Эпоха возрождения во франции кратко

Обновлено: 28.06.2024

Начало французского Возрождения – середина $XV$ в. В это время оно еще тесно связано с готическим искусством, однако позже, в конце $XV$ в., когда во время походов французских королей в Италию, французские художники знакомятся с итальянским искусством, начинается решительный разрыв с готической традицией.

Возрождение во Франции в основном носило придворный характер, хотя народность проявлялась, например, в ренессансной литературе, и прежде всего в произведениях Ф. Рабле с его типичным галльским остроумием, образностью, и жизнерадостностью.

Реалистические тенденции можно отметить в миниатюре, причем и в богословских, и в светских книгах. Одним из самых известных художников французского Ренессанса является придворный живописец Жан Фуке, в портретах, миниатюрах и религиозных композициях которого в трактовке образа монументальность сочетается с тщательностью, композиционной ясностью и точностью рисунка. Интересно, что изображением современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени заполнены поля рукописей живописца. Античные и ренессансные мотивы сочетаются также работах скульптора Мишеля Коломба.

Культура французского Ренессанса

В Западной Европе начала $XVI$ века Франция являла собой самое большое абсолютистское государство. Покровитель Леонардо, знаток искусств король Франциск I сделал двор центром культуры. Здесь работали итальянские маньеристы Россо и Приматиччо – основатели школы Фонтенбло. Демонстрацией применения ренессансных форм в архитектуре и освобождения от готической традиции являются многочисленные замки, в том числе сам замок Фонтенбло, орнаментальная лепка, живопись и круглая скульптура свидетельствовали о взаимодействии итальянской по форме, античной по сюжету культуры с чисто галльской по духу культурой.

Особого расцвета достигает жанр французского портрета, где особенно прославился придворный живописец Жан Клуэ, чьи портреты, небольшие по размеру и тщательно выписанные, производят впечатление монументальных полотен. Его сын, Франсуа Клуэ, превзошел отца, так как считается самым крупным художником Франции XVI в. Исключительно владея карандашом и акварелью, он создал галерею портретов французского двора своего времени.

Готовые работы на аналогичную тему

Во французской пластике мироощущения эпохи Ренессанса прекрасно передавал Жан Гужон, скульптуры которого пронизаны поэзией, отточены и лаконичны по форме. Однако творчество его младшего современника Пилона отличается тем, что вместо идеальных гармонически ясных образов в его работах появляются образы мрачные, экзальтированные.

Драматичность искусства Пилона есть свидетельство о приближающемся закате эпохи Ренессанса во Франции.

Наиболее отчетливо кризис художественных идеалов Возрождения проявился в новом течении, возникшем в конце эпохи Ренессанса – маньеризме (от maniera — прием, или, вернее, manierismo – вычурность, манерничанье), в основе которого лежала как бы вторичность стиля, подражательность, при всей виртуозности техники и изысканности форм, нарушение гармонии пропорций, деформация – все то, что было чуждо природе искусства Возрождения.

Ранний маньеризм, представленный творчеством таких мастеров, как Я. Понтормо, Д. Россо, А. де Вольтерра, Дж. Романо, отличается перегруженностью композиции, нарушением равновесия, использованием неожиданных, почти устрашающих эффектов.

Зрелый маньеризм более аристократичен, изящен и утончен. Его центрами были Парма и Болонья

Маньеризм распространился за пределы Италии – в Германии, Голландии, Испании, Франции и повлиял не столько на их живопись, сколько на прикладное искусство, которое представляло широкое поле деятельности для фантазии маньеристов.

Возрождение во Франции имело для своего развития в основном те же предпосылки, что и в Италии. Однако в общественно-политических условиях обеих стран были существенные различия. Во Франции господствующим классом продолжало оставаться дворянство.

В пору роста французского абсолютизма буржуазия также очень усилилась. Часть буржуазии одворянилась, скупив земли разорившихся дворян. Она занималась главным образом ростовщической деятельностью. Одновременно наблюдается известное ослабление дворянства, которое принимает все меньше участия в хозяйственной жизни страны и ведет паразитарное существование. Тем не менее дворянство продолжает сохранять командные позиции.

Из всего этого вытекает некоторая отсталость французской буржуазии и слабое ее участие в гуманистическом движении. Гуманистические идеи нашли значительную поддержку в передовых кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии.

Сильное влияние Италии является одной из важнейших особенностей французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования Франциска 1 (1515 – 1547). Итальянские походы очень расширили культурные сношения между двумя народами. Начался усиленный импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. Во французский язык проникает большое число итальянских слов из области искусства, техники, военного дела, светских увеселений и т.п.

Франциск 1 хотел лично возглавить французское Возрождение, чтобы направлять его и держать под своим контролем. В 1530 г. возник Коллеж де Франс, который сразу же стал цитаделью свободного гуманистического знания.

Вторым важнейшим моментом, определившим судьбы французского Возрождения, являются особые взаимоотношения его с Реформацией, в начале созвучной гуманизму, но затем резко с ним разошедшейся.

Несколько последователей Лефевра было казнено, и ему самому пришлось на время бежать за границу. Казни протестантов и свободомыслящих гуманистов стали обычными явлениями.

В это самое время французский протестантизм вступает во вторую свою фазу. Его главой становится Жак Кальвин (1509 – 1564).

Для прозы французского Возрождения характерен широкий, реалистический подход к действительности. Образы более конкретны и индивидуальны.

Во французском Возрождении следует различать несколько этапов. В первой половине века происходит расцвет гуманистических идей, преобладает оптимизм. Во второй половине века в обстановке религиозных войн наблюдаются первые признаки сомнения и разочарования. Начиная с 1560-х гг. кризис гуманизма достигает полной силы, и литература отражает боевые схватки и брожение умов, углубленные искания.

Маргарита Наваррская (1492 – 1549). Ее двор стал одним из крупных гуманистических и литературных центров Франции в первой половине 16 в. При ее дворе находили приют гуманисты. Будучи женщиной весьма образованной, Маргарита была плодовитой писательницей. В своем творчестве она является выразителем гуманистических идей.

Маргарите принадлежит большое число стихотворений и поэм, в которых преобладает религиозно-моральная тематика. Чаще ее стихи посвящены неоплатоническим идеалам возвышенной любви и бесконечного нравственного самосовершенствования.

Клеман Маро (1496 – 1544). Камер-юнкер при дворе Маргариты, затем перешел на службу к Франциску 1. Принадлежность к протестантизму и сделанный без контроля католической церковью перевод на французский язык псалмов навлекли на него преследования, вплоть до заключения его в тюрьму. Маро бежал во владения Маргариты, затем в Италию. Амнистированный, он вернулся в Париж, затем бежал в Женеву, откуда перебрался в Турин, где и умер.

Лирика Маро представляет в развитии французской поэзии значительный шаг вперед. Субъективизм и чувственно-материальное восприятие мира, намеченные у Вийона (1432 – 1463), находят в творчестве Маро свое законченное выражение. Новой является также его поэтическая техника – большая музыкальность стиха, ритмичность фразы, гибкость и непринужденность выражения.

Искусство французского Ренессанса имеет существенные особенности , отличающие его от аналогичных тенденций в искусстве других стран , прежде всего Италии. Деятельность французских художников была тесно связана не с идеалами свободы городов-республик , а с интересами королевского двора и католической церкви.

Следующая особенность заключается в том , что французский Ренессанс развивался позднее , чем ренессансные тенденции в Нидерландах и Италии и поэтому носил в значительной мере вторичный характер. Идеи Возрождения зрели в средневековой Франции , но новые художественные формы привнесли во Францию итальянские мастера.

Итальянские художники опирались на античные традиции своей родины , для французов национальная традиция — готическое искусство. И хотя древние римляне оставили на территории Франции , в особенности южной — в Арле , Марселе , Ниме , Эксе , Авиньоне , значительное количество архитектурных памятников , составивших основу развития средневекового романского искусства , классицистические формы оставались для французов чужими.

Творчество иных художников демонстрирует приверженность готическому мистицизму и , минуя ренессансный Классицизм , переходит в мрачную экзальтацию , свойственную католическому Барокко. Таковы произведения Лижье Ришье ( ок. 1500 — ок. 1567) и Жермена Пилона ( 1535—1590).

Величайшим скульптором конца XVI столетия был Жермен Пилон ( ок. 1535−1590). В надгробии Генриха II и Екатерины Медичи в церкви аббатства Сен-Дени ( 1563—1570) архитектурная часть выполнена итальянцем Ф. Приматиччьо , а в скульптурах работы Пилона ощущается слияние готической традиции с Маньеризмом итальянцев школы Фонтенбло и даже опосредованное влияние гениального Микеланжело.

Родоначальниками французской портретной живописи были Жан и Франсуа Клуэ , Корнель де Лион , Жан Кузен Старший. Французский живописный портрет развивался под фламандским влиянием.

На парном портрете герцогини де Виллар и Габриэль д’Эстре ( произведение неизвестного мастера школы Фонтенбло) две сестры , придворные дамы , показаны полуобнаженными в ванне. Живопись одновременно архаична , чувственна и натуралистична. Жест герцогини де Виллар , дотрагивающейся до соска груди сестры , означает скорое рождение сына у Габриэль , фаворитки короля Генриха IV. В руке Габриэль — кольцо Нострадамуса , подарок короля.

Работа итальянцев по оформлению интерьеров замков Фонтенбло и Блуа повлияла на стиль французской орнаментальной гравюры , произведения лепщиков , резчиков , живописцев-декораторов. Во Франции появились итальянские гротески , их с успехом использовали орнаменталисты Э. Делон, Ж.-А. Дюсерсо. Истинно ренессансной фигурой со всеми присущими этому понятию странностями был Б. Палисси. Французский Ренессанс прославили фаянсы Сен-Поршера , лиможские эмали , расписная майолика Невера , карандашные портреты семьи Дюмустье , миниатюры братьев Лимбург.

Начало французского Возрождения относится к середине ХV века. Ему предшествовал процесс формирования французской нации и образования национального государства. На королевском престоле представитель новой династии - Валуа. Походы французских королей в Италию познакомили художников с достижениями итальянского искусства. Готические традиции и нидерландские тенденции в искусстве вытесняются итальянским Ренессансом. Французское Возрождение носило характер придворной культуры, основы которой заложили короли-меценаты начиная с Карла V.

Самым крупным творцом Раннего Возрождения считается придворный живописец Карла VII и Людовика ХI Жан Фуке (1420-1481). Его еще называют великим мастером французского Ренессанса. Он первым во Франции последовательно воплотил эстетические принципы итальянского кватроченто, предполагавшие в первую очередь ясное, рациональное видение реального мира и постижение природы вещей через познание ее внутренних закономерностей. Большую часть творческого наследия Фуке составляют миниатюры из часословов. Кроме того, он писал пейзажи, портреты, картины на исторические сюжеты. Фуке был единственным художником своего времени, обладавшим эпическим видением истории, чье величие соразмерно Библии и античности.

В начале ХVI века Франция превращается в самое крупное абсолютистское государство Западной Европы. Центром культурной жизни становится королевский двор, а первыми ценителями и знатоками прекрасного - приближенные и королевская свита. При Франциске I, поклоннике великого Леонардо да Винчи, итальянское искусство становится официальной модой. Итальянские маньеристы Россо и Приматиччо, приглашенные Маргаритой Наваррской, сестрой Франциска I, основывают в 1530 году школу Фонтенбло. Этим термином принято называть направление во французской живописи, возникшее в XVI веке в замке Фонтенбло. Кроме того, его применяют по отношению к произведениям на мифологические сюжеты, подчас сладострастные, и к запутанным аллегориям, созданным неизвестными художниками и восходящими также к маньеризму. Школа Фонтенбло прославилась созданием величественных декоративных росписей ансамблей замка.

Точку в культурном развитии Франции ХVI века поставил великий философ-гуманист Мишель де Монтень (1533-1592). Книга эссе, отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, представляет свод суждений о житейских нравах и принципах поведения человека в различных обстоятельствах. Разделяя представление о наслаждении как цели человеческого бытия, Монтень трактует его в эпикурейском духе - принимая все, что отпущено человеку природой.

Французское искусство ХVI-XVII вв. опиралось на традиции французского и итальянского Возрождения. Живопись и графика Фуке, скульптуры Гужона, замки времен Франциска I, дворца Фонтенбло и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня - на всем лежит печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного.



Франциск I и его сестра Маргарита Наваррская.

Культура французского Возрождения зародилась и развивалась в период завершения объединения королевства, развития торговли, превращения Парижа в политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдалённые и глухие провинции.

С конца XV столетия во Францию приезжают многие известные итальянские поэты, писатели, художники, филологи. Среди них были поэт Фаусто Андреллини, учёный грек Иоанн Ласкарис, филолог Юлий Цезарь Скалигер, историографы де Сейссель и Павел Эмилий. Под итальянским влиянием Франциск I решил построить и украсить множество своих замков. Он окружил себя приглашёнными из Апеннинского полуострова художниками. Гениального итальянского художника и учёного XV—XVI веков Леонардо да Винчи, прибывшего во Францию после битвы при Мариньяно и скончавшегося в замке Амбуаз, сменили итальянский художник Андреа дель Сарто, скульптор Франческо Приматиччи, Россо Фьорентино и многие другие служители прекрасного.


Юноши из знатных и богатых семей стремились в Италию, чтобы познакомиться с богатствами итальянской культуры.


Существовала также и лионская школа поэзии. Её представители не подвергались сильным гонениям. К лионской школе относится поэтесса Луиза Лабе.



Наряду с этим, литература французского Возрождения впитывала в себя и лучшие образцы устного народного творчества. Она отражала черты, присущие талантливому и свободолюбивому французскому народу: его весёлый нрав, смелость, трудолюбие и тонкий юмор.



Жоашен дю Белле и Пьер де Ронсар.


Пьер де ла Рамэ (Пётр Рамус).


Одним из выдающихся французских гуманистов был Жак Лефевр д’Этапль. Он был очень образованным человеком: энциклопедистом, филологом и философом, теологом, математиком, астрономом. Получил образование во Флоренции и стал основателем школы математиков и космографов у себя на родине. В конце XV — начале XVI века д’Этапль опубликовал комментарии к произведениям Аристотеля, отмеченные стремлением по-новому взглянуть на освящённый традицией авторитет короля философов. В 1512 году он издал комментарии к Посланиям Павла, в которых обосновал необходимость критического анализа сочинений отцов христианского вероучения. Он перевёл на французский язык Библию (до того времени она существовала только на латинском языке), но этот перевод был осуждён Сорбонной как еретический. Будучи на самом деле мечтательным и тишайшим гуманистом, Лефевр д’Этапль испугался последствий собственных идей, когда понял, к чему на практике они могут привести.

Период развития гуманизма во Франции был короток, и его пути очень скоро стали тернисты. В Европе усиливалась католическая реакция. С середины 30-х годов XVI века Сорбонна, напуганная успехами гуманизма, выступила против его представителей. Меняется и отношение французской королевской власти и двора к гуманистам. Из покровительницы королевская власть превращается в гонительницу свободомыслия. Жертвами преследований стали крупные французские гуманисты — Бонавантюр Деперье, Этьен Доле, Клеман Маро.

Читайте также: