Политический строй древних славян кратко

Обновлено: 03.07.2024

Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?

1. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства

2. Восточные славяне и их племенные княжества

Височные украшения восточнославянских племен
1 - спиральное (северяне); 2 - перстнеобразное полуторооборотное (дулебские племена);3 - семилучевое (радимичи);4 -ромбощитковое (словене ильменские);5 - эавернутоконечное

3. Занятия восточных славян

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру.
Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.

4. Семья и род у восточных славян

Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община – вервь.
Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI – VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.
Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).
Происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща приходит земледельческая община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.
Как отмечал В.О.Ключевский, в строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древней римской фамилии.
Это разрушение родового союза, распадение его на дворы или сложные семьи оставило по себе некоторые следы в народных поверьях и обычаях.

5. Общественное устройство

Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства – ускорить или замедлить его.

6. Религия восточных славян

Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.
У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

7. Формирование государства у славян

Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям – язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа.
Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа.

Подытоживая сказанное, отметим, прежде всего, что период расселения славянских народов, возникновения у них классового общества и образования древнеславянских государств, — скудно, но все же освещен письменными источниками.
При этом более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников.
Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение.
Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины – к земледельческой.
Усложнились верования восточных славян. На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников, с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. При этом все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.
В VI – середине IX в. славяне сохранили основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию.
Торговля и война у восточных славян, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений.
Восточные славяне претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренны и беспристрастны.

Особенности политического строя славян

Отношения с кочевыми народами степи занимали особое место в истории славянского народа. По степному океану, который тянулся от Причерноморья до Центральной Азии, в Восточную Европу постоянно вторгались кочевые племена. Готский племенной союз в конце IV столетия был разбит тюркоязычными племенами гуннов, которые наступали из Центральной Азии.

Орды гуннов в 375 году заняли своими кочевыми племенами территорию между Волгой и Дунаем, после чего продвинулись в Европу до самих границ Франции. Гунны во время своего продвижения задействовали часть славян. В 453 году после смерти предводителя гуннов Атиллы гуннская Держава распалась, после чего они были отброшены на Восток.

Обры или тюркоязычные авары в VI столетии создали государство, объединив свои племена в южнорусских степях. В 625 году аварский каганат был разбит Византией, после чего авары-обры пропали бесследно.

Тюркский каганат – это крупнейшее политическое образование VII-VIII столетия, которое располагалось в зоне Алтая, а на территориях южнорусских степей были Хазарский каганат и Болгарское царство.

Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, которые промышляли военной добычей. После распада Болгарского царства часть болгар откочевала на Дунай под предводительством хана Аспаруха, где ассимилировалась славянами, что жили на этой территории. Вторая часть болгар пришла на среднее течение Волги во главе с ханом Батбаем, где и возникла новая держава – Булгария (Волжская Болгария).

Готовые работы на аналогичную тему

Соседом этого государства был Хазарский каганат, который располагался с середины VII столетия на территориях Причерноморья и частично Крыма, Нижнего Поволжья, степях Северного Кавказа. Каганат взимал дань до конца IX столетия с приднепровских славян.

Крупнейшее государство того времени Византия в VI столетии постоянно страдало от военных походов славян. Начиная с тех времен и до нашего времени, было написано множество сказаний византийских авторов, которые содержали своеобразные военные наставления по борьбе со славянами.

Большинство византийских авторов проводили сравнения между образом жизни славян и образом жизни своего государства, выделяя при этом отсталость славянского народа. Только крупные племенные сообщества славян могли совершать поход на Византию.

Такие походы стимулировали обогащение славянской верхушки, что ускоряло распад первобытного общинного строя.

Содержащееся в русской летописи предание, которое повествует о княжении Хорива с сестрой Лыбедью, Кия с братьями Щеком в Среднем Поднепровье, указывает на образование крупных племенных объединений славян. Было сказано, что именем старшего брата Кыя назван город, который основался ими. Летописцами отмечалось, что такие же княжения были и у 16 других племен. Политические историки полагают, что эти события произошли в конце V-VI столетий нашей эры.

Эволюция политического строя славян

Отдельные роды и племена составляли политический строй древних славян. Иные древние писания свидетельствовали о том, что политическое устройство славян было представлено в виде конгломерата мелких племенных единиц, которые не имели единого правителя, единой власти и твердой взаимосвязи между собой.

В древние времена, пока славяне заселяли территорию севернее за Дунаем, они не создавали крупных монархий, а род возле рода и племя возле племени жили самостоятельно. Кланы и племена были правовыми, экономическими, религиозными и политическими единицами.

Автор древнейшей части Киевской летописи Константин Багрянородный говорит, что в IX столетии сербы и хорваты не имели никаких правителей, кроме своих старейшин, которые носили звание жупанов. С данным политическим строем связано медленное и уверенное разрастание славян, что не носило характер внезапной оккупации, которые лишь изредка случались на Балканском полуострове.

Однако задолго до IX столетия случались попытки образовать более масштабные объединения под властью единого руководителя. Антский союз племен, который был образован до VI столетия, являлся такими объединением. Но данные сообщества не были долговечными, и славянское несогласие препятствовало объединению славян в более крупные племенные союзы.

Только в течение IX и X столетий наступает образование более крупных политических союзов и объединение славянских племен. В этот временной период в результате объединения мелких племен Повисленья, Полабья и Поморавья образуется моравское, затем и польское государство, в то время как на юге возникает хорватская и болгарская держава. На востоке зарождается русское государство.

Только в IX и X столетиях под воздействием внешних факторов наступает трансформация политического строя от старого племенного устройства к государственному.

В основе такого перехода лежали сосредоточение власти в руках отдельных лиц и упадок задружной системы.

В период княжеской власти у славян существовали собрания, которые осуществляли руководство племенными делами и решали вопросы о важных предприятиях, прежде всего военных. Такие собрания назывались вече (wiece).

Вече сохранялись там, где над целым племенем устанавливалась власть одного правителя. Уже в IX столетии такое правление разрешалось только князю.

Такие собрания носили более демократичный и аристократичный характер, и состояли из начальников родов и племен, из членов княжеских дружин. В те времена они значительно ограничивали княжескую власть.

Рисунок 1. Эволюция политического строя славян. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Лучше всего форма такого правления прослеживалась у балтийских славян, у которых вече часто выступало при принятии решений о военных действиях, при запросах короля Германии, об удовлетворенности княжеским правлением, а также при переизбрании нового князя.

Основные черты власти славян

Основные черты славянского политического строя в X столетии выглядели следующим образом:

  1. Территория рода была неизменной административной единицей. Она состояла из одного или нескольких городища или селищ, которые являлись центром всей общественной жизни.
  2. Начальник стоял во главе каждого рода. Вместе со старейшими членами рода он управлял имуществом и всеми родовыми делами. В случае военных действий он был единственным предводителем группы воинов. Зачастую его называли староста или старейшиной.

Эти наименьшие единицы кровного родства объединялись в большие союзы по политическим и экономическим соображениям.

В X столетии у подунайских и балтийских славян они назывались жупами, однако вероятно, что подобный термин был и у сербов с чехами, где он трактовался как грамота маркграфа Мейссенского Оттона.

Жупы объединялись в более крупные правящие единицы и образовывали высшую степень государственной организации. Объединение нескольких племен необходимы были для организации защиты от более сильного врага. Также причиной подобного племенного соединения были монархические стремления, которые встречаются в X и XI столетии.

В различных племенных объединениях встречаются три слоя населения:

  • рабы;
  • свободные члены;
  • знатные люди, которые в дальнейшем установились как класс славянского дворянства.

Изначально в политической жизни принимали участие только свободные члены и знатные люди, однако в дальнейшем власть переходила в руки третьего класса, в то время как свободные члены претерпевали упадок своей власти и сливались по экономическим признакам с рабами.

Уже в X столетии этот класс нес ряд других обязанностей перед княжеской властью:

Особенности политического строя славян

Взаимоотношения с племенами степных кочевников были на особом месте в истории славян. По территории степов, которые растянулись от берегов Причерноморья до Центральной Азии, в Восточную Европу приходили другие племена кочевников. Союз готов в конце IV столетия был уничтожен племенами тюркоговорящих гуннов, которые пришли со степов Центральной Азии.

В 375 году гунны захватили территорию между реками Волга и Дунай, а потом стали продвигаться в Европу, дойдя до кордона Французской империи. Племена гуннов в ходе своих захватов приобщали к себе и некоторые славянские племена. В 453 году, когда умер Аттила, главный вожак племени, то государство гуннов пришло к распаду и исчезновению. Их отбросили на Восток.

Обры или же тюркоязычные авары в VI столетии сформировали свою державу, заключив союзы с племенами южнорусских степов. В 625 году каганат аваров был уничтожен византийцами, и после этого о данных племенах больше никто не слышал.

Тюркский каганат – это огромное политическое формирование VII-VIII веков, которое занимало территорию Алтая; там, где располагались южнорусские степи, был создан Хазарский каганат и Болгарское царство.

Державы кочевых племен были довольно слабыми объединениями степных народов, которые занимались по большей мере военными нападениями. После того, как Болгарское царство исчезло, некоторые болгары отправились на Дунай. Их возглавлял хан Аспаруха, там они были ассимилированы славянскими народами, которые обитали на тех землях. Другие болгары отправились в среднее течение реки Волга. Их главой был хан Батбай, там они сформировали новое государство под названием Булгария.

Эта держава соседствовала с Хазарским каганатом, он существовал с середины VII столетия на землях Причерноморья, части Крымского полуострова, Нижнего Поволжья, степных регионов Северного Кавказа. Именно хазары брали дань со славян Приднестровья больше двух веков.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Самое большое государство того временного периода – Византия. В VI столетии они подверглись масштабным атакам со стороны славянских племен. С того периода и поныне было написано огромное количество летописей и сказаний от авторов Византии, в которых говорилось о наставлениях в противостоянии со славянскими племенами.

Многие византийские летописцы проводили параллели между образами жизни славянских племен и византийцев, отмечая тот факт, что славяне являются более отсталым народом. Только большие группы славянских племен могли атаковать Византию.

Подобные походы являлись стимулом для обогащения высших слоев славянского общества, что стало катализатором распада общинного строя.

Одно из преданий, которое было отмечено в русской летописи, в котором речь шла о восхождении на престол князя Хорива и его сестры Лыбеди, братьев Кия и Щека в Среднем Поднепровье, говорит на формирование больших союзов славянских племен. Было отмечено, что в честь старшего брата Кия получил свое имя город, основанный ими. Авторы также писали о том, что княжения происходили и в остальных племенах. Политологи-историки предполагают, что датировались выше упомянутые события приблизительно концом V- VI века н.э.

Эволюция политического строя славян

Некоторые племена и отдельные родословные были основой политического строя древних славянских народов. Другие старинные рукописи говорят о том, что политический строй славянских племен был создан в качестве конгломерата небольших народов, у которых не было одного вождя, одной власти и взаимоотношений между собой.

В былые времена, в то время, когда славяне обитали на землях к северу за Дунай, у них не было больших монархий, а только род возле рода, племя возле племени жили отдельно. Они все имели значение в правовой сфере, экономике, религии и политике.

Автор одно из самых старых частей Киевской летописи Константин Багрянородный утверждает, что в IX столетии сербские и хорватские народы были без правителей, только имели старейшин, их называли жупанами. С таким политическим устройством проходило неспешное, но уверенное разрастание славянских племен. Однако, не стоит здесь говорить о какой-то неожиданной оккупации, которые периодически проходили на Балканах.

Но еще задолго до IX века были попытки сформировать более глобальный союз, который возглавлялся бы одним правителем. Союз антов, сформированный до VI столетия, как раз стал таким государством. Только подобные союзы не отличались длительностью существования, и распри между славянскими народами были главным препятствием на пути к объединению в более масштабные формирования.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

И только в IX-X веке пришло время создания масштабных политических объединений племен славян. Именно в это время в ходе союза небольших народов из территорий возле Вислы, Полабья и Поморавья было создано Моравийское государство, которое позже стало польским. В это же время на южных землях сформировались хорватская и болгарская державы, а на востоке была Киевская Русь.

Только в выше указанный промежуток времени под влиянием внешних причин случилось изменение политического устройства от прежнего племенного к государственному.

Базой для такой трансформации стало сосредоточение власти в конкретных личностей и отход от системы задружества.

Когда пришла княжеская форма правления, то славяне проводили особое собрание, где происходило управление делами племени и решались вопросы касательно важных мероприятий, особенно военных походов. Эти собрания назывались вече.

Вече остались в тех племен, где была установлена власть одного князя. Уже в IX веке такие полномочия имел только правитель – князь.


А еще подобные собрания имели более демократичный и аристократичный характеры, потому как в состав входили только главы родовых общин и племен, которые состояли в дружине князя. Тогда они существенно ограничивали полномочия князя.

В оптимальном варианте подобная форма правления была реализована среди племен Балтии, где вече часто принимало участие касательно будущих походов, запросов королю Германии. Также в нем была оценка правления князя и возможность его переизбрания.

Главные характерные признаки власти славян

Если говорить об основных чертах политического устройства славян в X веке, то они были представлены подобным образом:

  • Родовая территория была неменяющейся единицей административного устройства. В ее состав входило одно или несколько городищ или поселений, которые были сосредоточием общества.
  • Во главе рода был старейшина, который совместно с остальными старшими членами, занимался руководством имущества и всех дел представленного рода. Когда приходил период военных действий, он оставался главным вождем для войска. Иногда его называли старостой, но чаще использовалось определение старейшина

Эти самые мелкие единицы кровных уз соединялись в масштабные союзы на основе политических и экономических взглядов.

Определение 3. В X веке у славянских племен из Подунайщины и Балтии они имели название жупы, но, скорее всего, аналогичный термин использовался у сербов и чехов, где он обозначал маркграфскую грамоту Мейссенского Оттона.

Жупы начали проводить объединения в большие единицы правления и сформировали высшую степень организации государства. Союз нескольких народов нужен был создания защиты от более могущественных противников. А еще причиной для такого племенного союза были стремления к монархическому режиму, которые стали проявляться в IX и X столетии.

В разных народах зачастую общество делили на следующие категории:

  • рабы;
  • вольные люди;
  • знать, которая в будущем превратилась в отдельный класс дворянства.

В начале в политической жизни участвовали только те, кто происходил из вольного народа и знати, но дальше власть стала переходить в руки представителей третьей категории, тогда как вольный народ терпел упадок своей власти и стал приравниваться в экономических показателях с категорией рабов.

И уже в X веке эта категория имела некоторые обязательства перед властью князя:

Восточные славяне

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Восточные славяне

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Южнее Западной Двины

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Южнее реки Припять

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Территории вдоль реки Десны

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Восточные славяне

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Восточные славяне

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Читайте также: