Джорджо де кирико биография кратко

Обновлено: 03.07.2024

Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico, 10 июня 1888, Волос, Греция – 20 ноября 1978, Рим) - итальянский художник, основатель метафизической живописи, предшественник сюрреалистов.

Особенности творчества художника Джорджо де Кирико: Живопись де Кирико своеобразна и выразительна. Вкладывая в бездушные предметы тайное значение, стремясь раскрыть их истинный замысел, совмещая несовместимое и играя с подсознанием, он стал предвестником одного из масштабных направления в искусстве ХХ века - сюрреализма. Особое влияние античности и Возрождения отличало работы художника и стало его индивидуальной особенностью.

Джорджо де Кирико: гармония классики и немецкая философия

Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос. Его мать была родом из Генуи, а отец - сицилиец, который в Греции руководил постройкой железной дороги. Тяга к живописи, возникшая довольно рано, привела будущего художника в Высшую художественную школу в Афинах, где он закончил несколько классов. Его учителями были выдающиеся того времени греческие художники: Георгиос Яковидис и Георгиос Ройлос.

После смерти отца семья была вынуждена вернуться в Италию, а де Кирико в 1906 году отправляется на учебу в Академию художеств в Мюнхене. Здесь он испытывает сильное влияние своего учителя — немецкого символиста Макса Клингера. Именно здесь, под воздействием новой для художника философии Ницше, Артура Шопенгауэра, Отто Вейнингера и музыки Вагнера зарождается его особое творческое мировоззрение, которое стало основой его будущей метафизической живописи. Хорошее образование и знание языков позволяли ему переводить Ницше на итальянский, а значит еще больше углубиться в таинственный смысл его работ.

Франция: в мире загадок

Джорджо де Кирико: снова Италия

Окончание войны позволило художнику вновь побывать в музеях Парижа и Флоренции, а работы Тициана в Вилле Боргезе произвели на него особое впечатление.

Возвращение в Париж окончательно оторвало его от сюрреалистов. Резкий разворот в сторону классики в открытую порицался, а восхвалявший его ранее А. Бретон писал гневные статьи.

В 1944 году де Кирико окончательно переезжает в Рим. Он становится членом Королевского общества британских живописцев и избирается во Французскую академию художеств. Критики находили его живопись бунтарской в любом проявлении, потому что писать в стиле Тициана в 1930-х — это был такой же вызов общественности, как и метафизическая живопись в 1910-х.

Биография Джорджо де Кирико

Джорджо де Кирико появился на свет 10 июля 1888 года в городе Волос в итальянской семье с высоким социальным статусом. Отец был потомком благородного сицилийского рода, работал в Греции инженером и руководил строительством железной дороги. Приличное материальное положение позволило мальчику, который с детства тяготел к искусству, получить хорошее начальное образование в афинской Высшей художественной школе. Однако учебу пришлось прервать — после ранней смерти главы семейства мать решила вернуться на родину, в Италию.

Джорджо де Кирико, все же, продолжил изучать живопись. Он уехал в Мюнхен и поступил в Академию художеств, где увлекся музыкой Вагнера (Wilhelm Richard Wagner), философией Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) и Шопенгауэра (Arthur Schopenhauer), а также смелыми идеями своих преподавателей, художников-символистов Арнольда Бёклина (Arnold Böcklin) и Макса Клингера (Max Klinger). Под влиянием новой информации, которая буквально потоком обрушилась на юношу, у него начало формироваться особое мировоззрение.

После Флоренции Джорджо де Кирико поехал в Париж, где познакомился с акварелистом и постимпрессионистом Пьером Лапрадом (Pierre Laprade), который состоял в жюри Осеннего салона. По-настоящему счастливый случай, ведь благодаря этому знакомству начинающему художнику удалось выставить в Салоне несколько своих работ, и они сразу привлекли внимание публики. Ими заинтересовался сам Пикассо (Pablo Picasso), а затем и арт-дилер Поль Гийом (Paul Guillaume). Первая персональная выставка де Кирико, организованная парижским поэтом Аполлинером (Guillaume Apollinaire), состоялась в 1913 году.

  • игры с масштабом;
  • искажение форм;
  • сочетание несопоставимых форм и предметов;
  • ломаная перспектива.

Позже к вышеуказанным приемам добавится еще один — манекены, которые окончательно заменят в сюжетах изображения живых людей.

Тем временем, война внесла свои коррективы в планы художника, и он снова оказался в Италии. В поисках новых форм Джорджо де Кирико пришел к архитектуре, сочтя ее линии наиболее созвучными с метафизикой. На картинах — площади, колонны, башни, улочки. Среди главных героев нет людей, но есть безликие манекены, иногда с дырами вместо глазниц, с протезами вместо ног и рук.

Самые известные картины Джорджо де Кирико

Богатое наследие живописца включает в себя произведения, написанные в разных художественных стилях — классицизме, неоклассицизме, реализме, академизме, но самой яркой и неординарной так и осталась метафизическая живопись. Давайте еще раз посмотрим на самые известные картины Джорджо де Кирико.

Павел Ин

Автор:
Павел Ин

Творчество художника Де Кирико. Метафизическая живопись

Джорджо Де Кирико

Биография Джорджо Де Кирико

Джорджо Де Кирико родился в Греции, в городе Воло, где его отец, итальянский инженер, руководил постройкой железной дороги по линии Афины — Солоники. Художественные наклонности будущего живописца определились рано, и еще в Афинах юный Де Кирико в течение двух лет посещал ри­совальный класс Академии художеств. После смерти отца семья вернулась в Италию, откуда 17-летний юноша отпра­вился учиться в Европу. Посещая Академию художеств в Мюнхене, Де Кирико испытал сильное увлечение живописью немецких символистов, открыв для себя творчество Ф. фон Штука, М. Клингера, А. Беклина. По возвращении в Италию художник живет в разных городах — Флоренции, Милане, Турине, но уже в 1911 году перебирается в столицу современ­ного европейского искусства — Париж. Первый парижский период оказал решающее влияние на формирование мастера. Здесь он сближается с Аполлинером и Пикассо, знакомится с новейшими течениями в искусстве, выставляется в Осеннем Салоне и Салоне независимых.

Уделяя живописи основное внимание, Джорджо Де Кирико вместе с тем нередко выступал как теоретик искусства, писал прозу, работал в области рисунка и скульптуры. В поздние годы он обратился к литографии, воссоздавая в графических листах образы, сюжеты и формы своей живописи прошлых лет, подчас вольно или точно повторяя собственные известные композиции. Кроме литографии Де Кирико работал в разных формах офорта, в частности в акватинте. Графические листы мастера, воссоздавая этапы его творческого пути, вместе с тем являются художественными произведениями высокого уровня.

Становление творчества Джорджо де Кирико, биография и картины

В Греции де Кирико получает классическое художественное образование, в Мюнхене совершает открытия, которые помогают ему выработать собственный стиль. Метафизическая живопись де Кирико берет начало в немецкой философии XIX века.

Сначала XIX века в Германии, а особенно в Баварии, происходит небывалый расцвет культуры. Возникает множество новых философских систем и эстетаческих теорий. Мюнхен становится художественным центром Европы наравне с Парижем.

ДЕ КИРИКО И НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

После смерти отца в 1905 году де Кирико чувствует себя одиноким и потерянным. Художник с головой окунается в изучение мировой культуры и мифологии, пытаясь найти ответы на волнующие его вопросы. Первым делом он решает преодолеть недостаток душевного равновесия и научиться ясно мыслить. Благодаря изучению трудов немецких философов — Артура Шопенгауэра (1788—1860), Фридриха Ницше (1844—1900) и Огго Вейнингера (1880—1903) молодой художник начинает формировать свое мировоззрение и собственную пластическую теорию.

В начале XX века в среде мюнхенских студентов особенной популярностью пользовался философ и психолог Вейнингер, автор известной книги "Пол и характер". В своих рассуждениях Вейнингер использует понятия художника-исследователя и художника-священнослужителя (кстати, к последнему он относит Арнольда Бёклина, чье творчество вдохновляло де Кирико в тот период). Работы Вейнингера помогли художнику выработать собственную метафизическую теорию. Немецкий психолог в частности писал о том, что постоянно меняющаяся окружающая действительность содержит в себе обязательные так называемые независимые элементы — геометрические формы, конструкции и символы предметов. Именно эти независимые элементы берет на вооружение в своем творчестве де Кирико.

С 1908 года де Кирико начинает изучать философские труды Фридриха Ницше. Идеи, которые он в них почерпнул, также окажут значительное влияние на его метафизическую живопись. По примеру немецкого философа, который в своих рассуждениях много внимания уделяет процессу самосовершенствования, де Кирико обращается к поэзии превращений как способу открыть в себе способности наблюдателя. Артур Шопенгауэр, в свою очередь, заставляет художника задуматься над процессами, которые берут свое начало в предметном мире. Де Кирико говорит также об "атмосфере в моральном сенсе", таким образом объясняя свое восхищение работами Клингера и Бёклина. Идеи всех вышеназванных философов на протяжении всей жизни будут близки художнику и найдут оригинальное отражение в его творчестве.

Де Кирико - автопортрет

ПАРИЖСКИЕ ВЛИЯНИЯ

В июле 1911 года Джорджо де Кирико первый раз попадает в Париж. Ему всего двадцать три, и его главным образом интересуют современные авангардные течения, особенно кубизм с его аналитическим подходом к передаче формы.

Вожди кубистической революции — Пикассо и Брак захватили молодого художника, натолкнули его на поиск новых формальных решений. Де Кирико создает впоследствии несколько холстов, имеющих нетрадиционный формат, например, трапециевидный или треугольный.

На появившихся одновременно первых картинах Фернана Леже (1881—1955) де Кирико привлекают "механизированные" изображения людей, вдохновившие его на целую серию картин с фигурами-манекенами.

В Париже де Кирико часто посещает Лувр, где в первую очередь знакомится с искусством древности. Любитель археологии и античности, художник ищет в греческой, римской и ближневосточной скульптуре новые импульсы дня своей метафизической живописи.

Во время пребывания в Париже де Кирико знакомится с фотографом-сюрреалистом Жаном Эженом Атже (1856— 1927) — мастером изображения пустынных парижских улиц, домов и площадей. В работах де Кирико этого периода присутствует такая же атмосфера грусти и опустошенности, как и фотографиям Атже, что внутренне сближает этих мастеров.

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Однако, как свидетельствует Гийом Аполлинер, де Кирико "очень скоро отходит от парижского авангарда, чтобы творить свое собственное искусство, где объединяются, появляются вместе пустые дворцы, башни, символические предметы и манекены. Все это изображено в чистых цветах, переполнено впечатлением искусственности реального. "

Своей живописью, которую называет "метафизической", де Кирико стремится разрушить логические объяснения действительности.

Применяя синтез различных влияний, художник вырабатывает основы метафизической живописи, которая никогда не станет направлением в широком смысле этого слова. Не подчиненная ни одной четко сформированной доктрине, метафизическая живопись станет уделом нескольких художников — самого де Кирико, Карло Kappa (1881—1966), Джорджо Моранди (1890—1964).

Для метафизической живописи характерны поэзия неподвижности, застылости, напряженность в подаче формы и колорита, жесткость линии и резкость светотеневых переходов. Она опирается на абсолютное отрицание действительности, которую преподносит нам реализм, акцентируя внимание на изображении избранных предметов и намеренном подчеркивании отдельных фигуративных элементов.

Эти положения приводят к тому, что художники-метафизики обращаются к гармонии, свойственной итальянскому Ренессансу и произведениям великих мастеров классики.

Джорджо де Кирико у себя дома на балконе

Однако в метафизической живописи предметы, помещенные в единое пространство и подчиняющиеся единой перспективе, никогда не дополняют друг друга, они не взаимосвязаны. Элементы этих композиций объединены с помощью чисто формалистических приемов. Де Кирико — первый художник, пустившийся в этот путь еще в 1910 году. В течение нескольких последующих лет он будет накапливать и систематизировать свои изобретения и находки. В 1917 году, когда образный алфавит де Кирико уже будет достаточно четко сформирован, той же дорогой начинает идти другой итальянский художник, младший де Кирико на семь лет, — Карло Kappa. В 1919 году он публикует сборник текстов под названием "Метафизическая живопись".

Карра помещает в своей книге и статьи де Кирико — "О метафизическом искусстве" и "Мы, метафизики", которые были опубликованы также в римских журналах "Cronache de'attuait'a" и "Valori plastici".

По мнению Карра, метафизическая живопись должна дойти до определенной степени достоверности в передаче действительности в застывших и неподвижных образах. Эта публикация привлекает внимание живописца Джорджо Моранди, который вскоре присоединяется к де Кирико и Карра. Образовавшаяся таким образом творческая группа просуществовала до 1920 года.

Тот факт, что "метафизики" объединяют в своих картинах элементы фантастики и реалистического изображения действительности, привлекает к их творчеству сюрреалистов. Царящая в полотнах "метафизиков" атмосфера "тревожной необычности" очень близка идеям сюрреалистов, стремящихся "изменить жизнь" путем освобождения подсознания и стирания граней между сном и явью. В начале 20-х годов влияние де Кирико на сюрреалистов, в особенности на живопись Макса Эрнста, было огромным.

Родился в Греции в итальянской семье. Учился живописи в Афинах и Флоренции, в 1906 году переехал в Мюнхен, посещал занятия в Художественной академии. Открыл для себя Шопенгауэра и Ницше, живопись Бёклина.




В 1910 году приехал в Париж, сблизился с Пикассо и Аполлинером. С началом Первой мировой войны вернулся в Италию. В 1917 году в военном госпитале Феррары подружился с художником Карло Карра, основал вместе с ним движение метафизической живописи.

Творчество

В 1930-е годы пришёл к академизму.

Каталоги выставок

  • Giorgio de Chirico: Catalogo generale/Claudio Bruni Sakraischik, Isabella Far, eds. Milano: Electa, 1971—1983
  • Giorgio De Chirico, 1888—1978: Galleria nazionale d’arte moderna, Roma, 11 novembre 1981-3 gennaio 1982/ Pia Vivarelli, ed. Roma: De Luca, 1981
  • Giorgio de Chirico: post-metaphysical & baroque paintings, 1920—1970/ Claudio Bruni Sakraischik a.o., eds. New York: Robert Miller, 1984

Литература о художнике

  • Cocteau J. Le mystére laïc (Giorgio de Chirico): essai d'étude indirecte. Paris: Editions des Quatre chemins, 1928
  • Baldacci P. Giorgio De Chirico, 1888—1919: la métaphysique. Paris: Flammarion, 1997.
  • Crossland M. The enigma of Giorgio de Chirico. London; Chester Springs: Peter Owen, 1999
  • Schmied W. Giorgio de Chirico: the endless journey. Munich; New York: Prestel, 2002
  • Nicola U., Podoll K. L’aura di Giorgio De Chirico: arte emicranica e pittura metafisica. Milano: Mimesis, 2003.
  • Holzhey M.Giorgio de Chirico, 1888—1978: the modern myth. Köln; Los Angeles: Taschen, 2005 Джорджо де Кирико // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искуссстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с.204-207

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кирико" в других словарях:

КИРИКО Дж. — КИРИКО Дж. см. Де Кирико Дж … Большой Энциклопедический словарь

Кирико Дж. — Кирико Дж. см. Де Кирико Дж … Энциклопедический словарь

Кирико Дж. — Кирико Дж., см. Де Кирико Дж … Большой Энциклопедический словарь

Кирико Д. — КИ́РИКО Дж., см. Де Кирико Дж … Биографический словарь

Кирико, Джорджо де — Кирико, Джорджо де … Википедия

КИРИКО Джорджо — КИРИКО Дж., см. Де Кирико Джорджо (см. ДЕ КИРИКО Джорджо) … Энциклопедический словарь

КИРИКО Джорджо — (Chirico, Giorgio de) (1888 1978), итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос 10 июля 1888. Учился в Высшей художественной… … Энциклопедия Кольера

Кирико, Джорджо — Джорджо де Кирико, 1936. Фотография Карла ван Вехтена Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico, 10 июля 1888, Волос, Греция 20 ноября 1978, Рим) итальянский художник, близкий к сюрреализму. Содержание … Википедия

Кирико Джорджо де — Джорджо де Кирико, 1936. Фотография Карла ван Вехтена Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico, 10 июля 1888, Волос, Греция 20 ноября 1978, Рим) итальянский художник, близкий к сюрреализму. Содержание … Википедия

Читайте также: