Помоги мне это сделать самому школы монтессори кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наверняка многие слышали о системе воспитания Монтессори, но далеко не каждый знает, что конкретно это означает.

Итак, эта система развития ребёнка было предложена Марией Монтессори, которая основана на том, что:

  • Абсолютно каждый ребёнок должен учиться и развиваться не так как это ему преподносит взрослые, а самостоятельно, без указаний взрослых людей.
  • Любой ребёнок должен выполнять то, что ему по душе с таким темпом и в такой направленности, которая подходит только ему по его собственному мнению.

Свобода

Конечно, никто не говорит о том, что родители должны поощрять какое-то негативное поведение со стороны своих детей.

Уважение

Порядок

Система воспитания Монтессори не имеет ничего общего с хаосом и беспорядком.

Сама основательница этой методики считает, что для здорового и последовательного развития малыша нужен порядок вокруг него.

Это касается как вещей, игрушек, так и его мыслей. Поэтому ребёнок, воспитываемый по этой методике, должен быть приучен к упорядоченному расположению всего вокруг.

3. Помоги мне соблюдать порядок. Свобода ни в коем случае не должна превращаться в хаос. Психика ребенка сама требует порядка и определенности. Он очень ценит узнаваемые ориентиры в таком незнакомом мире: постоянное место для его кроватки и одежды, определенную прическу мамы, последовательность событий в течение дня. Постоянные переезды и перемены могут довести малыша до невроза. То есть порядок ребенку жизненно необходим! Но не тот, который установили за него взрослые, а тот, который нужен ему. Помогите ребенку самому выбрать место для игрушек — и каждый вечер настойчиво убирайте вместе с ним игрушки именно туда. Будьте последовательны в своих требованиях: делайте именно то, что говорите, не обманывайте малыша (в надежде, что он забудет, что вы ему обещали), никогда не обещайте невозможного.

Одним из важнейших открытий Монтессори стало обнаружение ею сенситивных (то есть чувствительных) периодов восприятия мира. Сенситивные периоды развития ребенка — это периоды, когда развивается определенный участок мозга, и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка особую обучающую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных именно с этим участком. Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет. Мария Монтессори выделяла следующие сенситивные периоды:

развитие речи — от 0 до 6 лет;

сенсорное развитие — от 0 до 5,5 года;

социальные навыки — с 2,5 до 6 лет. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни;

период восприятия порядка — от 0 до 3 лет.

1. Весь материал абсолютно доступен для детей. Он расположен на открытых полках на уровне, соответствующем росту ребенка, что обеспечивает ребенку свободу выбора.

2. Полками комната разделяется на несколько зон (практической жизни, сенсорную, языковую, математическую).

3. На полочках лежит только один комплект материала. Как мы у же говорили, это заставляет детей учиться договариваться, а значит, вступать в социальный контакт и получать опыт разрешения конфликтов. Но кроме того, единичность материала позволяет сохранить его автодидактичность, то есть ребенок может играть только сам, без помощи и подсказки учителей, сверстников, более старших детей.

4. Для всех игр и упражнений должны быть приготовлены удобные стол и стул, соответствующие росту ребенка.

Наполняя обучающую среду игрушками, вы должны помнить о принципах Монтессори. Подойдет далеко не каждая игрушка, а лишь та, которая:

• является автодидактической, то есть приспособлена к самостоятельной работе ребенка без участия в ней взрослого. Взрослый только однажды, когда ребенок впервые берет с полки материал, показывает, как с ним работать;

• соответствует определенному сенситивному периоду развития ребенка;

• не головоломка. Монтессори возражает против мнения, что ребенок тем быстрее и лучше развивается, чем больше развивающих моментов заключено в отдельно взятом материале. Наоборот, она считает, что чрезмерное разнообразие вносит хаос в мышление ребенка;

• не слишком пестрая. Все входящие в развивающую среду предметы одного, максимум трех цветов. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета;

• не обязательно является детской игрушкой. В дидактический материал входят реальные предметы, встречающиеся в обыденной жизни или специально подобранные (например, геометрические фигуры);

• безопасна, чиста, удобна и легка в применении, привлекательна для ребенка.

Свобода — этот краеугольный камень системы Монтессори — одновременно и плюс, и минус. Проблемы с дисциплиной: ребенок не привык, чтобы ему приказывали, говорили, чем заниматься (на этом построена классно-урочная система).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Занятие 9. Помоги зайчику (Рисование пальчиком на крупе)

Занятие 9. Помоги зайчику (Рисование пальчиком на крупе) Программное содержание. Учить детей рисовать на крупе пальчиком линии; рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Воспитывать отзывчивость и

Метод Марии Монтессори

Метод Марии Монтессори Принципы системыПомощь естественному развитию ребенка• Каждый ребенок с рождения обладает внутренним потенциалом, который побуждает его развиваться. Даже если никто не будет с ним заниматься, он все равно научится ходить, говорить…• Однако не

Что же важно сделать в обязательном порядке в первый год жизни ребёнка?

Что же важно сделать в обязательном порядке в первый год жизни ребёнка? Физическое развитие? Старайтесь держать ребёнка всё время голеньким или хотя бы только в трусиках.Даже если у вас дома холодно, не кутайте малыша. Одетый как на северный полюс ребёнок чувствует себя

Развивающая среда по методу Марии Монтессори

Развивающая среда по методу Марии Монтессори Правильно организовать свой дом можно, воспользовавшись методикой итальянского педагога Марии Монтессори. Она настолько универсальна, что поможет решить абсолютно все вопросы:• какие игрушки и в каком возрасте нужны

Метод Марии Монтессори

Метод Марии Монтессори Монтессори — истинная гордость Италии, первая женщина-врач в стране, к тому же трижды выдвигавшаяся на получение Нобелевской премии. Всю свою жизнь она посвятила свободному и естественному развитию детей, и до сих пор десятки тысяч ее

Научи меня всему! Развитие ребенка глазами Гленна Домана и Сесиль Лупан

Растем вместе! Развитие ребенка глазами супругов Никитиных

Растем вместе! Развитие ребенка глазами супругов Никитиных В центре всей системы Никитиных стоит ребенок, именно на детское восприятие мира ориентированы все предлагаемые ими занятия и игры. Авторы считают, что ум ребенка настолько способен к развитию, что взрослым

Не мешайте мне расти! Развитие ребенка глазами вальдорфских педагогов

Город глазами ребенка

Город глазами ребенка Родной город для маленького ребенка представляется совсем не так, как видят его взрослые. Ребенок воспринимает Москву, Краснодар или Челябинск, во-первых, с высоты своего небольшого роста, а во-вторых, из собственного двора. Эти две особенности

Наведите порядок в детской. Научите ребенка находить свои вещи с закрытыми глазами

Наведите порядок в детской. Научите ребенка находить свои вещи с закрытыми глазами Мышлению дошкольников присущ антропоморфизм: находящиеся вокруг предметы дети наделяют свойствами живого мира. Дети верят, что стол, игрушки, карандаши могут проявить свою волю и

Помоги хозяйке убрать со стола

Помоги хозяйке убрать со стола Много разных винегретов Тётя Кошка подала. Гости дружно ели это, Пища вкусная была. А потом все ждали чая. К чаю сладости всегда! Кошка, стол освобождая, Бегала туда-сюда. Так, зверята, не годится. Надо кошке помогать. Вместе с нею

Если друг попал в беду, помоги ему

Если друг попал в беду, помоги ему Полез на дерево Щенок И зацепился за сучок, Висит, скулит, не может слезть, Кричит: – Спасите, кто тут есть! Недалеко Лисёнок был, На помощь к другу поспешил, Но только забираться стал – Как сам в расщелине застрял. Вдвоём

Как мне сделать то, что надо делать, если я боюсь это сделать?

Семь способов сделать ребенка умнее

Семь способов сделать ребенка умнее Вам под силу повлиять на развитие мозга вашего ребенка. Новейшие исследования работы детского мозга доказали, что родители могут оказывать влияние на то, насколько умным станет их ребенок. Более всего мозг человека растет в


Имя Марии Монтессори сегодня известно практически каждому родителю дошкольника: по системе этого педагога работают развивающие центры, детские сады и даже школы. Наш блогер Мария Терленёва рассказывает о жизни великого педагога и даёт советы, как организовать среду Монтессори не выходя из дома.

Кто такая Мария Монтессори


На самом деле ей пришлось оставить ребенка на воспитание в семье его отца, так как сын родился вне брака. В Италии начала ХХ века это было неприемлемо. Как только представилась возможность, Монтессори забрала сына.

Прежде чем создать воспитательную систему, Мария активно училась и практиковалась. Она изучала не только медицину и педагогику, но и психиатрию. Например, труды французских психиатров Э. Сегена и Г. Итара.

Воспитательная система так хорошо себя показала, что к Монтессори на практику приезжали педагоги со всего света. Одной из практиканток была Ю. И. Фаусек, которая открыла монтессори-сад в царской России. Заведение работало до 1920-хх годов и закрылось по приказу большевиков.

Метод Монтессори, который учил детей свободе, не вязался с политикой советской власти

В фашистской Италии систему Монтессори тоже не поняли, поэтому Мария уехала из страны вместе с сыном. Они путешествовали по миру, распространяя свои воспитательные идеи. Самая большая монтессори-школа открылась в Индии, а сама Мария остановилась в Голландии. Там она и скончалась, а её дело продолжил сын. Сегодня система Монтессори популярна во всем мире.

Что необычного в методе Монтессори

Идеи Монтессори стали новаторскими для начала ХХ века. Она утверждала, что дети могут учиться самостоятельно. Родители и педагоги должны обеспечить свободу, развивающую среду, помощь и поддержку, а все остальное ребенок сделает сам.


Одна из главных идей Монтессори — сензитивные (сенситивные) периоды. Это время, когда ребенок лучше всего усваивает определенный навык. Название происходит от английского sensitive — чувствительный, восприимчивый.

  • периоды не повторяются;
  • наверстать упущенное не получится.

Сензитивные периоды довольно обширные. Кроме того, они индивидуальны для каждого ребенка. Не стоит загонять малыша в строгие рамки. Чуткий родитель обязательно заметит, интерес к какому занятию стал проявляться у ребенка ярче других.

Мария Монтессори выделила 6 периодов:

  • восприятие порядка — от 0 до 3 лет;
  • сенсорное развитие — от 0 до 5,5 лет;
  • восприятие маленьких предметов — от 1,5 до 5,5 лет;
  • развитие движения и действия — от 1 до 4 лет;
  • развитие социальных навыков — от 2,5 до 6 лет;
  • развитие речи — от 0 до 6 лет.

К перечисленным базовым периодам сейчас добавляют еще три периода, когда активно развиваются творческие способности:

  • музыкальное развитие — от 2 до 6 лет;
  • утонченность чувств — от 2,5 до 6 лет;
  • развитие тактильного чувства — от 4 до 4,5 лет.


Монтессори предлагала внимательно относиться к ребенку, улавливать его интересы и замечать особенности. Она просила родителей о главном: уважать и любить своего ребенка, не принижать и не угнетать.

«Ребёнок идёт к родителям [утром] как бы говоря:

Но ребёнок не учитель. Он только любит своих родителей:

Часто ли кто-то в жизни идёт к нам, чтобы просто увидеть и поцеловать?

М. Монтессори

Как организовать Монтессори-среду дома

Ещё живет миф, что дома невозможно воспитывать ребенка по методу Монтессори. Мол, нужно много пространства, специфические игрушки. И вообще — дети, погруженные в такую благоприятную среду, не могут подготовиться к взрослой жизни, полной проблем и трудностей.

На самом деле, Мария Монтессори разрабатывала метериалы и пособия для обучения именно с прицелом на будущее. Дети в ее классах изучали азы математики, готовили руки к письму и учились общаться между собой: говорить о своих чувствах и действовать сообща.


Чтобы обеспечить дома монтессори-среду, не нужно скупать все пособия. Достаточно следовать трем принципам:

  • создать развивающую среду;
  • вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил;
  • не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.

Развивающая домашняя среда включает в себя четыре основные зоны развития:

Зона практической жизни: здесь находятся предметы, которые позволяют ребенку переливать, пересыпать и сортировать предметы. Вам не нужно покупать детскую посудку, выделите несколько старых кофейных чашек. С кухни же можно взять лопатки, ложки, небольшие тарелки и миски. Монтессори утверждала, что предметы должны быть настоящими, а не игрушечными. С ними ребенок учится ответственности и сразу включается во взрослую среду.


Зона сенсорного развития: здесь собраны материалы, которые помогают развивать чувства — зрение, осязание, вкус, обоняние, слух; также малыш учится ощущать вес и температуру, различать высоту и длину; узнавать цвет, звучание, запах, форму и свойства.

Сюда можно поместить:


Зона развития двигательной активности: здесь находится спортивные комплекс и тренажеры. Хорошо, если пространство позволяет поставить шведскую стенку, трамплин, качели, веревочную лестницу.

Если такой возможности нет, придется включить фантазию: создавать полосу препятствий из подручных материалов типа стульев и книг, приобрести несложные тренажеры — обруч, фитбол, гантели, несколько мячей, чтобы обеспечить ребенку постоянное физическое развитие.


Образовательные зоны: этот участок развивающей среды будет постоянно дополнятся новыми зонами по мере развития ребенка. Начинают обычно с четырех:

  • математическая;
  • языковая;
  • естественно-научная;
  • географическая.

Ребенок растет, развивающий материал накапливается. Значит, можно добавить еще несколько зон, которые будут варьироваться в зависимости от интересов ребенка:

  • музыкальная;
  • рукодельная;
  • танцевальная; театральная и т. п.


Внимательно относитесь к себе и малышу, учитесь чувствовать и видеть периоды, когда ребенок готов овладеть новым навыком, когда ему можно предложить новую игру или пособие.

Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, Монтессори-педагог сопровождает ребёнка на пути развития, приспособления к жизни в обществе, позволяет изучать мир теми способами, которые он выбирает сам. Это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений (о процессе развития человека и факторах влияния на него). Наша группа также активно внедряет данную методику в педагогический процесс.

Целью нашей работы стало создание оптимальных условий для развития ребёнка и адаптации его в обществе.

Внедряя метод М. Монтессори в нашей группе, мы строили работу по нескольким направлениям:

- развитие практических навыков умений;

- развитие сенсорных эталонов;

- развитие математических способностей;

В соответствии с этим пространство группы поделено на зоны:

1. Зона упражнений в практической жизни.

Здесь дети учатся подметать пол щеткой с совком, чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.

2. Зона сенсорного восприятия.

С 2 до 6 лет проходит этап сенсорного развития. Это время, когда мозг получает огромное количество информации об окружающем мире посредством органов чувств. Ребенок не только накапливает сенсорный опыт, но и учит анализировать и систематизировать его. Очень важно обеспечить его в это время достаточным количеством сенсорных раздражителей.

Данная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом.

Как показала практика, для воплощения методики в жизнь совершенно необязательно приобретать дорогие пособия и материалы, достаточно использовать те, что всегда есть под рукой: прищепки, крышечки от пластиковых бутылок, пуговицы и многое другое.

Игры с подобными материалами развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.

3. Математическая зона

Направлена на формирование понятия количества, пространства, а также способствует развитию логики. Монтессори среда в детском саду предполагает тесную связь сенсорной и математической зоны. Многие дидактические материалы используются в обеих зонах среды. Связано это с тем, что знакомство с простейшими математическими понятиями осуществляется при помощи конкретных предметов. Детский мозг на этом этапе развития еще не в состоянии оперировать абстрактными значениями.

4. Зона языковых навыков.

После 4 лет у ребенка наступает период, когда он проявляет интерес к буквам. Это самое благоприятное время для занятий в зоне языковых навыков. Важно, чтобы материалы в зоне также были разными по фактуре. Различная текстура карточек, коробочек помогает ребенку лучше усвоить информацию. Здесь расположены пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв.

Несомненно, как и любая авторская методика, Монтессори - метод имеет и свои недостатки. Среди которых, отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, исключение творческой и эмоциональной составляющей. Однако мы, как и многие образовательные учреждения, не практикуем методику Монтессори в ее первоначальном виде, а берем из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

Список использованной литературы

1. Монтессори-материал. Школа для малышей. Часть 1 –М. : Издательство Мастер, 1992.- 80 с.

2. "Практическая Монтессори-педагогика : книга для педагогов и родителей". Хилтунен Е. А., 2011.



Уникальная авторская методика в первые была применена в начале XX века в Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям.

Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.

Биография Марии Монтессори (1870-1952)

Родилась в Италии 31 августа 1870 году в городе Кьяровалле. Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию.

Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском.

В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского университета. А в 1896 г. — она уже врач.

Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды.

После университета Мария вышла замуж и занималась частной практикой. Она продолжала изучать труды современников: психологов, педагогов, антропологов, пытаясь уложить свои наблюдения в стройную систему.

В 1898 г. стала мамой (сын Марио) и директором Ортофренического института по подготовке учителей для особых детей. А в 1900г. открылась ортофреническая школа, которую возглавила Мария.

В 1901 г. она поступает в Риме на философский факультет, а в 1904 г. становится завкафедрой антропологии в этом же университете.

С 1922 г. она работала госинспектором школ Италии.

В 1929 г. Организовала международную ассоциацию Монтессори.

События в мире заставили Марию уехать в Индию на 7 лет, и лишь после окончания войны она вернулась в Европу.

Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. Стала профессором Амстердамского университета. Здесь же скончалась в 1952 г.

История появления методики

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Философия Монтессори-педагогики

Коротко философия методики укладывается во фразу: "Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие".

Это обосновывается такими тезисами:

  1. Ребенок от рождения — уникальная личность.
  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

Суть методики

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается:

    ;
  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний; .

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Как построена система развития по Монтессори

Существует 3 основных принципа системы Монтессори:

Метод Монтессори

Схематическое отображение принципов системы Монтессори:

  1. Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения.
  2. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка.
  3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

Она делится на определенные функциональные зоны.


Виды монтессори-классов и уроков

В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.

На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные.

Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

Он обладает особыми обучающими свойствами:

  • привлекает — возбуждая интерес;
  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

Далее ребенок работает с материалом самостоятельно, приобретая опыт и знания. Во время такого занятия другие дети к воспитателю не обращаются.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

Далее дети сами решают, интересно им это или нет, и начинают самостоятельное занятие со спецматериалом.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 – 9 лет или от 9 – 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

Нет никакого насилия.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу "Монтессори и новое воспитание".
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.

Библиография Марии Монтессори

Мария Монтессори написала достаточно много фундаментальных трудов, описывающих ее систему. Первая ее книга вышла уже в 1910 г., спустя 3 года после открытия Дома ребенка.

На русском языке выпущены такие книги

1. Дом ребенка. Метод научной педагогики (М: Задруга, 1913; Казань: госиздат, 1920; Гомель, 1993).

2. Воображение в творчестве детей и великих художников ( Русская школа, 1915 ).

3. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка (М: Задруга, 1915, 1918, 1920, М: Госснаб, 1993).

4. Руководство к моему методу ( М: Типолитогр., 1916).

5. Подготовка учительницы. (М: Просвещение, 1921).

6. Арифметика в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

7. Геометрия в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

8. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. (М: Работник просвещения, 1922; М: Московский Центр Монтессори, 1993).

9. Значение среды в воспитании (Прага, 1926).

10. Школьный дидактический материал (М: Госиздат, 1930).

11. О принципах моей школы. Учительская газета (1992. - 4 августа).

12.Развитие потенциальных возможностей человека (Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993).

13. Разум ребенка (М, 1997).

14. Помоги мне это сделать самому (Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999).

15. После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития (М: Карапуз, 2001).

16. Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5-6 лет (М: Центр Монтессори, 2001).

Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:

  • Помоги мне это сделать самому.

Статьи М. Монтессори и современных педагогов.

Содержит советы и рекомендации для занятий с ребятами дошкольного возраста.

  • 2. Мой метод: начальное обучение.

Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 – 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.

  • Дом ребенка. Метод научной педагогики.

Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.

Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.

Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 – 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.

  • Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.

В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.

  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе.

Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.

  • Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 – 6 лет

Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.

Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.

Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:

"Домашняя школа Монтессори". – М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.

Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: