Политическое сознание и политическое поведение кратко
Обновлено: 05.07.2024
3.Избирательные права граждан: -активное избирательное право; -пассивное избирательное право.
4.Демократическая процедура выборов.
5.Избирательные системы: -мажоритарная; -пропорциональная; -смешанная.
6.Представительные органы власти.
-выдающиеся качества отдельных личностей;
-зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации; -психоаналитические концепции лидерства и др.
2.Функции политического лидера:
-интеграция группы на основе общих интересов, ценностей; -выработка политического курса; -мобилизация группы на достижение поставленных целей; -социальный арбитраж и др.
-правящие и оппозиционные лидеры;
-демократические, авторитарные и либеральные лидеры;
-традиционные, легальные и харизматические лидеры и др.
1.Понятие политического участия.
2.Важность политического участия граждан в демократическом обществе.
3.Формы политического участия:
-членство в политических партиях;
-участие в избирательных кампаниях;
-участие в массовых мирных митингах, шествиях, демонстрациях и др.
-активное избирательное право; -пассивное избирательное право.
5.Участие в деятельности местного самоуправления:
-участие в выборах в органы местного самоуправления;
-участие в референдумах, др. формах непосредственной демократии; -обращение в органы местного самоуправления.
6.Реализация права граждан на получение необходимой информации.
2.Формы государственного правления: -монархия, виды монархий;
-республика, виды республик.
3. Формы государственного (территориального) устройства: -федерация; -унитарное государство; -конфедерация.
4. Типы (виды) политических (государственных) режимов:
-антидемократические/недемократические (тоталитарные, авторитарные).
1.Понятие политической системы общества.
2.Подсистемы политической системы общества: -организационная (институцинальная); -нормативная; -коммуникативная; -культурно-идеологическая;
3.Функции политической системы общества:
-выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп; -определение целей и направления развития общества и государства;
-интеграция, мобилизация и активизация больших социальных групп, политическая социализация граждан;
-выдвижение политических идей, создание идеологий;
-выдвижение политических лидеров, подготовка кадров для государственного аппарата и политических организация и др.
4.Типы политических систем:
-доиндустриальная и частично индустриальная;
2.Сущность принципа разделения властей:
3.Характеристика законодательного органа государственной власти: -структура; -формирование парламента; -основные функции и др.
4.Исполнительные органы власти: -структура исполнительной власти;
-основные функции органов исполнительной власти;
-правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования. 5.Судебная власть в демократическом государстве.
1.Разделение властей как атрибут демократического общества: -законодательная власть; -исполнительная власть; -судебная власть.
2.Характеристика представительных органов государственной власти: -структура; -формирование парламента; -основные функции и пр.
3.Исполнительные органы власти: -структура исполнительной власти;
-основные функции органов исполнительной власти;
-правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования. 4.Роль судебной власти в демократическом государстве.
5.Система правоохранительных органов государства.
1.Избирательное право граждан в РФ: -право избирать (активное); -право быть избранным (пассивное).
2.Источники избирательного права в РФ: -Конституция РФ; -федеральные конституционные законы; -федеральные законы;
-нормативные правовые акты субъектов РФ о выборах.
3.Конституционные принципы избирательного права: -всеобщность избирательно права; -равное избирательное право; -прямое избирательное право; -тайное голосование; -добровольность участия в выборах.
4.Порядок выборов Президента РФ.
5.Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.
1.Кого называют политической элиты: -понятие политической элиты; -состав политической элиты.
2.Факторы формирования политической элиты.
3.Функции политической элиты:
-определение стратегических целей развития общества
-выработка государственной политики;
-поддержание политической стабильности общества;
-анализ интересов различных социальных групп и др.
4.Типы политических элит:
-общенациональная, региональная, местная;
-правящая и неправящая (контрэлита).
5.Группы политического влияния.
1.Понятие политического сознания.
2.Уровни политического сознания:
-обыденное (практические, житейские знания о политике);
-идейно-теоретическое (квалифицированное, профессиональное мнение ученых).
3.Мотивы политического поведения:
-эмоциональные, стихийные действия;
-осознанные политические интересы и действия.
4.Формы политического поведения:
-по целевой направленности (конструктивные и деструктивные); -по составу участников (индивидуальные, групповые и массовые); -по характеру ( организованные и стихийные).
5.Политический протест – особая форма политического поведения.
6.Способы регулирования политического поведения: -регулирование посредством правовых норм; -действие моральных норм и ценностей; -самоорганизация субъектов политических действий;
-политическое образование, распространение политических знаний; -политическое руководство, влияние лидеров.
7.Электоральное политическое сознание и электоральное поведение – основной фактор влияния на власть в демократическом обществе.
1.Понятие политической элиты.
2.Тенденции формирования элитных групп:
-аристократическая (стремление правящего круга закрепить свое положение в обществе); -демократическая ( обновление элит за счет одаренных и инициативных людей).
-политическая элита ( государственные деятели, официальные лица, лидеры партий, парламентарии);
-экономическая элита (владельцы крупных предприятий и банков);
-военная элита (высший генералитет и офицерство);
-информационная элита (владельцы каналов массовой информации);
-научная и культурная элиты (крупные ученые, деятели культуры, лидеры конфессий).
4.Основные каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе:
-система образования и культуры;
5.Основные особенности рекрутирования и функционирования элиты в современной России.
1.Определение политического участия.
2.Формы политического участия граждан: -членство в политической партии; -участие в избирательной кампании;
-участие в массовых мирных митингах, шествиях и пр.
3.Избирательные права граждан: -активное избирательное право; -пассивное избирательное право.
4.Демократическая процедура выборов.
5.Избирательные системы: -мажоритарная; -пропорциональная; -смешанная.
6.Представительные органы власти.
-выдающиеся качества отдельных личностей;
-зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации; -психоаналитические концепции лидерства и др.
2.Функции политического лидера:
-интеграция группы на основе общих интересов, ценностей; -выработка политического курса; -мобилизация группы на достижение поставленных целей; -социальный арбитраж и др.
-правящие и оппозиционные лидеры;
-демократические, авторитарные и либеральные лидеры;
-традиционные, легальные и харизматические лидеры и др.
1.Понятие политического участия.
2.Важность политического участия граждан в демократическом обществе.
3.Формы политического участия:
-членство в политических партиях;
-участие в избирательных кампаниях;
-участие в массовых мирных митингах, шествиях, демонстрациях и др.
-активное избирательное право; -пассивное избирательное право.
5.Участие в деятельности местного самоуправления:
-участие в выборах в органы местного самоуправления;
-участие в референдумах, др. формах непосредственной демократии; -обращение в органы местного самоуправления.
6.Реализация права граждан на получение необходимой информации.
2.Формы государственного правления: -монархия, виды монархий;
-республика, виды республик.
3. Формы государственного (территориального) устройства: -федерация; -унитарное государство; -конфедерация.
4. Типы (виды) политических (государственных) режимов:
-антидемократические/недемократические (тоталитарные, авторитарные).
1.Понятие политической системы общества.
2.Подсистемы политической системы общества: -организационная (институцинальная); -нормативная; -коммуникативная; -культурно-идеологическая;
3.Функции политической системы общества:
-выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп; -определение целей и направления развития общества и государства;
-интеграция, мобилизация и активизация больших социальных групп, политическая социализация граждан;
-выдвижение политических идей, создание идеологий;
-выдвижение политических лидеров, подготовка кадров для государственного аппарата и политических организация и др.
4.Типы политических систем:
-доиндустриальная и частично индустриальная;
2.Сущность принципа разделения властей:
3.Характеристика законодательного органа государственной власти: -структура; -формирование парламента; -основные функции и др.
4.Исполнительные органы власти: -структура исполнительной власти;
-основные функции органов исполнительной власти;
-правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования. 5.Судебная власть в демократическом государстве.
1.Разделение властей как атрибут демократического общества: -законодательная власть; -исполнительная власть; -судебная власть.
2.Характеристика представительных органов государственной власти: -структура; -формирование парламента; -основные функции и пр.
3.Исполнительные органы власти: -структура исполнительной власти;
-основные функции органов исполнительной власти;
-правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования. 4.Роль судебной власти в демократическом государстве.
5.Система правоохранительных органов государства.
1.Избирательное право граждан в РФ: -право избирать (активное); -право быть избранным (пассивное).
2.Источники избирательного права в РФ: -Конституция РФ; -федеральные конституционные законы; -федеральные законы;
-нормативные правовые акты субъектов РФ о выборах.
3.Конституционные принципы избирательного права: -всеобщность избирательно права; -равное избирательное право; -прямое избирательное право; -тайное голосование; -добровольность участия в выборах.
4.Порядок выборов Президента РФ.
5.Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.
1.Кого называют политической элиты: -понятие политической элиты; -состав политической элиты.
2.Факторы формирования политической элиты.
3.Функции политической элиты:
-определение стратегических целей развития общества
-выработка государственной политики;
-поддержание политической стабильности общества;
-анализ интересов различных социальных групп и др.
4.Типы политических элит:
-общенациональная, региональная, местная;
-правящая и неправящая (контрэлита).
5.Группы политического влияния.
1.Понятие политического сознания.
2.Уровни политического сознания:
-обыденное (практические, житейские знания о политике);
-идейно-теоретическое (квалифицированное, профессиональное мнение ученых).
3.Мотивы политического поведения:
-эмоциональные, стихийные действия;
-осознанные политические интересы и действия.
4.Формы политического поведения:
-по целевой направленности (конструктивные и деструктивные); -по составу участников (индивидуальные, групповые и массовые); -по характеру ( организованные и стихийные).
5.Политический протест – особая форма политического поведения.
6.Способы регулирования политического поведения: -регулирование посредством правовых норм; -действие моральных норм и ценностей; -самоорганизация субъектов политических действий;
-политическое образование, распространение политических знаний; -политическое руководство, влияние лидеров.
7.Электоральное политическое сознание и электоральное поведение – основной фактор влияния на власть в демократическом обществе.
1.Понятие политической элиты.
2.Тенденции формирования элитных групп:
-аристократическая (стремление правящего круга закрепить свое положение в обществе); -демократическая ( обновление элит за счет одаренных и инициативных людей).
-политическая элита ( государственные деятели, официальные лица, лидеры партий, парламентарии);
-экономическая элита (владельцы крупных предприятий и банков);
-военная элита (высший генералитет и офицерство);
-информационная элита (владельцы каналов массовой информации);
-научная и культурная элиты (крупные ученые, деятели культуры, лидеры конфессий).
4.Основные каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе:
-система образования и культуры;
5.Основные особенности рекрутирования и функционирования элиты в современной России.
Политическая жизнь общества – это процесс и результат сознательной деятельности ее социальных субъектов – классов, наций, социальных слоев и групп, граждан и создаваемых ими политических институтов.
Сознание внутренне (имманентно) присуще деятельности человека. В философском аспекте сознание традиционно рассматривается как отражение общественного бытия, как субъективный образ объективного мира. Исходя из этого политическое сознание можно представить прежде всего как отражение политического бытия.
Политическое бытие – это вся система политической жизни, практики политических отношений. Политическое сознание непосредственно детерминируется политическим бытием. Однако на его характер активно воздействуют социально-экономические, исторические, национальные и культурные факторы, а в последние десятилетия и общечеловеческие глобальные проблемы, которые также отражаются в политической практике.
Политическое сознание в современной политологии – наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. Оно характеризует всю совокупность духовных образований, определяющих способность человека к существованию в политической сфере, его умение выполнять там специфические функции, взаимодействовать с органами управления и политической системой в целом. Поэтому от функционирования в обществе политических представлений субъектов и носителей политических отношений, сложившегося менталитета самым непосредственным образом зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.
В широком смысле политическое сознание можно определить как совокупность духовных образований, включающую в себя политические идеи, взгляды, представления, традиции, социально-политические чувства народа, отражающие наиболее существенные экономические, социальные, политические и духовные интересы людей, которые требуют своей реализации через институты политической системы.
Применительно к индивиду политическое сознание – это все представления гражданина, опосредующие и очеловечивающие его объективные связи как с институтами власти, так и с другими людьми по поводу участия в управлении делами общества и государства.
Как духовное отражение политической жизни политическое сознание может выступать на эмпирическом и теоретическом, обыденном и научном, идеологическом и социально-психологическом уровнях.
Неотъемлемой частью политического сознания является сознание правовое. Правовое сознание – совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, классов, социальных групп к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным или неправомерным. Основой правового сознания являются правовые знания. Без права, без правовых знаний не может быть правового государства, государства вообще. Известно и общепризнанно, что право (любая его отрасль) – мера политическая. Правовая норма превращает определенные политические отношения, направления политики, политической деятельности в обязательные для исполнения государственными органами и гражданами.
Политическое сознание всегда исторически конкретно, отражает интересы конкретных людей в конкретной стране с определенным уровнем социально-экономического, политического и духовного развития.
В организации и функционировании политической власти в обществе политическое сознание выполняет следующие функции:
– когнитивную, выражающую потребность человека и общества в отражении и уточнении групповых и общеколлективных интересов;
– идеологическую, характеризующую потребность в защите интересов группы или общества в целом;
– коммуникативную, обеспечивающую взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и с институтами власти;
– прагматическую, выражающую способность группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов;
– воспитательную, задающую политической активности людей желательную для общества или группы направленность, соответствующую тем или иным идеалам.
Выполняя вышеуказанные функции, политическое сознание выступает элементом мотивации политических действий и важнейшим фактором, определяющим политическое поведение.
В современной политологии политическое поведение определяется как разновидность социальной активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер и выражают реализацию ими своих политических статусов.
Политическое поведение – универсальная характеристика политической жизни, применяемая к любым субъектам и носителям властных отношений (индивидуальным, групповым, массовым, институализированным и неинституализированным).
В политической науке сложились неоднозначные подходы к пониманию политического поведения, которое трактуют как совокупность действий, сферу выражения смыслополагающих (М. Вебер) или инстинктивно выраженных мотиваций (биополитика), связывают с достижением определенного уровня взаимоотношений субъектов (К. Шмитт), наличием организационно-институциональной оформленности носителей власти (представительной системы).
Содержание и характер политического поведения зависят от типа субъекта, содержания мотивов действия и их соответствия нормам политической системы, тех или иных средств достижения целей, состояния среды, обусловливающих протекание действий, а также объекта действий.
Типологическое разнообразие политического поведения связывается с различными основаниями:
– с точки зрения осмысленности действий выделяются осознанныеформы политического поведения, в основе которых лежат ценностные, рациональные и иные аналогичные мотивы, и неосознанные, где мотивирование выведено из-под контроля сознания, а побуждение и регуляция осуществляются низшими рефлексорными уровнями психики (к последним, к примеру, можно отнести аффективные действия, возникающие в толпе в качестве реакции на нестандартные ситуации);
– с точки зрения публичности действий – открытые (например, участие в выборах, манифестациях, митингах) и закрытые формы политического поведения (политическая пассивность, абсентеизм);
– с точки зрения соответствия действий официальным (господствующим) нормам политической системы – нормативные(законопослушание, лояльность, конформизм) и девиантные, отклоняющиеся от предписаний, в том числе и патологические формы политического поведения (паника, истерия, маниакальные политические предубеждения);
– с точки зрения преемственности политического развития – традиционные, характерные для данного общества, режима, менталитета,и инновационные, вносящие новые черты в отношения субъектов власти между собой и с институтами власти;
– с точки зрения доминирующего характера мотивации – автономные, в которых действия определяются самими субъектами, и мобилизационные, где действия вызваны по преимуществу внешними по отношению к субъекту действий причинами.
Таким образом, политическое сознание, выступающее как мотивация политического поведения, представляет собой форму персональной или групповой интерпретации как внешних, объективных условий деятельности, так и выдвигаемых различными институтами власти тех или иных политических целей.
Политическое сознание оказывает огромное воздействие на политическую жизнь, определяет направленность политической деятельности социальных общностей и индивидов. Поэтому в практике управления общественными процессами крайне важно учитывать состояние политического сознания как общества в целом, так и отдельных личностей, социальных групп и слоев, способствовать формированию такого политического сознания, которое наиболее полно выражает потребности социального прогресса страны.
Политическое сознание - это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.
- Индивидуальноеполитическое сознание формируется в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.(Содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
- Групповоеполитическое сознание, его носителями выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.(Обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
- Массовоеполитическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.(выражает общественное мнение, настроение и действие масс).
- Регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
- Оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
- Интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
- Познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
- Прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
- Мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).
Политическое поведение
Политическое поведение - это качественная характеристика политической деятельности и политического участия; это то, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в том или ином политическом событии.
- Реакция, когда действия людей в политике являются ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди и институты;
- Периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всевозможных выборах, политических кампаниях.
- Деятельность в политических организациях, движениях, партиях;
- Выполнение политических функций в рамках государственных органов: служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка;
- Посещение политических собраний, освоение и передача
- Политической информации, участие в политических дискуссиях;
- Прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампания неповиновения или бойкота;
Политический абсентеизм – уклонение граждан от участия в политической жизни общества, проявляющееся, прежде всего, в отказе принимать участие в выборах.
Политическое участие - это политическая активность граждан, направленная на формирование и деятельность политических институтов.
1. Реакция (позитивная, негативная) на решения политической системы, ее институтов или представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека.
2. Участия в политической деятельности и примыкание к ним общественных организаций: партий, профсоюзов, групп давления, молодежи, политических объединений.
3. Деятельность, связанная с передачей полномочий. То есть участие в выборах местного и государственного уровня, референдумах и т.д.
6. Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.
Особым значением для политической системы, действующего режима правления обладают формы и способы политического участия, выражающие политический протест населения.
Политический протест представляет собой разновидность негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и власти или политических оппонентов.
В зависимости от причин, вызвавших протест, граждане могут добиваться своих целей либо путем корректировки правительственного курса, не меняя при этом основ и принципов сложившейся политической системы и режима правления, либо борясь за изменение базисных основ и способов существования власти.
Политическое поведение — это особенности политической деятельности и политического участия, то, как человек ведет себя в том или ином политическом событии, это способ проявления политического участия и политической деятельности.
Факторы, влияющие на политическое поведение:
- индивидуальные эмоционально-психологические качества участника политического процесса (например, эмоциональность, непредсказуемость, взвешенность, рассудительность и др.);
- личная (групповая) заинтересованность субъекта или участника в политических действиях;
- моральные принципы и ценности;
- компетентность про оценке того или иного политического события, проявляющаяся в том, насколько хорошо субъект или участник владеет ситуацией, понимает суть происходящего;
- мотивация и степень вовлеченности субъекта в политическую жизнь. Для одних участие в политических событиях — случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих — призванием и смыслом жизни, для четвертых — способом зарабатывать себе на жизнь.
- Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы
Виды политического поведения:
ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Формы политического поведения с точки зрения соответствия существующим нормам:
- правомерное поведение – связано с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом;
- отклоняющеесяповедение – совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п. Политический протест — это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме
- экстремистское поведение – несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др.
К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм — систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное — запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.
- это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства.
Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.
1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).
Теоретический уровень представлен социально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;
Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни;
Обыденный уровень политического сознания - повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни.
- массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);
- групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
- индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).
- это совокупность сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных поступков, вызванных эмоциональным состоянием индивида.
Читайте также: