Политическое самоуправление это в географии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ключевые слова конспекта: административно-территориальное устройство (деление), федеративное устройство, федеральные округа и их центры.

Административно-территориальное деление (административно-территориальное устройство) — это разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Такое деление обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами.

Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное устройство — для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО),
  • муниципальное устройство — для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

  1. совмещение двух видов деления — границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов.
  2. юридическом разведении двух видов деления — границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ.

Федеративное устройство Российской Федерации.

Российская Федерация (Россия) – суверенная демократическая республика, имеет федеративную форму государственного устройства. Россия состоит из 85 субъектов федерации (с 18 марта 2014 года) – 22 республики, 9 краев, 3 автономных округа, входящие в состав областей, 1 автономный округ, не входящий в состав области, 1 автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Территория страны разделена на 8 федеральных округов. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом). Наибольшим округом по количеству субъектов и численности населения является Центральный округ, по размерам территории — Дальневосточный округ.

Административно-территориальное устройство России

Федеральные округа и их центры.

1) Центральный федеральный округ (18 субъектов): Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, город федерального значения Москва. Центр федерального округа – г. Москва. Территория — 650 205 км² (3,8 % от РФ). Население — 39 250 960 чел. (26,85 % от РФ, 2021г.)

2) Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов): Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, город федерального значения Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург. Территория — 686 972 км² (9,85 % от РФ). Население — 13 941 959 чел. (9,54 % от РФ, 2021г.)

3) Южный федеральный округ (8 субъектов): Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Крым, город федерального значения Севастополь. Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону. Территория — 447 821 км² (2,61 % от РФ). Население — 16 482 488 чел. (11,28 % от РФ, 2021г.)

4) Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов): Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика. Центр федерального округа – г. Пятигорск. Территория — 170 439 км² (1 % от РФ). Население 9 967 301 чел. (6,82 % от РФ, 2021г.)

5) Приволжский федеральный округ (14 субъектов): Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центр федерального округа – г. Нижний Новгород. Территория — 1 036 975 км² (6,06 % от РФ). Население — 29 070 827 чел. (19.89 % от РФ, 2021г.)

6) Уральский федеральный округ (6 субъектов): Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Екатеринбург. Территория — 1 818 497 км² (10,62 % от РФ). Население — 12 329 500 чел. (8,43 % от РФ, 2021г.)

7) Сибирский федеральный округ (10 субъектов): Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область. Центр федерального округа – г. Новосибирск. Территория — 4 361 727 км² (25,47 % от РФ). Население: 17 003 927 чел. (11,63 % от РФ, 2021г.)

8) Дальневосточный федеральный округ (11 субъектов): Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа – г. Владивосток (с 2018 г). Территория — 6 952 555 км² (40,6 % от РФ). Население: 8 124 053 чел. (5,56 % от РФ, 2021г.)


Основные области исследований политической географии:
1. Изучение особенностей политического и государственного строя, форм правления и административно-территориального устройства стран мира;
2. Исследование формирования государственной территории, ее политико-географического положения и границ; Рассмотрение географических различий в социальной структуре населения (в том числе в национальном и религиозном составе населения);
3. Анализ расстановки партийно-политических сил;
4. Изучение географических особенностей выборов в различные органы власти.

Политическая география находится на стыке разных дисциплин тесно связана со многими общественными науками, в первую очередь с политологией, историей, социологией, международным и государственным правом, что делает её довольно интегрированной в общественную жизнь. В то же время данная наука входит в систему географических наук, так как целью имеет изучение конкретных социально-экономических территориальных объектов и взаимосвязей между их элементами.

Содержание

История

Происхождение политической географии лежит в происхождении экономической географии непосредственно, и ранние практики были заинтересованы, главным образом, с военными и политическими последствиями отношений между физической географией, государственными территориями, и государственной властью. В особенности была тесная связь с региональной географией с ее вниманием на уникальные особенности областей, и экологическим детерминизмом с ее акцентом на влияние физической среды на деятельности человека. Эта ассоциация нашла выражение в работе немецкого географа Фридриха Рацеля, который, в 1897 в его книге Politische Geographie, развивал понятие жизненного пространства (жилая площадь), которая явно связала культурный рост страны с территориальной экспансией, и которая позже использовалась, чтобы обеспечить академическую легитимизацию для империалистического расширения немецкого Третьего Рейха в 1930-ых.

Основные исследователи

Зарубежные

Отечественные

Несколько основных исследователей в области советской и российской политической географии последних лет: Колосов В.А.(институт географии), Туровский Р.Ф., Мироненко Н.С.(геополитик), Калинин, Аксенов(оба СПбГУ). В их работах показано влияние политико-географического положения стран и районов на расселение населения, развитие и размещение производительных сил. Изучение политической карты мира ведётся с учётом разделения мира на группы стран: социалистические, развитые капиталистические, развивающиеся (с выделением среди последних стран социалистической ориентации). Советские географы обычно рассматривают политическую географию как неотъемлемую составную часть экономической географии; некоторые учёные считают полит. географию самостоятельной географической дисциплиной, связанной с экономической географией. Некоторые буржуазные учёные нередко отрывают политическую географию от экономической географии, что неизбежно ведёт к игнорированию и даже искажению социальной сущности географии.
Для развития советской идеи в полит. географии основополагающее значение наряду с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса имели труды В. И. Ленина "Развитие капитализма в России" (1899), "Новые данные о законах развития капитализма в земледелии" (1915), "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция" (1917) и др. В первом из названных трудов В. И. Ленин впервые научно обосновал деление России на экономические районы, во втором — деление США на промышленный Север, колонизуемый Запад и рабовладельческий Юг. В трудах В. И. Ленина экономический район показан как категория общественно-историческая, неразрывно связанная со способом производства материальных благ.
Большое значение для развития политической географии в СССР имели решения партийных съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС, содержащие научный анализ мирового экономического и социально-политического развития. В России термин "политическая география" впервые применил В. Н. Татищев, пользовался им и М. В. Ломоносов. В 1758—72 был опубликован первый учебник по политической географии, составленный И. М. Гречем и С. Ф. Наковальниным. В географических трудах, изданных в последней четверти 18 в. и в течение 19 в., вопросы политической географии получили наибольшее отражение в соч. А. Н. Радищева, П. И. Челищева, К. И. Арсеньева, К. Ф. Германа и П. П. Семёнова-Тян-Шанского.

Литература

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ГЕОГРАФИЯ

Тема: Политическое устройство мира

Познакомить студентов с политическим устройством мира, группировкой стран.

Ответить письменно на вопросы:

1. Что такое республика?

2. Что такое монархия?

3. Назовите формы республиканского правления?

4. Приведите примеры монархии? Республики?

5. Назовите формы монархического правления?

6. Назовите две формы административно- территориального устройства?

7. Каковы отличия унитарных государств от федеративных?

8. Как различаются условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран?

9. Каковы характерные особенности развитых стран переселенческого капитализма и новых индустриальных стран (НИС)?

11. Какие государства называются суверенными (или независимыми)?

12. Какие государства до сих пор владеют частью несамоуправляющихся территорий?

13. Каких государств на карте мира больше: имеющих монархическую или республиканскую форму правления? Как вы думаете, почему?

14. В чем основные отличия федераций от унитарных государств?

Выполните тестовые задания:

1) Казахстан; 4) Парагвай;

3) Китай; 6) Украина.

2. Выделите группу государств Азии, не имеющих выхода к морскому побережью:

1) Чехия, Швейцария, Андорра;

2) Индия, Китай, Туркмения;

3) Боливия, Парагвай, Бразилия;

4) Монголия, Бутан, Непал.

3. Выделите европейские государства с монархической формой правления:

1) Франция; 5) Норвегия;

2) Италия; 6) Нидерланды;

3) Испания; 7) Дания;

4) Греция; 8) Финляндия.

4. Выделите азиатские государства с республиканской формой правления:

1) Саудовская Аравия; 5) Иордания;

2) Япония; 6) Израиль;

3) Таиланд; 7) Кипр;

4) Индия; 8) Кувейт.

5. Выделите часть света, где расположено наибольшее количество стран с федеративным типом государственного устройства:

1) Европа; 4) Америка;

2) Азия; 5) Австралия и Океания.

6. Выделите столицы государств с федеративным типом государственного устройства:

2) Москва; 5) Берлин;

3) Стокгольм; 6) Вашингтон.

7. Выделите унитарные государства Африки:

1) Тунис; 4) Нигерия;

3) Египет; 6) Эфиопия.

8. Выделите европейские страны, омываемые водами Балтийского моря:

1) Швеция; 4) Франция;

2) Польша; 5) Словакия;

3) Эстония; 6) Румыния.

Задания для самостоятельной работы на контурной карте:

1. Обозначьте государства, являющиеся монархиями с федеративным типом государственного устройства. Подпишите названия их столиц. Для определения этих государств сравните таблицы 2.4 и 2.5 в тексте лекции.

2. Обозначьте 7 абсолютных монархий, которые выделены в табл. 2.4 специальным шрифтом. Подпишите названия их столиц.

3. Обозначьте унитарные государства Америки. Подпишите названия столиц наиболее крупных из них по площади территории.

Страна в ее государственных границах является объектом изучения политической географии. Это особая часть экономической и социальной географии, занимающаяся изучением территориальной расстановки политических сил, систем, обусловленных социально-экономическими, политическими, историческими, этнокультурными, природными факторами, закономерностями и тенденциями.

Процесс формирования политической карты шел на протяжении всей истории развития человеческого общества. Государства меняли свои границы, теряли или приобретали независимость, совершенствовали формы государственного правления и устройства. Эти тенденции сохраняются и при характеристике современной политической карты мира.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Современная политическая карта мира — итог нескольких тысячелетий развития. Основными этапами формирования политической карты мира являются:

1) древний (от зарождения первых человеческих цивилизаций до V в. н.э., точнее, до 410 г. н.э., когда вест-готы захватили и разграбили Рим). Крупнейшими государствами, существовавшими в это время, были Древний Египет и Месопотамия (возникли за 4 тыс. лет до н.э.), Древняя Греция и Индия (3 тыс. лет до н.э.), Китай (2 тыс. лет до н.э.) и Древний Рим (V—III вв. до н.э.). Господствующей общественно-политической системой Древнего мира являлось рабовладение;

2) средневековый (V—XV вв., когда в конце XV в. X. Колумб открыл Америку, а Васко да Гама достиг берегов Индии). Для этого этапа характерно существование таких государств, как королевства Португалия, Испания, Англия, Франкская, Священная Римская и Византийская империи, Киевская Русь, Арабский халифат, Делийский султанат, Монгольская империя и др. Чрезвычайно важную роль в это время начинает играть религия, устанавливаются феодальные общественно-политические отношения;

3) новый (или так называемое Новое Время, начиная с XVI в. и заканчивая Первой мировой войной). На протяжении этого этапа возникли колониальные империи: Португальская, Испанская, Голландская, Французская, Английская и др. Одновременно началось формирование целого ряда крупных национальных империй: Российской, Османской, Великих Моголов (Индия), Цин (Китай), Японская. Этот этап характеризуется становлением капиталистических отношений и выходом на передовые рубежи экономического развития стран Европы;

4) новейший (после Первой мировой войны и до сегодняшнего дня). В этот период распался целый ряд государств-империй (например, Российская, Австро-Венгерская, Османская), возникли и распались, показав свою нежизнеспособность, колониализм, мировой социалистический лагерь, на лидирующие позиции в мире вышли США.

На начало XXI в. в мире насчитывалось около 240 государственных образований. Точное их количество назвать нельзя, поскольку некоторые государственные образования существуют вне международного правового поля — они провозгласили государственную независимость, которую мировое сообщество признает ограниченно (например, Республика Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Армянская Республика на территории бывшего СССР, Турецкая Республика Северного Кипра в северной части одноименного острова). С 1990 г. политическая карта мира претерпела довольно сильные изменения. Их основной причиной явился распад мировой системы социалистических стран. Распались Советский Союз (на 15 независимых государств), Чехословакия (на 2), Югославия (на 6), объединилась Германия (ФРГ, ГДР и Западный Берлин). Кроме того, из состава Эфиопии выделилась, став независимым государством, провинция Эритрея, объединились Северный и Южный Йемен и т.д. В 2016 г. юридически обоснованным государственным суверенитетом обладали 193 государства.

Суверенные (или независимые) государства характеризуются полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории.

Политическая карта мира сильно политизирована. На картах, издаваемых в разных странах, вы можете увидеть разные контуры тех или иных стран. Это объясняется тем, что правительства этих стран признали или не признали те или иные исторические события. Например, на политической карте мира, издаваемой в России, КНДР и Республика Корея (Южная Корея), КНР и Китайская Республика (Тайвань) закрашены одним цветом, хотя на протяжении уже более 50 лет они являются абсолютно независимыми друг от друга (а подчас и враждебными) государствами. Россия не признает оккупацию части территории Индии Китаем и Пакистаном, Западной Сахары — Марокко. Фолклендские острова, фактически принадлежащие Великобритании, по-прежнему считаются спорной территорией между Великобританией и Аргентиной, поэтому на карте закрашиваются белым цветом и имеют двойное название: Фолклендские (Мальвинские) — Мальвинскими их называют в Аргентине.

Пестрота политической карты требует при изучении элементарной классификации, вычленения групп по различным признакам. Наиболее простыми являются количественные характеристики.

Материал содержит понятие о такой области научных изысканий, как политическая география. Указывается на тесную связь политической географии и геополитики. Статья указывает на критерии, по которым определяется политико-географический статус каждого государства.

Политическая география и международные отношения, геополитика

Что включает в себя понятие политической географии

Политическая география – направление в науке, которое занимается изучением пространственной организации политической жизни любого общества с территориальным сочетанием политических сил.

Политическая география и геополитика тесно связаны между собой. Политическую географию позиционируют как науку, направленную в прошлое. Геополитика – научное направление, которое ориентированно на будущее. Она анализирует зависимость внешней политики государств и международных отношений в комплексе политических, экономических, экологических, военно-стратегических и прочих взаимосвязей.

Политическая география и международные отношения, геополитика

Рис. 1. Геополитическая карта мира.

Все это рассматривается в контексте географического положения страны и иных географических факторов.

Участок земного шара, на котором происходят важные для государства внешние связи, и является его геополитическим пространством.

Оценка политико-географического положения любой страны осуществляется с учетом следующих параметров:

  • уровень политической и экономической стабильности;
  • соответствие идеологии государственному строю;
  • масштабы и качество взаимоотношений с соседними странами;
  • политико-экономическая значимость конкретного государства в мире и регионе;
  • участие государства в военных и политических союзах.

Исследования, имеющие отношения к сфере политической географии часто находятся под пристальным наблюдением дипломатических и разведслужб любого серьезного государства.

Политическая география и международные отношения, геополитика

Рис. 2. Диаграмма роста населения.

Доказательством этому могут служить ежегодные публикации докладов по всем странам мира со стороны разведки США.

Политическое устройство мира

Развитие политической карты мира отмечается следующими значимыми историческими этапами:

  • Древний период (до V в. н.э.), который характеризуется развитием и крушением первых государств.
  • Средневековый период (V— XVI вв.), который характеризуется стремлением феодальных государств к территориальным захватам.
  • Новый период (XVI—начало XX вв.), который был отмечен началом европейской колониальной экспансии.
  • Современный период (с конца ХХ века) – распад СССР и образование самостоятельных государств на территории Восточной Европы.

Политическая география и международные отношения, геополитика

Рис. 3. Карта мира после образования новых государств.

Сегодня в мире насчитывается свыше 230 государств. 190 из них обладают суверенитетом. Почти половина известных сегодня стран локализована на материке Евразия.

Что мы узнали?

Выясни, в какой области находится сфера научных изысканий геополитики. Получили краткое представление о политическом устройстве мира в различные исторические периоды. Узнали, точное количество суверенных государств, которые указаны на современной политической карте.

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Местное самоуправление

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

Человечки

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.

Власть


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Типы

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

Органы

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

    Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.

Выборы

Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек).

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению.

Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу.

Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением.

Праздник

Краткое резюме

Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.

Читайте наш блог, получайте новую информацию!

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Органы местного самоуправления имеют какой-то смысл только в условиях децентрализации власти. В противном случае этот правовой институт имеет скорей номинальное значение и символический характер.

Помогите меня Карпову Наталью Викторовну и моего сына выселяют из единственного жилья г.Бийск ул.Иркутская 90

Читайте также: