Полководческое искусство суворова кратко

Обновлено: 04.07.2024

И вот, на этой благодатной почве проявилось истинное величие Суворова в обучении и воспитании войск. Уменье – это только половина успеха, не менее важна моральная сила армии, её дух – утверждал полководец. Сила духа преодолевала всё и торжествовала над трудностями и невзгодами. Вот каковы характерные черты русского солдата: несокрушимая стойкость и упорство в бою; отвага; инициатива и находчивость; умение стойко переносить лишения; умение приноровиться к условиям местности, технике и тактике неприятеля. А если применительно непосредственно к Суворову - появлялась у русского солдата ещё одна черта – вера в полководца и неминуемую победу над врагом. Поэтому солдаты в походах пели:

Казаки, карабинеры,
Гренадёры и стрелки
Всякий на свои манеры
Вьют Суворову венки.

Сейчас обозначим наиболее известную, но сокращённую формулу Суворовского полководческого искусства: ГЛАЗОМЕР, БЫСТРОТА, НАТИСК. Но ему был не чужд и наполеоновский подход: Нанести удар в нужный момент и в нужном месте. Если развернуть суворовские принципы военных действий, они будут выглядеть примерно так:

1.Отсутствие застывших схем. 2.Тщательное изучение противника, его сильных и слабых сторон. 3.Правильный выбор направления главного удара. 4.Отсутствие боязни окружения. 5.Тщательная разведка сил и позиции противника. 6.Сокрушительная энергия атаки. 7.Обязательное выделение резервов. 8.Неослабное преследование разбитого противника, вплоть до полного его разгрома.

Битва при Прейсиш-Эйлау 8 февраля 1807 года. Равное количество солдат и орудий с русской и французской стороны. И равное количество потерь сторон, то есть боевая НИЧЬЯ. Причём командовал русскими войсками далеко не самый выдающийся генерал Леонтий Беннигсен.

Асперн-Эсслингская битва 21-22 мая 1809 года. Противник Наполеона - австрийцы во главе с эрцгерцегом Карлом. ПОРАЖЕНИЕ Бонапарта - то есть французы отступили, покинули поле боя.

Сражение при Лютцене 2 мая 1813 года. Французов 100 тысяч против русско-прусской армии в 73 тысячи солдат под руководством далеко не самого крупного военачальника Петра Витгенштейна. Потери одинаковые, примерно по 20 тысяч человек. НИЧЬЯ.

Битва под Лейпцигом, или так называемая Битва народов, 16-19 октября 1813 года. Потери наполеоновских войск – до 80 тысяч, потери союзников – 54 тысячи человек. Полный разгром, яркое ПОРАЖЕНИЕ Бонапарта.

Русское военное искусство прославилось не только на суше, но и на море.

2. Знаменитый русский флотоводец Федор Федорович Ушаков (1744-1817)

Знаменитый русский флотоводец Федор Федорович Ушаков - адмирал представитель русского военно-морского искусства.

Его даже можно назвать морским Суворовым. Сын небогатого дворянина, он кончил морской кадетский корпус и мог бы сделать придворную карьеру. Но он отказался от праздной жизни придворного, его манило море и боевые подвиги.

Ушаков принял участие во многих морских сражениях России на Черном и Средиземном морях, выиграв знаменитые сражения. Особенно известны его блестящие победы над турками в Керченском и Тендровском сражениях (1790). Его победы на море сочетались с суворовскими победами на суше и обеспечили выигрыш войны против Турции. Знаменит его штурм крепости Корфу (1798), в результате которого русские взяли крепость и весь остров, на котором она находилась, и освободили - Ионические острова от французского владычества.

Ушаков - великий мастер морских сражений парусного флота. Он разработал новую тактику нападения на флот врага, сочетая быстроту, внезапный маневр и артиллерийский огонь. Он соединял свои силы на направления главного удара и обычно обрушивал удары артиллерии на флагманский корабль противника. Выведя его из строя, он вносил растерянность во флот противника, топил его корабли и стремился полностью уничтожить флот.

Таких крупнейших военачальников имела Россия во второй половине XVIII в. В XVIII в. выдвинулись и крупнейшие деятели русской культуры.

Он восхищался личностью Петра I — крупней­шего военного реформатора, создателя русской регулярной армии и флота, основоположника ее военного искусства. Суворов высоко ценил военные знания, постоянно проявлял большой интерес к военной науке, к выяснению её роли в практической деятельности по ру­ководству войсками.

Он глубоко осмыслил и овладел многими обла­стями научных знаний своего времени, в первую очередь военной наукой, что отмечалось не только русскими современниками великого полководца, но и иностранцами.

Портрет Суворова А.В., начало XIX в.

Полководческий гений Суворова вырос на основе сочетания выдающихся природных дарований, разностороннего личного боевого опыта и глубоких военно-научных знаний. Досконально изучив военное дело, познав опыт минувших и современных войн, Суворов пришел к убеждению, что человек является реша­ющим фактором победы .

Рядовой Бахмутского гусарского полка 1764-1774 гг. Литография середины XIX в. по рис. Белоусова

В соответствии с этим он создал пере­довую национальную систему воспитания и обучения армии , стоявшую неизмеримо выше и в корне отличавшуюся от тех мето­дов, которые существовали в западноевропейских армиях. Через всю суворовскую систему воспитания и обучения войск красной нитью проходит основная идея, что солдат является главной силой русской армии, что, проявляя заботу о солдате, завоевав его доверие и любовь, можно требовать от войск высшего напряже­ния на войне и побеждать любого противника.

Эта система была рассчитана на всестороннюю подготовку патриотически настроенного, смелого, инициативного, выносливого, дисципли­нированного, хорошо знающего военное дело солдата. Суворов требовал обучать войска не для парадов и смотров, а лишь тому, что нужно на войне.

Рядовые егеря 1765-1786 гг. Литография середины XIX в. по рис. Шмидта

Опираясь на высокие морально-боевые ка­чества русской армии, полководец решительно отбросил устарев­шие приемы вооруженной борьбы, создал и блестяще применил в своей практической деятельности новые способы ведения воен­ных действий, которые намного опередили свою эпоху и обеспе­чили русскому военному искусству ведущее место.

Суворов одним из первых понял недостатки кордонной стра­тегии , смело отверг ее принципы и пришел к выводу о необхо­димости массирования сил на важнейших направлениях. Уже при штурмах Измаила и Очакова Суворов действова­л не иначе, как крупными массами .

Суворовские марши-маневры были подчинены необходимости быть всегда в готовности вступить в сражение с неприятелем. Этому требованию отвечало и построение походных порядков. Их необходимый элемент — авангарды , способные завязывать бой до подхода главных сил. Во время Итальянского похода они были силой до бригады или дивизии. Включали батальоны егерей и гренадеров, полки легкой кавалерии, казаков и артил­лерию.

Суворовская тактика основывалась на тща­тельном учете обстановки, быстроте, внезапности действий . В действиях Суворова поражают простота планов, целеустрем­ленность начинаний, решительность и быстрота, необыкновен­ная энергия в выполнении начатого дела, изумительная твер­дость и непреклонная воля при преодолении препятствий. Суво­ровские мысли о войне и действия его на поле боя намного пережили своего творца. На образцах боевых действий Суворова учились не только в России, но и за границей.

При написании статьи использована литература:

Суворов и будущая война
"Полководческая деятельность Суворова видимо выявилась в том, что он не проиграл ни одной из веденных им кампаний и не потерпел ни одного поражения в многочисленных боях, которыми он непосредственно руководил. "

"Неоспорима истина, что принципы, законы военного искусства вечны и неизменны, но применение их крайне разнообразно, как разнообразна обстановка на войне.
Таким образом, применение принципов военного искусства во времена Суворова и теперь, а тем более в будущем, должны сильно разниться.
В чем же разница и насколько в зависимости от нее должно измениться применение основ, выработанных Суворовым и сведенных им в целую систему, выливающуюся в формулу; “Единая наступательная тактика: глазомер, быстрота и натиск”, со всем ее богатым содержанием и вытекающими из нее установлениями (правилами второго порядка). "


Александр Суворов выдающийся военный теоретик, стратег и тактик, глубоко понимавшего проблемы военного дела и суть военного искусства. Суворов сформулировал систему взглядов по стратегии и тактике ведения войны и боя, обучения и воспитания войск, во многом опередившую свое время. Одержав множество побед над различными противниками, Суворов снискал славу непобедимого полководца и обогатил военную практику блестящими примерами успешных действий в трудных условиях.

Опираясь на вековые военные традиции России, Александр Суворов возродил воинское искусство и претворил в жизнь новые требования к организации русской армии, боевой подготовки солдат и знания военного искусства.


Стратегия и тактика Александра Суворова.

Стратегия — это видение перспектив и конечных целей наступательных тактических действий. Стратегические планы военных действий намечают выход на определённые пункты и освобождения территорий от вражеской армии в определённые стратегией сроки. Основным способом осуществления стратегических планов Суворов считал активные и решительные военные действия, массированное наступление армии на важнейших направлениях и уничтожение армии противника в открытом бою.

Отдавая предпочтение наступлению, Суворов считал возможным иногда прибегать к обороне и даже к отступлению в интересах сохранения войск от удара превосходящих сил противника.

Суворов был не только талантливым военным стратегом, но и не превзойдённым тактиком.

Тактика — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск. Тактическим новшеством Суворова были артиллерийские обстрелы противника перед началом наступления армейских колонн. Особой заслугой Суворова было совершенствование тактики наступления армейских колонн в сочетании с рассыпным строем, штыковым ударом и рукопашным боем. Этот способ ведения боя был не известен в западном военном искусстве.

Суворовская тактика основывалась на тщательной агентурной и военной разведке, тщательном учёте обстановки, передвижении войск и ресурсов противника, быстроте, внезапности военных действий. Тактика быстрого и внезапного нападения имеет огромное моральное преимущество нападающего над обороняющимся противником.


Чему следует учить солдат и командиров во время воинских учений? Александр Суворов перечислил главные направления воинского обучения: глазомер, быстрота, натиск, целеустремленность, простота, наступательность.

Глазомер – это качество Суворов считал одним из важнейших, как для офицеров, так и для солдат. Суть глазомера заключается в проведении разведки на местности и в умении правильно оценить ситуацию в бою, для правильного принятия решения и последующего действия с учётом необходимого времени.

Быстрота самая сильная и самая характерная сторона тактики Суворова. Время необычайно ценно на войне. Суворов говорил:

На войне быстрота действий возможна только при условии высокой подвижности войск.

Суворову удавалось достичь изумительной подвижности войск, которая превосходила все общепринятые в то время нормы.

Быстрота движения армии Суворова, даже при меньшей численности, поражала грозного противника, ошеломляла врага внезапностью действий, что позволяло захватить инициативу в бою, что являлось тактическим залогом победы.


Суворова ценил время и всегда использовал его максимально эффективна.Накануне сражения Суворов продумал план будущей баталии до малейших деталей, поминутно планируя действия своих войск. Успешный пример претворения продуманных действий – штурм Измаила. Все поставленные задачи были выполнены точно и в срок всеми войсковыми подразделениями. И как результат – взятие неприступной крепости меньшими силами с минимальными потерями.

Натиск — неудержимый порыв вперёд.

Однако быстрота и внезапность наступления, считал Суворов, являются только подготовкой условий для натиска.

Натиск, -говорил Суворов, — это стремительный и сокрушительный удар, совершаемый с полным напряжением всех сил, который завершается преследованием полным разгромом противника, решая исход боя.

Натиск Суворова – это принцип бесстрашного действия, ведущего армию к победе.

Суворов возвёл натиск в систему и на учениях довёл его исполнение до технического совершенства. Полководец очень тщательно продумывал этапы последовательного натиска на неприятеля, всегда оставляя за собой инициативу боя, независимо, от того, на чьей стороне находится численный перевес.

Натиск предполагает такое качество личности, как несокрушимую веру в свои силы и упорство в достижении цели – качество, которое Суворов в высоко ценил в русских солдатах. Инструкции к военным действиям он давал всегда очень подробно, живо и эмоционально:

Простота действия должна быть понятна каждому солдату. Гениальное всегда просто. Суворов учил солдат и офицеров простым тактическим приёмам наступления и обороны и методам боя, в ходе постоянных учебных военных тренировок доводил их выполнение до автоматизма и полного совершенства, и эта тактика его никогда не подводила.

Суворов учил своих солдат и офицеров только тому, что реально может пригодиться в ходе боевых действий. Излюбленный прием обучения войск для Суворова – это сквозные атаки: пехота на пехоту, конница на конницу, пехота на конницу.

На воинских учениях Суворов требовал от подчиненных ясного понимания сути стоящих перед ними задач.

После сражения два-три часа длился анализ боевых действий, с критикой неудачных действий и поощрением успешных воинских манёвров.

В войсках каждый командир отвечал за обучение своих солдат, к обучению привлекали и ветеранов воинской службы – экзирцимейстеры из рядового состава, имеющих большой опыт. Суворов также всячески поощрял самостоятельную военную подготовку офицеров, подавая им в этом пример, рекомендуя к чтению, самые передовые источники военной мысли.


Нравственному воспитанию личного состава Суворов уделял не меньше внимания, чем профессиональному военному делу. Высокий моральный дух верных ему войск явился той основой, на которой зиждется непобедимая мощь его войск. Как ему это удавалось? За проступки, позорящие честь русского солдата и офицера Суворов, в целом не слишком суровый в наказаниях карал очень строго. Известен случай, когда в ходе итальянской кампании два офицера русской армии обокрали раненого французского генерала, находящегося в плену. Суворов приказал их обоих разжаловать в солдаты и прогнать сквозь строй.

Победоносное служение Отечеству невозможно без честного имени, слов и действий.

Суворов сам был религиозным человеком и развивал религиозное чувство у своих подчиненных. Ни одно крупное сражение у него не начиналось без церковной службы, которая чаще всего, в силу суворовской стремительности совершалась не перед боем, а вместе с боем. Неграмотных солдат он учил молитвам.

Воспитывая мужество и волю к победе в войсках, полководец должен заботиться о нравственном здоровье войск, искренней вере в Бога и в праведность поступков, ведущих к победе.

Суворов придавал важнейшее значение христианскому осмыслению солдатского долга и всего поведения Русской армии как христолюбивого воинства. Он наставлял солдат:

Так Суворов чувствовал значение Русского православного царства как оплота Божией Истины в мире. Так надо понимать и его знаменитый возглас:

Беспощадный к врагам на поле боя, он был очень милосерден к ним после их поражения: плененных поляков просто отпускал домой, плененным французам возвращал их шпаги.

Во времена, когда к солдату было принято относиться как к неодушевленному предмету, Суворов себя с гордостью называл солдатом, и говорил о том, что солдат для отечества превыше всего.

военные походы- Суворова

Суворов создал передовую систему воспитания и обучения войск, он был убеждён, что человек является решающим фактором победы. Суворов считал бесцельной и бессмысленной солдатскую муштру, стремился пробудить в солдатах чувство национального самосознания и любовь к Родине, приучить их к смелым, инициативным и искусным действиям в самых разнообразных условиях боевой обстановки.

Суворов создал собственную тактическую и военно-воспитательную школу, целью которой было развитие в солдатах таких качеств, как инициативность, находчивость, сообразительность.

Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат ежедневным довольствием, питанием и дровами для обогрева в походе. Суворов проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным, сурово наказывал за мародерство.

Огромное значение Суворов придавал развитию национального достоинства русского человека, которое базировалось у него на чувстве человеческого достоинства.

Суворов безгранично верил в несокрушимую мощь русского духа. Вот несколько высказываний Суворова, демонстрирующих эту веру:

— Мы русские, мы всё одолеем;
— От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может;
— Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет;
— Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать;
— Покажи на деле, что ты русский!
— Россиянин отличается верой, верностью и рассудком;
— Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. -Там, где не пройдёт олень, все равно пройдёт русский солдат;

Эта вера удесятерила его собственные силы и силы его солдат, позволяя молниеносно разбивать иногда в несколько раз превосходящие силы противника.

Читая эти суворовские слова, удивляешься тому, как же быстро мы растеряли его драгоценное суворовское наследство веры в свою непобедимость. Тем не менее, не все потеряно, пока жива память. В наших жилах течет та же суворовская кровь.

Мы русские — этим все сказано.

Легендарный Швейцарский поход 21 тысячной русской армии под командованием Александра Суворова (10 [21] сентября — 27 сентября [8 октября] 1799 года) через швейцарские Альпы за 17 дней, стал образцом военного искусства, показавшего силу, натиск, быстроту передвижения и внезапность появления русской армии перед противником.


Русская армия успешно прошла Сен-Готард — самый важный перевал горного массива Швейцарских Альп, расположенный в самом центре Европы, на пересечении важных европейских путей.

Переход Суворова через Альпы, стал ярчайшей демонстрацией силы духа русского солдата. За этот поход, вошедший в историю под именем Швейцарского, государь Император Павел Петрович пожаловал Суворова званием генералиссимуса и приказал поставить ему памятник в Санкт-Петербурге.


Сила воздействия личности Суворова на солдат русской армии была чрезвычайно велика. Уверенность полководца в своих чудо-богатырях, передавалась солдатам.

переход через альпы 1799

Духом победы дышит каждое распоряжение Суворова, каждая инструкция, в которой нет и намека на современные воинские уставы, в которых больше, прусского следа, чем русского Суворовского. Вот пример Суворовской инструкции по штурму крепости:

Всё, всегда и везде у Суворова заканчивается победой и подробными инструкциями, что и как делать после разгрома врага. Такие слова как поражение и отступление вообще отсутствовали в его словаре. Ежедневный развод у него всегда заканчивался словами:

Бодрость, Смелость, Храбрость, Победа, Слава, слава, слава!

Швецарский поход суворова через альпы

Суворовские заповеди:

1. Приучайся к деятельности неутомимой. Деятельность есть величайшее из всех достоинств.

2. Побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

3. Ученье свет, а неученье – тьма. Необходимо непрерывное образование себя с помощью чтения.

4. Ближайшая к действию цель лучше дальней. (о тактике)

5. Время драгоценнее всего. Стоянием города не берут.

6. Смотри на дело в целом. (о стратегии)

7. Ноша службы легка, когда дружно подымают.


Суворов был одним из самых образованных военных деятелей XVIII века, он прекрасно знал философию, историю, математику, инженерное дело и фортификационное искусство. Он в совершенстве владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким языками, немного говорил по-арабски и по персидски.

Полководец внимательно следил за ходом военных и политических событий в Западной Европе, читал, и анализировал политические и экономические статьи многих иностранных газет, журналов, научных изданий.

Независимость суждений Суворова, его огромный авторитет в армии вызывали недоверие к нему со стороны правительства и были поводом для тайного надзора, опалы и постоянных унижений.
Патриотизм Суворова был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокий боевой воинский дух и способности русского воина в военный талант своих подчинённых.

Полководческая деятельность Суворова оставила глубокий след в истории русской армии. Последователь Петра I и ученик П. А. Румянцева, Суворов воспитал плеяду замечательных русских полководцев и военачальников, среди которых наиболее выдающимися были М. И. Кутузов и П. И. Багратион. На идеях Суворова были воспитаны Д. А. Милютин, М. И. Драгомиров, А. А. Брусилов и другие известные русские военные деятели.

Наука побеждать актуальна и по сей день и должна быть настольной книгой каждого защитника Родины, от солдата до главнокомандующего.

Читайте также: