Периодизация древнего китая кратко

Обновлено: 07.07.2024

Говорить о Китае, история которого насчитывает несколько тысячелетий можно бесконечно много. Об истории Китая уже написано много интересных книг и статей, проведено большое количество исследований. В этой статье я бы хотел лишь обозначить основные моменты в истории этой удивительной страны.

Итак, согласно вышеупомянутой книге, история Китая распадается на следующие масштабные периоды:

  1. Архаический Китай (с раннего палеолита до возникновения государственности)
  2. Древний Китай (период ранних государств и период ранних империй)
  3. Традиционный Китай (с 3 века до 1912 года)
  4. Современный Китай (с 1912 года)

В историологии Китая эпоха правления пяти совершенномудрых государей древности 皇帝 (Желтого императора), Чжуань-сюя, Гао-синя, Яо и Шунь, продолжавшаяся с конца 27 века д.н.э до начала 23 века д.н.э., а также эпоха династии Ся (нач. 23 века д.н.э. до середины 18 века д.н.э.) считаются сугубо мифическими.

Древний Китай

Точное время возникновения иньского государства до сих пор не определено. Следует, наверное, объяснить само название Шан-Инь. Дело в том, что Шан - это название народа, который основал иньское государство (шанцы). Эти термины (Шан и Инь) часто используются как синонимы. Иньская эпоха обычно подразделяется на два периода: ранняя Инь (17-14 вв. до н.э.) и поздняя Инь. Какое значение имела иньская эпоха?

Во-первых, в этот период происходит зарождение письменности. Именно к этому периоду ученые относят гадательные кости – древнейшие образцы китайских письменных текстов, найденные при раскопках. (подробнее о гадательных костях).

Во-вторых, именно в эту эпоху получает большое развитие земледелие (переход от мотыжного к пашенно-подсечному земледелию с применением сохи).

В-третьих, происходит формирование основ политического устройства – Поздняя Инь представляет собой централизованное государство с иерархической социальной структурой, состоящей из двух сословий – аристократии (возглавляемой правителями) и простых людей.

Исследователи считают, что Иньская династия погибла именно из-за несостоятельности своего правящего режима, который был свернут следующей династией – Чжоу. Существует две точки зрения на происхождение чжоусцев. Одни считают, что чжоусцы были кочевниками, а другие говорят, что задолго до свержения иньской династии, чжоусцы вели оседлый образ жизни и развивались параллельно с иньцами. И те, и другие сходятся в одном: и иньцев, и чжоусцев могут относиться к единой культурной традиции, так как чжоусцы переняли все достижения иньцев, включая даже государственную модель.

Чжоуская эпоха также подразделяется на два периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11 в. – 771 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу, которая, в свою очередь, распадается на период 春秋 – Весен и Осеней (771 – 475 гг. до н.э.) и период Борющихся царств 战国 (475 – 256 гг. до н.э.). Постепенно прослеживается тенденция к децентрализации власти. Если Ранняя Чжоу является периодом расцвета заложенной еще в иньскую эпоху централизованной власти, то уже в период Весен и Осеней удельные владения превращаются в самостоятельные государственные образования. Стоит ли говорить об их чисто номинальной зависимости от центральной власти? И уже в период Борющихся царств произошел распад чжоуской государственности и образовалось несколько суверенных государств. Стоит перечислить наиболее влиятельные из них: Янь, Чжао, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь.

Несмотря на полную раздробленность государства, быстрыми темпами шло развитие сельского хозяйства (использование тяглового скота), развитие ремесел, декоративно-прикладного искусства, происходит освоение новых технологий – выплавки чугуна и стали, использование нефти и природного газа для освещения улиц и отопления жилищ. Также важно отметить дальнейшее развитие письменности и появление книги. Не менее важным является развитие духовной жизни китайского общества – происходит формирование философской мысли и выделение конфуцианства и даосизма.

Период ранних империй

Эпоха Цинь (221 – 206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

Ханьскую эпоху принято подразделять на Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н.э. – 9 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25 – 220 гг.). Временной промежуток между Ранней Хань и Поздней Хань занимает династия Синь, которая просуществовала всего 17 лет и была свергнута Восточной Хань.

Если говорить о каких-то преобразованиях китайского общества, то стоит в первую очередь отметить развитие чиновничества Ши и, конечно же, первые эпизоды взаимодействия китайцев с другими народами - этнической общностью гуннов (в китайском - сюнну). Взаимодействие заключалось в бесконечных войнах, которые всегда заканчивались подписанием мирных договоров и дипломатических соглашений, а потом опять перерастали в военные конфликты.

Так было до середины 1 века, когда Китаю все-таки удалось сокрушить гуннов. Именно к этому периоду относится становление Великого Шелкового Пути.

Таким образом, Ханьская эпоха стала очень важным этапом в истории развития Китая.

Традиционный Китай

В китайской историологии 3-6 вв. принято называть эпохой шести Династий ( 六朝 )и подразделять на несколько периодов:
- эпоха Троецарствия ( 三国 ), когда Китая поделили между собой три царства: Вэй, Шу, и У.
- Западная Цзинь (265-316 гг.) – непродолжительное объединение страны с восстановлением централизованной власти.
- эпоха Южных и Северных династий - 南北朝 (317-589 гг.) – здесь следует понимать, что северные династии были образованы гуннами и тобийцами, завоевавшими северный Китай и основавшими к концу 4 века государство Северное Вэй (386 – 534 гг.).

Собственно же китайское государство осталось лишь на Юге Китая (к югу от реки Янцзы), отсюда и название Южные династии. Не смотря на возможность объединения китайского народа перед очевидной опасностью дальнейших завоеваний Северного Вэй, на юге Китая за это время сменилось в общей сложности 5 династий.

Вновь объединить Китая удалось при династии Суй (589-618).

Если говорить о культуре и духовной жизни Китая в эпоху Шести династий, то стоит сказать, что именно на это время приходится становление буддизма в Китае и превращение его в одну их трех идеологий или учений – 三教 (вместе с конфуцианством и даосизмом).

Также быстрыми темпами развивается китайская литература (поэтическое творчество), живопись (пейзажная лирика, светская живопись), медицина. Также к этому периоду относится начало употребления китайцами чая в качестве повседневного напитка (для сравнения – в эпоху Хань чай применялся в лечебных целях).

Эпохи Тан и Сун принято называть классическим периодом в истории Китая.

В Танскую эпоху происходит дальнейшее развитие китайской государственности. В 7 веке Китай ведет войны за контроль над Великим Шелковым Путем, а также с корейскими царствами и Вьетнамом. Все эти войны заканчиваются победой Китая. Также Китай расширяет торгово-дипломатические отношения с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии, в т.ч. с Японией и с Индией. В результате в Китай проникли новые вероучения (нестерианство, манихейство, ислам) и технологии (ткацкое производство, разведение и обработка хлопка.

Большое развитие в Танскую эпоху получает литература (танская классическая поэзия, танская классическая новелла. Возникает система государственных экзаменов на официальный чиновничий чин (ученую степень) .

В 9 веке происходит постепенная деградация Танской эпохи. В последние годы происходило много восстаний и междоусобных войн. Период с 907 по 960 гг. в Китае принято называть эпохой Пяти династий и десяти царств – это еще один сложный период в истории Китая.

Таким образом, Сунская империя (960-1127 гг.) оказалась в окружении враждебных государств, которые к тому времени образовались в отдаленных районах Китая – киданьское и тангутское царства Ляо (916-1125 гг.) и Си Ся (1032-1227 гг.).

Тангутское царство отрезало Китая от многих торговых путей, включая Великий Шелковый Путь, и из-за этого Китай лишился многих торгово-экономических связей.

Стоит отметить, что несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, в культуре и духовной жизни Китая происходит дальнейшее развитие процессов, начавшихся в Танскую эпоху. Происходит развитие живописи (сунская классическая живопись), развиваются города, получает дальнейшее развитие зародившееся в Танскую эпоху театральное искусство в форме уличных представлений. Нельзя не упомянуть об изобретении книгопечатания, которое привело к появлению книжного дела и созданию библиотек.

Эпохи Тан и Сун, безусловно, являются одними из самых важных эпох в истории китайской культуры.

Эпоха Южная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1271-1368 гг.)

До начала 12 века сунской империи удавалось сдерживать угрозу нападения извне. Делалось это не военной силой, а заключением невыгодных мирных договоров и выплатой огромной дани. В 12 веке ситуация изменилась. На северо-западе Китая образовалось государство Цзинь (предки тунгусо-манчжурских народов), которые очень быстро завоевали киданьское и тангусткое царства и вторглись в Китай. Китай вновь стал ограничен рекой Янцзы. Все, что было севернее реки, принадлежало Цзинь. На Юге же образовалась империя Южная Сун. В это же время начинается монгольское завоевание. Правда, в самом начале Китай выступал союзником монголов и передавал им важные знания (например, искусство взятия городов). Но надежды Китая не оправдались – после уничтожения тангутского и чжурчжэньского царств, монголы решили наступать на Китай.

Китайцам ничего не оставалось сделать, как сдаться. Таким образом, с 1271 года началось царствование династии Юань. Первым императором стал внук Чингисхана – хан Хубилай.

Монгольское нашествие нанесло Китаю огромный урон в экономическом плане, центры хозяйственной деятельности были уничтожены, города разрушены. Монголы были слишком малочисленны, чтобы управлять завоеванной ими империей, и фактически, власть центральной администрации ограничивалась столицей (г. Даду на месте Пекина) и прилегающими к ней областями. На других же территориях правили люди, поступившие на службу к монголам – или чужеземцы, или китайцы. Таким образом, монгольские владения не представляли собой целостного государства, и в 1 пол. 14 века по стране прошла серия народных восстаний, которая и свергла монгольскую династию.

Не смотря на то, что от монгольского нашествия, Китай сильно пострадал экономически, духовная и культурная жизнь китайского общества практически не претерпела никаких изменений, а в некоторых областях даже получила дальнейшее развитие (живопись, театральное искусство – юаньская классическая драма).

Эпоха Мин (1368 – 1644)

Минской династии очень быстро удалось восстановить централизованную власть в Китае. Перед династией Мин стояла очень важная задача – восстановить все то, что было поломано монголами. Происходило восстановление разрушенных, строительство новых городов, восстанавливались и заново переиздавались литературные произведения. Но Минскую эпоху никак нельзя назвать периодом расцвета – это период консервации китайского общества, период тяжелого восстановления. В начале 16 века происходит серия китайско-португальских войн, в результате которых к Португалии отходит полуостров Аомынь, на котором была основана первая европейская колония – Макао. В 17 веке происходит серия военных конфликтов с Голландцами, которые захватили в 1624 году южную часть острова Тайвань. Все эти события безусловно отразились на формировании отрицательного отношения к Европе со стороны китайцев. Также в конце 16 века обостряются отношения Китая и Японии. В корейско-японской войне конца 16 века Китай становится союзником Кореи, и они одерживают победу над Японией.

Гибель Минской династии случилось снова из-за серии восстаний, прокатившихся по всей стране. Власть снова была дестабилизирована, чем и воспользовались внешние враги, в этот раз – маньчжуры.

Эпоха Цин (1644 – 1911)

Эпоха Цин – это период маньчжурского правления. Было бы неправильным считать, что произошло маньчжурское нашествие. В это время, как уже было отмечено выше, на территории всей страны происходили восстания, и так как у Минской империи не хватало сил для подавления восстаний на территории страны, было принято решение пригласить маньчжурскую армию на помощь. И маньчжуры, не встречая никакого сопротивления, спокойно дошли до Пекина, параллельно подавляя народные и крестьянские восстания. Это и стало временем начала владычества маньчжурской династии Цин.

Общекультурная ситуация, сложившаяся в Китае с приходом к власти маньчжуров было довольно противоречивой. С одной стороны, маньчжуры всячески унижали китайское население (заставляли носить мужчин косы в знак рабской подчиненности маньчжурам), а с другой стороны, признавали авторитет китайской духовной культуры.

Также стоит отметить, что маньчжуры боролись за свою этническую чистоту, т.е. запрещали браки с китайским населением, придерживались своих культурных обычаев и нравов. В этот период сложно говорить о каком-либо развитии китайской культуры. Скорее можно сказать, что китайская культура вступила в период стагнации, а некоторых областях и упадка.

Так продолжалось вплоть до второй половины 19 века. С середины 19 века по стране прокатились мощные антиправительственные и антиманьчжурские восстания. Самыми значительными были Тайпинское восстание (1850-1863 гг.) и восстание ихэтуаней (1900-1901 гг.). Кроме того, Англия, Германия, Франция (эпизодически Россия и Япония) вели колониальные войны на территории Китая (Первая, Вторая опиумные войны – 1840-42, 1856-60, Франко-китайская война – 1884-1885) и Китайско-японская война (1894-1895).

Китайско-японская война 1894-1895 гг. также ничем хорошим для Китая не закончилась. Остров Тайвань перешел к Японии, а иностранные государства разделили Китай на зоны влияния. Япония получила Южную Маньчжурию и Фуцзянь, Германия – полуостров Шаньдун, Великобритания - бассейн реки Янцзы и провинцию Гуандун, Франция – юго-западный Китай, а Россия – Маньчжурию. В 1898 году, кстати, в Маньчжурии был основан город Харбин.

Китай в 20 веке

В 1908 году умирает императрица Цы Си, фактически правившая Китаем с 1861 года. После нее на престол восходит император Пу И.

В 1912 году Пу И отрекается от престола, а командующий цинской армией Юань Шикай провозглашается временным президентом Китайской республики. Он устанавливает в стране единоличную диктатуру и распускает парламент. Так продолжается до 1916 года (смерть Юань Шикая). Но фактически, до 1949 года, страну все еще мучили различные междоусобные военно-политические конфликты.

В 1919 году происходит движение 4 мая ( 五四运动 ), которое способствовало появлению в Китае пролетариата. В 1921 году была создана Коммунистическая партия Китая ( 中国共产党 ). Начиная с 1924 года, в Китае проходят серии освободительных войн. Среди них Северный поход Национальной революционной армии (1924-1927 гг.), антияпонская война (1937-1945 гг.) и общенародная освободительная война (1945-1949 гг.).

Стоит также отметить, что именно в 1924 году КПК и Национальная партия (Гоминьдан) решают действовать сообща. Правда, союз этот длится недолго, и уже в 1927 года главнокомандующий правительственной армией Чан Кайши начинает гонения на представителей КПК. В 1934 году КПК с боями уходит в северо-западные районы – этот поход получил название Великий Поход. Их противостояние длится вплоть до 1949 года.

В 1930-х годах начинается японская интервенция. В 1932 году в северных и северо-восточных районах Китая было образовано государство Маньчжоу го,. Императором которого стал император Пу И, последний император династии Цин. Это государство полностью подчинялось Японии. В 40-х гг. Япония оккупировала Нанкин. Заканчивается это все только с окончанием антияпонской войны (1937-1945 гг.).
Первого октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. Чан Кайши и его сторонники перебираются на остров Тайвань, где продолжает быть Китайская республика.

В Китае начали строить социализм. Ведущую роль в национальной экономике играла общественная собственность на средства производства. Несмотря на то, что социалистические преобразования в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях были заметны, они все-таки не имели ожидаемого эффекта.

В 1954 году принимается первая конституция КНР. Мао Цзэдун избирается председателем ЦК КПК.

Следующим важным событием становится 1989 год, когда на площади Тяньаньмэнь проходят студенческая демонстрация, участники которой требуют срочного проведения демократических преобразований в Китае. Демонстрантов разгоняют с помощью бронетехники, в результате чего гибнут более 2000 человек.

В 1997 и 1999 году Гонконг и Макао (Аомэнь) возвращаются в состав КНР Англией и Португалией.

В марте 2003 года на 1-й сессии ВСНП 10-го созыва Ху Цзиньтао был избран Председателем КНР.

Начиная приблизительно с середины I тысячелетия до н. э. в Китае происходило формирование философской, общественно-политической и исторической мысли. Тогда в китайской культуре и установилось представление, что исторический процесс состоит из отдельных эпох (дай). Каждая эпоха строго соотносилась со временем существования определённого государства. Её конкретные хронологические рамки зависели, в свою очередь, от длительности правления одного царствующего дома — династии. Падение династии и приход к власти другого царствующего дома означали не просто смену политических режимов в рамках единого государства (как, например, смена династии Ланкастеров и Тюдоров в Англии). То было возникновение принципиально нового государства и наступление очередной исторической эпохи. Государство и историческая эпоха получали собственное название, которое использовалось и в качестве самоназвания всей страны.

Женщины, собирающие цветы. Фрагмент горизонтального свитка

Научная периодизация

Начиная со второй половины XIX в. изучение Китая превратилось в самостоятельную научную дисциплину (китаеведение, китаистика, синология). С этого времени исследователи неоднократно пытались создать другие варианты периодизации истории Китая, чтобы её было проще соотносить с мировым историческим процессом.

Бронзовый котёл дин. Восточное Чжоу. VIII-III вв. дон. э.

Азиатский деспотизм можно назвать строем всеобщего рабства. Только это не было рабство, подобное классическому рабству античности, — обычно при азиатском деспотизме людей не продают и не покупают. Можно ли свести китайскую историю к подобной схеме? Подавляющее большинство современных исследователей полагают, что нет, хотя в разные эпохи нетрудно обнаружить элементы азиатского деспотизма. Теория азиатского способа производства важна для понимания истории Китая. Но и она не объясняет всё, что происходило в процессе развития страны.

Письменные источники

Гадательные кости с надписями. Эпоха Шан. XIII—XI вв. до н. э.

В XI в. до н. э. делать надписи на гадательных костях перестали. Вместо них стали наносить текст на бронзовые сосуды (бронзовая эпиграфика); по-прежнему такие записи имели в первую очередь ритуально-религиозное предназначение. Сосуды отливали по случаю Кому-то знаменательных событий, дарили друг другу представители царствующего дома и знати, подносили храмам. Обо всём этом сообщалось в отлитых на металле надписях.

Книжный свиток с древнекитайским текстом в развёрнутом виде

Современная реконструкция древнекитайской бамбуковой книги

Пристальный интерес к истории и мысль, что следует учиться на уроках прошлого, относятся к числу наиболее ярких и самобытных примет китайской культуры.

Китайский лубок

Военачальник (справа) Мэнь Тянь (III в. до н. э.); ему приписывают изобретение кисти. Ханьский чиновник Цай Лунь (слева), который изобрёл бумагу, объясняет работнику, как её сделать. Китайский лубок

История Древнего Китая отходит в далекое прошлое: несколько тысяч лет назад уже образовывался великий Китай. Известны были и взлёты, и падения.

Периодизация Древнего Китая обусловлена сменой династий, которые и создают в итоге эту самую историю. Давайте рассмотрим ее.

 древний китай периодизация социальное и политическое устройство

Периодизация Древнего Китая

Все эти династии также делятся на несколько групп.

Этапы периодизации истории государства в Древнем Китае:

1. Первые люди в эпоху неолита.

2. Период с тремя первыми династиями, когда Китай был раздроблён, не было империи как таковой.

3. Традиционный Китай и империя.

Однако к Древнему Китаю относится период до начала Средневековья, заканчивается он на династии Хань. Весь период существования Древнего Китая можно выразить как застройку фундамента для великого государства, для такого, какое оно есть сейчас.

Рассмотрим ниже кратко историю цивилизации и периодизацию Древнего Китая, общественные и государственные строи, а также философию того времени и великие изобретения.

периодизация истории государства в древнем китае

Начало истории

Известно, что первые предки китайцев жили 400 тысяч лет назад в эпоху неолита. В пещере недалеко от Пекина были найдены останки синантропа. Первые люди уже владели окрашиванием и некоторыми другими навыками.

Вообще территория Китая удобна для жизни, поэтому история отходит в такое далёкое прошлое. Почва плодородна, а сама степь окружена морем, горами, что могло бы защищать людей от нападок врагов. Такое удобное расположение и привлекало первых жителей, которые являлись предками нынешних китайцев.

Учёным известно также, что существовало две культуры после синантропов: Яншао и Луншань. Вероятно, их было больше, но они смешались между собой. Археологически подтверждены только две.

Культура Яншао существовала 2–3 тысячи лет до нашей эры. Люди того периода жили на обширной территории от провинции Ганьсу и вплоть до юга Маньчжурии. Известно, что они могли делать красивые цветные керамические изделия.

Луншань же располагалась в основном на территории провинции Шаньдунь. В центральной части Китая обе культуры накладывались друг на друга. Люди тоже владели мастерством обработки керамики, но их основной гордостью было умение изготавливать из кости различные предметы. На некоторых из них, которые были найдены учёными, обнаружены выскобленные надписи. Это являлось первой предпосылкой для письменности.

Далее условно можно выделить несколько этапов периодизации истории и культуры Древнего Китая. Первые три династии относятся к этапу до образования Китайской империи, затем множество династий в период существовании Империи, а последним этапом следует строй без династий и современный Китай.

Династия Ся

Первой известной династией в хронологии и периодизации Древнего Китая является династия Ся. Основателем её был Юй, а существовала она с 2205 по 1557 год до нашей эры. По некоторым теориям, государство располагалось на всём востоке Северного Китая или же только на севере и в центре провинции Хэнань.

Первые правители справлялись со своими задачами управления государством неплохо. Главным достоянием эпохи Ся является календарь того времени, которым впоследствии восхищался сам Конфуций.

Однако упадок случился, а вызван он был давлением духовенства, а правители-духовники в скором времени стали пренебрегать своим обязанностями духовенства. Календарные даты начали путаться, сбивалась периодизация Древнего Китая, социальное и политическое устройство хромало. Этим ослаблением и воспользовался император Ли государства Шан, который начал последующую династию.

Династия Шан-Инь

Период правления начинается в XVIII или XVI веке до н. э. по разным теориям, а заканчивается в XII или XI веке до н. э.

Всего у этой династии насчитывается около 30 правителей. Ли Тан (основатель династии) и его племя верил в тотемизм. Они переняли обычай гадать на костях от культуры Луншань, также они использовали для предсказаний черепашьи панцири.

Во время правления Шан-Инь царствовала централизованная политика управления во главе с императорами династии.

Конец периоду пришёл, когда племена Чжоу свергли правителя.

Династия Чжоу

Чжоу — последняя могущественная династия первого этапа в периодизации истории государства Древнего Китая до формирования Китайской империи, которая существовала с IX по III век до нашей эры.

Существует два этапа: Западное и Восточное Чжоу. Западное Чжоу имело столицу Цзунчжоу на западе, а владения охватывали почти весь бассейн реки Хуанхэ. Суть политики того времени заключалась в том, главный император правил в столице, а его приближенные (обычно родственники) правили множествами уделов, на которые раскололось государство. Это повлекло за собой междоусобицы и борьбу за власть. Но в итоге более сильные владения порабощали более слабые.

древний китай периодизация общественный строй государственный строй

Китай в это же время защищался от постоянных нападок варваров. Именно поэтому правитель перешёл из западной столицы в восточную столицу Чэнчжоу в государстве Лои в 770 году до нашей эры, и начался период истории Древнего Китая под названием Западное Чжоу. Переезд правителя означал условно отказ от власти и от управления государством.

Весь Китай был расколот на несколько царств: Янь, Чжао, Сун, Чжэн, Лу, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь, и на множество мелких княжеств, которые большие царства со временем завоёвывали. Фактически некоторые царства были намного мощнее по политике, чем царство, где находился главный правитель Чжоу. Ци и Цинь считались наиболее сильными, и именно их правители вносили больший вклад в политику и в борьбу с варварами.

Концом династии послужило то, что все царства сражались между собой за власть. Победило самое мощное - Цинь с правителем Цинь Шихуанди, который после завоевания смог объединить весь Китай и начал новую династию. А сам правитель Чжоу потерял статус небесного мандата.

Так как правитель Цинь объединил весь Китай, то начался новый этап истории и периодизации Древнего Китая. Эпоха раздробленности сменилась эпохой императорского правления с объединёнными частями всего государства.

периоды истории древнего китая

Эпоха просуществовала недолго. Всего лишь с 221 по 207 год до н.э., но именно Цинь Шихуанди (первый император) вносит особый вклад в культуру Древнего Китая. В этот период построили Великую Китайскую стену — особое достояние государства, величие которого поражает до сих пор. Правитель Цинь Шихуанди провёл множество реформ. Например, денежную и судебную реформу, и также реформу письменности. При нём начали строительство единой сети дорог.

Несмотря на все плюсы, историки выделяют значительные минусы, которые и послужили причиной тому, что период Цинь просуществовал недолго. Цинь Шихуанди являлся сторонником легизма. Легизм — это философская школа того периода, суть которой была в очень жёстких мерах для людей и наказаниях за любые провинности и не только. Это повлияло на такой резкий скачок в виде побед над разными племенами и на столь быстрое строительство Китайской стены в целях защиты от варваров и вражеских пленен. Но именно жестокость повлекла нелюбовь людей и резкую смену династий сразу после смерти Цинь Шихуанди.

 древнего китая периодизация истории и культуры

Хань и Синь

Империя Хань просуществовала с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры. Её делят на два периода: Западная Хань (с 206 года до н. э. по 9 год н. э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25–220 гг. н. э.)

Западной Хань пришлось устранять последствия разрухи после периода Цинь. В империи царствовали голод и смертность.

Правитель Лю Бан освободил многих государственных рабов, которые стали невольными при Цинь за провинности. Он также отменил жёсткие налоги и сильные наказания.

Однако в 140-87 годах до н. э. империя вернулась к деспотизму, как и при правителе Цинь. Правитель династии У-ди снова ввёл высокие налоги, которые взимались даже с детей и пожилых людей (это повлекло за собой частые убийства в семьях). Территории Китая к этому времени сильно расширились.

Между Западной и Восточной Хань был промежуток династии Синь во главе с правителем Ван Ман, которому удалось свергнуть Восточную Хань. Он пытался укрепить свою власть путём проведения множества положительных реформ. Например, на каждую семью устанавливалась определённая территория земли. Если она была выше положенного, то часть отдавали бедным или людям без земли.

Лю Сю был выдвинут в кандидаты на трон. Он хотел уменьшить враждебность к власти у людей путём снижения налогов и освобождения рабов. Начался период Западной Хань. Это время тоже внесло значительный вклад в историю. Именно тогда установился Великий Шелковый Путь.

Хоть ханьский период был периодом подъёма, под конец эпохи после двадцатилетней войны началась постоянная борьба между полководцами династии и другими предводителями. Это повлекло за собой ещё одно волнение в империи и смертность.

Цзинь

Эпоху Цзинь и последующие периоды уже можно отнести к Средневековью, но рассмотрим самые первые династии, чтобы понять, к чему привела политика Древнего Китая и как правителям приходилось устранять последствия.

Численность населения после ханьских войн снизилась в несколько раз. Имели место также катаклизмы. Реки начали менять свои русла, тем самым вызывая наводнения и упадок хозяйства. Усугубляли ситуацию постоянные набеги кочевников.

В 249 году Сыма Чжао встал во главу власти государства Вэй. А его сын Сыма Янь, когда отец умер, занял престол и основал династию Цзинь. Сначала Вэй завоевал государство Шу, а затем и У. Периоду троецарствия пришёл конец, началась эпоха Цзинь (265–316 гг.). В скором времени кочевники завоевали север, столицу пришлось перенести из Лояна на юг Китая.

Сымя Янь начал раздавать земли своим родственникам. В 280 году вышел указ о надельной системе, суть которой была в том, что каждому человеку полагается земельный участок, но взамен люди должны платить казну. Это нужно было для улучшения отношений с простыми людьми, пополнения казны и поднятия хозяйства.

Однако это повлекло за собой не улучшение централизации, как полагалось, а наоборот. После смерти Сыма Яна в 290 году началась борьба между владельцами крупных уделов — родственниками умершего правителя. Она длилась 15 лет, с 291 по 306 год. В то же время на севере государства позиции кочевников укреплялись. Постепенно они располагались вдоль рек, стали выращивать рис и порабощать целые поселения людей.

В период Цзинь, как известно, начала укрепляться религия буддизма. Появлялось множество монахов и буддистских храмов.

Только в 581 году после длительного периода смуты Чжоу Ян Цзяну удалось объединить раздробленный кочевниками север. Начинается правление династии Суй. Затем он захватывает государство Чэнь на юге и тем самым объединяет весь Китай. Его сын Ян Ди занялся войнами с некоторыми государствами Кореи и Вьетнама, создал Великий канал для перевозки риса и улучшил Китайскую стену. Но люди находились в тягостных условиях, из-за чего началось новое восстание, и Яна Ди убили в 618 году.

Ли Юань основал династию, которая просуществовала с 618 по 907 год. Империя в этот период достигла своего расцвета. Правители Ли улучшили экономические связи с другими государствами. Города и численность в них стали увеличиваться. Начали активно развивать сельскохозяйственные культуры (чай, хлопок). Особенно в этом плане выделился сын Ли Юаня - Ли Шиминь, политика которого вышла на новый уровень. Однако в VIII веке достиг своего пика конфликт между военными и властью в центре империи. В 874 году началась война Хуан Чао, длившаяся вплоть до 901 года, из-за которой династия оборвалась. В 907–960 годах Китайская Империя снова была раздроблена.

Государственные и общественные строи Древнего Китая

Периодизацию всех периодов Древнего Китая можно рассматривать как сходные между собой этапы истории по своему устройству. В основе общественного устройства — коллективное земледелие. Основная деятельность людей — скотоводство и ремёсла (которые были развиты до высокого уровня).

На верхушке власти находилась аристократия, ниже находились рабы и крестьяне.

Ярко выраженным было родовое наследие. В период Шан-Инь каждому из родственников правителя давался особый титул в зависимости от того, насколько это близкие родственники. Каждый титул давал свои привилегии.

В периоды Инь и Западного Чжоу земля выдавалась только для пользования и хозяйства, но не как частное имущество. А с периода Восточного Чжоу землю уже раздавали для частного владения.

Рабы сначала были государственными, а затем стали частными. В их категорию обычно попадали пленные, совсем бедные общинники, бродяги и другие.

В этапах периодизации Древнего Китая общественного и государственного устройства можно выделить то, что в эпоху Инь в первую очередь наследовал трон брат умершего правителя, а в Чжоу титул переходил к сыну от отца.

При правителе царила дворцовая система управления.

Отдельно стоит выделить, говоря о периодизации истории государства и Древнего Китая: право уже существовало, но на начальном этапе сильно переплеталось с религиозными принципами и обычной этикой. Царил патриархат, почитали старших и отцов.

В V—III веках до н. э. право было неотъемлемой частью с жестокими наказаниями, в то время как раз уже был легизм. А при династии Хань снова люди вернулись к конфуцианству и идее гармоничного неравенства людей в зависимости от ранга.

Первые письменные источники права датируются примерно 536 годом до нашей эры.

Философия

В основе лежало триединство: небо, земля и сам человек. Люди также считали, что есть энергия Ци, а во всем должна быть гармония. Выделяли женское и мужское начало: инь и янь, которые взаимодополняли друг друга для гармонии.

Всего существует несколько основных философских школ того времени: конфуцианство, буддизм, моизм, легизм, даосизм.

    Конфуцианство — одна из первых школ. Основателем её был Конфуций, который жил в период Восточного Чжоу. У него не было цели основывать целую религию, но вся его философия очень приглянулась китайскому менталитету. У него было много учеников, которые и переняли все его мудрости и знания. Известно, что он написал важнейшую летопись хроники, описывающую весь этап Позднего Чжоу. Это, несомненно, внесло огромный вклад в историю. Сам философ же считал, что во всём можно достичь гармонии. Он взывал к этике, доброте и порядочному поведению с образованностью. Имел свои взгляды на правильное ведение политики того времени, что, конечно же, было немного идеализировано.

 древний китай периодизация общественное и государственное устройство

Таким образом, если обобщить сказанное, то можно сделать вывод: уже до нашей эры Древний Китай сформулировал определённую философию и придерживался некоторых религий, которые до сих пор в Китае являются неотъемлемой частью духовной жизни населения. В то время все основные школы менялись и лишь иногда накладывались друг на друга в зависимости от этапа периодизации.

Культура Древнего Китая: достояния, ремёсла и изобретения

Одними из самых великих достояний Китая и по сей день считаются Терракотовая армия и Великая Китайская стена. Самое удивительное здесь то, что построили их под управлением первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди из династии Цинь. Именно тогда царствовал легализм и жестокость к людям, которые под страхом и напором сооружали эти поистине великие сооружения.

 периодизация истории государства и права древнего китая

А вот к великим изобретениям можно отнести порох, бумагу, книгопечатание и компас.

Считается, что бумагу изобрёл Цай Лун в 105 году до н. э. Для её изготовления требовалась особая технология, которая все же напоминает нынешний процесс изготовления бумаги. До этого периода люди выскабливали письмена на панцирях, костях, глиняных табличках и бамбуковых свёртках. Изобретение бумаги повлекло за собой изобретение книгопечатания в более позднем периоде уже нашей эры.

Первое подобие компаса возникло ещё в Древнем Китае при династии Хань.

А вот ремёсел в Древнем Китае существовало бессчётное множество. Несколько тысяч лет до н. э. стали добывать шёлк (технология добычи которого долгое время оставалась секретной), появился чай, делали глиняные изделия и изделия из кости. Чуть позже появился Великий Шёлковый Путь, делали рисунки на шёлке, скульптуры из мрамора, роспись на стенах. И также в Древнем Китае появились всеми известные пагоды и иглоукалывание.

Заключение

Социальное и политическое устройство Древнего Китая (периодизацией от эпохи неолита вплоть до династии Хань) имело свои недостатки и достоинства. Последующие династие скорректировали способы ведения политики. А всю историю Древнего Китая можно описать как периоды расцетов и упадков, движущихся по спирали. Движущихся вверх, поэтому "расцветы" с каждым разом становились все усовершенствованнее и лучше. Периодизация истории Древнего Китая - объемная и интересная тема, которую мы рассмотрели в статье.

Периодизацию Древнего Китая можно разделить на следующие этапы, связанные с управлением конкретных фамильных родов:

  • Инь (Шан) – XVI-XI вв. до н.э.;
  • Чжоу – XI–III вв. до н.э.;
  • Цинь – 221–207 гг. до н.э.;
  • Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.

В течение последнего периода формируется процесс трансформации рабовладельческого государства в феодальное.

Образование Древнекитайского государства

Формирование древнекитайского государства, следуя китайской традиции, было смежное с покорением племенем Шан близлежащих племен. Важность удержания в покорном состоянии людей простимулировало процесс организации государства.

Правительственный строй Древнекитайского государства с течением времени превратился в классическую восточную тиранию. Царь считался средоточием высшей правительственной власти, управляющим войском, высшей судебной ступенью, верховным жрецом, считающим свое происхождение от бога. Высшие ступени в государственном механизме занимали родные царя, а более низкие – судей, писцов, сборщиков налогов и другие – специализированные служащие.

На верхней ступени в общественной иерархии был царь (Ван). Следом шел шанский рабовладельческий аристократический слой и жречество. Затем располагалась рабовладельческая аристократия завоеванных племен.

В зависимости от близости к царю знать наделялась званиями, которые давали право на различные преимущества.

Категории земель

Все территории разделялись на 2 категории:

Началами рабства были:

  • военная неволя;
  • продажа за задолжности;
  • обращение в рабство за различные криминальные действия;
  • получение рабов в виде подарка.

Рабы были в роли животных без права иметь семьи и имущество.

Второй этап формирования Китая

В XII в. государство Инь (Шан) подверглось жесткому перелому. Одновременно с этим укреплял свои позиции народ – Чжоу, которым управляло государство Шан. В 1027 г. до н.э. жители Чжоу нанесли удар войскам Шан. После этого династию Шан свергло племя Чжоу.

Правление династии Чжоу делится на три эпохи:

  • Западного Чжоу;
  • Восточного Чжоу;
  • Чжаньго.

Первые правители Чжоу расформировали своим родным и главам дружественных общин территории в наследственное пользование. В целом зафиксировано около 200 таких дарований. Хозяины участков сформировали классы наследственной знати – чжу хоу. Самые элитные звания – гун и хоу – имели ближайшие родные правителя. Гуны и хоу, в свою очередь, даровали своим самым родным звание даифу. Последний слой чжоуской элиты составляли служилые люди – ши – будущее поколение знатных граждан по боковой линии.

Верховное правительство в государстве было во власти царя (вана), который считался Сыном Неба (тянь цзы).

Все земли страны группировались на сферы во главе с правителями, которых назначал ван. Но в принципе это были обособленные царства. Главного объединяющего государственного механизма за весь период Чжоу не было.

  • на востоке – царство Ци;
  • на западе – царство Цинь;
  • в низовьях реки Янцзы – царства У, Юэ и Чу.

В V в. до н.э. государство разделилось на много отдельных территорий, которые вели между собой жестокую войну.

Но для сравнения двух этапов имелись справедливые поводы, смежные с глубокими изменениями в социальной и финансовой жизни Китая. Во многих царствах проводились политические перемены, направленные на локализацию преимуществ родовой аристократии и усиление единоличных полномочий правителя. Основной задачей данных изменений была привлечение всех сил государства в войне за существование.

Циньская империя

В III в. до н.э. чемпионом в этой схватке стало государство Цинь, превратившееся в мощную центральную страну. Важную роль для усиления Циньской державы имели изменения Шан Яна – чиновника Циньской территории (умер в 338 г. до н.э.). Для объединения государства управленческое разделение проводилось по территориальному положению, была легализована свободная продажа и приобретение территории, прописано налогообложение в соответствии с числом принадлежащих земель, было перевооружено и расформировано войско. В каждую из 36 полученных территорий были поставлены по 2 управителя, армейский и гражданский, бывшая аристократия была подвергнута постоянному наблюдению. Мера известности стали состояние и государственные достижения, старые титулы были отобраны. Были добавлены строгие законы, наказывающие за незначительные нарушения. Перемены Шан Яна способствовали мгновенному укреплению циньской армии и территории в целом. В 249 г. до н.э. циньские вооруженные силы разгромили домен чжоуского царя, тем самым завершив Чжоускую империю. В дальнейшие годы правителям Цинь получилось разбить и другие государства. К 221 г. до н.э. объединение государство закончилось.

Цинь Шихуанди

Правитель Цинь получил титул хуанди (император) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди, т.е. первый император Цинь.

Закончив слияние Китая, Цинь Шихуанди сразу сделал несколько значительных жестов, обозначающих его статус неизменного владыки. Он побывал на всей территории своей страны, расположив на многих ее частях памятные плиты, взошел на божественную гору Тайшань и сделал на ее пике жертвоприношение Небу, начал строительство величественных замков в столице и т.п.

Но еще более значимым явлением для дальнейшей истории Китая имели царские новшества, обратившие на стандартизацию политической и социальной жизни государства.

Цинь Шихуанди упразднил ранее удельную собственность и ввел целую структуру правления государством, разделив Китай на 36 областей, которые, в свою очередь, разделились на районы.

Были введены цельные положения правительственной службы и меры оценки служебных отличий служащих, причем местным чиновникам вменялось в обязательства чуть ли ни каждый день подавать своим начальникам доклады о положении дел в управах; даже отсутствие служащего на работе по состоянию здоровья следовало удостоверять на бумаге.

Подчиненным государствам запрещалось иметь оружием, и из изъятых циньскими властями медных мечей, копий и другого вооружения были отлиты 12 огромных статуй, которые поставили в циньской столице.

Цинь Шихуанди волновался о защите внешних границ своего государства. Он решил построить великие стены вдоль северных границ Китая, согнав на работы ни один миллион людей. Эта стена должна была уберечь Китай от набегов кочевых народов сюнну. Вместе с этим Цинь Шихуанди отправил войска на юг – в район нынешних столиц Гуандун и Фуцзянь. Там были возведены крепости и построены новые столицы, первое китайское поселение которых названы ссыльнопоселенцы.

Лю Баном

В 209 г. до н.э. на землях бывшей империи Чу закипело мощное восстание. Несколько лет позже одни из повстанческих вооруженных сил, под предводительством Лю Баном, нанесли мощное поражение цинским войскам.

Эршихуанди был убит своими же придворными, а Лю Бан, оккупировав столицу государства, стал создателем новой династии Хань. Вскоре ему удалось распространить свои полномочия на весь Китай.

Лю Бан не стал реставрировать циньский механизм управления. Он подарил семерым своим самым ближайшим помощникам титул царя, а позже передал наследственные участки еще 130 соратникам. Но все наследственные имущества располагались в восточных и южных областях государства, тогда как в западной части остались области и уезды, созданные Цинь Шихуанди. Заведенная Лю Баном система существовала еще в течение около 50 лет после его смерти, когда на престоле правили его сын и внук.

Император У-ди

Взошедший же на престол в 140 г. до н.э. правнук Лю Бана император У-ди совершил значительные меры для облегчения центральной власти. Теперь участок необходимо делить между всеми родственниками его владельца. Вместе с этим У-ди реставрировал существовавшее в Цинь ведомство участковых, мониторившее местное руководство.

Правителям территорий отныне назначалось в обязательства предложить для службы умных молодых граждан, а для подготовки следующих служащих в столице была создана определенная академия.

Основным государственным ведомством стал секретариат государя.

Ванами нового рода были созданы множество попыток ослабить остроту общественных столкновений.

В конце I в. до н.э. императором У-ди были введены локализация на объем земельных территорий и количество рабов, находящихся во владениях. Каждый должен иметь до 138 га земли и не более 200 рабов.

После смерти У-ди на ханьский престол взошли мало способные правители. При дворе был распространен фаворитизм, полномочия часто оказывались в руках временщиков из числа родни императриц или служителей императорского гарема. Одновременно большое количество крестьян – неизменной основой трона – разорялись и восполняли ряды бомжей или батраков имений громоздких землевладельцев.

Император династии Синь

Свой социальный образец Ван Ман нашел в представлении раннечжоуского государства. Он отменил куплю-продажу территории, которая была названа царской, возобновил структуру коммунального землевладения. Каждой семье был выдан пахотный участок. Купля-продажа рабов также была отменена, но одновременно возросло число правительственных рабов. Было введено правительственное управление рыночными ценами и процентными ставками по займам, подписана реформа в сфере денег и введено дополнительное налогообложение. Утвердилась правительственная монополия на изготовление монеты, холмистые и водные добычи.

Ван Ман хотел сосредоточить во власти государства все начала прибыли и создать сильную бюрократическую державу. Механизм государственных чиновников был усовершенствован, приведение на должности стало проходить на основе экзаменов.

Поздняя Хань

Но победа досталась наследнику известной ветви ханьского рода Лю Сю, который в 25 г. провозгласил реорганизацию Ханьской династии. Поскольку Лю Сю избрал своим центром Лоян, его род получил наименование Восточная, или Поздняя Хань.

Прошлое позднеханьского рода во многом похоже на историю ее предшественницы. На первых началах центральные полномочия восстановили наблюдение над всей территорией страны, хотя покой в державе был куплен ценой договора между руководством и местной элитой. Со временем увеличение большой земельной собственности и разорение крестьянства разрушили государство. Политически падение рода, как и в эпоху Ранней Хань, выразилось в увеличении императорских лидеров из числа родни императриц и дворцовых прислуги, что привело к усугублению противодействия между этими временщиками и постоянным чиновничеством. Общественная база власти постоянно сужалась, а вместе с этим уменьшались налоговые отчисления в казну.

В 184 г. разгорелись возмущения, известные как революция Желтых Повязок, сразу же заполонившие большинство центральных областей державы. Восстание Желтых Повязок было подавлено государственными военными силами и дружинами отдаленных магнатов, но ханьский двор бесповоротно потерял контроль над державой.

В 189 г. дворцовые военные силы провели побоище евнухов гарема императора, а затем вернувшиеся с границы армии генерала Дун Чжо окончательно разграбили столицу. Ханьская империя фактически была стерта. Правда, официально власть ханьского императора существовала еще 30 лет, пока конкуренты на трон выясняли отношения друг с другом. Почти все это время ханьский император был в положении полководца Цао Цао, который легко использовал влияние ханьского дома для того, чтобы укорениться в центральных территориях бывшей державы. В 220 г. Цао Пи, старший сын Цао Цао, подтолкнул ханьского управляющего отказаться от своего титула и объявил о воцарение рода Вэй.

Царство Вэй

Цао недолго являлись хозяевами в своей державе.

К этому времени Сыма Янь уже покорил себе империю Шу-Хань, а в 280 г. пало и Южнокитайское царство. Китай был снова заключен под власть рода Цзинь. Однако победа дома Сыма была кратковременной. В конце 311 г. внутри царствующей династии вспыхнула недопонимание между собой, которое привело в движение кочевые народы, уже давно существовавшие на северных и западных районах державы. В 308 г. Лю Юань назвал себя императором, а 3 года после конница кочевников завоевала и разграбила цзиньскую державу Лоян. Это происшествие можно назвать окончание эпохи древних империй.

Читайте также: