Положение евреев в российской империи при николае 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дальше, с 18 лет, кантонисты переходили в обычную солдатскую службу, столь долголетнюю тогда, – но не следует забывать, что она не была чисто-казарменной, солдаты женились, жили с семьями, приобретали и иные занятия, а по окончании воинской службы, где оно застанет, получали право на оседлость во внутренних губерниях Империи. Однако, несомненно, для солдат-евреев, сохраняющих верность иудейскому вероисповеданию, его обрядам, мучительно было нарушение субботы и законов о пище.

Николай I в нетерпении обгонял работы комитета своими решениями. Так ввёл он рекрутскую повинность для евреев. Так – назначил новый трёхгодичный срок выселения евреев из деревень западных губерний, дабы пресечь их винный промысел, – но мера тормозилась, останавливалась, затем отменялась, как и у его предшественника.

При всей настойчивой энергии Николая I неуспехи в преобразовании еврейской жизни сопутствовали ему во многих направлениях и во всё его царствование.

Так было и с еврейским земледелием.

Кажется: 30-летнего злосчастного опыта с еврейским хлебопашеством (ещё и на фоне опыта мирового) было уже достаточно для российского правительства, чтобы откинуть эти пустые попытки и траты? Нет! Не доходили до Николая I эти унылые донесения? скрашивались министрами? или неутомимая энергия и неспадающая надежда толкали императора на новые попытки.

Таким образом, «в Белоруссии евреям разрешалось проживать только в городах, в Малороссии – везде, кроме Киева и сёл, принадлежащих государственной казне, в Новороссии – во всех населённых пунктах, за исключением Николаева и Севастополя.

Так российские государственные власти, отчасти ведомые охранными (особенно религиозными) доводами о несмешении христиан с евреями, – перед экономическим напором, тянущим евреев вне черты оседлости, не могли ни принять ясного решения, ни провести его ясно в жизнь. А предприимчивый динамичный еврейский характер страдал от территориального сгущения и острой внутренней конкуренции в нём; для него естественно: разлиться как можно шире.

К моменту вступления на престол Александра II уже столетие как перезрел и неотклонно требовал своего разрешения в России – крестьянский вопрос. Но вдруг выступило, что с не меньшей настойчивостью требовал себе решения и вопрос еврейский – не столь давний в России, как застарелое и дикое крепостное право, и до сих пор не казавшийся столь масштабным для страны. (А отныне – весь XIX век насквозь, и в Государственной Думе до самого 1917 года – вопросы еврейский и крестьянский будут то и дело оказываться смежны, состязаться, так они и переплетутся в соревновательной судьбе.)

Политика Николая I в отношении евреев была продолжением антисемитской политики правительства Александра I, но приобрела ещё более тяжёлые формы. Законом 1827 г. была введена особо тяжёлая рекрутчина для евреев: детей с 12-летнего возраста насильно отрывали от родной семьи и отдавали в канто­нисты.

За помещиками сохранялось право выселять евреев из сёл и деревень по своему усмотрению (лишь бы не были нарушены заключённые с ними контракты). Для руссификации евреев были открыты казённые еврейские училища с преподаванием на русском языке (1840 г.).

Лишь в феврале 1844 г, правительство Николая I уничтожило кагальную организацию, подчинив евреев в городах общему гражданскому управлению, но сохранило отдельное для евреев податное обложение, а также круговую поруку.

Положение евреев на Левобережной Украине определялось законом 1846 г.: евреи не имели права жительства в селениях, где основную массу составляли казённые крестьяне и казаки. В селениях, в которых были одни владельческие крестьяне, евреи могли жить лишь с согласия местных помещиков.

Для выселения евреев из тех местностей, где им не разрешалось жить, был назначен годовой срок. В 1852 г. евреям разрешалось в западных губерниях и в Новороссийском крае приобретать земли при условии непременного перехода в земледельческое состояние.


Николай I царствовал в Российской империи с 1825 по 1855 год. Религиозная политика Николая I была такой же консервативной по духу, как и вся остальная. В привилегированном положении находилось православное население. Власти поощряли переход в православие, в отношении представителей других конфессий вводились ограничения.

В отношении христиан

В христианстве было два направления, с которыми РПЦ имела сложные отношения. Во-первых, это старообрядцы и различные старообрядцы, например, молокане, а во-вторых, униаты и различные западные христиане, особенно, католики в западных губерниях.

Николай I

Рис. 1. Николай I.

Религиозную политику в отношении христиан при Николае I наглядно можно представить в следующей таблице:

Год

Событие

Указ Николая I о заселении сектантами, духоборами и молоканами Закавказья

Полоцкий собор, воссоединение униатов Беларуси и Волыни с православием

Появление первого старообрядческого митрополита – Амвросия Белокриницкого, хотя сам он находился на территории Австро-Венгрии

Заключение Конкордата между Россией и Святым Престолом

С целью распространения православия при Николае I велась миссионерская деятельность среди народов Сибири, Поволжья и Северного Кавказа. Несмотря на это, в 1841 году в Российской империи появился баптизм. Ее приверженцами стали сначала немцы, а потом и славяне. К католикам отношение ухудшилось из-за восстания в Польше 1830-1831 годов.

Полоцкий собор 1839

Рис. 2. Полоцкий собор 1839.

В отношении евреев

Еврейская община Российской империи к 1830-ым годам, то есть после подавления восстания в Царстве Польском, стала самой многочисленной в мире. Как правило, евреи проживали в малых городах или в сельской местности. Основными их занятиями были ремесло и торговля. В 1791 году, то есть еще за пять лет до рождения императора, для них была введена черта оседлости. Евреи обязаны были проживать на бывших территориях Речи Посполитой и Крымского ханства. При Николае I в отношении евреев были введены следующие меры:

  • Насильственное крещение.
  • Присвоение русских фамилий и имен. Это давало право жить за “чертой оседлости”.
  • Распространение рекрутского набора на детей из еврейских семей с августа 1827 года. Их стали призывать в “школы кантонистов” с 12 лет. Накануне Крымской войны 2% всех кантонистов были евреями.
  • В 1830-ые власти пытались переселять евреев в Сибирь с целью ее освоения.
  • В 1844 году была ликвидирована самостоятельность еврейских общин – кагалов.

Школы кантонистов существовали с 1805 года. Они представляли собой учебные заведения самого низкого разряда для солдатских детей и сирот. В них мальчики готовились к воинской службе и изучали основаны чтения, письма и закона Божьего. В школах царил жесткий порядок, близкий к армейскому.


Рис. 3. Император Николай I.

Что мы узнали?

Кратко о религиозной политике Николая 1 следует знать, чтобы представлять отношения властей и различных религиозных конфессий в Российской империи в середине XIX века. Наибольшим успехом религиозной политики Николая I стало воссоединение униатства и православия.

Присоединив Польшу, Российская империя стала страной с самой высокой численностью еврейского населения: к концу XIX века тут проживало более половины (56%) всех иудеев мира. На протяжении предыдущего столетия евреи хаотично населяли европейские страны, причем правительства старались не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Потому такие еврейские общины становились своеобразными миниатюрными государствами, которые порой немало страдали от притеснений и социальных несправедливостей.

Иллюстрация 1.jpg

Иллюстрация 2.jpg

Царь-реформатор Александр II склонялся к идее либерализации юридических норм по отношению к еврейскому населению. Так, в 1859 году была ликвидирована черта оседлости (граница, дальше которой евреям запрещено было селиться) для наиболее зажиточных представителей — купцов 1-ой гильдии и иностранцев.

В 1861 году евреи получают право устраиваться на государственные должности, а богатейший город Киев становится центром еврейской торговли. Решение еврейского вопроса осуществляется поступательно: в 1865 году все ремесленники-евреи и их семьи могут переселяться за черту оседлости, а в 1867 году такие привилегии получают и все, отслужившие в армии. Однако, император так и не решился на самую ожидаемую меру — полную отмену черты оседлости.

Иллюстрация 3.jpg

Лишившись возможности получения высшего образования на родине, дети многих зажиточных евреев уезжали в европейские университеты, возвращаясь потом в Россию в статусе широко образованных специалистов, решительно настроенных на достижение равноправия и гражданских свобод для своих соотечественников. Возможно, это обстоятельство может частично объяснить, почему многие талантливые еврейские юноши сильно радикализировались и стали принимать активное участие в деятельности разнообразных революционных групп и кружков. В ответ на это правительство принимает еще ряд ограничений для еврейского населения: прекращается выдача лицензий на занятие адвокатской практикой, евреям запрещается участвовать в земских выборах. Безусловно, все обязанности по отношению к государству (сбор податей и налогов) сохранялись в полной мере. Ряд наиболее либеральных сановников во главе с членом Государственного совета графом Константином Ивановичем Паленом представляют императору в 1888 году доклад, в котором настойчиво рекомендуют наделить 5 миллионов евреев всей полнотой гражданских прав во избежание радикализации их настроения. Однако, Александр III не внял советам своих приближенных и проигнорировал изложенные в докладе рекомендации.

Иллюстрация 4.jpg

Важным этапом, значительно усилившим революционные настроения в рядах русского еврейства, стала серия еврейских погромов (наиболее трагичный из них — в Кишиневе в 1903 году), вызвавшая широчайший общественный резонанс. Дальнейших путей в окончательном решении еврейского вопроса виделось два: либо использование самых жестоких методов для отвоевания своих прав, в том числе и террористических, либо активное участие в деятельности появившегося сословно-представительного органа — в Государственной Думе.

Иллюстрация 5.jpg

Читайте также: