Культура раннего возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Раннее Возрождение ( XIV-Xv вв.) в искусстве Италии связано прежде всего с Флоренцией, где Медичи покровительствовали гуманистам и всем искусствам. В начале XV в. флорентинская школа — авангард гуманистического искусства Возрождения. Здесь в 1439 г. учреждается Платоновская академия, основываются Лауренцианская библиотека, художественные коллекции Медичи; работают писатели, поэты, гуманисты, ученые.

Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательно изучать строение человека. Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии. В XV веке итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая назрела в искусстве треченто.

В этот период сознательно и целенаправлено изучаются античное искусство, античная философия и литература. Однако влияние античности наслаивается на многовековые и прочные традиции Средневековья, на христианское искусство. Сюжеты языческие и христианские переплетаются, трансформируются, сообщая специфически сложный характер культуре Возрождения.

Кватроченто ( или Раннее Возрождение) стало временем экспериментальных поисков. Если в эпоху Проторенессанса художник работал, основываясь на интуиции, то время Раннего Возрождения выдвинуло на первый план точные научные знания. Искусство стало выполнять роль универсального познания окружающего мира. В XV в. появился целый ряд научных трактатов об искусстве. Первым теоретиком в области живописи и архитектуры выступил Леон Баттиста Альберти ( 1404−1472). Им была разработана теория линейной перспективы, правдивого изображения глубины пространства в картине.

Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре ( Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реапистически портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи 15 в. ( Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

Архитектура Раннего Возрождения

Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески ( 1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Величайшим инженерным достижением Брунеллески стало возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Благодаря своему математическому и техническому гению Брунеллески удалось решить сложнейшую для своего времени задачу. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал предшественником многочисленных купольных храмов в Италии и других странах Европы.

Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему и положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная Брунеллески по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци ( начата в 1429). Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески, гармоничная соразмерность, легкость и изящество его построек, сохраняющих связь с традициями готики, творческая свобода и научная обоснованность его замыслов определили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры Возрождения.

Но главным призванием Альберти была архитектура. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым, экспериментаторским решениям, новаторски используя античное художественное наследие. Альберти создал новый тип городского дворца ( палаццо Ручеллаи). В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад ( церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения.

Скульптура Раннего Возрождения

Мастерская Гиберти стала школой для целого поколения художников, в частности, там работал знаменитый Донателло, великий реформатор итальянской скульптуры. Творчество Донателло ( ок. 1386—1466), впитавшее демократические традиции культуры Флоренции XIV в., представляет собой одну из вершин развития искусства Раннего Возрождения. В нём воплотились свойственные искусству Ренессанса поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее — Микеланджело и Рафаэлем.

Живопись Раннего Возрождения

В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа ( 1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Самое замечательное творение Пьеро делла Франческа — цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо, в основу которых положена легенда о Животворящем древе креста. Расположенные в три яруса фрески прослеживают историю животворящего креста от самого начала, когда из семени райского дерева познания добра и зла на могиле Адама произрастает священное дерево и до конца, когда византийский император Ираклий торжественно возвращает христианскую реликвию в Иерусалим. Творчество Пьеро делла Франческа вышло за пределы местных живописных школ и определило развитие итальянского искусства в целом.

Искусство раннего итальянского Возрождения начало зарождаться во Флоренции в течение первого десятилетия 15 века. Опираясь на прото-ренессансное искусство, включая работы таких художников прото-ренессанса как Чимабуэ и Джотто (см фрески часовни Скровеньи, особенно предательтво Христа (1305) и Оплакивание Христа (1305) – а также пред-ренессансную живопись Дуччо ди Буонинсенья) – флорентийские и другие тосканские художники, такие как Филиппо Брунеллески, Донателло, Мазаччо и Андреа Мантенья инициировали серию открытий и улучшений во всех изобразительных искусствах (архитектура, скульптура, живопись), которые фактически революционизировали публику и частное искусство в Италии и за её пределами. Это повлияло и на консервативную сиенскую школу живописи в Сиене. Хотя в конечном итоге оно распространилось по всей Италии, раннее Возрождение было сосредоточено во Флоренции и находилось под покровительством флорентийской семьи Медичи. К концу века движение достигло своего апогея в период известный как Высокое Возрождение (c.1490-1530): особенно в произведениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и Тициана.

Возвращение к классическим ценностям гуманизма

Развитие изобразительного искусства

Принятие классических ценностей и новой философии гуманизма непосредственно привело к ряду изменений в создании искусства, особенно архитектуры, живописи и скульптуры.

Архитектура

Филиппо Брунеллески (1377–1446) был самым влиятельным дизайнером архитектуры эпохи Возрождения во Флоренции в первой половины 15 века. Его исследования римской архитектуры (от римского архитектора Витрувия) и математика дали ему представление о классических методах пропорции и структуры, которые он применил к новаторским техническим достижениям, таким как его дизайн купола Флорентийского собора (Санта-Мария-дель-Фьоре), который был самым высоким из всех церковных куполов в Тоскане. Дизайн купола Брунеллески считался одним из лучших инженерных достижений со времён Римской империи. Ему также приписывают возрождение классической колонной системы, которую он изучил и освоил в Риме. Как и многие художники раннего Возрождения, он преуспел в нескольких художественных дисциплинах. Он был опытным скульптором, а также прославился своей новаторской работой в области математической или линейной перспективы, которая оказала влияние на многих более поздних художников того периода. См. также: Греческая архитектура (900–27 гг. до н.э.).

Большой реализм в живописи

Повышенный реализм в изобразительном искусстве также требовал тщательного изучения света, тени и анатомии человека. Хотя в начале и середине 15 века в этих областях были достигнуты значительные успехи, только в конце века свет и тень (сфумато) были полностью освоены такими великими художниками Высокого Возрождения, как Леонардо да Винчи.

Сюжеты картин и фресок также изменились. Хотя большинство работ были религиозными картинами иллюстрирующими иудео-христианские истории из Библии, чтобы проиллюстрировать свои гуманистические убеждения, художники раннего Возрождения также представили рассказы и персонажей из классической мифологии, таких как Венера и Марс. Примечательно, что если в раннее Средневековье все в греческом искусстве и мифологии воспринималось как язычество или ассоциировалось с язычеством, то в эпоху Возрождения это отождествлялось с просвещением.

Скульптура

В своём стремлении к большему реализму скульпторы раннего Возрождения черпали вдохновение непосредственно из классической римской и греческой скульптуры. Но они не были рабскими подражателями. Они наполнили свои свободно стоящие фигуры спектром эмоций и наполнили их энергией и мыслью. Символизм часто добавлялся, чтобы придать дополнительный смысл, в соответствии с новой идеей, что скульпторы (как и художники) были новыми творческими интеллектуалами. Величайшим скульптором этого периода был Донателло (1386–1466), который вместе с архитектором Филиппо Брунеллески и художником Томмазо Мазаччо создал три доминирующих фигуры флорентийского Возрождения.

Флорентийский баптистерий

Часовня Бранкаччи

В 1425 году Томмазо Мазаччо начал писать серию фресок изображающих жизнь Святого Петра в часовне семьи Бранкаччи, в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Величественный монументальный стиль Мазаччо – драматичный, но лишённый всякого орнамента – изображал очень реальных персонажей источающих достоинство и самоуверенность. Его фигуры изображающие изгнание Адама и Евы из Эдема известны своим реалистичным изображением тел и душевных эмоций. В 1428 году он покинул часовню до того, как серия была завершена (позже её завершил Филиппино Липпи.) и внезапно скончался в Риме через три месяца в возрасте 27 лет. Хотя он оставил после себя лишь небольшое количество работ, они считались вехами в истории искусства и вдохновляли многих художников на протяжении всего кватроченто . В последующие годы фрески капеллы Бранкаччи стали своего рода галереей и учебной школой для художников, в том числе для Микеланджело Буонарроти, чьи фрески Сикстинской капеллы находились под сильным влиянием творчества Мазаччо.

Перспектива

Помимо смелого реализма, Мазаччо был также первым художником, который понял и использовал научную перспективу. В своей фреске Святая Троица, написанной около 1428 года в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, Мазаччо воплотил некоторые идеи Брунеллески о линейной перспективе и создал убедительную иллюзию часовни – первого крупного примера линейной перспективы эпохи Возрождения.

Второе поколение художников эпохи Возрождения

Скульптура раннего итальянского Возрождения

Двумя величайшими скульпторами скульптуры раннего итальянского Возрождения были флорентийцы: Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известный как Донателло (1386-1466) и Андреа дель Верроккьо (1435-1488).

Лучшие работы Андреа дель Верроккьо не уступают вдохновившим их статуям Донателло. Его Давид (около 1475 г.) более изыскан, но менее глубоко продуман, чем статуя Донателло, в то время как его конная статуя кондотьера Бартоломео Коллеони (1480-е гг.) менее героична, но передаёт большее ощущение движения и чванства, чем статуя Донателло Гаттамелата Эразмо да Нарни (1444-53) в Падуе. Верроккьо был не только скульптором, но и опытным художником, руководившим одной из крупнейших мастерских во Флоренции, с многочисленными учениками, включая молодого художника по имени Леонардо да Винчи.

Леон Баттиста Альберти

Хотя его непосредственный вклад в живопись и скульптуру был относительно небольшим, важность Альберти как мыслителя и распространителя идей была не менее важна для эпохи Возрождения, чем вклад других, более известных художников.

Примечание: Работы, отражающие стиль живописи и скульптуры раннего Возрождения, можно увидеть во всех лучших художественных музеях мира. Для получения подробной информации о европейских музеях, содержащих большие коллекции живописи Кваттроченто , см.: Художественные музеи в Европе.

Подробнее о том, как движение развивалось в разных городах Италии, см.:
Искусство эпохи Возрождения во Флоренции (например, Мазаччо, Брунеллески, Леонардо да Винчи);
Искусство эпохи Возрождения в Риме (например, Рафаэль и Микеланджело Буонарроти);
Искусство эпохи Возрождения в Венеции (например, Мантенья, Беллини, Тициан, Тинторетто).

Краски, пигменты, цвета, оттенки того времени – см.: Цветовая палитра Ренессанса.

Краткий обзор традиции изображения обнажённой натуры: Обнажённые женщины в истории искусства (20 лучших) и Обнажённые мужчины в истории искусства (10 лучших).

Об эволюции визуального искусства: Хронология истории искусства.

Списки лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
Список 300 лучших масляных картин и акварелей можно найти в разделе Величайшие картины всех времён.
Список 100 лучших скульптурных работ можно найти на странице Величайшие скульптуры всех времён.

Ренессанс в Северной Европе: общие сведения о фламандской и голландской живописи: Искусство эпохи Возрождения Нидерландов. О живописи и скульптуре в Германии (1430-1580): Искусство немецкого Возрождения.

В науке все ещё ведутся споры о том, когда в истории человечества закончились средние века. Однако искусствоведы и культурологи считают, что завершение тысячелетнего периода европейского средневековья произошло на рубеже XIII–XIV веков в Италии, где в это время началась одна из интереснейших эпох в человеческой культуре получившая название Возрожде́ние или Ренесса́нс (от фр. renaissánce).

Почему же этот период назвали Ренессанс , и что способствовало его зарождению на итальянской земле? Дело в том, что Италия, в отличие от других западноевропейских стран имела более древнюю историю – она являлась центром некогда могущественного государства - Древний Рим.

Архитектурные и исторические памятники, сохранившиеся от эпохи расцвета Римской Империи, всё ещё стояли на этой земле, поражая воображение средневековых европейцев своими масштабами, величием, соразмерностью, красотой и гармонией пропорций. То тут, то там, периодически находились римские, а иногда и греческие статуи. А из соседних, граничащих с Италией, стран (сначала Византии, а затем Турецкой Империи) в Европу проникали научные и философские труды античных авторов (часто в виде переводов с арабского языка).

Необходимо отметить, что, разумеется, религия сохраняла свои позиции, и гуманисты Ренессанса не отрицали идею существования и могущества Бога, но, вдохновляясь трудами античных философов, утверждали идею богоравенства человека , его особую роль в мироздании, обусловленную наличием разума и воли .

Так итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пи́ка де́лла Мирандо́ла (1463–1494) в одном из своих трудов говорит от лица Господа о возможностях, полученных человеком свыше:

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь - в научном познании мира .

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер .

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519) , прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Расцвет изобразительных искусств

Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи , не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.

Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии ( Византийская иконопись. Как начать её понимать ), и созданию принципиально иного художественного языка.

Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472) .

Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе - с перспективными сокращениями частей тел .

Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.

Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!

Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:

И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:

Периодизация искусства и культуры Возрождения

Поскольку родиной Ренессанса, его колыбелью и творческой лабораторией была Италия, то в истории искусства получили распространение итальянские названия, обозначающие столетия:

  • Проторенесса́нс, или предвозрождение – конец XIII–XIV века – трече́нто (трехсотые годы);
  • Раннее Возрождение – XV век – кватроче́нто (четырёхсотые годы);
  • Высокое Возрождение – последнее десятилетие XV век – первая треть XVI вева – чинквиче́нто (пятисотые годы);
  • Позднее Возрождение – вторая половина XVI века.

Со временем, идеи гуманизма из Италии проникли и в соседние с ней европейские страны – Германию, Нидерланды, Францию, Англию, что повлияло на развитие их искусства и культуры. Время культурного и творческого подъема, лежащих к северу от Италии государств (конец XV–XVI вв.), принято называть Северным Возрождением.

О том, как началось Возрождение в искусстве Италии, его первых представителях читайте в следующей статье. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.


Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance , итал. Rinascimento ) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Содержание

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.



Высокое Возрождение

Северное Возрождение



Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Человек эпохи Возрождения

Наука



Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации. [1]

Философия



Философы эпохи Возрождения

Литература





С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)

Изобразительное искусство



Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй



Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Музыка



Читайте также: