Порядок изменения статуса субъекта рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конституция РФ в ст. 65, закрепляя состав Российской Федерации, различает шесть видов ее субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Субъекты РФ имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Правовой статус границ субъекта РФ отличается от статуса государственной границы РФ. Органы государственной власти субъектов РФ распространяют свою власть на всю ее территорию.

Территория субъекта, являясь частью территории Российской Федерации, включает землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния,

используемые для обеспечения материальных и духовных потребностей народов субъектов РФ.

Субъекты РФ имеют внутреннюю границу, отделяющую их от других субъектов РФ, а также могут иметь и внешнюю границу, отделяющую их от иностранных государств. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Внешняя граница субъекта РФ является вместе с тем государственной границей РФ и определяется международными договорами и соглашениями России с иностранными государствами. Как правило, территории субъектов РФ определялись исторически.

Субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения. В ст. 73 Конституции РФ закреплен принцип полноты власти субъекта Федерации в пределах его прав. Суть этого принципа заключается в том, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ последние обладают всей полнотой государственной власти.

Перечень предметов ведения субъектов РФ и их полномочий по предметам совместного ведения устанавливается в конституциях (уставах) субъектов РФ, а также по отдельным вопросам в федеральном и региональном законодательстве.

Предметы ведения субъекта РФ охватывают те сферы общественных отношений, которые связаны с их внутренними задачами. Реализуемая в этих целях компетенция не может выходить за рамки собственных структур и должна базироваться на внутрирегиональных коммуникациях, на собственных объектах регулирования и внутренних финансовых и материальных ресурсах.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ согласно федеральному законодательству может быть изменен двумя способами:

1) путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой;

2) путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Федерации путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой означает присвоение субъекту иного вида конституционно-правового статуса субъекта РФ из числа установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, что подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ1. Например, область может быть преобразована в край, край — в республику и т. п. Таким образом, изменяется субъектный состав Российской Федерации, конституционный статус субъекта РФ, но при этом его территория остается без изменения.

48. Принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами. Федеративный договор: содержание и значение. Предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

1.Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ, субъектов РФ и предметы их совместного ведения.

РФ обладает суверенитетом на всей территории РФ и осуществляет полномочия, отнесенные к предметам ее исключительного ведения в силу их особой важности для государства.

Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти, т. е. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

Сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ – полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.

Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам:

1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному;

2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий;

3) независимости органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении своих полномочий от федеральных органов власти.

Соответствие законодательства субъектов РФ означает, что все акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции, должны соответствовать положениям Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. В случае, если орган государственной власти субъекта РФ принял акт вне пределов своей компетенции, такой акт может быть признан не соответствующим федеральному законодательству судом по заявлению заинтересованного лица в установленном порядке, а значит, такой акт не подлежит применению и ссылки на него недопустимы.

Равноправие субъектов РФ перед РФ означает, что все субъекты РФ вправе самостоятельно, независимо от других, осуществлять полномочия в пределах своей компетенции, при этом полномочия по изданию нормативных актов у всех субъектов равные. Ни один субъект РФ независимо от его формы (республика, край, область, автономный округ или область, город федерального значения) не может обладать большим или меньшим объемом полномочий, так

как полномочия субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ для всех субъектов одновременно, а конкретизация федеративными договорами о разграничении предметов ведения касается только предметов совместного ведения.

Органы государственной власти субъектов РФ исполняют свои полномочия, но только в пределах своей компетенции либо по предметам совместного ведения согласно федеративным договорам о разграничении предметов ведения. Никакие органы государственной власти РФ не вправе препятствовать осуществлению полномочий субъектов РФ, принуждать к принятию того или иного закона.

2. ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР - один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Включает три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти РФ и соответственно органами власти: а) суверенных республик в составе РФ; б) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; в) автономной области, автономных округов в составе РФ.

По своему содержанию Федеративный договор не является ни учредительным договором, ни договором о преобразовании в федерацию государства с иным государственно-территориальным устройством, посĸольĸу ĸ моменту его заĸлючения РФ уже сложилась ĸаĸ суверенное федеративное государство. Вместе с тем федеративные отношения на основе принципа разделения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъеĸтами стали новым шагом в развитии федерализма в России.

Федеративный договор юридически закреплял реально существовавшие в то время различные типы субъектов РФ - национально-государственные (суверенные республиĸи в составе РФ), административно-территориальные (ĸрая, области, города Мосĸва и Санĸт-Петербург) и национально-территориальные (автономная область и автономные оĸруга) образования.

Что же касается передачи осуществления части полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органам исполнительной власти Российской Федерации, то пределы договорного регулирования не установлены федеральным законодательством. Отсюда следует, что региональные органы исполнительной власти вправе передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление любого полномочия, отнесенного к их компетенции.

3. Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ формируют полномочия, закрепленные в качестве таковых в Основном законе.

Согласно положениям статьи 72 Конституции России предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ формируют следующие правомочия:

– обеспечение полного соответствия конституций, уставов, законов и других нормативно-правовых актов республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, городов федерального значения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

– защита прав и свобод человека, а также прав национальных меньшинств;

– обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;

– разграничение государственной собственности и имущества;

– введение общих принципов организации системы органов государственной и муниципальной власти;

– охрана режима пограничных зон;

– координация внешнеэкономических и международных связей субъектов РФ, выполнение положений международных договоров Российской Федерации;

– координация решения вопросов сферы здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства, детства;

– гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения;

– сферы воспитания, культуры, образования, науки, физической культуры и массового спорта;

– вопросы владения, пользования и распоряжения землей и недрами, водными и иными природными ресурсами;

– вопросы природопользования, охраны окружающей среды, экологической безопасности, защиты особо охраняемых природных территорий и культурно-исторических памятников;

– реализация мер по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами, эпидемиями, а также ликвидация их последствий;

– принятие общих принципов системы налогообложения в Российской Федерации;

– административное, административно-процессуальное, жилищное, семейное, трудовое, земельное, лесное и водное законодательство, а также законодательство о недрах и охране окружающей среды;

– кадры правоохранительных и судебных органов;

– адвокатура и нотариат;

– защита традиционной среды обитания и образа жизни малочисленных этнических народностей.

Нормы статьи 72 Конституции о предметах совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в равной и полной мере распространяются на республики, края и области, автономные округа и автономную область, города федерального значения.

– Конституцией Российской Федерации;

– соответствующими договорами и соглашениями о разграничении полномочий и соглашениями;

– нормативно-правовыми актами Президента и Правительства РФ, издаваемыми в соответствии с Конституцией и федеральными законами;

– законами субъектов РФ.

Вышеуказанные источники, определяя полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать:

– права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

– источники и порядок финансирования реализации соответствующих полномочий.

Не допускается одновременно возлагать одни и те же полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.Однако, как показывает реальность, у Российской Федерации вовсе нет желания менять статус субъектов в составе Российской Федерации. Когда Свердловская область хотела объявить себя Уральской республикой, центральные органы власти предприняли все усилия, чтобы не допустить этого. Проблемы с выходом республик из состава Российской Федерации еще более сложны.

Выход автономного округа из состава края или области является изменением его статуса с точки зрения делениясубъектов Федерации на два типа: непосредственно входящих в состав Федерации и являющихся не только субъектомФедерации, но и составной частью сложного образования (например, Тюменская область и автономные округа в еесоставе).

Очевидно, что выход автономного округа из состава края (области) и его непосредственное вхождение в состав Федерации влечет за собой территориальные изменения, так как территория округа является одновременно и частью территории другого субъекта Федерации. Не ясно следующее: происходит ли в этом случае изменение границмежду субъектами Федерации в смысле ч.3 ст. 67? Если да, то в этом случае для изменения статуса недостаточносогласования воли Федерации и автономного округа. Необходимо соблюсти требование и ч.З ст. 67 Конституции о

том, что границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (конституции и уставытребуют для этого проведение референдума или же принятие решения об изменении границ законодательным собранием субъекта Федерации, чье согласие на изменение территории требуется).

Между тем, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по запросу о толковании ч.4 ст.66Конституции (см. 3.2.2) говорится, что для изменения статуса автономного округа, входящего в состав края илиобласти, не требуется согласия края (области). Причем в Конституции (ч.4 ст.66) упоминается о вхождении в состав края или области только автономных округов. Следовательно, любой вариант изменения статуса автономногоокруга, входящего в состав края (области), должен быть приобретением статуса субъекта, непосредственно входящего в состав Российской Федерации.

Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ. К П.в.с. РФ относится круг тех вопросов, которые находятся вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон, по смыслу ст. 73 действующей Конституции, не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ.Нарушение этой конституционной нормы влечет за собой признание федерального закона неконституционным. По соглашению с федеральными органами государственной власти субъекты РФ вправе относить любые вопросы, находящиеся в их ведении, к ведению РФ. В то же время субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) объявлять вопросы, определенные в ч. 4 ст. 76 Конституции РФ (по которым субъекты РФ могут самостоятельно осуществлять полномочия), вопросами их исключительной компетенции, предметами их исключительного ведения, которые не могут передаваться в компетенцию Федерации

Статья 80 К.Субъекты Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Согласно ч.5 ст.66 Конституции статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации

и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.Однако, как показывает реальность, у Российской Федерации вовсе нет желания менять статус субъектов в составе Российской Федерации. Когда Свердловская область хотела объявить себя Уральской республикой, центральные органы власти предприняли все усилия, чтобы не допустить этого. Проблемы с выходом республик из состава Российской Федерации еще более сложны.




Выход автономного округа из состава края или области является изменением его статуса с точки зрения делениясубъектов Федерации на два типа: непосредственно входящих в состав Федерации и являющихся не только субъектомФедерации, но и составной частью сложного образования (например, Тюменская область и автономные округа в еесоставе).

Очевидно, что выход автономного округа из состава края (области) и его непосредственное вхождение в состав Федерации влечет за собой территориальные изменения, так как территория округа является одновременно и частью территории другого субъекта Федерации. Не ясно следующее: происходит ли в этом случае изменение границмежду субъектами Федерации в смысле ч.3 ст. 67? Если да, то в этом случае для изменения статуса недостаточносогласования воли Федерации и автономного округа. Необходимо соблюсти требование и ч.З ст. 67 Конституции о

том, что границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (конституции и уставытребуют для этого проведение референдума или же принятие решения об изменении границ законодательным собранием субъекта Федерации, чье согласие на изменение территории требуется).

Между тем, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по запросу о толковании ч.4 ст.66Конституции (см. 3.2.2) говорится, что для изменения статуса автономного округа, входящего в состав края илиобласти, не требуется согласия края (области). Причем в Конституции (ч.4 ст.66) упоминается о вхождении в состав края или области только автономных округов. Следовательно, любой вариант изменения статуса автономногоокруга, входящего в состав края (области), должен быть приобретением статуса субъекта, непосредственно входящего в состав Российской Федерации.

Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ. К П.в.с. РФ относится круг тех вопросов, которые находятся вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон, по смыслу ст. 73 действующей Конституции, не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ.Нарушение этой конституционной нормы влечет за собой признание федерального закона неконституционным. По соглашению с федеральными органами государственной власти субъекты РФ вправе относить любые вопросы, находящиеся в их ведении, к ведению РФ. В то же время субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) объявлять вопросы, определенные в ч. 4 ст. 76 Конституции РФ (по которым субъекты РФ могут самостоятельно осуществлять полномочия), вопросами их исключительной компетенции, предметами их исключительного ведения, которые не могут передаваться в компетенцию Федерации

Статья 80 К.Субъекты Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации

1. Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

3. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора.

4. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта
    • Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта
    • Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта
    • Статья 5. Условия образования в составе Российской Федерации нового субъекта
    • Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию
    • Статья 7. Вопросы, регулируемые международным договором
    • Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного договора на ратификацию и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
    • Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
    • Статья 10. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта
    • Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
    • Статья 12. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
    • Статья 13. Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
    • Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

    Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ
    "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    31 октября 2005 г.

    Одобрен Государственной Думой 30 ноября 2001 года

    Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

    Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации

    17 декабря 2001 г.

    Определяются основные требования к принятию в РФ и образованию в ее составе нового субъекта: добровольная основа; соблюдение государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства, прав и свобод человека и гражданина; учет сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов РФ, их социально-экономических возможностей.

    В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть на основании международного договора.

    Образование нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Рассмотрены вопросы об инициативе образования нового субъекта. Закреплен порядок внесения в Государственную Думу РФ и содержание соответствующего проекта федерального конституционного закона.

    Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

    Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

    1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

    2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;

    3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

    4) каждый субъект РФ вправе иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

    Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

    В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса:

    1) Республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

    2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей РФ. Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств;

    3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Кон. РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят ФЗ об автономной области, автономном округе.

    Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время, например, в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. КС РФ в Постановлении разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

    Предметы ведения РФ.

    Предметы ведения РФ — закреплены Кон. РФ и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам гос. власти.

    К предметам ведения РФ относится сфера общ. отношений, регулирование которых отнесено исключительно к компетенции РФ. К ним относится то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

    К предметам ведения РФ относятся сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, находящиеся под воздействием и в распоряжении органов федеральной власти (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.).

    В статье 71 Кон. РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят :

    • принятие и изменение Кон. РФ и ФЗ и контроль за их соблюдением;
    • федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и её субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);
    • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
    • гражданство в РФ;
    • регулирование и защита прав национальных меньшинств;
    • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
    • формирование федеральных органов государственной власти;
    • федеральная гос. собственность и управление ею;
    • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
    • установление правовых основ единого рынка;
    • федеральные фонды регионального развития;
    • федеральный бюджет;
    • федеральные налоги и сборы;
    • федеральные энергетические системы;
    • вопросы войны и мира;
    • оборона и безопасность;
    • оборонное производство и др.

    Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных ФЗ для внесения поправок в Кон. РФ . По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы гос. власти вправе принимать и иные акты: Указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

    Читайте также: