Логические и интонационно мелодические закономерности речи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………. 4
Понятие об ораторском искусстве……………………………………..4
Роды и виды ораторской речи……………………………………………5
Ораторская речь и функциональные стили литературного языка. 7
Функционально-смысловые типы речи…………………………………8
Оратор и его аудитория………………………………………………. 10
Подготовка речи: выбор темы, цель речи…………………………….12
Основные приемы поиска материала………………………………….13
Начало, завершение и развертывание речи…………………………. 14
Способы словесного оформления публичного выступления………. 17
Логические и интонационно-мелодические закономерности речи..18
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………22

Содержимое работы - 1 файл

Реферат по культурологии.doc

Способы словесного оформления публичного выступления.

Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления, - обязательно или нет предварительно, составлять письменный текст речи. Это давний спор, своими корнями уходящий в глубокую древность.

Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом подготовки речей. Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считали, что речи должны быть предварительно написаны.

Безусловно, у каждого оратора свои методы работы с текстом речи. Главное, не забывать, что овладение материалом выступления – весьма ответственный этап в деятельности оратора. Иногда этот этап подготовительной работы называют репетицией.

В конспекте, даже кратком, целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты:

1)первую фразу или даже 2-3 фразы;

2)концовку (2-3 фразы);

3)наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного выступления особую значимость;

4)цитаты, цифровые данные, имена собственные и т.п.

Постепенно от конспекта можно перейти к плану. Его отличие от конспекта в том, что в нем не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания. Важно, чтобы формулировка пункта плана вызывала у оратора достаточно четкое представление о том или ином смысловом блоке.

Высший класс умений публичного выступления – речь вообще без всякой бумажки.

Итак, назовем еще раз рекомендуемые специалистами основные формы работы над выступлением:

1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

3. Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т.п.

4. План с цитатами и т.п.

5. Речь без бумажки.

Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.

Чаще всего затрудненное восприятие смысла устного выступления связано не с недостатками логики мышления говорящего, но с его неумением отразить эту логику в звучащей фразе.

Говорящий чаще всего прекрасно ощущает внутреннюю логическую структуру содержания своей темы, но далеко не всегда умеет верно оценить воспроизведение этой логики средствами живого слова, не слышит себя со стороны и не замечает логических сдвигов, происходящих в звучащей речи. В результате, адресат слышит звучащую фразу не так, как ее намерен произнести адресант, а так, как ее произнес на самом деле.

Опираясь на логические законы речи, отраженные в орфографии и пунктуации, мы можем установить некоторые общие закономерности тонирования, характерные для мелодического строя русского языка. К ним в первую очередь относятся: логическое ударение, логическая пауза, речевой такт и интонационно-мелодический рисунок знаков препинания.

Логическое ударение, в отличии от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания.

Однако бывает и так, что логические акценты расставлены, верно, а фраза остается непонятной, так как звучит в едином речевом потоке, плохо воспринимаемом на слух. Устная речь требует четкой смысловой группировки слов вокруг логических центров, такой, чтобы слушатель воспринимал не отдельные слова, а смысловые блоки, куски, называемые речевыми тактами.

Речевые такты объединяют в себе слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу. Внутри речевого такта слова произносятся как одно целое, причем центром речевого такта становится слово, несущее на себе логическое ударение.

Следует помнить, что подлежащее и сказуемое всегда находятся в разных речевых тактах, т.е. отделяются паузой.

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, носят название логических пауз. Их назначение – не только отделять один такт от другого, но и группировать слова внутри такта в одно целое.

Интонация – сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.

Тон. Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонации.

С помощью изменения тона создается мелодичный рисунок речи. Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи.

Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может, не изменятся, но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно. Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

Темп речи – скорость произнесения речевых элементов. Темп речи измеряют двумя способами: числом звуков (или слогов) произносимых в единицу времени, или средней длительностью звука. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др. Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев.

Чаще всего затрудненное восприятие смысла устного выступления связано не с недостатками логики мышления говорящего, но с его неумением отразить эту логику в звучащей фразе.
Опираясь на логические законы речи, отраженные в орфографии и пунктуации, мы можем установить некоторые общие закономерности тонирования, характерные для мелодического строя русского языка. К ним в первую очередь относятся: логическое ударение, логическая пауза, речевой такт интонационно - мелодический рисунок знаков препинания.

Файлы: 1 файл

деловая риторика доклад.doc

Логические и интонационно - мелодические закономерности речи

Чаще всего затрудненное восприятие смысла устного выступления связано не с недостатками логики мышления говорящего, но с его неумением отразить эту логику в звучащей фразе.

Опираясь на логические законы речи, отраженные в орфографии и пунктуации, мы можем установить некоторые общие закономерности тонирования, характерные для мелодического строя русского языка. К ним в первую очередь относятся: логическое ударение, логическая пауза, речевой такт интонационно - мелодический рисунок знаков препинания.

Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания.

Устная речь требует четкой смысловой группировки слов вокруг логических центров, такой, чтобы слушатель воспринимал не отдельные слова, а смысловые блоки, куски, называемые речевыми тактами.

Речевые такты объединяют в себе слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу. Внутри речевого такта слова произносятся как одно целое, причем центром речевого такта становится слово, несущее на себе логическое ударение.

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, носят название логических пауз. Их назначение - не только отделять один такт от другого, но и группировать слова внутри такта в единое целое.

Перед выступление следует разметить речевые такты, расставить логические ударения и отделить их логическими паузами, а затем соотнести их между собой по смысловой значимости, т.е. выстроить так называемую логическую перспективу речи. Она поможет воспринять мысль в целостном смысловом единстве, в динамике, развитии, облегчит восприятие каждого смыслового куска во взаимосвязи со всеми остальными, позволит осознать основную линию мысли, направляемую к единой цели рассуждения.

Интонация - сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.

С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи.

Задача оратора - определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивней звук.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким.

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость звука.

Темп речи - скорость произнесения речевых элементов.

Говорящему важно уметь менять темп речи. Если требуется что то подчеркнуть, выделить ( определение, выводы ), то темп надо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.

Последний компонент интонации - тембр. Это - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, её колорит.

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано и др.

Семь интонационных конструкций

В языке существуют определенные типы интонаций. При всем разнообразии интонаций их можно объединить в наиболее характерные для русского языка типы. Для этого прежде всего не обходимо найти в выражении центр - основной ударный слог. Все, что находится перед центром, называется предцентровой частью, а то, что после центра - постцентровой. Предцентровая, центр и постцентровая части образуют интонационную конструкцию - ИК ( произносится Ика ).

Для определения типа ИК важно также различать, как изменяется основной тон: повышается он или понижается. По изменению тона можно судить о цели высказывания и о субъективном к нему отношении говорящего.

Интонация играет значительную роль в устной речи. Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Необходимо сказать и о синтаксической функции интонации. Она указывает:

- ее законченность или незаконченность;

- к какому типу относится предложение, содержит оно вопрос, восклицание или повествование.

А письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Точке присуща интонационная фигура звукового понижения основного тона - своеобразного падения звука.

Двоеточие интонационно подготавливает слушающего к продолжению мысли, в его интонации ощущается движение, развитие, передаваемое лёгким звуковым толчком.

Восклицательный знак начинается с быстрого и энергичного звукового подъёма, после чего голос резко падает книзу. Чем выше взлёт и резче падение, тем интенсивнее звучит восклицание.

Характеристика устной речи будет не полной, если не сказать ещё ободной её особенности - о паузе. Пауза (лат. рausa от греч. pausis - прекращение; остановка) - временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза - это молчание.

Виды пауз - хезитация, логическая, психологическая, интонационно-синтаксическая, ситуативная, физиологическая.

Из истории изучения интонации.

Интонация заинтересовала, прежде всего, теоретиков ораторского искусства ещё в античные времена. В их трудах, дошедших до нас, описана речевая мелодия, определено её отличие от музыкальной, охарактеризованы ритм, темп, паузы, говорится о важности разделения патока речи на смысловые части.

Проблема интонации привлекла теоретиков публичной речи и в средние века. Но для нас больший интерес представляют работы, появившиеся в России в 18 столетии. Именно в это время формулируются основные теоретические положения ораторского искусства, которые остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких теоретиков был М.В. Ломоносов.

Документ из архива "Русский язык и культура речи", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "иностранный язык" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "иностранный язык" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "42180"

Текст 5 страницы из документа "42180"

Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей.

Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношение оратора и аудитории.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретённые риторические навыки и умения.

5.3 Подготовка речи: выбор темы, цель речи

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т.д.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Выбрав тему, надо подумать, а её формулировке. Название речи должно быть ясным, чётким, по возможности кратким.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определённым образом настраивает слушателей. Именно так и поступили выдающиеся ораторы разных времён.

5.4 Основные приёмы поиска материала

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала.

Методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

- научная, научно – популярная литература;

- справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библио – графические указатели;

- статьи из газет и журналов;

- передачи радио и телевидения;

- результаты социологических опросов;

- собственные знания и опыт;

- личные контакты, беседы, интервью;

- размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучения отобранной литературе.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранние. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.

При подготовке к лекции докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного.

Чтение – это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. При чтении появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли.

5.5 Начало, завершение и развёртывание речи

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план. По определению толкового словаря русского языка, план – это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей печи. Предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и отбирать фактический материал для выступления.

После того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. Рабочий план даёт возможность судить о содержании выступления, его структуре.

На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно чёткими и ясными.

По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение.

После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времён считается трёхчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение.

Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственный является главная часть ораторского выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором.

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Работа над планом, композицией речи – творческий процесс. Каждая лекция, каждое выступление, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступающего.

5.6 Способы словесного оформления публичного выступления

Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления, - обязательно или нет, предварительно составлять письменный текст речи. Это давний спор, своими корнями уходящий в глубокую древность.

Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т.п.

Безусловно, у каждого оратора свои методы работы с текстом речи. Главное, не забывать, что овладение материалом выступления – весьма ответственный этап в деятельности оратора. Иногда этот этап подготовительной работы называют репетицией.

Рекомендуемые специалистами основные формы работы над выступлением:

Полный текст ( не для чтения, а для пересказа своими словами )

Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами, и т.п.

План с цитатами и т.п.

Речь без бумажки.

5.7 Логические и интонационно – мелодические закономерности речи

Чаще всего затрудненное восприятие смысла устного выступления связано не с недостатками логики мышления говорящего, но с его неумением отразить эту логику в звучащей фразе.

Опираясь на логические законы речи, отраженные в орфографии и пунктуации, мы можем установить некоторые общие закономерности тонирования, характерные для мелодического строя русского языка. К ним в первую очередь относятся: логическое ударение, логическая пауза, речевой такт интонационно – мелодический рисунок знаков препинания.

Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания.

Устная речь требует четкой смысловой группировки слов вокруг логических центров, такой, чтобы слушатель воспринимал не отдельные слова, а смысловые блоки, куски, называемые речевыми тактами.

Речевые такты объединяют в себе слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу. Внутри речевого такта слова произносятся как одно целое, причем центром речевого такта становится слово, несущее на себе логическое ударение.

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, носят название логических пауз. Их назначение – не только отделять один такт от другого, но и группировать слова внутри такта в единое целое.

Перед выступление следует разметить речевые такты, расставить логические ударения и отделить их логическими паузами, а затем соотнести их между собой по смысловой значимости, т.е. выстроить так называемую логическую перспективу речи. Она поможет воспринять мысль в целостном смысловом единстве, в динамике, развитии, облегчит восприятие каждого смыслового куска во взаимосвязи со всеми остальными, позволит осознать основную линию мысли, направляемую к единой цели рассуждения.

Интонация – сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.

С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи.

Задача оратора – определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

Интенсивность звучания.

Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивней звук.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким.

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость звука.

Темп речи – скорость произнесения речевых элементов.

Говорящему важно уметь менять темп речи. Если требуется что то подчеркнуть, выделить ( определение, выводы ), то темп надо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.

Основные элементы речевой техники –фонационное (речевое) дыхание, голос (правиль­ные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетли­вости в произношении слов, слетов, звуков).

Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.

Техника речи включает: фонационное дыхание, которое дает силу голосу;

голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью;

дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков;

интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи.

интонация: высота тона;

внутри фазовые паузы;

тембр – эстетическая окраска голоса.

Тренировка интонации включает: интонационная развертка знаков препинания;

работа над темпом и стилем речи;

различные виды пауз: физиологические, грамматические, смыслоразличительные, психолингвистические, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту;

работа над голосом.

Фонетическая культура: правильное произношение слов, правильное ударение в словах.

Невербальные средства общения.

Эмоциональное отношение к тексту позволяют выразить невербальные средства общения: мимика, поза, жесты. Это вспомогательные средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственных характер слов.

манеризмы – неоправданные жесты.

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание вы­ступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состо­янии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

Правила эффективного говорения и слушания.

Необходимым условием правильного понимания собеседника является умение слушать и говорить, то есть умение подавать информацию.

Слушания

Это психологический компонент вербальной коммуникации, метод декодирования и восприятия информации.

Умение слушать имеет первостепенное значение в человеческом общении. Статистические данные говорят, что из общего количества времени, которое используется для контактов на работе и дома, 9% времени мы пишем, 16 читаем, 30 - говорим, 45% - слушаем (точнее говоря, должны слушать).

Свойство слушания как личностное качество присуще не всем людям. Мы не слушаем собеседника по разным причинам: из-за нехватки времени, контраст эмоционального состояния реципиента с содержанием слов коммуникатора и тому подобное. Психологические процессы, обозначенные понятиями "слушать" и "слышать", существенно отличаются. Слушать означает напрягать орган слуха, а слышать - напрягать мозг, концентрируя внимание на словах партнера. Именно поэтому слушая можно не слышно, так как сознание в это время занята другими проблемами, мыслями, информацией. Кроме того, многие люди слышат только то, что хотят услышать. Поэтому коммуникатор должен учитывать, что его информация воспринимается субъективно. Эффективное слушание предполагает правильное понимание слов и чувств говорящего, сосредоточение на обсуждаемой проблеме. Оно обеспечивает осознание и решение партнерами по общению обсуждаемой проблемы, создание общего информационного поля, общего смысла, налаживание откровенных отношений, взаимопонимания.




Вы, возможно, слышали выражение "слушать всем телом" (когда информация интересна, собеседник бессознательно возвращается к партнеру, устанавливает с ним визуальный контакт, пытается "всем телом" продемонстрировать свою заинтересованность). Такое умение слушать - это восприятие информации, при котором реципиент выражает поощрительное отношение к тому, кто говорит, своеобразно стимулируя общение, воздерживается от лишних замечаний, способствует обмену информацией. Если собеседник в процессе диалога замолчал, это еще не значит, что он слушает. Ведь слушания является процессом, который предусматривает концентрацию внимания. Уточняя, оценивая, анализируя информацию во время диалога, человек больше внимания уделяет своим делам, а не потому, что ей говорят. Особенно это проявляется в ситуациях конфликтного общения. В процессе диалога она чаще волнует, понял ее собеседник, чем тем, насколько ей понятны его слова, позиция. Такое слушание деформирует процесс общения.

Учитывая поведение участников коммуникативного процесса, различают нерефлексивное, рефлексивное, критическое и эмпатийны слушания.

Рефлексивное слушание имеет целью регулярное использование обратной связи для достижения большей точности в понимании партнера.

Эмпатийны слушание предполагает, что участник общения уделяет больше внимания "считыванию" чувств, а не слов. Оно бывает эффективным, если коммуникатор вызывает у собеседника (реципиента) положительные эмоции (радость, надежду на лучшее, уверенность в себе и др.), И неэффективным, если провоцирует негативные эмоции (страх, тревогу, разочарование и т.п.).

Словесное согласования действий коммуникатора и реципиента предполагает принятие ими коммуникативных ролей другого (коммуника-тор реципиента, а также - коммуникатора). Это зависит от их совместного включения в общий контекст коммуникативной деятельности.

При экспрессивном общении уместны приемы нерефлексивного слушания, или умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Ведь он и так эмоционален, возбужден и испытывает трудности при формулировке своих мыслей. Необходимо также выразить свое понимание и одобрение его поведения.

Когда же цель общения- урегулирования конфликта незаменимыми приемами слушания, которые основаны на сопереживании или понимании чувств другого человека, важно дать понять собеседнику, что вы понимаете его чувства.

Но которая не была бы цель общения, утверждает известный ученый Иствуд Атвагер, всегда полезно знать технические приемы эффективного слушания и уметь непринужденно пользоваться ими. Вот главные из них.

Не избегайте ответственности при общении. Она общая, так как в ней участвуют двое, причем выступают в роли слушателей поочередно. Умейте показать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно достичь уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может партнер узнать, что его поняли, если ему не сказать об этом?

Будьте внимательны. Умейте поддерживать, с кем говорите, визуальный контакт, но без назойливости или пристального взгляда (иногда принимается как враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты говорили: вы его слушаете. Помните, что он хочет общаться с внимательным, живым человеком.

Умейте сосредотачиваться на том, что говорит участник диалога. Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты). Старайтесь свести до минимума ситуационные помехи (телевизор, телефон). Не допускайте "блуждания" мыслей.

Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните "что люди передают свои мысли и чувства" закодированными ", в соответствии с принятыми социальных норм.

Умейте быть наблюдательными. Следите за неязыковыми сигналами разговора (поскольку на эмоции приходится большая часть общения) и выражением человека: как смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или ест, как ведет себя во время разговора. Отвечают неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?

Придерживайтесь одобрительной реакции относительно того, кто выражает свое мнение. Ваше одобрение помогает точнее выразить ее. Любая негативная реакция с вашей стороны вызывает у того, с кем вы общаетесь, защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженность.

Прислушайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональная неуравновешенность мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их: прояснит ситуацию, устранит препятствия в диалоге.

Помните, что иногда цель, с которой обращаются, - это получить от вас что-нибудь реальное, или изменить ваше мнение, или заставить вас сделать что-нибудь. В этом случае действие - лучший ответ собеседнику.

Говорения

Еще одним из важнейших компонентов общения как обменом информацией является говорения, то есть умение говорить, произносить информацию, строить предложения.

Знание предмета речи;

Во владение навыками публичной речи;

Глубокое знание предмета выступления - это необходимое условие успешной публичного речи. Нельзя убедить аудиторию в том, чего сам в совершенстве не выучил, в чем сам не уверен до конца. Для оратора знание предмета речи выражается в глубоком сочетании высокой общей эрудиции в области теории с тщательной подготовкой к каждому публичного выступления. Надо иметь в виду, что, кроме несомненной объективной значимости для достижения эффективности речи, отличное знание темы имеет и непосредственное психологическое воздействие на самого оратора, помогая успешно бороться с профессиональным заболеванием, которое риторики всех стран мира называют болезнью аудитории. Болезнь эта поражает многих ораторов, и не только начинающих. Не раз симптомы этой болезни на себе испытывал каждый: представляет речи, голос, который срывается, дрожь в коленях, выступающий холодный пот, пересыхающее горло, попытки куда спрятать руки, которые неожиданно кажутся большими, что их все обращают внимание.

Главным и безошибочным средством против упомянутой болезни является, прежде всего, твердое знание темы и отличное владение материалом. Импровизация является высшей формой ораторского искусства. Импровизационная речь, как правило, более эмоциональная, более энергичная, она сильнее влияет на слушателей. Сам факт импровизации поднимает авторитет оратора, способствует его успеху. Особенно важна импровизация в ответах на вопросы, в полемике, коротком выступлении с докладом, в обсуждениях. От оратора в данном случае требуется большая изобретательность и эрудиция. Идеальной ораторским речью является речь, которая так хорошо подготовлена, что кажется непринужденной, и аудитория воспринимает ее как импровизацию. Этого, безусловно, следует добиваться. Однако чистой импровизацией увлекаться не следует, так как, отдавшись вдохновению, оратор может упустить существенное и даже важно. Более того, он может выразить неточное или ошибочное положение, неосторожно обмолвиться, отдавая тем самым предпочтение в руки недоброжелателей. Это особенно важно, если события происходят в условиях полемики, спора, где оппоненты цепляются к каждому слова и фразы. Поэтому надо максимально оттачивать каждую фразу и формулировки.

Подведем краткий итог относительно первой качества оратора: безупречное знание материала-надежный фундамент, на котором основывается вся сооружение публичной речи.

Что же нужно для того, чтобы построить это сооружение? Для этого, прежде всего, нужны навыки мовлення- вторая важная качество оратора, определяющим успех его публичного выступления. Ответить на вопрос о содержании навыков речи - это значит перечислить все основные элементы риторики, то есть умение подобрать материал, организовать речь, провозгласить ее с трибуны, отреагировать на поведение слушателей.

В устных видах коммуникации, в том числе и в публичной речи, личность коммуникатора проявляется не только в самой информации, но и в его голосе. Такие черты личности оратора, как неуверенность, застенчивость, деликатность, убежденность, интеллигентность, как и другие качества характера, обязательно находят отражение и в его речи. Интересно, что голос во всем богатстве тона, тембра, высоты, интонации дает возможность создать достаточно точное представление не только о духовных, но и физические качества его обладателя.

Но, кроме содержания речи и голоса, оратор имеет и другие возможности личного влияния на аудиторию. Он появляется перед ней во всей своей физической сущности, используя такие крепкие средства воздействия, как жесты, мимику, всю свою прелесть. Дело в том, что аудитория часто производит впечатление о оратора с момента его появления на трибуне. Иногда своей дерзостью, бесстыдством, попыткой показать свое превосходство перед слушателями он отталкивает аудиторию. Ритор, который выходит на трибуну в помятом костюме, небритый, с расческой, торчащий из кармана или бутербродом в руке, демонстрирует свое неуважение к аудитории. На слушателей это производит негативное впечатление. От того, как ритор стоит, как держится на трибуне, зависит. Бывают случаи, когда оратор еще не успел подняться на трибуну, но уже говорит. Его не интересует, слушают его или нет, слышат его последние ряды.

В риторике существует специальное правило: в начале речи всегда должна быть выдержана пауза. Существуют и другие паузы, которые сознательно или бессознательно используются оратором во время произнесения речи, но эта пауза особая. После того, как оратор поднялся на трибуну, он дает возможность аудитории 5-10 секунд присмотреться к нему, и в то же время сам устанавливает с ним контакт. Так, пробегая глазами по аудитории, он дает понять, что с уважением относится к ней. Трудно согласиться с точкой зрения некоторых специалистов в области риторики, которые утверждают, что в случае волнения или осложнения во время выступления надо найти в аудитории человека, который с большим вниманием на тебя смотрит и слушает, и все время смотреть на нее. Это плохо, потому что таким образом вы демонстрируете свое пренебрежение к аудитории и, кроме того, человек, к которой вы постоянно обращаетесь, может засмущаться. Не лучше и ситуация, когда ритор из-за близорукости сосредотачивается только на тексте, сгибается в три погибели и читает с бумаги, не интересуясь реакцией аудитории. Большинство людей в процессе общения сосредотачивают свое внимание на лице говорящего и, главным образом, на его глазах. И это не случайно. Мимика является важнейшим средством эмоционального воздействия оратора на аудиторию. Вот почему вдохновенное лицо оратора - замечательный стимулятор эмоций аудитории. Мимика, позы, движения, жесты - важные невербальные коммуникативные элементы, помогающие установить и удерживать контакт оратора с аудиторией.

Так же, как и слова-паразиты, фразы-паразиты, прочно въелись в нашу устную пропаганду, к сожалению, имеют место и жесты-паразиты. Риторика разных стран по-разному называет ораторов, которые имеют постоянные жесты-паразиты. От жестов-паразитов, таких как рубить рукой воздух, или все время водить рукой, следует избавляться. Особенно неприятное впечатление на слушателей производят жесты человека, который все время дергает галстук, застибуе или ра-ет ся пуговица, "занимает" трибуну и и др.

В отношении слушателей к ритору существует еще одно важное свойство, объективно способствует успеху выступления, - это авторитет топора, его престиж в конкретной аудитории, социальный статус, его профессия, заслуги и тому подобное. Каждый, кто использует живое слово в своей деятельности, в управлении людьми, должен пытаться получить собственный авторитет, основанный на глубоком знании предмета, умении владеть аудиторией, уважении к ней. Авторитет и доверие относятся к категориям, которые трудно достигаются легко теряются и практически не обновляются.

Риторический канон.

Основу классической риторики составляет риторический канон – свод правил, который описывает последовательность этапов разработки речи. Следование риторическому канону обеспечивает эффективное и правильное составление речи, как в стилистическом, так и в логическом аспекте.

Риторический канон включает в себя следующие этапы работы над речью: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное выражение), меморио (запоминание), акцио (произнесение).

В инвенции учитывается намерение оратора, аудитория перед которой он выступает. Так оратор должен иметь в виду три модуса убедительности: логос, этос, пафос. Логос представляет собой способ убеждения посредством апелляции к рассудку. Этос имеет дело с общими моральными принципами, разделяемыми аудиторией. Пафос связан с умением вызывать нужные чувства у аудитории, в зависимости от целей оратора (ненависть, сострадание, гнев, гордость и т.д.).

Топы бывают внешние и внутренние. Внешние топы отражают типовые связи анализируемого предмета или действия такие, как происхождение, причина и следствие, мотив, назначение или цель, отношение к другим объектам, обстоятельства, оценочное отношение к объекту. Внутренние топы связаны с типовыми характеристиками присущими самому анализируемому предмету такие, как качество, состояние, состав, название.

Диспозиция отвечает за структуру речи, в частности за расположение доводов в речи. Структура речи, как правило, включает в себя три элемента: вступление, основная часть, заключение.

Существуют некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при расположении материала. Задача вступления заинтересовать аудиторию, настроить на восприятие речи. Основная часть, например, содержит в себе аргументы в защиту тезиса. Расположение аргументов должно подчинять правилу, согласно которому сильные аргументы предлагаются в начале и в конце аргументации, слабые аргументы располагаются в середине, между сильными аргументами.

Заключение имеет больше значение, так как люди лучше всего запоминают именно конец речи. В заключении подводятся итоги речи. В зависимости от намерения оратора в заключении вновь приводятся наиболее сильные аргументы или подкрепляется нужный эмоциональный настрой слушателей по отношению к защищаемому тезису.

Элокуция представляет собой словесное выражение, а также украшение речи. Украшать речь необходимо для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на слушателей, доставить им эстетическое удовольствие от речи. Подобранные со вкусом средства выразительности сделают речь яркой и запоминающейся. Средства выразительности делятся на фигуры речи и тропы. Тропы – это поэтический оборот, употребление слов и выражений в переносном значении.

К тропам относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, литота, гипербола, антифразис. Фигуры речи – это особые формы высказываний, с помощью которых усиливается выразительность текста. Наиболее известные фигуры речи: синекдоха, эпифора, анафора, градация, риторический вопрос, оксюморон, асиндетон, полисиндетон, ассонанс, аллитерация.

Меморио является не менее важным этапом подготовки речи, чем вышеуказанные. Речь, выученная наизусть, и озвученная перед аудиторией без обращения к записям производит сильное впечатление на слушателей и лучше воспринимается ими. В литературе по риторике указаны различные способы запоминания речей.

Акцио – произнесение речи. Успех оратора будет зависеть не только от того, какую речь он подготовил, но и как он её произнёс. Здесь имеет значение самочувствие оратора, его умение пользоваться жестами, мимикой, уровень владения своим голосом. Все эти навыки требуют постоянной тренировки. В риторической литературе много внимания уделяется голосовому тренингу, использованию жестов и мимики.

Читайте также: