Попытка притвориться чацкого кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эта статья поможет готовящимся к ЕГЭ. Более краткое изложение сюжета читайте здесь .

Чацкий и Софья после трехлетней разлуки. В оформлении статьи использованы эпизоды из телеспектакля "Горе от ума" (режиссер и исполнитель главной роли - Олег Меньшиков, 2000). Это слегка авангардная, но интересная и выразительная постановка.

Чацкий и Софья после трехлетней разлуки. В оформлении статьи использованы эпизоды из телеспектакля "Горе от ума" (режиссер и исполнитель главной роли - Олег Меньшиков, 2000). Это слегка авангардная, но интересная и выразительная постановка.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Всем хорош Чацкий, однако Софья говорит Лизе, что любит Молчалина, - как ей кажется, за готовность забыть о себе ради других, застенчивость, несмелость, отсутствие дерзости. Высмеивающий же всех и неизвестно куда уехавший Чацкий чужд ей по духу.

Внезапно приезжает Чацкий. Приехал он к семнадцатилетней Софье, так как любит ее и хочет сделать своей невестой. Но девушка встречает Чацкого холодно, ведь ее чувства изменились. Герой шутя упрекает Софью в холодности. Ему так не терпелось увидеться с ней, что после долгой и трудной дороги он сразу поехал не к себе, а в дом Фамусова.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

К Фамусову является с визитом полковник Скалозуб. Скалозуб, метящий в генералы, по мнению Фамусова, – выгодный жених для Софьи. Фамусова не смущают ограниченность гостя и отсутствие у него настоящих личных заслуг. (Служа в армии с 1809 года, Скалозуб отличился в 1813 году, так что возникает вопрос, почему персонаж не проявил себя в героическом 1812; получил орден за то, что просидел в траншее.)

Молчалин падает с лошади. Волнение и обморок Софьи заставляют Чацкого задуматься над отношением героини к секретарю Фамусова. Главный герой не хочет верить, что девушка влюблена в человека с такой ничтожной душой.

Вечером в доме Фамусова должен состояться званый ужин, куда съедутся знакомые.

Открывается подлинное лицо Молчалина. Мы узнаем, что на самом деле он не любит Софью. Ему по нраву служанка Лиза, за которой он пытается грубо ухаживать, предлагая ей подарки в случае ее благосклонности.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Происходит объяснение между Чацким и Софьей. Девушка дает понять герою, что ценит Молчалина за скромность и уступчивость, а пылкая, насмешливая манера говорить Чацкого, его критический настрой вызывают у нее отторжение.

Чацкий разговаривает с Молчалиным и удивляется тому, как Софья может симпатизировать этому не обладающему глубоким внутренним миром, готовому приспосабливаться и унижаться ради будущей выгоды молодому человеку.

В доме Фамусова начинают собираться гости. Перед нами предстают изображенные сатирически основные типы московского общества:

- супруги Горичи - типичные московские характеры, семья, в которой безвольный муж, служивший некогда в одном полку с Чацким и бывший его приятелем, подчиняется своей жене - светской даме, - бесповоротно смиряется с требованиями общества, не может противостоять воздействию среды, теряет себя, свою личность;

- князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми, охотящиеся за богатыми женихами;

- княгиня бабушка и княгиня внучка - ограниченные, поддерживающие слухи и сплетни московские дамы, постоянные посетительницы балов;

- старуха Хлёстова - властная и влиятельная светская дама, родственница Фамусова, держит служанку-арапку, как комнатную собачонку.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Чацкий оказывается случайным свидетелем того, как Молчалин ухаживает за Лизой. Молчалин сообщает Лизе, что вовсе не собирается добиваться женитьбы на Софье. Встречается он с дочерью своего покровителя потому, что пытается угодить всем, от кого зависит. Приходит и узнает правду об отношении к ней Молчалина и Софья.

Чацкий произносит заключительный монолог (д. 4, явл. 14) о том, что обманулся в своих чувствах к Софье, в своей надежде обрести понимание, разочарован в представителях московского общества, которые так скоро предательски объявили его безумным, и уезжает из Москвы.

Комедия
Грибоедова
“Горе от ума”
входит в число
самых известных
произведений
русской литературы.
Она не потеряла
свою актуальность
даже в наше
время, спустя
два века. Конфликт
поколений,
взаимоотношение
человека и
общества – эти
проблемы
существовали,
и будут существовать
всегда. И сейчас
существуют
люди, точно
сошедшие со
страниц комедии
Грибоедова
“Горе от ума”.
И сейчас передовая
творческая
мысль не всегда
находит поддержку
окружающих.
Молодежи кажутся
смешными советы
старшего поколения.
А старики все
время брюзжат,
что во времена
их молодости
все было гораздо
лучше. Так и
главный герой
Грибоедова
оказался не
понят окружающими
его людьми.
Конфликт
Чацкого с московским
обществом
наиболее ярко
проявился на
балу у Фамусова.
Сцена бала
является кульминацией
комедии Грибоедова.
На балу Чацкий
успевает
перессориться
с гостями, прослыть
сумасшедшим
и быть осужденным
всем, собравшимся
на балу обществом.
Такова композиция
сцены бала. От
чего же Чацкий
ссорится с
гостями? Неужели
от склочности
характера?
Однако, всему
есть причины.
Вернувшись
из-за границы,
Чацкий спешит
в дом Фамусовых.
Он желает поделиться
впечатлениями
о поездке с
тем, кто ему
дорог – дочерью
хозяина. И что
же? Его ни кто
не ждет. Та, кого
он считал идеалом
и совершенством,
увлечена Молачлиным,
полнейшим
ничтожеством.
Чацкий возмущен.
И не столько
тем, что Софья
предпочла ему
другого, сколько
тем, кого она
выбрала. Молчалин
не только не
может отстоять
собственного
мнения, похоже,
он его вообще
не имеет. Молчалин
твердо убежден,
что в его положении
собственное
мнение непозволительная
роскошь и лучше
помолчать,
чтобы не помешать
карьере. За
время своего
путешествия
Чацкий успел
отвыкнуть от
нравов московского
общества. Когда
Фамусов, заискивая
перед Скалозубом,
начинает навязывать
тому свою дочь,
Чацкий не может
воздержаться
от резких слов.
Ханжество и
лицемерие,
чинопочитание,
подобострастие
– все это ставшее
традиционным
для московского
общества, вызывает
у Чацкого
негодование.
Сцена
бала типична
для Москвы
Грибоедовского
времени. И гости
Фамусова –
самые обыкновенные
люди московского
общества начала
19 века. Одни ездят
на балы от скуки,
другие, чтобы
завести знакомство
с нужными людьми,
третьи, чтобы
устроить судьбы
своих детей.
Здесь собираются
люди одного
круга, здесь
нет чужих. А
установленные
правила поведения
являются законом.
Чацкий со своей
правдой и критическим
взглядом на
жизнь просто
не мог стать
своим среди
этих людей. За
глаза гости
Фамусова осуждают
друг дуга. Но
если сказать
графине-внучке,
что она зла
оттого, что “в
девках целый
век”, или сказать
Хлестовой, что
она вздорная,
глупая старуха
– за это можно
прослыть и
сумасшедшим.
Первые, с кем
встречается
Чацкий на балу
– это супруги
Горичи. Платон
Горич – давний
знакомый Чацкого,
бывший военный,
после женитьбы
полностью попал
“под каблук”
своей жены.
Чувствуется,
что Чацкий
хорошо относится
к Платону Михайловичу
и искренне
огорчен переменой,
произошедшей
со своим старым
другом. Он хоть
и подшучивает
над Горичем,
но с явным
сочувствием.
А вот и князья
Тугоуховские
со своим семейством,
со своими
многочисленными
дочерьми. Первое,
что интересует
княгиню: женат
ли Чацкий. И
как быстро
пропадает ее
интерес, когда
она узнает, что
кандидат в
женихи небогат.
А вот графини
Хрюмины: бабушка
и внучка. Внучка
– злая старая
дева. На ее едкие
замечания
Чацкий отвечает
не менее резко.
Это ее он сравнивает
с французскими
модистками.
И, конечно,
Чацкого возмущает
то, что московское
общество, осуждая
таких пройдох,
как Загорецкий,
не закрывает
перед ним двери,
а продолжает
принимать на
балах. Откровеннее
всех об этом
говорит по
своей глупости
Хлестова: “Я
от него было
и двери на запор;
да мастер услужить”.
Устами
Чацкого говорит
сам Грибоедов.
Да и действующие
лица комедии
описаны автором
так, будто это
писал сам Чацкий.
Если Горичей
он изображает,
иронически
улыбаясь, то
Тугоуховские,
Хрюмины, Загорецикй
– это уже сатира
на московское
общество тех
времен. Когда
же автор представляет
нам Хлестову,
мы слышим уже
неподдельный
сарказм. Особая
фигура у Грибоедова
– Репетилов.
Вот, казалось
бы, с кем Чацкому
найти общий
язык: говорит
о новых идеях,
ездит на секретные
собрания в
Английский
клуб. Однако,
Чацкий достаточно
умен, чтобы
понять, что это
пустые слова,
за которыми
ничего не стоит.
Пустые
никчемные люди,
не желающие
не только никаких
перемен, но и
не желающие
даже слышать
о них. Поэтому
Чацкий, думающий
и говорящий
иначе, своей
правдивостью
вызывает неприятие
у этого общества.
Вот почему слух
о безумии Чацкого,
выдуманный
Софьей, так
легко был принят
за правду гостями
Фамусова. Они
просто жаждали,
чтобы Чацкий
оказался сумасшедшим.
А если он нормальный,
и все, что он
говорит, правда,
то это значит,
что у это них
не все в порядке.
А этого невозможно
даже в мыслях
представить.
Итак,
московское
общество выносит
Чацкому приговор:
безумен. Но и
Чацкий выносит
свой приговор
московскому
обществу:
Из огня
тот выйдет
невредим,
Кто с
вами день пробыть
успеет,
Подышит
воздухом одним
И в нем
рассудок уцелеет.
Так чем
же заканчивается
комедия Грибоедова?
Так кто же победил
в этом споре:
Чацкий или
Фамусов со
своим окружением?
Мне кажется,
что конфликт
этот неразрешим.
Чацкий уезжает
из Москвы
разочарованным.
Его чувства
растоптаны,
его сердце
разбито, его
надежды найти
здесь понимание
рассыпались
в прах. А что
же фамусовское
общество? Они
даже не поняли,
что произошло,
о чем говорил
Чацкий. Они не
поняли ни его
шуток, ни его
острот и, приговорив
Чацкого к безумию,
вынесли приговор
сами себе. И в
наши дни в подобных
кругах не любят
людей умных,
острых на язык.
Их считают
возмутителями
спокойствия.
Без них удобнее
и привычнее.
Чацкий открыл
в русской литературе
галерею “лишних”
людей. За ним
последовали
Онегин, Печорин
и другие. Каждый
по-своему, но
все они не нашли
места в окружающем
их обществе.

В этой статье представлена история мнимого сумасшествия Чацкого в комедии "Горе от ума", причины слухов и сплетен о "сумасшедшем Чацком" и т.д.

Смотрите:
- Краткое содержание комедии
- Все материалы по комедии "Горе от ума"

Сумасшествие Чацкого в комедии "Горе от ума"


На званом вечере у Фамусова Чацкий и Софья беседуют о Молчалине. Чацкий в очередной раз делает колкое замечание о Молчалине, которое злит Софью:

Софья размышляет о том, как отомстить Чацкому за то, что он ее "всегда расстраивает" (действие III явление 13):

Тут же на вечере к Софье подходит господин N, который спрашивает ее мнения о Чацком. Софья в шутку отвечает ему, что Чацкий не в своем уме (действие III явление 14):

Господин N понимает эту фразу буквально и решает, что Чацкий - сумасшедший. Софья не старается разубедить его. Она рада, что глупый сплетник, господин N, верит в выдумку о Чацком:

Господин N сообщает эту сплетню господину D. и другим гостям. Слухи о сумасшествии Чацкого быстро разносятся среди гостей Фамусова. Вскоре уже все гости сторонятся Чацкого и находят в его словах признаки безумия:

Гости обсуждают причины сумасшествия Чацкого. Так, Хлестова предполагает, что Чацкий "пил не по летам", поэтому сошел с ума:

Фамусов не согласен с Хлестовой и считает причиной сумасшествия Чацкого его образование. По мнению Фамусова, Чацкий стал безумным именно от "ученья" и "учености":

Наконец званый вечер подходит к концу и наступает время разъезда, Чацкий ожидает свою карету в швейцарской. Он случайно слышит, как гости обсуждают его сумасшествие (действие IV явление 10):

Чацкий разочаровывается в Софье, Фамусове и московском светском обществе. Он уезжает из Москвы и больше не хочет сюда возвращаться:

Критика о "сумасшествии" Чацкого


"Случайный разговор о Чацком, случайная фраза "он не в своем уме" наталкивает Софью на план мести; она бросает в общество мысль, что Чацкий сумасшедший.

Искра сплетни тотчас разносится пожаром. . из швейцарской он [Чацкий] слышит, как разъезжающиеся гости общим хором считают его сумасшедшим; он поражен и взбешен.

. в довершение драмы ему остается узнать, что это она [Софья] именно расславила его сумасшедшим и вооружила общество. "

Это была история мнимого сумасшествия Чацкого в комедии "Горе от ума" Грибоедова, причины слухов и сплетен о Чацком и т.д.

В III действии Чацкий в глаза Софье зло высмеял Молчалина, который похвалил собачонку Хлёстовой, чтобы утишить её гнев.

  • Ч а ц к и й: Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит, Тут впору карточку вотрёт, В нём Загорецкий не умрёт!
  • С о ф ь я : Ах! этот человек всегда Причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!

После этой сцены гость Г. N., подошедший к Софье с вопросом, как она находит Чацкого после возвращения, услышал от неё: “Он не в своём уме”.

Г. N. уточнил у Софьи, есть ли приметы сумасшествия, и получил полуутвердительный ответ.

Г.N. сообщила новость Г. D. Тот не поверил, но переспросил у Загорецкого, который присочинил, что Чацкий в “жёлтом доме” посажен на цепь.

Сплетню подхватила графиня внучка, за ней Хлёстова. Поверил бывший приятель Чацкого Платон Дмитриевич Горич, услышавший новость от жены.

Слух дошёл до Фамусова, который уверил всех, что он первый сделал это открытие и что сумасшествие у Чацкого от матери: “Покойница с ума сходила восемь раз”.

Приехав в дом к другу своего отца Фамусову, Чацкий в первые же секунды стремится увидеться с его дочерью — Софьей. Герой влюблен в нее с детства и ждет ответного чувства от девушки. Но Софья очень холодно встречает Александра Андреевича. На протяжении всей пьесы Чацкий пытается выяснить причину охлаждения Софьи, найти своего, более счастливого, соперника.

Молчалин прежде был так глуп.

Уж разве поумнел. А тот —

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!

Да! Грозный взгляд, и резкий тон,

И этих в вас особенностей бездна;

А над собой гроза куда не бесполезна.

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нем та страсть? То чувство?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чацкий не верит своим ушам:

Целый день играет!

Молчит, когда его бранят!

Она его не уважает! …Она не ставит в грош его.

Таким образом, намерения Чацкого не увенчались успехом. Он так и не выяснил, кто же является его соперником. Герой не имеет возможности успокоиться, он будет находиться в напряженном волнении до самого конца пьесы.

Данный эпизод окончательно проясняет отношение Софьи к Чацкому, причины ее недовольства героем. Также читатель убеждается, что девушка любит Молчалина, не видит его недостатков, таких очевидных для Чацкого. Софья придумала себе романтического героя, не видя истинного лица своего избранника. Но Чацкий убежден, что неглупая Софья выбрала кого-то гораздо более достойного. Эта мысль не дает покоя герою, усиливает его сомнения и терзания.

Читайте также: