Авторская позиция романа тихий дон кратко

Обновлено: 04.07.2024

История создания

Шолохов трудился над романом 15 лет. Его масштабная работа была окончена в 1940 г.

Проблематика:

  • любовь и долг;
  • поиск смысла жизни;
  • война и мир;
  • проблемы нравственности, системы ценностей.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман.

Время и место действия: Станица Вёшенская, 1912-1922 гг.

Действующие лица

Григорий Мелехов — главный герой романа. Младший сын Пантелея Мелехова, унаследовавший красоту бабушки-турчанки. Настоящий казак — вспыльчивый, горячий, своенравный.

Пётр Мелехов — старший брат Григория. Внешне похож на мать: невысокого роста, светловолосый, курносый.

Дарья Мелехова — жена Петра Мелехова.

Дуняшка Мелехова — младшая сестра Петра и Григория.

Пантелей Прокофьевич Мелехов — урядник, отец Петра, Григория и Дуняшки.

Василиса Ильинична Мелехова — жена Пантелея Мелехова, мать Петра, Григория и Дуняшки.

Наталья Мироновна Мелехова — жена Григория Мелехова.

Дмитрий (Митька) Коршунов — брат Натальи Мелеховой.

Аксинья Астахова — любимая женщина Григория Мелехова, жена Степана Астахова. Очень красивая женщина.

Степан Астахов — муж Аксиньи Астаховой, сосед Мелеховых.

Мирон Григорьевич Коршунов — отец Натальи и Митьки, казак, состоятельный человек.

Сергей Платонович Мохов — купец.

Елизавета и Владимир Моховы — дети Мохова от первого брака.

Николай Алексеевич Листницкий — владелец усадьбы Ягодное, генерал.

Евгений Листницкий — сын Николая Листницкого. Влюблён в Аксинью.

Михаил Кошевой — казак. С Григорием Мелеховым — в сложных отношениях (сначала дружат, потом враждуют).

Краткое содержание

Часть 1

Казак Прокофий воевал в Турции и женился на турчанке. Его сын Пантелей был похож на мать смуглотой и темноглазостью. Когда Пантелей вырос, он женился на Василисе Ильиничне. Детей у них было трое: два мальчика и девочка Дуняшка. Сын Пётр был похож на мать, а Григорий — на отца (турецкая кровь).

Пётр женился, а Григорий не хотел — он был влюблён в жену соседа Аксинью. Сосед над женой издевался, бил её. Григорий и Аксинья стали любовниками. Об этом узнал Мелехов-старший и решил женить Григория на Наталье Коршуновой. Наталья искренне влюбляется в Григория. А тот хочет прекратить связь с Аксиньей, но они слишком любят друг друга.

Часть 2

Григорий женится на Наталье, но продолжает встречаться с Аксиньей. В это время в станице Вёшенской организовывается ячейка большевиков (туда входят Мишка Кошевой, Штокман, Иван Котляров). Наталья бросает Григория и возвращается к родителям. Григорий ссорится с Пантелеем и уходит в имение Ягодное служить кучером. Аксинья устраивается туда же кухаркой. Наталья пытается покончить с собой (зарезаться косой). Аксинья рожает от Григория дочь. Девочку называют Танюшкой. Григория вызывают на воинские сборы. Служить ему целых четыре года.

Часть 3

Наталья, оправившись после попытки самоубийства, возвращается в дом Мелеховых ждать Григория. Тем временем начинается Первая мировая война. Григория отправляют к русско-австрийской границе. Участие в боях производит на него сильное впечатление: Григорий долго не может забыть первого убитого. Войска пополняются, и среди новоприбывших — Пётр Мелехов, Мишка Кошевой и муж Аксиньи Степан Астахов. Григорий получает тяжёлое ранение. По ошибке его семье отсылается похоронка. На самом деле Григорий получает награду за спасение раненого офицера — Георгиевский крест. Тем временем Танюшка, дочь Мелехова и Аксиньи, умирает от скарлатины. Григорий узнаёт, что Аксинья сошлась с Евгением Лисницким, и возвращается к Наталье. У Натальи рождается двойня — мальчик Мишатка и девочка Полюшка. Муж Аксиньи Степан пропал на войне без вести. Жена Петра Дарья изменяет ему.

Части 4—5

Происходит февральская революция. Казаки воспринимают её настороженно. В армию идти они не хотят. Григорий поддерживает большевиков. Семья Мелеховых недовольна тем, что Григорий присоединился к большевикам. Степан Астахов, муж Аксиньи, возвращается из плена и уговаривает жену вернуться к нему. Григорий и Пётр ходят отсидеться дома во время наступления Красной гвардии, но Григория узнают, и он вынужден бежать. Большевики организуют на месте исполнительный комитет (исполком). Его возглавляет Котляров. У Григория Мелехова и Котлярова происходит конфликт: казак Григорий не хочет принимать безоговорочную власть Советов. Григорий бежит в соседнюю станицу.

Часть 6

В станице Вёшенской начинаются расстрелы. Уже убит отец Натальи. Петра Мелехова и других казаков тоже расстреливают без суда. Узнав об этом, Григорий хочет мстить. Он возглавляет одну из повстанческих дивизий. Пленных не берёт, красноармейцев убивает, да к тому же пьёт. В состав повстанцев входит полк, которым руководят Котляров, Кошевой и Штокман. Происходит митинг, в ходе которого Штокмана убивают. Кошевой возвращается к большевикам. Его арестовывают, Григорий Мелехов хочет ему помочь, но не успевает: вдова Петра Дарья стреляет в Кошевого.

Часть 7

Страсть Аксиньи и Григория вспыхивает с новой силой. Григорий решается возглавить казацкий прорыв к Дону. Аксинью он планирует взять с собой, а Наталью оставить дома с детьми. Власть постоянно сменяется. Вдова Петра Дарья заразилась сифилисом и покончила с собой. Наталья сделала аборт и умерла от потери крови. Григория освобождают от командования. Армия в полном разложении: пьянство и разврат.

Часть 8

Отец Григория Мелехова умирает от тифа. Василиса Ильинична также умирает. Мишка Кошевой женится на Дуняше. Григорий Мелехов вступает в банду Якова Фомина. В ходе спасения от погони гибнет Аксинья. Григорий возвращается домой. У него никого не осталось, кроме сына Мишатки. Мелехов решает посвятить жизнь сыну.

История создания

Жанр, направление

Жанр произведения достаточно редкий в литературе – это роман-эпопея, то есть крупное эпическое произведение со сложным повествованием, большим количеством героев и событий, причем события не частные, а общенародные. Писатель сосредоточился не только на героях, но и на судьбе всего народа в эпоху коренного перелома.

Основные события разворачиваются в станицах и хуторах Дона. В романе говорится о судьбе казака Григория Мелехова в контексте глобальных исторических потрясений. В начале у героя большая и счастливая семья: отец Пантелей Прокофьевич, мать Ильинична, брат Петр с женой Дарьей и ребенком, сестра Дуняшка.

Григорий собирается на службу, но его внимание привлекает соседка Аксинья Астахова, он начинает за ней ухаживать. Женщина хоть и замужем, но не знала любви всю жизнь, поэтому они сошлись с Мелеховым, пока ее муж был на службе. Но всему приходит конец: Степан Астахов вернулся, а Григория женили на Наталье. Девица Коршунова влюбилась в Мелехова без памяти, но вскоре он признался в безответности ее чувств.

Вскоре Григорий опять сошёлся с Аксиньей и ушел в имение Ягодное помещика Листницкого, где они были домашней прислугой. Аксинья рожает девочку. А Григорий скоро уходит на службу. Там он познал несправедливость и произвол. А Наталья в это время не выдерживает позора и пересудов и пытается покончить с собой, но остаётся жива. Дочь Григория и Аксиньи умирает, убитая горем мать не смогла противостоять ухаживаниям сына хозяина, Евгения.

Григорий получает серьезное ранение, в больнице он встречается с Гаранжой, вселяющим в него антимонархические настроения, а потом получает отпуск и едет в Ягодное. Григорий узнает об измене и возвращается к семье, с которой живёт и Наталья, супруги начинают снова жить вместе. Но приходится вернуться на фронт, где идёт активная агитация большевиков. К ним переходит и Григорий после революции. Он служит у красных, но однажды видит, как жестоко расправляются с пленными, что приводит его в смятение. Вскоре Мелехов получил рану и отправился в отпуск. Обратно Григорий не вернулся, а позже примкнул к повстанческому движению казаков. Во время первого выступления был убит Петр Мелехов.

В ходе восстания населенные пункты переходят от одной стороны к другой. Из-за этого семья Мелеховых, как и многие другие семьи, переживает различные неудобства. А Григорий мстит за смерть брата, поэтому жесток с противником. Забыть горе и заглушить душевный кризис помогают алкоголь и гулящие женщины. Об этом с горечью узнает Наталья.

Григорий случайно встречается с Аксиньей, связь возобновляется. Когда Мелехов уехал, через хутор гнали пленных коммунистов, которых растерзали жители, деятельное участие приняла в этом вдова Петра Дарья. Григорий не смог помешать смерти своих знакомых коммунистов, только друг детства, Мишка Кошевой, остался в живых.

Позже он вновь приехал домой по печальному поводу — заболел тифом. Зато после выздоровления помирился с Аксиньей, они отступали уже вместе. Но возлюбленная и сама слегла, ее пришлось оставить на содержании у людей в одном из населенных пунктов. Печаль Григория усиливается смертью отца от тифа. И страшной болезнью заболевает он сам, но, к счастью, выздоравливает.

Вскоре повстанцы окончательно проигрывают, после неудачной попытки эвакуации Григорий и его ординарец Прохор Зыков поступают к красным. Красная власть пока установлена, Мелехов замаливает грехи, а в это время Мишка Кошевой ходит к Дуняшке, его намерения серьезны, несмотря на то, что он и убил Петра. Они женятся.

Когда Григорий вернулся домой, как надеялся, навсегда, он понял, что грехи ему не простятся. Аксинья, дети, мирная жизнь — все это несбыточно. Мелехова хотят арестовать, он уезжает вместе с Аксиньей. Но шальная пуля убивает ее. А Григорий волей случая попадает в банду Фомина, вынужден остаться на несколько месяцев. У них нет совсем никакого будущего. Мелехов уходит от них, возвращается домой и обнимает сына. Вот, о чем повествует роман.

Главные герои и их характеристика

Основные темы

Основная тема эпопеи, безусловно, революция, переросшая в гражданскую войну, и ее влияние на жизнь всего народа. Противостояние красных и белых поставило на разные стороны Григория и Петра, Григория и Михаила. Жизнь главного героя оказалась перевернута и разворочена. Он воевал долгие 7 лет. За убийства его мучала совесть, тем более он не мог выбрать тех, с кем быть, поэтому убивал и своих, и чужих. Большая часть семьи Мелеховых погибла из-за прямого или косвенного влияния событий гражданской войны.

Тематика также включает в себя такие вечные темы, такие как любовь, семья, Родина.

  1. Любовь предстает в разных ипостасях: незабываемая страсть Григория и Аксиньи, преданность Натальи, их общий трагический любовный треугольник, любовь и дело революции у Михаила Кошевого и Дуняши, у Бунчука и Анны, ветреная любовь Дарьи, всепоглощающая материнская любовь Ильиничны и Натальи к своим детям. Возможно, здесь чувства не такие возвышенные, как в произведениях XIX века, но они не менее сильные и настоящие.
  2. Семья – основа жизни для главных героев, в ней заключен смысл существования, дом поистине тихая гавань. Тема семьи – одна из магистральных в этом романе. Так, Григорий постоянно хочет вернуться в семью, забыть о войнах и крови и насладиться крестьянским бытом. Даже в будничных заботах заключена глубинная любовь всей семьи и покой.
  3. Тема Родины пересекается с семейной. Ведь отечество – это, в первую очередь, родной хутор, дом, семья. Это место, которое хочется защищать, чтобы потом в него вернуться. Вот одна из причин метаний Мелехова: он думал, конечно, о справедливости, но еще и о том, как очередной режим повлияет на его отчизну, за которую стоит биться до конца.

Тема казачества также встает перед читателем. Революция была воспринята казачеством неоднозначно: большинство из них были свободны, имели достаточно земли, поэтому держались за свое добро и не хотели его отдавать, ведь своим трудом заработано. Для многих казаков революция, гражданская война и последовавшая коллективизация – бедствие, которое в итоге практически уничтожило этот класс общества.

Основные проблемы

  • Один из главных вопросов – выбор человека, проблема поиска правды. Она предстает здесь в широком смысле как выбор стороны в кровавой гражданской войне. Главный герой не может его сделать, потому что в убийстве своего же народа, в крови и несправедливости с любой стороны, крайне мало положительных моментов. Но жизнь заставляет выбирать, даже когда этого очень не хочется. В узком смысле проблема выбора встает перед Григорием в любви, он не может выбрать одну женщину: страсть к Аксинье не отпускает, но и Наталья вызывает теплые чувства.
  • Проблема гражданской войны, революции, да и войны в целом решается с пацифисткой точки зрения. Писатель рисует военные панорамы не как картины мужества и бравурной храбрости, для него это трагедия. Безусловно, автор поддерживает сторону большевиков, однако он не изображает их однобоко-положительно, оба противоборствующих лагеря неоднозначны, нельзя считать кого-либо абсолютно правым.
  • Проблема кризиса нравственных ценностей раскрывается автором с традиционной, но не устаревшей и спустя почти столетия стороны: он осуждает войну, убийства, распутство и измены, подлость и трусость, провозглашая вечные нравственные ориентиры: семью, Родину, любовь и правду.
  • Проблема отцов и детей встает перед нами в семье Мелеховых. Пантелей Прокофьевич – отец авторитарный, он — настоящий глава семьи, все решения принимает он, а ему никто не может возражать, даже взрослые сыновья. Но постепенно герой теряет свою власть, в этом есть символическое значение, так как все происходит во время гражданской войны: революционные события изменили и традиционные семьи.

Главная мысль

Смысл всего романа заключен в последнем эпизоде, когда измученный Григорий возвращается домой после долгих лет скитаний, войны и крови. Он встречает своего сына, узнает, что его дочь умерла от глоточной, берет мальчика на руки и понимает, что в этом ребенке заключено все, что осталось у героя, что соединяет его с неласковым миром.

Таким образом, идея романа-эпопеи в том, что дом, семья, Родина – основа жизни человека, именно это самое главное и самое вечное, в родные места стоит стремиться, потому что все остальное проходит и не является важным.

Чему учит?

Во-вторых, эпопея транслирует пацифистский пафос, вечные ценности, которые иногда пытаются оспорить современные мыслители. На примере этого высокохудожественного, но простого произведения мы понимаем, насколько важны такие понятия, как семья, чистая и преданная любовь, Родина, добро, взаимовыручка. Вывод автора прост: высокая мораль должна стать основой межличностных отношений, иначе люди обречены на новые кровавые эпизоды, которые разрушат их жизнь.

Критика

Отрицательная критика ярче всего представлена у А. И. Солженицына, который доказывал, что М. А. Шолохов не смог бы написать такого масштабного романа при своем отсутствии опыта и образования. Позже в авторы предлагали белого офицера, у которого писатель украл рукопись и напечатал под своим именем. Кроме такой критики, некоторые советские рецензенты считали, что писатель недостаточно прославил советскую власть и сочувствовал белым.

Кто бы что ни говорил, лучше всего самостоятельно составить мнение о книге и насладиться ее прочтением.

Роман-эпопея “Тихий Дон” относится к направлению реализм и описывает судьбу донского казачества. Анализ художественного текста “Тихого Дона” сложен по многим аспектам: культурно-историческому, политическому, индивидуально авторскому. Для более глубокого понимания книги необходимо познакомиться с биографией автора и историей создания текста. Анализ произведения “Тихий Дон” Шолохова будет актуален для учащихся 11 класса при подготовке к урокам литературы, а особенно – тем, кто планирует сдавать ЕГЭ.


Краткий анализ

Год написания – начало работы в 1925 году, к 1932 году были готовы первые три тома. Четвёртый том книги “Тихий Дон” был закончен в 1940 году.

История создания – роман создавался 15 лет, претерпел массу изменений, но принципиальные вопросы сюжета и смысловой стороны автор не изменил, несмотря на отказ публикации, давление цензуры и критики “Тихого Дона”. Опыт, литературный талант и удивительная работоспособность молодого автора принесли заслуженные плоды – Нобелевскую премию в 1958 году.

Тема – жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны.

Композиция – 4 тома, масштабность событий и большой временной отрезок – 10 лет жизни донского казачества описывается в произведении.

Жанр – роман-эпопея.

Направление – реализм.

История создания

Роман-эпопея был написан во время пребывания автора в станице Вёшенской. Начав работу в 1925 году, автор приостановил её, осознав, что необходимо начать с предыстории жизни кубанской станицы, а не с военных событий. Он планировал охватить в художественном повествовании исторический период с 1917 года по 1922. Однако переработав замысел, Шолохов решил изменить обозначенный период: действие в романе начинается с 1912 года.

Ещё не оконченный роман стал издаваться благодаря протекции А. Серафимовича уже в 1928 году отдельными частями. Книга имела огромный успех, она сразу же принесла популярность автору. Однако печатать полную версию романа издательства не спешили, было много спорных вопросов в плане цензуры и освещения автором действительности. Благодаря ходатайству Максима Горького перед И. В. Сталиным роман издали в 1935 году целиком. Резонанс в литературной среде был настолько грандиозен, что у некоторых писателей возникли сомнения в том, что Шолохов мог сам за такой небольшой срок написать столь талантливое сложное произведение весьма масштабного объёма.

Всё дело в том, что писатель был слишком молод (25 лет), не имел богатого жизненного и литературного опыта. Многие, не будучи знакомы с биографией автора, засомневались в его творческих способностях. Молодой, но очень талантливый, целеустремлённый и крайне работоспособный автор знал суть жизни и истории донского казачества до самых мелочей. Была назначена комиссия, которая проводила расследование по факту авторства книги (оно включало анализ образов “Тихого Дон”, а также анализ произведения в целом), в итоге завистливые писатели и критики получили официальное подтверждение того, что Шолохов – настоящий автор произведения.

В 1928 году Шолохов находится на пике своей популярности, его приглашают на литературные вечера, встречи и выступления по всей России, где он делится литературными планами и читает новые главы “Тихого Дона”. Позже, когда меняются многие редакторы издательств и руководство литературных ведомств, у М. Шолохова возникают проблемы с публикацией 3 тома романа. Только после встречи автора со Сталиным на даче М. Горького вождь вынес окончательный приговор: отдать в печать, несмотря на противоречивый образ главного героя, идея романа служит правому делу. В 1958 году М. Шолохов получает Нобелевскую премию за своё бессмертное детище.

Образ Григория Мелехова как тип героя-правдоискателя.

Чувства и переживания героев, сложный процесс внутренней жизни писатель передает с помощью различных приемов — подробных, детализированных портретов, пейзажей, деталей интерьера, диалогов и внутренних монологов, авторского комментария душевного состояния персонажа.

Одним из важнейших средств характеристики героя, раскрытия его состояния, обозначения авторской позиции являются у Шолохова картины природы. Так, сцены летних гроз, бушующих над Доном, обретают в романе символическое значение. Они сливаются у писателя с грозами сердечными, а затем с грозами социальными. Так, в грозу Григорий сближается с Аксиньей.

Картины природы являются в романе и средством характеристики героев. Так, поэтичная, эмоционально богатая натура Аксиньи раскрывается в восприятии ею природы.

Используя прием психологического параллелизма, сопоставляет Шолохов жизнь человека и жизнь природы. Так, жизнь Аксиньи и ее любовь писатель сравнивает с вытоптанным полем пшеницы: «забрел в хлеба табун скота: ископытили, в пахоть затолочили грузные колосья.

Чувство единства героя с природой, его любовь к земле, ко всему живому передаются во многих эпизодах романа — сцене на Дону, сцене косьбы, сцене пахоты. К родной земле обращаемся герой и в трудной для него жизненной ситуации, когда он вынужден служить в банде Фомина: «Григорий лежал, широко раскинув ноги, опершись на локти, и жадными главами озирал повитую солнечной дымкой степь, синеющие па дальнем гребне сторожевые курганы, переливающееся текучее марево на грани склона.

Следуя за Толстым, Шолохов выделяет какую-то характерную деталь внешности персонажа и многократно повторяет ее. Такой деталью становятся коршунячий нос Григория; черные, огневые глаза Аксиньи; кошачьи глаза Митьки Коршунова.

Другие средства передачи душевного состояния героя — это авторский комментарий и внутренний монолог. Внутренний монолог в романе встречается лишь у Григория Мелехова. Так, душевные сомнения Мелехова во время участия его в Верхне-Донском восстании Шолохов передаст с помощью внутреннего монолога, который сопровождается затем авторским комментарием: «Через полчаса, когда густые лавы конницы нескончаемо потекли по улицам, Григорий остро ощутил горделивую радость: такой массой людей он еще никогда не командовал. Но рядом с самолюбивой радостью тяжко ворохнулись в нем тревога, терпкая горечь: сумеет ли он водить так, как надо? Хватит ли у него умения управлять тысячами казаков? Не сотня, а дивизия была в его подчинении.

Таким образом, герои романа предстают сложными, многогранными натурами, испытывающими целый спектр чувств, желаний, эмоций. И писатель передает тончайшие оттенки этих чувств, неосознанные желания и порывы героев, моменты перехода одного чувства в другое.

Читайте также: