Эволюция общественного и государственного строя византии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Византийская империя выделилась в отдельное государство в 395 году, когда Римская империя была разделена на две части. Император единого государства Феодосий I поделил земли между двумя сыновьями. Западная Римская империя исчезла под нашествием варваров с политической карты мира примерно через восемьдесят лет после этого. Византия превратилась в единственную преемницу культуры и достижений цивилизации Древнего Рима. Она продолжала существовать и процветать тысячу лет, охватив период поздней античности и эпоху средних веков.

Изначально Византийская империя формировалась как многонациональное государство:

  • греки и сирийцы,
  • египтяне и евреи,
  • грузины и армяне,
  • иллирийцы и фракийцы,
  • даки и копты,

а также множество других народов заселяли территорию государства.

Великое переселение народов мало изменило ритм жизни Ромейской империи. Хитрые и дальновидные константинопольские монархи дипломатическим путём перенаправили варваров на западные территории. Под их напором Западная Европа превратилась в руины, в это время Византия расцвела и окрепла.

Политическое устройство Византии

Готовые работы на аналогичную тему

При этом священной византийцы считали лишь должность императора, а не самого человека. Василевс не мог передать власть по наследству, нового императора избирала армия, синклит (сенат)и народом. За тысячелетие Византийского царства трон занимали 109 персон, среди которых были солдаты, крестьяне и конюхи. Лишь 34 императора умерли свой смертью. Остальные вынуждены были отречься от престола или погибали от рук заговорщиков.

Значение Византии

В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия.

В 330 г. император Константин провозгласил столицей Римского государства город Византии на берегах Босфора. Долгое время этот город называли Новым Римом, а затем Константинополем.

В IV-VII вв. в состав Византии входила вся восточная часть Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т.д.

Образовавшиеся в Западной Европе варварские королевства (вплоть до возникновения империи Карла Великого) признавали верховную власть византийского императора.

Византия не подверглась, как Западная Римская империя, разрушению со стороны варваров; она долго сохраняла свою сильную государственность. Многие черты поздней Римской империи присутствовали в государственной системе Византии.

Государственное управление было централизовано и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Сохранялась римская система налогообложения. Армия также строилась по римскому образцу.

Император (василевс) руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть считалась божественной. Его власть фактически ограничивалась такими органами, как сенат и государственный совет (консисторий), но она не стала наследственной, борьба за нее часто вела к мятежам и войнам.

Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. В то же время церковь в значительной степени зависела от государства, от государственных императорских пожалований.

Греческая идея таксиса (идеального общественного порядка) была воспринята в Византии в качестве идеи государства как иерархически построенного объединения всех его членов, каждый из которых в соответствии со своим положением имеет определенные права и обязанности.

Для усиления контроля над ведомствами в начале VIII в. была введена должность сакеллария - чиновника с широкими контрольными полномочиями.

В ходе сложной борьбы в VIII в. императорам удалось подчинить церковную иерархию своей власти. Важной задачей императоров было подчинение и удержание в повиновении провинций.

В Х-Х1 вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII в. в пожаловании (пронии) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами. Прония, возникшая как условное землевладение, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.

При Льве VI (конец IX - начало X в.) была сформирована система чинов и титулов, что усиливало императорскую власть и упорядочивало структуры государственной бюрократии. Однако этим не удалось преодолеть засилья временщиков и коррупции в среде византийского чиновничества.

Греческие налоговые чиновники (потарии), предводители местных военных дружин вливались в аппарат управления, созданный завоевателями. В целом административная система управления основывалась на западноевропейских институтах, приспособленных к византийским условиям.

При этом сохранялся византийский придворный церемониал, обряд коронования василевса патриархом. Однако прежде неограниченная власть византийского императора резко сокращалась: при вступлении на престол латинский император давал обязательства соблюдать соглашения со своими вассалами и их привилегии. Новая монархия приобрела черты западноевропейской монархии периода феодальной раздробленности.

Одновременно с образованием Латинской Романии на востоке и западе Византийской империи возникли независимые греческие государства - Никейская и Трапезундская империи и Эпирское царство.

При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.

Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.

Аграрный строй Византии в IV—VI вв.

Аграрный строй Византии в IV—VI вв. Византийская империя включила области с разнообразными природно-климатическими условиями. Мягкий, местами субтропический климат прибрежных районов постепенно переходил в континентальный климат внутренних областей. Горный рельеф

Государственный строй

Государственный строй На основании трактата Чжоу-ли можно изучить систему государственного строя периода династии Чжоу.В обширном древнекитайском государстве этого периода постепенно образуется сложный бюрократический аппарат, управляющий всей страной от имени

Государственный строй

Государственный строй Рабовладельческое государство Шан (Инь) за достаточно долгий период своего существования пережило значительные изменения. На самом раннем этапе оно сохраняло пережитки родоплеменной военной демократии, о чем свидетельствует существование в то

2.7. Государственный строй

2.7. Государственный строй Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.Великий князь. Им мог быть только член семьи Владимира

3.4. Государственный строй

3.4. Государственный строй Органами власти в Галицко-Волынском княжестве были князь, боярский совет и вече, но их роль в жизни государства была несколько иной, чем в Киевской Руси.Князю, который стоял во главе государства, формально принадлежала верховная власть. Он мог

4.5. Государственный строй

4.5. Государственный строй Присоединение украинских и белорусских земель к Литве существенно повлияло на структуру ее государственной власти, которая во многих отношениях копировала систему государственных органов Киевской Руси.Во главе Литовско-Русского государства

6.4. Государственный строй

6.4. Государственный строй Освободительная война 1648—1654 гг. свидетельствовала о пробуждении украинской нации, ее стремлении к самостоятельной жизни, к возрождению национальной государственности. Эта государственность охватывает, как правило, всю или часть

7.3. Государственный строй

7.3. Государственный строй В то время когда заключался украинско-московский договор 1654 г., Украина была независимой и имела все признаки, присущие государству: территорию, которая была государственно организованной; население, признававшее только власть гетмана;

8.3. Государственный строй

8.3. Государственный строй Имперская политика определяла систему государственного управления и изменения, которые происходили в ней в течение XIX — начала XX в. Так, тенденция усиления полицейско-бюрократической системы привела к ликвидации даже упоминаний об автономии

12.2. Государственный строй

12.2. Государственный строй Процесс формирования высших органов власти и управления в западноукраинских землях был тождественным такому же процессу в Великой Украине. Эволюционный путь Центральной Рады от общественно-политического органа к парламенту повторила

14.3. Государственный строй

14.3. Государственный строй Изменения в государственном строе УССР были связаны прежде всего с тенденцией к объединению экономических, политических, военных усилий советских республик. Следует подчеркнуть, что инициатива такого объединения исходила из центра, от

15.2. Государственный строй

15.2. Государственный строй В 30-е годы в развитии политической системы произошли коренные изменения. Овладев аппаратом власти, И. Сталин и его сторонники создали такую государственную организацию, которая лишала рабочий класс и основную часть рядовых членов партии

16.3. Государственный строй

16.3. Государственный строй Анализ государственного строя в рассматриваемый период включает в себя характеристику Украинского самостоятельного государства, которое было провозглашено в июне 1941 г. во Львове, характеристику немецкого и румынского оккупационных режимов и

18.2. Государственный строй

18.2. Государственный строй Формирование неототалитарного режима нуждалось в установлении более жесткого контроля партийных структур над органами власти и управления. Этот процесс был завершен принятием Конституции СССР 1977 г. и соответствующих конституций союзных

19.2. Государственный строй

19.2. Государственный строй Политика перестройки нуждалась в реформировании государственного аппарата как в центре, так и на местах.В марте 1990 г. в СССР был введен институт президентства, что подтвердило намерение М. Горбачева воплотить на практике государственного

20.2. Государственный строй

20.2. Государственный строй После провозглашения независимости Украина сформировалась как парламентско-президентская республика. К тому времени Президент Украины был главой государства и главой исполнительной власти. Статус Украины уже как президентско-парламентской

Всю полноту светской и церковной власти олицетворял импера­тор Ромейского государства, личность которого считалась священ­ной. Он назначал высших сановников, издавал законы, созывал церковные соборы, назначал высших церковных сановников.

Синклит (сенат) как совещательный орган при императоре участво­вал во всех его делах, но решающей роли не играл, а с X в. некоторые его существенные полномочия отошли к императору (обсуждение зако­нопроектов, назначение чиновников, финансовый контроль).

Консисторий (государственный совет) также был совещательным органом при императоре. Однако его функции были гораздо шире и реальнее. По сути, консисторий являлся центральным органом исполнительной власти, а также имел некоторые судебные функ­ции. Важнейшими чиновниками в нем являлись префекты:

• префект претория Востока (управлял территориями Малой Азии, Египтом и Фракией), префект претория Иллирии (руко­водил управлением владениями империи на Балканском п-ове);

• префект Константинополя (эпарх) был председателем сена­та, заведовал высшей судебной властью в столице, обеспе­чивал ее продовольствием и разбирал дела ремесленных це­хов и торговых коллегий, подчинялся лишь императору;

• начальник дворца (ведал охраной императорских апартамен­тов и присутственных мест, полицейской и почтовой служ­бами, дипломатическими отношениями);

• квестор дворца (председательствовал в госсовете, ведал под­готовкой законопроектов, разбирал дела по земельным спо­рам и завещаниям);

• два магистра (пехоты и кавалерии).

В ходе административных реформ VII в.

руководили соответствующими канцеляриями (секретами), в кото­рых работало остальное мелкое и низкооплачиваемое чиновничест­во. Все должностные лица назначались монархом. С конца IX в. установилась система, в соответствии с которой все государствен­ные должности стали подразделяться на 18 последовательных раз­рядов.

Армия долгое время была сильной и организованной. Для обес­печения этих качеств в VII в. из общинников создано особое воен­ное сословие — стратиотов (воинов), получавших земельный на­дел (один из сыновей обязательно служил в войске). С XI в. увели­чивается число наемников, в армию вступают целые племена (на­пример, готы).

Судебную систему образовали: императорский суд; госсовет; суд константинопольского эпарха; квестор; стратиги в фемах и провин­циях; суды канцелярий; многочисленные церковные инстанции (суды константинопольского и антиохийского патриархов, митро­политов, архиепископов, епископов), рассматривавшие дела о пре­ступлениях духовенства, преступления против религии, брака, нрав­ственности, нарушения жителей церковных и монастырских земель; вотчинные суды.

Система местного управления была достаточно сложной. Обе префектуры (Восточная и Иллирийская), делились на семь диоцезов, диоцеза включала 50 провинций, состоящих из общин. Далекие владения с VI в. возглавлялись наместниками — экзархатами (в Италии — Равенский, в Африке — Карфагенский), обладавшими военной и гражданской властью.

С VII в. в условиях многих военных угроз отдаленные и погра­ничные провинции стали управляться военачальниками — страти- гами. Была образована фемная система управления, т.е. создавались фемы — военно-административные округа (в X в. насчитывался 31 военный округ). Фема делилась на турмы, а те — на более мелкие военные подразделения во главе с комитами и трибунами.

Читайте также: