Положение о страховании на случай безработицы 1917 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 4 июня 1934 года на свою восемнадцатую сессию, постановив принять ряд предложений о страховании на случай безработицы и о различных видах помощи безработным, что является вторым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму рекомендации, принимает сего двадцать третьего дня июня месяца тысяча девятьсот тридцать четвертого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1934 года о безработице:

приняв Конвенцию, которая обеспечивает возмещения или пособия лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам;

принимая во внимание, что эта Конвенция устанавливает минимальные условия, которые должны соблюдаться всякой системой страхования или помощи на случай безработицы;

считая желательным указать ряд общих принципов, которые, как это показывает практика, оказались наиболее эффективными для поощрения удовлетворительной организации страхования и помощи на случай безработицы;

рекомендует, чтобы каждый Член Организации учитывал следующие принципы и правила:

1. В странах, где не существует обязательного страхования на случай безработицы, должны приниматься меры для создания в возможно более близком будущем такой системы страхования.

2. В странах, где существует система обязательного или добровольного страхования на случай безработицы, должна быть создана дополнительная система оказания помощи тем лицам, которые уже исчерпали свое право на получение пособия, а в некоторых случаях тем лицам, которые еще не приобрели права на получение пособия; эта система должна функционировать на иных основах, чем обычные мероприятия по вспомоществованию неимущим.

3. Все системы по предоставлению возмещений или пособий безработным должны распространяться не только на полностью безработных лиц, но и на частично безработных.

4. a) Системы по страхованию и помощи безработным должны быть распространены как можно скорее на всех лиц, работающих по трудовому договору, и на лиц, работающих за денежное вознаграждение по договору об ученичестве. Однако если считается необходимым делать исключения, то они должны ограничиваться возможно более узкими пределами.

b) Страхование или предоставление помощи должно распространяться на лиц этой категории до достижения ими возраста, дающего им право на получение пенсии по старости.

c) Если в силу сложившихся обстоятельств применение общих положений относительно страхования на случай безработицы к определенной категории работников является затруднительным, то для страхования таких работников следует проводить особые мероприятия. Эти особые мероприятия должны быть направлены, в частности, на получение достаточных доказательств безработицы и на согласование размера пособия с обычным заработком соответствующих работников.

d) Всякий раз, когда это представляется возможным, и, в частности, когда представляется возможным осуществлять надлежащий контроль, должны приниматься особые меры по оказанию помощи в случае безработицы лицам со сравнительно малыми средствами, работающим на свой собственный счет.

5. В случаях, когда в качестве критерия для обязательного страхования представляется целесообразным установить максимальную заработную плату, это ограничение должно исключать лишь тех работников, которые получают достаточно высокую заработную плату для того, чтобы иметь возможность обеспечить себя собственными средствами на случай безработицы, причем конечной целью является распространение страхования на всех работников физического и нефизического труда, независимо от их заработка.

6. Допускаемый Конвенцией установленный срок не должен превышать 26 недель работы по профессии, на которую распространяется система страхования, или же не должен превышать 26 еженедельных взносов или эквивалентной суммы за двенадцатимесячный период, предшествовавший обращению за помощью, или же 52 недель работы, или 52 еженедельных взносов, или эквивалентной суммы за двадцать четыре месяца, предшествовавших обращению за помощью.

7. Период времени, в течение которого, на основании национального законодательства должны выплачиваться пособия, должен быть возможно более длительным в пределах платежеспособности системы; должны прилагаться все усилия к тому, чтобы пособия выдавались в течение всего времени, пока в них нуждаются обращающиеся за ними лица.

8. При условии соблюдения положений относительно частично безработных, содержащихся в статьях 3 и 7 Конвенции и в параграфе 3 настоящей Рекомендации, период ожидания, допускаемый Конвенцией, не должен превышать восьми дней в каждый отдельный период безработицы.

9. При решении вопроса о том, является ли работа, предлагаемая безработному не по прежней его специальности, а в другой области, "подходящим местом", отказ от которого может повлечь за собой лишение страховых прав, допускаемое Конвенцией, следует учитывать продолжительность работы ходатайствующего лица по прежней его специальности, его шансы на получение работы по своей специальности, его профессиональную подготовку и пригодность к новой работе.

10. Лишение права на получение возмещения или пособия на том основании, что ходатайствующее лицо потеряло работу вследствие приостановки работы из-за трудовых споров, должно ограничиваться случаями, в которых данное лицо непосредственно участвует в споре, и должно во всяком случае прекратиться с возобновлением работы.

11. a) Обязательство посещать профессиональные курсы профессионального или иного обучения, допускаемое Конвенцией в виде условия для получения безработным возмещения или пособия, должно быть возложено на безработного лишь в том случае, если он извлечет из этого пользу с точки зрения улучшения физического или психического самочувствия или развития профессиональных или общих способностей.

b) При возложении на безработного обязательства поступить на общественные работы, следует учитывать его возраст, состояние здоровья, прежнее занятие и пригодность к данной работе.

c) Только работы исключительного и временного характера, организуемые государственной властью за счет особых фондов, выделяемых для оказания помощи безработным, должны рассматриваться как общественные работы в пользу безработных.

12. Часть средств, ассигнуемых на оказание помощи безработным, должна предназначаться для облегчения безработным возвращения на работу, например на предоставление им профессионального и другого обучения и уплату безработным расходов по переезду, если они находят работу в другом районе, чем тот, в котором они ранее проживали.

13. Компетентные органы власти должны периодически ревизовать финансовое положение страховых фондов с тем, чтобы они были по мере возможности платежеспособными и самоокупающимися. Финансовые меры должны по возможности включать положения, дающие возможность системе страхования выдерживать кратковременные изменения уровня безработицы без изменения условий, определяющих деятельность таких систем.

14. Должен быть создан чрезвычайный фонд, чтобы обеспечить в периоды особенно острой безработицы выплату пособий, предусматриваемых национальным законодательством.

15. Должны быть приняты меры для обеспечения участия в управлении страховыми учреждениями представителей лиц, делающих взносы.

16. В надлежащих случаях должно предоставляться равноправие не только гражданам Членов Организации, связанных Конвенцией, но также гражданам Членов Организации и других государств, которые, хотя и не ратифицировали Конвенцию, все же фактически применяют ее положения.

17. Государства должны урегулировать путем двусторонних соглашений с соседними государствами условия, на которых возмещения или пособия будут выплачиваться безработным в пограничной полосе, проживающим в одной стране, но работающим в другой.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Рекомендация Международной Организации Труда от 4 июня 1934 г. N 44 о страховании на случай безработицы и о различных видах оказания помощи безработным

Текст Рекомендации опубликован в сборнике "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I". Женева, Международное бюро труда, 1991

Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 114-117.

Распубликовано в № 31 Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства от 13 декабря 1917 года.

Статья № 111.

Положение о страховании на случай безработицы.

1) Действие настоящего положения распространяется на всю территорию Российской Республики и на всех лиц без различия пола и возраста, занятых по найму во всех отраслях труда, независимо от характера работы, а также от того, у кого они работают по найму: в государственных, частных, общественных учреждениях или у частных лиц.

2) Действие настоящего положения не распространяется на тех лиц, регулярный заработок которых превышает трехкратный средний заработок рабочих данной местности, устанавливаемый местными или областными советами профессиональных союзов.

Примечание. Лица, лишившиеся заработка вследствие локаута, считаются безработными.

4) Безработными в смысле настоящего положения не считаются: а) лица, лишившиеся работы без утраты заработка; б) лица, лишившиеся заработка вследствие забастовки, пока она продолжается; в) лица, по определению местной кассы безработных или уполномоченных его органов, без уважительных причин оставившие прежнюю работу или приступающие к новой, либо не нуждающиеся в данное время в пособии.

5) Наличность и продолжительность безработицы устанавливается местною кассою безработных через биржи труда и профессиональные союзы.

6) Средства для обеспечения безработных страховыми пособиями образуются из отчисления на это соответственной части прогрессивного налога на доходы, имущества и наследства.

7) Впредь до введения указанного налога средства для обеспечения безработных страховыми пособиями образуются из взносов нанимателей.

8) Взносы эти производятся нанимателями в местные кассы безработных и образуют единый всероссийский фонд безработных. Всероссийский фонд безработных помещается, хранится и расходуется согласно правилам, выработанным центральной комиссией страхования безработицы (ст. 25).

9) Размер взносов нанимателей в фонд безработных определяется в процентах к заработной плате и устанавливается единообразно для всей России центральной комиссией страхования безработицы в размере не менее трех процентов, согласно данным, представляемым всероссийским советом профессиональных союзов. Минимум взносов нанимателей за сезонных рабочих устанавливается в размере пяти процентов заработной платы.

10) По постановлению комитета местной кассы безработных или губернской или центральной комиссией страхования безработицы вместо исчисленного размера взносов в процентном отношении к заработку каждого отдельного лица может быть принято установление взносов по разрядам.

11) Взносы уплачиваются нанимателями в местную кассу безработных, в недельный со дня выплаты заработка срок. Невнесенные в указанный срок деньги взыскиваются с нанимателей распоряжением Комиссара Труда в порядке взысканий по бесспорным казенным требованиям, причем с нанимателей взыскивается в пользу фонда безработных пеня в размере 10% в месяц с невнесенной в срок суммы, считая неполный месяц за полный.

12) Наниматели обязаны кассе безработных: а) заявлять в течение недели о каждом лице, нанятом или уволенном; б) доставлять сведения по формам, установленным центральной комиссией страхования безработицы о сумме заработка каждого занятого ими по найму лица в отдельности; в) вести записи, содержащие указанные сведения; г) предъявлять лицам, уполномоченным на то комитетом кассы безработных, 'подлежащие документы, счета, записи и книги, подтверждающие указанные сведения.

13) Заработком в смысле настоящего положения считается: а) сумма, заработанная в течение данного промежутка времени в виде жалованья или заработной платы, в том числе и за сверхурочные работы (безотносительно к способу расплаты, сдельному, поденному, месячному или иному); б) стоимость за тот же промежуток времени довольствия натурой (квартира, харчи и проч.), если таковое предоставляется нанимателю, при этом стоимость довольствия квартирой определяется в двадцать процентов заработной платы, а стоимость харчей и прочего — по действительной величине; в) доля участия лица в прибылях и получаемая им тантьема.

14) Пособие безработному выдается в размере средней поденной заработной платы для данной местности, но не выше, чем был его действительный заработок. Момент начала выдачи пособий каждой местной кассы безработных определяется по ее учреждении центральной комиссией страхования безработицы, открывающей на это ассигновку местной кассе. Центральной комиссии страхования безработицы предоставляется, в зависимости от обстоятельств, понижать нормы пособий, установленные настоящей статьей.

Примечание. Средняя заработная плата в данной местности устанавливается местным или областным советом профессиональных союзов.

15) Безработный пользуется правом на пособие, начиная с четвертого дня безработицы.

16) В случае болезни безработного, не имеющего права, на помощь больничной кассы, местная касса безработных входит в соглашение с местной больничной кассой об оказании ему помощи на время болезни то нормам больничных касс, с принятием расходов на счет местной кассы безработных.

17) Местная касса безработных учреждается немедленно в каждом имеющем свыше двадцати тысяч жителей городе или поселении. В прочих местностях учреждаются местные кассы безработных, каждая из которых охватывает известный район, причем территориальные границы каждого района утверждаются центральной комиссией Страхования безработицы по представлению губернской комиссии страхования безработицы.

18) Местным кассам безработных предоставляется право образовывать союзы и вступать в соглашения, как между собой, так и с другими организациями и учреждениями.

19) Местная касса безработных может от своего имени приобретать права по имуществу, в том числе право собственности и другие права на недвижимые имения, вступать в обязательства, искать и отвечать на суде.

20) Делами местной кассы безработных ведает комитет кассы, состоящий на три четверти из представителей местного совета профессиональных союзов и на одну четверть из представителей местной больничной кассы. Если в данной местности нет совета профессиональных союзов или единой местной больничной кассы, то собираются делегаты соответственных учреждений (отдельно профессиональных союзов и отдельно больничных касс) и выбирают полагающуюся им часть представителей.

21) Комитет кассы выделяет из себя: а) правление и б) ревизионную комиссию.

22) Постановления комитета местной кассы безработных по применению настоящего положения могут быть обжалованы в двухнедельный срок в губернскую комиссию страхования безработицы, а постановление губернской комиссии в такой же срок в центральную комиссию (ст. 25). Обжалование не приостанавливает приведения постановлений в исполнение.

23) Функции губернского присутствия по делам страхования и страхового совета возлагаются по применению настоящего положения на губернские и центральную комиссии страхования безработицы.

24) Губернская комиссия страхования безработицы образуется в составе девятнадцати лиц; из них девять представителей от совета профессиональных союзов, четыре от больничных касс, один от биржи труда, один от Комиссариата труда, один от Комиссариата торговли и промышленности, один от городского и один от земского самоуправления.

25) Центральная комиссия страхования безработицы находится в Петрограде и состоит из двадцати трех лиц, из них тринадцать от всероссийского совета профессиональных союзов, пять от рабочей страховой группы при страховом совете, два от Комиссариата труда, один от Комиссариата торговли и промышленности, один от всероссийского союза земств и один от всероссийского союза городов.

Примечание. Центральная комиссия имеет право издавать наказы и инструкции, обязательные для всех местных касс и губернских комиссий, как и все постановления центральной комиссии.

26) Распорядительные действия по первоначальному образованию касс безработных, губернских и центральных комиссий возлагаются на соответственные советы профессиональных союзов, а при их отсутствии — на собрание представителей профессиональных союзов и больничных касс.

27) В случае, если организации, указанные в ст. 26, в месячный срок не приступят к образованию кассы безработных, таковая учреждается распоряжением Комиссара труда.

28) Настоящее положение вступает в силу немедленно и вводится в действие по телеграфу. За нарушение настоящего положения полагается наказание по суду до года тюрьмы.

Основные особенности правового обеспечения процесса организации и функционирования социального страхования трудящихся России на случай безработицы в первый год установления диктатуры пролетариата. Специфика социального страхования "по-большевистски".

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 23.10.2018
Размер файла 26,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кафедра гражданского права и государствоведения

Правовые основы социального страхования на случай безработицы в России в период с октября 1917-1918 г.

Рощин Борис Евгеньевич

социальный страхование трудящийся правовой

В статье рассматриваются некоторые основные особенности правового обеспечения процесса организации и функционирования социального страхования трудящихся России на случай безработицы в первый год установления диктатуры пролетариата (окт. 1917-1918). Проведен анализ основных нормативноправовых актов, регулирующих данную сферу. В определенной степени отражена специфика социального страхования «по-большевистски).

Ключевые слова и фразы: социальное страхование трудящихся; массовая безработица; страхование на случай безработицы; кассы безработных; борьба с безработицей.

Abstract

In the article some basic features of the legal maintenance of the process of the organization and functioning of the social insurance of Russian workers in the case of unemployment in the first year of the establishment of proletariat dictatorship (Oct. 1917-1918) are considered. The analysis of the basic legal acts regulating the given sphere is carried out. In the certain degree the specificity of social insurance Їin Bolshevist way? is reflected.

Key words and phrases: social insurance of workers; mass unemployment; insurance against unemployment; cash offices for unemployed; struggle against unemployment.

Мировой финансовый кризис крайне неблагоприятно отразился на экономическом состоянии России и обострил ряд фундаментальных проблем. Наиболее острой проблемой стала массовая безработица, вызванная банкротством многих промышленных предприятий и высвобождением рабочей силы. Уровень безработицы продолжает возрастать и дестабилизировать общество. Проблемы безработицы существуют всегда и в любом обществе (в советском обществе тоже была латентная безработица), но уровень (степень) е? различный и зависит непосредственно от эффективности государственных функций, направленных на борьбу с данным социальным явлением. Не справедливо утверждать, что государственный аппарат не предпринимает действий в данном направлении, но эффективность государственной политики по снижению уровня безработицы далека от совершенства и оставляет желать лучшего (слабый контроль со стороны государства за работодателем; недостаточное стимулирование предпринимателей по созданию новых рабочих мест; пробелы в трудовом законодательстве; крайне низкая социальная поддержка безработных и т.п.).

Целью работы является анализ правового обеспечения процесса организации и функционирования социального страхования трудящихся на случай безработицы в России, в первый год установления пролетарской диктатуры.

Среди основных мероприятий, проводимых правительством в первый год становления советской власти, стало правовое обеспечение государственной политики социального страхования трудящихся. В короткий срок принимается ряд нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу:

1) декрет «О страховании на случай болезни (принят 22.12.1917 г.);

6) декрет «Об учреждении Государственного Контроля над всеми видами страхования, кроме социального (т.е. обязательного Государственного Страхования).

а) лишившиеся работы без утраты заработка;

б) лишившиеся заработка вследствие забастовки, пока она продолжается;

в) оставившие прежнюю работу без уважительных причин или приступившие к новой работе, либо нуж-

дающиеся в пособии (по решению местной кассы безработных).

Согласно п. 7 данного акта, средства для обеспечения безработных страховыми пособиями образуются из взносов работодателей. Взносы уплачиваются в местную кассу безработных, в течение одной недели со дня выплаты заработной платы, в размере не менее 3% от заработной платы (5% за сезонных рабочих). При нарушении недельного срока взносы взыскиваются в принудительном порядке по распоряжению Комиссара труда (при этом в пользу фонда безработных взыскивается пеня в размере 10%). Наниматели несут определенные обязанности перед кассой безработных. В частности они должны:

1) заявлять о каждом нанятом (уволенном) работнике (в течение одной недели);

2) предоставлять сведения о сумме заработка каждого работника;

3) вести соответствующие записи;

4) предоставлять компетентным и уполномоченным лицам соответствующие документы (счета, записи, книги, подтверждающие сведения).

Согласно п. 13 положения заработком является:

1) сумма, заработанная в течение определенного промежутка времени в жалования или заработной платы;

2) доля участия в прибыли;

3) стоимость довольствия в натуральной форме.

Право на пособие безработный получает с четвертого дня безработицы. В случае болезни безработного медицинская помощь ему оказывается местной больничной кассой (на время болезни), с принятием расходов на счет местной кассы безработных. Пособие безработному выдается в размере средней под?нной заработной платы для данной местности (которая устанавливается местным или областным советом профсоюзов), но не выше, чем был его действительный заработок. Из взносов предпринимателей (уплачиваемых в местную кассу безработных) формируется всероссийский фонд безработных. Данный фонд помещается, хранится и расходуется согласно правилам, принятым центральной комиссией страхования безработицы.

Категорически запрещается создание особых страховых касс для отдельных категорий работников.

Процесс социального страхования на случай безработицы столкнулся с определенными трудностями и проблемами на местах. Одной из проблем стала организация местных касс, как органов государственного страхования от безработицы. «…приходится к сожалению констатировать наличие различного усвоения местными деятелями идеи страхования. Так, например, некоторые кассы ограничивались выдачей пособия в виде единовременного пайка, другие приурочивали выдачу к известным праздничным дням…

В заключении следует отметить, что борьба с массовой безработицей в условиях кризиса, представляет собой систему неотложных государственных мер, направленных на снижение дестабилизации в обществе. Эффективные методы, выработанные в ходе исторического процесса, представляют определенную ценность для следующих поколений.

Список использованной литературы и источников

Ленин В. И. Материалы по пересмотру партийной программы // Указ. соч.

Линдов Г. Профилактика и социальное страхование // Вестник Народного Комиссариата труда. 1918. № 4-5.

Файкгольд Б. Е. Ближайшие задачи по борьбе с безработицей // Бюллетень отдела Социального страхования и охрана труда при НКТ. 1918. № 1.

Шмидт В. О безработице // Вестник Народного Комиссариата труда. 1918. № 2-3.

Подобные документы

Возникновение социального страхования в России. Законодательство, регулирующее государственное и общественное призрение. Появление в России социального страхования, его виды и принципы. Характеристика законов о социальном страховании 1901-1903 и 1912 гг.

курсовая работа [44,5 K], добавлен 12.02.2015

История появления и развития системы социального страхования в России: законы, финансирование. Современные виды страхового обеспечения, рыночные фонды. Задачи и функции страховых органов. Системы социального страхования в США, Великобритании, Франции.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 06.08.2014

Изучение истории создания, структуры и источников финансирования Фонда социального страхования Российской Федерации. Исследование его роли в социальной поддержке населения. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Фонда социального страхования.

курсовая работа [48,4 K], добавлен 02.03.2017

Правовые основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний. Оказание государственной помощи в России, удовлетворяющей потребности граждан, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью.

курсовая работа [235,9 K], добавлен 13.06.2014

История становления социального обеспечения. Социальные пособия и их виды. Правовые основы социального страхования в России и в зарубежных странах. Нормативно-правовые акты социальной защиты. Принципы социального обеспечения в Российской Федерации.

реферат [257,2 K], добавлен 18.12.2014

Государственная система социальной защиты работающих граждан от возможного изменения социального положения. Правовое положение в системе обязательного социального страхования индивидуальных предпринимателей, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

контрольная работа [37,0 K], добавлен 07.12.2008

Понятие и виды пенсий. Общая характеристика страховой и накопительной пенсии. Место социального страхования в государственной системе социальной защиты населения. Понятие и сущность Конституции как основного закона государства, ее основные функции.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Сто лет назад, в декабре 1918 года, вступил в силу первый Кодекс законов о труде - КЗоТ РСФСР. Он стал не только одним из первых кодифицированных актов Советской России, но и одним из первых в мире. Более ранний правовой акт такого рода появился лишь во Франции, где в 1910 г. была осуществлена кодификация трудового законодательства.

Многие положения законов о труде были передовыми, считает Павел Крашенинников, но они не работали при мобилизационной экономике. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Многие положения законов о труде были передовыми, считает Павел Крашенинников, но они не работали при мобилизационной экономике. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Принятию кодекса предшествовала почти годовая работа - не так много, если учесть, что система трудовых отношений была существенно изменена после социалистической революции. В октябре 1917 года к власти в стране пришел пролетариат. В соответствии с марксистской доктриной, пролетарии были людьми, наиболее травмированными необходимостью продавать свой труд, чтобы обеспечить себе пропитание. Этот немногочисленный и не очень образованный слой населения должен был привести человечество к всеобщему благу и процветанию путем победы труда над капиталом.

Тыловое ополчение


Была объявлена всеобщая трудовая повинность, закрепленная в принятой в январе 1918 года Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Затем она перешла и в Конституцию РСФСР 1918 года, в которой был записан парафраз известного изречения апостола Павла: "Не трудящийся да не ест". Причем имелся в виду именно тяжелый физический труд. Это был своеобразный налог, которым обложили сначала только "эксплуататоров", а потом и всех остальных. По мнению вождя революции В.И. Ленина, труд обязательно должен основываться на принуждении при регулирующей роли государства: "Субботники, трудовые армии, трудовая повинность - вот практическое осуществление в разных формах социалистического и коммунистического труда". Это касалось всех без исключения, даже лидеров большевиков.

На второй день после Октябрьской революции был создан Народный комиссариат труда во главе с А.Г. Шляпниковым - главный орган, призванный осуществлять трудовую политику. Декрет СНК от 20 июля 1918 года "О тыловом ополчении" вводил строгий учет всего трудоспособного населения, не подлежащего призыву в Красную Армию и облегчающего призыв "в тыловое ополчение".

Понятно, что граждане восприняли перспективу работать "за идею" без должного энтузиазма, и многие стремились уклониться от этой почетной обязанности. Владимир Ильич жестко требовал ставить уклонистов "чистить сортиры", сажать в тюрьму или в карцер с последующей выдачей "желтых билетов", либо расстрелять на месте "одного из десяти богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов". Наряду с этим был принят ряд законодательных актов о труде, заметно облегчивших участь пролетариев.

Без права уволиться

Фото: pixabay.com

Кроме того, "продолжительность сверхурочной работы каждого отдельного рабочего не должна ни в каком случае в течение двух суток подряд превосходить 4 часа". Запрещался ночной труд детей в возрасте до 16 лет, а с 1 января 1919 года запрещалась в целом работа по найму всех лиц, не достигших 15 лет, с 1 января 1920 года - не достигших 20 лет.

В области социального обеспечения трудящихся Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 года "О страховании на случай болезни" распространил страхование за счет средств работодателей на всех наемных работников и на все виды потери трудоспособности с возмещением полного заработка. Всего с конца 1917 года и в 1918 году было принято несколько десятков нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих трудовые отношения.

Проект КЗоТа был принят за основу на заседании ВЦИК и после коллективной доработки в декабре 1918 года вступил в действие. Он был опубликован и "выставлен во всех советских учреждениях на видном месте". Кодекс имел девять разделов, 137 статей, а также введение и пять приложений. Он в полной мере сохранял принудительный характер труда. Устанавливалась трудовая повинность для всех трудоспособных граждан в возрасте от 16 до 50 лет, кроме беременных женщин и временно нетрудоспособных лиц. Учащиеся всех школ выполняли трудовую повинность в школе.

Широкое использование принудительного труда стало одной из причин глубокого экономического кризиса, приведшего к НЭПу

КЗоТ предусматривал особенности испытательного срока, основания и порядок увольнения. Так, при увольнении по собственному желанию работнику могло быть отказано в этом. В соответствии со ст. 52, если орган рабочего самоуправления (фабрично-заводский комитет), ознакомившись с причинами оставления работы, найдет их неосновательными, трудящийся обязан продолжать работу.

В кодексе получили закрепление многочисленные социальные гарантии, которые, правда, не всегда находили реальное воплощение на практике. В эпоху военного коммунизма был принят ряд подзаконных актов, сокращавших, а то и вовсе отменявших их. Например, постановлением Совета труда и обороны (СТО) от 28 ноября 1919 года весь наличный состав предприятия, без различия пола и возраста, лишался права оставлять службу в нем по собственному желанию и мог быть уволен не иначе как с согласия соответствующих органов управления, а самовольное оставление службы каралось как дезертирство по законам военного времени.

На работу - под конвоем

Декретом Совнаркома от 29 октября 1918 года были созданы специальные отделы распределения рабочей силы. 3 мая 1919 года эти отделы были преобразованы в подотделы распределения и учета рабочей силы при местных отделах труда исполкомов Советов. Наконец, в октябре 1920 года эти органы были реорганизованы в Управления по учету и распределению рабочей силы.

Фото: Depositphotos

Тогда же была введена только сейчас уходящая в историю трудовая книжка, которая изначально представляла собой многостраничный документ, содержавший исчерпывающие данные о гражданине. Помимо личных данных, в ней были графы о грамотности, образовании, профессии и судимости, о занятиях в 1914 и в 1917 годах, о месте жительства в июле 1914 года и в октябре 1917 года, о переменах в семейном и имущественном положении и другие сведения. Введение трудовых книжек позволяло взять на учет и контролировать все городское население независимо от классовой принадлежности и организовывать массовые переброски и мобилизации рабочей силы.

К проведению трудмобилизаций привлекались воинские части для проведения облав и этапирования трудармейцев, милиция, местные Советы и профсоюзы. Уже в 1920 году основная масса рабочей силы перераспределялась насильственно, путем трудовых мобилизаций. Их обычно объявляли центральные органы управления - СНК и СТО. Отношение к мобилизованным было соответствующее: их изолировали, охраняли и доставляли к месту работы этапами. Широкое использование принудительного труда, который, как известно со времен рабовладения, не может быть эффективным, стало одной из причин глубокого экономического кризиса, приведшего к НЭПу.


Новая реальность заставила кардинально пересмотреть принципы регулирования трудовых отношений. На основе Устава о промышленном труде дореволюционного 1913 года были выработаны условия трудового договора, и поныне сохраняющие свою актуальность: 1) работник на время предоставляет свою рабочую силу, т.е. обязуется выполнять определенную работу; 2) от нанявшегося по трудовому договору требуется личное выполнение работы; 3) работник подчиняется хозяйской власти работодателя (в современном звучании - правилам внутреннего трудового распорядка); 4) нанявшийся имеет право на вознаграждение за труд, независимо от того, воспользовался работодатель его трудами или нет.

Тем не менее продолжала существовать сильная зависимость трудящихся от своего единственного работодателя - государства. В социальном плане она проявлялась в милитаризации и мобилизации труда для решения стратегических задач, идеологии заботы "пролетарского" государства о людях труда, жестких, иногда уголовных мерах к нарушителям трудовой дисциплины, всеобщности требования беспрекословного подчинения системе, организации, трудовому коллективу. Плюс ко всему поменять место работы было очень сложно, а тех, кому это удавалось сделать несколько раз, называли летунами и считали неблагонадежными элементами со всеми вытекающими последствиями.

Читайте также: