Дело арсения мацеевича кратко

Обновлено: 07.07.2024

Церковная политика в России кардинально изменилась при Петре I, и те монархи, что правили позже, в целом, эту политику секуляризации, умаления Церкви в правах и имуществе только продолжали и усугубляли. Не являлась исключением из этого правила и императрица Екатерина II.

Упорядочить религиозную жизнь

Именно при этой российской императрице появилось исламское духовное управление, которое выстроило всех российских мусульман в подобие некоей общей иерархии. Тоже самое получилось и с польскими католиками, которые после раздела Речи Посполитой стали подданными Российской Империи.

Все эти преобразования с политической точки зрения преследовали одну цель: упорядочить религиозную жизнь империи и дать необходимые рычаги управления этой жизнью главе государства.

Секуляризация церковных земель

Суть секуляризации церковных земель носила не только экономический, но и политический характер. Перестав быть землевладельцем, Церковь ставилась на государственное жалование. Священство и епископат становились ещё более связаны с государственной властью, превращаясь, по сути, в компонент вертикали власти.

Что же касается непосредственно секуляризации церковных земель, то внутри церковной среды не было единомыслия по данному вопросу. Часть иерархов приветствовала эту идею, видя сближение с государством – несомненным благом.

Однако, были у этой реформы и противники. И одним из самых яростных и непримиримых стал митрополит Арсений (Мацеевич), который в 2000 году был канонизирован, как священномученик Русской Православной Церковью.

Митрополит Арсений

Личность это была, прямо скажем, незаурядная и темпераментная. Периодически характер Мацеевича и обрекал его на ссылки и гонения. А усугубляло всё то, что он был действительно талантливейшим и убедительнейшим проповедником.

Потом, конечно, необходимость денег на глобальные проекты екатерининской эпохи, да и на многочисленных фаворитов, весь этот либерализм нивелировали, и сделали императрицу одним из апологетов крепостничества.

Но поначалу, крестьяне поверили в то, что скоро они станут свободными, что периодически приводило к открытым столкновениям с монастырями ещё до манифеста 1764 года. Подавлять которые пришлось в том числе и царской армии.

Критика из ссылки

Личный допрос доставленного ко двору Мацеевича только подтвердил опасения императрицы. Более того, Арсений сказал ей нечто такое, что она заткнула уши и повелела заткнуть ему кляпом рот.

Дальнейшая судьба митрополита была печальна, в ходе первого процесса над ним, его сделали простым монахом, лишив епископского достоинства и сослав в монастырь. Но Мацеевич при всей своей темпераментности был по свидетельству современников ещё и очень простым и прямолинейным человеком.

В итоге на Мацеевича донесли, и в ходе второго процесса он был уже расстрижен и из монахов, и под именем Андрея Врала посажен в Ревельскую крепость, в режиме жесточайшей изоляции.

Смерть в крепости

Секуляризация в 1764 году в итоге состоялась. Она нанесла удар по монастырям, количество которых сократилось в России больше, чем на две трети, с 1201 до 387. Мацеевич, как непримиримый политический оппонент был устранен, но и крестьянским надеждам на раскрепощение не суждено было сбыться. Церковь же получила сильнейший финансовый, да и в целом материальный урон со времён Петра I.

В миру Мацеевич Александр, родился в 1697 году [1] в городе Владимире Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты.

Начальное образование получил в Польше.

В 1718 году вернулся в академию и по окончании ее в 1723 году оставлен проповедником и посвящен в иеромонаха.

В 1730 г. был вызван в Тобольск митрополитом Антонием (Стаховским), в 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками и по поводу этой полемики написал "Увещание к раскольнику" [2].

В 1734 году назначен в Камчатскую экспедицию для открытия морского пути на Камчатку.

В 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным.

В 1737 году по болезни уволен от флотской службы и определен при епископе Вологодском Амвросии (Юшкевиче), занимавшем в то время первенствующее место в церковной иерархии.

С 1738 года - соборный иеромонах синодального дома и законоучитель гимназии при Академии наук.

"Когда Арсений Мациевич [3] был ещё инквизитором в Москве, он однажды пытал ярославского игумена Трифона, старца 85 лет, и пытал до того, что Трифон умер. .. Свят.Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно." [4]

Митрополит Тобольский

26 марта 1741 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Во время пребывания своего в Тобольске преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство — от вмешательства светского суда. Но суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елизаветы Петровны, попросился в Ростов.

На Ростовской кафедре

28 мая 1742 года переведен в Ростов и назначен членом Святейшего Синода, но присягу на это звание не захотел принимать и, представившись в Москве императрице Елизавете Петровне, отправился прямо в Ростов.

В 1747 году митрополиту Арсению было повелено открыть славяно-латинскую семинарию, преобразованную затем в Ярославскую духовную семинарию, в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре.

В 1752 году митрополит Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского.

"В 1753 г. Арсений (Мациевич) Ростовский ездил по своей епархии и в одной деревенской церкви заметил пыль в алтаре; следствием этого было распоряжение: священника послать в монастырь на вечное пребывание, а заказчика, у кого то село в ведомости, за несмотрение его наказать в консистории цепками - так назывались плети с несколькими на концах хвостами из пеньки, которые для упругости намачивались в горячей смоле" [5].

Строгий к подчиненным, не терпящий ни малейшего проявления иномыслия, митр Арсений становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления Духовного регламента, отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием (Юшкевичем) настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает уже о восстановлении патриаршего престола. Исполняя поручение Св. Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского "Обличение неправды раскольничьей", он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого; в своих "Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры" [6] он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества.

Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве и на митр. Арсения последнее смотрело как на единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. И он не обманул этих надежд. 9 февраля 1763 г. митр. Арсений совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против "насильствующих и обидящих святыя Божии церкви и монастыри", которые "принимают данные тем от древних боголюбцев имения" и т. п., а в марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе [7].

По словам секретаря митрополита Арсения, еще во время царствования императора Петра III (1761-1762) митрополит писал ему какое-то послание, подтвержденное ссылками на пророческие книги Священного Писания. По-видимому, письмо это было составлено не только умно, "вышним разумом", но и очень резко, так как Петр III, выслушав его, пришел в крайнее раздражение. Схимонах Лука, которому было поручено отвезти письмо, поплатился за это несколькими неделями заключения под караул, а о митрополите Арсении в то время никакого решения не было.

По восшествии на престол императрицы Екатерины II митрополит Арсений писал и ей. Секретарь митрополита Иван Волков не раз предупреждал его об опасной попытке изменить планы правительств, но всегда получал ответ митрополита, что он решил действовать именно таким образом. При этом митрополит намекал, что надеется на поддержку других лиц, но каких именно, не называл.

Лишение сана и ссылка

Святейший Синод доложил императрице о митр. Арсении как "оскорбителе ее величества", и Екатерина предала его суду Синода "за превратные и возмутительные толкования св. Писания и посягательство на спокойствие поданных".

В Ростов были посланы солдаты под командой гвардии поручика Дурново, и вечером накануне Вербного воскресения митрополит Арсений был взят под стражу и отправлен в Санкт-Петербург. Увезли его так быстро, что "едва ли успели положить для дороги и самонужнейшие вещи и платье" и в дороге обращались с ним с большой грубостью, не позволяя сойти с саней даже по естественной надобности.

14 апреля 1763 года он был привезен на суд Святейшего Синода. На суде митрополит Арсений держался твердо, в ответах был находчив, смел и даже весьма резок. Говорили, что он в это время прозорливо предсказал участь своего главного противника митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) ("язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь") и других своих судей. Императрице Екатерине II он сказал, что она не удостоится христианской кончины (она, как известно, умерла внезапно).

Суд приговорил митрополита Арсения к лишению сана. С него в присутствии императрицы сняли архиерейские одежды, и он был отвезен сперва в Белозерский Ферапонтов монастырь, потом в Николо-Корельский монастырь, и наконец, в Анзерский скит Соловецкого монастыря.

Но и там, отданный под стражу, с запрещением давать ему бумагу и чернила, он не смирился. Он продолжал неодобрительно отзываться об отобрании монастырских имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т.п. Обаянием своей сильной личности он привлек на свою сторону не только архимандрита с братией, но и приставленный к нему караул с их начальником подпрапорщиком Алексеевским. В их присутствии он говорил "крамольные речи" о том, что императрица Екатерина II "наша не природная, да и не тверда в законе нашем и не надлежало ей престола принимать". Говорил о правах на престол Иоанна Антоновича, замечая при этом: "Лучше было, кабы ее величество за него вступила в супружество, то бы-де ей уже и престол следовал, а ее величество с ним не в ближнем родстве. И Синод бы дозволить мог". Лучше-де ей за Иоанна Антоновича идти, нежели за Орлова.

Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит монастыря почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными.

Лишение монашества, заключение в крепость и кончина

Скончался 28 февраля 1772 года. Погребен в приходской церкви Ревеля (по преданию, под амвоном главного алтаря Никольской церкви на улице Вене).

Почитание и прославление

Вся жизнь митрополита Арсения представляет непрерывную борьбу то с раскольниками и вольнодумцами, то с духовной и светской властью, то с личными врагами и гонителями. В его поступках отразился его твердый до упорства и прямой до упрямства характер, который не уступал силе и не поддавался власти, когда действия их были несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни пребывание в мрачной тюрьме, ни угрожавшая ему смертная казнь.

"Жизни митрополит был воздержной, а характером, видно, строгий", - говорится в воспоминаниях о нем.

Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. Он не доверял даже гражданским начальникам, обвиняя их в "знатном прихлебстве". Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, то он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям. "Для вразумления" раскольников он применял меры, прямо противоположные тем, которыми пользовался его предшественник на кафедре святитель Димитрий Ростовский, действовавший "путем кротости и силой своих увещаний". В то же время митрополит Арсений глубоко чтил святителя Димитрия, добился открытия его мощей и составил его житие.

Но основное, что доставило митрополиту Арсению известность и что явилось причиной его трагической судьбы, была его борьба против изъятия земель и крестьян у монастырей и архиерейских домов. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, митрополит Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо и открыто, писал и говорил смело, потому что смотрел на дело свое, как на дело Божие.

Народ сострадал о нем, как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим.

В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: "Вы мне сказали, что надо исповедывать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении". Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: "Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела".

Сщмч. Арсений, митр. Ростовский
Сщмч. Арсений, митр. Ростовский
В связи с тем, что митрополит Арсений был лишен святительского сана по политическим мотивам, на последней сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшейся 15/28 июня 1918 года, он был восстановлен в сущем сане.

Труды

Литература

Использованные материалы

[1] По другим данным в 1696 году.

[2] Напечатано в "Правосл. собеседнике" 1861 г., т. III

[3] В старых документах его фамилия писалась как через Е, так и через И; такая вариативность вообще не являлась редкостью в написании фамилий.

[4] ЧОИДР.1862.Кн. II. Смесь. С.3 - П.В.Знаменский, "Приходское духовенство в России", СПб, 2003, С.595

[5] П.В.Знаменский, "Приходское духовенство в России", СПб, 2003, с. 594

[6] в извлечении напеч. у Чистовича, "Феофан Прокопович", стр. 386—407

[7] напеч. в "Чтениях Моск. общества истории", 1862 г., т. II и III

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

12 марта наша Церковь чтит священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского (+ 1772 г.), чья личность и жизненный путь до сих пор вызывают неоднозначные суждения у исследователей и историков. Владыка действительно был человеком неординарным, неугодным тогдашней власти, но очень любимым простым народом, который еще при жизни почитал его как страдальца.


Митрополит Арсений родился в семье священника в 1696 г. (по другим данным – в 1697-м) в городе Владимире-Волынском. Семья его по происхождению принадлежала к западнорусской православной шляхте. Образование он получил в Киевской духовной академии, по окончании которой принял монашеский постриг. После рукоположения был назначен экзаменатором ставленников при Московском синодальном доме. В его обязанности входило осуществлять испытания лиц, готовящихся к принятию сана священника или диакона. Как экзаменатор будущий владыка был очень строг. В 1734 году он отправляется в камчатскую экспедицию в качестве ее члена для совершения служб. Перед отъездом Арсений какое-то время проводит среди раскольников-старообрядцев в Соловецком монастыре, увещевая их и пытаясь наставить на путь истинный. Экспедиция оказалась не очень удачной и вернулась назад через три года. Непродолжительный период владыка жил в Петербурге. Затем был назначен митрополитом в Тобольск, а через год переведен на древнюю Ростовскую кафедру. При императрице Елизавете Петровне стал членом Священного Синода, однако отказался приносить установленную для членов Синода клятву, объясняя это тем, что в тексте указано на императрицу как высшую инстанцию церковной власти. Священномученик считал, что это неверный пункт, потому что Высшим Судьей и Главой Церкви может быть только Христос.

После этого поступка в Синоде по распоряжению Екатерины II было назначено слушание по делу Ростовского митрополита. Владыку распорядились доставить в Москву. Уже тогда у священномученика Арсения начал проявляться дар прозорливости, которым потом он не раз удивит окружающих. Владыка предвидел, когда за ним приедут, и предупредил заранее своего келейника. Состоялись заседание Синода и суд над владыкой, во время которого Арсений безбоязненно обличал правительство и саму императрицу. Его присудили к лишению архиерейского сана и хотели передать светскому суду за оскорбление Екатерины II. Светский суд должен был вынести смертный приговор. Но его заменили на ссылку.

В день публичного снятия сана и разоблачения митрополита в Крестовых патриарших палатах было везде такое количество народа, что солдаты не смогли всех разогнать. Простые верующие любили владыку и сочувствовали ему. Существует воспоминание, что во время разоблачения Арсения он предсказал каждому из архиереев, участвовавших в этом действе, их дальнейшую судьбу. И все эти предсказания со временем с точностью исполнились. Владыку отправили в Николо-Корельский монастырь Архангельской епархии с приказом местному архиерею держать ссыльного под крепким надзором и караулом. Однако архимандрит и вся братия обители продолжали почитать Арсения как архиерея, считая мучеником за правду. Но и в монастыре нашлись свои доносчики. Настоятель монастыря часто посещал владыку и вел с ним различные духовные беседы. Во время одной из таких бесед присутствовал посторонний. Митрополит Арсений неосторожно высказал свое мнение по поводу какого-то политического вопроса. В столицу сразу же полетел донос. Он стал еще одним поводом для составления очередного дела против священномученика о его политической неблагонадежности и окончательной расправы над ним. В этот раз Арсения лишили монашеского чина и, переименовав его в Андрея Враля, навечно отправили в каземат Ревельской крепости. Казнить власти его не решились, потому что простой народ, как писала сама Екатерина Ревельскому коменданту, почитал его за святого. И этому были свои причины. В поступках священномученика никогда не было ни лицемерия, ни подобострастности. Он выступал открыто, без хитрости, следуя своим убеждениям и отстаивая интересы Церкви и вверенной ему паствы. Он пожертвовал собой, вменяя себе самому в обязанность говорить громко о том, о чем молчали все остальные, за что и пострадал. А потому верующие еще при жизни чтили его как ревностного поборника Православия. Сохранилось одно повествование, в котором упоминается, что когда владыку перевозили в ссылку, то по дороге он упросил, чтобы ему позволили зайти в ближайшую церковь для исповеди и причастия. В конце обедни, когда открылись Царские врата, присутствовавшие в храме прихожане вдруг увидели священномученика во всем его архиерейском облачении, которого на самом деле на нем не было, у престола. Приобщившись Святых Таин, он принял свой прежний вид.

Священный Собор РПЦ 1917–1918 гг. восстановил митрополита Арсения в святительском достоинстве, а Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ в августе 2000 года причислил его к лику святых.

На юбилейном Архиерейском Соборе в лике святых был прославлен митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) - "ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность", как сказано в Деяниях Собора. Вот краткий рассказ о его судьбе из каталога "Русские православные иерархи", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре.

Память сщмч. Арсения совершается 28 февраля (13 марта н.ст.)



Преосвященный Арсенiй, лишенный Святительскаго сана

Родился в 1697 году в г. Владимире Волынском в семье священника.

Начальное образование получил в Польше.

В 1715 году поступил в Киевскую духовную академию.

В 1716 году ушел в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь, принял монашество и рукоположен во иеродиакона.

В 1718 году вернулся в академию и по окончании ее в 1723 году оставлен проповедником и посвящен в иеромонаха.

В 1730 году отправлен в Тобольск для проповедывания слова Божия.

В 1733 году по возвращении из Сибири, посетил Соловецкую обитель.

В 1734 году назначен в Камчатскую экспедицию для открытия морского пути на Камчатку.

В 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным.

В 1737 году по болезни уволен от флотской службы и определен при епископе Вологодском Амвросии (Юшкевиче).

С 1738 года - соборный иеромонах синодального дома и законоучитель гимназии при Академии наук.

26 марта 1741 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита.

28 мая 1742 года переведен в Ростов и назначен членом Святейшего Синода, но присягу на это звание не захотел принимать и, представившись в Москве императрице Елизавете Петровне, отправился прямо в Ростов.

В 1747 году митрополиту Арсению было повелено открыть славяно-латинскую семинарию в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре.

В 1752 году митрополит Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского.

14 апреля 1763 года привезен на суд Святейшего Синода за выраженный резкий протест при изъятии церковных имуществ. В апреле же лишен сана и отвезен сперва в Белозерский Ферапонтов монастырь, потом в Николо-Корельский, и наконец, в Анзерский скит Соловецкого монастыря.

Вся жизнь митрополита Арсения представляет непрерывную борьбу то с раскольниками и вольнодумцами, то с духовной и светской властью, то с личными врагами и гонителями.

В его поступках отразился его твердый до упорства и прямой до упрямства характер, который не уступал силе и не поддавался власти, когда действия их были несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни пребывание в мрачной тюрьме, ни угрожавшая ему смертная казнь.

"Жизни митрополит был воздержной, а характером, видно, строгий", - говорится в воспоминаниях о нем.

Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. Он не доверял даже гражданским начальникам, обвиняя их в "знатном прихлебстве". Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, то он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям. "Для вразумления" раскольников он применял меры, прямо противоположные тем, которыми пользовался его предшественник на кафедре святитель Димитрий Ростовский, действовавший "путем кротости и силой своих увещаний". В то же время митрополит Арсений глубоко чтил святителя Димитрия, добился открытия его мощей и составил его житие.

Но основное, что доставило митрополиту Арсению известность и что явилось причиной его трагической судьбы, была его борьба против изъятия земель и крестьян у монастырей и архиерейских домов. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, митрополит Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо и открыто, писал и говорил смело, потому что смотрел на дело свое, как на дело Божие.

По словам секретаря митрополита Арсения, еще во время царствования императора Петра III митрополит писал ему какое-то послание, подтвержденное ссылками на пророческие книги Священного Писания. По-видимому, письмо это было составлено не только умно, "вышним разумом", но и очень резко, так как Петр III, выслушав его, пришел в крайнее раздражение. Схимонах Лука, которому было поручено отвезти письмо, поплатился за это несколькими неделями заключения под караул, а о митрополите Арсении в то время никакого решения не было.

По восшествии на престол императрицы Екатерины II митрополит Арсений писал и ей. Секретарь митрополита Иван Волков не раз предупреждал его об опасной попытке изменить планы правительств, но всегда получал ответ митрополита, что он решил действовать именно таким образом. При этом митрополит намекал, что надеется на поддержку других лиц, но каких именно, не называл.

Дело кончилось тем, что в Ростов были посланы солдаты под командой гвардии поручика Дурново, и вечером накануне Вербного воскресения митрополит Арсений был взят под стражу и отправлен в Санкт-Петербург. Увезли его так быстро, что "едва ли успели положить для дороги и самонужнейшие вещи и платье" и в дороге обращались с ним с большой грубостью, не позволяя сойти с саней даже по естественной надобности.

На суде митрополит Арсений держался твердо, в ответах был находчив, смел и даже весьма резок. Говорили, что он в это время прозорливо предсказал участь своего главного противника митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) и других своих судей. Императрице Екатерине II он сказал, что она не удостоится христианской кончины. (Она, как известно, умерла внезапно).

Суд приговорил митрополита Арсения к лишению сана. С него в присутствии императрицы сняли архиерейские одежды и сослали его в Никольский Корельский монастырь Архангельской губернии простым монахом.

Но и там, отданный под стражу, с запрещением давать ему бумагу и чернила, он не смирился. Обаянием своей сильной личности он привлек на свою сторону не только архимандрита с братией, но и приставленный к нему караул с их начальником подпрапорщиком Алексеевским. В их присутствии он говорил "крамольные речи" о том, что императрица Екатерина II "наша не природная, да и не тверда в законе нашем и не надлежало ей престола принимать". Говорил о правах на престол Иоанна Антоновича, замечая при этом: "Лучше было, кабы ее величество за него вступила в супружество, то бы-де ей уже и престол следовал, а ее величество с ним не в ближнем родстве. И Синод бы дозволить мог". Лучше-де ей за Иоанна Антоновича идти, нежели за Орлова".

Предсказывал он и смерть митрополита Димитрия (Сеченова) такими словами: "Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь".

Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит монастыря почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными. В результате этого доноса, по приказанию императрицы, Арсений был лишен и монашества и под именем Андрея Враля заключен в Ревельскую крепость, в каземат на водяных воротах, представлявший из себя почти могилу в 10 футов длины и 7 ширины. Его одели в арестантский халат. Здесь он и скончался.

Народ сострадал о нем, как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим.

В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: "Вы мне сказали, что надо исповедывать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении". Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: "Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела".

В связи с тем, что митрополит Арсений был лишен святительского сана по политическим мотивам, на последней сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 15/28 июня 1918 года, он был восстановлен в сущем сане.

Читайте также: