действие законов РФ на территории Республики Татарстан, не соответствующими Конституции РСФСР .

2. Признать положение о том, что "отношения Татарской ССР с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками строятся на основе Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками", не соответствующим Конституции РСФСР в той мере, в какой это исключает конституционно-правовые основы урегулирования отношений Республики Татарстан и федерации в целом, поскольку это связано с односторонним изменением национально-государственного устройства РФ и означает, что Республика Татарстан не состоит в РФ.

5. Признать статьи Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" касающиеся установления порядка референдума соответствующими Конституции РСФСР .

Конституционный статус личности: понятие, элементы, принципы. Понятие и принципы российского гражданства по ФЗ "О гражданстве РФ".

Общественное положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое социальными нормами (нормы морали, обычаи, традиции, нормы общественных объединений, религиозные нормы, нормы права).

Правовое положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое правовыми нормами (нормы: гражданского права; уголовного права; административного права; трудового права; конституционного права).

Основы правового положения личности

Основы правового положения личности закреплены нормами конституционного права.

Виды конституционного статуса личности:

1) Общий КСЛ – предполагает единство статуса граждан, определяемого принципом их равноправия перед законом и судом (ч.2 ст.19 Конституции РФ);

2) Специальный КСЛ – это совокупность специальных прав и обязанностей отдельной группы лиц, обладающих специфическими чертами их положения в обществе и государстве (депутаты, судьи, иностранные граждане, дипломаты, обвиняемые, осуждённые).

3) Индивидуальный КСЛ – определяется общим КСЛ и набором специальных КСЛ (осуждённый иностранный гражданин, судья в отставке).

Элементы конституционного статуса личности:

3) Права и свободы;

Категории лиц: Граждане РФ; иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды).

Лица, обладающие правом участия в референдуме РФ

Гражданин РФ может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Право участия во всероссийских референдумах принадлежит любым гражданам РФ, независимо от места их проживания. Право участия в референдумах субъектов РФ , местных референдумах принадлежит гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающие на законных основаниях на территории соответствующих муниципальных образований.

Право голоса на перечисленных референдумах принадлежит лишь лицам, достигшим на день проведения референдума восемнадцатилетнего возраста. Не имеют права участвовать в референдумах любого уровня лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Вопросы, обязательно выносимые на референдум РФ:

1) Проект новой Конституции РФ.

2) Проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В целом же на референдум РФ могут выноситься любые важные вопросы жизни Российской Федерации.

Обстоятельства, исключающие проведение референдума РФ:

Референдумы не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения , а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум РФ не проводится в период избирательной кампании, а также в случае, если его проведение приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

1) Не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них);

2) Конституционному собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ;

3) Федеральным органам власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и ФКЗ о референдуме РФ.

Порядок назначения референдума РФ

Референдум РФ во всех случаях назначает Президент РФ своим указом. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет его Президенту.

Роль Конституционного Суда РФ в процедуре назначения референдума РФ : Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по её реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти.

Таким образом, Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума РФ, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению.

Подготовку и проведение референдума РФ осуществляют:

1) ЦИК РФ (Центральная комиссия референдума);

2) Избирательные комиссии субъектов РФ;

3) Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и другие);

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

1) ФОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМС

2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;

4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума РФ.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума, сохраняются на прежних местах.

Агитация может проводиться:

2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);

3) путем выпуска агитационных материалов;

Порядок голосования на референдуме РФ

Голосование на референдуме проводится в установленный день с 8 до 20 часов по местному времени.

Каждый участник референдума голосует лично. Участник референдума, который не может самостоятельно заполнить бюллетень , вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии референдума. Заполненный бюллетень участник референдума опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Определение результатов референдума РФ

ЦИК РФ признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума , внесенных в списки участников референдума.

Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме РФ

Официальное опубликование результатов референдума осуществляется ЦИК РФ в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума.

Юридическая сила решения, принятого на референдуме:

1) Решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении;

2) Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации;

3) Решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.

Решение КС РФ по "делу о референдуме" (Пост-е от 11.06.03г.)

Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов ГД о проверке конституционности положений ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ".

Признать ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ" не противоречащим Конституции Российской Федерации , постольку, поскольку:

- периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в одной и другой формах, должны быть соразмерны;

- период, в течение которого граждане РФ вправе выступать с инициативой о проведении референдума и участвовать в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла.

Решение КС РФ по "татарстанскому делу" (Пост-е от 13.03.92г.).

Конституционный Суд РФ постановил:

1. Признать положения Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР, ограничивающие действие законов РФ на территории Республики Татарстан, не соответствующими Конституции РСФСР .

2. Признать положение о том, что "отношения Татарской ССР с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками строятся на основе Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками", не соответствующим Конституции РСФСР в той мере, в какой это исключает конституционно-правовые основы урегулирования отношений Республики Татарстан и федерации в целом, поскольку это связано с односторонним изменением национально-государственного устройства РФ и означает, что Республика Татарстан не состоит в РФ.

5. Признать статьи Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" касающиеся установления порядка референдума соответствующими Конституции РСФСР .

Конституционный статус личности: понятие, элементы, принципы. Понятие и принципы российского гражданства по ФЗ "О гражданстве РФ".

Общественное положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое социальными нормами (нормы морали, обычаи, традиции, нормы общественных объединений, религиозные нормы, нормы права).

Правовое положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое правовыми нормами (нормы: гражданского права; уголовного права; административного права; трудового права; конституционного права).

Основы правового положения личности

Основы правового положения личности закреплены нормами конституционного права.

Виды конституционного статуса личности:

1) Общий КСЛ – предполагает единство статуса граждан, определяемого принципом их равноправия перед законом и судом (ч.2 ст.19 Конституции РФ);

2) Специальный КСЛ – это совокупность специальных прав и обязанностей отдельной группы лиц, обладающих специфическими чертами их положения в обществе и государстве (депутаты, судьи, иностранные граждане, дипломаты, обвиняемые, осуждённые).

3) Индивидуальный КСЛ – определяется общим КСЛ и набором специальных КСЛ (осуждённый иностранный гражданин, судья в отставке).

Элементы конституционного статуса личности:

3) Права и свободы;

Категории лиц: Граждане РФ; иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды).

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Например, таковыми были в 1970-1980-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одоб­рили перевод транспорта на правостороннее движение, но, не­смотря на это, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума является плебисцит , который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти. Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Референдум РФ (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Организация и проведение референдума

Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):

  1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.
  2. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
  3. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
  4. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
  5. Участие гражданина РФ (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
  6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.

Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ.

На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоре­чить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):

  1. военное или чрезвычайное положения, введенное на территории РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
  2. введение в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом;
  3. последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа;
  4. период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык РФ, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе РФ, а также языки народов РФ на территориях их компактного проживания.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно . Государство обеспечивает информирование граждан РФ о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

  1. не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  2. Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
  3. федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.

Назначение референдума

Референдум назначает Президент РФ . Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии КонституцииРФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей КонституцииРФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум.

При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.

Читайте также: