Политическое сознание и политическое поведение кратко

Обновлено: 05.07.2024

3.Избирательные права граждан: -активное избирательное право; -пассивное избирательное право.

4.Демократическая процедура выборов.

5.Избирательные системы: -мажоритарная; -пропорциональная; -смешанная.

6.Представительные органы власти.

-выдающиеся качества отдельных личностей;

-зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации; -психоаналитические концепции лидерства и др.

2.Функции политического лидера:

-интеграция группы на основе общих интересов, ценностей; -выработка политического курса; -мобилизация группы на достижение поставленных целей; -социальный арбитраж и др.

-правящие и оппозиционные лидеры;

-демократические, авторитарные и либеральные лидеры;

-традиционные, легальные и харизматические лидеры и др.

1.Понятие политического участия.

2.Важность политического участия граждан в демократическом обществе.

3.Формы политического участия:

-членство в политических партиях;

-участие в избирательных кампаниях;

-участие в массовых мирных митингах, шествиях, демонстрациях и др.

-активное избирательное право; -пассивное избирательное право.

5.Участие в деятельности местного самоуправления:

-участие в выборах в органы местного самоуправления;

-участие в референдумах, др. формах непосредственной демократии; -обращение в органы местного самоуправления.

6.Реализация права граждан на получение необходимой информации.

2.Формы государственного правления: -монархия, виды монархий;

-республика, виды республик.

3. Формы государственного (территориального) устройства: -федерация; -унитарное государство; -конфедерация.

4. Типы (виды) политических (государственных) режимов:

-антидемократические/недемократические (тоталитарные, авторитарные).

1.Понятие политической системы общества.

2.Подсистемы политической системы общества: -организационная (институцинальная); -нормативная; -коммуникативная; -культурно-идеологическая;

3.Функции политической системы общества:

-выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп; -определение целей и направления развития общества и государства;

-интеграция, мобилизация и активизация больших социальных групп, политическая социализация граждан;

-выдвижение политических идей, создание идеологий;

-выдвижение политических лидеров, подготовка кадров для государственного аппарата и политических организация и др.

4.Типы политических систем:

-доиндустриальная и частично индустриальная;

2.Сущность принципа разделения властей:

3.Характеристика законодательного органа государственной власти: -структура; -формирование парламента; -основные функции и др.

4.Исполнительные органы власти: -структура исполнительной власти;

-основные функции органов исполнительной власти;

-правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования. 5.Судебная власть в демократическом государстве.

1.Разделение властей как атрибут демократического общества: -законодательная власть; -исполнительная власть; -судебная власть.

2.Характеристика представительных органов государственной власти: -структура; -формирование парламента; -основные функции и пр.




3.Исполнительные органы власти: -структура исполнительной власти;

-основные функции органов исполнительной власти;

-правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования. 4.Роль судебной власти в демократическом государстве.

5.Система правоохранительных органов государства.

1.Избирательное право граждан в РФ: -право избирать (активное); -право быть избранным (пассивное).

2.Источники избирательного права в РФ: -Конституция РФ; -федеральные конституционные законы; -федеральные законы;

-нормативные правовые акты субъектов РФ о выборах.

3.Конституционные принципы избирательного права: -всеобщность избирательно права; -равное избирательное право; -прямое избирательное право; -тайное голосование; -добровольность участия в выборах.

4.Порядок выборов Президента РФ.

5.Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

1.Кого называют политической элиты: -понятие политической элиты; -состав политической элиты.

2.Факторы формирования политической элиты.

3.Функции политической элиты:

-определение стратегических целей развития общества
-выработка государственной политики;

-поддержание политической стабильности общества;

-анализ интересов различных социальных групп и др.

4.Типы политических элит:

-общенациональная, региональная, местная;

-правящая и неправящая (контрэлита).

5.Группы политического влияния.

1.Понятие политического сознания.

2.Уровни политического сознания:

-обыденное (практические, житейские знания о политике);

-идейно-теоретическое (квалифицированное, профессиональное мнение ученых).

3.Мотивы политического поведения:

-эмоциональные, стихийные действия;

-осознанные политические интересы и действия.

4.Формы политического поведения:

-по целевой направленности (конструктивные и деструктивные); -по составу участников (индивидуальные, групповые и массовые); -по характеру ( организованные и стихийные).

5.Политический протест – особая форма политического поведения.

6.Способы регулирования политического поведения: -регулирование посредством правовых норм; -действие моральных норм и ценностей; -самоорганизация субъектов политических действий;

-политическое образование, распространение политических знаний; -политическое руководство, влияние лидеров.

7.Электоральное политическое сознание и электоральное поведение – основной фактор влияния на власть в демократическом обществе.

1.Понятие политической элиты.

2.Тенденции формирования элитных групп:

-аристократическая (стремление правящего круга закрепить свое положение в обществе); -демократическая ( обновление элит за счет одаренных и инициативных людей).

-политическая элита ( государственные деятели, официальные лица, лидеры партий, парламентарии);

-экономическая элита (владельцы крупных предприятий и банков);

-военная элита (высший генералитет и офицерство);

-информационная элита (владельцы каналов массовой информации);

-научная и культурная элиты (крупные ученые, деятели культуры, лидеры конфессий).

4.Основные каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе:

-система образования и культуры;

5.Основные особенности рекрутирования и функционирования элиты в современной России.

1.Определение политического участия.

2.Формы политического участия граждан: -членство в политической партии; -участие в избирательной кампании;

-участие в массовых мирных митингах, шествиях и пр.

3.Избирательные права граждан: -активное избирательное право; -пассивное избирательное право.

4.Демократическая процедура выборов.

5.Избирательные системы: -мажоритарная; -пропорциональная; -смешанная.

6.Представительные органы власти.

-выдающиеся качества отдельных личностей;

-зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации; -психоаналитические концепции лидерства и др.

2.Функции политического лидера:

-интеграция группы на основе общих интересов, ценностей; -выработка политического курса; -мобилизация группы на достижение поставленных целей; -социальный арбитраж и др.

-правящие и оппозиционные лидеры;

-демократические, авторитарные и либеральные лидеры;

-традиционные, легальные и харизматические лидеры и др.

1.Понятие политического участия.

2.Важность политического участия граждан в демократическом обществе.

3.Формы политического участия:

-членство в политических партиях;

-участие в избирательных кампаниях;

-участие в массовых мирных митингах, шествиях, демонстрациях и др.

-активное избирательное право; -пассивное избирательное право.

5.Участие в деятельности местного самоуправления:

-участие в выборах в органы местного самоуправления;

-участие в референдумах, др. формах непосредственной демократии; -обращение в органы местного самоуправления.

6.Реализация права граждан на получение необходимой информации.

2.Формы государственного правления: -монархия, виды монархий;

-республика, виды республик.

3. Формы государственного (территориального) устройства: -федерация; -унитарное государство; -конфедерация.

4. Типы (виды) политических (государственных) режимов:

-антидемократические/недемократические (тоталитарные, авторитарные).

1.Понятие политической системы общества.

2.Подсистемы политической системы общества: -организационная (институцинальная); -нормативная; -коммуникативная; -культурно-идеологическая;

3.Функции политической системы общества:

-выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп; -определение целей и направления развития общества и государства;

-интеграция, мобилизация и активизация больших социальных групп, политическая социализация граждан;

-выдвижение политических идей, создание идеологий;

-выдвижение политических лидеров, подготовка кадров для государственного аппарата и политических организация и др.

4.Типы политических систем:

-доиндустриальная и частично индустриальная;

2.Сущность принципа разделения властей:

3.Характеристика законодательного органа государственной власти: -структура; -формирование парламента; -основные функции и др.

4.Исполнительные органы власти: -структура исполнительной власти;

-основные функции органов исполнительной власти;

-правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования. 5.Судебная власть в демократическом государстве.

1.Разделение властей как атрибут демократического общества: -законодательная власть; -исполнительная власть; -судебная власть.

2.Характеристика представительных органов государственной власти: -структура; -формирование парламента; -основные функции и пр.

3.Исполнительные органы власти: -структура исполнительной власти;

-основные функции органов исполнительной власти;

-правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования. 4.Роль судебной власти в демократическом государстве.

5.Система правоохранительных органов государства.

1.Избирательное право граждан в РФ: -право избирать (активное); -право быть избранным (пассивное).

2.Источники избирательного права в РФ: -Конституция РФ; -федеральные конституционные законы; -федеральные законы;

-нормативные правовые акты субъектов РФ о выборах.

3.Конституционные принципы избирательного права: -всеобщность избирательно права; -равное избирательное право; -прямое избирательное право; -тайное голосование; -добровольность участия в выборах.

4.Порядок выборов Президента РФ.

5.Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

1.Кого называют политической элиты: -понятие политической элиты; -состав политической элиты.

2.Факторы формирования политической элиты.

3.Функции политической элиты:

-определение стратегических целей развития общества
-выработка государственной политики;

-поддержание политической стабильности общества;

-анализ интересов различных социальных групп и др.

4.Типы политических элит:

-общенациональная, региональная, местная;

-правящая и неправящая (контрэлита).

5.Группы политического влияния.

1.Понятие политического сознания.

2.Уровни политического сознания:

-обыденное (практические, житейские знания о политике);

-идейно-теоретическое (квалифицированное, профессиональное мнение ученых).

3.Мотивы политического поведения:

-эмоциональные, стихийные действия;

-осознанные политические интересы и действия.

4.Формы политического поведения:

-по целевой направленности (конструктивные и деструктивные); -по составу участников (индивидуальные, групповые и массовые); -по характеру ( организованные и стихийные).

5.Политический протест – особая форма политического поведения.

6.Способы регулирования политического поведения: -регулирование посредством правовых норм; -действие моральных норм и ценностей; -самоорганизация субъектов политических действий;

-политическое образование, распространение политических знаний; -политическое руководство, влияние лидеров.

7.Электоральное политическое сознание и электоральное поведение – основной фактор влияния на власть в демократическом обществе.

1.Понятие политической элиты.

2.Тенденции формирования элитных групп:

-аристократическая (стремление правящего круга закрепить свое положение в обществе); -демократическая ( обновление элит за счет одаренных и инициативных людей).

-политическая элита ( государственные деятели, официальные лица, лидеры партий, парламентарии);

-экономическая элита (владельцы крупных предприятий и банков);

-военная элита (высший генералитет и офицерство);

-информационная элита (владельцы каналов массовой информации);

-научная и культурная элиты (крупные ученые, деятели культуры, лидеры конфессий).

4.Основные каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе:

-система образования и культуры;

5.Основные особенности рекрутирования и функционирования элиты в современной России.

Политическая жизнь общества – это процесс и результат сознательной деятельности ее социальных субъектов – классов, наций, социальных слоев и групп, граждан и создаваемых ими политических институтов.

Сознание внутренне (имманентно) присуще деятельности человека. В философском аспекте сознание традиционно рассматривается как отражение общественного бытия, как субъективный образ объективного мира. Исходя из этого политическое сознание можно представить прежде всего как отражение политического бытия.

Политическое бытие – это вся система политической жизни, практики политических отношений. Политическое сознание непосредственно детерминируется политическим бытием. Однако на его характер активно воздействуют социально-экономические, исторические, национальные и культурные факторы, а в последние десятилетия и общечеловеческие глобальные проблемы, которые также отражаются в политической практике.

Политическое сознание в современной политологии – наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. Оно характеризует всю совокупность духовных образований, определяющих способность человека к существованию в политической сфере, его умение выполнять там специфические функции, взаимодействовать с органами управления и политической системой в целом. Поэтому от функционирования в обществе политических представлений субъектов и носителей политических отношений, сложившегося менталитета самым непосредственным образом зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.

В широком смысле политическое сознание можно определить как совокупность духовных образований, включающую в себя политические идеи, взгляды, представления, традиции, социально-политические чувства народа, отражающие наиболее существенные экономические, социальные, политические и духовные интересы людей, которые требуют своей реализации через институты политической системы.

Применительно к индивиду политическое сознание – это все представления гражданина, опосредующие и очеловечивающие его объективные связи как с институтами власти, так и с другими людьми по поводу участия в управлении делами общества и государства.

Как духовное отражение политической жизни политическое сознание может выступать на эмпирическом и теоретическом, обыденном и научном, идеологическом и социально-психологическом уровнях.

Неотъемлемой частью политического сознания является сознание правовое. Правовое сознание – совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, классов, социальных групп к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным или неправомерным. Основой правового сознания являются правовые знания. Без права, без правовых знаний не может быть правового государства, государства вообще. Известно и общепризнанно, что право (любая его отрасль) – мера политическая. Правовая норма превращает определенные политические отношения, направления политики, политической деятельности в обязательные для исполнения государственными органами и гражданами.

Политическое сознание всегда исторически конкретно, отражает интересы конкретных людей в конкретной стране с определенным уровнем социально-экономического, политического и духовного развития.

В организации и функционировании политической власти в обществе политическое сознание выполняет следующие функции:

когнитивную, выражающую потребность человека и общества в отражении и уточнении групповых и общеколлективных интересов;

идеологическую, характеризующую потребность в защите интересов группы или общества в целом;

коммуникативную, обеспечивающую взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и с институтами власти;

прагматическую, выражающую способность группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов;

воспитательную, задающую политической активности людей желательную для общества или группы направленность, соответствующую тем или иным идеалам.

Выполняя вышеуказанные функции, политическое сознание выступает элементом мотивации политических действий и важнейшим фактором, определяющим политическое поведение.

В современной политологии политическое поведение определяется как разновидность социальной активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер и выражают реализацию ими своих политических статусов.

Политическое поведение – универсальная характеристика политической жизни, применяемая к любым субъектам и носителям властных отношений (индивидуальным, групповым, массовым, институализированным и неинституализированным).

В политической науке сложились неоднозначные подходы к пониманию политического поведения, которое трактуют как совокупность действий, сферу выражения смыслополагающих (М. Вебер) или инстинктивно выраженных мотиваций (биополитика), связывают с достижением определенного уровня взаимоотношений субъектов (К. Шмитт), наличием организационно-институциональной оформленности носителей власти (представительной системы).

Содержание и характер политического поведения зависят от типа субъекта, содержания мотивов действия и их соответствия нормам политической системы, тех или иных средств достижения целей, состояния среды, обусловливающих протекание действий, а также объекта действий.

Типологическое разнообразие политического поведения связывается с различными основаниями:

– с точки зрения осмысленности действий выделяются осознанныеформы политического поведения, в основе которых лежат ценностные, рациональные и иные аналогичные мотивы, и неосознанные, где мотивирование выведено из-под контроля сознания, а побуждение и регуляция осуществляются низшими рефлексорными уровнями психики (к последним, к примеру, можно отнести аффективные действия, возникающие в толпе в качестве реакции на нестандартные ситуации);

– с точки зрения публичности действий – открытые (например, участие в выборах, манифестациях, митингах) и закрытые формы политического поведения (политическая пассивность, абсентеизм);

– с точки зрения соответствия действий официальным (господствующим) нормам политической системы – нормативные(законопослушание, лояльность, конформизм) и девиантные, отклоняющиеся от предписаний, в том числе и патологические формы политического поведения (паника, истерия, маниакальные политические предубеждения);

– с точки зрения преемственности политического развития – традиционные, характерные для данного общества, режима, менталитета,и инновационные, вносящие новые черты в отношения субъектов власти между собой и с институтами власти;

– с точки зрения доминирующего характера мотивации – автономные, в которых действия определяются самими субъектами, и мобилизационные, где действия вызваны по преимуществу внешними по отношению к субъекту действий причинами.

Таким образом, политическое сознание, выступающее как мотивация политического поведения, представляет собой форму персональной или групповой интерпретации как внешних, объективных условий деятельности, так и выдвигаемых различными институтами власти тех или иных политических целей.

Политическое сознание оказывает огромное воздействие на политическую жизнь, определяет направленность политической деятельности социальных общностей и индивидов. Поэтому в практике управления общественными процессами крайне важно учитывать состояние политического сознания как общества в целом, так и отдельных личностей, социальных групп и слоев, способствовать формированию такого политического сознания, которое наиболее полно выражает потребности социального прогресса страны.

Политическое сознание - это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

  • Индивидуальноеполитическое сознание формируется в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.(Содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
  • Групповоеполитическое сознание, его носителями выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.(Обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
  • Массовоеполитическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.(выражает общественное мнение, настроение и действие масс).
  • Регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
  • Оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
  • Интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
  • Познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
  • Прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
  • Мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Политическое поведение

Политическое поведение - это качественная характеристика политической деятельности и политического участия; это то, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в том или ином политическом событии.

  • Реакция, когда действия людей в политике являются ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди и институты;
  • Периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всевозможных выборах, политических кампаниях.
  • Деятельность в политических организациях, движениях, партиях;
  • Выполнение политических функций в рамках государственных органов: служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка;
  • Посещение политических собраний, освоение и передача
  • Политической информации, участие в политических дискуссиях;
  • Прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампания неповиновения или бойкота;

Политический абсентеизм – уклонение граждан от участия в политической жизни общества, проявляющееся, прежде всего, в отказе принимать участие в выборах.

Политическое участие - это политическая активность граждан, направленная на формирование и деятельность политических институтов.

1. Реакция (позитивная, негативная) на решения политической системы, ее институтов или представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека.

2. Участия в политической деятельности и примыкание к ним общественных организаций: партий, профсоюзов, групп давления, молодежи, политических объединений.

3. Деятельность, связанная с передачей полномочий. То есть участие в выборах местного и государственного уровня, референдумах и т.д.

6. Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

Особым значением для политической системы, действующего режима правления обладают формы и способы политического участия, выражающие политический протест населения.

Политический протест представляет собой разновидность негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и власти или политических оппонентов.

В зависимости от причин, вызвавших протест, граждане могут добиваться своих целей либо путем корректировки правительственного курса, не меняя при этом основ и принципов сложившейся политической системы и режима правления, либо борясь за изменение базисных основ и способов существования власти.

митинг

Политическое поведение — это особенности политической деятельности и политического участия, то, как человек ведет себя в том или ином политическом событии, это способ проявления политического участия и политической деятельности.

Факторы, влияющие на политическое поведение:

  • индивидуальные эмоционально-психологические качества участника политического процесса (например, эмоциональность, непредсказуемость, взвешенность, рассудительность и др.);
  • личная (групповая) заинтересованность субъекта или участника в политических действиях;
  • моральные принципы и ценности;
  • компетентность про оценке того или иного политического события, проявляющаяся в том, насколько хорошо субъект или участник владеет ситуацией, понимает суть происходящего;
  • мотивация и степень вовлеченности субъекта в политическую жизнь. Для одних участие в политических событиях — случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих — призванием и смыслом жизни, для четвертых — способом зарабатывать себе на жизнь.
  • Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы

Виды политического поведения:

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Формы политического поведения с точки зрения соответствия существующим нормам:

  • правомерное поведение – связано с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом;
  • отклоняющеесяповедение – совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п. Политический протест — это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме
  • экстремистское поведение – несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм — систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное — запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

- это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства.


Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Теоретический уровень представлен социально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни;

Обыденный уровень политического сознания - повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни.

  • массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);
  • групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
  • индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).


- это совокупность сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных поступков, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Читайте также: