Политическое решение это кратко

Обновлено: 02.07.2024

С проблемой принятия политических решений участники политики сталкиваются тогда, когда оказываются перед необходимостью выбора наилучшего способа действия среди многих возможных в данных условиях.

Политическое решение – это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.

Политические решения, конечно, предшествуют политическим действиям, дают им тот или иной импульс. Но внутренняя природа этих двух элементов политического процесса различна. Если политическое действие есть тип практической деятельности, направленный на закрепление или преобразование общественных отношений, то политические решения сами по себе принадлежат к типу внепрактических действий. Внутреннее их содержание сродни таким исследовательским операциям, как объяснение или разработка научной теории. Выработка и принятие решения – не само политическое действие, а лишь подготовка к нему.

Выработка и принятие политического решения представляют собой сложный процесс, состоящий из ряда элементов, которые в данном случае лучше назвать стадиями или этапами. В целом в этом процессе можно выделить четыре стадии: 1) постановка или выявление социальной проблемы, требующей своего разрешения; 2) формулирование возможных альтернатив решения проблемы; 3) обсуждение, или сравнительный анализ, предлагаемых альтернативных решений; 4) выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий. Не забудем, однако, что процесс принятия решений имеет своих субъектов, а сами решения можно подразделить на определенные типы. Приступим к их краткому рассмотрению.

один из основных моментов политического процес­са, содержание которого заключается в идеологическом разрешении налич­ной проблемы и организации политического действия, направленного на стабилизацию или изменение политической ситуации. Политическое решение может иметь форму политического сознания, усмотрения, использования ритуала или традиции, а также закона.

Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие неко­торый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к по­ложительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание су­ществующей политической реальности; определение политического интере­са; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. д. В зависимости от политической организации системы решение принима­ется как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических инсти­тутов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.

Современная демократия предполагает принятие политического ре­шения посредством коллективного идеологического и политического твор­чества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоу­ровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социоло­ги, психологи, представители самых различных интеллектуальных и пар­тийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необ­ходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его ре­зультатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все общество.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий. Предшествуют политическим действиям. Но внутренняя природа этих двух элементов политического процесса различна. Если политическое действие есть тип практической деятельности, направленный на закрепление или преобразование общественных отношений, то политические решения сами по себе принадлежат к типу внепрактических действий. Выработка и принятие решения - не само политическое действие, а лишь подготовка к нему. С другой стороны, принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Таким образом принятие политических решений - это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами. Все разнообразие политических решений можно подразделить на пять типов: законы и постановления высших органов власти; решения местных органов власти; решения, принимаемые непосредственно гражданами; решения высших органов политических партий и общественных организаций. В настоящее время в политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важнейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные приемы. Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации. Такого рода подходы отражают двоякий характер управленческого процесса. Подготовка и принятие политического решения представляют собой сложный процесс, в котором можно выделить четыре стадии: 1) постановка или выявление социальной проблемы, требующей своего разрешения; 2) формулирование возможных альтернатив решения проблемы; 3) обсуждение, или сравнительный анализ, имеющихся альтернативных решений; 4) принятие решения, т. е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.

Как правило, принято выделять несколько основных типов реализации решений популизм, элитизм, консерватизм, демократизм радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического процесса соответствуют определенные методы властного регулирования, тем или иным характером взаимоотношений властей и населения, соответствующим типом информационного режима осуществления власти и управления. Популизм в качестве основного средства достижения тех или иных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение предлагаемых обществу целей. Более ярко популизм проявляется при харизматическом правлении, популистские меры могут выступать составной частью политического курса и при демократических, и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления. Отличительная черта элитизма - курс на предотвращение сколь-нибудь значительного участия граждан не только в выработке и корректировке решений, не поощрение различных посреднеческих форм взаимодействия с электоратом, усечение политических формирований общественности, закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах. При консервативной политике в деятельности властей преобладает установка на сохранение структуры и функций государственных органов власти, традиционных форм и методов политического регулирования. Такие методы управления характерны для стабильных политических режимов, культивирующих внутреннюю придержанность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает Патриотические настроения и способствует сохранению целостности общественного и политического организмов. К прямо противоположным результатам приводит радикализм политического правления. Даже когда стремление революционизировать общество, добиться его качественного переустройства, не является самоцелью властей, социальные и политические последствия, вызванные радикальными методами преобразований и которые несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения, насилие - основной метод управления революционных режимов неизбежно превращает власть в смертоносное орудие чреватое массовой гибелью граждан. В отличие от радикализма, пренебрегающего во имя глобальных будущих целей насущными правами и интересами людей, демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы общества, является воплощением их неотъемлемых прав и свобод. Культивируя атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, демократическая политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения, поощряет механизмом "самодисциплины и самопринуждения граждан. Умение использовать основные требования теории при принятии решений приобретает особую значимость в периоды интенсивных изменений политических систем, их трансформации и модификации, поскольку в этих условиях нельзя в полной мере опереться на традиции политической жизни и испытанные методы управления государством и обществом.

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Коротко говоря, принятие решений - это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами.

Политическое решение - это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.

Политические решения, конечно, предшествуют политическим действиям, дают им тот или иной импульс. Но внутренняя природа этих двух элементов политического процесса различна. Если политическое действие есть тип практической деятельности, направленный на закрепление или преобразование общественных отношений, то политические решения сами по себе принадлежат к типу внепрактических действий.

Подготовка и принятие политического решения представляют собой сложный процесс, состоящий из ряда элементов, которые в данном случае лучше назвать стадиями или этапами.

В целом в этом процессе можно выделить четыре стадии:

1) постановка или выявление социальной проблемы, требующей своего разрешения;

2) формулирование возможных альтернатив решения проблемы;

3) обсуждение или анализ имеющихся альтернативных решений;

4) принятие решения, т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.

Субъектами политических решений выступают непосредственно индивиды, граждане, члены общественных организаций либо их представители в выборных органах государственной власти, политических, профессиональных и иных общественных организациях, в компетенцию которых в соответствии с конституцией или уставом входит выработка и принятие решений.

На различных этапах подготовки и принятия решений могут быть задействованы различные социальные субъекты.

Все разнообразие политических решений можно разделить на пять типов:

1) законы и постановления высших органов власти;

2) решения местных органов власти;

3) решения, принимаемые непосредственно гражданами;

4) решения высших органов политических партий и общественных организаций;

5) решения местных органов политических партий и общественных организаций.

Принимаемые на всех уровнях решения могут иметь различное количество адресатов, в отношении которых намечаются определенные политические действия. Решения высшего органа власти определяют содержание действий как в отношении самой системы органов власти, так и внешней среды. Решения, принимаемые политическими партиями, общественными организациями и группами, могут касаться их действий по отношению к представительным и исполнительным органам власти, негосударственным общественным структурам, а также любым другим элементам социальной системы.

Социальная проблема есть не что иное, как сложности, с которыми сталкиваются люди при их попытках удовлетворить те или иные свои потребности. Смысл же политических действий в том и состоит, чтобы устранять из системы социальных отношений эти препятствия. В реальной политической жизни чаще всего так оно и бывает. В политической жизни встречаются, конечно, ситуации, когда социальная группа или общность имеют не выявленные и неосознанные потребности и интересы. В таких случаях группа не в состоянии начать сознательное организованное действие, которое могло бы привести к удовлетворению потребностей.

Довольно часто в общественно-политической практике встречаются действия отдельных индивидов или общественных групп, которые, на первый взгляд, кажутся необъяснимыми. На самом деле, в основе таких действий, как правило, находятся не выявленные потребности, которые существуют, быть может, в бессознательном состоянии или стали фактом сознания лишь отдельных лиц. Подобные действия сначала возникают как случайные и хаотические, но становятся все более распространенными и упорядоченными по мере того, как потребности, лежащие в их основе, приобретают ясность для все большего числа индивидов.




Таким образом, предварительным условием принятия политического решения является осознание социальными субъектами своих потребностей, и их четкое, ясное формулирование в виде определенных социальных запросов и предпочтений.

После того, как социальные потребности в той или иной степени осознаны, они трансформируются в определенные требования к институтам, органам и лицам, принимающим политические решения. Содержанием подобных требований является устранение имеющихся препятствий, или создание необходимых условий для удовлетворения социальными субъектами своих потребностей. Каждое такое требование есть, в сущности, альтернативное политическое решение.

В политологии процесс формулирования социальных потребностей в виде определенным образом упорядоченных альтернатив государственной политики называется агрегированием интересов. Функцию агрегирования потребностей практически могут выполнять любые общественные структуры, призванные выражать, артикулировать имеющиеся интересы.

Однако в высокоразвитых политических системах существуют специализированные институты, которые выполняют роль связующего звена между широким спектром артикулированных интересов и окончательным принятием решений. Важнейшей агрегирующей структурой в демократической политической системе справедливо считается политическая партия. Партии агрегируют интересы различных социальных групп в политические предложения, а затем стремятся обеспечить себе победу на выборах, чтобы в органах, принимающих решения, оказались лица, которые будут руководствоваться ранее выбранной альтернативной политикой.

В политической практике применяются следующие методы принятия решений: компромисс, консенсус и гегемония. Существует еще такой крайний метод, как вооруженный конфликт.

Компромисс (лат. Compromissum) есть соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

Консенсус (лат. Con sensus - согласие, единство) обычно понимается как общее согласие в отношении того или иного политического курса в целом, либо по отдельным его аспектам. Весьма важными для поддержания политического консенсуса признаются три условия. Во-первых, готовность большинства населения следовать принимаемым законам, установлениям, нормам. Во-вторых, позитивное восприятие политических институтов, призванных претворять эти законы и установления в жизнь. В - третьих, наличие у различных категорий граждан чувства принадлежности к общности.

Гегемония (греч. hegemonia - руководство, предводительство) в политике есть главенствующее положение какого-либо класса или государства по отношению к другим классам или государствам.

Политическое решение, принятое с соблюдением всех необходимых формальных условий, можно рассматривать как рациональное, т.е. основанное на ясности целей, путей их достижения и возможных последствий. В этом случае лица, принявшие решение, основывают свой выбор на альтернативе, максимально соответствующей поставленной цели и существующим условиям деятельности. Подготовка решения посредством выполнения указанных процедур в политологии называется рациональным подходом к принятию решений.

Политическая власть реализуется через личное влияние управляющих и, несмотря на регламентирующую роль правил и процедур принятия решений, привносит в этот процесс непредсказуемость и непрогнозируемость. В конечном же счете процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональности и иррациональности, рационально организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих.

Принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Коротко говоря, принятие решений - это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами.

Политическое решение - это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.

Политические решения, конечно, предшествуют политическим действиям, дают им тот или иной импульс. Но внутренняя природа этих двух элементов политического процесса различна. Если политическое действие есть тип практической деятельности, направленный на закрепление или преобразование общественных отношений, то политические решения сами по себе принадлежат к типу внепрактических действий.

Подготовка и принятие политического решения представляют собой сложный процесс, состоящий из ряда элементов, которые в данном случае лучше назвать стадиями или этапами.

В целом в этом процессе можно выделить четыре стадии:

1) постановка или выявление социальной проблемы, требующей своего разрешения;

2) формулирование возможных альтернатив решения проблемы;

3) обсуждение или анализ имеющихся альтернативных решений;

4) принятие решения, т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.

Субъектами политических решений выступают непосредственно индивиды, граждане, члены общественных организаций либо их представители в выборных органах государственной власти, политических, профессиональных и иных общественных организациях, в компетенцию которых в соответствии с конституцией или уставом входит выработка и принятие решений.

На различных этапах подготовки и принятия решений могут быть задействованы различные социальные субъекты.

Все разнообразие политических решений можно разделить на пять типов:

1) законы и постановления высших органов власти;

2) решения местных органов власти;

3) решения, принимаемые непосредственно гражданами;

4) решения высших органов политических партий и общественных организаций;

5) решения местных органов политических партий и общественных организаций.

Принимаемые на всех уровнях решения могут иметь различное количество адресатов, в отношении которых намечаются определенные политические действия. Решения высшего органа власти определяют содержание действий как в отношении самой системы органов власти, так и внешней среды. Решения, принимаемые политическими партиями, общественными организациями и группами, могут касаться их действий по отношению к представительным и исполнительным органам власти, негосударственным общественным структурам, а также любым другим элементам социальной системы.

Социальная проблема есть не что иное, как сложности, с которыми сталкиваются люди при их попытках удовлетворить те или иные свои потребности. Смысл же политических действий в том и состоит, чтобы устранять из системы социальных отношений эти препятствия. В реальной политической жизни чаще всего так оно и бывает. В политической жизни встречаются, конечно, ситуации, когда социальная группа или общность имеют не выявленные и неосознанные потребности и интересы. В таких случаях группа не в состоянии начать сознательное организованное действие, которое могло бы привести к удовлетворению потребностей.

Довольно часто в общественно-политической практике встречаются действия отдельных индивидов или общественных групп, которые, на первый взгляд, кажутся необъяснимыми. На самом деле, в основе таких действий, как правило, находятся не выявленные потребности, которые существуют, быть может, в бессознательном состоянии или стали фактом сознания лишь отдельных лиц. Подобные действия сначала возникают как случайные и хаотические, но становятся все более распространенными и упорядоченными по мере того, как потребности, лежащие в их основе, приобретают ясность для все большего числа индивидов.

Таким образом, предварительным условием принятия политического решения является осознание социальными субъектами своих потребностей, и их четкое, ясное формулирование в виде определенных социальных запросов и предпочтений.

После того, как социальные потребности в той или иной степени осознаны, они трансформируются в определенные требования к институтам, органам и лицам, принимающим политические решения. Содержанием подобных требований является устранение имеющихся препятствий, или создание необходимых условий для удовлетворения социальными субъектами своих потребностей. Каждое такое требование есть, в сущности, альтернативное политическое решение.

В политологии процесс формулирования социальных потребностей в виде определенным образом упорядоченных альтернатив государственной политики называется агрегированием интересов. Функцию агрегирования потребностей практически могут выполнять любые общественные структуры, призванные выражать, артикулировать имеющиеся интересы.

Однако в высокоразвитых политических системах существуют специализированные институты, которые выполняют роль связующего звена между широким спектром артикулированных интересов и окончательным принятием решений. Важнейшей агрегирующей структурой в демократической политической системе справедливо считается политическая партия. Партии агрегируют интересы различных социальных групп в политические предложения, а затем стремятся обеспечить себе победу на выборах, чтобы в органах, принимающих решения, оказались лица, которые будут руководствоваться ранее выбранной альтернативной политикой.

В политической практике применяются следующие методы принятия решений: компромисс, консенсус и гегемония. Существует еще такой крайний метод, как вооруженный конфликт.

Компромисс (лат. Compromissum) есть соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

Консенсус (лат. Con sensus - согласие, единство) обычно понимается как общее согласие в отношении того или иного политического курса в целом, либо по отдельным его аспектам. Весьма важными для поддержания политического консенсуса признаются три условия. Во-первых, готовность большинства населения следовать принимаемым законам, установлениям, нормам. Во-вторых, позитивное восприятие политических институтов, призванных претворять эти законы и установления в жизнь. В - третьих, наличие у различных категорий граждан чувства принадлежности к общности.

Гегемония (греч. hegemonia - руководство, предводительство) в политике есть главенствующее положение какого-либо класса или государства по отношению к другим классам или государствам.

Политическое решение, принятое с соблюдением всех необходимых формальных условий, можно рассматривать как рациональное, т.е. основанное на ясности целей, путей их достижения и возможных последствий. В этом случае лица, принявшие решение, основывают свой выбор на альтернативе, максимально соответствующей поставленной цели и существующим условиям деятельности. Подготовка решения посредством выполнения указанных процедур в политологии называется рациональным подходом к принятию решений.

Политическая власть реализуется через личное влияние управляющих и, несмотря на регламентирующую роль правил и процедур принятия решений, привносит в этот процесс непредсказуемость и непрогнозируемость. В конечном же счете процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональности и иррациональности, рационально организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих.

Принятие политических решений представляется центральным элементом в преобразовании политических требований разнообразных групп и отдельных граждан в приемлемые для целого общества методы и средства урегулирования отношений в социуме. Кратко говоря, принятие решений – это преобразование технологического типа политической власти в управление процессами социума.

Политическое решение является сознательным выбором одного из, как минимум, двух возможных вариантов политических действий.

Политические решения, конечно же, предшествуют политическим действиям, задают им какой-либо импульс. Но внутренняя природа данных элементов политической процессии является различной. Если политическое действие-это тип практической деятельности, который направляется на укрепление или преобразование отношений в общественной сфере, то политические решения самостоятельно принадлежат к типу действий вне практического характера.

Приготовление и принятие политического решения – это сложный неоднозначный процесс, состоящий из множества элементов, в данном случае которые лучше наименовать этапами или же стадиями.

Формы политических решений

Все разнообразие политических решений традиционно подразделяется на пять форм:

  1. законы и постановления высших государственных властных органов;
  2. решения властных органов на местном уровне;
  3. решения, которые должны приниматься гражданами непосредственно;
  4. решения верховных органов политических партий и организаций общественного типа;
  5. решения органов партий политики и организаций общественного типа на местном уровне.

Готовые работы на аналогичную тему

Как отмечается, первая и вторая формы решений могут быть приняты исполнительными и представительными органами власти, третья же принимается самим населением непосредственно, четвертая и пятая — негосударственными организационными структурами системы политической сферы.

Решения, подлежащие принятию непосредственно гражданами, могут быть как общей значимости (речь здесь идет о выборах высших органов власти и референдумах), так и местных масштабов (здесь речь идет о выборах в органы власти на местном уровне и общих собраниях жителей).

Принимаемые на всех ступенях могут обладать различным количеством адресатов, по отношению к которым намечаются конкретные действия политического характера. Решения верховного органа власти выделяют содержание действий как по отношению самой системы властных органов, так и внешней среды. Необходимо помнить, что под внешней средой понимается вся совокупность элементов общественного организма, а также международное сообщество.

Решения, которые принимаются общественными организациями и группами, политическими партиями могут коснуться их действий в отношении к представительным и исполнительным органам власти, негосударственным структурам общественного типа, а также любым иным составляющим системы социума. К примеру, партийное решение может определить партийную позицию по какой-либо социальной проблеме, в отношении органов государства и его должностным лицам, к иным политическим партиям или организациям общественного типа, к каким-либо социальным группировкам.

Различные формы политических решений охарактеризованы разным уровнем интеграции интересов в социуме. Задачей политического решения, которое принимается на самом верхнем уровне во властной системе, представляется гармонизация разнородных групповых и классовых интересов, обще социальных, в то время как цель решений на местном уровне, прежде всего, заключается в воссоединении локального интереса с обще социальным. Этим образом, решения какого-либо уровней, как правило, обладают взаимной связью, они скоординированы друг с другом.

Отечественные ученые полагают, что сами решения могут существовать в четырех формах, зависимо от характера разрешаемых проблем, в первую очередь от нестандартности ситуации и их новизны:

  1. разрешение рутинных административных вопросов и дел, которые имеют связь с оперативной деятельностью;
  2. разрешение проблематики среднего уровня важности, например, принятие бюджета, налоговые инновации, административные реорганизации и пр.;
  3. разрешение новых вопросов, которые связаны с особенной ситуацией, таких как инициативы в зарубежной политике, реформы конституционной направленности, проблематика энергетической сферы и пр.;
  4. новые стратегические инициативы в политике государства, которые требуют инновационного подхода на общенациональном уровне.

Все существующие формы решений условно можно подразделить на административные и политические.

Политические решения являются характерными для политических институтов и политиков, они связаны с выработкой и реализацией политической стратегии – это политические партии, правительство и парламент. Административные решения являются присущими, прежде всего, органам исполнительной власти, имеют цель разрешения практических проблем политики государства и исполнение законодательства – это ведомства и министерства, администрации городских и региональных органов власти, различные муниципалитеты.


В данной статье мы рассматриваем политическое решение, как процесс постановки политических задач и определения возможности и путей достижения поставленных целей. При этом, процесс постановки и достижения целей может быть как коллективным (политическими силами), так и осуществляемым одним индивидуумом (политическим лидером).

Что принято считать функциями политического решения?

Под функциями политического решения чаще всего подразумевают такие специфические усилия, которые позволяют:

  • координировать, то есть обобщать и согласовывать действия разнородных политических масс в условиях постоянно меняющихся обстоятельств;
  • коррелировать и вносить поправки в тактику активности. Особенно в условиях новых обстоятельств и деятельности, которые могут существенно влиять на реализацию поставленных задач;
  • программировать и осуществлять выбор самого эффективного способа слияния ресурсов и целей, что в политическом процессе выглядит как нахождение рационального варианта осуществления деятельности. Благодаря этому цели становятся наиболее реалистичными, оцениваются возможности, а база ресурсов не растрачивается попусту.

Политическое решение, которое принимается в результате, закрепляется и конкретизуется актом планирования политического процесса.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Закрепление данных в акте проходит следующие этапы:

  • согласование целей деятельности разных институтов и политических движений, которые вовлечены в данный политический процесс;
  • оптимизация, то есть приведение численности участников к оптимальному количеству;
  • оценка обстановки для выявления доминирующих идей, точек соприкосновения и противоречий, которые могут повлиять на исход политического процесса;
  • стимулирование и создание определенного настроя участников процесса, что должно позволить им более успешно действовать в определенном направлении.

Однако, не стоит считать, что принятый акт является окончательным. При реализации конкретного плана, постоянно всплывают новые нюансы и обстоятельства, которые корректируют и непосредственное решение, и механизмы его достижения. Это предполагает и модификацию самих целей, и изменение времени достижения их, а так же коррекцию способов, средств и ресурсов для разрешения стратегических заданий.

В целом, этот процесс считается непрерывным и осуществляется политическими институтами, которые имеют на это полномочия.

Существует так же подход, который рассматривает политический процесс несколько с иной стороны и выделяет немного другие функции политических решений, такие как:

  • интегративная в смысле попытки объединения всех политических сил общества в одну трудоспособную систему, которая может поддержать интересы разных слоев и групп общества. В этом контексте политическое решение направлено на объединение, примирение и согласование интересов разных сторон на основе общекультурных принципов, ценностей, идей и идеалов. Таким образом, достигается национальное единство;
  • коммуникативная, которая обеспечивает передачу идей от отчужденных от власти граждан к политическим руководителям. Чем сложнее бюрократическая составляющая и чем более многоступенчатая иерархия власти, тем более значимой является эта функция;
  • организаторская, которая призвана сплотить сторонников принимаемого курса в политической системе и мобилизовать массы для воплощения программ в политической сфере;

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

  • координирующая, которая призвана направлять и согласовывать действия всех институтов и ветвей власти (органов исполнения, парламента, судебной власти и т.д.);
  • принятия решений, включая поиск и рассмотрение наиболее оптимальных вариантов;
  • патронажная, которая заключается в обеспечении массам соблюдения их прав, закона и порядка;
  • регенеративная, которая заключается в нахождении психологических и прочих ресурсов для создания оптимизма и тонуса, способствующих реализации намеченного плана;
  • утверждения легитимности, которая направлена на доказательства прав действующих политических сил на принятие политических решений.

Факторы, которые могут влиять на принятие политических решений

Автор теории принятия политических решений, американский ученый Г. Саймон в своих работах говорит, что на принятие решений постоянно воздействуют разные факторы. Их самых важных он выделял перемены поведения групп в социуме и отдельных индивидов, перестройка структуры общества.

Решения в политике нельзя недооценивать, ведь они всегда имеют общественно значимый характер. А вот результаты их принятия отражаются в ответах со стороны общества и оценках работы на политической арене. Решения такого плана – важный продукт деятельности политиков. Он подвергается документированию в виде соответствующих документов.

Политические решения связаны с разными уровнями и задачами.

Поэтому выделяют решения, которые:

  • имеют региональное значение,
  • имеют общенациональное значение,
  • касаются тактики,
  • касаются стратегии,
  • являются радикальной мерой и т.д.

Решения в виде стратегии нацелены на будущие изменения и определяются своей масштабностью и обобщенностью. Тактические решения связывают со способами и шагами постепенного продвижения к намеченным целям. Оперативные решения необходимы в условиях быстрого реагирования на создавшуюся ситуацию.

Радикальные решения принято называть деструктивными, поскольку в их основе все равно лежит разрушение привычного уклада. Инкрементальные, наоборот, направлены на идеи преемственности власти и постепенного, поэтапного перехода от одной поставленной цели более низкого порядка, к другой, более высокого порядка.

Читайте также: