Положение о преступлениях государственных 1927 г кратко

Обновлено: 05.07.2024

Уголовно-правовые нормы содержались в Декретах СНК РСФСР о борьбе со спекуляцией (от 15 ноября 1917 г.), о революционном трибунале печати (от 18 декабря 1917 г. и от 28 января 1918 г.), о взяточничестве (от 8 мая 1918 г.), о спекуляции (от 22 июля 1918 г.), о набатном звоне (от 30 июля 1918 г.) и др.

Процесс создания новых уголовно-правовых актов в первые годы существования Советской власти шел столь интенсивно, что вскоре возникла необходимость систематизировать и кодифицировать эти акты. И первым таким кодифицированным актом были Руководящие начала по уголовному праву РСФСР.

Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. Они представляли собой первое обобщение уголовного законодательства и практики его применения первых лет Советской власти. Руководящие начала содержат только нормы Общей части и являлись прообразом Общей части будущего УК РСФСР 1922 г. Они состояли из восьми разделов:

  1. об уголовном праве;
  2. об уголовном правосудии;
  3. о преступлении и наказании;
  4. о стадиях осуществления преступлений;
  5. о соучастии;
  6. виды наказания;
  7. об условном осуждении;
  8. о пространстве действия уголовного права.

Первые общесоюзные уголовные законы. После образования в 1922 г. Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. был издан ряд общесоюзных уголовных законов:

  • Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г.;
  • Положение о воинских преступлениях 1924 г. (принятое затем в новой редакции в 1927 г.);
  • Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) 1927 г.

Нормы УК РСФСР 1926 г. с многочисленными изменениями действовали в течение 35 лет, до 1 января 1961 г., когда вступил в силу УК РФ 1960 г. В 1927-1935 гг. в союзных республиках были приняты свои, новые для того времени уголовные кодексы, являвшиеся в значительной степени вариацией УК РСФСР 1926 г., но и имевшие некоторые отличия, вызывавшиеся особенностями национального и местного характера.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. Он, как и принятые в 1959-1961 гг. кодексы других союзных республик, полностью соответствовал Основам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в связи с чем к нему относятся все отмеченные выше достоинства и недостатки Основ. Серьезной антидемократической чертой этого Кодекса было его несоответствие общепризнанным международным нормам о правах и свободах человека. Целый ряд его норм серьезно ограничивал и духовную свободу советских граждан (ст. 70 — об ответственности за антисоветскую пропаганду и агитацию; ст. 142 — о нарушении законов об отделении церкви от государства и школы от церкви и др.), выбор места жительства и рода занятий (ст. 198 — о нарушении правил паспортной системы, ст. 209 — о занятии бродяжничеством или попрошайничеством либо ведении иного паразитического образа жизни, ст. 153 — о частнопредпринимательской деятельности и коммерческом посредничестве) и другие права и свободы. Эти положения противоречили Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, и Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., а также последующим международно-правовым документам о правах и свободах человека.

Как известно, в 1985 г. в Советском Союзе начались демократические процессы перестройки и обновления социалистического общества. Определенные изменения коснулись и уголовного законодательства. Первым шагом на этом пути была отмена уголовной ответственности за так называемую антисоветскую агитацию и пропаганду. В соответствии с уголовным законом под ней понималось распространение или хранение в целях подрыва или ослабления Советской власти в письменной, печатной или иной форме произведений, порочащих советский государственный или общественный строй (ст. 70 УК РСФСР 1960 г.). Масштабы репрессий по этой статье были огромны. Во времена сталинизма обвинение в контрреволюционной пропаганде и агитации было одним из самых распространенных для лиц, населявших тогда переполненные лагеря. Осуждались по обвинению в этом преступлении и в относительно недавних 1960-1980-х гг.

Понятно, что в пору перестройки и демократического обновления общества старая редакция ст. 70 УК РСФСР 1960 г. должна была быть отменена, так как вступала в резкое противоречие с гласностью, развитием демократии, идеей правового государства. Она была отменена в 1989 г.

В 1989 г. из УК РСФСР 1960 г. была исключена и статья об уголовной ответственности за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй. Этот явно антидемократический состав преступления был сформулирован в 1966 г. для расправы с диссидентами и являлся своего рода резервом по отношению к составу антисоветской пропаганды и агитации (он применялся нередко тогда, когда не хватало доказательств наличия первого состава).

Кратко назовем другие позитивные новеллы: в Основы была включена норма об ограниченной вменяемости, в соответствии с которой учитывалось наличие у виновного психических отклонений, не исключающих вменяемости; расширен круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, за счет, например, отнесения к ним оправданного профессионального и хозяйственного риска; учтен феномен организованной преступности; расширен перечень наказаний, не связанных с лишением свободы. Следует отметить, что многие из этих новелл в силу их прогрессивного демократического характера несколькими годами позже были отражены и в УК РФ 1996 г.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Первая глава этого Положения предусматривала ответствен­ность за совершение контрреволюционных преступлений (воору­ женное восстание; шпионаж; подрыв государственной промышленно­ сти, транспорта, торговли, денежного обращения и кредитной системы; совершение террористических актов; пропаганду или агитацию, контр­революционный саботаж и некоторые другие). За совершение абсолют­ ного большинства указанных преступлений предусматривался расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и ли­шением гражданства союзной республики и Союза ССР навсегда, с до­пущением при смягчающих обстоятельствах понижения наказания до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не менее 3 лет с кон­ фискацией всего или части имущества. 1

1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-1917-1952 гг. М., 1953. С. 221.

Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития. 453

Таким образом, упомянутый Закон вводил средневековый ин­ ститут объективного вменения — ответственности без вины.

Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. наказание за совершение государственных преступлений (шпионаж, вредительст­ во, диверсию) было усилено с 10 до 25 лет лишения свободы. 2

Опасность контрреволюционных преступлений еще более воз­ росла во время Великой Отечественной войны. Однако для борьбы с подобными преступлениями в условиях военного времени в основ­ ном достаточными оказались средства, предусмотренные Положени­ ем о преступлениях государственных. 3 Однако это не исключало из­ дания отдельных нормативных актов, направленных на усиление от­ ветственности именно за контрреволюционные преступления. Так, например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г . установил суровое наказание для фашистских убийц и их по­ собников: смертную казнь через повешение и каторжные работы.

Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. *917-1952 гг. М., 1953. С. 344.

2 Там же. С. 396.

Герцензон А. А., Дурманов И. Д., Исаев М. М. и др. История советского уголовного п Рава. 1917-1947. М., 1948. С. 434.

454 Глава IV

Таким образом, можно отметить, что уже с первых лет Совет­ ской власти уголовным законодательством предусматривалась от­ветственность за совершение контрреволюционных, а затем и госу­ дарственных преступлений. В течение всего рассматриваемого пе­риода составы этих преступлений дополнялись, уточнялись, но наказание за их совершение всегда устанавливалось предельно суровое.

Следующим видом преступлений, предусматривавшихся уголов­ ным законодательством в рассматриваемый период, являлись пре­ ступления против порядка управления, в первую очередь экономиче­ ские преступления.

1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-
1917-1952 гг. М., 1953. С. 423-424.

2 Там же. С. 432-434.

3 Хрестоматия по истории государства и права. 1917-1991 гг. М., 1997. С. 339-340.

Дазнагение уголовных наказаний на разлитых этапах развития. 455

Среди преступлений против порядка управления можно выде­лить и нарушения в финансовой сфере. К таковым можно отнести подделку государственных денежных знаков, операции с аннулиро-

Собрание узаконений. 1918. № 34.

Там же. 1919. № 35. * Там же. 1917. № 1.

Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 19 17-1952 гг. М., 1953. С. 19-20.

456 Глава IV

Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития. 457

В большинстве декретов СНК не предусматривалось конкретного наказания за совершение преступлений, а лишь говорилось, что винов­ ные лица привлекаются к строгой ответственности и могут быть от­правлены в концентрационные лагеря. Вышеупомянутое постановле­ ние СТО от 15 апреля 1921 г. уже более точно называло меру наказа­ ния: немедленный арест с последующим направлением через местные чрезвычайные комиссии в концентрационный лагерь на срок до 5 лет. 1

Среди преступлений против порядка управления, заключаю­ щихся в противодействии власти, можно выделить также подлог со­ ветских документов и их использование, нарушение порядка выезда и въезда в РСФСР, контрабанду и некоторые другие преступления, ответственность за которые предусматривалась различными декретами и постановлениями.

Ответственность за преступления против порядка управления была предусмотрена также вторым разделом главы I УК РСФСР 1922 г . и главой II УК РСФСР 1926 г. И в ст. 74 УК РСФСР 1922 г., и в ст. 59-1 УК РСФСР 1926 г. законодателем были даны определения преступлений против порядка управления, которые достаточно точ­ но отражают понятие и сущность рассматриваемых преступлений. В то же время, как справедливо отмечается учеными, эти определения нельзя признать дающими вполне исчерпывающий ответ на вопрос

458 Глава IV

об ограничении преступлений против порядка управления от контр­революционных преступлений. 1 При разграничении этих двух групп преступлений следует учитывать, что контрреволюционное преступ­ ление либо направлено на свержение или подрыв пролетарской дик­татуры, либо содержит в себе существенную угрозу этой диктатуре; преступление же против порядка управления хотя и причиняет инте­ресам пролетарской диктатуры тот или иной ущерб, поскольку нару­ шает деятельность органов советской власти, тем не менее не содер­ жит в себе существенной угрозы пролетарской диктатуре и не на­ правлено на ее свержение или подрыв. 2

Среди преступлений против порядка управления, предусмотрен­ ных УК РСФСР 1922 и 1926 гг., можно выделить такие, как участие в массовых беспорядках (ст. 75 УК РСФСР 1922 г. и ст. 59-2 УК РСФСР 1926 г .), организация и участие в бандах (ст. 76 УК 1922 г. и ст. 59-4 УК 1926 г .), уклонение от уплаты налогов (ст. 78 УК 1922 г. и ст. 59-5 УК 1926 г .), уклонение от воинской обязанности (ст. 81 УК 1922 г. и ст. 67—69 УК 1926 г.), агитация и пропаганда всякого рода, заклю­ чающая призыв к совершению преступлений, предусмотренных ст. 75—81, а равно направленная на возбуждение национальной вражды и розни (ст. 83 УК 1922 г. и ст. 59-6 УК 1926 г.), подделка денежных знаков (ст. 85 УК 1922 г. и ст. 59-8 УК 1926 г.), сопротивление пред­ставителям власти (ст. 86 УК 1922 г. и ст. 73 УК 1926 г.) и многие другие.

Следует отметить, что в УК РСФСР 1926 г. в отличие от УК РСФСР 1922 г. законодателем дан уже более широкий перечень пре­ступлений против порядка управления (если в УК 1922 г. им посвя­ щено всего 30 статей, то в УК 1926 г. - уже 60). Так, УК РСФСР 1926 г. предусматривал такие преступления, не закрепленные УК РСФСР 1922 г., как хулиганство (ст. 74), нарушение правил, регули­рующих торговлю (ст. 105), неисполнение или нарушения правил производства строительных работ (ст. 108), изготовление и хране­ние с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ (ст. 104) и некоторые другие преступ­ления.

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Утвержденное сего числа Положение о воинских преступлениях ввести в действие по истечении одного месяца со дня его опубликования.

2. С введением в действие упомянутого в ст. 1 Положения о воинских преступлениях отменить:

а) Положение о воинских преступлениях от 31 октября 1924 года (Собр. Зак. Союза ССР, 1924, N 24, ст. 207); б) Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 19 февраля 1926 г. о дополнении ст. 1 Положения о воинских преступлениях (Собр. Зак. Союза ССР, 1926, N 9, ст. 71); в) пункты "в", "г" и "д" ст. 1 Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 5 марта 1926 г. о дополнении и изменении ст. ст. 18 и 19 основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и ст. ст. 4, 6 и 11 Положения о воинских преступлениях (Собр. Зак. Союза ССР, 1926, N 15, ст. 106).

3. Изложить ст. 21 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик (Собр. Зак. Союза ССР, 1924, N 23, ст. 203 и 1926, N 57, ст. 412) в следующей редакции:

"21. Для рассмотрения дел о воинских преступлениях при военных округах (фронтах, отдельных армиях, флотах), корпусах и дивизиях состоят военные трибуналы, действующие на основании особого положения о них, издаваемого в порядке общесоюзного законодательства. Тем же трибуналам подсудны предусмотренные положением о них виды государственных, должностных и имущественных преступлений, совершенных военнослужащими и военнообязанными запаса во время состояния тех и других в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а также гражданами, состоящими в особых, образуемых в военное время командах для обслуживания тыла и фронта.

Примечание 1. В особо исключительных случаях, по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, рассмотрению в Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР или в военных трибуналах и, по постановлениям президиумов центральных исполнительных комитетов союзных и автономных республик, рассмотрению в военных трибуналах подлежат также и иные преступления, угрожающие крепости и мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Примечание 2. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не функционируют общие суды, военным трибуналам подсудны дела о всех преступлениях, совершенных кем бы то ни было.

Примечание 3. Взаимоотношения военной прокуратуры и прокуратуры союзных республик, а равно взаимоотношения между прокуратурой союзных и автономных республик и военными трибуналами определяются Положением о Верховном Суде Союза ССР и особым Положением о военных трибуналах и военной прокуратуре".

4. Дополнить ст. 18 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 октября 1924 года (Собр. Зак. Союза ССР, 1924, N 24, ст. 205 и 1926, N 15, ст. 106) примечанием следующего содержания:

"Примечание 2. В военное время приговор, присуждающий военнослужащего к лишению свободы, может быть по определению суда, вынесшего приговор, отсрочен исполнением до окончания военных действий с тем, что осужденный направляется в действующую армию".

5. Ст. 8 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 года (Собр. Зак. Союза ССР, 1926, N 57, ст. 413) изложить в следующей редакции:

"8. Военным трибуналам подсудны дела:

а) о воинских преступлениях; б) о совершенных военнослужащими и военнообязанными запаса, во время состояния тех и других в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а также гражданами, состоящими в особых, образуемых в военное время командах для обслуживания тыла и фронта, преступлениях государственных, предусмотренных ст. ст. 2 - 5, 8 - 10, 14, 17, 21, 24 и 25 Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) от 25 февраля 1927 года (Собр. Зак. Союза ССР, 1927, N 12, ст. 123), а также ст. ст. 11, 12 и 23 того же Положения, в отношении государственных преступлений, указанных выше; в) о совершенных лицами, указанными в пункте "б", преступлениях должностных и имущественных, предусмотренных ст. ст. 113 - 120, пунктами "г" и "д" ст. 162 Уголовного Кодекса РСФСР редакции 1926 года и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик; г) об иных преступлениях, угрожающих крепости и мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии, рассмотрение которых будет поручено военным трибуналам в порядке примечания 1 к ст. 21 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик; д) о всех преступлениях, совершенных кем бы то ни было в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не функционируют общие суды".

6. Ст. 25 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре изложить в следующей редакции:

"25. Предварительное следствие не обязательно по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 2 - 11, 13 - 16, 19, 22, 27 - 31 Положения о воинских преступлениях, и производится в каждом отдельном случае по усмотрению следователя или по предложению прокурора, или по определению военного трибунала.

По остальным делам о преступлениях, указанных в пунктах "а" и "б" ст. 8, производство предварительного следствия обязательно.

Вопрос об обязательности производства предварительного следствия по делам о преступлениях, указанных в пунктах "в", "г" и "д" ст. 8, разрешается на основании соответствующих статей уголовно-процессуальных кодексов союзных республик".

7. Дополнить Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре ст. 37.1 следующего содержания:

"37.1. В военное время приговор, присуждающий военнослужащего к лишению свободы, может быть, по определению военного трибунала, отсрочен исполнением до окончания военных действий с тем, что осужденный направляется в действующую армию".

8. Примечание 2 к ст. 6 Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) от 25 февраля 1927 года (Собр. Зак. Союза ССР, 1927, N 12, ст. 123) изложить в следующей редакции:

"Примечание 2. В отношении шпионажа лиц, упомянутых в статье 1 Положения о воинских преступлениях от 27 июля 1927 г. (Собр. Зак. Союза ССР, 1927, N 50, ст. 505), сохраняет силу статья 24 означенного Положения".

9. Ст. 16 Положения об укомплектовании территориальных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии конским составом, обозными повозками и упряжью на время обучения, учебных и краткосрочных сборов военнослужащих переменного состава от 9 июля 1926 года (Собр. Зак. Союза ССР, 1926, N 47, ст. 336) изложить в следующей редакции:

"16. Нарушение настоящего Постановления и инструкции по его применению (ст. 15) преследуется в уголовном порядке, согласно законодательству Союза ССР и союзных республик".

10. Установить следующий порядок применения Положения о воинских преступлениях от сего числа по делам, возникшим до введения его в действие.

По делам, по которым осужденному, согласно Положению о воинских преступлениях от 31 октября 1924 года, определена мера социальной защиты, превышающая установленный за то же преступление Положением о воинских преступлениях от сего числа наивысший предел, или определена мера социальной защиты более тяжкая, чем та, которую данное преступление влечет за собой по означенному Положению, определенная приговором мера социальной защиты понижается до наивысшего предела, установленного за данное преступление утвержденным сего числа Положением о воинских преступлениях, или заменяется установленной означенным Положением менее тяжкой мерой социальной защиты.

Понижение срока или замена другой мерой социальной защиты производится кассационной инстанцией, если дело поступило на ее рассмотрение, и распорядительным заседанием суда, вынесшего приговор, во всех остальных случаях, причем в отношении лиц, содержащихся под стражей, указанные действия подлежат выполнению в течение двухнедельного срока со дня введения в действие утвержденного сего числа Положения о воинских преступлениях.

11. Предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик в месячный срок внести в законодательство республик изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Практически за все виды контрреволюционных преступлений и УК РСФСР 1922 г., и УК РСФСР 1926 г. предусматривали высшую меру наказания (расстрел) и конфискацию всего имущества. При на­личии смягчающих обстоятельств допускалось понижение наказа­ния до лишения свободы на срок не менее 5 лет со строгой изоляцией и конфискацией всего имущества.

О том, какие же виды репрессий применялись судами за совер­шение контрреволюционных преступлений, можно заключить, про­анализировав данные официальной статистики, в частности, за 1925 и 1926 гг. 2 По результатам такого исследования нами была составле­на следующая таблица (см. табл. 60).

Швеков Г. В. Первый советский Уголовный кодекс. М., 1970. С. 187. Статистика осужденных в СССР в 1925,1926 и 1927 гг. М., 1930. С. 154-155.

452 Глава IV

Число осужденных за совершение контрреволюционных преступлений

в СССР в 1925-1926 гг. (% от общего числа осужденных).

Годы Рас­стрел Лишение свободы Принуди­тельные об­щественные работы Имущест­венные взыска­ния Выговор и обществен­ное порица­ние Другие наказа­ния Освобо­ждение от нака­зания по амни­стии Освобожде­ние от нака­зания по другим ос­нованиям
1925 4,1 66,4 6,6 1,4 2,4 0,2 11.2 7,6
1926 5,4 83,4 3,0 0,5 0,4 0,3 2,9 3,7

Анализ данных, представленных в таблице, свидетельствует, что хотя за абсолютное большинство контрреволюционных преступле­ний уголовным законом предусматривался расстрел, на практике он применялся судами довольно редко. В то же время в 1926 г. количе­ство осужденных к расстрелу увеличилось по сравнению с 1925 г. Наиболее часто суды назначали лишение свободы (66,4 % осужден­ных в 1925 г. и 83,8 % — в 1926 г.). Число лиц, осужденных к иным видам репрессий, невелико (особенно в 1926 г.).

Первая глава этого Положения предусматривала ответствен­ность за совершение контрреволюционных преступлений (воору­женное восстание; шпионаж; подрыв государственной промышленно­сти, транспорта, торговли, денежного обращения и кредитной системы; совершение террористических актов; пропаганду или агитацию, контр­революционный саботаж и некоторые другие). За совершение абсолют­ного большинства указанных преступлений предусматривался расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и ли­шением гражданства союзной республики и Союза ССР навсегда, с до­пущением при смягчающих обстоятельствах понижения наказания до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не менее 3 лет с кон­фискацией всего или части имущества. 1

1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-1917-1952 гг. М., 1953. С. 221.

Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития. 453




Таким образом, упомянутый Закон вводил средневековый ин­ститут объективного вменения — ответственности без вины.

Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. наказание за совершение государственных преступлений (шпионаж, вредительст­во, диверсию) было усилено с 10 до 25 лет лишения свободы. 2

Опасность контрреволюционных преступлений еще более воз­росла во время Великой Отечественной войны. Однако для борьбы с подобными преступлениями в условиях военного времени в основ­ном достаточными оказались средства, предусмотренные Положени­ем о преступлениях государственных. 3 Однако это не исключало из­дания отдельных нормативных актов, направленных на усиление от­ветственности именно за контрреволюционные преступления. Так, например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. установил суровое наказание для фашистских убийц и их по­собников: смертную казнь через повешение и каторжные работы.

Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. *917-1952 гг. М., 1953. С. 344.

2 Там же. С. 396.

Герцензон А. А., Дурманов И. Д., Исаев М. М. и др. История советского уголовного п Рава. 1917-1947. М., 1948. С. 434.

454 Глава IV

Таким образом, можно отметить, что уже с первых лет Совет­ской власти уголовным законодательством предусматривалась от­ветственность за совершение контрреволюционных, а затем и госу­дарственных преступлений. В течение всего рассматриваемого пе­риода составы этих преступлений дополнялись, уточнялись, но наказание за их совершение всегда устанавливалось предельно суровое.

Следующим видом преступлений, предусматривавшихся уголов­ным законодательством в рассматриваемый период, являлись пре­ступления против порядка управления, в первую очередь экономиче­ские преступления.

1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-
1917-1952 гг. М., 1953. С. 423-424.

2 Там же. С. 432-434.

3 Хрестоматия по истории государства и права. 1917-1991 гг. М., 1997. С. 339-340.

Дазнагение уголовных наказаний на разлитых этапах развития. 455

Среди преступлений против порядка управления можно выде­лить и нарушения в финансовой сфере. К таковым можно отнести подделку государственных денежных знаков, операции с аннулиро-

Собрание узаконений. 1918. № 34.

Там же. 1919. № 35. * Там же. 1917. № 1.

Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 19 17-1952 гг. М., 1953. С. 19-20.

456 Глава IV

Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития. 457

В большинстве декретов СНК не предусматривалось конкретного наказания за совершение преступлений, а лишь говорилось, что винов­ные лица привлекаются к строгой ответственности и могут быть от­правлены в концентрационные лагеря. Вышеупомянутое постановле­ние СТО от 15 апреля 1921 г. уже более точно называло меру наказа­ния: немедленный арест с последующим направлением через местные чрезвычайные комиссии в концентрационный лагерь на срок до 5 лет. 1

Среди преступлений против порядка управления, заключаю­щихся в противодействии власти, можно выделить также подлог со­ветских документов и их использование, нарушение порядка выезда и въезда в РСФСР, контрабанду и некоторые другие преступления, ответственность за которые предусматривалась различными декретами и постановлениями.

Ответственность за преступления против порядка управления была предусмотрена также вторым разделом главы I УК РСФСР 1922 г. и главой II УК РСФСР 1926 г. И в ст. 74 УК РСФСР 1922 г., и в ст. 59-1 УК РСФСР 1926 г. законодателем были даны определения преступлений против порядка управления, которые достаточно точ­но отражают понятие и сущность рассматриваемых преступлений. В то же время, как справедливо отмечается учеными, эти определения нельзя признать дающими вполне исчерпывающий ответ на вопрос

458 Глава IV

об ограничении преступлений против порядка управления от контр­революционных преступлений. 1 При разграничении этих двух групп преступлений следует учитывать, что контрреволюционное преступ­ление либо направлено на свержение или подрыв пролетарской дик­татуры, либо содержит в себе существенную угрозу этой диктатуре; преступление же против порядка управления хотя и причиняет инте­ресам пролетарской диктатуры тот или иной ущерб, поскольку нару­шает деятельность органов советской власти, тем не менее не содер­жит в себе существенной угрозы пролетарской диктатуре и не на­правлено на ее свержение или подрыв. 2

Среди преступлений против порядка управления, предусмотрен­ных УК РСФСР 1922 и 1926 гг., можно выделить такие, как участие в массовых беспорядках (ст. 75 УК РСФСР 1922 г. и ст. 59-2 УК РСФСР 1926 г.), организация и участие в бандах (ст. 76 УК 1922 г. и ст. 59-4 УК 1926 г.), уклонение от уплаты налогов (ст. 78 УК 1922 г. и ст. 59-5 УК 1926 г.), уклонение от воинской обязанности (ст. 81 УК 1922 г. и ст. 67—69 УК 1926 г.), агитация и пропаганда всякого рода, заклю­чающая призыв к совершению преступлений, предусмотренных ст. 75—81, а равно направленная на возбуждение национальной вражды и розни (ст. 83 УК 1922 г. и ст. 59-6 УК 1926 г.), подделка денежных знаков (ст. 85 УК 1922 г. и ст. 59-8 УК 1926 г.), сопротивление пред­ставителям власти (ст. 86 УК 1922 г. и ст. 73 УК 1926 г.) и многие другие.

Следует отметить, что в УК РСФСР 1926 г. в отличие от УК РСФСР 1922 г. законодателем дан уже более широкий перечень пре­ступлений против порядка управления (если в УК 1922 г. им посвя­щено всего 30 статей, то в УК 1926 г. - уже 60). Так, УК РСФСР 1926 г. предусматривал такие преступления, не закрепленные УК РСФСР 1922 г., как хулиганство (ст. 74), нарушение правил, регули­рующих торговлю (ст. 105), неисполнение или нарушения правил производства строительных работ (ст. 108), изготовление и хране­ние с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ (ст. 104) и некоторые другие преступ­ления.

Практически за все виды контрреволюционных преступлений и УК РСФСР 1922 г., и УК РСФСР 1926 г. предусматривали высшую меру наказания (расстрел) и конфискацию всего имущества. При на­личии смягчающих обстоятельств допускалось понижение наказа­ния до лишения свободы на срок не менее 5 лет со строгой изоляцией и конфискацией всего имущества.

О том, какие же виды репрессий применялись судами за совер­шение контрреволюционных преступлений, можно заключить, про­анализировав данные официальной статистики, в частности, за 1925 и 1926 гг. 2 По результатам такого исследования нами была составле­на следующая таблица (см. табл. 60).

Швеков Г. В. Первый советский Уголовный кодекс. М., 1970. С. 187. Статистика осужденных в СССР в 1925,1926 и 1927 гг. М., 1930. С. 154-155.

452 Глава IV

Число осужденных за совершение контрреволюционных преступлений

в СССР в 1925-1926 гг. (% от общего числа осужденных).

Годы Рас­стрел Лишение свободы Принуди­тельные об­щественные работы Имущест­венные взыска­ния Выговор и обществен­ное порица­ние Другие наказа­ния Освобо­ждение от нака­зания по амни­стии Освобожде­ние от нака­зания по другим ос­нованиям
1925 4,1 66,4 6,6 1,4 2,4 0,2 11.2 7,6
1926 5,4 83,4 3,0 0,5 0,4 0,3 2,9 3,7

Анализ данных, представленных в таблице, свидетельствует, что хотя за абсолютное большинство контрреволюционных преступле­ний уголовным законом предусматривался расстрел, на практике он применялся судами довольно редко. В то же время в 1926 г. количе­ство осужденных к расстрелу увеличилось по сравнению с 1925 г. Наиболее часто суды назначали лишение свободы (66,4 % осужден­ных в 1925 г. и 83,8 % — в 1926 г.). Число лиц, осужденных к иным видам репрессий, невелико (особенно в 1926 г.).

Первая глава этого Положения предусматривала ответствен­ность за совершение контрреволюционных преступлений (воору­женное восстание; шпионаж; подрыв государственной промышленно­сти, транспорта, торговли, денежного обращения и кредитной системы; совершение террористических актов; пропаганду или агитацию, контр­революционный саботаж и некоторые другие). За совершение абсолют­ного большинства указанных преступлений предусматривался расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и ли­шением гражданства союзной республики и Союза ССР навсегда, с до­пущением при смягчающих обстоятельствах понижения наказания до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не менее 3 лет с кон­фискацией всего или части имущества. 1

1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-1917-1952 гг. М., 1953. С. 221.

Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития. 453

Таким образом, упомянутый Закон вводил средневековый ин­ститут объективного вменения — ответственности без вины.

Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. наказание за совершение государственных преступлений (шпионаж, вредительст­во, диверсию) было усилено с 10 до 25 лет лишения свободы. 2

Опасность контрреволюционных преступлений еще более воз­росла во время Великой Отечественной войны. Однако для борьбы с подобными преступлениями в условиях военного времени в основ­ном достаточными оказались средства, предусмотренные Положени­ем о преступлениях государственных. 3 Однако это не исключало из­дания отдельных нормативных актов, направленных на усиление от­ветственности именно за контрреволюционные преступления. Так, например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. установил суровое наказание для фашистских убийц и их по­собников: смертную казнь через повешение и каторжные работы.

Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. *917-1952 гг. М., 1953. С. 344.

2 Там же. С. 396.

Герцензон А. А., Дурманов И. Д., Исаев М. М. и др. История советского уголовного п Рава. 1917-1947. М., 1948. С. 434.

454 Глава IV

Таким образом, можно отметить, что уже с первых лет Совет­ской власти уголовным законодательством предусматривалась от­ветственность за совершение контрреволюционных, а затем и госу­дарственных преступлений. В течение всего рассматриваемого пе­риода составы этих преступлений дополнялись, уточнялись, но наказание за их совершение всегда устанавливалось предельно суровое.

Следующим видом преступлений, предусматривавшихся уголов­ным законодательством в рассматриваемый период, являлись пре­ступления против порядка управления, в первую очередь экономиче­ские преступления.

1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-
1917-1952 гг. М., 1953. С. 423-424.

2 Там же. С. 432-434.

3 Хрестоматия по истории государства и права. 1917-1991 гг. М., 1997. С. 339-340.

Дазнагение уголовных наказаний на разлитых этапах развития. 455

Среди преступлений против порядка управления можно выде­лить и нарушения в финансовой сфере. К таковым можно отнести подделку государственных денежных знаков, операции с аннулиро-

Собрание узаконений. 1918. № 34.

Там же. 1919. № 35. * Там же. 1917. № 1.

Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 19 17-1952 гг. М., 1953. С. 19-20.

456 Глава IV

Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития. 457

В большинстве декретов СНК не предусматривалось конкретного наказания за совершение преступлений, а лишь говорилось, что винов­ные лица привлекаются к строгой ответственности и могут быть от­правлены в концентрационные лагеря. Вышеупомянутое постановле­ние СТО от 15 апреля 1921 г. уже более точно называло меру наказа­ния: немедленный арест с последующим направлением через местные чрезвычайные комиссии в концентрационный лагерь на срок до 5 лет. 1

Среди преступлений против порядка управления, заключаю­щихся в противодействии власти, можно выделить также подлог со­ветских документов и их использование, нарушение порядка выезда и въезда в РСФСР, контрабанду и некоторые другие преступления, ответственность за которые предусматривалась различными декретами и постановлениями.

Ответственность за преступления против порядка управления была предусмотрена также вторым разделом главы I УК РСФСР 1922 г. и главой II УК РСФСР 1926 г. И в ст. 74 УК РСФСР 1922 г., и в ст. 59-1 УК РСФСР 1926 г. законодателем были даны определения преступлений против порядка управления, которые достаточно точ­но отражают понятие и сущность рассматриваемых преступлений. В то же время, как справедливо отмечается учеными, эти определения нельзя признать дающими вполне исчерпывающий ответ на вопрос

458 Глава IV

об ограничении преступлений против порядка управления от контр­революционных преступлений. 1 При разграничении этих двух групп преступлений следует учитывать, что контрреволюционное преступ­ление либо направлено на свержение или подрыв пролетарской дик­татуры, либо содержит в себе существенную угрозу этой диктатуре; преступление же против порядка управления хотя и причиняет инте­ресам пролетарской диктатуры тот или иной ущерб, поскольку нару­шает деятельность органов советской власти, тем не менее не содер­жит в себе существенной угрозы пролетарской диктатуре и не на­правлено на ее свержение или подрыв. 2

Среди преступлений против порядка управления, предусмотрен­ных УК РСФСР 1922 и 1926 гг., можно выделить такие, как участие в массовых беспорядках (ст. 75 УК РСФСР 1922 г. и ст. 59-2 УК РСФСР 1926 г.), организация и участие в бандах (ст. 76 УК 1922 г. и ст. 59-4 УК 1926 г.), уклонение от уплаты налогов (ст. 78 УК 1922 г. и ст. 59-5 УК 1926 г.), уклонение от воинской обязанности (ст. 81 УК 1922 г. и ст. 67—69 УК 1926 г.), агитация и пропаганда всякого рода, заклю­чающая призыв к совершению преступлений, предусмотренных ст. 75—81, а равно направленная на возбуждение национальной вражды и розни (ст. 83 УК 1922 г. и ст. 59-6 УК 1926 г.), подделка денежных знаков (ст. 85 УК 1922 г. и ст. 59-8 УК 1926 г.), сопротивление пред­ставителям власти (ст. 86 УК 1922 г. и ст. 73 УК 1926 г.) и многие другие.

Следует отметить, что в УК РСФСР 1926 г. в отличие от УК РСФСР 1922 г. законодателем дан уже более широкий перечень пре­ступлений против порядка управления (если в УК 1922 г. им посвя­щено всего 30 статей, то в УК 1926 г. - уже 60). Так, УК РСФСР 1926 г. предусматривал такие преступления, не закрепленные УК РСФСР 1922 г., как хулиганство (ст. 74), нарушение правил, регули­рующих торговлю (ст. 105), неисполнение или нарушения правил производства строительных работ (ст. 108), изготовление и хране­ние с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ (ст. 104) и некоторые другие преступ­ления.

Читайте также: