Попытки хозяйственных реформ 1953 1964 гг причины их неудачи кратко

Обновлено: 08.07.2024

Преобразования Н.С. Хрущева затронули разные стороны жизни советского общества и были отчасти связаны с критикой культа личности И.Сталина.

Реформа управления

В конце января 1957 г. широкому кругу руководителей страны для обсуждения была разослана записка Н.С. Хрущёва об улучшении руководства промышленностью и строительством. Суть записки заключалась в предложении отменить ведомственное подчинение предприятий и отдать их в ведение регионов.

В ноябре 1962 г. пленум ЦК КПСС по инициативе Хрущева взял курс на перестройку по производственному принципу всех руководящих органов. Партийные организации - от областных и ниже – делились на промышленные и сельские. После этого областные организации и управления связи, торговли, народного образования, здравоохранения, подчинявшиеся и промышленным и сельским партийным и советским органам, стали ежедневно получать дублирующие постановления и распоряжения по одним и тем же вопросам.

В 1962-1963 гг. произошло дальнейшее укрупнение совнархозов, над ними надстраивались новые органы (республиканские и общесоюзные СНХ). В марте 1963 г. был создан Высший Совет народного хозяйства, фактически возрождавший централизованную структуру управления экономикой.

Для проведения единой технической политики, вместо упразднённых промышленных министерств были образованы государственные производственные комитеты — отраслевые органы управления, которые сосредоточили в своем ведении научно-исследовательские, конструкторские и проектные организации, для оказания прямой помощи подведомственным совнархозам предприятиям. От децентрализации перешли к централизации, но попытки скорректировать реформу все равно не смогли дать необходимый импульс для экономического развития, поскольку сформированная еще в 30-е гг. командно-административная система управления продолжала существовать и при попытке введения некоторых черт территориального управления.

В июле 1964 г. Хрущев предложил идею очередной перестройки управления сельским хозяйством: намечалось создание около дюжины специализированных главков, отвечавших за производство отдельных видов продукции. Подъем сельского хозяйства и увеличение производства средств потребления, он предлагал осуществить за счет сокращения расходов на армию и на вооружение.

Промышленность

Среднегодовые темпы роста промышленного производства в СССР в 1951-1955 гг. составляли, по официальным данным, 13,1%, а 1956-1960 гг. – 10,3%, в 1961-1965 гг. – 8,6%.

27 июня 1954 г. дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске. В июне 1959 г. была перекрыта Ангара, где возводилась Братская ГЭС, ставшая после введения всех мощностей, в 1964 г. мощнейшей в мире.

Курс на перестройку топливно-энергетического комплекса страны был взят в 1956-1961 гг., СССР постепенно отходил от использования угля в пользу газа и нефти. Развитие газовой промышленности на территории Северного Кавказа и Поволжья позволило газифицировать более 160 городов. В 1962 г. началось освоение первых богатых нефтью месторождений в Сибире. К 1963 г. суммарная добыча нефти и газа впервые в истории СССР превысила долю угольного топлива.

Аграрная реформа

В 1954 г. стартовала кампания по освоению целинных земель в Казахстане, Сибири, Урале и Поволожье. Уже в первые три года кампании удалось освоить 32 млн га новых земель. Последовал резкий скачок с небывалыми урожаями. Большую роль в освоении целины сыграл комсомольский призыв. Но из-за ветровой эрозии почв большую часть освоенных земель пришлось перевести под пастбища. Нечерноземный центр страны пришел в полный упадок, из-за повышенного внимания к целине (вся техника, молодежь направлялась туда).

В 1957 г. Хрущев заявил, что в ближайшие годы СССР не только догонит, но и перегонит США в производстве мяса, молока и масла на душу населения. Это соревнование обернулось конфузом, связанного с приписками и массовым забоем скота. Наиболее известным стал случай, произошедший в Рязани, секретарь местного обкома А.Н. Ларионов получил звание Героя Соцтруда, но в конце 1960 г. обман раскрылся и секретарь застрелился.

В феврале 1958 г. было принято решение о реорганизации машинно-моторных станций (МТС) в ремонтно-тракторные станции при колхозах. Подобное слияние легло тяжким бременем на небогатые колхозы, которые были вынуждены приобретать технику. Для решения этой проблемы Хрущев предложил пойти на укрупнение колхозов – преобразовать их в совхозы. Затем были созданы и совнархозы.

В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства. У колхозников вновь были урезаны земельные участки (с 1,5 сотки в расчете на один колхозный двор в 1955-1956 гг. до одной сотки в 1959-1960 гг.; в 1950-1952 гг. приходилось 32 сотки), насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства.

После визита руководителя СССР в США в 1959 г. кукурузная эпопея стала также частью имиджа Хрущева – эту культуру стали усиленно насаждать везде, даже там, где она в принципе расти не могла. Сокращение посевов ржи и пшеницы ради кукурузы привело к общему снижению сбора зерновых. Поэтому неурожай 1962 г. привел к нехватке пшеницы и ржи. Дефицит пришлось восполнять закупкой пшеницы у США. После этого стало понятно, что сельское хозяйство нуждается в иных выходах из кризиса. В декабре 1963 г. пленум ЦК принял специальное постановления по развитию химической промышленности, перед которой ставилась задача по развитию минеральных удобрений в сельском хозяйстве. Отдача от этих мер пришлась уже на 70-е гг.

Социальные реформы

Установлены нормы рабочего времени, в частности – 6-часовой рабочий день для подростков 16-ти лет. В 1956 г. рабочий день рабочих и служащих по субботам и в предпраздничные дни был сокращен на 2 часа, с 1957 г. начался переход на семичасовой рабочий день. В марте 1957 г. были снижены налоги на рабочих и служащих.

С сентября 1956 г. было принято решение об отмене оплаты обучения в старших классах и вузах. В 1958 г. вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Желающим получать полное среднее образование нужно было продолжать обучение в средней политехнической школе (в ПТУ, в вечерней или заочной школе), а для тех, кто хотел продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж. Но подобная реформа не достигла нужного эффекта, уровень образования упал, и с 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

При Хрущеве произошло радикальная реформа пенсионного законодательства, с июля 1956 г. пенсию стали получать мужчины после 60 лет и женщины с 55 лет. С февраля 1958 г. началась постепенная паспортизация крестьян-колхозников. В июле-ноябре 1964 г. был принят комплекс мер о выплате пенсии крестьянам, что стало последней инициативой в карьере Н.С. Хрущева. Впервые в истории советской деревни, пенсии по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины – 60 лет. Выплаты производились из фонда, созданного за счет средств из колхозов и государственного бюджета. Но при этом надо отметить, что пенсии колхозников были существенно ниже, чем у рабочих и служащих.

Итоги реформ

Положительным результатом реформ Н.С. Хрущева были внушительные по сравнению с экономически развитыми странами количественные экономические показатели. В частности, к 1965 г. национальный доход СССР увеличился на 53% по сравнению с 1958 г., производственные фонды выросли на 91%, производство промышленной продукции — на 84%. Реальные доходы населения выросли на одну треть.

Экономический курс в деревне.Во второй половине 1953 г. нача­лись кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономиче­ского курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности — сырьем. Повышение бла­госостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйст­венного производства. Отныне государство определяло лишь объем за­готовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в агросферу средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г. — лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую го­сударству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсоб­ных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению техни­ческой оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Си­бирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, кре­стьяне, специалисты).

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно- технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, про­дажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтра­лизовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться опреде­ленных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пя­тью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяй­ства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали эко­номику многих хозяйств.

Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укруп­нения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществля­лись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохо­зяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение на­ходящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усили­лись волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам — по его на­стоянию — рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольствен­ной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

реформа управления промышленностью

Переориентирование эко­номики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратко­временным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В начале 1955 г. Г.М. Мален­ков — сторонник стратегии развития легкой промышленности — был вы­нужден покинуть пост председателя Совета Министров.




Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промыш­ленных предприятий. В их числе — Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышлен­ные отрасли — радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улуч­шения внедрения в производство новейших достижений науки и тех­ники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отрас­лей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная сис­тема управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руково­дства индустриальными отраслями.

В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышлен­ностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства — совнархозы. В стране было создано 105 эконо­мических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их тер­ритории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и рес­публик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйство­вания сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслейСоциальная сфера. К концу 50-х годов произошли изменения в со­циальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Все­союзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Восто­ка. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и кол­хозного крестьянства.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния на­рода. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для ос­тальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государст­венных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачи­ваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

Увеличились масштабы жилищного строительства.Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, исполь­зование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны но­вые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине 50-х годов почти четвертая часть населения страны переселилась в но­вые квартиры.

Косыгинская экономическая реформа

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не возвращается к сталинизму, а начинает ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Основная суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

Ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;

Сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;

Переход на экономические стимулы;

Ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;

Новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями – аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 году стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось. Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии), а также банальную нехватку денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 годах.

В 1980 году Косыгина освобождают от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 года он умирает. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но также внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.

Экономический курс в деревне.Во второй половине 1953 г. нача­лись кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономиче­ского курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности — сырьем. Повышение бла­госостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйст­венного производства. Отныне государство определяло лишь объем за­готовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в агросферу средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г. — лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую го­сударству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсоб­ных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению техни­ческой оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Си­бирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, кре­стьяне, специалисты).

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно- технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, про­дажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтра­лизовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться опреде­ленных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пя­тью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяй­ства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали эко­номику многих хозяйств.

Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укруп­нения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществля­лись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохо­зяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение на­ходящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усили­лись волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам — по его на­стоянию — рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольствен­ной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

реформа управления промышленностью

Переориентирование эко­номики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратко­временным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В начале 1955 г. Г.М. Мален­ков — сторонник стратегии развития легкой промышленности — был вы­нужден покинуть пост председателя Совета Министров.

Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промыш­ленных предприятий. В их числе — Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышлен­ные отрасли — радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улуч­шения внедрения в производство новейших достижений науки и тех­ники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отрас­лей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная сис­тема управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руково­дства индустриальными отраслями.

В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышлен­ностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства — совнархозы. В стране было создано 105 эконо­мических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их тер­ритории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и рес­публик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйство­вания сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслейСоциальная сфера. К концу 50-х годов произошли изменения в со­циальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Все­союзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Восто­ка. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и кол­хозного крестьянства.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния на­рода. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для ос­тальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государст­венных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачи­ваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

Увеличились масштабы жилищного строительства.Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, исполь­зование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны но­вые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине 50-х годов почти четвертая часть населения страны переселилась в но­вые квартиры.

Косыгинская экономическая реформа

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не возвращается к сталинизму, а начинает ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Основная суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

Ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;

Сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;

Переход на экономические стимулы;

Ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;

Новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями – аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 году стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось. Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии), а также банальную нехватку денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 годах.

В 1980 году Косыгина освобождают от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 года он умирает. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но также внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.


Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг.

22 мая 1957 г. на собрании представителей колхозников Н.С. Хрущев выдвинул знаменитый лозунг “Догнать и перегнать Америку!” по производству мяса и молочных продуктов.

Выступление стало началом политики “прыжка вперед”, выдвижения невыполнимых целей.

Цели преобразований в СССР в области экономии и управления:

  • Догнать развитые страны Запада и Америку.
  • Подъём сельского хозяйства и темпов производства промышленности.
  • Повышение жизненного уровня населения.
  • Улучшение системы управления и руководства.
  • Децентрализация системы управления.
  • Предоставление большей самостоятельности республикам и на местах.

ВАЖНО!

Проводимые мероприятия не касались основ общественно-политического строя и экономической системы социализма в СССР.

И. В. Сталин скончался 5 марта 1953 г. Началась борьба за власть в партийно‑государственном руководстве страны.

II этап: июнь 1953 г. — январь 1955 г. (до отставки Маленкова) — период формального лидерства Маленкова. 13 сентября 1953 г. на очередном пленуме ЦК Н. С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС. Под строгий контроль партии перешли и органы госбезопасности, выведенные из состава МВД. Был взят курс на последовательную реабилитацию жертв сталинского террора. К концу 1954 г. обострилась борьба между В. М. Молотовым, Г. М. Маленковым и Л. М. Кагановичем, с одной стороны, и Н. С. Хрущевым и поддерживавшим его большинством членов обновленного ЦК партии, новым руководством МВД, КГБ и армии — с другой по экономическим и социально‑политическим вопросам. В результате сложных закулисных комбинаций в январе 1955 г. Г. М. Маленков по решению пленума ЦК, утвержденному Президиумом Верховного Совета СССР, был освобожден от обязанностей Председателя Совета министров.

III этап: февраль 1955 г. — июнь 1957 г. (до устранения антипартийной группы) — период борьбы Хрущева за единоличную власть. Поворотным этапом в государственном и общественном развитии СССР, формировании нового политического курса страны стал XX съезд КПСС.

Изменение политического курса нового руководства, его разрыв с многочисленными сталинскими постулатами и традициями были подтверждены XX съездом КПСС (14-25 февраля 1956 г.). Съезд выдвинул ряд теоретических положений по проблемам мирового развития:

— О мирном сосуществовании государств с различным социальным строем, о возможности предотвращения мировой войны в современных условиях и о разнообразии форм и путей перехода стран к социализму.

В июне 1957 г. провалилась попытка противников Н. С. Хрущева (Маленкова, Кагановича, Молотова) отстранить его от власти.

IV этап: до октября 1964 г. — единоличное лидерство Хрущева.

  • Тенденция партийной номенклатуры к большей самостоятельности на местах и гарантиям личной безопасности.
  • Сложность международной ситуации (конфронтация с Западом и антисоветские выступления в ГДР и Чехословакии).
  • Необходимость реформирования системы ГУЛАГа.
  • Необходимость экономических преобразований, особенно в сельском хозяйстве.
  • Осуждение культа личности как средства борьбы за власть в высших эшелонах власти.
  • Назревание социального протеста в обществе.
  • Смерть Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями.
  • Победа в войне не принесла свободы и улучшения жизни.

Цели преобразований: догнать и перегнать развитые страны Запада, поднять сельское хозяйство и темпы промышленного производства, повысить жизненный уровень населения, усовершенствовать систему управления и руководства.

Экономические реформы 1950-1960‑х гг.

В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР был взят курс на социальную переориентацию экономики (по предложению Маленкова).

Реформы Н. С. Хрущева в области сельского хозяйства:

1953-1958 гг. — оживление сельскохозяйственного производства: повышение материальной заинтересованности колхозов, списание долгов и снижение налогов с колхозов, расширение хозяйственной самостоятельности колхозов, укрепление материально‑технической базы колхозов, освоение целины.

— решение о ликвидации МТС и продаже сельскохозяйственной техники колхозам (1958); укрупнение колхозов и преобразование их в совхозы, создание крупных агрохозяйств; необоснованное расширение посевов кукурузы;

— XXI съезд КПСС (1959) поставил задачу за десятилетие догнать и перегнать США по основным показателям производства промышленной и аграрной продукции; возобновились гонения на личные подсобные хозяйства колхозников; усиливался отток сельского населения в города;

— решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо (1962) привело к волнениям в городах (в г. Новочеркасске 1962 г. было подавлено силой оружия);

Усугубление кризиса сельского хозяйства (1963). Было принято решение выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Провал семилетнего плана развития народного хозяйства (1959-1965) в части развития сельскохозяйственного производства.

Реформы в области управления промышленностью:

— 1955 г. — определен курс на механизацию и автоматизацию производства; ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий;

— 1957 г. — децентрализовано управление экономикой и перестроено руководство промышленностью с отраслевого принципа на территориальный (совнархозы, которые руководили предприятиями на местах);

— быстро развивались машиностроение, металлообработка, химическая, нефтехимическая отрасли, электроэнергетика; легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно‑бумажная отрасли — значительно медленнее.

  • Высокие темпы достигались на основе использования жестких методов административного управления.
  • Экстенсивное развитие промышленности.
  • Научно‑технический уровень машинно‑технической базы отставал от потребностей времени.
  • Преимущества научно‑технического прогресса использовались в военно‑промышленном комплексе и некоторых смежных областях.
  • Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом.

Реформы в социальной сфере: новый пенсионный закон (1956); массовое жилищное строительство (с 1957); денежная реформа (деноминация), введение денежной оплаты труда колхозникам, выдача паспортов колхозникам (1961); введение пенсий колхозникам (1964).

Последствия преобразований: ослабление связей между регионами, местничество; рост бюрократического аппарата управления; укрепление партийно‑административного командного руководства хозяйством; повышение жизненного уровня населения; снижение темпов промышленного развития; замедление технического прогресса; повышение цен и появление дефицита; рост социальной напряженности.

Важнейшим внутриполитическим событием был XXII съезд КПСС (1961), на котором была принята новая Программа партии — программа строительства коммунизма (срок — 20 лет). Задачи: в области экономической — построить материально‑техническую базу коммунизма (выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально‑политической перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно‑идеологической — воспитать нового, всесторонне развитого человека.

Читайте также: