Жанры поэзии пестования кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Жанры детского фольклора.

Цель: Дать понятие детского фольклора, познакомить с жанрами детского фольклора и их особенностями.

Задачи: 1.Образовательная: дать понятие детского фольклора, познакомить учащихся с основными жанрами детского фольклора, их особенностями, образцами казахского и русского детского фольклора.

2. Воспитательная: воспитывать бережное и чуткое отношение к УНТ, богатству языка, формировать культуру речи.

3. Развивающая: развивать речь, мышление, кругозор учащихся.

Понятие детского фольклора. Виды детского фольклора.

Поэзия пестования (материнская поэзия)

Календарный детский фольклор.

«Детский фольклор представляет специфиче­ скую область народного творчества,

объединяющую мир детей и мир взрослых,

включающую целую систему поэтических

1. Понятие детского фольклора. Виды детского фольклора.

Детский фольклор. Это понятие в полной мере относит­ся к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими деть­ми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых.

Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.

Виды детского фольклора.

Детский фольклор делится на несколько групп:

Календарный - заклички и приговорки

Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддёвк ,перевёртыши.

дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

2. Поэзия пестования (материнская поэзия)

Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой ка­чания колыбели. Вот мать поет над колыбелью:

От всякого глазу,

От всякого плачу,

От всех скорбей,

От всех напастей:

Сколько в этой песне любви и горячего стремления охранить свое дитя! Простые и поэтичные слова, ритм, интонация - все на­правлено на почти магическое заклинание. Нередко колыбельная и была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и хри­стианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колы­бельной песне на все времена остается поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подгото­вить к жизни и труду.

Частый персонаж в колыбельной песне - кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами - Сном и Дрёмой. Неко­ торые исследователи полагают, что упоминания о нем навеяны древней магией. Но дело еще и в том, что кот много спит, - вот он-то и должен принести младенцу сон.

Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы. Говорят и чув­ствуют они, как люди. Наделение животного человеческими качествами называется антропоморфизмом. Антропоморфизм - отра­жение древнейших языческих верований, согласно которым жи­вотные наделялись душой и разумом и потому могли вступать в осмысленные отношения с человеком.

Баю-баю-баю-бай,

Спи, мой милый, засыпай.

Потягушки-потягунушки,

Поперёк-толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.

Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…

Потешки - более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:

Вышла кошка за кота!

Попросил он молока!

Кошка-то и не дала!

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. К тому времени, когда ребенок сможет воспринимать смысл, а не только ритмику и музыкальный лад, они принесут ему первые сведения о множественности предметов, о счете. Маленький слушатель по­степенно сам извлекает такие знания из игровой песенки. Иными словами, она предполагает известное умственное напряжение. Так в его сознании начинаются мыслительные процессы.

Кашку-то на стол,

А гостей на двор.

А пятому не досталось ничего.

Шу, шу! Улетела, на головку села.

Воспринимая через такую потешку первоначальный счет, ре­бенок озадачивается еще и тем, почему же пятому не досталось ничего. Может, потому, что молоко не пьет? Вот ведь и коза бодает за это - в другой потешке:

Кто соску не сосет,

Молочко кто не пьет,

Того - бу-у! - забоду!

Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. Дети того возраста, которым предназначаются потешки, сами еще не могут выразить в речи все то, что они чувствуют и воспринимают, поэтому они стремятся к звукоподражанию, к повторам слов взрослого, к жесту. Благодаря этому воспитательный и познавательный потенциал потешек оказывается весьма значительным. К тому же в сознании ребенка происходит движение не только к овладению прямым смыслом слова, но и к восприятию художественного оформления.

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила,

Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.

Петя-Петя-Петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?

3. Календарный детский фольклор.

К календарному детскому фольклору относятся такие жанры, как

заклички и приговорки (эти термины были введены известным ученым-лингвистом Г.С.Виноградовым).

Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка.

Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.

Божья коровка, улети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Заклички по своему происхождению связаны с народным ка­лендарем и языческими праздниками. Это относится и к близким к ним по смыслу и употреблению приговоркам. Если первые со­держат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то вторые - к птицам и животным. Эти магические заклинания пе­решли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приоб­щались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.

В играх, сохранившихся до наших дней и включающих в себя за­клички, приговорки явно просматриваются следы древ­ней магии. Это игры, проводившиеся в честь Солнца (Коляды, Ярилы) и других сил природы. В сопровождающих эти игры закличках, припевках сохранилась вера народа в силу слова.

Произведения детского календарного фольклора исполнены веры во всемогущие силы природы. Произнесение их приобщало крестьянских детей к жизни и труду взрослых, наполняло верой и надеждой на обильный урожай, достаток.

4. Игровой детский фольклор.

Игровой детский фольклор представлен такими жанрами, как

игровые припевы и приговоры,

жеребьёвые сговорки,

считалки,

дразнилки,

поддёвки,

перевёртыши.

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

Значение игровых припевов, приговоров – прививают любовь и уважение к существующему порядку вещей, учат правилам поведения.

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас глядит.

Чёрно с белым не носите,

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.

Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Счи­талки родились в игре и неразрывно с нею связаны.

Современная педагогика отводит игре чрезвычайно большую роль в формировании человека, считает ее своеобразной школой жизни. Игры не только развивают ловкость и сообразительность, но и приучают подчиняться общепринятым правилам: ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре уста­навливаются еще и отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. Авторитетным здесь становится тот, кто умеет соблюдать принятые всеми правила, не вносит хао­са и неразберихи в детскую жизнь. Все это отработка правил по­ведения в будущей взрослой жизни.

Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела, нам велела,

А мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим.

Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.

Архип – старый гриб.

Андрей – воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек.

Мишка-кубышка, Около уха - шишка.

Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

Скажи двести.

Двести.

Голова в тесте!

-Скажи петух.

-Петух.

-Ты протух!

Все это про­изведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания. Благо­даря стихотворной форме высокого эстетического уровня они легко запоминаются детьми.

Середи моря овин горит.

По чисту полю корабль бежит.

Мужики на улице заколы бьют,

Они заколы бьют - рыбу ловят.

По поднебесью медведь летит,

Длинным хвостиком помахивает!

Вдруг из-под собаки

И давай дубасить

5. Дидактический фольклор.

Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

К жанрам дидактического фольклора относятся скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

От топота копыт пыль по полю летит.

Проворонила ворона воронёнка.

Они относятся к жанру потешному, развлека­ тельному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая со­ ставной частью в веселые праздничные развлечения народа. Мно­гие из скороговорок, отвечающие эстетическим потребностям ре­ бенка и его стремлению преодолевать трудности, закрепились в детском фольклоре, хотя явно пришли из взрослого.

Да не по-колпаковски.

Кто бы тот колпак

Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно преполагается как вопрос для отгадывания.

В 1865 году в Удмуртии стали организовывать вечера, где старые загадывали загадки молодым по темам.

Значение загадок – развивают ум, дают возможность точно определять предмет.

Художественное своеобразие загадок:

1) олицетворение - наделение неодушевленных предметов качествами живых существ:

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

разные формы сравнения: прямое, косвенное, отрицательное.

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Прямое сравнение: Длинна, как дорога,

Коротка, как блоха. (жизнь)

Я, как песчинка, мал и землю покрываю,

Я из воды, и сам её рождаю.

Как пух, лежу я на полях,

И, как алмаз, блещу при солнечных лучах. (снег)

Косвенное сравнение: Золотое решето чёрных домиков полно.

Отрицательное сравнение: Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает.(книга)

Строение загадок:

Стоит Антошка на тонкой ножке.

Шла девка с гор, несла на себе семь кож,

а как её раздевали, все над ней рыдали. (лук)

3. загадка – описание:

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (петух)

Кто родится с усами? (кот)

Сидит в комнате по углам по кошке, напротив каждой кошки – кошка. Сколько всего кошек?

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.

Хочешь кататься – люби и саночки возить.

До пота поработаешь – со вкусом поешь. (каз.)

Кто трудится, тот и сыт. (каз.)

Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла.

Дело мастера боится.

Цыплят по осени считают.

О джигите судят по его делам.

V . Закрепление изученного материала

VI . Подведение итога. Информация о домашнем задании. Оценивание.

ТРИ СЕКРЕТА ЗАГАДКИ

предмет, о котором загадывается загадка, не называется;

говорится о похожем на него предмете;

называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать.

Цель: Научить определять жанры детского фольклора, знать их особенности.

Задание 1.

Определить жанр произведения.

а) Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним повадился сам-друг,

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь и восемь,

Паука мы вон попросим:

Ну-ка, Мишенька, води.

б) Уж ты радуга-дуга,

Поведи меня в луга,

в) Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп! хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

Поди, Бука, под сарай,

Саше спать не мешай!

Уж ты, Саша, усни,

Угомон тебя возьми.

Я на елочке расту.

Ветер елку укачал,

Я с елочки упал.

Я упал на пенек,

Стал пригожий паренек.

е) Катя, Катя, Катюха,

На базар побежал.

ж) Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружева, ботинки –

Что угодно для души?

Что хотите, то берите,

Губки бантиком держите,

Черно с белым не берите…

Вы поедете на бал?

з) Коля, Коля, Николай,

Бросил шубу под сарай,

и) Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

л) Не ошибается тот, кто ничего не делает.

м) Дружба что стекло: разобьешь – не сложишь.

н) Рыжий маленький зверек по деревьям скок-поскок.

Задание 2.

Отгадать загадки, определить художественное их своеобразие и строение.

а) Черная дорожка осыпана горошком.

б) Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется.

в) Зеленые телятки привязаны к грядке.

г) Не птица, а летит,

д) Само с кулачок,

а откусишь – сладко.

е) В синем небе голосок, будто крохотный звонок.

ж) Чудо-дворник перед нами

за одну минуту сгреб

з) Считает весь век, а не человек.

и) Кто на себе свой дом носит?

к) Кругла, а не месяц,

желта, а не масло,

с хвостиком, а не мышь.

л) На зеленой хрупкой ножке

вырос шарик у дорожки.

и развеял этот шар.

м) Хозяин лесной,

а зимой под вьюжный вой

спит в избушке снеговой.

1) Эпические жанры УНТ А) любовные, свадебные песни, похоронные причитания

2) Драматические жанры УНТ В) былины, легенды, сказки, исторические песни

С) театр Петрушки, хороводы

А) слияние искусства слова с требованиями педагогики

В) отражение свода правил народной жизни

Детское чтение – это_____________________________________________________

Особенности композиции произведений для детей:

Задачи книг для дошкольников:

УНТ – это _______________________________________________________________

Особенности произведений УНТ:

А) Любое произведение имело функциональный характер

В) Естественная народная речь

С) Слияние искусства слова с требованиями педагогики

Д) Хорошо разработанные законы композиции

Е) раскрытие характеров героев через поступки

Ж) Особая стилистика

1) Лирические жанры УНТ А) былины, легенды, сказки, исторические песни

2) Эпические жанры УНТ В) театр Петрушки, хороводы

С) любовные, свадебные песни, похоронные причитания

Детская литература – это _____________________________________________________

Требования, предъявляемые к детской литературе:

Учет возрастных особенностей в детской литературе:

Фольклор – это _______________________________________________________________

Существуют так же тексты в которых ребёнку желают смерти. Объясняется это тем, что так пытаются обмануть болезни мучающие ребёнка. Являются одной из традиционных форм охранительной магии.




Чук, чу к, чук, чук,
Баба рыбку пекла,
Наловил дед щук,
Сковородка утекла.[27]

Детский игровой фольклор

«Матки, кого надо:

Затем к маткам с вопросами-загадками подходят третья пара, четвертая пара и т.д. И так постепенно все играющие делятся на две партии.
Несколько усложненную форму имеют жеребьевки, в которых вопросу, к маткам, предшествует небольшая описательно-повествовательная картина. Например:

«Конь вороной, остался под горой.

Темы и образы жеребьевок всецело обусловлены бытовой обстановкой, в которой жили крестьянские дети. Создание этих миниатюр не представляло для детей больших трудностей. Жеребьевки создавались ими легко и с удовольствием.
Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка - это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре. В считалках довольно часто употребляются слова счета- числительные. Вот пример считалки:

Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования.
Например, кто-нибудь из играющих, касаясь поочередно рукой ребят, произносит:

Слово во многих считалках выступает не столько выразителем определенного смысла, сколько носителем необходимой ритмической единицы и рифмы. Считалка может представлять, собой простой набор не имеющих никакого смысла и потому непонятных слов. Например:

Эни, бени, Эву, штеву,

Деки, паки, Куштаневу,

Шор, батори, Гам, палям

Башмаки, век, Бабарам.

Чтобы не погасло,

Погляди на небо-

Едут там трубачи,

Двери на крючок.

Двери на крючок.

Кто-нибудь жестами и гримасами старался рассмешить играющих. Над тем, кто первым нарушал молчание, весело и задорно смеялись.

Внеигровой детский фольклор

Оля, Оля, Чашки помыть.

На дубовую колоду.

А вот приговорка, исполняемая детьми, когда они найдут улитку:

Дам конец пирога.

Друг друга дети забавляли прибаутками - небольшими рассказами в стихотворной форме. Приведем прибаутку о козе, у которой загорелся дом:

Загорелся козий дом.

Побежала к кабаку,

Побежала к дубу,

И давай бить палку,

Собака амбар-то поджала,

Да в хвост и убежала.

Изба пришла в мужика,

Там квашня бабу месит.

Особую разновидность прибауток составляют перевертыши. Перевертышами называются песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми. Говорится, например,что не мужик ехал среди деревни, а деревня ехала среди мужика, не мужик лыком подпоясан, лыко подпоясано мужиком и т. п. Вот пример такой прибаутки-перевертыша:

Лыко мужиком подпоясано,

Ехала деревня середь мужика,

Глядь из-под собаки лают ворота,

Ворота-то пестры, собака-то нова.

Мужик схватил собаку.

В перевертышах проявляются способности детей к выдумке, стремление удивить, развеселить и позабавить.
Детский внеигровой фольклор пронизан весельем, шутками и остротами. Приведем детскую остроту - ловушку.

- Я пойду в лес.
- И я. Я срублю дерево.
- И я. Я вырублю колоду.
- И я. И замешу свиньям.
- И я. Они будут есть.
- И я.

Среди детей широко были распространены различные стихотворные прозвища. Но на них никто не обижался, так как почти каждый из ребят имел свое прозвище.

На завалинке протух.

Твой батька вор.

Еще большее распространение во внеигровом детском фольклоре получили так называемые дразнилки. В дразнилках, как правило, называют имена тех, кто высмеивается. Вот пример таких дразнилок:

Кошке ножку подковал,

Жена пышку пекла,

Иногда скороговорки более развернуты, имеют диалогическую форму построения. Например:

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Колядки – название зимней величальной поздравительной песни, а также названия праздника, связанного со временем зимнего солнцеворота. Коляда (Коледа) – воплощение исконно повторяющегося годового цикла. Иногда Коляду изображал сноп или соломенная кукла, принесенные в дом на Рождество. Его имя постояно звучит в "колядках" - песнях, которые исполнялись ходившею по дворам молодежью и содержали магические заклятья: пожелания благополучия дому и семье, требование подарков от хозяев – иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай – назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие. Закличка – это песенное обращение к силам природы.


Колыбельные песенки представляют собой прекрасный вечный жанр, который присутствует в фольклоре всех народов мира. Они адресованы самым маленьким деткам, а потому отличаются особой чуткостью и нежностью восприятия.

В древности колыбельные были ритуальными атрибутами – с их помощью отгонялось зло и привлекались добрые духи. Часто в составе колыбельных отмечались наговоры от болезней, порчи, совмещенные с молитвой.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В дальнейшем в таких песнях начали появляться описания природы, быта и сюжетные зарисовки. Кроме того, колыбельные имеют и чистую практическую выгоду – они помогают детям уснуть и успокоиться. Как следствие, поэтика таких песен довольно монотонна и состоит из частых повторений слов – баю-баю, гули-гули и других.

Потешки и пестушки

Эти краткие песенки сопровождают отдельные этапы, процессы или манипуляции с малышом. Они могут обучать умыванию, одеванию, описывать первые шаги или другие действия. Примерами могут служить следующие варианты:

  1. Сорока-белобока;
  2. Ладушки;
  3. Водичка, водичка, умой мое личико и другие.

Потешные детские песенки

Для многих взрослых людей всем хорошо известные прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки и другие подобные стишки представляются пустыми забавами. Однако именно этот простой формат играет важнейшую роль в формировании речи ребенка. Также без потешного фольклора и словесных игр, которые в нем содержатся, невозможным будет формирование чувства юмора и правильного изложения мыслей. Он лежит у истоков создания всей детской поэзии и, во взрослом формате, поэзии абсурда.

Прибаутка – это смешное произведение маленького размера в стихотворной форме, часто в виде высказывания, отдельного выражения. Чаще становится частью игрового процесса, но может существовать и вне его. Прибаутки всегда динамичны, в ее базисе всегда есть движение или действие. Она побуждает у ребенка мысль, фантазию и желание закрыть недоговоренность.

Очень часто построение прибаутки основывается на постановке вопросов, создании диалога.

В них заключено все то, что окружает ребенка в ежедневной рутине, в доме, на улице или во дворе. Прибаутки учат видеть смех в окружающей действительности и передавать юмор в словах. При этом сохраняется серьезная интонация, чтобы можно было самому понять, это весело или нет.

Такой же формат игры в представления воссоздают детские поэты в стихах-шутках. Такими произведениями известны Д.Хармс, О.Григорьев и другие авторы.

Перевертыши вошли в детский фольклор из ярмарочных, скоморошьих сказаний, в которых основным способом изложения был оксюморон. Это прием стилистики, который сопоставляет противоположные и логически несовместимые вещи, образуя из них новый смысл.

Во время чтения перевертышей у ребенка появляется осознание собственных знаний, мол, он то понимает, как должно быть. Такое самоутверждение очень нужно малышу во время каждодневного изучения устройства мира. Перевертыши воспитывают чувство юмора и помогают создавать атмосферу для умственного расслабления.

Виртуозно владеют техникой создания перевертышей большинство детских поэтов. К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс и многие другие сочиняли стихи для проработки мыслей ребенка, отступления от шаблонов и тренировки изворотливости ума.

Скороговорка представляет собой безобидную игру, в которой необходимо максимально быстро повторить определенную фразу. Основной ее целью является проработка дикции ребенка в игровой форме.

Одним из отличий скороговорок также является юмористическая составная и комедия нелепостей:

Считалочки представляют собой древний способ для детей создания справедливого выбора. Наиболее распространенным вариантом применения их на практике стал расчет игроков.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Дразнилки необходимы в жизни ребенка как способ выражения собственной обиды и злости, а также как тренировка понимания сатиры.

Загадки – особый и очень важный детский жанр, который помогает развивать умственные способности малышей. Чаще всего содержание загадок строится на поиске ответа о явлениях природы, предметах домашней утвари, орудиях труда и других вариантах. В загадках отсутствует описательный и сравнительный компонент, она скорее замещает одно понятие другим.

Для детей отгадывание загадок представляется трудновыполнимой задачей. Это и не требуется, спустя краткое время взрослый сам старается натолкнуть ребенка на ответ. Важно научить понимать ребенка, что же общего у загадки и отгадки.

Загадки обучают детей образности мышления и нестандартности. Изучение загадок помогает развить память, а также воспитывает чувство поэтики и помогает подготовиться к восприятию классической литературы.

Фольклор далеко не всегда относится к глубокой древности. Он продолжает свое развитие до тех пор, пока будут творить писатели и поэты, включая авторов детской литературы. Со временем появляются все более новые жанры, например, анекдоты, страшилки и многие другие.

Изучая жизненные законы при участии разных фольклорных жанров, малыши получают наставления и обучаются думать, шутить, радоваться, понимать догмы своего народа.

Традиция пестования детей уходит своими корнями в глубокую древность. Наши мудрые предки знали толк в воспитании детей и передавали свой уникальный опыт из поколения в поколение. Жаль, что сегодня о пестовании мало кто помнит. Попробуем вернуться к истокам?

v-drevnosti-detej-ne-vospityvali

Пестование младенцев. Забытые традиции.

Что такое пестование

Пестование — это особое взаимодействие с малышом с первых дней его жизни, во время которого, не важно, общение это, игра, массаж, гимнастика, купание или кормление, взрослые общаются с ребенком с помощью незатейливых по содержанию и простых по форме фольклорных стихотворных приговоров, напевов — потешек, пестушек.

К сожалению, сегодня о них мало кто вспоминает. Мы теряем культуру пестования, забывая отточенный веками и проверенный многими поколениями опыт развития младенца, отказываясь от него в пользу современных развивающих игрушек.

Конечно, прогресс не остановить, да и не надо! Пусть у ваших детей будут самые современные игрушки!

Педагогика пестования очень гуманна: присутствие рядом мамы, близких людей, способных защитить, уберечь, не дать обидеть, действует на ребенка успокоительно.

Сопровождая действия младенца с первых дней жизни короткими напевами, наполненными любовью, добром, нежностью, вы

Предлагаю вам посмотреть фильмы ниже, которые раскроют вам таинства пестования:

Потешки и пестушки

Пришедшие из глубины веков, потешки и пестушки призваны забавлять младенца веселыми ритмичными движениями, незатейливой мелодией, рифмованной строчкой с его именем.

Пестушки — это песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Отличаются от потешек тем, что в них нет активных действий самого ребенка — мать сама играет его ручками и ножками, делая движения за него. Проговаривая или напевая пестушки, она поглаживает малыша, покачивает его, делает массаж, тем самым давая младенцу возможность ощутить новые тактильные ощущения.

Потешки — это игры с детками в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, которые уже сами могут делать игровые движения пальчиками, ладошками, ручками, ножками.

  • способствуют установлению контакта с родителями и доверительному общению с ними;
  • учат подражать взрослым;
  • развивают музыкальный и фонематический слух, речь, память, воображение, координацию, мелкую моторику и эмоциональную сферу малютки;
  • стимулируют двигательную активность;
  • упражняют органы артикуляции; формируют речевые навыки;
  • способствуют пониманию интонации; запоминанию простых речевых конструкций;
  • прививают навыки гигиены, порядка в игровой форме;
  • развеселят, развлекут и позабавят малыша;
  • познакомят с красотой родного языка;
  • имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект;
  • укрепляют здоровье малыша, синхронизируя его биоритмы с биоритмами членов семьи и самой природы.

Хочу обратить ваше внимание, что потешки и пестушки в сочетании с гимнастикой и массажем, являются не только развлечением для малыша, но и способствуют профилактике многих заболеваний!

 soroka-vorona-pestushka

 igra-tri-kolodtsa

О пестовальной гимнастике и игровом массаже

В последние месяцы внутриутробного развития ребенок ощущает себя эллипсом или шаром, его движения ограничены стенками матки, дающей плоду понимание собственных границ и опору.

После рождения малыш теряет привычное состояние своего положения в пространстве, новые ощущения пугают его. Тело ребенка испытывает дискомфорт. Негативные телесные воспоминания в будущем могут привести как к психологическим, так и психосоматическим проблемам.

Чтобы этого не произошло, воспользуйтесь пестовальной гимнастикой, которая поможет малышу:

  • принять и осознать свое тело, его границы;
  • познакомиться с частями тела, понять их взаимосвязь;
  • научиться быстрее координировать свои движения, в том числе движения кистей рук, формируя предпосылки для развития мелкой моторики;
  • установить положительный телесно-эмоциональный контакт с матерью, который ему понятен и крайне необходим.

Пестование младенцев. Забытые традиции.

Пестовальную гимнастику можно условно разделить на несколько этапов:

От рождения и до сорока дней

gimnastika-ot-0-do-40-dney

Родившийся ребенок не понимает границ своего тела, не знает, что у него есть лицо. С прикладывания к груди начинается его знакомство с телом: сначала он узнает, что у него есть ротик, а потом, с вашей помощью, знакомится с ушками, щечками, глазками.

От сорока дней до трех месяцев

С этого времени, продолжая заниматься пестовальной гимнастикой, вы помогаете малышу осознать, что у него есть еще и ручки, которыми можно управлять.


 pestovalnaya-gimnastika-ot-40-dney-do-3-mesyatsev

От трех и до восьми месяцев

В этом возрасте малютка, исследуя свое тело, приходит к осознанию, что у него есть еще и ушки, голова, животик, ноги. Ощупывая свои ножки, он захватывает их и начинает сосать большие пальцы ног.

uprazhnenie-dlya-nozhek

massazh-zhivotika-spinki-nozhek

От восьми и до двенадцати месяцев

Благодаря вам ребенок уже познакомился со всеми частями своего тела. Но работать еще есть над чем.

Хотите, чтобы у ребенка не было проблем с укачиванием в транспорте или, к примеру, головокружением при физических упражнениях, обязательно развивайте его вестибулярный аппарат. Приговаривая или напевая потешки:

  • плавно покачивайте ребенка, находящегося у вас на руках в горизонтальном или вертикальном положении, слева-направо, сверху-вниз;
  • покачайте малыша, лежащего на спинке или животике на большом надувном мяче; посадите его к себе на колени и попрыгайте вместе с ним, сидя на фитболе;
  • попробуйте с ним потанцевать, покружиться по часовой стрелке и в обратном направлении.

razvivaem-melkuyu-motoriku

Еще немного упражнений: На мой взгляд, пренебрегать пестовальной гимнастикой очень неразумно, особенно, если ребенку по состоянию здоровья рекомендован курс профессионального массажа. Гимнастика поможет не только снизить стрессовое состояние малютки во время процедуры, но и усилит ее эффект.

Хотите, чтобы старшие дети с удовольствием ухаживали за новорожденными братьями и сестрами, любили их, а в будущем стали хорошими родителями, посмотрите фильм об обучении дошкольников комплексу пестования младенцев:

utrennie-poteshki

poteshki-potyagushki
moemsya-s-poteshkami
poteshki-pered-snom

Быть мудрыми родителями сложно, но очень нужно! Дарите вашему малышу радость общения, любовь и ласку с первых дней жизни! Пестуйте его! И тогда он обязательно вырастет благополучным и счастливым!

Читайте также: