Положение о народном суде 1918 г кратко

Обновлено: 07.07.2024

Порядок обжалования приговоров и решений Народного Суда
Статья 74. Приговоры и решения Народного Суда являются окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат.
Статья 75. Приговоры по уголовным делам, а также решения по гражданским делам могут быть обжалованы в кассационном порядке в Совете Народных Судей.
Примечание. Приговоры могут быть обжалованы как обвиняемыми и лицами и учреждениями, возбудившими уголовное преследование, так и местными Исполнительными Комитетами Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов.
Статья 76. Кассационные жалобы подаются или через Народный Суд, который постановил приговор или решение, и представляются Народным Судьей вместе с делом не позднее трех дней в Совет Народных Судей или подаются непосредственно в Совет Народных Судей.
Статья 77. Срок на подачу кассационной жалобы устанавливается месячный со дня объявления приговора.
Об исполнении приговоров и решений Народного Суда
Статья 78. Приговоры и решения Народного Суда приводятся в исполнение немедленно по истечении срока на обжалование. В случае отказа сторон от кассационной жалобы приговоры и решения приводятся в исполнение до истечения указанного срока. Подача кассационной жалобы в течение установленного срока приостанавливает исполнение до рассмотрения жалобы Советом Народных Судей. Народный Суд обязан при вынесении приговора или решения постановить о принятии или изменении мер пресечения или обеспечения иска.
Статья 79. Народному Суду предоставляется право досрочного освобождения, помилования и восстановления в правах осужденных как по их личному или их близких ходатайству, так и по представлению органов, применяющих наказание, в порядке, предусмотренном инструкцией о досрочном освобождении.
Статья 80. Приговоры, присуждающие к принудительным работам или другому виду лишения свободы, приводятся в исполнение органами Советской милиции, а решения по гражданским делам и всякие денежные взыскания Судебными Исполнителями.

Советы Народных Судей
Статья 81. Все народные суды, входящие в состав губернии или соответствующей ей отдельной территориальной единицы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, составляют судебный округ.
Примечание. Гор. Москва и Петроград выделяются в отдельные судебные округа.
Статья 82. В каждом судебном округе для рассмотрения кассационных и частных жалоб на приговоры, решения и действия Народных Судов и ближайшего контроля над ними учреждается Совет Народных Судей.
Статья 83. Совет Народных Судей состоит из:
1) Председателя Совета Народных Судей и его заместителя.
2) Постоянных членов Совета Народных Судей в числе от двух до пяти.
3) Народных Судей округа, участвующих в заседании Совета по очереди.
Статья 84. Председатель, заместитель председателя и постоянные члены Совета Народных Судей из числа Народных Судей избираются губернскими съездами Народных Судей Округа, а в Москве и Петрограде общими собраниями их, утверждаются соответствующими Исполнительными Комитетами губернских или городских Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов и образуют Президиум Совета Народных Судей. Члены Президиума Совета Народных Судей отзываются губернскими и городскими Исполнительными Комитетами как по их инициативе, так и по представлению съездов и собрания Народных Судей.
Статья 85. Для рассмотрения поступающих дел Совет Народных Судей образует уголовные и гражданские отделения, которыми заведуют члены Президиума Совета Народных Судей.
Статья 86. Заседания Совета Народных Судей для рассмотрения кассационных жалоб происходят в составе пяти человек: двух членов Президиума Совета Народных Судей и трех Народных Судей. Заседания для рассмотрения частных жалоб и жалоб на отдельные действия Народных Судов происходят в составе не менее трех членов при непременном участии члена Президиума. Функции контроля принадлежат Президиуму Совета Народных Судей.
Статья 87. Ведение заседаний Совета Народных Судей по каждому отделению возлагается на председательствующего, каждый раз для того избираемого данным составом из своей среды, или одного из членов Президиума Совета Народных Судей.
Статья 88. К слушанию дела в Совете Народных Судей вызываются: потерпевшие, обвинители, стороны и лица, заявляющие права на вещественные доказательства, однако неявка их не останавливает рассмотрения дела, за исключением тех случаев, когда Совет признает присутствие их необходимым.
Статья 89. Совет Народных Судей имеет право отменить приговоры и решения в случае признаваемых им существенными нарушения или неправильного применения декретов, в частности нарушения форм судопроизводства, а также в случае неполноты следствия. Совету Народных Судей принадлежит также право отмены приговоров и решений Народного Суда в тех случаях, когда обжалованные приговоры и решения Народного Суда явно несправедливы.
Статья 90. Совет Народных Судей при рассмотрении дела не связан пределами кассационной жалобы и поводами, в ней указанными.
Статья 91. В случае отмены приговора или решения Совет Народных Судей указывает, в чем именно заключается неправильность применения закона, какие формы судопроизводства нарушены или в чем выразилась неполнота следствия или явная несправедливость отменяемого приговора или решения.
Статья 92. Отменяя приговор или решение, Совет Народных Судей передает дело для вторичного рассмотрения по существу в другой Народный Суд того же района. Указания, сделанные Советом Народных Судей в мотивах к отмене приговора или решения, обязательны для суда, пересматривающего дело.
Статья 93. В случае отмены приговора или решения дело в течение трех дней отсылается в тот Народный Суд, коему поручено новое рассмотрение дела, копия же решения Совета Народных Судей отсылается для руководства в Народный Суд, постановивший отмененный приговор или решение.
О судебной пошлине и судебных издержках
Статья 94. По гражданским делам в Народном Суде взимаются пошлина и листовой сбор. Пошлина взимается в размере 1% по делам с ценою иска до 500 руб., 3% по делам до 3000 р., 5% по делам до 10000 руб. и 10% свыше 10000 руб., и листовой сбор соответственно 1, 3, 5 и 10 руб. По делам, оценке не подлежащим, а равно где цена иска ни при предъявлении такового, ни при постановлении решения определена быть не может, пошлина взимается в размере 10 руб., а листовой сбор в размере 3 р. с листа. Листовой сбор взимается с каждой получаемой и подаваемой бумаги по всем делам, как гражданским, так и уголовным.
Примечание. По уголовным делам без взимания листового сбора выдаются обвиняемым лишь копии заключений следственных комиссий и копии приговоров.
Статья 95. От суда зависит признать за стороной недостаточность средств к уплате пошлин и сбора и отсрочить или рассрочить взнос и даже совершенно освободить от уплаты таковых.
Статья 96. Постановляя решение, Народный Суд присуждает в пользу истца или ответчика, в зависимости от того, в чью пользу решено дело, полностью или частью издержки, понесенные на ведение дела (пошлина, сборы и оплата труда правозаступников). Вместе с тем Суд может присудить с неправой стороны понесенный другой стороной расход и убытки, связанные с ведением дела.
Статья 97. По уголовным делам Народный Суд может присудить с виновной стороны издержки, расход и убытки, понесенные другой стороной на ведение дела.
Статья 98. При подаче кассационных жалоб взимаются судебная пошлина и листовой сбор на общем основании с обжалуемой суммы иска; разрешая кассационную жалобу, Совет Народных Судей в отношении издержек руководствуется статьями 96 и 97.
Председатель Всероссийского
Центрального Исполнительного
Комитета Советов
Я.СВЕРДЛОВ
Народный Комиссар Юстиции
КУРСКИЙ
Секретарь Всероссийского
Центрального Исполнительного
Комитета Советов
В.АВАНЕСОВ

— дела о наиболее тяжких, опасных преступлениях, связанных с посягательством на человеческую жизнь, причинением тяжких телесных повреждений, изнасиловании, разбое, подделке денежных знаков и документов, взяточничестве, спекуляции монопольными и нормированными продуктами потребления рассматривались народными судьями и шестью народными заседателями;

— все остальные гражданские и уголовные дела рассматривались судом в составе судьи и двух заседателей;

б) сохранялся прежний порядок избрания народных судей и заседателей:

— кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и располагать опытом политической работы;

— списки народных заседателей составлялись рабочими организациями, волостными и сельскими советами;

— народные заседатели утверждались исполкомами городских, уездных или волостных советов, а народные судьи — местными советами;

в) ликвидировались все окружные суды и Московский кассационный суд;

г) для рассмотрения кассационных жалоб на решения и приговоры народных судов в губерниях создавался Совет народных судей;

е) защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их советами;

ж) предварительное следствие производили следственные комиссии, милиция или сами судьи.

2. Положением о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. вносились изменения:

а) в порядок избрания и отзыва народных судей:

— избирались местными советами, но подлежали утверждению губернскими исполкомами советов;

— отзыв народных судей осуществляли избравшие их местные советы;

— каждый отзыв подлежал утверждению губернским исполкомом совета;

— до утверждения отзыва народный судья продолжал свою работу либо отстранялся от должности;

б) в порядок организации и проведения предварительного следствия:

— вводилось обязательное предварительное расследование по уголовным делам, рассматриваемым судом в составе народного судьи и шести заседателей;

— по остальным уголовным делам судья мог ограничиться проведенным органами милиции дознанием либо передать дело народному следователю;

— коллегия народных следователей действовала при губернском Совете народных судей, а народные следователи избирались и отзывались губернскими исполкомами Советов;

в) в порядок осуществления защиты:

— упразднялись коллегии правозащитников и обвинителей, избираемых исполкомами местных советов;

— защита стала осуществляться в порядке общественной повинности граждан, которые по своей профессии, образовательному, партийному или служебному стажу были подготовлены для этой работы;

— списки защитников составлялись исполкомами местных советов.

Таким образом, деятельность советских судов была ориентирована преимущественно на борьбу с преступностью и проведение судебных репрессий.

III. Положения о военных трибуналах в РСФСР

1. Положение ВЦИК о революционных трибуналах 1919 г. внесло изменения в систему революционных трибуналов республики:

а) предусматривалось сокращение сети революционных трибуналов:

— сохранялись только при губернских советах и в городах численностью более 200 тысяч жителей;

— все остальные ревтрибуналы подлежали упразднению;

б) устанавливался состав ревтрибуналов: председатель и два народных заседателя, избираемых губернскими советами,

в) к участию в судебном разбирательстве по усмотрению трибунала допускались защитники и обвинители;

г) трибуналы проверяли следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие;

д) судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия;

е) закреплялись отраслевые ревтрибуналы: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.

2. Положение ВЦИК о революционных трибуналах 1920 г.:

а) в состав революционных трибуналов вводился представитель губернской Чрезвычайной комиссии;

б) учреждалась при революционных трибуналах должность следователя-докладчика:

— должен был готовить заключения по поступившим делам;

— докладывал свое заключение на заседаниях революционного трибунала;

в) упразднялись специальные следственные комиссии; их функции возлагались на органы ВЧК и особые отделы;

г) закреплялись особенности судебного процесса в революционных трибуналах:

— право применения высшей меры наказания;

— свобода в выборе средств уголовной репрессии;

— использование в качестве защитников и обвинителей только штатных членов коллегий при советах;

— ярко выраженные социальные критерии при назначении наказаний.

Таким образом, проведенные изменения в системе революционных трибуналов в полной мере соответствовали курсу советской власти на беспощадное истребление ее врагов, стремлению запугать население и заставить его исполнять советские законы.

IV. Судебная реформа 1922 г.

(Положение о судоустройстве РСФСР от 31 октября

1. Учреждалась новая система судов:

а) народный суд в составе одного народного судьи или судьи и двух народных заседателей;

б) губернский суд;

в) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

2.Предусматривалось создание достаточно развитой системы специальных судов:

а) военные трибуналы по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи Красной армии;

б) особые трудовые сессии народных судов для рассмотрения дел, связанных с нарушением КЗОТ;

в) центральные и местные арбитражные комиссии для рассмотрения имущественных споров между государственными органами.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Был только кассационный порядок обжалования приговоров и решений судов. Кассационными инстанциями являлись уездные и столичные съезды местных судей. Местным судам при вынесении решений и приговоров временно разрешалось руководствоваться законами свергнутых правительств, если они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Предварительное следствие возлагалось на местных судей. Обвинителем или защитником по уголовным делам (поверенным— по гражданским делам) мог выступать любой гражданин, пользующийся политическими правами.

Положение о народном суде РСФСР было утверждено 30 ноября 1918 года; устранив прежнюю судебную систему, оно учредило единый районный суд. К его подсудности были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для советской власти преступлениях. При рассмотрении дел районный народный суд должен был применять только декреты Советской власти, а в случае их отсутствия руководствоваться социалистическим правосознанием.

Суд в составе: а) одного постоянного судьи рассматривал споры о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства; б) постоянного судьи и шести народных заседателей — дела о наиболее опасных преступлениях; в)постоянного судьи и двух народных заседателей — все гражданские и остальные уголовные дела.

Суд имел право по своему убеждению определять меру наказания и был свободен в оценке доказательств. Приговоры и решения районных народных судов могли быть пересмотрены в кассационном порядке Советом народных судей, созывавшимся в каждой губернии. Срок подачи кассационной жалобы устанавливался в один месяц со дня объявления приговора. При уездных и губернских Советах учреждались коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегий избирались соответствующими Советами и были на положении государственных служащих. Производство предварительного следствия по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием шести народных заседателей, возлагалось на уездные и городские следственные комиссии, члены которых избирались городским Советом или уездным исполкомом. По остальным делам суд мог ограничиваться дознанием, произведенным милицией, или поручить производство следствия постоянному судье.

Новое Положение о народном суде ВЦИК утвердил 21 октября 1920 года. Судьи, избранные уездными и городскими Советами, утверждались в должности вышестоящими исполкомами. Коллегиальный порядок ведения следствия упразднялся. Народные следователи учреждались при городских и уездных Советах народных судей, а по важнейшим делам — при губернских советах юстиции и Наркомюсте. Коллегии защитников и обвинителей были ликвидированы. Для осуществления их функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых имелись в местных исполкомах.

Согласно Положению о революционных трибуналах от 12 апреля 1919 года, ревтрибуналы учреждались по одному на губернию и, кроме того, в городах с населением свыше 200 тысяч человек. Они стали действовать в составе председателя и двух членов, избиравшихся на один месяц Советом или исполкомом только из числа ответственных политических работников. На подачу кассационных жалоб и протестов на приговоры предоставлялось 48 часов с момента вручения копии приговора осужденному. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов при ВЦИК учреждался Кассационный трибунал.

Положение о революционных трибуналах от 18 марта 1920 года уточнило их подсудность (контрреволюционные преступления, должностные преступления, дела о крупной спекуляции, дезертирство). Члены ревтрибуналов стали избираться сроком на три месяца, при этом один из них должен был являться представителем коллегии губернской ЧК. Предварительное следствие стало возлагаться на ЧК.

Кроме общих ревтрибуналов, осенью1918 года были учреждены революционные военные трибуналы в РККА. В соответствии с Положением, утвержденным ВЦИК 20 ноября 1919 года, реввоентрибуналы создавались при соответствующих Реввоенсоветах для рассмотрения дел о преступлениях, совершенных военнослужащими.

Начало судебной реформы 1922 года— издание 26 мая Положения об адвокатуре и 28 мая 1922 года Положения о прокуратуре.

На прокуратуру были возложены следующие задачи: 1) осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций, а также граждан путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; 2) надзор за производством дознания и предварительного следствия, а также за деятельностью органов ГПУ; 3) поддержание обвинения в суде; 4) надзор за правильностью содержания заключенных под стражей.

Органы прокуратуры строились строго централизованно, по территориальному принципу, во главе с Прокурором Республики, которым по должности являлся Нарком юстиции. При Прокуроре Республики находились его помощники, руководившие отдельными отраслями деятельности прокуратуры. В непосредственном подчинении у Прокурора Республики состояли прокуроры областные (губернские), также имевшие своих помощников.

Согласно Положению об адвокатуре, коллегии защитников должны были создаваться при областных (губернских) отделах юстиции на добровольных началах. Оплата труда защитников производилась клиентами.

В октябре 1922 года ВЦИК утвердил положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому вместо действовавших общих судов и революционных трибуналов учреждалась единая трехзвенная система, состоявшая из районного, областного (губернского) и Верховного суда РСФСР.

Основным звеном судебной системы стал районный народный суд, действовавший, как правило, в составе постоянного судьи и двух народных заседателей. Областной (губернский) суд стал первой инстанцией по наиболее важным уголовным и гражданским делам и второй (кассационной) инстанцией — для районных народных судов. Верховный суд РСФСР стал первой инстанцией для дел особой государственной важности; кассационной инстанцией — для областных (губернских) судов. Кроме того, Верховный суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами республик. С этой целью он мог, в порядке надзора, рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР, давать разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

Предварительное расследование уголовных дел должны были осуществлять народные следователи, состоявшие при областных (губернских) судах и Верховном суде РСФСР. Завершением преобразований судебных органов являлось учреждение при ЦИК СССР Верховного суда СССР, а также должности Прокурора Верховного суда СССР. Сложившаяся система закреплена в Основах судоустройства СССР и союзных республик, принятых ЦИК СССР в октябре 1924 года. Основы внесли некоторые уточнения в ранее действовавшую систему. В частности, областной (губернский) суд в качестве кассационной инстанции должен был действовать в составе трех постоянных судей. При этом суде учреждались нотариальные конторы и состояли судебные исполнители. Областной (губернский) суд по отношению к районным народным судам, а также нотариату и судебным исполнителям являлся органом судебного управления и в этом качестве подчинялся Наркому юстиции республики, который одновременно был республиканским прокурором. С 1929 года в подчинение прокуратуре перешел следственный аппарат.

Была реорганизована советская военная юстиции. В Положении о судоустройстве СССР от 1922 года было установлено, что все военные судебные учреждения действуют под общим контролем и наблюдением Наркомюста и Верховного суда СССР. Организация деятельности военных судов и надзор за ними возлагались на Военную и Военно-транспортную коллегии Верховного суда РСФСР. С утверждением Верховного суда СССР руководство деятельностью военных трибуналов перешло к его Военной коллегии. С этого времени военные трибуналы стали общесоюзными судами. Военные коллегии Верховного суда РСФСР были упразднены.

Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре было принято ЦИК и СНК СССР 20 августа 1926 года. Военные трибуналы учреждались при военных округах (фронтах, отдельных армиях, флотах), корпусах, дивизиях. При всех трибуналах состояли военные следователи. Военным трибуналам были подсудны дела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях в случаях, предусмотренных законом. Военный трибунал дивизии рассматривал дела о преступлениях, совершенных военнослужащими до командира батальона включительно. Трибунал корпуса — дела о преступлениях военнослужащих, занимавших должность до командира полка включительно. Трибуналу округа (фронта, отдельной армии, флота) были подсудны дела в отношении всех военнослужащих, за исключением лиц, персонально подсудных Военной коллегии Верховного суда СССР, а Военной коллегии Верховного суда СССР — уголовные дела исключительной важности, а также дела в отношении высшего начальствующего состава (от командира корпуса и выше). Все военные трибуналы действовали, как правило, в составе трех постоянных судей. Военные прокуроры учреждались при всех видах трибуналов. Во главе военной прокуратуры находился помощник Прокурора Республики. После образования СССР органы военной прокуратуры были переданы в подчинение Прокуратуры Верховного суда СССР.

Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 года ВЧК была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. ВЦИК 16 октября1922 года наделил ГПУ правом применять внесудебную репрессию вплоть до расстрела в отношении лиц, взятых с поличным на месте совершения бандитских налетов и вооруженных ограблений. Особой комиссии НКВД этот закон предоставил право высылать и заключать в лагеря принудительных работ на срок до трех лет деятелей антисоветских политических партий и лиц, дважды судимых, в том числе и за общеуголовные преступления (кражи, грабежи, разбой, хулиганство и др.). С образованием СССР органы ГПУ были объединены в общесоюзном масштабе, Конституция СССР 1924 года закрепила создание Объединенного государственного политического управления при СНК СССР. ЦИК СССР 29 марта1924 года утвердил Положение о правах ОГПУ в части административных высылок и заключений в концентрационный лагерь на срок до трех лет. Вынесение постановления о высылке и заключении в концлагерь в отношении лиц, признаваемых социально опасными, возлагалось на Особое совещание в составе трех членов коллегии ОГПУ.

Конституция СССР 1936 года и Закон о судоустройстве СССР 1938 года определили следующие основы судебной системы: судебная система состоит из судов СССР (Верховный суд, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) и судов союзных республик (верховные суды союзных республик, областные и равные им суды, народные и равные им суды). Судьи народного суда стали избираться на три года. Судьи остальных судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.

Система военных трибуналов, согласно Закону о судоустройстве, состояла из: 1) военных трибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений и военизированных учреждений, рассматривавших дела только в качестве судов первой инстанции; 2) военных трибуналов округов, фронтов и флотов, которые действовали как суды первой, кассационной и надзорной инстанции. К компетенции военных трибуналов относились дела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению. С 1940 года военные трибуналы стали рассматривать все уголовные дела о преступлениях военнослужащих.

Линейные суды железнодорожного и водного транспорта рассматривали дела о преступлениях, направленных на подрыв дисциплины на транспорте, и о других преступлениях, нарушающих нормальную работу транспорта. Постоянные судьи специальных судов СССР избирались Верховным Советом СССР сроком на пять лет.

Верховный суд СССР определялся как высший судебный орган страны и действовал в составе: а) Судебной коллегии по уголовным делам; б) Судебной коллегии по гражданским делам; в) Военной коллегии; г) Железнодорожной коллегии; д) Воднотранспортной коллегии.

Закон о судоустройстве 1938 года освободил судебные органы от функций судебного управления, передав их Наркомату юстиции СССР, образованному в июле 1936 года.

В 1933 году вместо Прокурора Верховного суда СССР была учреждена должность Прокурора СССР. Положение о прокуратуре Союза СССР, утвержденное 17 декабря 1933 года, возложило на прокуратуру: а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти — Конституции СССР, постановлениям и распоряжениям правительства; б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями.

Принцип выборности судей военных трибуналов в период войны не осуществлялся. Кадровые вопросы решались в административном порядке.

В 1953 году были упразднены военные трибуналы и прокуратуры в войсках МВД СССР, органы внесудебной репрессии; отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях; началась реабилитация невинно осужденных граждан, обвиненных в политических преступлениях и объявленных врагами народа. 24 мая 1955 года было принято положение о прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия, в том числе и органы госбезопасности, были поставлены под строгий надзор. В составе Прокуратуры СССР действовал специальный отдел по надзору за ведением следствия в органах госбезопасности. 12 февраля1957 года были упразднены транспортные суды и транспортные прокуратуры. В феврале 1957 года было принято новое положение о Верховном суде СССР.

В мае 1956 года было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Его функции по руководству работой судебных учреждений стали осуществлять министерства юстиции союзных республик, а часть функций перешла к образованной тогда же Юридической комиссии при Совете Министров СССР. В1957–1960 годах во всех союзных республиках были упразднены министерства юстиции (в РСФСР и УССР — в1963 году). Функции министерств юстиции стали выполнять верховные суды союзных республик и юридические комиссии при их правительствах. В 1957 году к ведению союзных республик были отнесены и законодательство об устройстве судов, и принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов. В связи с ликвидацией министерств юстиции союзных республик областные суды стали выступать в трех качествах: как суды первой инстанции, как кассационные органы и как органы, руководящие низовыми (районными, городскими) судами, финансирующие и контролирующие их деятельность.

Высшим судебным органом СССР оставался Верховный суд СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. Было принято положение о Верховном суде СССР (12 февраля 1957 года), которое значительно расширяло права судебных органов союзных республик. До 1957 года Верховный суд СССР был наделен правом востребовать любое дело из любого суда, даже когда оно еще не рассматривалось Верховным судом республики. Новое положение предусматривало, что все дела должны окончательно решаться в Верховном суде союзной республики, а Верховный суд СССР может пересматривать решение суда республики, только если оно противоречит общесоюзному законодательству или интересам другой республики. Были изменены принципы деятельности низовых судов: система участковых судов, существовавшая ранее, упразднялась, и создавались районные и городские суды. Количество судов, особенно в городах, сократилось. Срок полномочий народных судов увеличился с трех до пяти лет, народные заседатели избирались сроком на два года. Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета.

Судебные коллегии утверждались Пленумом из числа членов Верховного суда СССР. В качестве первой инстанции они рассматривали дела исключительной важности, в порядке надзора — протесты на решения Верховных судов союзных республик, разрешали споры между судами союзных республик о месте рассмотрения дел. Военная коллегия считалась судом первой инстанции для дел исключительной важности, подсудных военным трибуналам, а также выступала как кассационный суд по их приговорам и рассматривала в порядке надзора протесты на их решения по прочим делам. Военные трибуналы создавались в округах, армиях, воинских соединениях, гарнизонах, флотах, в группах войск. Им были подсудны все дела о преступлениях военнослужащих.

Народный суд являлся низовым и основным звеном советской судебной системы. При народных судах состояли судебные исполнители, назначаемые председателем народного суда. Они исполняли решения и приговоры суда.

В годы гражданской войны в судебной системе произошли заметные изменения. 30 ноября 1918 г. было принято Положение о народном суде РСФСР, которое вводило единый народный суд. Практика существования окружных судов себя не оправдала. Единый народный суд рассматривал все уголовные гражданские и дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, дискредитации Советской власти и шпионаже. В зависимости от сложности дела народный суд действовал в трех составах.

В составе единого судьи народный суд рассматривал дела о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства, в составе судьи и шести народных заседателей — посягательство на человеческую жизнь, причинение тяжелых ран или увечий, изнасилование, разбой, подделка денег и документов, взяточничество и спекуляция. Остальные дела рассматривались в составе судьи и двух народных заседателей. Народные заседатели пользовались одинаковыми правами с народными судьями.

По Положению от 30 ноября 1918 г. судоговорение велось на местных языках, обвиняемому предоставлялось право на защиту. При рассмотрении дел применялись декреты Советской власти, а при их отсутствии — социалистическое правосознание. Ссылки в приговорах и решениях судов на законы свергнутых правительств воспрещались. Таким образом, существенно сужалась правовая база народных судов.

Судом второй, кассационной, инстанции, по отношению к народному суду был Губернский Совет народных судей (Губсовнарсуд). Он состоял из народных сулей и избирался на губернском съезде народных судей.

Защиту обвиняемых и представительство сторон в гражданском процессе осуществляли специальные коллегии. Их члены избирались Советами. Они считались должностными лицами и получали заработную плату.

С учетом накопленного опыта в октябре 1920 г. ВЦИК утвердил новое Положение о народном суде. Народные суды, как и прежде, избирались местными Советами, но теперь подлежали утверждению губернскими исполкомами. По уголовным делам, рассматриваемым судом в составе народного судьи и шести народных заседателей, вводилось обязательное предварительное расследование. Его проводили народные следователи, которые избирались и отзывались исполкомами губернских Советов.

Существенно изменялся порядок обвинения и защиты. Вместо коллегий защитников и обвинителей, избираемых исполкомами местных Советов, обвинение и защиту осуществляли в порядке общественной повинности граждане, назначавшиеся губернскими, городскими, уездными и районными исполкомами из числа лиц, пользовавшихся избирательным правом.

Вместо кассационного отдела при ВЦИК был учрежден Кассационный трибунал, который рассматривал кассационные жалобы и протесты по делам, разбиравшимися революционными трибуналами.

18 марта 1920 г. новое Положение о революционных трибуналах предусматривало, что они учреждались со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним ЧК, особыми отделами, комиссиями по борьбе с дезертирством. Трибуналам предоставлялось в пределах действующих декретов не ограниченное ничем право определения мер репрессии.

По Положению члены трибунала избирались местными Советами и губернскими исполкомами сроком на три месяца, причем в состав трибунала включался представитель коллегии ГубЧК.

С первых дней Советской власти важнейшее значение предавалось функции контроля за работой государственных учреждений. Поэтому неслучайным был тот факт, что в числе других наркоматов Конституция РСФСР предусмотрела народный комиссариат государственного контроля. На него были возложены задачи финансового контроля (исполнение государственного бюджета), а также контроль за неуклонным претворением в жизнь всеми государственными учреждениями требований советских законов.

Читайте также: