Помощь в саморазвитии старшекласснику кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическая поддержка в основе саморазвития и самоопределения

личности школьника.

Юдина Мария Николаевна, учитель математики

МБОУ Староюрьевской СОШ

Общество испытывает большую потребность в подготовке талантливой молодежи, способной к активному саморазвитию, творческому решению нестандартных ситуаций, реализации своей уникальной, неповторимой человеческой индивидуальности. Становится очевидным, что инициативные, компетентные и творчески мыслящие личности составляют основной резерв общества для решения актуальных проблем. Поэтому приоритетной задачей педагогической практики является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному саморазвитию и самоопределению личности школьника. Единый процесс становления личности включает в себя: воспитание, обучение, индивидуализацию. Сегодня мы будем говорить о деятельности учителей, направленной на оказание квалифицированной и оперативной помощи детям в решении их ин­дивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в учебе, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением, то есть о педагогической поддержке.

Педагогическая поддержка - это совместное с обучающимся опре­деление его интересов, целей, возможностей и путей преодоления пре­пятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоин­ство и достигать позитивных результатов в самоорганизации.

Поддержка - это жизненное, личностное кредо взрослого человека по от­ношению к растущему ребенку, использующего свою профессию, профессио­нальные умения и личностные качества, чтобы создать условия для полноцен­ного образования ребенка. А образование, в свою очередь, само является ус­ловием и процессом для развития обучающегося.

Цель всех учителей - повышение качества образования.
Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:
- научить обучающихся учиться, то есть овладевать приемами и способами эффек­тивной учебной деятельности - общеучебными умениями и навыками;

-подтягивать обучающихся из интеллектуально, социально и эмоционально обедненной среды на более высокий уровень.

Но в полном объеме достижение поставленной цели невозможно без пе­дагогической поддержки на основе саморазвития и самоопределения личности. Подготовить ученика к жизни в динамичном мире - значит дать ему не только необходимые знания, но и способы овладения ими.

Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, является той целью, на достижение которой должны быть направлены все усилия педагогики как науки и области практической деятельности. Целесообразным является создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы процессы гуманизации образования, повышения его креативности, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. Побуждающей силой к самоосмыслению и самопониманию выступают инновационные методы обучения. Гуманистический подход к образованию ставит в центр педагогики личность ребенка, предполагая разрабатывать конкретные методы работы, связанные с целями, средствами и условиями саморазвития личности.

Одним из методов работы является игровые технологии. Использование игровых технологий предполагает внедрение вариативных игр. Ими могут быть:

– игра в случайность;

– игра – педагогическая ситуация;

Игры-тренинги приходят на помощь в моменты однообразия на уроке и позволяют активизировать обучающихся к выработке механизмов самоорганизации.

Игры в случайность предполагают внедрение на уроке учителем элементов случайного выбора, что создает ситуацию успеха, уверенности, развивают логику, абстрактное мышление, фантазию учащегося.

Игра – педагогическая ситуация предполагает создание игрового пространства, что преобразовывает предметное восприятие мира ребенком в

социально-ценностное, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношения в виде ценностных связей и взаимоотношений.

Игра-театрализация позволяет погрузить ребенка со всеми его эмоциями в то временнóе пространство или событие, о котором идет речь на уроке, и этим способствует целенаправленному развитию чувственной и эмоциональной сферы детей. Деятельность ребенка ориентированна на образец. В процессе общения учитель своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает поддержку обучающимся. Основа поведения воспитателя – доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. Данный вид деятельности интересен не только как форма внеклассной работы, но и для обучающего процесса. Реквизит (куклы-рукавички, декорации, одежда и т. д.) – это опора для воссоздающего воображения, для понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, свободе речи. Режиссерами, авторами сценариев, продюсерами выступают сами обучающиеся, что предполагает запуск механизмов самоопределения, саморазвития, самореализации.

В педагогической науке отрабатываются приемы групповой педагогической поддержки. Они могут быть представлены как:

– приемы коллективной учебной деятельности (индивидуально-групповой метод, игровые технологии, учебный мозговой штурм и др.);

– приемы контроля (опрос-итог, интеграция тем, обсуждение домашнего задания, блиц-контрольная, релейная контрольная работа, тренировочная контрольная работа и др.).

Обобщенными характеристиками данных подходов являются творчество, активность, исследователь­ский поиск в педагогическом процессе. В этой связи имеет смысл выделить приемы индивидуально-личностной поддержки:

– своя опора (опорные сигналы);

– повтор с контролем (вопросы к изученному материалу);

– повтор с расширением (вопросы, дополняющие знания по новому материалу);

– собственный пример (задача);

– особое задание (три уровня: обязательный, тренировочный уровни, творческое задание);

– нетрадиционная отметка и другие.

В современной социокультурной ситуации развитие образования в тенденции личностного подхода к воспитанию человека предопределяют необходимость педагогической поддержки личности обучающегося в ходе целостного педагогического процесса.

Рассмотрев формы, техники и приемы поддержки школьников, можно сделать вывод:

1. Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 классе, знать, что этот период качественно отличается от дошкольничества, на первый план выступает не игра, а познавательная деятельность. Что в это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях.

2. Нужно выявить сущность и условия педагогической поддержки. Понимать, что поддержать - не значит решить. Помощь в данном случае рассматривается как взаимодействие обучающегося и учителя. Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий:

С делением знаний на предметы чаще всего выполняется только одна задача: дать обозначенный программой необходимый набор знаний. Сам же процесс обучения учению носит зачастую неупорядоченный характер. Сегодня отдельные старшеклассники могут сказать, что они не умеют учиться. Поэтому наша задача как педагогов помочь обучающимся овладевать способами и приемами, общеучебными умениями и навы­ками, понять, что они отстают в учебе только потому, что не умеют работать. Каким же образом можно научить учиться?

Во первых, это - систематичность занятий, во вторых,
мотивационная, стимулирующая установка, заложенная как в содер­жании курса, так и в формах организации занятий.

Если бы нам сейчас пришлось ответить на следующие вопросы:

Для чего нужна педагогическая поддержка?

Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?

Что является предметом деятельности ребенка и взрослого человека при осуществлении педагогической поддержки?

Как можно соотнести личностно-ориентированный подход и педагогическую поддержку? –

то мы должны выделить проблемы, наиболее значимые для обучающихся, их жизнедеятельности и развития.

Успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере она способна к самоизменению в соответствии с изменяющимися обстоятельствами: постоянному обновлению знаний, производственных навыков, ориентаций и установок. Вот почему формирование у детей способности к творческому саморазвитию становится у учителей истории Приваловой Н.В., Коноваловой Л.С. важнейшей воспитательной задачей. Для решения проблемы творческого саморазвития личности школьников они применяют различные способы, методы, приёмы, подходы. Это постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности заданий, четкое ограничение сроков (времени) на выполнение заданий, показ значимости того вида творческой деятельности, где обучающийся стремится максимально реализовать себя, создание для обучающихся ситуаций успеха, похвала, поощрение обучающегося в случае его особых творческих достижений, специальное обучение обучающихся мобилизации и релаксации, организация участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах и т. д. Все это способствует творческой самореализации обучающихся.

Педагогическая поддержка необходима детям в каждом классном коллективе.

Сложность траектории, выстраиваемой этими классными руководителями, поддерживающей дея­тельности, заключается в том, что они умеют, не разрывая поддерживающих отношений с ребенком, постепенно уменьшать долю своих непо­средственных, прямых действий в решении его проблем. Дистанцируясь, таким образом, от непосредственной ответственности за принимаемые ребенком ре­шения, они постепенно передают ее ребенку. Это и есть одно из главных условий развития самостоятельности выпускников школы.

Педагогическая поддержка обучающихся занимает позицию психологическую. Эта позиция помогает педагогам проникать в более тонкие и сложные процес­сы, выходить в иную плоскость отношений с ребенком, оставляя ему и себе шанс не потерять друг друга. Как целостная технология педагогика сотрудничества и поддержки в на­шей школе должна воплотиться в конкретной модели, ее идеи должны прочно войти в систему работы учителей-предметников и классных руководителей. Актуальность дан­ной темы обусловлена необходимостью кардинальных перемен в технологиях учебно-воспитательного процесса в условиях перехода от школы сотрудниче­ства и педагогической поддержки к школе свободного развития личности.

Таким образом, необходим системный подход к решению проблемы творческого саморазвития и самоопределения личности школьника.
Педагогическая поддержка, таким образом, должна состоять из:
-поддержки интеллектуальной одаренности (способности к обучению, к анализу, критике);

-поддержки творческой одаренности;

-выявления и развития способностей;

-поддержки детей группы риска.

Чтобы помочь ребенку начать движение к образованию,
предметом деятельности ребенка и учителя должны являться условия, обра­зующие проблему ребенка. Им обоим предстоит:
-выявить эти условия;

-проанализировать и дифференцировать;

-использовать в качестве ресурса те из них, которые могут служить опорой для решения проблемы;

-спроектировать деятельность по преодолению обстоятельств, которые мешают решению проблемы.

Поэтому нужен эмоциональный комфорт - это условие, а не самоцель для тактики педа­гогической поддержки, которая нужна, чтобы ребенок не боялся делать первые шаги, чтобы он был сосредоточен на себе, а не на других. Составляющими эмоционального комфорта являются:

Таким образом, ребенок будет успешен в учебе, если будет чувствовать поддержку учителей и в начальной школе, и в среднем, и в старшем звене при условии соблюдения преемственности между ступенями обучения.
Повышение уровня об­разованности должно идти не наращиванием объемов знаний, а ориентацией на средства учения и способы продуктивной деятельности. Я.А.Коменский писал, что сначала должна работать мысль, потом память, а в итоге – руки. Это можно определить как понимание, усвоение и применение. Формирование у детей продуктивной деятельности возможно организовать поэтапно:

- 10-11-е классы - этап непосредственной научно-исследовательской работы (защита творческих работ на уроках, во время предметных не­дель или декад, специальных творческих дней).

- принцип ориентации на проблемы в саморазвитии одаренных детей;

- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату, согласие ребенка на помощь;

- ориентация на способности обучающегося самостоятельно преодолеть трудности; сотрудничество, содействие;

- опора на наличные силы и потенциальные возможности одаренного обучающегося;

- безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства. Оценивая эффективность педагогической поддержки саморазвития личности обучающегося в учебной деятельности, мы отмечаем у обучающегося такие позитивные изменения, как: повышение уровня обученности и качества обучения по изучаемым предметам ; развитие способности к активной саморегуляции; повышение самооценки ; стремление к самореализации; формирование мотивационной основы, способов и приемов самопознания ; стимулирование индивидуального саморазвития; развитие таких качеств, как личная ответственность, саморефлексия, самодисциплина, трудолюбие , работоспособность.

Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных детей возможно при выполнении ряда условий:

- вовлечение одаренных старшеклассников в многоплановую внеурочную деятельность на основе интересов и потребностей личности, интеграция образовательного процесса в образовательное пространство, обучение на основе личностно-развивающих технологий, развития интеллектуально-творческого потенциала путем приобщения их к основам научно-исследовательской деятельности, участие одаренных обучающихся в конференциях и олимпиадах, выработка определенного стиля педагогической деятельности учителей, нацеленность организации педагогической деятельности на развитие самостоятельности и самоопределения.

Выработка самореализации и самоопределения продолжается во внеклассной и внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования. Поэтому мы должны использовать все аспекты образовательной деятельности, чтобы помогать школьникам самореализовываться и самоопределяться.


В монографии обоснованы теоретические аспекты и динамическая модель психолого-педагогического сопровождения саморазвития старшеклассника в профильном обучении, которое рассматривается как процесс взаимодействия компетентных взрослых (педагога, психолога) и старшеклассника.

Оглавление

  • Введение
  • 1 Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения саморазвития старшеклассника в профильном обучении

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника в профильном обучении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения саморазвития старшеклассника в профильном обучении

1.1 Саморазвитие старшеклассника как педагогическая проблема

Идея саморазвития личности лежит в основе гуманистического педагогического мировоззрения. Первоначально сформулированная как задача познания личностью себя в качестве необходимого условия творческого преобразования окружающего мира и самосозидания, идея саморазвития трансформируется в педагогический принцип признания способности личности к саморазвитию, стремления ее к самосовершенствованию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности. Данный постулат получает в педагогике дальнейшее развитие как принцип уважения личности учащегося, развития в нем созидательной активности и оказания ему помощи в овладении способами творческого самовыражения и самосовершенствования.

Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения [123, с.134], как любой человек, обладающий сознанием и как человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Сущность личности характеризуется тем, что она является субъектом и объектом общественно-исторического процесса, а также субъектом познания, общения и деятельности.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть переданы или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением (А. Дистервег). Для И. Канта человек есть цель сама по себе, которая характеризуется как субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования. Г.Ф. Гегель рассматривает весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса беспрерывного движения, изменения, преобразования и развития; источник движения, находящийся в самом человеке, заставляет его выйти за свои пределы и превратиться в собственную противоположность [32, с.84]. Самодвижение (Г.Ф. Гегель) — внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, определяемое ее противоречиями.

В настоящее время становится необходимым формирование устойчивого психолого-педагогического базиса для личностного развития, саморазвития и самореализации подрастающего поколения, поэтому проблема саморазвития личности активно рассматривается в философии, психологии и педагогике.

Проблема саморазвития сущностных сил человека, изучение способности человека к самосозиданию развивается в рамках культурологической концепции (М.М. Бахтин), представлена идеей самопознания и самосовершенствования личности через духовное самовозвышение и самоограничение к свободе (Н.А. Бердяев). По мнению П.А. Флоренского саморазвитие основывается на духовных приоритетах [66, с.160].

В современных психолого-педагогических исследованиях саморазвитие трактуется как основной внутренний механизм развития личности, любое изменение в сознании и поведении может приводить как к личностному росту, так и к деформациям, деградации личности, значимость саморазвития заключается в регулирующей функции [6, с.15].

Саморазвитие как процесс зависит как от внешних, так и от внутренних воздействий. Воздействие внешних факторов тем значительнее, чем менее человек внутренне самоорганизован (Д.Брунер). Благодаря выявлению данной зависимости происходит осознание роли саморазвития, вследствие чего меняющаяся структура личности получает бóльшие возможности как для сохранения устойчивости, так и для адекватной реакции на изменения среды [18, с.45].

На неограниченные возможности самосовершенствования, как естественную тенденцию личности двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости, указывал К.Роджерс. Поведение человека регулируется объединяющим мотивом — тенденцией к актуализации, тенденцией развивать свои способности. Важнейший мотив жизни человека — актуализировать себя, то есть сохранять и развивать свою индивидуальность, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы [144, с. 39].

А.Маслоу выдвинул в центр концепции саморазвития личности понятие самоактуализации как потребность личности в самосовершенствовании, в реализации своих потенциальных особенностей. Самоактуализация — это стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций, это желание человека самоосуществиться, а именно — его стремление стать тем, чем он может быть. Потребность в реализации своих потенциалов естественна для всех нормальных людей, однако реализовать ее полностью могут лишь единицы. Причины данного положения заключаются в том, что индивиды либо не подозревают о собственных богатых потенциях, либо не принимают в качестве значимой задачи самосовершенствование, либо не владеют способами саморазвития [94, c. 108].

Саморазвитие, являясь диалектическим процессом, соединяет в себе и длительную перспективу поиска смысла жизни (В. Франкл), и ежедневную работу над устранением собственных недостатков, и изменение привычек (Ю.М. Орлов). Этот процесс становится возможным, если человек ощущает себя субъектом собственной жизнедеятельности.

Понимание человека как субъекта позволяет представить индивида как целостную систему, наделенную сложными качествами (психическими процессами, состояниями, свойствами) саморазвития (А.В. Брушлинский).

Характерной особенностью субъекта при его теоретическом определении является соотношение его сущности с гармонией, упорядоченностью, целостностью, разрешением противоречий. Субъект как специфическая система никогда не совпадает с другой системой, которая определяется как объект или объективная (социальная, жизненная) реальность. Активность субъекта проявляется в постоянном разрешении противоречий между субъектом как системой, включающей его цели, мотивы, притязания и объективными (учебными, внеучебными, досуговыми) условиями деятельности. Целенаправленная активность субъекта, в том числе и учебно-познавательная, развертывается в пространстве, очерченном полюсами от наличного, деструктивного до идеального, оптимального способа деятельности [140, с. 36].

Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к становлению, самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с другими людьми. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъект деятельности (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов).

В концепции самоосуществления личности (Ш. Бюлер) сконцентрированы идеи уникальности жизненного пути. Личность рассматривается как изначально данное духовное образование, не изменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни. Саморазвитие личности осуществляется в рамках индивидуального жизненного пути. Единицей анализа жизненного пути являются события, к которым относятся события среды, события поведения человека в окружающей среде и события внутренней жизни. Подлинное саморазвитие означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором собственной жизнедеятельности, который способен не подчиняться обстоятельствам, а творить их, определять перспективы своего существования [93, с. 97].

Субъект деятельности вырабатывает стратегию и тактику в общении с миром и собой, определяет свои ценностные ориентации и убеждения, свои желания и потребности, цели и средства их достижения.

В педагогике Я.А. Коменский одним из первых признает саморазвитие личности в качестве одной из важнейших педагогических идей [67, с.95]; согласно принципу природосообразности, природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой. Ж.Ж. Руссо, сторонник свободного воспитания ребенка в естественных условиях его жизнедеятельности, считал важнейшей основой саморазвития стремление личности к самосовершенствованию, самопознанию, творческому саморазвитию [152, с. 333].

В отечественной педагогике выразителем идеи саморазвития признается К.Д.Ушинский, утверждавший, что растущий человек создает и познает себя сам, и воспитывать в нем следует самостоятельность и активность в условиях свободного самовыражения, развивать его способность к самооценке, стимулировать врожденное стремление к совершенству [172, c. 247]. В системе педагогических взглядов Л.Н.Толстого важнейшими являются уважение к личности ребенка и необходимость развития в нем активности. Человек, появившийся на свет, изначально совершенен, поэтому важны сохранение и культивирование в нем первоначального образа гармонии, правды, красоты и добра [82, с. 487].

Исследование возможностей саморазвития каждого воспитанника становится одной из ведущих идей антропологического направления отечественной педагогики в начале XX века. Стимулирование личности к развитию своих возможностей трансформируется в задачи формирования потребностей и обучения достойным способам саморазвития — самосовершенствования и самообразования. Одним из условий саморазвития рассматривается самообразование с обязательным проявлением школьниками самостоятельности в обучении. Самообразование — эффективное средство раскрытия внутренних сил человека и средство его самоусовершенствования; прямое влияние внешних факторов на внутренний потенциал личности невозможно и нецелесообразно, внешние воздействия должны опосредоваться характером и особенностями духовной, интеллектуальной, эмоционально-чувственной и мотивационно-потребностной сфер индивида (П.Ф.Каптерев) [59, с. 85].

Основа саморазвития личности, по мнению В.А.Сухомлинского, кроется в природе самого человека, устремление к совершенствованию и саморазвитию является одним из базовых свойств человека. Однако на этот процесс нельзя воздействовать прямо, возможно стимулировать этот процесс, и делать это необходимо через активизацию учения и приобщение ребенка к творчеству. Определяя целью воспитания творческое саморазвитие личности, В.А.Сухомлинский наполняет процесс саморазвития духовным содержанием, обращается к сердцу, чувствам, а не только к разуму ребенка, придает большое значение развитию потребностей детей в самосовершенствовании, уделяет внимание обучению навыкам самообразования и самовоспитания [167, с.96].

В педагогической науке под влиянием теории учебной деятельности с позиций субъектного подхода разрабатывается идея подготовки учащегося к самообразованию как способу ориентации на творчество. В самообразовательной деятельности развиваются способности ученика, его дарования, формируется готовность к преобразовательской деятельности [25, с.30].

Для решения аналогичных задач В. Б. Бондаревский разрабатывает методику воспитания у школьников потребности в самообразовании как способ оказания им помощи в развитии своих индивидуальных творческих потенций (16;143). Формирование потребности в непрерывном самообразовании и подготовке к нему являются, по сути, педагогическим обеспечением процесса саморазвития личности; вскрывается взаимосвязь самообразования с процессами самореализации, самоактуализации личности [103, с.9].

Саморазвитие образует коренное противоречие, выступающее движущей силой развития, между наличным и необходимым уровнями психосоциальной зрелости растущего человека, задает энергию самовоздействия в процессе любой деятельности, определяет углубление самопознания, самоосмысления, актуализирует ценностное самоопределение, служит развертыванию целеполагания, создает смысловое пространство самосозидания (Л.Н. Куликова). В полной мере субъект активен не потому, что потребности движут его активностью, а потому, что субъект разрешает противоречия между своими потребностями, возможностями и условиями их удовлетворения [140, с. 36].

Проблема саморазвития личности в деятельности состоит в определении способности личности становиться субъектом собственной жизни, достигая при этом личностного совершенства.

Главной движущей силой саморазвития личности является потребность в самоосуществлении. Личность как субъект жизни способна:

— выбирать основное направление своего способа жизни (цели, этапы достижения цели);

— определять пути саморазвития, решать противоречие жизни (достижение или уход от цели);

— созидать ценности жизни, соединять свои потребности со своей жизнью в виде ее особых ценностей (интересы, увлечения, удовлетворенность жизнью, новый поиск) (Л.Н. Куликова).

Согласно В.В. Серикову, субъект деятельности — это человек, который способен не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые за счет:

— осознания и принятия своей цели, задач, установок деятельности на настоящем и предстоящих этапах ее осуществления, способности и стремления в необходимых случаях самостоятельно их определять;

— владения необходимыми процедурами, умениями и навыками, ориентировочными основами реализации деятельностей в соответствии с принятыми или самостоятельно выработанными установками и задачами;

— понимания собственной значимости для других людей, ответственности за результаты своей деятельности;

— способности к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремления определиться и обосновать свой выбор;

— способности к рефлексии, потребности в ней как необходимом условии сознательного регулирования своего поведения, жизнедеятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и ограничениями, осознанием пределов собственной несвободы, с другой стороны [158, с.52].

Особенность саморазвития состоит в проявлении потребностей личности, удовлетворение которых зависит от внешних условий. В составе потребностей особо выделяются высшие человеческие потребности — духовные и социальные, которые представляют собой источники самодвижения человека (Г.Селевко). Духовные потребности — потребности познания окружающего мира в целом и в отдельных частностях, а также своего места в нем, познания смысла и назначения своего места на земле. Социальные потребности — потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Изначальное проявление социальных потребностей состоит в потребности человека в общении [156, с.185].

Человек развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием внешней среды, но и в зависимости от формирующихся в его психике опыта, потребностей, интересов, способностей. Потребности — основа, определяющая интенсивность и направление развития личности. Высшие человеческие потребности — социальные и духовные — представляют собой источники самодвижения человека. Потребности человека в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации — это стремления к саморазвитию, направленные на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).

Потребность быть личностью означает потребность оказаться и оставаться в максимальной степени представленным в жизнедеятельности других людей и способность быть личностью, то есть необходимо наличие индивидуальных особенностей, позволяющих удовлетворять эту потребность [76, с.81]. На этом основании А.А.Ухтомским введено понятие доминанты.

Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определённую направленность и активность. Она представляет мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности в реализации той или иной направленности, мощный активатор деятельности. Вся деятельность человека — совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант. Они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознанными, ситуативными и долговременными [171, с.328].

Таким образом, доминанты — один из важнейших механизмов самоуправляемого, психогенного развития человека, следовательно, возможно и необходимо управлять доминантами поведения и психического развития. Чтобы процессы самосовершенствования стали доминантами, необходимо создать определённые условия.

Г.К. Селевко разработана технология самовоспитания личности, построенная на научной природосообразной основе, учитывающая закономерности возрастного развития и возможность использования не внешнего (как правило, неэффективного) воздействия, а врождённых механизмов саморазвития и, прежде всего — доминанты, как источника внутренней мотивации [156, с. 158].

Советы подросткам

Всем привет, на связи Creator. В этой статье вы не увидите дотошных советов психологов. Здесь будет лишь личный опыт автора и те советы подросткам, о которых хотели бы узнать многие взрослые, когда были в юношеском возрасте.

Я заморочился и подготовил советы на самый разный вкус: взятые из книг, на каждый день, для учебы, отдельно девочкам и мальчикам, а в конце уже советы для родителей. Получилась очень объемная статья.

Если желаете изменить свою жизнь, советую ознакомиться с моим крайним руководством по заработку в интернете:

35 самых высокооплачиваемых партнерских программ для заработка на информационном сайте + CPA-сети

31 общий совет подросткам на все случаи жизни

1. Совершенствуй себя

Уоррен Баффетт о том, как он стал успешным

Итак, начнем с самого важного – с саморазвития. Если бы нужно было выделить только один совет из всего списка, то я без сомнений оставил бы этот.

Мой сайт посвящен теме саморазвития. Поэтому, если ты не знаешь, с чего начать самосовершенствование, переходи по ссылке и читай: С чего начать саморазвитие | План, упражнения, книги и многое другое

А еще настоятельно рекомендую пройти вебинар по личностному развитию, с помощью которого вы найдете в себе силы на рост и развитие.

2. Ставь цели

Что делать с целями?

Если в нескольких словах, поставить цель – значит определить причину, по которой ты живешь.

Подумай, каким ты хочешь видеть себя через 5 или 10 лет. Во что будешь одет, где будешь жить, а главное, чем заниматься. Скорее всего, это и будет твоей целью.

Не медли и прямо сейчас запиши свою цель на бумаге.

3. Мысли масштабно

Не бойся мечтать о великом. Именно так достигаются великие цели.

Попробуй сейчас. Возьми блокнот и запиши то, чего хочешь добиться, приобрести или испытать. Это может быть что угодно: оранжевый Ferrari, собственная авиакомпания, езда на верблюде. Главное не ограничивать себя и не бояться мыслить масштабно.

4. Планируй свой день

Если сможешь четко и правильно распределить свое время, то удивишься, насколько быстрей станешь справляться с обязанностями. Благодаря планированию у тебя станет больше свободного времени. Можешь лишний час поиграть в компьютер, ну или потратить его на изучение английского. У каждого свой выбор 🙂

А знаете, какое это удовольствие – сидеть в конце дня перед ежедневником и помечать галочкой все выполненные дела. Завтра же примените этот совет на практике.

Антуан де Сент-Экзюпери

5. Планируй в долгую

Планы и цели на день исходят от планов и целей на неделю. Планы и цели на неделю исходят от планов и целей на месяц. А те в свою очередь от планов и целей на год. Поэтому первое, с чего нужно начинать – это с составления планов на год.

6. Следи за здоровьем

Советы подросткам для здоровья

Мне 17 и вот я уже 2 года веду здоровый образ жизни. Ну, или, по крайней мере, стараюсь. За этот период многое поменялось в моей жизни. Начиная с улучшения внутреннего самочувствия, и заканчивая приобретением новых полезных привычек.

Этот совет содействует тому, чтобы вы стали чуточку счастливее, выносливее и энергичнее.

7. Будь трудолюбив

Не знаю, как это действует, но факт остается фактом, что удача поворачивается только к трудолюбивым людям. Возможно, сама судьба так распоряжается.

8. Читай книги и смотри фильмы

Советы подросткам по чтению саморазвивающих книг

Важное примечание! Книги, которые я прочитал, это не просто классические романы или детективы, а книги по саморазвитию. Только они способны расширить твой кругозор, перевернуть ход мыслей и преподнести блестящую идею.

А если вы не любитель читать книги, то можете заменить их просмотром фильма по саморазвитию, благо их предостаточно в интернете. Выбирать можно среди таких жанров, как: мотивационные, финансовые, о спорте и документальные.

С помощью таких фильмов подросток в легкой и доступной форме, на примере главных героев может узнать, как улучшить свою жизнь.

9. Изучай иностранные языки

На сегодняшний день в интернете есть множество источников, благодаря которым человек спокойно может выучить любой язык. Поэтому я считаю, что людям, которые еще не знает английский, должно быть как минимум стыдно.

Я подготовил для тебя пару сайтов, которые помогут выучить английский:

10. Не трать время впустую

Девушка тратит время в пустую

Хочешь приспособиться к взрослой жизни? Тогда научись не растрачивать свое драгоценное время.

Вот основные советы, которые помогут тебе с этим:

  • Действуй по плану;
  • Уделяй соцсетям не более 1,5 часа в день;
  • Избавься от отвлекающих факторов (об этом мы поговорим позже);
  • Не откладывай дела на потом.

Ян Амос Коменский

Памятка для подростков, чем заняться в свободное время

11. Развивай концентрацию

Сколько времени ты сможешь проработать над одним делом, ни на что, не отвлекаясь? 15, 20 минут? Вот именно. Поэтому ниже я выделил 4 метода, помогающих улучшить концентрацию.

Рассмотрим ситуацию с выполнением домашки. Что нужно исключить во время ее выполнения:

  1. Выключи все уведомления на телефоне и компьютере;
  2. Закрой все, что тебя отвлекает, к примеру, всплывающая реклама;
  3. Во время работы держи только одну открытую вкладку браузера;
  4. Не бери телефон в руки, пока не закончишь работу.

12. Выходи из зоны комфорта

Мы перестаем развиваться, если остаемся в зоне комфорта. Ну а чтобы этого не допустить – нужно перестать бояться пробовать новое. Рискни и брось себе вызов. Приучи себя к постоянному поиску новых открытий в жизни.

13. Будь экстраординарным человеком

Экстраординарность – это что-то странное, необычное, оригинальное, выходящее за рамки привычного. Именно такими эпитетами я хочу, чтобы вы описывали собственную жизнь. Не стоит проживать посредственную и ничем не примечательную жизнь, ожидая тех дней, когда ты по-настоящему сможешь насладиться ею. Приступай к этому прямо сейчас.

Не проблема, если ты пока не знаешь, как стать экстраординарным человеком. Для этого я написал статью, в которой рассказываю о 50 способах, как стать таковым.

14. Вноси разнообразие в жизнь

В учебный период жизнь подростка становиться чересчур однообразной. Учеба – дом – домашка – сон. Такой замкнутый круг может запросто привести к депрессии. По этой причине вам нужно разнообразить свою жизнь.

К примеру, можно поменять маршрут до учебы. Начать пользоваться только левой рукой (или правой, если ты правша). Сменить прическу и множество других вещей.

15. Выделяйся

Запомните одно: Успешными людьми становятся те, кто не боится идти против толпы и выделяться.

16. Больше смейся

Смех

Не избегай лишнего повода посушить свои зубы. Смейся, хохочи, радуйся жизни. Смех благоприятно влияет на здоровье и помогает избавиться от стресса.

Можно даже оттачивать свою улыбку перед зеркалом. Таким образом, ты будешь улыбаться каждый день, и тебе самому будет от этого смешно.

17. Учись применять знания на практике

Если знания не прикладные, то есть без последующего применения, их можно отнести к бесполезному хламу в голове.

18. Преврати свое хобби в профессию

Это действительно так и у меня для вас хорошая новость. У подростков есть отличная возможность зарабатывать, занимаясь любимым делом. У вас есть время для изучения нового дела, для риска, для 1000 попыток и для неудач.

Что нужно помнить:

  1. Сосредотачивайся на проблемах других и решай их;
  2. Занимайся только тем, что приносит удовольствие.

19. Не бойся изучать новое ремесло

Я предлагаю тебе заняться программированием. Это одно из доступных хобби, которое будет востребовано в будущем.

Отдайся этому после школы, в свободное время.

Вот несколько сайтов, которые помогут тебе познакомиться с основами программирования:

20. Не бойся быть троечником

Типичные троечники

Существует теория, что троечники чаще достигают успеха, нежели отличники. И знаете что? В большинстве случаях это действительно так.

Не подумайте, я не призываю вас учиться на тройки, чтобы добиться успеха. И троечники не всегда хорошо устраиваются в жизни. Отличительная черта успешных людей – это рациональное распределение свободного времени. И то кем вы станете в будущем, зависит от того, чем будете заниматься в свободное от школы время.

21. Ищите способы заработка в интернете

Интересно, как люди зарабатывают шестизначные цифры на одном блоге? Партнерский маркетинг предоставляет множество возможностей для заработка даже начинающим. Чтобы получать доход от тысячи долларов в месяц, нужно найти соответствующие партнерские программы конкретной ниши, завести собственный блог и продвигать реферальные ссылки.

Основной вид заработка – получение комиссионных процентов за счет рекомендации продуктов или сервисов вашим читателям.

22. Создайте собственный сайт

Сантехники, кровельщики и другие поставщики услуг постоянно ищут потенциальных клиентов. Создав веб-сайт с высоким рейтингом в любой из ниш, вы можете переводить потенциальных клиентов местным владельцам бизнеса и получать часть прибыли от продаж услуг.

23. Уважай окружающих

Помните, что проявлять уважение для подростка, а тем более к старшим превыше всего. Некоторые этого не соблюдают. Они плюют на мнение окружающих и топчут их чувства.

Как говорил один умный человек:

24. Развивай финансовую грамотность

Финансовая грамотность – это один из навыков, который нужно развивать с подросткового возраста. Все дело в том, что вступая во взрослую жизнь, человеку необходимо понимать, как работают деньги, как их зарабатывать, и как ими управлять.

Несмотря на все вышесказанное, в школах и учебных заведениях до сих пор не обучают финансовой грамотности. Именно поэтому я хочу, чтобы вы начали осваивать этот навык прямо сейчас.

Научись сберегать деньги

Тебе никогда не будет так легко откладывать часть денег, как сейчас. Начинай, пока не поздно. И чем раньше, тем лучше.

Веди учет доходов и расходов

Хочешь контролировать свое финансовое положение? Начни вести учет доходов и расходов.

Это просто. Составь небольшую таблицу, в которой каждый месяц будешь вписывать историю своих денег. Выглядит она так:

Учет доходов и расходов

Пример учета доходов и расходов

25. Развивай самодисциплину

Дисциплину стоит развивать уже с подросткового возраста. Это целое искусство, которое пригодится во взрослой жизни.

Как воспитать в себе дисциплину:

26. Вставай рано

Раньше я был большим любителем поспать до 12-13 часов. Теперь понимаю, что нет ничего лучше, чем подъем в 7, а то и в 6 утра.

Мало того, что ты чувствуешь себя бодрым на протяжении дня, так еще у тебя появляется преимущество над любителями подольше поспать.

27. Заменяй вредные привычки на полезные

Вредные привычки выражаются в различных действиях и поступках, которые несут негативные последствия для здоровья и привлекательности подростка. Избавиться от них сложнее чем кажется на первый взгляд. Я вот все еще не могу перестать грызть ногти и есть вредную пищу.

Благо избавиться от вредных привычек в подростковом возрасте легче, так как они еще не стали полноценной частью личности.

28. Подводи итоги

В жизни очень важно подводить какие-нибудь итоги. Будь это законченный учебный год, или просто очередная неделя.

Прямо сейчас ты можешь подвести итоги карантина, который уже закончился. В нижней статье ты узнаешь, как это сделал я.

29. Используй соц сети с пользой

Если вы считаете, что социальные сети и саморазвитие это несовместимые вещи, значит, вы хотите так считать. Я же уверен, что во Вконтакте, Фейсбуке, Твитере и других соцсетях имеется множество групп, направленные на развитие и образование.

30. Заводи новые знакомства

Я приверженец теории о том, что каждый человек в твоей жизни послан для того, чтобы преподать определенный урок. Если верить этой теории, то будет разумно начать регулярно знакомиться с новыми людьми.

Благо сейчас такое время, что тебе даже не придется выходить на улицу для общения с окружающими. Все можно делать онлайн.

31. Применяй привычки успешных людей

Секрет успеха от Джейсона Стетхема

Если у кого и стоит заимствовать привычки, так это у людей, которые по праву могут считаться великими.

Из личного опыта могу сказать, что большинство привычек, которые формируют мой образ жизни, я взял у таких людей, как: Дуэйн Джонсон (Скала), Роберт Кийосаки, Марк Цукерберг и Арнольд Шварценеггер.

32. Изучай биографии великих людей

Все проблемы, с которыми ты сейчас столкнулся, уже были решены людьми прошлого поколения. И наверняка они написали об этом книгу.

33. Используй аффирмации

А как вы думаете, если ежедневно на протяжении нескольких лет говорить самому себе, что я успешен или богат, в итоге мы станем таковыми? Не знаю, но попробовать определенно стоит.

Чем должен заниматься подросток, чтобы стать успешным

3 отдельных совета для мальчиков подростков

Советы подросткам мальчикам

1. Будь уверенным в себе

Для мальчика важно уже с юношеских лет развивать уверенность в себе. Ведь она лежит в основе всех достижениях человека. Если ты будешь замкнутым в себе и трусливым, то поверь мне, получишь сладкий пинок под зад, когда вступишь во взрослую жизнь.

2. Умей давать сдачи

Умение постоять за себя – не менее важное качество, которым должен обладать каждый мальчик. Если не хочешь решать дело дракой, что я не советую, то словом ты обязан ответить обидчику. Просто дай понять, что с тобой шутки плохи.

3. Проявляй инициативу

Быть настоящим лидером, значит:

  • Предлагать решения проблем первым;
  • Участвовать во всем, где нужна твоя помощь.

Откладывание или затягивание являются точной противоположностью инициативе.

3 индивидуальных совета девочкам подросткам

Советы подросткам девочкам

1. Избавься от застенчивости

Хвали себя даже за незначительные победы. Если сегодня ты, хоть на чуть-чуть победила свою застенчивость, отпразднуй это. Помни, что побороть неуверенность можно только работой над собой.

2. Не комплексуй

Забей на тех, кто говорит что-то плохое в твой адрес. Просто будь собой без каких-либо приколюх.

3. Не мучай себя диетами

В подростковом возрасте организму требуется колоссальное количество энергии и сил для роста. Представь, что происходит с организмом, если ты начинаешь мучить себя диетами. Думаю, проблемы со здоровьем не заставят себя долго ждать.

5 советов для родителей

Советы родителям подростков

1. Чаще хвалите

Самая большая ошибка родителей, по моему, непрофессиональному мнению – это унижать чувства ребенка. Если уж он что-то натворил, укажите на это в косвенной форме. Ну и, конечно же, старайтесь хвалить его чаще, даже за незначительные вещи.

Придумайте своему ребенку репутацию, если ее нет. Например, скажите, что цените его помощь, и он станет помогать в 2 раза больше.

3. Ведите дружеские отношения

Если вы строги к ребенку, то ему будет трудно строить отношения со своими сверстниками. Общайтесь с ним как с другом, особенно это касается отцов.

4. Не критикуйте

Критика со стороны родителей может не лучшим образом сказаться на подростке. Вместо того, что бы критиковать, постарайтесь больше с ним разговаривать и понимать.

5. Предоставьте ребенку свободу

Заставлять что-то делать ребенка только потому, что этого хочется вам, я считаю категорически неправильно. Подросток должен сам выбрать, кем он хочет стать и чем хочет заниматься в будущем.

Ну вот и все. Это был топ-35 лучших советов подросткам. Думаю вам понравилось. Если это так, то поделитесь этой статьей и оставьте комментарий. Напишите, какие советы стоило бы добавить в этот список.


В статье представлена актуальность проблемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности, рассмотрены компоненты творческого саморазвития, условия реализации педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности (стимулирующе-мотивационные, содержательно-технологические, организационно-реализационные).

Ключевые слова: творческое саморазвитие, компоненты творческого саморазвития, педагогическая поддержка, педагогические условия.

Актуальность данной темы нельзя отрицать, поскольку процесс развития современного мира динамичен, а постоянно изменяющиеся условия существования требуют от человека необычного, творческого подхода в решении задач, встающих на его пути. Большую роль в данном вопросе приобретает творческое развитие личности. И хорошо, когда личность сама осознаёт необходимость двигаться вперёд по ступеням развития, ставит цели, достигает их, а этот процесс получает имя — саморазвитие. Ведь несомненно то, что самостоятельно управлять процессом развития значительно эффективнее, чем ждать от жизни подходящих для этого условий.

Особенно важным творческое развитие становится для старшеклассников, так как юноши и девушки, впервые за одиннадцать лет обучения, готовятся сделать шаг, в результате которого их статус школьника сменится на другой, совершенно новый социальный статус. Если творческие способности личности недостаточно развиты, подобного рода шаги будут осуществляться крайне тяжело, и могут привести к дезадаптации в новых условиях и другим неприятным последствиям.

Как мы указывали ранее, главным отличием саморазвития от развития является целенаправленность. Помимо этого, саморазвитие характеризуется мотивацией и непрерывностью [8]. Это объясняется тем, что при отсутствии мотивации, а как следствие и целей, не будут осуществляться действия, которые приводят к прогрессу в развитии. Само словообразование термина указывает на то, что саморазвитие должно запускаться и контролироваться самой личностью. Иными словами, процесс саморазвития представляет собой сознательное целенаправленное самоизменение, он предполагает способность личности к работе над собой, к росту и развитию. А его формами выступают самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация [5]. Объединяя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что саморазвитие — непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации.

Когнитивный компонент представляет собой познание школьником собственных потенциальных творческих возможностей.

Эмоционально-волевой компонент включает в себя осознанность и целенаправленность действий, умение владеть собой и своим эмоциональным состоянием, а так же способность личности мобилизовать себя активно использовать свои творческие возможности для достижения цели.

Деятельностный компонент проявляется в способности личности по определению индивидуальными свойствами личности (проявляется в творческом мышлении, творческой активности (как свойство личности), в творческом поведении.

При этом стоит выделить основные черты (особенности) творческого саморазвития. Ими являются последовательность и непрерывность, сформированность индивидуальных особенностей, свободный выбор. Подводя итог вышесказанному, сделаем вывод, что в нашем исследовании творческое саморазвитие школьника представляет собой познание их собственных потенциальных возможностей, осознанность и целенаправленность действий, самореализацию своих творческих способностей.

При дальнейшем рассмотрении темы уместно поставить вопрос о том, какие же меры стоит предпринять для активизации процесса творческого саморазвития у старших школьников. Не зря для содействия развитию детей используется такое явление как педагогическая поддержка. Анализируя определения педагогической поддержки, которые были даны исследователями, занимающимися вопросами данной проблемы (О. С. Газман, Т. В. Анохина, Н. Б. Крылова и др.), можно сказать, что педагогическая поддержка — это особая деятельность педагога, которая обеспечивает помощь детям в решении индивидуальных проблем, содействуя саморазвитию их личности [9]. Соответственно, педагогическая поддержка творческого саморазвития — это система средств, применяемых педагогом для оказания помощи в преодолении проблем, разрешение которых способствует творческому саморазвитию школьников.

Для эффективной реализации педагогической поддержки творческого саморазвития очень важно правильно организовать внеурочную деятельность. Касаясь понятия внеурочной деятельности школьников, отметим, что оно включает все виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Не стоит забывать о возрастной принадлежности старшеклассников. В возрастной психологии данный период относится к раннему юношескому возрасту. Согласно исследованиям в психологии (И. С. Кон, И. В. Дубровина, Э. Эриксон и др.), юность — завершающая стадия персонализации. Главнейшими новообразованиями этого возраста являются: развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе, или Я-концепции, формирование жизненных планов, продвижение процессов личностного и профессионального самоопределения [7]. Это необходимо учитывать для максимального развития активности, самостоятельности, ответственности и стимулирования процесса самовоспитания и творческого саморазвития у старших школьников.

Мы выделили ряд условий, реализация которых, по нашему мнению, будет содействовать более эффективному осуществлению педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеучебной деятельности:

1) стимулирующе-мотивационные (мотивационная направленность педагогической поддержки на творческое саморазвитие);

2) содержательно-технологические (использование проектной технологии, организация тренингов, проведение проблемных дискуссий, решение проблемных ситуаций);

3) организационно-реализационные (установление педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогом и воспитанниками, основанных на педагогическом сотрудничестве и субъект-субъектном взаимодействии).

С одной стороны, взаимодействие призвано активизировать процесс самоотношения обучающегося, накопление опыта познания себя [2]. С другой, учитывая, что предметом анализа, становится сам человек, его внутренний мир, его переживания и ощущения и возникающие в связи с этим осложнения, взаимодействие подразумевает равенство позиций сторон, уважение и доверие партнеру. Организация такого взаимодействия подразумевает создание коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, саморазвитие каждой личности [3].

Результаты проведенной опытно — экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности использованных условий реализации педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников: диагностические результаты, а так же результаты наблюдения, говорят о том, что школьники расширили круг знаний о своих творческих возможностях, стали осознанно и целенаправленно применять свои способности для достижения целей, показали умение контролировать эмоциональное состояние для получения желаемого результата, проявляли творчество в своём мышлении и поведении, были творчески активны.

1. Андреев В. И., Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань, 1996. — 568 с.

2. Бырдина О. Г. Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза [Текст] / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 501–503.

3. Бырдина О. Г. Подготовка студентов педвуза к решению профессионально-педагогических задач [Текст] / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 503–506.

4. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности / Л. В. Ведерникова. — М. Прометей, 2001. -144 с.

5. Вдовина С. А. Проблемные ситуации как средство развития креативности школьников [Текст] / С. А. Вдовина // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 12 (16). С. 25.

6. Дегтерев В. А. Творческое саморазвитие студента вуза [Текст] / В. А. Дегтерев, М. Ю. Балдина // Педагогическое образование в России (№ 2, 2013г.). — 2013. — С.18–21.

7. Кон И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. — М., 1989.

9. Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — М.: МИРОС, 2001.—208 с.

10. Рыскулова М. Н. О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося [Текст] / М. Н. Рыскулова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): творческое саморазвитие, педагогическая поддержка, творческое саморазвитие старшеклассников, внеурочная деятельность, способность личности, мотивационная направленность, процесс развития, решение задач, целенаправленность действий, эмоциональное состояние.

Ключевые слова

творческое саморазвитие, компоненты творческого саморазвития, педагогическая поддержка, педагогические условия

Похожие статьи

О компонентах процесса творческого саморазвития личности.

Эмоционально-волевой компонент творческого саморазвития личности включает в себя: осознанность и целенаправленность действий, умение владеть собой, своими действиями и своим эмоциональным состоянием; способность личности мобилизовать себя.

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения.

Творческое саморазвитие охватывает все сферы личности: мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую; этот процесс поднимает на новый уровень функционирования самопознание, самоопределение, самоуправление.

Психолого-педагогические и личностно-мотивационные.

Для развития креативных способностей личности старшеклассников большое значение имеет характер учебных заданий, творческую мысль вызывают лишь те задания, которые оставляют некоторые вопросы открытыми для самостоятельного решения.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих.

 развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей

В творческий потенциал входит:  готовность и способность к саморазвитию

Педагогическая задача в развитии личности воспитанника заключается в том, чтобы

Взаимообусловленность этических норм и креативного.

Педагогическая поддержка творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности. Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника.

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала.

К ним относятся интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции.

Роль учителя английского языка в развитии творческого мышления и творческих способностей учащихся.

Модель формирования готовности будущих учителей.

творческая самореализация, внеаудиторная работа, внеаудиторная работа университета, внеаудиторная деятельность, педагогическое моделирование, творческая самореализация студентов, процесс, творческое саморазвитие.

Я-концепция творческого саморазвития педагога

Анализ компонентного состава культуры творческого саморазвития личности педагога показывает, что стратегии.

Читайте также: