Политический режим узбекистана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Еще в советский период регион, официально именуемый как Средняя Азия и Казахстан, резко отличался от других частей федеративного социалистического государства, и это неофициально признавали в Москве. В принципе, это было естественно, так как эта огромная по территории и числу жителей часть была насильственно присоединена царской Россией еще в середине XIX столетия, и за короткое время она не успела адаптироваться к капиталистическим процессам, происходившим в европейских регионах империи. В итоге, за сто последних лет в Центральной Азии вначале под “протекторатом” царизма, а потом и большевизма, сложился целый “винегрет” политических и социально-экономических “культурных” слоев, который создавал особую “специфику” развития. Прежде всего, здесь продолжал существовать азиатский способ экономики и восточная форма деспотии с вытекающими отсюда культурными отношениями и менталитетом населения. Во-вторых, капитализация в последней четверти XIX и начала XX веков феодально-байской системы не сломила патриархальный образ жизни и традиционные производственные отношения, она лишь сумела в какой-то степени повернуть ее для удовлетворения нужд русских фабрикантов и заготовителей. В-третьих, большевики, хотя и построили в пяти советских республиках промышленные предприятия и провели ирригационные мероприятия, однако, по сути, не внесли ничего прогрессивного в развитие региона: Центральная Азия оставалась сырьевым придатком уже советской России, а коммунистическая идеология мягко “вписалась” в старый уклад жизни среднеазиатских народов. Кстати, официально такая теория носила название “некапиталистический путь” и привела к серьезным социальным, экономическим и, как показали трагические события начала 90-х годов в Таджикистане, политическим последствиям. В-четвертых, национально-государственное размежевание Центральной Азии породило массу проблем – территориальных, водных, природно-ресурсных, людских и т.д., которые ощущаются и поныне и вряд ли будут решены в ближайшие годы.

Говоря о современных тенденциях развития бывших советских, а ныне независимых республик – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, нужно отметить, что в принципе эти государства имеют много общего: в частности, схожие религия, языки и этническую принадлежность (за исключением, таджиков), образ жизни, общественного устройства, менталитета и мировоззрения. Хотя казахи, кыргызы и туркмены в большей части предпочитали кочевой образ жизни, однако насильственное насаждение Россией нового уклада привело их к оседлости, то есть приравняв к узбекам и таджикам. Вместе с тем, вышеуказанные этносы продолжали сохранять (в разной степени, конечно) свои традиции и обычаи, психологию нации. Коммунисты попытались изменить всю культурную и социальную систему, однако за 70 лет правления не сумели этого сделать, практически они модернизировали прежние отношения, подогнали их под свои целевые программы. Если в первые послереволюционные годы к власти на местах привлекались беднейшие слои населения, то в послевоенные была неофициально восстановлена власть кланов, а трайбализм занял прочное место в коммунистической идеологизированной системе управления региона. Таким образом, к моменту провозглашения независимости республик Центральной Азии здесь правили коммунизированные представители родоплеменных общин, составлявших, так называемую, “белую кость”.

Теоретически власть представляли республиканские отделения Коммунистической партии Советского Союза, которые подминали и порой заменяли государственные структуры управления, то есть администрация на местах носила номинальный характер, послушно выполняя все задания райкома. Впрочем, все служащие администрации также были членами КПСС. Сложился своеобразный симбиоз партийно-государственной номенклатуры, которая не ушла с политической арены в период распада СССР и появления новых независимых стран, а наоборот, прочно заняла свое место, поменяв внешний антураж с коммунизма на демократию. Эта номенклатура как не выполняла законы и положения прежней Советской Конституции, так и не стремится соблюдать Основной закон уже независимых республик (достаточно вспомнить о введении цензуры и невозможности проявления свободы мысли и слова, создании общественных движений и партий, независимых судебных институтов и пр.).

Прежде всего, новая номенклатура сняла коммунистическую шелуху и стала осваивать непартийные структуры власти – это хокимияты, министерства и ведомства, которые, в свою очередь, получили неограниченные возможности в распределении материальных и людских ресурсов стран Центральной Азии. Это стало основным моментом государственного строительства — элита трансформировала всю социально-политическую и экономическую систему, но в то же время приспособила ее к своим требованиям.

В начале 90-х годов со становлением независимости в пяти центрально-азиатских республиках наметились тенденции к авторитаризму. Но если в Казахстане и Кыргызстане парламенту удалось вернуть себе часть утраченных функций и укрепить свое положение в политической системе государства, то в Туркменистане и Узбекистане высший законодательный орган выполняет, как выразился один из политологов, “роль свадебного генерала”. Некоторые аналитики считают, что подобная ситуация в Узбекистане сложилась из-за существующих проблем переходного периода, и централизация власти в подконтрольных президенту Исламу Каримову учреждениях была результатом поиска более эффективной модели государственного управления. Сам же президент в своей работе отметил: “…именно от конкретных личностей, конкретных людей всецело зависят целевая направленность, динамизм и результативность процессов реформирования. От того, какой будет эта личность в ближайшем будущем, каким духовным, культурным и нравственным ценностям будет привержена, будет зависеть и успех наших реформ, будущее нашей страны” 1 . В начале 2002 года в Узбекистане в результате референдума Олий Мажлис стал двухпалатным, и это стало стремлением Ислама Каримова распределить властные полномочия и ответственность более пропорционально между президентом и парламентом. Дальнейший баланс властных полномочий, естественно, во многом будет зависеть от той степени, как парламент сумеет проявить себя как самостоятельное политическое “лицо”.

Система парламентских выборов в Конституционном русле

8 декабря 1992 года на 11-й сессии Верховного Совета Республики Узбекистан 12 созыва была принята новая Конституция страны, которая сформировала политический облик независимого государства. Согласно ее положениям, “Узбекистан – суверенная демократическая республика” (ст.1 гл.1) 2 , этим самым на правовом уровне отрицается тоталитаризм, партократия и диктатура как форма политического устройства страны, хотя, по мнению некоторых экспертов, восточная деспотия является единственно возможной в постсоветских государствах Центральной Азии.

Между тем, ст.10 оговаривается, что “от имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент республики. Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана”. Этим самым отсекалась любая попытка каких-либо слоев претендовать на власть, действуя от имени всего населения, в частности, исламских религиозных группировок или националистических объединений. По утверждению экспертов, эта конституционная норма позволила сохранить политическую стабильность в Узбекистане, тогда как в Таджикистане уже полыхало подожженное кланами и различными политическими движениями пламя гражданской войны.

На основании принятого Основного закона в Узбекистане сложилась президентская республика с высшим государственным представительным органом – Олий Мажлисом. Тогда отмечалось, что парламент состоит из депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе сроком на пять лет. Последние выборы состоялись в декабре 1999 года. Тогда правительством в лице Центризбиркома РУ было образовано 250 окружных избирательных и 7723 участковых избирательных комиссий, причем с равной численностью избирателей – по 49,9 тыс. человек. На процедуру выборов из республиканского бюджета пошло 1,250 млрд. сумов 3 . На участие в парламентских и региональных выборах подали заявки пять партий, которые имели официальный статус, это:

Социал-демократическая партия “Адолат” (“Справедливость”) 4 ,

— партия “Ватан тараккиети” (“За прогресс Родины”) 5 ,

— Демократическая партия “Миллий тикланиш” (“Национальное возрождение”),

— Национально-демократическая партия “Фидокорлар” (“Самоотверженные”),

— Народно-демократическая партия Узбекистана.

Остальные движения, которые находились под преследованием репрессивных органов, не были допущены к участию в выборах, это Демократическая партия “Эрк” и народное движение “Бирлик” (“Единство”). Лица, получившие политическое убежище в других странах, также не смогли принять участия в этом политическом процессе ни как избиратели, ни как кандидаты 6 .

Центр изучения общественного мнения “Ижтимой фикр” в октябре 1999 года провел опрос и выявил, что 89,3% респондентов желали принять участие в предстоящих выборах главы государства и депутатов парламента, и немногие еще не решили о своем участии в голосовании. Опрос высветил информированность граждан республики о специфике политических партий Узбекистана. Самой известной стала НДПУ – ее знают 38,6%. 17,8% знакомы с “Фидокорлар”, 13,4% — с “Адолат”, 9,6% — с “Ватан тараккиети”, 4,3% — с “Миллий тикланиш”. Эксперты “Ижтимой Фикр” отметили, что 45,5% опрошенных ясно видят различия между существующими политическими течениями, программными задачами и целями партий, тогда как 30,2% не видят существенных различий между ними, а 21,6% не заметили никакой разницы между всеми пятью партиями 7 .

По мнению частных аналитиков, данные Центра “Ижтимой Фикр” были завышены и не соответствовали действительности. Экспресс-опросы, проведенные группой казахстанских социологов в ноябре 1999 года в г.Ташкенте, показали, что 67% респондентов не видят никаких различий между партиями и 78% считают их марионеточными, картонными, не имеющих серьезного политического влияния 8 . 23% респондентов жалели, что к выборам не были допущены оппозиционные движения, в частности, партия “Эрк”.

18 октября 1999 года председатель Комиссии Конгресса по безопасности и сотрудничеству в Европе, член Палаты представителей Кристофер Смит заявил, что Узбекистан “при Президенте Каримове является одним из наиболее репрессивных среди новых независимых государств бывшего Советского Союза”, упомянув ограничения избирательного права, цензуру средств массовой информации и притеснения христиан-евангелистов и мусульман. По словам Джона Бейрли, заместителя посла по особым поручениям и специального советника Госсекретаря по делам новых независимых государств, “успехи Узбекистана в деле демократизации весьма скромны. Скорее всего США не будут рекомендовать миссиям на местах правительств других стран и ОБСЕ наблюдать за будущими выборами, намеченными на декабрь и январь”.

В свою очередь узбекский посол Содик Сафаев, присутствовавший на слушаниях, заявил, что 76% населения Узбекистана удовлетворены работой правительства. “Хотя наша страна не является полностью демократической в том смысле, как это понимается на Западе, — сказал он, — хотя имеют место ошибки, хотя все еще существует масса недостатков, это определенно наиболее свободная система, при которой жили узбеки. И наша страна твердо привержена решению задачи дальнейшего укрепления светской демократии и свободного рынка” 9 .

6 декабря 1999 года Миссия по ограниченной оценке выборов, созданная Бюро по демократическим институтам и правам человека при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/БДИПЧ), распространила доклад с предварительным анализом проведенных выборов в парламент страны. Было отмечено, что “со времени парламентских выборов 1994 года в Узбекистане законодательная база избирательного процесса улучшилась. Однако все еще сохраняются серьезные недостатки, в частности, в законе о выборах в Олий Мажлис, законе о Центральной избирательной комиссии, законе о политических партиях и законах, регламентирующих функционирование средств массовой информации” 10 . Самым главным негативным аспектом Миссией было указано на то, что “закон о выборах устанавливает дискриминационные условия выдвижения кандидатов, фактически создавая три категории кандидатов с различными требованиями. Они сталкивались с огромными трудностями при сборе подписей, если не пользовались поддержкой со стороны местных властей, и испытывали значительные трудности на этапе проверки подписей”. В то же время ОБСЕ/БДИПЧ отметил, что “новое положение о независимых кандидатах, предлагаемых гражданскими инициативными группами, стало конструктивным дополнением к закону и представило избирателям те немногие альтернативы, которые им доступны”, при этом добавив: “В конечном итоге до дня выборов дошли 99 таких кандидатов, хотя независимость многих из них была сомнительной”.

Хотелось бы отметить, что после регистрации кандидаты наталкивались в ходе предвыборной кампании на дальнейшие препоны, чинимые хокимиятами и избирательными комиссиями. Как сказали международные эксперты, “кандидаты подверглись неправомерному давлению со стороны хокимиятов, требовавших от них отказаться от участия в выборах, так как предпочтение отдавалось другому кандидату”. Что более существенно, агитационные возможности были предельно ограничены за счет налагаемых законом ограничений, гарантирующих жесткий контроль предвыборных мероприятий избиркомами. Дополнительное и глубокое пагубное влияние на весь избирательный процесс оказали действующие в стране сильные ограничения на свободу объединений и свободу собраний. “Отсутствие разнообразных и независимых средств массовой информации мешало в ходе выборов развитию подлинных политических дебатов и кампаний, — отмечается в докладе Миссии. – В итоге выборы депутатов Олий Мажлиса Республики Узбекистан не соответствовали обязательствам ОБСЕ по проведению демократических выборов, закрепленным в Копенгагенском документе 1990 года. В частности, были нарушены обязательства в отношении свободных, честных, прозрачных и подконтрольных выборов”.

Чуть позднее однопалатный парламент – Олий Мажлис референдумом от 2002 года был трансформирован в двухпалатный. “Население, которое не видело никакой разницы нынешнего Олий Мажлиса от Верховного Совета, так и не поняло смысл перевода на двухпалатный режим парламента, — отмечал в частной беседе один из политологов Национального университета Узбекистана. – Поэтому граждане голосовали в силу восточного менталитета: это так нужно, раз так утверждает власть. Осознанности и ясного представления подавляющая часть избирателей не имела и поэтому вполне понятна позиция Запада, которая признала этот референдум нелегитимным”. Узбекистан не является федеральным государством, поэтому, по утверждению некоторых аналитиков, создание двухпалатной системы приведет к замедлению процесса утверждения законодательных актов, при этом не обязательно улучшая качество принимаемых решений.

В действительности, верховенство законодательных полномочий Олий Мажлиса ограничено особыми законодательными мерами, такими как президентские указы, имеющие силу закона, делегирование законодательных полномочий от парламента к президенту. Естественно, что большинство всех законопроектов исходят от главы государства и подотчетного ему правительства. Да, парламентская функция контроля деятельности правительства также ограничена, в Конституции Узбекистана об этом даже и не пишется.

В то же время, чтобы осознать политические реалии в Узбекистане, необходимо учесть существенное несоответствие закрепленной в законах модели государственного управления и главных механизмов политического процесса. Прежде всего, при выработке внутренней политики весьма значительную роль играют обычаи и неформальные отношения, при этом решения принимаются вне существующих демократических учреждений. Иначе говоря, восточные национальные традиции сильно влияют на институциональную реформу и существующую политическую систему власти. Поэтому здесь широко распространено кумовство, основанное на принадлежности к одному клану, и это не только сосуществует с современными правовыми и политическими схемами, но и даже доминирует в них.

Факторы авторитаризма в Узбекистане

В силу многих факторов политический режим современного Узбекистана можно было охарактеризовать как демократический лишь с правовой точки зрения, но в реальности это система с устойчивыми авторитарно-клановыми чертами и элементами политического корпоративизма. Вообще авторитарность заложена в традициях узбекского общества, стоит вспомнить, что, в европейском понимании, здесь никогда не было демократии, а идеология восточной деспотии была вкраплена в мировоззрение населения. В современных условиях любовь по “сильной руке” усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего “среднего класса” привело к росту авторитарных настроений уже в середине 90-х годов прошлого столетия.

Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме Узбекистана обусловлены самой Конституцией , в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Стоит вспомнить, что ст. 89 “Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан. Президент Республики Узбекистан является одновременно Председателем Кабинета Министров” 11 . Таким образом, реальных рычагов воздействия на политику главы государства у других ветвей власти практически нет. Более того, ст. 95 Олий Мажлис может быть распущен решением Президента, принятым по согласованию с Конституционным судом. Как видно из этого, президент, как глава государства, занимает более высокое положение по отношению к остальным ветвям власти. Но из пяти центрально-азиатских государств только в Узбекистане и Туркменистане президент является одновременно главой исполнительной власти. В то же время каждый из президентов государств Центральной Азии сформировал режим, базирующийся на его личности, и в результате “судьба” этих стран зависит от одного конкретного человека, а не от политической системы. Здесь стоит коснуться роли президентской администрации, задача которой – предоставлять информационно-аналитическое обеспечение деятельности главе государства, но при этом она не имеет никаких полномочий исполнительной власти. В действительности Аппарат Президента Узбекистана контролирует действия исполнительной власти и выполняют часть ее функций, например, давать указания правительственным учреждениям, министрам и органам местного самоуправления, невзирая на свою правомочность и полномочия.

Авторитарность Узбекистана, по мнению экспертов, определена внутренними факторами (см. таблицу № 1), в частности, состоянием национальной экономики и влиянием религии и кланов на общественную жизнь, в то время как возможность военных столкновений и проявляющиеся природные катаклизмы не являются основными.

Какие привходящие факторы способствуют усилению авторитарных тенденций в Узбекистане, мнение частных экспертов, в % 12

База данных "Законодательство Узбекистана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Узбекистана

Согласно Конституции Республики Узбекистан, Узбекистан - суверенная демократическая республика. Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами. Народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на её основе. Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией порядке, создание новых и параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону.

От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент республики. Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана.

Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть

Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан. Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.

Исполнительную власть осуществляет Кабинет Министров Республики Узбекистан. Кабинет Министров Республики Узбекистан состоит из Премьер-министра Республики Узбекистан, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов. В состав Кабинета Министров входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан. Состав Кабинета Министров формируется Президентом Республики Узбекистан. Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан рассматривается и утверждается палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан. Члены Кабинета Министров утверждаются Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан. Кабинет Министров обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан.

Премьер-министр Республики Узбекистан организует и руководит деятельностью Кабинета Министров, несет персональную ответственность за эффективность его работы, председательствует на заседаниях Кабинета Министров, подписывает его решения, по поручению Президента Республики Узбекистан представляет Кабинет Министров Республики Узбекистан в международных отношениях, выполняет другие функции, предусмотренные законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан.

Кабинет Министров в своей деятельности ответственен перед Президентом Республики Узбекистан и Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Законодательная власть

Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть. Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из двух палат - Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Срок полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан - пять лет. Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоит из ста двадцати депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе. Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан является палатой территориального представительства и состоит из членов Сената (сенаторов).

Судебная власть

Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений.

Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, избираемых сроком на пять лет, областных, Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных, городских судов по гражданским и уголовным делам, военных и хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Конституционный суд Республики Узбекистан рассматривает дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти.

Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Принимаемые им акты являются окончательными и обязательны для исполнения на всей территории Республики Узбекистан.

Разрешение возникающих в экономической сфере и в процессе управления ею хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями, организациями, основанными на различных формах собственности, а также между предпринимателями, осуществляется Высшим хозяйственным судом и хозяйственными судами в пределах их компетенции.

Административно-территориальное устройство

Республика Узбекистан состоит из 12 областей, а также Республики Каракалпакстан. Столица Узбекистана - город Ташкент - имеет статус самостоятельной административной и юридической единицы. Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию и обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. Взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан регулируются договорами и соглашениями, заключенными Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан.

Политические партии

  • Социал-демократическая партия Узбекистана “Адолат”
  • Демократическая партия Узбекистана “Миллий тикланиш”
  • Движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократическая партия Узбекистана
  • Национально-демократическая партия Узбекистана “Фидокорлар”
  • Народно-демократическая партия Узбекистана

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Государственное устройство и политическая система Узбекистана — унитарное демократическое государство с президентской формой правления. В стране действует Конституция 1992 года (с изменениями и дополнениями).

Глава Республики Узбекистан — президент, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на 5 лет (с правом одного переизбрания). Согласно действующей Конституции, кандидат в президенты должен быть гражданином Узбекистана, достигшим возраста 35 лет, свободно владеющим государственным языком, постоянно проживающим на территории страны не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Президент — высшее должностное лицо и Верховный главнокомандующий Вооружённых Сил Республики Узбекистан. Он выступает гарантом прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан, суверенитета, безопасности и территориальной целостности государства. Президент представляет Узбекистан внутри страны и во внешних сношениях, назначает и освобождает от должности высших должностных лиц, осуществляет иные полномочия руководителя государства.

Высший орган законодательной власти Республики Узбекистан — двухпалатный парламент, или Верховное Собрание (Олий Мажлис), состоящий из Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата), срок полномочий которого 5 лет. Депутаты Законодательной палаты избираются по территориальным избирательным округам на многопартийной основе. Члены Сената в основном составе избираются на заседаниях районных, областных и городских депутатов (как территориальные представители), а в меньшем составе назначаются президентом из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности.

Исполнительную власть осуществляет Кабинет министров Республики Узбекистан. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов. Также в его состав входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан. Кабинет министров формируется президентом. Кандидатура премьер-министра рассматривается и утверждается палатами Олий Мажлиса по представлению президента. Остальные члены Кабинета министров утверждаются президентом по представлению премьер-министра.

Представительными органами власти на местах (в областях, районах и городах, кроме городов районного подчинения, а также районов, входящих в состав города) являются Советы народных депутатов, возглавляемые хокимами. Хокимы областей и города Ташкента назначаются и освобождаются от должности президентом и утверждаются соответствующими Советами народных депутатов, хокимы районов и городов — хокимом соответствующей области и утверждаются соответствующим Советом народных депутатов. Срок полномочий Советов народных депутатов, избираемых населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, составляет 5 лет. Органами самоуправления в посёлках, кишлаках и аулах, а также районах городов (махаллях), являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя (аксакала) и его советников.

Административное деление

Административно-территориальная система Республики Узбекистан включает 14 субъектов: 12 областей (вилоятов), 1 автономная республика и 1 город центрального подчинения.

Показатели развития

На этой странице представлен обзор основных показателей развития государства и его общественных институтов в ключевых сферах, включая позиции в рейтингах среди других стран. Перечень содержит актуальные данные наиболее авторитетных исследовательских проектов, осуществляемых на регулярной основе международными организациями, академическими институтами и ведущими аналитическими центрами мира. Описания показателей и связанных с ними рейтингов, индексов и других сравнительных исследований стран мира представлены в разделе Исследования стран и регионов.

О том, как устроена государственная власть в республике,— в справке “Ъ”.

Согласно конституции страны, принятой в декабре 1992 года, Узбекистан является демократической республикой с президентской формой правления. Высшим должностным лицом республики является президент, он избирается всеобщим тайным голосованием сроком на пять лет. В декабре 1991 года на первых президентских выборах в Узбекистане главой государства был избран Ислам Каримов. На референдуме 1995 года полномочия господина Каримова были продлены до 2000 года большинством голосов. В 2002 году президентский срок по итогам референдума был увеличен с пяти до семи лет, однако в 2011 году сенат внес в конституцию поправку, сокращающую полномочия до пяти лет. Ислам Каримов переизбирался на пост главы государства в 2007 и 2015 годах.

Высшим государственным представительным органом законодательной власти в Узбекистане является парламент — Олий мажлис. После референдума 2002 года парламент был преобразован из однопалатного в двухпалатный. Верхняя палата — сенат, его члены избираются раз в пять лет тайным голосованием из числа депутатов региональных представительных органов (по шесть человек от каждой области, а также Ташкента и Республики Каракалпакстан). Кроме того, 16 из 100 сенаторов назначаются лично президентом из числа наиболее авторитетных граждан. Одно и то же лицо не может быть одновременно сенатором и депутатом законодательной палаты. Должность председателя сената с 22 января 2015 года занимает Нигматилла Юлдашев.

Исполнительную власть осуществляет кабинет министров во главе с премьер-министром. Кандидатура премьера выдвигается политической партией, имеющей парламентское большинство. С декабря 2003 года должность премьер-министра Узбекистана занимает Шавкат Мирзиеев.

Читайте также: