Дилижанс это в истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

дилижанс м. Многоместная карета для перевозки почты, пассажиров и их багажа, применявшаяся до развития железных дорог и других видов транспорта.

дилижанс
м.
(stage-)coach
почтовый дилижанс — mail-coach

дилижанс сущ., кол-во синонимов: 1 • карета (14) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: карета

ДИЛИЖАНС а, м. diligence f . 1. Карета для перевозки пассажиров и почты. Сл. 18. Первые платные общественные экипажи, уезжавшие в определенное время по постоянному маршруту, появились в Париже в последней четверти 17 века. Они назывались carosse à sing sous " <так> - "карета за пять су". В начале 19 в. подобные кареты получили распространение во многих странах Европы, за ними закрепилось название voiture de diligence , carosse de diligence "скорый экипаж". В последствии первое слово отпало и сохранилось только дилижанс, вошедшее во многие языки. с такими экипажами русские познакомились во врем заграничных походов 1813-1814 годов. Один из офицеров, побывавший тогда в Париже, писал в 1819 году: "Для поездки же в дальнейшие места (т. е. за пределы ближайших пригородов Парижа) установлены дилижансы ( diligences ), почтовые кареты или коляски". РР 1984 4 123. Поездка на ординарных почтовых дилижансах. АВ 32 52. Ежели вы чаете от 300 до 400 рублей хорошую двухместную по шире карету-дилижанс, или визави, или дезоближан сделать, то прошу приказать без всяких украшений живописи и бронзовой работы Бурнигаму заказать. 1757. АВ 33 327. Приехал я в Маниц в дилижансе или в почтовой карете. Карамз. ПРП 2 189. Английские делижансы очень легки .. .Подъехали к одному дому, вышла женщина средних лет с маленькою девочькою <так> .. к нам присоединились молодая Английчанка <так> , и в этом société (сообщество) и выехал из Лондона.1839. Корсаков Путеш. 57. Внеся деньги в известную в Москве контору, банкиров Г. Г. Ценкера и Колли, и взявши кредитив на имена банкиров тех столиц, где намеревался быть, я записался на 11-е мая в контору Дилижансов перваго заведения. 1842. Корсаков Пут. 1. И с вечера еще, на парном русском тележансе, запряженном водовозной пегой и старой рабочей .. отправлен был великолепный иностранец к Липецким минеральным водам. 1839. Данилов 2 99. Французский дилижанс не походит нисколько на немецкий или на наши петербургско-московские; он гораздо более; в нем помещаются три человека в переднем купе, это лучшия места; шесть человек внутри средней кареты, восемь сзади в ротонде и два ли три на империале, кроме кондуктора, - и того двадцать. Весьма естественно после этого, что сидеть очень неудобно, без всякого сравнения хуже, чем в немецких дилижансах, а о Петербургских и говорить нечего. ОЗ 1848 2 8 1. Дан "Дилижан" крытый и "дилижан" простой. РМ 1891 7 1 47. Сроду я такой: ласковым словом меня можно в делижан запречь, а крикни погромче, - я и соломины не подыму. В. И. Дмитриева Друзья детства. // ВЕ 1904 4 6 584.

2. устар. Во время настройки паровоза Черепановых в 1833-1834 между Выйской конторой, где его сооружали, и Нижним Тагилом , шла оживленная переписка. Паровоз назывался параходный дилижанец, пароходная машина, параходка, пароход. РР 1979 3 148.

3. устар. В составе первых поездов вагоны для пассажиров еще долго именовались каретами. В зависимости от совершеннства устройства и удобства езды носили они названия и других экипажей: шарабаны (простые открытые повозки), дилижансы, берлины. ЖИ 1995 19.

5. Вид большой кисти для покрытия больших поверхностей в декорационных работах <быстро ехать <дилижанс>. Собравшись с духом, взял я в руки большую четырехугольную кисть - так называемый "дилижанс", обмакнувши ее в ведро с краской, вытащил и, к изумлению наблюдавших за мной маляров, потащил кисть над разостланным холстом, обильно капая на него краской. Головин Встречи. // Лексикография 1975 143 -145. По существу, мы тогда занимались реставрацией <декораций>: бережно подготовив тона, восстанавливали каждый мазок (предварительно промыв задники, арки, кулисы мягким "дилижансом", жидкой проклейкой. СТИТ 1983 3 24. - Норм. Перенесенные <карамзиным> в русский язык иностранные названия:"рельеф", "дилижанс", "троттуар". РМ 1891 7 2 25. Дилижанс переиначен в належ а/ нец и в лежанку. Даль. - Лекс. Ян. 1803: дилижанс; Соколов 1834: дилиж а/ нс; Сл. 18: дилижанс 1757.


Почтовые дилижансы получили наибольшее распространение в конце XVIII — начале XIX века. Средняя маршрутная скорость почтовых дилижансов составляла 9-10 км/ч. Например, поездка по маршруту Париж—Базель занимала 60 часов [1] . Дилижансы ехали днём и ночью. Остановки делались только для еды в тавернах и для смены лошадей.

Значение дилижансов начало падать после появления железных дорог и речных пассажирских пароходов. Последние дилижансы использовались до второго десятилетия XX века , пока не были заменены автобусами. Например, в Нидерландах последний маршрут дилижансов действовал до 1915 года [2] .

Содержание

Дилижансы в России

Первое дилижансное общество в России было организовано в 1820 году. Маршрут Москва——Петербург преодолевался за 4 — 4,5 суток при стоимости проезда 95 рублей за одного пассажира. В 1838 году открылась линия дилижансов от Гатчины до Царского Села. В 1841 году дилижансные линии связали столицу с Ригой и Варшавой [3] , с 1852 года было открыто регулярное движение почтово-пассажирских дилижансов по линии Москва—Харьков.

В каретах на момент открытия линий помещалось по восемь пассажиров.

Интересные факты



В фильмах дилижанс кажется вполне комфортным средством передвижения, но на самом деле внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные четверо — на откидных сидениях на дверцах. Нередки были случаи, когда из-за ненадежности замков дверцы открывались и пассажиры выпадали на ходу.

См. также

Примечания

  • Общественный транспорт
  • Типы повозок

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дилижанс" в других словарях:

дилижанс — а, м. diligence f. 1. Карета для перевозки пассажиров и почты. Сл. 18. Первые платные общественные экипажи, уезжавшие в определенное время по постоянному маршруту, появились в Париже в последней четверти 17 века. Они назывались carosse à sing… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИЛИЖАНС — (франц. diligence поспешность, от лат. diligens прилежный). Общественный экипаж, имеющий всегда определенное направление между двумя известными пунктами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИЛИЖАНС… … Словарь иностранных слов русского языка

ДИЛИЖАНС — (Stagecoach), США, 1939, 96 мин. Вестерн по новелле Эрнста Хейкокса. 1870 е годы. По безлюдной прерии на самой границе цивилизованного мира движется дилижанс. Среди его пассажиров самые разные люди: беременная женщина, едущая к мужу военному… … Энциклопедия кино

ДИЛИЖАНС — (франц. diligence) (устар.) большой крытый экипаж, запряженный лошадьми, использовавшийся для регулярной перевозки пассажиров, почты и багажа. Появился в Англии в 16 в … Большой Энциклопедический словарь

ДИЛИЖАНС — ДИЛИЖАНС, а, муж. Многоместная карета для перевозки пассажиров, почты и багажа. | прил. дилижансный, ая, ое и дилижансовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДИЛИЖАНС — муж., франц. переиначен в належанец и в лежанку; общественная почтовая или частной промышлености карета, или иного рода повозка. Дилижансовый, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Дилижанс — (см. Омнибус). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

дилижанс — сущ., кол во синонимов: 1 • карета (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Дилижанс — ■ Сожалеть о временах дилижанса … Лексикон прописных истин

ДИЛИЖАНС — многомест. кон. экипаж для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. До появления развитой железнодорожной сети Д. совершали регулярные рейсы по определ. маршрутам между населенными пунктами … Справочник по коневодству

Эта статья о конных экипажах, используемых операторами дальних пассажирских перевозок. Для использования в других целях см. Дилижанс (значения).




А дилижанс это четырехколесный общественный тренер используется для перевозки платных пассажиров и легких пакетов в поездках, достаточно длительных, чтобы потребовалась смена лошадей. Он сильно пружинит и обычно тянется четыре лошади.

Широко использовался раньше паровой, железнодорожный транспорт дилижанс совершал длительные поездки по расписанию, используя сценические станции или посты, где лошади дилижанса будут заменены свежими лошадьми. Дилижанс в дилижансах или путешествие в них было известно как постановка. [1]

Содержание

Описание

Дилижанс представлял собой закрытый четырехколесный средство передвижения нарисованный лошади или упорный мулы. Он использовался в качестве общественного транспорта по установленному маршруту, обычно по регулярному расписанию. Старые лошади были заменены свежими лошадьми на сценические станции, столбов или реле. Помимо машиниста сцены или кучера, который вел машину, посыльный с дробовиком вооруженный тренерский пистолет может ехать в качестве охранника рядом с ним.


Упрощенный и облегченный автомобиль, известный как сценический фургон, грязевой вагон, или грязевой вагон, использовался в Соединенных Штатах в тяжелых условиях. У вагона с брезентовым верхом центр тяжести был ниже, и его нельзя было загружать на крышу тяжелым грузом или пассажирами, как это часто бывает в закрытом вагоне.

Скорость

Вплоть до конца 18 века дилижанс двигался со средней скоростью около 5 миль в час (8,0 км / ч), а средний дневной пробег составлял от 60 до 70 миль (от 97 до 113 км), [4] но с улучшением дорог и разработкой стальных рессор скорость увеличилась, так что к 1836 году автобус, намеченный на поезд, выехал из Лондона в 19:30, ехал всю ночь (без света) и прибыл в Ливерпуль в 16:50 на следующий день. , расстояние около 220 миль (350 км), что удваивает общую среднюю скорость до примерно 10 миль в час (16 км / ч), включая остановки для смены лошадей. [5]

История

Происхождение

К концу 17 века дилижансные маршруты пролегали вверх и вниз по трем основным дорогам Англии. [9] Маршрут Лондон-Йорк рекламировался в 1698 году:

Помимо превосходной организации перевозки мужчин и писем на лошадях, в последнее время для мужчин и женщин стало так замечательно удобно путешествовать из Лондона в основные города страны, что подобное еще не было известно в мире. и это дилижансы, в которых любой может быть доставлен в любое место, защищенный от непогоды и непогоды; без вреда для здоровья и тела из-за резкого бега трусцой или чрезмерно резких движений; И это не только по низкой цене (около шиллинга за каждые пять миль), но и с такой скоростью и скоростью за один час, как почта в некоторых зарубежных странах делает за день.

Скорость передвижения оставалась постоянной до середины 18 века. Реформы магистрали, новые методы дорожно-строительная а улучшенная конструкция автобусов привела к устойчивому повышению комфорта и скорости обычного путешествия - со средней продолжительности поездки в 2 дня для Кембридж-Лондонский маршрут 1750 года протяженностью менее 7 часов в 1820 году. [7]

Роберт Гук помог в строительстве некоторых из первых автобусов с пружинной подвеской в ​​1660-х годах, и были введены колеса со спицами и тормозами с железными ободами, что улучшило характеристики экипажа. [7]


Дилижансы Королевской почты



Впечатленный пробным запуском, Питт санкционировал создание новых маршрутов. В течение месяца услуга была увеличена с Лондона до Норвич, Ноттингем, Ливерпуль и Манчестер, а к концу 1785 года были связаны услуги в следующих крупных городах Англии и Уэльса: Лидс, Дувр, Портсмут, Пул, Эксетер, Глостер, Worcester, Холихед и Карлайл. Служба для Эдинбург был добавлен в следующем году, и Палмер был вознагражден, став инспектором и главным контролером почтового отделения. [10] К 1797 году насчитывалось 42 маршрута. [12]

Улучшенный дизайн тренера

Период с 1800 по 1830 год ознаменовался значительными улучшениями в конструкции тренеров, особенно Джоном Безантом в 1792 и 1795 годах. Его тренер имел значительно улучшенную способность поворачивать и система торможения, и новая функция, предотвращающая падение колес во время движения кареты. Безант со своим партнером Джоном Видлером пользовались монополией на поставку дилижансов для Королевской почты и фактически монополией на их содержание и обслуживание в течение следующих нескольких десятилетий. [10]

Стальные рессоры использовались в подвесках автомобилей с 1695 года. [13] Строитель автобусов Обадиа Эллиотт получил патент на использование эллиптические пружины - которые не были его изобретением. Его патент длился 14 лет, задерживая разработку, потому что Эллиотт никому не разрешал лицензировать и использовать его патент. Эллиотт установил каждое колесо с двумя прочными эллиптическими стальными листовыми рессорами с каждой стороны, а корпус каретки был прикреплен непосредственно к пружинам, прикрепленным к оси. После истечения срока действия его патента большинство британских конных экипажей были оснащены эллиптическими рессорами; деревянные рессоры в случае легких автомобилей с одной лошадью, чтобы избежать налогообложения, и стальные пружины в автомобилях большего размера. [14]

Улучшенные дороги


Строительство каменный дорога в США (1823 г.). Эти дороги позволяли дилижансам двигаться с гораздо большей скоростью.

В то время также были внесены устойчивые улучшения в дорожное строительство, и самое главное - повсеместное внедрение Макадам дороги вверх и вниз по стране. Скорость автобусов в этот период выросла с примерно 6 миль в час (включая остановки для обеспечения) до 8 миль в час. [15] и значительно повысил уровень мобильности в стране, как для людей, так и для Почта. На каждом маршруте одновременно курсировали в среднем четыре автобуса - два в обоих направлениях и еще два запасных на случай поломки в пути. Джозеф Баллард описал дилижанс между Манчестером и Ливерпулем в 1815 году как ценовую конкуренцию между тренерами, своевременное обслуживание и чистые номера в гостиницах. [16]


Господа приказали выйти из кареты, чтобы уменьшить нагрузку на лошадей. Трое приставили плечи к спине.

Упадок и эволюция

В развитие железных дорог в 1830-х гг. положил конец дилижансам и почтовые тренеры. Первая железнодорожная доставка между Ливерпулем и Манчестером состоялась 11 ноября 1830 года. К началу 1840-х годов большинство лондонских автобусов были выведены из эксплуатации. [10]

Некоторые дилижансы по-прежнему использовались в коммерческих или развлекательных целях. Они стали известны как шоссейные автобусы и использовались их предприимчивыми (или ностальгирующими) владельцами для предоставления регулярных пассажирских перевозок там, где железные дороги еще не достигли, а также на определенных маршрутах в определенное время года для удовольствия (часто любителя). кучер и его дерзкие пассажиры.

Соревнования и спорт



В то время как дилижансы исчезли по мере того, как рельсы проникли в сельскую местность, 1860-е годы действительно стали годом начала возрождения тренерской работы, вызванного популярностью Четыре в руке вождение как спортивное занятие ( Клуб водителей-четверок был основан в 1856 г., а Клуб тренеров - в 1871 г.).

Новые тренеры, часто известные как Парк Drags начали строить на заказ. Некоторые владельцы выставляли напоказ свои автомобили и великолепно одетых пассажиров в фешенебельных местах. Другие владельцы с большим энтузиазмом взяли бы одетых в подходящую одежду пассажиров и предались бы соревновательному вождению. По конструкции они были очень похожи на дилижансы, их машины были легче и спортивнее.

Распространение в другом месте

Континентальная Европа


Diligencia который использовался между Игуалада и Барселона, Испания. Специальная багажная площадка находится на крыше

В усердие (глупо для краткости), прочная карета с четырьмя или более лошадьми, была французским аналогом общественного транспорта, особенно во Франции, с небольшими разновидностями в Германии, такими как Stellwagen и Eilwagen. В усердие от Гавра до Парижа был описан привередливым английским посетителем 1803 года с тщательностью, отличавшей его от его английского современника, дилижанс.

Трудно представить себе более грубую неуклюжую машину. Спереди находится кабриолет, прикрепленный к кузову автобуса для размещения трех пассажиров, которые защищены от дождя сверху выступающей крышей автобуса, а впереди - двумя тяжелыми кожаными занавесками, хорошо промасленными. и немного зловонно пахнущий, прикрепленный к крыше. Просторная и высокая внутренняя часть, в которой с комфортом поместятся шесть человек, обита кожаной обивкой и окружена небольшими карманами, в которые путешественники кладут свой хлеб, нюхательный табак, ночные шапочки и карманные носовые платки, которыми обычно пользуются каждый другие компании в том же хрупком хранилище. От крыши зависит большая сетка, которая обычно забита шляпами, мечами и лентами, все это удобно, и когда все участники рассажены и расставлены, размещение никоим образом не является неприятным.

На крыше, снаружи, находится империал, который обычно заполняется еще на шесть или семь человек, и куча багажа, который также занимает корзину и обычно представляет собой груду, вдвое ниже кареты. который закреплен веревками и цепями, натянут большим железным брашпилем, который также является еще одним придатком этой движущейся массы. Кузов кареты опирается на большие кожаные ремни, прикрепленные к тяжелым деревянным брускам, а не к пружинам, и все это запряжено семью лошадьми. [18]

Во Франции между 1765 и 1780 годами турготины, большие почтовые вагоны названы в честь их создателя, министра-экономиста Людовика XVI. Тюрго, а также улучшенные дороги, по которым тренер мог путешествовать полным галопом по уровням, в сочетании с большим количеством промежуточных постов с более короткими интервалами сокращали время, необходимое для проезда по стране, иногда вдвое. [19]

Соединенные Штаты




Лошадей меняли трижды на 80-мильном (130 км) пути, который обычно длился 17 часов. [21]

Южная Африка

Железнодорожная сеть в Южной Африке была расширена от Мафекинг через Бечуаналенд и достиг Булавайо в 1897 году. До его прибытия существовала сеть дилижансных маршрутов. [22]

В популярной культуре

Эта статья кажется, содержит тривиальный, незначительный или несвязанный ссылки на популярная культура. Измените порядок содержания, чтобы объяснить влияние темы на популярную культуру, предоставление цитат к надежные вторичные источники, а не просто перечисление внешности. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. ( Февраль 2018 г. )

В XVIII – начале XIX в. Москву и Петербург соединял извилистый проселочный путь длиной 750 километров. В те времена по нему ездили в основном почтовые тройки и кибитки частных лиц.

Вскоре зарубежный опыт перемещения нашел применение и в родном отечестве. В 1820 г., почти одновременно с началом строительства нового Московского шоссе, князь М.С. Воронцов возглавил акционерную компанию для устройства регулярного движения дилижансов между двумя столицами. Между прочим имелось в виду и показать, что Россия не уступает Европе по части удобства передвижения.

Дилижансы представляли собой длинные обтянутые кожей возки, с двумя оконцами, спереди и сзади, потому что пассажиры сидели посередине двумя рядами, спинами друг к другу; их разделяла перегородка.

Впрочем, порой скорость перемещения еще более возрастала, свидетельством чему являются следующие строки из повести А.Погорельского "Двойник или Вечера в Малороссии": "Главное же преимущество наших дилижансов пред иностранными состоит в скорой езде. Если дорога изрядная, то путешествие из Москвы до Петербурга не продлится более трое суток; и вы согласитесь со мною, что такая скорость в чужих краях, особливо в Германии, показалась бы невероятною" . Надо полагать, речь идет о зимнем накатанном пути.

Впрочем, в провинциальных городах дилижансы можно было увидеть еще и в начале ХХ века.

В центре внимания — события, люди, взаимовлияния русской цивилизации с другими цивилизациями и народами, культурные и ментальные явления разных эпох и столетий, спорные вопросы и загадки русской истории.

Читайте также: