Поэтический сборник некрасова 1856 года кратко

Обновлено: 08.07.2024

Второй раздел сборника включает в себя, как уже было сказано, сатирические стихи. Объектом сатиры оказываются в большинстве случаев предста­вители социальных верхов: чиновник, миллионер, помещик и т. д.

О четвертом разделе читайте отдельную статью на этом сайте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • поэтический сборник некрасова 1856 года темы стихов
  • сборник стихотворения некрасова 1856
  • сборник стихотворений 1856 некрасов
  • стихотворения некрасова сборник 1856
  • сборник стихов некрасова 1856 года

Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасова, ее основные темы, идеи и образы

Его еще покамест не распяли, Но час придет — он будет на кресте. Его послал Бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе.

В стихотворениях гражданской направленности Некрасов не только критикует и обличает. Поэты прошлого делали это и до него. Новаторство Некрасова состоит в том, что он показывал причины безобразий в жизни общества.

Лирика Некрасова была опасна для властей. Поэт в одиночку отбивался от нападок реакционной критики. Ценность его стихов — в искренности сочувствия русскому народу.


(1821–1877/78)

Пусть не читает меня светское общество, я не для него пишу. Моё авторское самолюбие вполне будет удовлетворено, если бы, хотя после моей смерти, русский мужик читал мои вещи.

Детство. Годы учёбы . Родился Н. А. Некрасов 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово Подольской губернии. Глава семьи в 1824 году вышел в отставку и поселился в родовом имении Грешнево Ярославской губернии, где и прошли детские годы будущего поэта. Серьёзный отпечаток на мировосприятие Н. А. Некрасова наложило жестокое отношение отца к крепостным и членам семьи. Полной противоположностью отцу была мать Елена Андреевна — умная, тонкая, образованная женщина. Она обучала своих детей всему, что знала и умела сама, приобщила сына к литературе.
В 1832—1837 годах Некрасов учился в Ярославской гимназии, где начал писать стихи. В 1838 году он уехал в Петербург. Отец прочил ему карьеру военного, а сын, сообщив о своём решении только матери, сдал экзамены в Петербургский университет. Знаний оказалось недостаточно — Некрасов определился вольнослушателем на филологический факультет. Отец, узнав о поступке сына, пришёл в ярость и лишил его материальной поддержки. Так в 16 лет, без связей, без денег, голодный, поэт стал зарабатывать на хлеб сам.

В самом начале общественного подъема 60-х годов, в 1856 году, выходит в свет поэтический сборник Некрасова, принесший поэту славу и невиданный литературный успех. "Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли "Ревизор" или "Мертвые души" имели такой успех, как Ваша книга",- сообщал поэту Н. Г. Чернышевский. "А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,- жгутся",- сказал Тургенев примечательные слова. Готовя книгу к изданию, Некрасов действительно проделал большую работу, собирая стихотворения "в один фокус", в единое целое, напоминающее мозаическое художественное полотно. Таков, например, цикл "На улице". Одна уличная драма сталкивается с другой, другая сменяется третьей, вплоть до итоговой формулы поэта: "Мерещится мне всюду драма". Совокупность сценок придает стихам некоторый дополнительный смысл: речь идет уже не о частных, отрывочных эпизодах городской жизни, а о "преступном состоянии мира", в котором существование возможно лишь на унизительных условиях. В этих уличных сценках уже предчувствуется Достоевский, уже предвосхищаются образы будущего романа "Преступление и наказание". Достоевский и сам признавал впоследствии огромное влияние поэзии Некрасова на его творчество. Узнав о смерти поэта, он просидел за томиками его стихов целую ночь. ". В эту ночь я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!"

Некрасов о судьбах русской поэзии

Сборник Некрасова 1856 года открывался эстетической декларацией "Поэт и гражданин", в которой отражались драматические раздумья поэта о соотношении высокой гражданственности (*168) с поэтическим искусством. Эта проблема не случайно приобрела особую актуальность на заре 60-х годов, в преддверии бурного общественного подъема. Стихи представляют собой диалог поэта и гражданина. У этих героев за плечами тяжелые годы "мрачного семилетия", страшно понизившие духовный уровень русского общества. Это в равной мере остро чувствуют и поэт, и гражданин. Новое время требует возрождения утраченного в обществе идеала высокой гражданственности, основанной на "всеобнимающей любви" к Родине: Ах! будет с нас купцов, кадетов, Мещан, чиновников, дворян. Довольно даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан!

Оно же требует и возрождения идеала высокой поэзии, олицетворением которого в стихах Некрасова является Пушкин. Но нельзя не заметить, что диалог поэта и гражданина пронизан горьким ощущением ухода в прошлое той эпохи в истории отечественной культуры, которая была отмечена всеобнимающим, гармоническим гением Пушкина, достигшим высшего синтеза, органического единства высокой гражданственности с высоким искусством. Солнце пушкинской поэзии закатилось, и пока нет никакой надежды на его восход: Нет, ты не Пушкин. Но покуда Не видно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать.

Так говорит гражданин, требующий от поэта в новую эпоху более суровой и аскетичной гражданственности, уже отрицающей "красу небес" и "ласки милой", уже существенно ограничивающей полноту поэтического мироощущения. В стихотворении Некрасова отразились глубокие размышления поэта о драматизме развития русского поэтического искусства в эпоху 60-х годов. Образ поэта сполна воплощает в себе этот драматизм. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между "гражданской поэзией" и "чистым искусством".

Поэзия эпохи 50-60-х годов действительно окажется расколотой на два враждующих друг с другом течения: рядом с Некрасовым встанет Фет. Причем раскол в поэзии середины века возникнет в спорах о пушкинском наследии. Сторонники "чистого искусства", объявляя себя истинными наследниками Пушкина, будут ссылаться на строки из стихотворения "Поэт и толпа": "Не для житейского волненья. "

Каждая из сторон опирается на действительно присущие многогранному и гармоничному гению Пушкина эстетические принципы. Но если в Пушкине они были едины, то в середине XIX века, в эпоху резкой драматизации общественных страстей, они оказались разведенными по разные стороны баррикады. Сохранить свойственную Пушкину цельность, полноту и непосредственность восприятия мира можно было только ценою ухода от гражданских бурь современности. Поэтическая свежесть, природная чистота и ненадломленность лирики Фета достигалась путем отключения творчества от гражданских страстей и ухода в чистые созерцания природы и любви. Стремление Фета сохранить гармонию в условиях дисгармонической действительности заставляло предельно сокращать тематическое разнообразие стихотворений. Об этой особенности его лирики хорошо сказал А. В. Дружинин, точно оценивший сильные и слабые ее стороны. Некрасовский поэт слишком остро "видит невозможность служить добру, не жертвуя собой". Демократическая поэзия, не чуждающаяся злобы дня, открытая дисгармонии окружающего мира, подчас жертвует искусством, его поэтической игрой ради "добрых чувств". Разумеется, вторгающаяся в стихи Некрасова и поэтов "некрасовской школы" социальная дисгармония накладывает на их творчество особый отпечаток. В сравнении с поэзией "чистого искусства" здесь более активизировано аналитическое начало, более ощутимо воздействие прозы. Назвав свой стих "суровым и неуклюжим", Некрасов не кокетничал со своими читателями. По словам А. Блока, мученики "чаще косноязычны, чем красноречивы". Но в этой суровости была своя правда и своя красота: дисгармоничность художественной формы имела тут особую драматическую содержательность. Именно с (*170) этим связан успех поэтического сборника 1856 года, прокладывавшего в русской поэзии новые пути. Вслед за "Поэтом и гражданином", являвшимся своеобразным вступлением, в сборнике шли четыре раздела из тематически однородных и художественно тяготеющих друг к другу стихов: в первом - стихи о жизни народа, во втором - сатира на его недругов, в третьем - поэма "Саша", в четвертом - интимная лирика, стихи о дружбе и любви.

Виртуальный обзор

Николай Алексеевич Некрасов – известный русский поэт, критик, издатель XIX столетия, чьё творчество оказало влияние на всё дальнейшее развитие русской поэзии. В своих сочинениях он использовал как новые литературные жанры, так и фольклорные мотивы. Наследник и продолжатель традиций А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, чья поэзия навсегда вошла в сокровищницу русской культуры.

Николай Алексеевич Некрасов появился на свет 10 декабря 1821 года в местечке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии (сейчас территория Украины). Будущий поэт происходил из обедневшей дворянской семьи.

Его отец – Алексей Сергеевич Некрасов – помещик, бывший армейский офицер. Несдержанный и грубый по характеру, он имел слабость к азартным играм и женщинам. Любовь к картам, семейная черта Некрасовых, привела его к финансовым трудностям.

Мать будущего поэта – Елена Андреевна Некрасова (в девичестве Закревская) была одной из самых завидных невест Херсонской губернии. Красивая и прекрасно образованная девушка, варшавянка, из богатой семьи. Ей приглянулся молодой офицер Алексей Сергеевич, и хотя её родители были против брака, она решила выйти замуж без их согласия. Однако семейная жизнь стала кошмаром: её избранник оказался человеком суровым и деспотичным, в том числе по отношению к мягкой и застенчивой супруге.


Детство Николая Алексеевича проходило в родовом имении отца, в деревне Грешнево, близ Ярославля. В семье Некрасовых было 13 детей, большинство из которых умерли в младенчестве. Атмосфера в семье была тягостной: отец постоянно измывался над крепостными, не уважал свою семью. Шаткое материальное положение вынудило Алексея Сергеевича занять должность исправника. Он разъезжал по окрестностям и выбивал недоимки с крестьян. Отец часто брал с собой на работу маленького Николая, возможно, чтобы показать, каким должен быть помещик. Однако будущий поэт, наоборот, навсегда воспылал ненавистью к крепостникам и жалостью к простому народу. Когда Николаю было 11 лет, его отдали учиться в ярославскую гимназию. Там он пробыл до 5 класса. Учился будущий поэт не очень хорошо, к тому же не ладил со школьной администрацией, которая была недовольна его сатирическими стишками.

В 1838 году отец отправил 17-летнего сына в Санкт-Петербург для поступления в Дворянский полк. Однако Николай не разделял мечту отца о военной карьере. В Питере он повстречал приятеля-студента и решил поступать в Петербургский университет. Неудачно сдав экзамен, Некрасов стал вольнослушателем лекций. Строгий отец в наказание перестал обеспечивать сына деньгами. Николай Алексеевич был вынужден зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он брался за любую работу: писал письма и прошения за неграмотных крестьян на Сенной площади, переписывал бумаги, давал частные уроки, помещал коротенькие заметки в газеты. Платили гроши, но все же это было лучше, чем ничего.

О той поре своей жизни Некрасов вспоминал как о самой трудной — это было время недоедания, постоянной нужды и заботы о завтрашнем дне.

Впоследствии поэт так писал о тех годах:

. Праздник жизни – молодости годы
Я убил под тяжестью труда.







27 декабря 1877 года в 8 часов 50 минут вечера Н. А. Некрасов скончался.

Похороны поэта, достигшего всенародного признания, носили характер народной политической демонстрации. За гробом поэта 30 декабря шло около четырёх тысяч человек.

Хочется вспомнить слова А. В. Луначарского:

Поговорим более подробно о редких и ценных изданиях произведений Н. А. Некрасова, хранящихся в фондах Липецкой областной универсальной научной библиотеки.










k1
k1

k1
k1

Произведения для этого издания отбирал редактор — выдающийся советский поэт, писатель и ученый Корней Иванович Чуковский, многие годы посвятивший изучению и пропаганде некрасовского наследия.




В них раскрывается и замечательная, не изменившая поэту до конца жизни работоспособность и даже предприимчивость, когда речь шла об интересах того дела, которому он посвятил почти всю свою сознательную жизнь. Мы замечаем его слабости и заблуждения, а также его выдержку и мужество, особенно проявившиеся в последние годы жизни.

В редком фонде нашей библиотеки есть книги, изданные к юбилейным датам Н. А. Некрасова.



k1
k1

В книгу также включены статьи Б. Эйхенбаума, В. Евгеньева-Максимова, А. Гизетти, Э. Голлербаха, посвященные жизни Некрасова и его творчеству. Книга вышла в обложке работы М. А. Кирнарского, с портретом Н. Некрасова и неизданными иллюстрациями Б. М. Кустодиева к его произведениям.

Эрих Фёдорович оставил богатое литературоведческое наследие. Он писал об Александре Пушкине, Александре Блоке, Алексее Толстом, Фёдоре Сологубе и др.

k1

Будучи по своей натуре человеком энергичным, предприимчивым и талантливым, Н. А. Некрасов имел множество знакомств среди членов литературного общества Петербурга. Многие известные литераторы были в числе его друзей и хороших знакомых.



k1
k1
k1




Данное юбилейное издание содержит три очерка В. Евгеньева-Максимова, первый из которых представляет собой сжатую биографию Н. А. Некрасова, второй — характеристику его творчества, третий — говорит о Некрасове как вдохновителе революционно-освободительных настроений в русском обществе. Книга интересна ещё и тем, что в ней предлагаются образцы примерных программ литературных вечеров, посвященных памяти Некрасова, в конце книги приведена библиография.






Сочинения Н. А. Некрасова вошли в золотой фонд российской прозы и поэзии. Его считают классиком не только русской, но и мировой литературы. Творчество Некрасова стало закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. Созданные им виды поэмы – народные, сатирические – явились подлинным вкладом в историю русской поэзии. Некрасовское наследие обогатило также музыку и живопись. Многие стихи поэта ещё при его жизни стали народными песнями. В русской живописи с XIX века существует некрасовская тема, связанная, в первую очередь, с изображением русских просторов, крестьян-тружеников, крестьянских детей. Но самое главное, это был первый писатель, который полностью посвятил свою лиру народу.

Читайте также: