Попробуйте устно нарисовать картины стихотворения активно привлекая лексику лермонтова утес кратко

Обновлено: 07.07.2024

В пустыне иссохшийся утес, покрытый расщелинами. Вдали в лазурном небе уплывает черная тучка, подсвеченная золотом восходящего солнца. Она пролила дождь этой ночью на утес, и по склонам того стекаются ручьи, словно слезы.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Устно, прозой, мы попытаемся показать картины, которые изобразил в своем стихотворении "Утес" Лермонтов, но при этом используем выражения, которые применял сам поэт.

Однажды золотая тучка зацепилась вечером за могучий утес и осталась возле него на ночь, окутав утес-великан своим покрывалом. Это продолжалось только одну ночь, а потом тучка вновь продолжила свой полет по небу, она умчалась гонимая ветром и веселая.

Утес снова остался один. От пребывания на его груди тучки остался влажный след испарений. Утес задумчиво смотрит вдаль и ему становится очень грустно.Ведь он остро почувствовал свое одиночество, свою обреченность на пребывание в пустыни.

Если передать картину, которую нарисовал в стихотворении "Утес" Лермонтов с помощью устной речи, то она может быть примерно такой:

Как-то раз, одна игривая золотая тучка решила заночевать на груди одного старого утеса-великан. она зацепилась за него и провела рядом ночь. С первыми лучами солнца тучка весело сорвалась с утеса и полетала по утренней лазури.

Утес как и прежде остался один. Он заметил на своей груди влажный след от дыхания тучки и ему стало очень грустно. Утес горько оплакивал свою судьбу, вечно пребьвая в пустыни.

Дубовый лист в стихотворении Лермонтова "Листок" преждевременно созрел и опал и влекомый ветром оказался далеко на юге, там где росла молодая чинара.Листок просил чинару приютить его среди ее роскошной листвы, обещая рассказать немало интересного о том, что видел и что знает. Вот только чинара не захотела помогать дубовому листку, уже высохшему и желтому. Она посчитала его не парой для своих молодых и зеленых листьев и отправила его дальше.

Но никакого будущего у сорванного дубового листка нет. Он может быть еще поносится ветром, но в конце концов упадет и сгниет в земле. Потому что такова судьба всех, оторванных от родины - быть в одиночестве. И если он оказался не нужен в родной стране, то и в чужой он счастья не найдет:

0azkx9SsmbNfwdd3UQnGcGjY9M2S126M.jpg

Стихотворение Лермонтова "Три пальмы" имеет подзаголовок - "Восточное сказание".

Почему же автор назвал свое стихотворение именно так?

Прежде всего действие стихотворения разворачивается на Востоке. а именно в Аравийской пустыни, одном из самых жарких и безжизненных мест на планете.

Героями стихотворения оказываются пальмы, а в стихотворении описывается типичный оазис, также встречающийся только в пустынях.

Далее мы встречаем караван верблюдов, опять же характерный для восточных сказаний, описан автором и веселый араб на коне, а раба живут на Востоке.

Все вместе эти слова и описания как раз и создают восточный колорит сказки.

Очень трагичное по содержанию и смыслу стихотворение Лермнотова "Три пальмы". Его герои - три гордые красавицы пальмы, которые росли в далекой пустыни и которые роптали на то, что они не могут никому принести пользу. Они обращались к богу, осуждая его приговор, по которому им приходилось коротать дни в одиночестве.

Почти сразу к пальмам вышел караван и пальмы обрадовались. они приютили странников в своей тени, они дали им напиться из родника,что тек между их корней.

Но пришельцы оказались неблагодарными. они срубили пальмы и засыпали родник. Тут поневоле вспомнишь пословицу о том, что следует быть осторожнее со своими желаниями,так как они могут сбыться.

И пальмы погибли потому, что хотели быть кому-то полезными.

В стихотворении Лермонтова "Листок" два главных героя - дубовый листок и чинара. Листок в стихотворении созрел раньше времени, его сорвало с родной ветки и гонит в дальние страны. Он высох и пожелтел, он может быть скоро рассыпется в прах, а потому ему конечно сочувствуешь. Он - изгнанник, который никому не нужен на чужбине, как оказался не нужен и в своей стране. Он много видел и многое узнал, но его знания никому не нужны. Его судьба показательна и поучительна.

Чинара растет и процветает, она радуется солнцу, у нее молодые и зеленые листья. Этот образ не вызывает сочувствия, потому что невозможно сочувствовать чужому счастью.

Юного Михаила Лермонтова воспитывала бабушка. Когда мальчику исполнилось 15 лет, Елизавета Алексеевна повезла его в Москву и начала готовить к поступлению в пансион.

Поскольку Миша был уже достаточного возраста, то поступать ему предстояло сразу в 4-й класс.

Бабушка наняла для подготовки внука к поступлению домашних учителей.

В Московском Благородном пансионе, куда и поступил молодой человек, училось в то время около 200 человек. Воспитанники изучали широкий круг предметов: богословие, военное дело, географию, естествознание, историю, математику, физика, рисование, танцы. Много места отводилось юридическим дисциплинам.

И конечно, было очень развито литературное направление, изучение языков.

Молодые люди издавали свой журнал при активном участии Михаила Лермонтова.

В 1830 году, весной, университетский благородный пансион переименовали в гимназию.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Михаил Лермонтов (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 149-151, 154-155, 157-160)

Проверьте себя

1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?

Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей (гувернёра-француза, бонну-немку, позже — англичанина), проходивших с Лермонтовым курсы греческого, французского и немецкого языков. Уже в Москве с Лермонтовым занималась Зиновьева, Солоницкий, Мерзляков.

2. Кто из писателей интересовал юного М. Ю. Лермонтова?

Ломоносов, Державин, Дмитриев, Озеров, Батюшков, Крылов, Жуковский, Козлов и Пушкин.

3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?

Разные языки, искусство, нравственные, математические и словесные науки.

Размышляем о прочитанном

Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону.

2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

Различий намного больше. Даже в том, что тучки свободные, а поэт не может себе позволить такого, чего бы он хотел. У них нет родины, а у него есть.

3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

Эти строки проникнуты терзаниями поэта. Это такие чувства, которые не подвластны тучкам.

4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

Милый север и сторона южная. Употребление таких эпитетов указывает на истинную любовь Лермонтова к родине и отдаленность к югу.

Фонохрестоматия

1. Перечитайте стихотворение и ещё раз прослушайте и проследите, как меняется характер отношения лирического героя к тучам:

— в какой части стихотворения он мысленно сближает, объединяет себя с ними? Почему? В первой части, потому что она стал таким же изгнанником, как и они.

— в какой части это единение оказывается под вопросом, под сомнением? Во второй.

2. Как передаёт эту динамику, развитие чувств автора актриса?

Актриса передает эти чувства с помощью изменения тембра голоса, пауз, ритмики чтения.

3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.

Размышляем о прочитанном

Потому что сюжет имеет схожесть с восточными сказаниями. Этот жанр подтверждает восточная колоритная лексика. Например: песочные степи, аравийская земля, пальмы, сыпучие пески, пустыня, ковры, вьюки, верблюд, походные шатры, смуглые руки, чёрные глаза, араб, фарис, караван, Пророк.

2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?

Я думаю, что они погибли потому, что роптали на Бога. Они были недовольны своим предназначением, что никто не видит их красоты.

3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

Люди порубили пальмы, чтобы использовать их древесину для разжигания костра. Сказание заканчивается тем, что снова наступила тишина и покой, даже шуршанья листьев не слышно. Поэт хотел показать, как важно ценить свое предназначение. А также этот сюжет о бережнои отношении к природе.

Фонохрестоматия

1. Какое впечатление произвело на вас чтение актёром баллады Михаила Юрьевича Лермонтова?

Стихотворение мне очень понравилось. Оно передает внутреннее состояние Лермонтова на тот момент. Остро поднята тема одиночества.

Какие чувства переживали вы, слушая это лиро-эпическое произведение?

Я переживал за судьбу пальм. Когда я прослушал запись, то испытал такие чувства, как грусть, печаль.

2. Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актёра, когда он читает:

— описание оазиса в аравийской пустыне (I строфа);

— ропот пальм (II строфа);

— описание движущегося каравана (III строфа);

— гарцевание арабского всадника (V строфа);

— встречу гостей в оазисе (VI строфа);

— жестокую сцену гибели пальм (VII строфа);

— картину безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (IX строфа).

В первой строфе интонация спокойная. Вторая строфа продолжает повествование. Ропот пальм актер передает протяжным голосом, чтобы выразить их мольбу. Третья строфа начинается с шепота, так как это звуки песка, а затем тембр понижается, а голос актера становится грубее. Пик тембра и интонации приходится на пятую строфу. Шестая строфа наполнена тревогой. Гибель пальм в седьмой строфе актер выразил волнением в голосе. Девятую строфу автор читает наиболее выразительно, выделяя каждое слово интонацией.

3. Поработайте над выразительным чтением каждой смысловой части баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении с определённостью звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады. Затем выразительно прочитайте всё стихотворение.

Размышляем о прочитанном

1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?

Я думаю, что это стихотворение имеет скрытый смысл. Через образ листка Лермонтов показывает не только свою судьбу, но и судьбу всего своего поколения.

Стихотворение наполнено эпитетами и олицетворениями, которые создают такое грустное настроение. Например: эпитеты (жестокою, гонимый, тоскою глубокой, бедный, суровой, пылен, жёлт, холодное) и олицетворения (прижался, молит, до срока созрел, ношуся один).

С помощью глаголов листок принимает образ гонимого странника, а чинара отвергает листок. Она показалась мне эгоистичной, не принимающей его слова в серьез.

Да, я считаю, что поэт выразил свои переживания через образ листка. Он также не мог себя найти, его гнали отовсюду, отправили в разные ссылки.

Я понимаю выражение “до срока созревший” - умен и опытен не по годам.

3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?

Я думаю, что листок понимает, что будущего нет и просит приюта у чинары, но и она прогоняет его. После чего он говорит такие строки:

“Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.”

Это значит лишь одно - листок признал свое поражение в этой битве с судьбой.

4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

Я сочувствую листку. Он ищет не только свое пристанище, но и самого себя. Ему нужно было найти лишь на время приют, но гордая чинара отказала. Тем самым, обрекла его на верную смерть.

Фонохрестоматия

Актер мастерски меняет интонацию голоса, тембр, делает паузы и логические ударения.

2. Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему?

Не совпадает, потому что и листок, и чинара - растения. Нельзя превозносить себя только по внешнему виду. Нужно показать свою человечность, а чинара этого сделать не смогла.

3. Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему?

Стихотворение лиричное. Мне понравилось. После прослушанного, я еще больше стал жалеть листок, что вот так порой судьба зависит от решения других.

4. Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он испытал?

У него не было цели в жизни, сна и покоя.

Я считаю, что первую строфу нужно прочитать спокойным голосом, слегка нараспев. Вторая строфа, а это описание чинары, должна быть прочитана повышенным тембром, с нотками радости. Так как чинара - любимица солнца, нужно показать соответствующее отношение к ней. Третья и четвертая строфа - обращение листка. Здесь нужно показать всю гамму чувств: грусть, разочарование, мольба о помощи. Чтение должно быть распевным, полушепотом с интонационным выделением каждого слова. Пятая и шестая - ответ чинары. Это и есть финал и решение судьбы листка. Эти строки нужно читать ритмично, с паузами и ударением.

Размышляем о прочитанном

Утес-великан занял бы большую часть рисунка, а золотая тучка была бы маленькой и яркой.

2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали.

3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

Я бы взяла ватман для этого рисунка. Нарисовала бы пустыню, а посередине огромный утес. А сверху него было бы золотая тучка.

Литература и другие виды искусства

Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

Как стихотворения, так и картины могут восприниматься людьми по-разному. А вот музыка способна передать настроение более точно.

Фонохрестоматия

1. Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучки и утёса?

В этом стихотворении, как и в многих других Лермонтов поднимает тему одиночества. Тучка ночевала, а утром ушла дальше “весело играя”, а утес остался один в большой пустыне.

2. Прочитайте первое четверостишие (строфу) так, чтобы была понятна ваша характеристика тучи. Совпадает ли она с характеристикой, данной в чтении актрисы? Если нет, то в чём различие?

Мое прочтение не совпало с чтением актрисы. Так получилось потому, что она прочитала эти строки повышенной интонацией с нотками радости.

Я думаю для того, чтобы добавить драматизм в эту ситуацию.

4. Прочитайте стихотворение вслух, постарайтесь выразить светлое, радостное настроение, которым окрашена первая строфа, безысходное горе одиночества, переданное поэтом во второй строфе.

Совершенствуйте свою речь

2. Какие художественные средства помогают выразить страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом на примере одного из прочитанных стихотворений Лермонтова.

Для того, чтобы выразить различные чувства Лермонтов использует эпитеты и метафоры. Например в стихотворении “Утес”: эпитет “влажный след” и метафора “утес плачет”.


Характеристика чинары: цветущая, довольная собою и жизнью, беззаботная, самовлюбленная. Её речь звучит гордо, надменно. Характеристика листка-странника: одинокий, ненужный, увядший, обессилевший. В его речи звучит мольба и надежда, он смиренно просит чинару приютить в своих изумрудных листьях.

Размышляем о прочитанном

Золотая веселая тучка отдыхает на груди старого утёса-великана. Утес выглядит большим, хмурым, серым. Кругом пустыня.

Читайте также: