Понятийный аппарат социологии кратко

Обновлено: 07.07.2024

1) Функции и роль понятийного аппарата в социологических исследованиях.
Как и любая частная социологическая теория, социология социальной сферы имеет свой особый категориальный аппарат, возникший внутри самой теории и отражающий характерный именно для нее угол зрения. При этом вся система понятий включает в себя еще общенаучные и общесоциологические категории.
Из понятийного аппарата общей методологии научного познания в социологической теории социальной сферы используются такие понятия, как процесс, структура, функции, элемент, связь, развитие и др. Они используются для описания социальной сферы, ее подсистем, социальных механизмов функционирования и развития.
Из общей социологии заимствованы следующие категории: социальные отношения, социальная деятельность, социальный статус, социальная структура, социальная ситуация, социальная норма и др. Из категорий теоретической экономики - распределение, потребление, среднедушевой доход. Из социальной психологии - поведение, социальная напряженность, социальная ущемленность, социальная толерантность. Однако все они включают в себя характерный именно для социологии социальной сферы подход к анализу общественной жизни.

В социологии изучение потенциала социальной сферы тесно связано с гармоническим развитием социальной инфраструктуры, которое призвано обеспечить опережающее удовлетворение потребностей человека и должно быть ориентировано на всестороннее развитие условий для поддержания трудоспособности, здоровья, образования, социальной защиты людей, их духовных потребностей и досуга. Это понятие используется в целях обеспечения социального планирования и управления социальными процессами.
Категория "социальное благополучие" характеризует уровень, качество жизни личности, семьи, группы, меру удовлетворенности материальных и духовных потребностей населения, а также социальное самочувствие конкретных людей. Социальную защиту мы рассматриваем как процесс реализации и обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, политические и социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она ориентирована на всех членов общества, однако ее функциональное проявление по отношению к тем или иным группам населения неодинаково. Трудоспособным и здоровым гражданам социальная защита призвана гарантировать предоставление равных возможностей жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства в условиях рыночных отношений. Всем нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения она обеспечивает предоставление в установленном законом порядке преимуществ и льгот в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную поддержку, снижение налогов. Социальная защищенность представляет собой меру выраженности социальной защиты населения.

2) Теоретическая, операциональная и эмпирическая интерпретация понятий.
Переход от концептуальной модели исследования к питанию предметной области
исследовании.

Важной процедурой в социологическом исследовании является сопоставление теоретических положений с эмпирическими данными в целях дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции.

Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором — эмпирическое.

Концептуальная модель – абстрагированное описание предметной области

При анализе предметной области принято выделять три этапа:

•анализ требований и информационных потребностей;

•определение информационных объектов и связей между ними;

•конструирование концептуальной модели предметной области.

Тщательность проведения этапа анализа определяет в дальнейшем эффективность работы информационной системы, возможность дальнейшего наращивания информационных ресурсов, адаптируемость к изменению требований к системе

3) Разработка понятийных и эмпирических индикаторов - основное содержание
процедуры теоретической и эмпирической интерпретации понятий.

Эмпирическая интерпретация понятий являет­ся непосредственно социологической задачей: это научная процедура перехода от содержания основ­ных понятий через иерархию опосредующих кон­кретизирующих к потенциально доступным фикса­ции и измерению единицам искомой информации (индикаторам).

Данная процедура обеспечивает сравнение (со­отнесение), редукцию содержания основных поня­тий с эмпирическими фактами, отражением кото­рых они являются. Этим достигается определение эмпирических значений (показателей, референтов) теоретических понятий, которые как раз иявля­ются доступными регистрациииколичественно-качественному анализу.

Цельэмпирической интерпретации- последо­вательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно не­доступных восприятию изучаемых явлений, кото­рые поддаются фиксации и измерению.

Главная задача - обеспечить переход к инди­каторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования.

Эмпирический индикатор – элемент или характеристика объекта, который доступен наблюдению и измерению.

Индикаторы представляют признаки изучаемого объекта или будучи представленными в соответствии с теоретическими понятиями выражают фактическое эмпирическое содержание понятий или связи понятий.

Индикатор- это факт, используемый для со­циологического измерения.

Эмпирический индикатор- позволяет:

- установить, каки в какойформе надо подойти к сбору данных;

- правильно сформулировать вопросыв раз­личных видах инструментария;

Критерии отбора индикаторов

а) Необходимость и достаточность индикатора для эмпирического описания предмета исследова­ния.

б) Обеспеченность индикаторов доступными ис­точниками информации.

в) Возможность надежного методического обес­печения сбора необходимой информации.

г) Набор индикаторов должен быть минимизи­рован для данного исследования.

1. социальная мифология- мифологическое сознание; эмоционально окрашенное, чувственное представление о социальной действительности, замещающее и вытесняющее ее подлинное знание.

2. социальная утопия- подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и пространстве общества (людей или подобных им существ), построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы, более совершенного, чем то общество, в котором живет автор.

3. объект науки (социологии)-реальность, характер. отрибуты социол., кот. сущ. Объективно как предметный мир,кот производятся,осваиваются людьми

4. предмет науки (социологии)-представляет собой понитийную конструкцию объекта или фрагмента соц. Реальности под средством соц. Понятий.

понятийный аппарат науки (социологии)-

6. социальные отношения –это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

7. социальные закономерности -объективно существующая, повторяющаяся связь соц. явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие об-ва как целостной соц. системы либо его отдельных подсистем.

8. социологическая парадигма-этообъяснит. теор.модель, дающая концепциал. описание р-ии, основных социолог. проблем на основе исходных социолог. понятий, под средством, кот. определ. предмет и объект социологии в опред. период истории.

9. научная теория-наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представ ление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности.

10. политическая идеология —это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

11. Позитивизм-Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание является научным, то есть способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных.

12. субъективная социология -это специфически социологическое направление. В основе его лежит использование социологом в качестве основного инструмента исследования субъективного метола, а предметом изучения общества и человека является привносимый в социальную жизнь субъективный элемент.

13. бихевиоризм – направление в позитивистской социологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы).

14. марксизм – это учение, обладающее своим определенным содержанием, концепциями, положениями, выводами и характеристиками, нацеленное на воплощение и реально воплощающееся в практическом революционном движении, в общественной практике, в революционном, созидательном переустройстве, изменении и улучшении мира, цивилизации, общества, самого человека.

15. материалистическое понимание истории- составная часть марксистско-ленинской философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфич. законах функционирования и развития обществ.-экономич. формаций.

16. Социальное-Порождаемый условиями общественной жизни, условиями той или иной общественной среды, общественной формации

17. социальная связь -- возникающая на основе социальных взаимодействий зависимость и взаимозависимость индивидов, групп и иных социальных субъектов, их признаков, в конкретных условиях места и времени, социальной ситуации.

18. социальная система– структурно организованное упорядоченное целостное образование социальной реальности, производимое и интегрируемое социальными взаимодействиями, связями и отношениями индивидов и социальных групп, способное во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру.

19. социетальная система-система отношений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом.

20. социальный статус -положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам.

21. социальная роль - нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.

22. социальный контакт- процесс установления социальной связи; начальный этап взаимодействия между индивидами или социальными группами.

23. социальное взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью.

24. ролевой конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.)

25. социальные ценности-ими являются объекты, процессы, социальной реальности, социальные связи и отношения (любой компонент социальной системы), представляющие собой значимость для индивида, социальной группы, института, общества как социально необходимое условие и средство процесса производства и удовлетворения их социальных потребностей.

26. социальные санкции- реакции социальной группы (общества, трудового коллектива, общественной организации, дружеской компании и т. и.) на поведение индивида, отклоняющееся (как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и ценностей.

27. социальный контроль-механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

Билет №4. Категориальный аппарат социологии.

Понятия и категории и их роли в развитии науки.

Любая наука имеет свой понятийно-категориальный аппарат. В каком-то смысле его можно считать сакральным, так как в нем закодирована вся информация, относительно накопленных научных знаний и открытий. Понятия и категории являются обобщением научного анализа. Многие из них абстрактны и относятся не к одному явлению, а к совокупности.

Современная социология обладает развитым понятийным аппаратом.

Что представляют собой категории и понятия социологии?

Категории – это основные и наиболее важные понятия наук.

Категории социологии с точки зрения их структуры подразделяются на: 1) всеобщие категории, присущие всем наукам; 2) категории общественных (социальных наук); 3) категории социологии.

С точки зрения содержания, категории можно классифицировать следующим образом:

1. Категории всеобщности (вселенная, ноосфера, общество, мир). Без них не может обойтись не одна социальная наука. Это универсальные и фундаментальные представления о мире, которые могут быть использованы при осмыслении социального бытия.

2. Категории качества (цивилизация, формация, культура) показывают степень и уровень освоения мира, эффективность их функционирования и обеспечения рациональной организации общественной, групповой и индивидуальной жизни.

3. Категории объективности (социальные отношения, социальное развитие, социальные процессы, социальные явления и институты) конкретизируют сущность и содержание той исторической эпохи, в которых живет и творит человек

4. Категории субъективности (сознание, личность, классы) характеризуют активное, творческое, заинтересованное начало в деятельности общества. Данные категории дают ориентиры для исследовательской практики.

5. Категории изменений (управление, регулирование, социализация) характеризуют механизм, направленность, способы и методы осуществления преобразований.

Значение этих категорий для социологии велико, потому что, во-первых, они позволяют в обобщенном виде трактовать универсальные процессы и изменения, происходящие в социуме с позиций социологии науки. Во-вторых, эти категории выполняют интегрирующую роль для самых различных потоков информации, централизуют ее, объединяют их вокруг коренных, принципиальных вопросов социальной жизни. В-третьих, категории выполняют роль коммуникации, без которой невозможно совместное и сопоставимое творчество, дальнейшее развитие научного знания,. И наконец, эти категории роднят социологию с другими социальными науками, образуя единое смысловое поле, без которого невозможно представить эволюцию и прогресс в развитии социальной мысли.

Но существуют ограничения использования категорий: во-первых, эти категории в своем большинстве априорны, декларативны, и могут выражать свою сущность в предельно обобщенном виде. Во-вторых, они многозначны, по-разному трактуются не только среди различных социальных наук, но внутри самой социологии, различными школами и концепциями. В-третьих, и это особенно важно — они не операционализуемы. В таком случае социология, не отказываясь от использования этих категорий, имеет возможность обобщения и оперирования некими универсалиями.

Понятия в социологии с учетом ее объекта и предмета изучения носят интегральный, многоуровневый характер. С их помощью раскрывается многообразие, сложность, интегративность социологического знания, содержание социологических закономерностей.

Рассматривая социологическую терминологию, с учетом уровней, структуры социологического знания можно выделить следующие понятии: во-первых, это общесоциологические категории: общество; общественные отношения и их виды; общественное сознание; социальная сфера; социальные процессы; образ жизни; социальная структура общества; общественные классы; социальная интеграция и дифференциация; труд; социальное время; общественное мнение и др. Во-вторых, это понятие формационного и внутриформационного уровня (т.е. общества на той или иной стадии развития): традиционное общество, индустриальное общество; капитализм; социализм; социалистические и капиталистические общественные отношения; рабочий класс и др. В-третьих, это категории, понятия отраслевых частносоциологических теорий: понятия, связанные с раскрытием проблем социологии города и деревни, образования, социологии выборов, брака и семьи, личности и малых групп и т.д. и т.д. Наконец, важно уяснить содержание понятий, с помощью которых раскрывается методика и техника социологических исследований: программа социологического исследования; виды исследований; гипотеза в социологическом исследовании; типы и виды выборки; социальные показатели и индикаторы;социальный эксперимент, опрос и другие методы социологических исследований и т.д.

Следует отметить, что категории - это общие понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения реальной действительности; понятия – это логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений. Категории и понятия можно типологизировать и систематизировать по разным основаниям.

Каждый раз, когда в науке происходит основательная ломка понятий и логических принципов, встает вопрос об их связи с эмпирическими данными. Эта взаимосвязь имеет особое значение для социальных наук, изучающих мобильные социальные системы: общество, группы, процессы, явления и т. д. Содержательное изменение понятийного аппарата общественных наук может происходить под воздействием двух факторов: во-первых, совершаемых в науках новых открытий, в корне изменяющих представление ученого о существующих логических конструктах, во-вторых, глубоких перемен, происходящих в жизнедеятельности общества и его основных социальных институтов, что делает невозможным описывать и изучать новую социальную систему в рамках старых логических схем и понятий.

Отсюда следует, что понятийный аппарат науки – социологии должен развиваться вместе с изменениями, происходящими и в теоретической социологии, и в социальной жизни общества. Итегративность социологических знаний приводит к тому, что отраслевые социологи все чаще и чаще применяют по

нятийный аппарат других наук, что также требует определенной научно-теоретической корректировки используемых прикладной социологией понятий.

Указанные процессы неизбежно отражаются в понятийном аппарате социологической науки. Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления, этим подчеркивается его важная роль в познании. Переход от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению определяется прежде всего как переход от отражения мира в формах ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях и на их основе – в суждениях и теориях. Таким образом, мышление можно рассматривать как процесс оперирования понятиями. Именно благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Следовательно, использование различного рода понятий определяется целью их применения. Если мы проанализируем различные учебники или многочисленные работы социологов, то в них можно выявить три типа понятий:

— операциональный (иногда его называют конкретно-социологическим).

Первый тип понятий (общефилософский) уже объясняется сказанным выше, т. е. тем, что социология зародилась в недрах социальной философии и сохранила многие общие с ней категории, например: общество, общественные отношения, социальные и нравственные нормы, культура и культурные ценности, личность, социальная среда и др.

Однако, отмежевавшись от философии, социология стала разрабатывать свой понятийный аппарат (на чем настаивал О. Конт), связанный с теми направлениями общественной жизни, которые она изучает, например: социальное действие, социальные взаимодействия, социальный контроль, социальный институт, социальные процессы.

На операциональном уровне (уровне сбора социологической информации) социолог использует понятия, которые представлены в виде переменных. В числе таких понятий могут быть, например, мнения людей относительно кого-либо, уровень дохода определенных социальных групп и т. д.

Каждое научное направление может по-своему определять один и тот же объект анализа, выделять в нем различные предметные области. В этом заключается специфика научного познания. Разнообразие понятийного аппарата может быть и в рамках одной науки, но в различных ее школах и концепциях. Например, в философии насчитывается более 60 определений личности и 400 определений культуры. Подобные различия особенно заметны на уровне таких наук, как психология и социология.

Все эти вопросы для эмпирической социологии являются очень важными, так как помогают в выработке показателей (переменных), отражающих наблюдаемые события. Отсюда вывод: любое понятие должно быть рассмотрено в рамках концепции, к которой оно принадлежит.

Понятия закрепляются и выражаются непосредственно в языковой форме. Это может быть слово или группа слов. На

В социологии понятийный аппарат играет двоякую роль: во-первых, он отражает состояние научных представлений, научных знаний об объекте анализа; во-вторых, служит основанием разработки системы переменных в социологических анкетах, интервью, наблюдениях. Чем точнее понятие отражает социальную реальность, тем больше шансов, что система переменных (показателей) охватит основную часть характеристик предмета анализа, а результаты исследования будут репрезентативными (представительными) по отношению к изучаемой проблеме. В свою очередь, обобщения и анализ эмпирических данных позволяют социологам корректировать представления теоретиков о социальном мире, в котором мы живем.

Читайте также: