Политическое учение филофея кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рассуждение Филофея отличается последовательностью и стройностью. Астрологии он противопоставляет иное объяснение исторического процесса: причиной изменений является божественная воля, причиной падения царств - неспособность удержаться в истинной вере. Эта историко-богословская концепция целиком находится в русле библейской историософии (см. ее полное выражение в Дан. 2, 21-22), но старцу Филофею необходимо примирить с нею падение православного Константинополя в 1453 г. и сохранение католическим Римом своего видимого благополучия…

ФИЛОФЕЙ. ИЗ ПОСЛАНИЯ О ЗЛЫХЪ ДНЕХЪ И ЧАСѢХЪ

ФИЛОФЕЙ. ИЗ ПОСЛАНИЯ О ИСПРАВЛЕНИИ КРЕСТНАГО ЗНАМЕНИЯ И О СОДОМСКОМ БЛУДѢ

Тот, кто от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы Божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, держащему бразды святых Божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, кто вместо римского и константинопольского владык воссиял, - ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, - так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь.

Ф.И. ТЮТЧЕВ. РУССКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Москва, и град Петров, и Константинов град —

Вот царства русского заветные столицы.

Но где предел ему? и где его границы —

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат.

Семь внутренних морей и семь великих рек.

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная.

Вот царство русское. и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Град Петров - имеется в виду Рим, город апостола Петра.

Константинов град - Константинополь, столица Византийской империи.

ИМПЕРСКАЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТОЛИЦА МИРА

Символ Византии как бы распадается на два символических образа: Константинополь понимается как новый Иерусалим - святой, теократический город и вместе с тем как новый Рим - имперская, государственная столица мира. Обе эти идеи и находят воплощение в осмыслении Москвы как нового Константинополя или третьего Рима, которое появляется после падения Византийской империи. Существенно при этом, что покорение Константинополя турками (1453 г) приблизительно совпадает по времени с окончательным свержением в России татарского господства (1480 г); оба эти события естественно связываются на Руси, истолковываясь как перемещение центра мировой святости - в то время как в Византии имеет место торжество мусульманства над православием, в России совершается обратное, т.е. торжество православия над мусульманством.

В новое время, когда за другими народами признается право на самостоятельное бытие вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, равновесие разрушается. Перед Москвой открываются два пути, требующих выбора быть новым Иерусалимом или новым Римом.

ЗАВЕРШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ИДЕЙ

Автор концепции убежден, что Русь получила христианство не из Византии, а непосредственно из первоисточника — Древнего Рима.
Идея несокрушимости русского царства и его мессианской роли в истории вынуждают Филофея обратиться к анализу природы и назначения царской власти. Власть носит божественный характер, а боговенчанный христианский царь рассматривается не только как глава государства, но и как хранитель Святой Руси. Царь ответствен перед богом за сохранение государства. Сохранение православной веры — это сохранение самого государства.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Планы завоевания Константинополя, борьба староверов с Никоном, церковные интриги, мечты славянофилов, национальная идея и другие последствия трех слов из письма монаха XVI века в изложении американского историка


Успенский собор Московского Кремля (фрагмент фотографии) © Wikimedia Commons

Монах Филофей открывает Третий Рим

Об истинном смысле послания Филофея

Доктрина Филофея в XVI веке

Третий Рим на службе староверов

Третий Рим, о котором все забыли

Интерпретация доктрины в церковных кругах

Возникновение интереса к Третьему Риму

Первая философская интерпретация

Несколько лет спустя после публикации работ Филофея историк Владимир Иконников предложил радикально новую интерпретацию доктрины. Его толкование в дальнейшем окажет определяющее влияние на восприятие истории Московского княжества. Иконников предложил рассмотреть кон­цепцию Третьего Рима в контексте развития имперской идеологии России, а не в рамках церковной дискуссии о проблемах греческой православной церкви под иноверным контролем. Появление доктрины Филофея в начале XVI века было истолковано Иконниковым как свидетельство рождения новой московской идеологии: Византия пала, Москва заняла ее место, а Филофей выразил новое понимание русским двором места Московии в системе мировых отношений в качестве третьей исторической империи. По его мнению, отрицание возможности существования четвертой исторической империи было знаком нарождающегося московского мессианства, а не просто пророче­ством. Прочтение Иконниковым идеи Третьего Рима как идеи мировой империи — спасительницы человечества получит вскоре широкое распространение.

Растущая популярность Третьего Рима

Расцвет Третьего Рима: третий путь, русская идея

Третий Рим в Советском Союзе


Кремль. Фотография Михаила Прехнера. 1930-е годы © Мультимедиа-арт-музей

Современность


Маршалл По © Wikimedia Commons

После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению Московского государства. Начало процесса объединения связывают с присоединением Суздальско-Нижегородского княжества в 1392 г. В XVI в. процесс объединения заверша­ется с присоединением Рязанского великого княжества (1517-1521).

Собиранием земель вокруг Москвы занимались: Васи­лий I (1389-1425), Василий II (1425-1462), Иван III (1462-1505), Василий IV( 1505-1533), Иван IV Грозный (1533-1584) и др.

Внешняя политика Московского царства вначале носила личный характер, затем — семейно-династический и лишь при Иване IV приобретает профессиональный характер: в 1549 г. организован Посольский приказ.

К концу XV в. определились границы Московского цар­ства с Литвой и Польшей. На юге и востоке четкой грани­цы еще не было.

Процесс образования Московского государства получил отражение в русской политико-правовой мысли XVI в.

Основные темы русского политико-правового дискурса XVI века:

1) историческое назначение образовавшегося Москов­
ского государства (Филофей);

2) соотношение светской и духовной власти (Иосиф Во-
лоцкий, Нил Сорский);

3) государство как профессиональное управление на ос­
нове законов (Иван Пересветов);

4) тираноборчество (Андрей Курбский).

6.1. Политическое учение Филофея

Эпоха. 1439 г. — заключена флорентийская уния между православной и католической церквями на условии при­знания главенства папского престола (эта уния не была признана Москвой); 1453 г. — захват турками Константи­нополя (падение Византийской империи).

Биография. О Филофее известно лишь то, что он был выходцем из псковской знати, монахом Псковского монас­тыря (старец Елеазарова монастыря).

Логическое основание политического учения: религи­озный провиденциализм, который основан на Священном Писании. Согласно религиозному провиденциализму все, что случается в мире, происходит по воле Бога и во благо человечества, поэтому история человечества для Фило­фея — это история возникновения, развития и упадка ми­ровых царств в соответствии с Божьей волей.

Глава 6. Политико-правовая мысль.

6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого. 97

торию человечества как смену одного мирового царства другим.

Первое мировое царство для Филофея — Древний Рим, погибший по причине ереси.

В IV в. распространилась ересь Аполлинариева, епископа из Сирии. Аполлинарий считал, что совершенный человек и совершенное божество не могут соединяться в одном лице, поэтому Христос, как обыкновенный человек, был греховен.




Таким образом, Филофей — представитель религиозной политической мысли. Его концепция государства носит ре­лигиозный характер. Одним из первых русских мыслите­лей Филофей осмысливает Московское царство как новое образование на политической карте того времени. Он дока­зывал, что волей Бога Московскому государству предоп­ределена историческая роль: оно должно стать центром раз­личных царств православного Востока, а московский царь

6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого и Нила Сорского

Эпоха. В XV веке в Московском государстве треть всех земель принадлежала монастырям. Поэтому проблема секу­ляризации монастырских земель стала особенно актуаль­ной. В 1503 г. состоялся церковный Собор, на котором был выдвинут проект секуляризации монастырских земель.

Появление в России — ереси жидовствующих (конец XV в.): отрицание Троицы; истинный Христос еще не при­шел; Христос, в которого верят христиане, не был сыном Божьим, а был простым человеком, распятым иудеями и истлевшим в гробу; истинная религия — иудейская, данная самим Богом, а не данная простым человеком Христом.

Логическое основание политического учения: христи­анская религия.

98_________ Глава 6. Политико-правовая мысль.

Он считал, что к раскаявшимся еретикам необходимо проявлять милосердие.

Логическое основание политического учения: христи­анская религия; авторитет римского императора Констан­тина, принявшего христианство.

Как и Фома Аквинский, Иосиф Волоцкии разграничи­вает сущность государственной власти — нет власти не от

_____ 6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова 99

В обоснование необходимости уничтожения еретиков Иосиф Волоцкии приводит исторический аргумент. Он ссылается на первого христианского императора Констан­тина, который установил закон, согласно которому следо­вало предавать насильственной смерти того, кто не верит в святую и животворящую Троицу, а собственность его отда­вать на разграбление.

6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова

Пересветов Иван Семенович(XVI в.) — политический мыслитель, автор проектов судебной, военной и финансо­вых реформ XVI в.

Эпоха. XVI век в истории России — время войн с Крымским и Казанским ханствами, Швецией, Ливонским орденом, Литвой, Польшей. Войны привели к нестабиль­ности. Сентябрь 1549 г. — открытие Земского собора из представителей всех сословий, что ознаменовало начало реформ. Встреча Пересветова с Иваном Грозным и переда­ча царю челобитных с проектами государственных преоб­разований.





(XV-XVI вв.)

После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению Московского государства. Начало процесса объединения связывают с присоединением Суздальско-Нижегородского княжества в 1392 г. В XVI в. процесс объединения заверша­ется с присоединением Рязанского великого княжества (1517-1521).

Собиранием земель вокруг Москвы занимались: Васи­лий I (1389-1425), Василий II (1425-1462), Иван III (1462-1505), Василий IV( 1505-1533), Иван IV Грозный (1533-1584) и др.

Внешняя политика Московского царства вначале носила личный характер, затем — семейно-династический и лишь при Иване IV приобретает профессиональный характер: в 1549 г. организован Посольский приказ.

К концу XV в. определились границы Московского цар­ства с Литвой и Польшей. На юге и востоке четкой грани­цы еще не было.

Процесс образования Московского государства получил отражение в русской политико-правовой мысли XVI в.

Основные темы русского политико-правового дискурса XVI века:

1) историческое назначение образовавшегося Москов­
ского государства (Филофей);

2) соотношение светской и духовной власти (Иосиф Во-
лоцкий, Нил Сорский);

3) государство как профессиональное управление на ос­
нове законов (Иван Пересветов);

4) тираноборчество (Андрей Курбский).

6.1. Политическое учение Филофея

Эпоха. 1439 г. — заключена флорентийская уния между православной и католической церквями на условии при­знания главенства папского престола (эта уния не была признана Москвой); 1453 г. — захват турками Константи­нополя (падение Византийской империи).

Биография. О Филофее известно лишь то, что он был выходцем из псковской знати, монахом Псковского монас­тыря (старец Елеазарова монастыря).

Логическое основание политического учения: религи­озный провиденциализм, который основан на Священном Писании. Согласно религиозному провиденциализму все, что случается в мире, происходит по воле Бога и во благо человечества, поэтому история человечества для Фило­фея — это история возникновения, развития и упадка ми­ровых царств в соответствии с Божьей волей.

Глава 6. Политико-правовая мысль.

6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого. 97

торию человечества как смену одного мирового царства другим.

Первое мировое царство для Филофея — Древний Рим, погибший по причине ереси.

В IV в. распространилась ересь Аполлинариева, епископа из Сирии. Аполлинарий считал, что совершенный человек и совершенное божество не могут соединяться в одном лице, поэтому Христос, как обыкновенный человек, был греховен.

Таким образом, Филофей — представитель религиозной политической мысли. Его концепция государства носит ре­лигиозный характер. Одним из первых русских мыслите­лей Филофей осмысливает Московское царство как новое образование на политической карте того времени. Он дока­зывал, что волей Бога Московскому государству предоп­ределена историческая роль: оно должно стать центром раз­личных царств православного Востока, а московский царь

6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого и Нила Сорского

Эпоха. В XV веке в Московском государстве треть всех земель принадлежала монастырям. Поэтому проблема секу­ляризации монастырских земель стала особенно актуаль­ной. В 1503 г. состоялся церковный Собор, на котором был выдвинут проект секуляризации монастырских земель.

Появление в России — ереси жидовствующих (конец XV в.): отрицание Троицы; истинный Христос еще не при­шел; Христос, в которого верят христиане, не был сыном Божьим, а был простым человеком, распятым иудеями и истлевшим в гробу; истинная религия — иудейская, данная самим Богом, а не данная простым человеком Христом.

Логическое основание политического учения: христи­анская религия.

98_________ Глава 6. Политико-правовая мысль.

Он считал, что к раскаявшимся еретикам необходимо проявлять милосердие.

Логическое основание политического учения: христи­анская религия; авторитет римского императора Констан­тина, принявшего христианство.

Как и Фома Аквинский, Иосиф Волоцкии разграничи­вает сущность государственной власти — нет власти не от

_____ 6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова 99

В обоснование необходимости уничтожения еретиков Иосиф Волоцкии приводит исторический аргумент. Он ссылается на первого христианского императора Констан­тина, который установил закон, согласно которому следо­вало предавать насильственной смерти того, кто не верит в святую и животворящую Троицу, а собственность его отда­вать на разграбление.

6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова

Пересветов Иван Семенович(XVI в.) — политический мыслитель, автор проектов судебной, военной и финансо­вых реформ XVI в.

Эпоха. XVI век в истории России — время войн с Крымским и Казанским ханствами, Швецией, Ливонским орденом, Литвой, Польшей. Войны привели к нестабиль­ности. Сентябрь 1549 г. — открытие Земского собора из представителей всех сословий, что ознаменовало начало реформ. Встреча Пересветова с Иваном Грозным и переда­ча царю челобитных с проектами государственных преоб­разований.

Читайте также: