Полномочия парламента в президентской республике кратко

Обновлено: 04.07.2024

37. Президентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

Президентская республика – разновидность демократического государства, форма правления, при которой президент страны совмещает функции главы государства и главы правительства.

В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет.

Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа.

Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними. По формам правления государства делятся на монархии и республики.

В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. Монархии бывают двух видов - абсолютные и конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились в некоторых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий ограниченные, конституционные (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Монарх не участвуют в законодательной деятельности, законы принимаются парламентом, правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной.

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся наследованием статуса главы государства.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Парламент по отношению к правительству осуществляет ряд функций: издает законы, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством.

Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.

Руководитель правительства официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место, его роль обычно ограничивается представительскими функциями.

Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Для завоевания президентского мандата, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент - досрочное отстранение от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная республика, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.

К числу таких стран, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в России характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики.

Конституция России предусматривает, что Президент России формирует Правительство и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В 2008 году в Конституцию России была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

В современной теории и практике государственного республиканского управления выделяют два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

Президентская республика предполагает определенное соотношение объема и характера полномочий президента, парламента и правительства. При этом в руках президента соединены правомочия главы государства и правительства (Аргентина, Бразилия, Мексика, США и т.д.). В президентских республиках государственное управление построено по принципу четкого разделения властей.

Президент организует управление государством, а основной функцией парламента выступает рассмотрение и принятие законодательной базы. В президентских республиках высшие органы власти имеют структурную обособленность и значительную самостоятельность.

Как правило, президентская республика характеризуется внепарламентским механизмом избрания президента через всенародное голосование и формирования правительства, а также отсутствием ответственности правительства перед представительным органом. Оно несет ответственность перед президентом.

У президента отсутствует право на роспуск парламента. Отсутствие права на роспуск парламента лишает президента и правительство возможности оказывать давление на парламент, что устраняет конъюнктурность представительного органа при рассмотрении и принятии им законов.

В свою очередь парламент вправе инициировать против президента процесс импичмента (отстранения от власти). Данная процедура обычно запускается в случае, если президент злоупотребляет властью, совершает тяжкие преступления, умышленно нарушает положения конституции.

Имеется и другая модель президентской республики. В ней президент выступает главой государства, но не совмещает эту должность со статусом руководителя правительства. В такой ситуации президент формирует при себе систему органов (например, в России – администрация Президента РФ), основной функцией которых является содействие президенту в выполнении им своих полномочий как главы государства и гаранта конституции.

Таким образом, президентская республика предполагает создание благоприятных юридических предпосылок для концентрации у президента множества властных полномочий и рычагов.

В ряде случаев президентское правление повышает эффективность управления в случае проведения значимых реформ в странах, которые имеют обширную территорию либо сложную конфессиональную структуру и т.д.

Таким образом, президентская республика при условии соблюдения конституции способствует повышению стабильности в работе правительства, при этом парламент наделен более существенными полномочиями. Президентская республика выступает достаточно гибкой формой правления, что способствовало её широкому распространению. В настоящее время большинство государств реализует именно президентскую систему правления.

К преимуществам президентских республик следует отнести возможность оперативного реагирования на экономические, социальные, экологические и иные вызовы современного времени.

К числу недостатков президентских республик относят то, что сосредоточение чрезмерной власти у президента приводит к существенному снижению качества и эффективности государственного управления при неэффективности, недобросовестности, болезни и возрастных проблемах руководителя.

В силу концентрации власти в руках президента плохое управление может быть сохранено в течение очень долгого периода времени и фактически отбросить государства в своем развитии на долгие десятилетия назад.

Парламентской республике свойственно провозглашение принципа верховенства парламента.

Правительство несет перед ним полную политическую и юридическую ответственность за эффективность собственной деятельности. Формальной отличительной чертой парламентской республики выступает наличие должности премьер-министра, которого выбирает и назначает парламент.

При этом правительство создается лишь парламентским способом из числа членов партии, которая получила большинство мест в парламенте. Представители данной партии сохраняют властные полномочия до того времени, пока они пользуются поддержкой парламентского большинства. Как правило, в парламентской республике руководитель победившей партии получает пост председателя правительства.

Президент принимает только номинальное участие в формировании правительства. Формально он наделен определенными полномочиями, однако в реальности имеет незначительное влияние на процесс реализации государственной власти. В парламентской республике политическое действие президента обычно реализуется лишь с согласия правительства. Нормативные акты президента получают юридическую силу только после их одобрения правительством либо парламентом, которые после этого несут за них полную политическую ответственность.

Парламентская республика представляет собой менее распространенную форму управления государством, нежели президентская республика. Тем не менее и она имеет популярность среди современных государств и реализуется в следующих государствах: Германия, Финляндия, Индия и т.д.

В настоящее время существуют смешанные формы правления: парламентско-президентские и президентско-парламентские. Они выступают результатом своеобразного синтеза принципов построения президентской и парламентской республик (например, Франция).

В мире существует свыше двух сотен государств, отличающихся друг от друга формой правления. Последняя определяет то, каким образом осуществляется управление государственными структурами, и как происходит контроль за выполнением указов правительства.


Что это

Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль отведена президенту, имеющему очень широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности:

  • Выборы президента и парламента происходят независимо друг от друга.
  • Именно глава государства набирает правительство, состоящее из министров, не подконтрольных парламенту.
  • Две ветви власти – законодательная и исполнительная четко разделены друг от друга, но правительство и парламент взаимосвязаны и могут воздействовать друг на друга. Эта характеристика дает президентской республике второе название – дуалистическая.


Данная форма правления появилась в Соединенных Штатах Америки в конце 18 века, но спустя практически 3 сотни лет не потеряла важности. Однако на данный момент данный политический строй присущ государствам Латинской Америки.

Признаки

Основным признаком президентской республики является единоначалие – главой правительства президента. Он контролирует работу исполнительной ветви власти, набирает кабинет министров и следит за их деятельностью. При этом данный тип политического строя существует только на бумаге. В каждом государстве имеются свои особенности. Например, в Мексике выборы главы государства происходит исходя из желания каждого гражданина, а в Америке данная процедура передается так называемым выборщикам.


Второй немаловажный признак данного тип политического строя – способ формирования правительства является внепарламентским. Именно президент назначает тех людей, которые будут следить за исполнением его указов, и они же будут отчитываться напрямую перед своим руководителем.

Третий признак – четкое разделение ветвей власти. Президент не может своим указам освободить от должностей сотрудников парламента, а они не могут никак влиять на кабинет министров.

Правительство в президентской республике

Практически во всех государствах основную роль в жизни общества играет исполнительная власть. В президентской республике с ней связаны определенные особенности в связи с полным подчинением главе государства. Именно он формирует кабинет министров.

Вносить изменения в эту государственную структуру также можно без необходимости согласования своих действий с гражданами страны. Однако в части государств имеются дополнительные изменения в законодательства. Благодаря им представители парламента получают возможность влиять на работу министров и президента.

Отличие от парламентской республики

У двух типов политического строя имеется один важны общий фактор – выбор всех правительственных структур производится на конкретный срок. Основное же отличие заключается в том, что в президентской республике главой государства является президент, а в парламентской – парламент. Собственно, это и понятно из названия. В первом случае президент также:


Во втором типе политического строя главенствующую роль занимает именно парламент. Данный орган следит за работой правительственных структур, определяет вектор внутренней и внешней политики, а также формирует бюджет на календарный год и следит за его расходом. Президент в таком государстве также присутствует, но главенствующую роль не занимает.

Форма правления

Как уже говорилось, особенности президентской республики по-разному раскрываются в разных государствах. Это зависит от исторических событий на ее территории, особенностей проживающих на территории национальностей и так далее.

Россия

Согласно Конституции, исполнительная и законодательная властные ветви равны друг другу, из-за чего политический строй в Российской Федерации зачастую обозначается как смешанная республика. По-другому ее можно назвать президентско-парламентской.

В законодательстве Соединенных Штатов Америки прописано, что США гарантируют каждому штату в составе республиканскую форму правления. Она реализована в виде президентской республики. Единственное отличие – роль парламента играет Конгресс. При этом глава государства и данный орган не могут влиять на работу друг друга.

Украина

У данной страны политическим строем является парламентская республика. Выборы президента (главы государства) происходят путем тайного голосования. В должности он находится пять лет. Основные задачи и функции – представление страны на международной арене, назначение различных должностных лиц и так далее.

Франция

Главный законодательный документ Франции был написан в середине 20 века. С тех пор не менялась главная его составляющая – вся власть сосредоточена у органов исполнительной власти. Самым главным действующим лицом является президент, контролирующий работу всех государственных органов, а также является гарантом суверенитета государства, целостности территории и соблюдения всех законов и договоров. Обладает существенным количеством различных возможностей, среди которых выделяется возможность распустить нижнюю палату парламента.

Суперпрезидентская республика

Данный тип политического строя встречается далеко не везде и является довольно специфичным. Особенность заключается в том, что у президента имеется огромное число разнообразных полномочий. Ее признаками является отсутствие разделение власти. При этом глава государства контролируют работу каждой из ветвей при их наличии. Ни одна властная структура или орган не могут влиять на работу президента.


Чаще всего встречается в восточных странах и странах Латинской Америки. При этом стороннему наблюдателю может казаться, что управление осуществляется так, как должно согласно определению данного типа политического строя. Является одной из форм авторитаризма.

Большинство государств современности имеют республиканскую форму правления. Республики же, в свою очередь, принято делить на парламентские и президентские. Существуют и так называемые смешанные формы правления. К ним относится президентско-парламентская республика.

Содержание статьи

Россия - президентско-парламентская республика

  • Что такое президентско-парламентская республика
  • Что такое республика
  • Украина как президентско-парламентская республика

Президентская республика

Президентская республика – это форма правления, при которой все рычаги управления государством сосредоточены в руках президента. При этом глава государства может являться также и главой правительства, то есть быть ответственным как за исполнительную, так и за законодательную власть в стране.

В президентской республике глава государства избирается, как правило, всеобщим голосованием. Президент не имеет права роспуска парламента, но в то же самое время у парламента есть право отстранить президента от власти. Правительство при такой форме устройства государства, как правило, формируется главой государства. Примерами президентских республик являются США и большинство стран Африки.

Парламентская республика

В парламентской республике главную роль в управлении страной играет парламент и премьер-министр - глава законодательного органа. Президент при такой форме правления наделен рядом полномочий, но политически важные действия он может осуществлять только после одобрения парламента. Правительство формируется парламентским путем, то есть из числа лидеров партий, которые получили большинство голосов в законотворческом органе.

Лидер правящей партии становится, как правило, председателем правительства. В некоторых странах премьер-министра назначает президент. В некоторых республиках министры обязаны быть также и депутатами, в некоторых – наоборот, а в ряде стран представители исполнительной власти сами решают, брать ли на себя функции законодателей. Примерами парламентских республик являются Италия, Германия, Турция и другие страны.

Президентско-парламентская республика

Эту форму правления называют также смешанной, полупрезидентской или полупарламентской, так как она сочетает в себе особенности политического уклада и президентской, и парламентской республик. Так, президент в республике смешанного типа выбирается всенародным голосованием. При этом он не может формировать правительство в одиночку. Кандидатуры премьер-министра и некоторых ключевых министров, предлагаемых главой государства, утверждаются парламентариями.

Правительство, возглавляемое премьер-министром, находится под общим руководством президента, глава государства имеет право распустить правительство. Точно так же и парламент может вынести правительству президента вотум недоверия и потребовать его отставки. Таким образом, в президентско-парламентской республике правительство может работать, только если оно имеет поддержку парламентского большинства. Такую форму правления имеют Российская Федерация, Финляндия, Киргизия и др.

Читайте также: