Политическое устройство киргизии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Киргизия — суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового светского государства. С мая 1993 г. действовала Конституция, принятая XII сессией Верховного совета республики, с изменениями и дополнениями от февраля 1996 г., октября 1998 г., декабря 2001 г. 18 февраля 2003 г. принят Закон о новой редакции Конституции Кыргызской Республики, в соответствии с которым многие положения подверглись серьезным изменениям.

В административно-территориальном отношении Киргизия делится на 7 областей (Баткенская, Джалал-Абадская, Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская). Области включают 39 районов, 21 город, 29 пгт, 1802 сельских населённых пункта. Наиболее крупные города — Бишкек, Ош — города республиканского подчинения, Джалал-Абад, Талас, Токмок, Каракол, Кант, Узген.

Принципы государственного управления — верховенство власти народа, представленной всенародно избираемым главой государства — президентом; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви; ответственность государственных органов перед народом и осуществление ими своих полномочий в интересах народа; разграничение функций государственной власти и местного самоуправления.

Высший орган законодательной власти — Жогорку Кенеш (парламент), осуществляющий законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий.

Жогорку Кенеш состоял из двух палат: Собрания народных представителей (45 чел.), работающего сессионно и избираемого на основе представительства территориальных интересов, и постоянно действующего Законодательного собрания (60 чел.), избираемого на основе представительства всего населения страны.

Конституционный закон 2003 г. вводит однопалатный Жогорку Кенеш (75 депутатов), избираемый на 5 лет по одномандатным территориальным округам (ранее имели место и выборы по партийным спискам) и работающий сессионно. Право выдвижения кандидатов принадлежит политическим партиям и гражданам путём самовыдвижения. Депутаты избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высший орган исполнительной власти — правительство, возглавляемое премьер-министром и включающее в свой состав также вице премьер-министров, министров, председателей государственных комитетов.

Премьер-министр назначается президентом с согласия большинства депутатов Жогорку Кенеша (в Конституции 1993 г. — с согласия Собрания народных представителей).

Структура правительства по предложению премьер-министра определяется президентом и утверждается Жогорку Кенешем (по Конституции 1993 г. это было прерогативой президента). Правительство в своей деятельности ответственно перед президентом и подотчётно Жогорку Кенешу в пределах, предусмотренных Конституцией.

Президент Киргизии является главой государства, высшим должностным лицом, символом единства народа и государственной власти, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент избирается сроком на 5 лет, одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд. Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком и проживший в стране не менее 15 лет.

Местное самоуправление на территории аилов, посёлков, городов осуществляется местными сообществами в пределах закона и под их ответственность через местные кенеши и др. органы, формируемые в установленном законом порядке.

Органы местного самоуправления несут ответственность перед государством за соблюдение и исполнение законов, а перед местным сообществом — за результаты своей деятельности. Депутаты местных кенешей избираются на 4 года. Исполнительную власть на территории административных единиц осуществляет местная государственная администрация.

На выборах в Жогорку Кенеш в 2000 г. наибольшее количество голосов получили партия коммунистов Кыргызстана, пропрезидентская Демократическая партия женщин Кыргызстана, Союз демократических сил, объединяющий Социал-демократическую партию Кыргызстана, партию экономического возрождения и партию Биримдык.

Партия коммунистов Кыргызстана (ПКК) и Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК) представляют организованные левые силы. ПКК — оппозиционная партия, является политической и идеологической преемницей распущенной в 1991 г. компартии Киргизии.

Не отказываясь от основных идеологических принципов компартии, ПКК пошла на существенные изменения своей программы с учётом современных реалий (в частности, выступает за многоукладную экономику при сохранении социальной направленности реформ и госконтроля за жизненно важными отраслями и т.д.).

Насчитывает ок. 25 тыс. членов. СДПК представляет интересы той части правящей элиты, которая считает неприемлемой для киргизского общества либеральную модель развития, предпочитая модель, приближенную к западноевропейским демократам. Создана в 1993 г., насчитывает более 2 тыс. членов, достаточно влиятельна.

Внутренняя политика направлена на строительство развитого демократического общества, всестороннее развитие местного самоуправления как основы жизни государства, защиту прав человека, обеспечение межнационального согласия. Основные принципы внешней политики — обеспечение и защита суверенитета и территориальной целостности страны, формирование благоприятных внешних условий для проведения экономических и демократических реформ.

Вооружённые силы строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности. Состоят из Сухопутных войск, ВВС, ПВО, национальной гвардии, с сентября 2002 г. действует самостоятельная пограничная служба. Численность Вооружённых сил (совместно с МВД) ок. 18 тыс. чел.

База данных "Законодательство Кыргызской Республики" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Кыргызской Республики

Кыргызская Республика (Кыргызстан) является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством.

Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

  • верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Жогорку Кенешем и Президентом;
  • разделения государственной власти;
  • открытости и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;
  • разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.

Президент является главой государства. Президент олицетворяет единство народа и государственной власти.

Президент подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш; вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению; вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша.

Президент представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда по предложению Совета по отбору судей; представляет Жогорку Кенешу для освобождения от должности судей Верховного суда по предложению Совета судей; назначает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей; освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных конституционным законом.

Президент:

  • назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;
  • назначает и освобождает от должности членов Правительства, руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей.
  • вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;
  • вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
  • вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;
  • назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.
  • представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;
  • ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам;
  • подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении;
  • назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.
  • Президент решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства Кыргызской Республики.
  • Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, определяет, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
  • возглавляет Совет обороны, образуемый в соответствии с законом;
  • при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;
  • объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;
  • объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.
  • Президент награждает государственными наградами Кыргызской Республики; присваивает почетные звания Кыргызской Республики; присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; осуществляет помилование; определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя.

Жогорку Кенеш - парламент Кыргызской Республики – парламент Кыргызской Республики - является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий.

Жогорку Кенеш принимает закон о назначении референдума; назначает выборы Президента.

Жогорку Кенеш вносит изменения в Конституцию; принимает законы; ратифицирует и денонсирует международные договоры в порядке, определяемом законом; решает вопросы об изменении государственных границ Кыргызской Республики; утверждает республиканский бюджет и отчет о его исполнении; решает вопросы административно-территориального устройства Кыргызской Республики; издает акты об амнистии.

Жогорку Кенеш:

  • утверждает программу деятельности Правительства, определяет структуру и состав Правительства, за исключением членов Правительства - руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности;
  • утверждает общегосударственные программы развития Кыргызской Республики, внесенные Правительством;
  • принимает решение о доверии Правительству;
  • принимает решение о выражении недоверия Правительству.
  • по представлению Президента избирает судей Верховного суда; в случаях, предусмотренных конституционным законом, освобождает их от должности по представлению Президента;
  • утверждает состав Совета по отбору судей в порядке, предусмотренном законом;
  • избирает по представлению Президента председателя Национального банка; освобождает его от должности в случаях, предусмотренных законом;
  • избирает членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: одну треть состава - по представлению Президента, одну треть - парламентского большинства и одну треть - парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;
  • избирает членов Счетной палаты: одну треть состава - по представлению Президента, одну треть - парламентского большинства и одну треть - парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;
  • избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Акыйкатчы (Омбудсмена); дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности;
  • избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности по представлению Акыйкатчы (Омбудсмена) заместителей Акыйкатчы (Омбудсмена); дает согласие на привлечение их к уголовной ответственности;
  • дает согласие на назначение Генерального прокурора; дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности; дает согласие на освобождение от должности Генерального прокурора не менее чем одной третью от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
  • одобряет большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша инициативу одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша об освобождении от должности Генерального прокурора в случаях, предусмотренных законом.
  • вводит чрезвычайное положение в случаях и порядке, предусмотренных конституционным законом; утверждает или отменяет указы Президента по этому вопросу;
  • решает вопросы войны и мира; введения военного положения; объявления состояния войны; утверждения или отмены указов Президента по этим вопросам;
  • решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
  • устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания Кыргызской Республики;
  • учреждает государственные награды и почетные звания Кыргызской Республики.
  • заслушивает выступления Президента, представителей иностранных государств, международных организаций;
  • заслушивает ежегодный доклад Акыйкатчы (Омбудсмена);
  • заслушивает ежегодные отчеты Премьер-министра, Генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Счетной палаты.

Жогорку Кенеш в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией, выдвигает обвинение против Президента; принимает решение об отрешении Президента от должности.

Исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации.

Правительство является высшим органом исполнительной власти Кыргызской Республики.

Правительство возглавляется Премьер-министром. Правительство состоит из Премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов.

Структура Правительства включает в себя министерства и государственные комитеты.

Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом. В предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства.

Судебная система Кыргызской Республики устанавливается Конституцией и законами, состоит из Верховного суда и местных судов.

В составе Верховного суда действует Конституционная палата. Законом могут учреждаться специализированные суды. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам и осуществляет пересмотр судебных актов местных судов по обращениям участников судебного процесса в порядке, определяемом законом. Пленум Верховного суда в составе председателя Верховного суда и коллегий Верховного суда дает разъяснения по вопросам судебной практики. Акты Верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Центральные органы государственной власти

Прокуратура Кыргызской Республики составляет единую систему и осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами; надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, следствие; надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан; представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; поддержание государственного обвинения в суде; уголовное преследование должностных лиц государственных органов.

Национальный банк осуществляет надзор за банковской системой Кыргызской Республики, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования. Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов в Кыргызской Республике.

Счетная палата осуществляет аудит исполнения республиканского и местных бюджетов, внебюджетных средств, использования государственной и муниципальной собственности.

Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом).

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Авторы: М. М. Лобанов (Общие сведения, Население, Хозяйство), М. Н. Петрушина (Природа), О. В. Вишлёв (Исторический очерк), А. Ш. Кадырбаев (Исторический очерк), И. О. Гавритухин (Исторический очерк), С. В. Кузьминых (Исторический очерк), А. И. Торгоев (Исторический очерк: до 10 века), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), Г. Ю. Нечаева (Образование. Учреждения науки и культуры), В. А. Мясников (Образование. Учреждения науки и культуры), В. В. Мосолов (Образование. Учреждения науки и культуры), А. Ш. Кадырбаев (Средства массовой информации), Д. Л. Брудный (Балет, Театр), А. П. Секимов (Кино), В. В. Кошкин (Цирк) Авторы: М. М. Лобанов (Общие сведения, Население, Хозяйство), М. Н. Петрушина (Природа), О. В. Вишлёв (Исторический очерк), А. Ш. Кадырбаев (Исторический очерк); >>

КИРГИ́ЗИЯ (Кыр­гыз­стан), Кыр­гыз­ская (Кир­гиз­ская) Рес­пуб­ли­ка (Кыр­гыз Рес­пуб­ли­ка­сы).

Выезжающим в Россию советуют проверить себя в "черном списке" ФМС

Служба в российской армии для мигранта – по контракту или по призыву?

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ УТВЕРДИЛО КВОТУ НА РВП ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА 2015 ГОД

Граждане Кыргызстана смогут получать пособия за счет Фонда социального страхования РФ

В.В. Путин подписал указ об упрощении правил возвращения на ПМЖ в Россию


Объявления и конкурсы

Внимание конкурс,посвященный 77-летию Великой Победы


Республика Кыргызстан обрела независимость 31 августа 1991 года. Кыргызстан – независимое, светское, демократическое и правовое государство. Форма правления до 2010 года была – президентская, но после принятия Конституции 27 июня 2010 года большую часть полномочий взял на себя парламент и премьер-министр, таким образом, Киргизия стала парламентской республикой.

Президент избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет, без права переизбрания на второй срок. По новой Конституции одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды. Действующий президент Кыргызстана – Алмазбек Атамбаев.

Законодательная власть


Законодательную власть в республике осуществляет парламент – Жогорку Кенеш. Парламент Республики Жогорку Кенеш является однопалатным, и состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам. Парламент Кыргызстана имеет приоритет в принятии важных государственных решении. Новый парламент республики был избран 10 октября 2010 года.

Глава правительства — премьер-министр, назначается парламентом по представлению парламентской фракции большинства (депутатов от политической партии, получившей более 50 процентов мандатов).

Судебная власть

Судебная система Кыргызской Республики устанавливается Конституцией и законами, состоит из Верховного суда и местных судов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства. В составе Верховного суда действует Конституционная палата. Законом могут учреждаться специализированные суды. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации.

Правительство является высшим органом исполнительной власти Кыргызской Республики. Правительство возглавляется Премьер-министром. Правительство состоит из Премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов. Стру ктура Правительства включает в себя министерства и государственные комитеты.

Административное устройство

В состав республики Кыргызстан входят 7 областей и 40 административных районов.


Кирги́зия, Кыргызста́н (кирг. Кыргызстан ), официальное название Киргизская Респу́блика (кирг. Кыргыз Республикасы ), — государство на северо-востоке Средней Азии, главным образом в пределах западной и центральной части Тянь-Шаня.

Граничит на севере с Казахстаном, на западе — с Узбекистаном, на юго-западе — с Таджикистаном, на юго-востоке и востоке — с Китаем.

Содержание

Название

История

История Киргизии до 1991

  • Первые государственные образования на территории современной Киргизии возникли во II веке до н. э., когда южные земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан. — начался переход к оседлому образу жизни и у кочевников, населявших Северный Киргизстан. — земли современной Киргизии были завоёваны монголами. — образование Кокандского ханства с центром в Фергане
  • В 1825 заложена кокандская крепость Пишпек — столица современной Киргизии.
  • В 1855—1864 территория Северной Киргизии была завоёвана вышедшими из Верного отрядами полковника Черняева. Пишпек был взят штурмом. Южная Киргизия после разгрома Кокандского ханства в 1876 год была включена в состав Российской империи.
  • После Октябрьской революции киргизы вместе со всеми народами Средней Азии вошли в состав Советской республики.
  • В 1918 Киргизия — часть Туркестанской АССР.
  • В 1924 была основана Кара-Киргизская (позже Киргизская) автономная область в составе РСФСР, с 1926 — Киргизская АССР.
  • В 1936 Киргизия получила статус союзной республики (ССР). — конфликт в Ошской области между узбеками и киргизами. — избран первый президент Киргизии Аскар Акаев.

Независимая Киргизия

Государственное устройство

  • Государственное устройство Киргизской Республики определяется Конституцией, которая была принята 5 мая1993 года.
  • Глава государства — президент, избирается всенародным голосованием сроком на 5 лет. Очередные выборы пройдут в 2009.
  • Однопалатный парламент — (кирг. Жогорку Кенеш ), состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам.
  • Глава правительства — премьер-министр, назначается президентом по представлению парламента (депутатов от политической партии, получившей более 50 процентов мандатов).

Географические данные




Киргизия не имеет выхода к морю. Более трёх четвертей территории Киргизии занимают горы. Пик Победы, высотой 7439 м — наивысшая точка страны.

Территория Киргизии расположена в пределах двух горных систем. Северо-восточная её часть, бо́льшая по площади, лежит в пределах Тянь-Шаня, юго-западная — в пределах Памиро-Алая. Государственные границы Киргизии проходят главным образом по гребням горных хребтов. Лишь на севере и юго-западе, в густонаселённых Чуйской и Ферганской долинах, — по подножиям гор и предгорным равнинам.

Вся территория республики лежит выше 500 м над уровнем моря; более половины её располагается на высотах от 1000 до 3000 м и примерно треть — на высотах от 3000 до 4000 м. Горные хребты занимают около четверти территории и простираются параллельными цепями в основном в широтном направлении. На востоке главные хребты Тянь-Шаня сближаются в районе Меридионального хребта, создавая мощный горный узел. Здесь (на границе с Китаем) поднимается пик Победы (7439 м).

Важнейшие орографические элементы:

  • массив Акшийрак,
  • хребет Кокшал-Тоо (высшая точка — пик Данкова, 5982 м),
  • хребет Терскей Ала-Тоо,
  • хребет Кунгей Ала-Тоо, ,
  • Ферганский хребет.

На крайнем северо-востоке находится одна из основных достопримечательностей Киргизии — горное озеро Иссык-Куль, на берегу которого расположены многочисленные дома отдыха и туристические базы. Озеро находится в Иссык-Кульской котловине, между хребтами Терскей Ала-Тоо (с юга) и Кунгей Ала-Тоо (с севера).

Западная часть Киргизии расположена в пределах Западного Тянь-Шаня. Его важнейшие орографические элементы:

На юго-западе в пределы Киргизии входят северная, восточная и южная окраины Ферганской котловины с предгорьями. Сама Ферганская долина принадлежит Узбекистану.

На юге к Киргизии относятся северный склон Туркестанского хребта, Алайский хребет, Алайская долина и северный склон Заалайского хребта (пик Независимости (ранее пик Ленина), 7134 м), составляющего северную окраину Памира.

Географически Киргизия чётко разделена на две части — юг и север. Обособленные друг от друга, разделённые непреодолимыми горными хребтами, эти регионы традиционно противостоят друг другу. Северные и южные регионы соединены лишь высокогорной автомагистралью Бишкек — Ош.

Читайте также: